Ночь перед Рождеством характеристика образа Вакула-кузнец

Образ и характеристика Вакулы в повести Ночь перед Рождеством

Николай Васильевич Гоголь, стремившийся отыскать идеал русского человека, находит его в простых крестьянах, наделенных силой духа и любовью к жизни. К таким людям относится и кузнец Вакула, который встречается читателю в повести «Ночь перед Рождеством».

Кузнец Вакула – это человек, обладающий огромной энергией и неисчерпаемым задором. Он красив и добр, его сердце чисто, он всегда верен своим обещаниям и своему долгу. Он не боится препятствий, возникающих у него на пути, а, преодолевая их, он проявляет отвагу и находчивость.

Вакула влюблен в девушку Оксану, но красавица решила испытать его и заявила, что выйдет за него замуж только в том случае, если он достанет ей царицыны черевички. Ради любимой Оксаны Вакула готов совершить даже невозможное и без страха относится к опасностям, которые его подстерегают. Даже хитрому черту, пытавшемуся соблазнить кузнеца, предлагая ему руку Оксаны в обмен на его душу, не удается сбить кузнеца с намеченного пути, а наоборот, Вакула хитростью заставляет черта служить ему, а попав во дворец, Вакула не теряет самообладания и добывает черевички.

После того, как черевички были добыты, Вакула вернулся домой и приступил к своим обыденным, повседневным обязанностям. Пышному великолепию столицы он предпочитает тихую и размеренную жизнь. Со спокойной душой он идет свататься к красавице Оксане и получает согласие.

Вакула сумел побороться за свое счастье, несмотря на людские предрассудки и злобу, и пройти через препятствия ему помогли его находчивость, твердость духа и упорство. И это еще раз доказывает, что благородные стремления человека, его любовь и вера в конечном итоге будут вознаграждены.

Все герои повести Ночь перед Рождеством

Сочинение Кузнец Вакула

В повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» Вакула является главным героем. Он является молодым сельским кузнецом, настоящим знаток своего дела. Но кроме этого, он еще и известный как художник. Обычно он пишет картины на религиозные темы, а также образы святых. По характеру Вакула парень жизнерадостный, ответственный, всегда готов помочь, сильный. С самого детства помогает матери по хозяйству. В деревне его очень уважают.

Однажды ему пришлось нарисовать на стене церкви образ святого Петра в день Страшного суда. Он изобразил, как святой, держа ключи в руках, выгоняет из ада нечистого духа. А самого черта изобразил совсем перепуганным, что он бросался во все стороны, как будто знал заранее о своей смерти. За такую картину бес очень рассердился на Вакулу и в течение всей повести пытается ему отомстить за нанесенное оскорбление.

12 стр., 5647 слов

По повести ночь перед рождеством гоголя рассуждение

... к Вакуле из «Ночь перед Рождеством» Источник: http://literature.land/vse-sochineniya/sochineniya-po-proizvedeniyam/gogol-noch-pered-rogdestvom-harakteristika-vakuly.html Сочинение на тему: «Ночь перед Рождеством» «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя —забавная и волшебная повесть. Однако помимо шуток и предпраздничных ...

Вакула влюблен в Оксану. Оксана хоть и самая красивая девушка на все село, но и капризов у нее от этого не меньше. Когда Вакула предложил ей пожениться, то она ответила что согласится, только тогда, когда он принесет ей ботиночки самой царицы. Долго не думая, Вакула мчится к царице, чтобы любой ценой выполнить прихоть любимой. А в помощники себе берет никого другого как самого черта. Пока Вакулы нет, Оксана понимает, что бесконечно любит его и не нужны ей никакие туфли, только чтобы он вернулся и они были вместе.

Но Вакула все же их получил и счастье его безгранично. Сама царица была очарована Вакулой, его скромностью и простотой духа. А когда услышала просьбу с которой он прибыл к ней, то в тотчас же решила ему помочь и дала свои туфли. Вакула проявил находчивость и решимость чтобы выполнить желание любимой девушки. Все эти поступки Оксана оценила и очень счастлива иметь мужа именно его.

По замыслу автора, Вакула наделен такими чертами, как честность, трудолюбие, верность, упорство. По мнению автора, именно люди с такими чертами характера всегда смогут победить зло и вообще добиться всего чего желают.

Характер Вакулы из «Ночь перед Рождеством»

«Кузнец был богобоязливый человек и писал часто образа святых»

«Чего мне больше ждать? — говорил сам с собою кузнец. — Она издевается надо мною. Ей я столько же дорог, как перержавевшая подкова. Но если ж так, не достанется, по крайней мере, другому посмеяться надо мною. Пусть только я наверное замечу, кто ей нравится более моего; я отучу…»

«Нет, не могу; нет сил больше… — произнес он наконец. — Но Боже Ты мой, отчего она так чертовски хороша? Ее взгляд, и речи, и все, ну вот так и жжет, так и жжет… Нет, невмочь уже пересилить себя! Пора положить конец всему: пропадай душа, пойду утоплюсь в пролубе, и поминай как звали!»

Честный, смелый, находчивый, благочестивый, искренний, трудолюбивый.

Образец 3

Сказочная повесть Гоголя о чудесах рождественской ночи наполнена вихрем происшествий. События разворачиваются вокруг центрального персонажа – кузнеца Вакулы. Этого жизнерадостного и добродушного парня хуторяне считают трудолюбивым, надежным, участливым. В поступках Вакулы раскрывается его истинная сущность. Он способен верхом на черте въехать даже в царский дворец, совершив подвиг ради прихоти ветреной красавицы. Отчаянный поступок Вакулы помогает ему не только волшебным путем добыть черевички, но и завоевать любовь капризной невесты.

В произведении имеется множество героев, ситуаций и красочных описаний быта, нравов, образов, присущих обыкновенному украинскому поселению. Здесь не шепчут на ухо и не скрывают чувств. Здесь говорят то, что думают, а живут в ладах с совестью. Из многочисленных односельчан Вакула выделяется не только недюжинной физической силой, но и духовностью.

Он не просто деревенский кузнец, но еще и художник. В свой досуг он покрывает росписью посуду и стены церквей. За остроумное и выразительное изображение сцены изгнания нечистого из преисподней черт возненавидел искусного живописца. Он замыслил навредить кузнецу накануне святого праздника, а заодно и остальным хуторянам. Но дальнейшие события получили иное развитие.

На первый взгляд, кажется, что в сюжете произведения отсутствуют иносказания. Пристально всмотревшись в героя, удается заметить, что он не так простодушен. Он непринужденно одолевает множество соблазнов. Сначала Вакула сталкивается с чертом, но не сбивается с правильного пути. Под злокозненное влияние матери, ведьмы Солохи, он тоже не попадает. Самое большое искушение царскими покоями он легко выдерживает. Его не прельщает богатство и роскошь дворцового убранства. Он остается верен собственным ценностям: родному дому, созидательному труду, единственной любимой девушке. Выполнив долг, он возвращается в родное село.

4 стр., 1892 слов

Характеристика героя Оксана, Ночь перед Рождеством, Гоголь. Краткая, ...

... способным на самые искренние человеческие чувства. Отношение Оксаны из «Ночь перед Рождеством» к окружающим «Кучи девушек с мешками вломились в хату Чуба, окружили Оксану. Крик, хохот, рассказы оглушили кузнеца. ... замечательному тонкому юмору. Герой повести кузнец Вакула влюблен и хочет жениться на дочери кума Чуба — красивой украинской девушке Оксане. По словам кузнеца, Оксана для него — и «мать, и ...

В сравнении с Вакулой остальные герои повести выглядят смешными, а их качества – утрированными. Солоха – алчная и корыстолюбивая, дьякон – лукавый и бессовестный. В характере Чуба глупости больше, чем можно предположить у хуторского начальника. Вакула отличается от селян тем, что дорожит своими словами и не торопится бросать их на ветер. Ведь самый строгий судья для него – собственная совесть.

В борьбе за счастье Вакула преодолевает предрассудки, тщеславие, злобу. Он стал победителем благодаря твердому характеру, настойчивости и вере в себя.

Поступки Вакулы из «Ночь перед Рождеством»

  • Я готов! — сказал кузнец. — У вас, я слышал, расписываются кровью;
  • постой же, я достану в кармане гвоздь! — Тут он заложил назад руку — и хвать черта за хвост.

— Постой, голубчик! — закричал кузнец, — а вот это как тебе покажется? — При сем слове он сотворил крест, и черт сделался так тих, как ягненок. — Постой же, — сказал он, стаскивая его за хвост на землю, — будешь ты у меня знать подучивать на грехи добрых людей и честных христиан! — Тут кузнец, не выпуская хвоста, вскочил на него верхом и поднял руку для крестного знамения.

Находчивостью сумел поставить нечистую силу себе на службу. Упорством и любовью смог завоевать сердце Оксаны. При этом Вакула – набожный человек.

Речь Вакулы из «Ночь перед Рождеством»

  • Убирайся к черту с своими колядками! — сердито закричал Вакула. — Что ж ты стоишь? Слышишь, убирайся сей же час вон!

«Смейся, смейся! — говорил кузнец, выходя вслед за ними. — Я сам смеюсь над собою! Думаю, и не могу вздумать, куда девался ум мой. Она меня не любит, — ну, Бог с ней! будто только на всем свете одна Оксана. Слава Богу, дивчат много хороших и без нее на селе. Да что Оксана? с нее никогда не будет доброй хозяйки; она только мастерица рядиться. Нет, полно, пора перестать дурачиться.»

Кузнец и себе не хотел осрамиться и показаться новичком, притом же, как имели случай видеть выше сего, он знал и сам грамотный язык.

  • Губерния знатная! — отвечал он равнодушно. — Нечего сказать: домы балшущие, картины висят скрозь важные. Многие домы исписаны буквами из сусального золота до чрезвычайности. Нечего сказать, чудная пропорция.

Речь Вакулы твердая решительная, простая и емкая. Вакула не пускает слов на ветер. Он может говорить с позиции силы. При этом, оставаясь в душе искренним и чувственным человеком, своими словами он может завоевывать расположение окружающих. Наряду с простым разговорным языком, в его речи используются и малоупотребительные в этой среде слова. Их, однако, он может использовать, чтобы придать большую вескость его словам и делам перед незнакомыми людьми.

10 стр., 4609 слов

Образ и характеристика кузнеца вакулы в повести ночь перед рождеством ...

... Сочинение Кузнец Вакула В повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» Вакула является главным героем. Он является молодым сельским кузнецом, настоящим знаток своего дела. Но кроме этого, он еще и известный как ... достанет ей царицыны черевички. Даже хитрому черту, пытавшемуся соблазнить кузнеца, предлагая ему руку Оксаны в обмен на его душу, не удается сбить кузнеца с намеченного пути, а наоборот, Вакула ...

Видео характеристики героя (для тех, кто предпочитает слушать)

В повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» присутствуют самые разные персонажи, как сказочные, так и реальные. Одним из таких персонажей является Вакула, обычный деревенский кузнец. Это симпатичный молодой человек, обладающий достойными человеческими качествами. Вакула влюблён в дочку казака Чуба, ветреную и капризную красавицу.

В свободное от кузни время, Вакула занимается рисованием, и считается среди хуторян неплохим живописцем. Односельчане с удовольствием отдают ему расписывать посуду. Кузнец, верующий человек, и искусно изображает лики святых. Вершиной его творчества считается картина, на которой изображён чёрт, подвергающийся божьей каре. С той поры, как кузнец изобразил мерзопакостного беса, он стал для чёрта врагом номер один. Чёрт строит различные козни кузнецу, и в эту рождественскую ночь дьявол опять хочет досадить Вакуле.

Вакула, добродушный, но сильный и решительный детина, не поддаётся дьявольской силе. Напротив, он сумел использовать беса в достижении своих целей. Капризная Оксана поставила ему условие, что выйдет замуж в том случае, если Вакула добудет ей черевички с ног самой царицы. Вакула, не поддавшись на уговоры чёрта продать ему душу, сумел оседлать это дьявольское отродье, и верхом на чёрте отправился в Петербург.

Бесхитростный и честный, он и во дворце смог всех очаровать. Своим простодушием расположил к себе царицу, и она подарила кузнеца вакулы в повести ночь перед рождеством гоголя 5 класс">кузнецу свои черевички. Вакула вернулся на хутор с подарком для своей невесты. Поддерживающий традиции и обычаи своего народа, кузнец с подарком для Оксаны и подношением для её отца, пришёл свататься к Чубу. Старому казаку пришлось по душе уважительное отношение молодого парня, и он согласился отдать ему свою дочь в жёны. Да и Оксана поняла, что лучше Вакулы нет жениха.

Достойные качества человека всегда приводят к победе.

Ночь перед Рождеством характеристика образа Вакула-кузнец

НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ

повесть (1831)

Вакула-кузнец

В. влюблен в капризную дочь богатого казака Корния Чуба, черноокую семнадцатилетнюю Оксану. Та в насмешку требует добыть для нее черевички (туфельки), какие носит сама царица, — иначе не выйдет замуж за В.; кузнец бежит из села с намерением никогда в него не возвращаться — и случайно прихватывает мешок, в который его мать, сорокалетняя ведьма Солоха, спрятала ухажера-черта, когда нагрянули к ней другие кавалеры. Повторив сюжетный ход повести о св. Иоанне, архиепископе Новгородском, и св. Антонии Римлянине, В. исхитряется оседлать черта и, угрожая тому крестом, отправляется в Петербург. Смешавшись с толпой запорожцев, проникает во дворец; выпрашивает у Екатерины Великой царские черевички. Тем временем напуганная Оксана успевает без памяти влюбиться в кузнеца, понапрасну ею обиженного и, может статься, потерянного навсегда. Черевички доставлены, но свадьба состоялась бы и без них.

13 стр., 6413 слов

По произведению ночь перед рождеством гоголя

... в финале замечательной повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством», главный герой – кузнец Вакула всё-таки обрёл своё счастье! Анализ повести "Ночь перед Рождеством" Анализ повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» (1831) Ночь перед Рождеством История создания повести «Ночь перед Рождеством» «Ночь перед Рождеством» «Вечера на хуторе близ Диканьки» Все события в повести протекают в ...

От сцены к сцене тональность повествования все мягче, все насмешливее; образ «мирового зла», с которым предстоит совладать кузнецу, все несерьезнее. Развязывая мешок с чертом, В. задумчиво произносит: «Тут, кажется, я положил струмент свой»; и на самом деле — нечистой силе предстоит послужить «струментом» ловкому кузнецу; не поможет и жалобно-комичная просьба черта: «Отпусти только душу на покаяние; не клади на меня страшного креста!»

Как большинство героев «Вечеров», В. прописан в полулегендарном прошлом. В данном случае это условный «золотой век» Екатерины, накануне отмены запорожской вольницы, когда мир не был еще так скучен, как сейчас, а волшебство было делом обычным, но уже не таким страшным, как прежде. Ведьмы и демоны не то чтобы приручены, но уже не всевластны и подчас смешны. Черт, верхом на котором путешествует В., — «спереди совершенно немец», с узенькой вертлявой мордочкой, кругленьким пятачком, тоненькими ножками. Он скорее похож на «проворного франта с хвостом», чем на черта, избиваемого во время Страшного суда грешниками, каким изобразил его В. (В. не только кузнец; он еще и богомаз) на стене церкви, до петербургского вояжа. И тем более не похож он на того страшного дьявола в аду, какого В. намалюет позже, «во искупление» этой поездки («такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо <…> бач, яка кака намальована!»).

Больше того, самый образ оседланного черта отражен во множестве сюжетных зеркал (мать В., «черт-баба» ведьма Солоха, в самом начале повести неудачно приземляется в печке — и черт оказывается верхом на ней; отец Оксаны Чуб, один из многочисленных ухажеров Солохи, спрятан в мешок, где уже сидит дьяк); то, что смешно, уже не может быть до конца страшно.

Это во-первых; во-вторых, В. соприкасается с нечистью, используя зло во благо (хотя бы свое личное благо — не когда-нибудь, а именно в ночь перед Рождеством. По логике «Вечеров», в «малом», календарном времени языческая обыденность настолько отличается от навечерий церковных праздников, насколько в большом, историческом времени ветхая древность отличается от недавнего прошлого. Чем ближе к Рождеству и Пасхе, тем зло активнее — и тем оно слабее; предрождественская ночь дает нечисти последний шанс «пошалить» — и она же ставит предел этим «шалостям», ибо повсюду уже колядуют и славят Христа.

В-третьих, В. при всей своей «кузнечной» силе невероятно простодушен. А главное, он самый набожный из всех жителей села; о набожности героя рассказчик сообщает с мягким юмором, — но возвращается к этой теме неотступно, вплоть до финала. (Вернувшись из «путешествия», В. просыпает праздничную заутреню и обедню, огорчается, воспринимает это как расплату за общение с нечистым, которого он на прощание высек, но не перекрестил; успокоение приходит к герою лишь после твердого решения в следующую неделю исповедаться во всем попу и с сегодняшнего дня начать бить «по пятидесяти поклонов через весь год».)

Потому-то В., будучи сыном «ведьмы» и личным врагом обиженного им черта, может лицом к лицу повстречаться с нечистью — и остаться невредимым. Касается это не только основной сюжетной линии, но и побочных ее ответвлений.

1 стр., 433 слов

Как Вакуле удалось преодолеть козни черта

... ей черевички. Действительно, такого человека просто нельзя не любить. Вакула боролся за свое счастье и победил, успешно преодолев любые препятствия. И победил он благодаря твердости своего ... человеком, он в одну ночь решился отправиться к запорожцу Пацюку, знающему всех чертей. От Пацюка кузнец узнал, что черт за его спиной. Но ради Оксаны кузнецу даже сам ...

Отправленный Оксаною за черевичками (по сказочному принципу «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»), В. должен обрести волшебного помощника — ибо в одиночку ему не справиться. Добрые помощники в повестях цикла практически отсутствуют; потому В. прямиком направляется к Пузатому Пацюку, про которого все говорят, что он «знает всех чертей и все сделает, что захочет».

Пацюк изгнан (или, скорее, бежал) из Запорожья, что вдвойне нехорошо. Сечь находится за порогом нормального мира, как черт находится за его чертою; но даже из Запорожья за добрые дела не выгоняют. Живет он на отшибе, никуда не выходит; сидит по-турецки. Нечто «иное», чуждое, басурманское проступает и в его облике: низенький, широкий, в таких необъятных шароварах, что, когда он движется по улице, кажется, будто кадь идет сама собою. Съев миску галушек, Пацюк принимается за вареники, причем они сами прыгают в сметану, а затем отправляются в рот к едоку. Но даже увидев все это; даже поприветствовав Пузатого Пацюка словами: «Ты <…> приходишься немного сродни черту»; даже получив двусмысленный ответ: «Когда нужно черта, то и ступай к черту <…> тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами», — В. все еще не понимает, куда и к кому он угодил. И только лишь сообразив, что Пацюк жрет скоромное в ночь перед Рождеством, когда положена «голодная кутья», да и то лишь после звезды (тем более что звезды украдены с неба Солохой и ее франтоватым дружком, который и сидит у В. за плечами, в мешке), В. догадывается, кто сидит перед ним. Пацюк не просто «знает всех чертей», не просто «сродни черту»; он и есть самый настоящий черт. А его «хата» — потусторонний мир; вареник, который сам собою попадает в рот В., — своеобразное мифологическое «испытание». (Живые не могут есть «загробную» пищу.) Любому герою повестей из древней, «мифологической» жизни такой визит в логово «врага» обошелся бы дорого, в лучшем случае стоил бы жизни, в худшем — души. Однако набожный, хотя и не слишком быстро соображающий (по крайней мере, в этой сцене) кузнец запросто покидает «заколдованное место», чтобы буквально в следующем эпизоде оседлать другого черта: поменьше, поглупее и посговорчивее Пацюка.

Затем В. мужественно переносит опасный полет — и попадает в Петербург. Это во всех отношениях странное место, плавающее в море огней (как бы поменявшееся «ролями» с рождественским небом), отделенное от остального мира шлагбаумом. А значит, подобно Сечи, пребывающее за порогом. Удивительно ли, что В. с чертом немедленно попадают в компанию запорожцев, год назад проезжавших через Диканьку. Продемонстрировав им свое умение говорить «по-русски» («Што, балшой город» — «чудная пропорция»), В. с помощью хвостатого «стру-мента» заставляет запорожцев взять себя во дворец.

С дворцом все тоже обстоит далеко не просто.

Рядом с ангелоподобной государыней оказывается двусмысленный персонаж — плотный человек в гетьманском мундире, который мало того что крив (первый признак «дьяволоватос-ти»), но и учит казаков лукавить. То есть ведет себя, как самый настоящий черт, лукавый. Прямой, этимологический, смысл «темной», демонической фамилии подчеркнут соседством с «лучезарным» титулом «Светлейший» («Светлейший обещал меня познакомить сегодня с моим народом…»).

Но простодушный В. снова не понимает, кто стоит перед ним (тем более что образ Потемкина уравновешен в этой сцене образом правдивого писателя Фонвизина, который тоже находится в окружении императрицы и олицетворяет «доброе», честное начало петербургской жизни).

14 стр., 6971 слов

Проблема жизни и смерти в разных культурах современного мира

... - особенности проблемы жизни и смерти у представителей разных культур современного мира и их сравнение. Специфика раскрытия сути проблемы жизни и смерти в разных культурах современного мира будет состоять, во-первых, в общем раскрытии понятий «жизнь», «смерть», «проблема жизни и смерти», во-вторых - в углублении в религиозный и философский ...

И снова духовное неведение сходит В. с рук. Он — не запорожец; он — не лукавит; он мимо Светлейшего Потемкина обращается напрямую к царице, чьи «сахарные ножки» искренне восхищают его, — и потому получает от нее желанные черевички. Тогда как хитрые запорожцы вскоре останутся с носом — Сечь, которую они просят сохранить, ради чего и прибыли в столицу империи, будет упразднена в 1775 г.

Впрочем, упразднение Сечи будет означать не только окончательное завершение «мифической древности», но и «начало конца» романтически-легендарного прошлого. Путь к нестрашной, но скучной современности открыт; малому «дитяти» В. и Оксаны суждена жизнь в мире, где приключения, подобные тем, что выпали на долю В., станут уже невозможными, ибо старинная нечисть окажется окончательно вытесненной из реальности в область побасенок Рудого Панька и в сюжеты церковных росписей кузнеца В.: «…яка кака намальована!»