Гоголь Н. В. Мертвые души, Чичиков у Ноздрева. Роль эпизода

Павел Иванович Чичиков – главный герой произведения Гоголя «Мертвые души». Это бывший чиновник — умный, хитрый, и жадный человек. Он тщательно следит за своим внешним видом, всегда одет с иголочки. Чичиков занимается скупкой у помещиков «мертвых душ» крепостных крестьян, с целью провести аферу и получить выгодный кредит в банке.

Ноздрёв – один из помещиков, с которым Павел Иванович пытается провернуть сделку. Во многом герои похожи по характеру. Ноздрёв такой же плут и мошенник, как и Чичиков.

Они знакомятся во время обеда у прокурора и, спустя какое-то время, случайно встречаются в одном из трактиров. Ноздрёв приглашает Павла Ивановича в гости в своё имение. Чичиков соглашается, так как надеется купить у него мёртвых душ. Ноздрёв хвастается перед Чичиковым своими владениями, при этом постоянно привирая. На самом деле в хозяйстве помещика царит полнейший хаос. Его крепостные крестьяне разорены, так как хозяин ведёт разгульный образ жизни, проводя время в кутежах и в азартных играх; на охоте и ярмарках, проматывая ради утех всё своё состояние.

Чичикова раздражают ложь, позёрство и наглость Ноздрёва.

Во время обеда помещик пытается споить гостя, но Павел Иванович предугадывает его намерения и незаметно сливает алкогольные напитки в тарелку.

После трапезы Чичиков просит хозяина продать ему умерших крестьян, но тот предлагает гостю выиграть их в карты. Павел Иванович соглашается только на игру в шашки, во время которой между ними происходит ссора из-за жульничества Ноздрёва. Чтобы спастись от побоев и позора Чичикову приходится бежать от буйного и неуправляемого помещика. Таким образом, Павлу Ивановичу не удаётся совершить сделку с Ноздрёвым.

Уезжая из его имения, Чичиков долго не может прийти в себя, боясь преследования со стороны помещика. Павел Иванович думает о Ноздрёве, как о скверном человеке, хотя и сам мало чем отличается от него. Оба этих героя являются авантюристами. Ради достижения своих целей они не гнушаются ничем, легко переступают через все нравственные нормы и законы.

Кто такие Чичиков и Ноздрев?

Павел Иванович Чичиков — бывший чиновник, а ныне махинатор. Этот коллежский советник в отставке занимался скупкой «мертвых душ» (то есть письменных свидетельств об умерших крестьянах) для того, чтобы заложить их, как живых, получить кредит в банке и приобрести влияние в обществе. Он следит за собой, щегольски одевается. Чичиков даже после пыльной и дальней дороги умудряется выглядеть так, как будто только что побывал у цирюльника и портного.

13 стр., 6448 слов

Реферат павел иванович чичиков

... возрастом. Чичиков Павел Иванович — по мнению Тентетникова, первый человек в его жизни, с которым можно век прожить и не поссориться. Со времени действия первого тома немного постарел, но тем ... ётся приобресть — у помещиков появилась мода закладывать души в ломбард. Покупает небольшое имение у одного из помещиков, а ближе к концу романа попадается на афере с чужим наследством. ...

Ноздрев — это 35-летний молодцеватый «говорун, кутила, лихач». Это третий помещик в произведении, с которым Чичиков решил затеять торг о мертвых душах. Попробуем ответить на вопрос о том, как относился Чичиков к Ноздреву. Для этого следует проследить всю историю их взаимоотношений.

Гоголь Н. В. Мертвые души, Чичиков у Ноздрева. Роль эпизода , Гоголь Н. В.

Сочинение по произведению на тему: Чичиков у Ноздрева. Роль эпизода

Поэма Н. В.Гоголя «Мертвые души» была впервые опубликована в 1842 году, почти за двадцать лет до отмены в России крепостного права, в годы, когда в стране стали появляться первые ростки новой, капиталистической формации.

Главной темой в поэме является изображение помещичьей России. Главные герои — помещики, первое сословие Российского государства, основа основ самодержавия, люди, от которых во многом зависит экономическое и социальное положение страны.

Центральное место в первом томе занимают пять «портретных» глав (со второй по шестую).

Эти главы, построенные по одинаковому плану, показывают, как на почве крепостничества складывались разные типы крепостников и как крепостное право в 20-30-х годах XIX века, в связи с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к экономическому упадку.

Сюжет поэмы «Мертвые души», подсказанный А. С.Пушкиным, очень прост. Гоголь рассказал в своем произведении о похождениях некоего авантюриста, придумавшего своеобразный план обогащения: он скупал у помещиков умерших крестьян с тем, чтобы заложить их как живых в Опекунском совете.

И вот Павел Иванович Чичиков, человек «темного и скромного происхождения», плут и хитрец, отправляется по помещичьим усадьбам в поисках мертвых душ. На своем пути главный герой сталкивается с очень разными представителями помещичьего мира.

Чичиков уже получил в подарок от прекраснодушного Манилова столь нужные ему мертвые души, уже повстречался с «дубинноголовой» помещицей Коробочкой и направлялся в усадьбу Собакевича, когда в трактире у дороги повстречался с Ноздревым. Чичиков уже был знаком с этим «очень недурно сложенным молодцом с полными, румяными щеками, с белыми, как снег зубами и черными, как смоль, бакенбардами» — они встречались на обеде у прокурора.

Получив от Ноздрева приглашение посетить его поместье по пути к Собакевичу, Чичиков, не долго думая, соглашается. Видимо, он надеялся «даром выспросить» мертвых душ и у этого радушного барина.

Гостю были показаны водяная мельница, кузница, поле, но Особой гордостью хозяйства Ноздрева были лошади и собаки. «Вошедши во двор, увидели они там всяких собакЕ Штук десять из них положили свои лапы Ноздреву на плеча». Чичикова же пес Обругай «лизнулЕ языком в самые губы». Для Павла Ивановича, человека чрезвычайно аккуратного, тщательно следившего за опрятностью своего платья, это было крайне не приятно. Но пришлось терпеть — ради своего «главного предмета» — приобретении мертвых душ.

После осмотра хозяйства господа прошли в кабинет хозяина, где, «впрочем, не было заметно следовЕ книг или бумаги». Зато были продемонстрированы гостям дорогие ружья, кинжалы, трубки и шарманка. Показывая свои сокровища, Ноздрев без удержу хвалился их ценностью и уникальностью. Обед, который «не составлял у Ноздрева главного в жизни», не удался, «зато хозяин налег на вина».

3 стр., 1139 слов

Образ и характеристика Ноздрева в поэме Мертвые души Гоголя

... Ноздрев. Это человек, предпочитающий гулянки, ярмарки, балы и торжества. Герой является частым участником каких-то драк и конфликтов. Неудивительно, что встреча Чичикова и Ноздрева по поводу купли-продажи мертвых душ ... Сочинение на тему Ноздрёв (Мертвые души) Ноздрёв – молодой и пышущий энергией мужчина, лет тридцати пяти. Как описывает автор, «человек ... щеками. ».Прослеживается образ русского богатыря. ...

Понимая, что имеет дело с человеком эмоциональным и азартным, Чичиков поспешил перейти к обсуждению своего дела как можно скорее. Ноздрева не ввело в заблуждение утверждение Чичикова о том, что души ему нужны для придания веса в обществе. «Я знаю тебя: ведь ты большой мошенник, я бы тебя повесил на первом дереве». Он не хочет ни подарить мертвые души Чичикову, ни продать — только выменять или сыграть на эти души в шашки. Но Ноздрев не играет с Чичиковым — он плутует, пытается обдурить партнера. Конфликт перерастает в ссору, и Чичиков едва уносит ноги.

Весьма понятно, что общение с Ноздревым оставило Чичикова в весьма неприятном расположении духа. Человек неглупый и разбирающийся в человеческих натурах, он понимал, что Ноздрев — «человек-дрянь» и не следовало посвящать его в столь деликатное дело. Но, видимо, успех предприятия вскружил голову Павлу Ивановичу.

Рассматриваемый эпизод служит раскрытию образа Ноздрева. Это человек «на все руки». Его увлекает пьяный разгул, буйное веселье, карточная игра. В присутствии Ноздрева ни одно общество не обходится без скандальных историй, поэтому автор иронически называет его «историческим человеком». Болтовня, хвастовство, вранье — самые типичные черты Ноздрева. По оценке Чичикова, Ноздрев — «человек-дрянь», он держит себя развязно, нагло и имеет «страстишку нагадить ближнему».

А что же мы узнаем из этого эпизода о господине Чичикове? Мы видим не любезного и светского Павла Ивановича, который совсем недавно гостевал у Манилова. Речь и манеры его заметно изменились, он, конечно не такой грубиян и наглец, как Ноздрев, но в словах его появилась резкость, смешанная с хладнокровием.

Объясняя замысел «Мертвых душ», Гоголь писал, что образы поэмы —

«ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других». В Гоголевской галерее образов помещиков портрет Ноздрева «висит на третьем гвозде». Этот герой не так безобиден, как Манилов, и совсем не туп, как Коробочка. Но он пошл и глубоко порочен, Ноздрев — воплощение русского хамства. Гоголь писал о Ноздреве: Ноздрев долго не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане». Кажется, прав был Николай Васильевич — слишком часто в сегодняшней жизни мы встречаем ноздревых в ладно скроенных пиджаках. Но и чичиковых в нашем настоящем достаточно — людей хитрых, изворотливых, «неуловимых, как вьюн». Неужели слова А. С.Пушкина «Боже, как грустна наша Россия!» актуальны и в наши дни?

ЧИЧИКОВ У КОРОБОЧКИ. РОЛЬ ЭПИЗОДА

Поэма Н. В.Гоголя «Мертвые души» была впервые опубликована в 1842 году, почти за двадцать лет до отмены в России крепостного права, в годы, когда в стране стали появляться первые ростки новой, капиталистической формации.

Главной темой в поэме является изображение помещичьей России. Главные герои — помещики, первое сословие Российского государства, основа основ самодержавия, люди, от которых во многом зависит экономическое и социальное положение страны.

Центральное место в первом томе занимают пять «портретных» глав (со второй по шестую).

Эти главы, построенные по одинаковому плану, показывают, как на почве крепостничества складывались разные типы крепостников и как крепостное право в 20-30-х годах XIX века, в связи с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к экономическому упадку.

2 стр., 724 слов

Отношение Чичикова к Ноздреву

... поэму «Мертвые души». В поэме Мертвые души Гоголя Вариант 2 После посещения Коробочки Чичиков останавливается в трактире, в котором встречает своего недавнего знакомого - Ноздрева. Последний “в несколько минут ... Чичиков знакомится с Ноздревым в одном старом трактире. Видя в помещике возможность приобрести у него души, Павел отправляется вместе с ним в его хозяйство. Там Ноздрев проводит для гостя ...

Сюжет поэмы «Мертвые души», подсказанный А. С.Пушкиным, очень прост. Гоголь рассказал в своем произведении о похождениях некоего авантюриста, придумавшего своеобразный план обогащения: он скупал у помещиков умерших крестьян с тем, чтобы заложить их как живых в Опекунском совете.

И вот Павел Иванович Чичиков, человек «темного и скромного происхождения», плут и хитрец, отправляется по помещичьим усадьбам в поисках мертвых душ. На своем пути главный герой сталкивается с очень разными представителями помещичьего мира.

Получив в подарок от прекраснодушного Манилова столь нужные ему мертвые души, Чичиков в благостном расположении духа направляется к другому помещику — Собакевичу. Но в дороге кучер заблудился, «бричка ударилась оглоблями в забор. Ехать было решительно некуда».

Так, по воли случая, Павел Иванович оказался в доме у Настасьи Петровны Коробочки. Отнюдь не радушный прием был оказан путникам: лишь услышав слово «дворянин», хозяйка позволила им войти.

«Уже по одному собачьему лаю» Чичиков понял, что «деревушка была порядочная».

Н. В.Гоголь подробно описывает интерьер комнаты, в которую был препровожден гость, как бы предвосхищая описание самой хозяйки. «Екомната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркалаЕ; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулокЕ». Но вот в комнате появляется «хозяйка одна тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, размещенные по ящикам комодов». И фамилия у нее соответствующая — Коробочка.

В короткой беседе выяснилось, что Чичиков так далеко заехал, что о его знакомых помещиках хозяйка никогда не слышала. Приезжий лег спать и проснулся довольно поздним утром. Из окна увидел он двор со всякой живностью, а за огородами крестьянские избы в состоянии, показывающем довольство обитателей.

Выяснив у хозяйки, что со времени последней ревизии у нее умерло «осьмнадцать человек», Чичиков переходит к обсуждению своего деликатного дела. Но Настасья Петровна не сразу даже понимает суть предложения своего гостя. Чичикову пришлось приложить немало усилий, чтобы «растолковать, в чем дело». Старуха почувствовала, что «делоЕ как будто выгодно, да Е слишком новое и небывалое».

Но уговорить Коробочку оказалось делом сложным. Чичиков, уже начая терять терпение, назвал ее «дубинноголовой». И только обещание казенных подрядов подействовало на Настасью Петровну.

Замечательно описана автором поэмы трапеза у Коробочки. Были поданы и «Егрибки, пирожки, скородумки, шанишкиЕ и невесть чего не было». А затем подоспели и пироги, и блины.

Если при описании приема у Манилова раскрывается главным образом характер хозяина, то в рассматриваемом эпизоде, выписан не только образ русской помещицы, но и проявляются новые черты характера Чичикова.

Коробочка не имеет претензий на высокую культуру, как Манилов, она не предается пустому фантазированию, все ее мысли и желания вертятся вокруг хозяйства. Крепостные крестьяне для нее, как и для всех помещиков, — товар. Поэтому Коробочка не видит разницы между душами живыми и мертвыми. Коробочка говорит Чичикову: «Право, отец мой, никогда еще не случалось мне продавать покойников».

18 стр., 8530 слов

Здесь погребен человек в поэме Мертвые души, Гоголь. Плюшкин ...

... «Могила милосерднее ее, на могиле напишется: «Здесь погребен человек!» - но ничего не прочитаешь в хладных, ... людей, страдающих болезненной страстью накопительства. Уже на пороге имения Плюшкина Чичиков встречает крестьян, очень точно охарактеризовавших этого помещика: «заплатанной, заплатанной!» Село Плюшкина ... старости. Н. В. Гоголь «Мёртвые души», Прочитайте приведённые ниже произведения и ...

Меткое определение Чичикова — дубинноголовая — вполне освещает психологию помещицы, типичной представительницы дворянского крепостнического общества. Примечательно, что «помещица не вела никаких записок, ни списков, а знала почти всех наизусть».

А что нового мы можем сказать о Павле Ивановиче? Гоголь подмечает, что «Чичиков, Е говорилЕ с большею свободою, нежели с Маниловым, и вовсе не церемонился». Не церемонился Чичиков и во время трапезы — он отведал все, что только было подано на стол с большой охотой и нескрываемым удовольствием. Да, этот господин хорошо разбирается в характерах своих собеседников, тонко чувствует, с кем и как можно себя вести, какое поведение можно себе позволить.

Объясняя замысел «Мертвых душ», Гоголь писал, что образы поэмы «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других».

Безусловно, черты твердолобой, но хозяйственной Коробочки узнавались современниками Гоголя. Узнаваемы они и сегодня. Но и чичиковых в нашем настоящем достаточно — людей хитрых, изворотливых, «неуловимых, как вьюн».

gogol/mertvyedushi86

Знакомство Чичикова с Ноздревым

В первой главе произведения происходит их знакомство, во время обеда у прокурора. Затем герои случайно сталкиваются в трактире (четвертая глава).

Чичиков едет от Коробочки к Собакевичу. В свою очередь, Ноздрев вместе с Межуевым, своим зятем, возвращается с ярмарки, где проиграл и пропил все, включая экипаж. Помещик сразу же заманивает в свое имение и гоголевского афериста. Ясно, что хотел Чичиков от помещика Ноздрева, почему он согласился поехать с ним, — его интересовали «мертвые души».

Доставив гостей, помещик сразу же принимается показывать хозяйство. Ноздрев начинает с конюшни, затем рассказывает о волчонке, который живет у него и питается только сырым мясом. Затем помещик переходит к пруду. Здесь, по его рассказам, водятся которых вытащить могут только два рыбака вместе. Далее следует показ псарни, где Ноздрев выглядит среди собак как «отец семейства». После этого гости отправляются в поле, где, конечно же, русаков ловят руками. Ясно, что отношение Чичикова к помещику Ноздреву после всего этого хвастовства вряд ли будет положительным. Ведь этот герой весьма проницателен.

В гостях? Положим, не совсем точно. Во-первых, Чичикова никто не приглашал к себе, а во-вторых, это была сугубо деловая поездка. Цель ее — приобретение фиктивных крепостных, причем во что бы то ни стало, но не любой ценой, а как можно дешевле. В реальности осуществления этой фантастической идеи Чичиков уже убедился, успешно посетив очаровательного Манилова, который даже оплату купчей взял на себя.

Возвращаясь из Маниловки, Павел Иванович заезжает в трактир, чтобы подкрепиться и дать отдых лошадям. Счастливый случай свел его здесь не только с поросенком под сметаной с хреном, но и с человеком среднего роста, «с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

Чичиков узнал Ноздрёва, с которым недавно обедал у прокурора. Ноздрёв только что вернулся с ярмарки, где «убухал четырех рысаков» и «продулся в пух», с чем и просил его поздравить. Он моментально сошелся с Чичиковым и, не контролируя свою речь, стал называть Павла Ивановича (без всяких на то оснований!) то братцем, то свинтусом. Но «лояльный» Чичиков не счел эти характеристики ни за оскорбление, ни за комплимент. У него была своя задача. Поэтому он вынужден держать под контролем собственное поведение. Чичиков тут же делает вывод: «Горазд он, видимо, на все, стало быть, у него даром можно кое-что выпросить». Однако он недооценил Ноздрёва. Павлу Ивановичу пришлось долго и настойчиво отказываться от «встречных предложений» разбитного малого — купить жеребца, каурую кобылу, серого кобеля, шарманку…

6 стр., 2610 слов

Как и почему Плюшкин превратился в «мёртвую душу», или Плюшкин ...

... давним воспоминаниям, которые так успешно были упакованы в его душе). Потому и «лицо Плюшкина вслед за скользнувшим на нем чувством стало ещё ... слова – обвинения и не могу понять, почему люди с непониманием относятся к его беде. Плюшкин – это жалкий человек, чья жизнь трудна, ... за хозяйством не следит, и одевается, «как бесполое существо». Ну почему люди не могут с пониманием отнестись к этому и без ...

Он действительно мастер на все руки: украсть, подтасовать, незаметно сбросить ненужную карту… Он действительно многосторонний человек, ибо вряд ли в одном человеке могут ужиться помещик, шулер, собачник, картежник, отец семейства, кутила, заядлый рыбак, охотник и любящий муж. Он действительно исторический человек, так как всегда влипает в какую-либо историю.

Ноздрёв не в состоянии контролировать свои слова и поступки. У него все происходит спонтанно — точно так же, как у слуги Порфирия, который, не моргнув глазом, лжет своему барину, как у повара, который, сваливая в кучу попавшиеся под руку продукты, до конца приготовления блюда так и не знал, что же у него должно получиться.

Ноздрёву уже 35 лет, а он все еще дерется на дружеских пирушках, бесконечно и бесцельно «пули льет». Так же бесцельно он подличает: расстроит то свадьбу, то сделку и тут же будет клясться в дружбе.

Посетив после Ноздрёва еще и Собакевича, Чичиков решил заехать к Плюшкину, у которого, по словам Собакевича, «люди умирают как мухи». Для покупателя мертвых душ это было как нельзя кстати.

Плюшкин — полный антипод Ноздрёва, начиная с внешности. Он ведь не похож не только на помещика, но и на мужчину. Глядя на него, невозможно было предположить, что это вообще имущий человек, а тем более самый богатый помещик.

Гоголь рассказывает о юности и молодости Плюшкина — поре надежд и вдохновений. Даже не верится, что Плюшкин когда-то был молод и обуреваем высокими и благородными помыслами!

Плюшкин — единственное действующее лицо поэмы, биография которого известна читателю. Автор совершает экскурс в прошлое Плюшкина, чтобы мы яснее и нагляднее ощутили его деградацию. Он еще не так стар, но во всем проявляется какая-то особенная ветхость: «дряхлым инвалидом» выглядит не только «странный замок», где живет Плюшкин, но и он сам — в дырявом капоте, с ключами на поясе, в старом поношенном колпаке. Материал с сайта

Если Коробочка все складывала в пестрядевые мешочки, то Плюшкин — просто в кучу, украшавшую комнату, из-за чего невозможно было предположить пребывание в ней не то что человека — вообще живого существа. После смерти жены от Плюшкина сбежала дочь, а он сам как бы «сбежал» от сына, не ответив на просьбу о помощи. Теперь Плюшкин не муж, не отец, но «щедрый» дедушка, которому не жаль для любимого внука старой пуговицы, но дать денег — выше его сил.

Плюшкин — самый старый из всех помещиков (ему 73 года), но возраст не прибавил ему ни опыта, ни ума, а только способствовал умалению человеческих качеств и увеличению знаменитой кучи, под которой погребены прошлое, настоящее и будущее. Чем выше поднимался Плюшкин по лестнице собственных прожитых лет, тем ниже опускался он и физически, и нравственно. Он уже забыл, что Чичиков приехал к нему как к богатому помещику, и, торгуясь, просит «ради нищеты» дать не по 25, и по 40 копеек за каждую мертвую душу. Плюшкин и не подозревает, что самая мертвая душа — он сам. Вот почему именно он завершает галерею помещиков, каждый из которых в какой-то мере тоже «прореха на человечестве».

4 стр., 1818 слов

Краткое содержание Гоголь «Мертвые души» по главам

... ее видел Чичиков в экипаже, который врезался в его. Забыв обо всем Чичиков начал разговор с ней, но всю идиллию нарушил Ноздрев. Выпивший он начал рассказывать, что Чичиков скупает мертвые души. Все ... конечно решили, что Ноздрев опять ...

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • купил ли чичиков мертвые души у ноздрева
  • поступки особености поведенния чичикова
  • сочинение на тему чичиков в гостях у коробачки
  • мертвые души чичиков в гостях у ноздрева
  • в гостях у Ноздрёва

Приступая к работе над поэмой «Мертвые души», Гоголь ставил перед собой цель «показать хотя с одного боку всю Русь». Поэма построена на основе сюжета о похождениях Чичикова — чиновника, скупающего «мертвые души». Жажда выигрыша, удачи заставляет героя-авантюриста быстро менять положение, легко передвигаться по огромным просторам страны, искать знакомств с нужными людьми, добиваться их расположения. При этом оказывается, что с кем-то из встреченных людей он похож, а от других его отделяет целая пропасть. Но Чичикову в любом случае необходимо подыскать к каждому из них особый подход, найти путь для контакта.

Такая композиция позволила автору рассказать, например, о разных помещиках и их деревнях, которые посещает Чичиков с целью совершить свою сделку. Каждому из помещиков посвящена одна глава-персоналия, причем, по словам Гоголя, перед нами следуют герои, «один пошлее другого». С Ноздревым — третьим в ряду помещиков, которому посвящена 4-я глава, — Чичиков встречается случайно в придорожном трактире. Такого рода «случайности», необходимые автору для создания наиболее полной картины помещичьей России, органично входят в свободную композицию поэмы, построенной на основе структуры, близкой к роману-путешествию.

Но в данном случае эта случайная встреча оказывается для Чичикова роковой: именно Ноздрев, рассказывает на балу у губернатора о том, что Чичиков «торгует мертвыми душами». Это дает толчок к развитию слухов, которые, разрастаясь с неимоверной быстротой, в конце концов вынуждают Чичикова бежать из города. Казалось бы, перед нами явное сюжетно-композиционное противопоставление двух персонажей: один, замышляя аферу, тщательно старается скрыть от всех свои истинные интересы; другой — вольно или невольно раскрывает его планы и тем самым срывает их. Насколько оправдано такое противопоставление с точки зрения мотивировки его характерами обоих персонажей?

Помещик Ноздрев обладает неуемным темпераментом, он энергичен и весьма общителен: то одного в гости позовет, то другого, то на ярмарку приедет, то на бал в губернский город N. Создается впечатление, что он явно похож на Чичикова, который обладает просто даром общения с людьми, быстро сходится со всеми в губернском городе, куда только что приехал. Он тоже очень активен и энергичен, готов пол-России проехать, лишь бы добиться своей цели. Но в том-то и дело, что цели у этих двух разных людей совершенно различны, а потому даже внешне похожие качества этих характеров на деле оказываются разными.

Ноздрев действительно отличается удалью и «широким размахом натуры». Он подвижен, готов заняться любым делом, не раздумывая, каким, и вся его активность, по сути, лишена цели. Это активность человека, который свободен от всяких обязанностей что-либо создавать и добиваться каких-либо результатов. Поэтому все его порывы заканчиваются так же легко, как и начинаются, без каких-нибудь положительных итогов: «Все оканчивается или пустяком, или всевозможными историями». Если его активность на что-то все же и направлена, то это на прожигание жизни. Он оказывается повсюду, где его могут ожидать разного рода удовольствия.

2 стр., 790 слов

Описание дома Ноздрева и роль интерьера в поэме «Мёртвые души» (Н.В. Гоголь)

... характеризует Ноздрева как необразованную личность. Он совсем не читает книг и не развивается. Отсутствие каких-либо бумаг в кабинете говорит о том, что помещик ... придет в норму, о чем свидетельствует затянувшийся ремонт столовой. Гоголь рассказывает о своих героях поэмы «Мертвые души», используя ... хозяин редко ел дома, но совершенно точно часто пил. На следующий день Чичиков отмечает, что под ...

Другое дело активность и энергия, мобильность Чичикова. Он новый человек времени, делец, приобретатель. Цель всех его действий — сколотить капитал. Именно в погоне за ним он и развивает бурную и кипучую деятельность. И создать он хочет нечто вполне конкретное: накопив денег, приобрести имение, завести семью, «чичинят».

Справедливости ради надо отметить, что у Ноздрева все это уже есть, но он ничем из перечисленного не дорожит. Поместье его и хозяйство, которым он нисколько не озабочен, разваливается, жена умерла, а двое детей, за которыми присматривает нянька, его вовсе не интересуют. Но и власти денег, собственности над ним нет никакой. Он готов прокутить что угодно: коня, повозку, вырученные от продажи на ярмарке товаров деньги.

И точно так же он готов поступить с тем, что так дорого и нужно для Чичикова -с «мертвыми душами». Ему неинтересно их продавать, но и дарить не хочется. И вот возникают предложения — одно абсурднее другого: за «мертвые души» он не возьмет с Чичикова ничего, но даст их в придачу, если гот купит у него жеребца, или каурую кобылу, или собак, или хотя бы шарманку, а можно и иначе — выиграть в карты.

В карты Чичиков играть с шулером Ноздревым не согласился, но на свою беду решил сыграть с ним в шашки. Но разве можно играть с человеком, который сразу же начинает жульничать? Чичиков и сам пройдоха и жулик, но он-то делает все с умом, по тонкому расчету, чтобы получить явную выгоду. А для Ноздрева — это просто очередной всплеск его бурной, азартной натуры. Даже если ему вовсе невыгодно обманывать, он просто не может этого не делать — таков его характер.

У Ноздрева бурная и нелепая фантазия — он может, к примеру, сочинить, что была у него лошадь розовой окраски, и сам в это же поверить. Чичиков же строит целую сеть мошенничеств и обманов, тщательно продумывая все, — но такую необузданную натуру, как Ноздрев, свести к какому-то рациональному основанию просто невозможно.

Вот в чем причина того, что Чичиков «проиграл» свою партию с Ноздревым. Если от окончания партии в шашки ему удалось улизнугь, правда, чуть не поплатившись за это побоями со стороны хозяина и его прислуги, то от «натуры» Ноздрева ему не уйти. Не зря сам Чичиков «внутренно досадовал на себя, бранил себя» за то, что заехал к Ноздреву, а особенно за то, что «заговорил с ним о деле, поступил неосторожно, как ребенок, как дурак». Ведь и ему самому понятно, что «Ноздрев может наврать, прибавить, распустить черт знает что, выйдут еще какие-нибудь сплетни». И действительно так и получилось.

Но Павел Иванович не учел еще одного свойства Ноздрева: тот имеет «страстишку погадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины», и его после очередного подлого поступка не мучает ни совесть, ни какое-то чувство униженности, оскорбленного достоинства. И в этом он тоже вроде бы вполне похож на Чичикова, с той только разницей, что «подлец-приобретагель», как его характеризует сам автор, делает все свои подлости не «от души», как Ноздрев, а «по уму»: именно они и помогают ему строить свою карьеру, идти к намеченной цели. В погоне за капиталом, он, как и Ноздрев, утратил понятие о чести, совести, порядочности, но в отличие от неуемного помещика, умеет прослыть «порядочным человеком», скрывать свою беспринципность и аморализм. Иначе и быть не может: ведь окружающие его помещики и чиновники тоже мыслят себя людьми «порядочными», просвещенными, образованными, и только себе подобных принимают в свой круг — неважно, что таится за благопристойной наружностью. Забавно, но только один Ноздрев бросил Чичикову вполне справедливое обвинение: «Сейчас видно, что двуличный человек».

18 стр., 8779 слов

Образы и характеристики помещиков в поэме мертвые души гоголя 9 класс

... Храм уединенного размышления». Просьба Чичикова продать «мертвые души» кажется ему незаконной, но отказать такому «приятному» человеку он не в силах, поэтому легко отдает ему список крестьян бесплатно. Побывав в Маниловке, главный ... ведет список. Всего у нее умерло восемнадцать крестьян. Их она и продала гостю словно сало, мед или крупу. Сразу после Коробочки герой посетил бесшабашного Ноздрёва. Это ...

Конечно, сказал он это, как всегда, не задумываясь, но все же не зря так часто писатель показывает, что именно Ноздрев оказывает Чичикову достойное сопротивление — «мертвые души» не продал, из своего дома выгнал, а потом еще поспособствовал изгнанию из города. Есть еще одно качество Ноздрева, которое очень сильно отличает его от Чичикова.

В портрете Ноздрева прослеживается нечто такое, что напоминает фольклорного добра молодца: «Это был среднего роста очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». Конечно, в этом описании сквозит явная ирония. Не зря автор, рассказывая далее о драках, в которые постоянно ввязывается Ноздрев, замечает, что «полные щеки его так хорошо были сотворены и вмешали в себе столько растительной силы, что бакенбарды скоро вырастали вновь», когда в очередной заварушке ему их изрядно выдергивали. Есть в этом герое и что-то от животного (вспомним, ведь он был среди собак «совершенно как отец среди семейства»), но и определение «исторический человек» дано ему не зря.

Здесь не только насмешка над человеком, по неуемности своей натуры постоянно ввязывающимся в какую-нибудь историю: «или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели». Но в авторской характеристике этого помещика звучит и иной мотив: нереализованных возможностей, содержащихся в этой натуре: «В их лицах всегда видно что-то открытое, прямое, удалое», — пишет Гоголь о типе людей, подобных Ноздреву. А в конце главы, описывая безобразное окончание партии в шашки, когда Ноздрев готов избить приехавшего к нему гостя, вдруг возникает совсем уж неожиданное сравнение:

  • «Бейте его! — кричал он таким же голосом, как во время великого приступа кричит своему взводу: «Ребята, вперед!» — какой-нибудь отчаянный поручик, которого взбалмошная храбрость уже приобрела такую известность, что дается нарочный приказ держать его за руки во время горячих дел. Но поручик уже почувствовал бранный задор, все пошло кругом в голове его;
  • перед ним носится Суворов, он лезет на великое дело».

Может быть, в том и беда такого характера, как Ноздрев, что он не вовремя родился? Доведись ему участвовать в войне 1812 года, может, он был бы не хуже Дениса Давыдова. Но, как считает писатель, в его время такой человеческий тип измельчал, выродился, превратился в пародию. Всех сил и храбрости его только и хватило на то, чтобы чуть не побить Чичикова да изрядно напакостить ему.

Другое дело Чичиков: это герой вполне современный, даже чуть обогнавший то время, когда он прочно утвердится в русском обществе. Он эгоист-прагматик, живущий четким расчетом, строго учитывающим собственную выгоду во всем; он энергичен и умен, предприимчив и находчив, обладает недюжинной силой воли, способной усмирять свои желания, если они идут в противовес с делом. Но при всем том его душа «зачарована богатством», а жажда приобретательства убила в нем лучшие человеческие качества, омертвила душу.

Каков же выбор писателя? Кто из двух героев может претендовать на то, чтобы найти дорогу в будущее? Быть может, новые условия жизни пробудят душу Ноздрева, одухотворят ее и появится вместо него богатырь, которому в России «есть место, где развернуться и пройтись». А может, воплотится все же в жизни нереализованный замысел Гоголя провести своего героя Чичикова через три тома поэмы, очистив его душу от власти денег и найдя для него истинное место и достойное человека дело. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа», — заканчивает поэму Гоголь. Но и сейчас спустя почти два столетия на знаменитый гоголевский вопрос вряд ли можно дать однозначный ответ.

Роль эпизода в поэме Н.В. Гоголя«Мёртвые души»«Чичиков у Ноздрёва»

История создания:

Николай Васильевич Гоголь работал над поэмой «Мёртвые души» за границей. Первый том был издан в 1841 году. Писатель планировал написать поэму в трёх частях. Его задачей в этом произведении был показ Росси с отрицательной стороны, как он сам говорил — “с одного боку”.

В этой поэме показывается отдельный помещик Чичиков, русское общество, русский народ, хозяйство (хозяйство помещиков).

Название “Мёртвые души”, я думаю имеет двойной смысл. С одной стороны, Н. В. Гоголь включил в название души умерших крестьян, о которых так много говорится в поэме. С другой стороны – это “Мёртвые души” помещиков. Писатель показал здесь всю чёрствость, пустоту души, прздность жизни, всю невежественность помещиков.

В повести о капитане Копейкине показывается отношение чиновников к простому народу, то что государство не уважает людей, отдавших своё здоровье, а во многих случаях и жизнь за него; что государство, за которое они воевали в войне 1812 года, не выполняет своих обещаний, не заботится об этих людях.

В этой поэме много эпизодов. Их, я думаю, можно разделить даже на группы. Одной группой являются эпизоды посещения помещиков Чичиковым. Я думаю, эта группа является самой важной в поэме. Я хочу описать, быть может, даже прокоментировать, один эпизод из этой группы – это эпизод, когда Чичиков посещает помещика Ноздрёва. Действие проходило в четвёртой главе.

Чичиков после посещения Коробочки заехал в трактир пообедать и чтобы дать отдохнуть лошадям. У хозяйки трактира он поинтересовался на счёт помещиков, и по своему обыкновению, Чичиков стал распрашивать хозяйку о семье, о жизни. Когда он разговаривал, кушая при этом, послышался стук колёс подъехавшего экипажа. Из брички вылезли Ноздрёв и его спутник – зять Межуев.

Потом пошли в кабинет. Там у них произошла размолвка из-за нехотения нашего героя играть в карты. Чичиков до размолвки предложил купить у Ноздрёва “мёртвые души”. Ноздрёв начал ставить свои условия, но Чичиков ни одно из них не принимал.

Чичиков после разговора остался наедине с собой.

На следующий день они начали играть в шашки на условии: если наш герой выиграет, то души его, если он проиграет, то “на нет и суда нет”. Автор характеризует Ноздрёва так:“Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными приятными щеками, с белыми,как снег, зубами и чёрными, как смоль, букенбардами. Свеж он был, как кровь с солоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его.”

Нодрёв присоединился к нашему герою, рассказал о ярмарке, что продулся там в пух и прах. Затем Чичиков, Ноздрёв и зять Межуев поехали к Ноздрёвую После ужина зять Межуев удалился. Чичиков и Ноздрёв, по своему обыкновению, начал “мухлевать”. Чичиков заметил это и возмутился, после чего завязалась ссора, начали махать друг на друга руками. Ноздрёв позвал своих слуг Павлушу и Порфирия и начал кричать им: “Бейте его, бейте!” Чичиков пбледнел, душа его “ушла в пятки”. И если бы не капитан-исправник, который вошёл в комнату, чтобы объявить Ноздрёву, что он находится под стражей по поводу нанесения личной обиды розгами в пьяном виде помещику Максимову; быть нашему герою сильно покалеченным. Во время того, когда капитан объявлял извещение Ноздрёву, Чичиков скорее взял шапку, спустился вниз, сел в бричку и велел погонять Селифану лошадей во весь дух.

Я думаю, темой этого эпизода было показать, охарактеризовать человека, сыгравшего не последнюю роль в жизни нашего героя. По моему мнению, Н. В. Гоголь хотел также показать этим эпизодом всю “бесшабашность” молодых помещиков, в число которых входил Ноздрёв. Здесь писатель показал: как молодые помещики типа Ноздрёва, да в принципе как все помещики, ничего больше не делают, как “шатаются” по балам да по ярмаркам, играют в карты, пьют “безбожно”, думают только о себе и как носолить другому.

Роль эпизода

:

Этот эпизод сыграл большую роль в поэме, Ноздрёв, раздосадованный Чичиковым во время того когда он к нему приезжал, выдал его на балу у губернатора. Но Чичикова спасло то, что все знали Ноздрёва как лгуна, лицемера, забияки, поэтому его слова были восприняты как “бред сумашедшего”, как шутка, как враньё, как угодно, но только не в качестве правды.

Во время чтения этого эпизода, мои впечатления менялись от начала к концу. В начале эпизода действия были не очень интересными для меня: это когда Чичиков встретил Ноздрёва, как они ехали к нему домой. Потом я понемногу стал возмущаться хамским поведением Ноздрёва, — это когда после ужина Чичиков предложил купить у него “мёртвых душ”, а Ноздрёв стал интересоваться, зачем ему это. Все попытки Чичикова навешать лапшу на уши Ноздрёву пресекались им. Ноздрёв говорил, что Чичиков больщой мошенник и что если бы он был его начальником, то повесил бы его на первом дереве. Я при чтении был возмущён таким поведением Ноздрёва по отношению к Чичикову, в конце концов Чичиков же его гость.

Затем происходили захватывающие действия, это когда на следующий день после прибытия Чичикова к Ноздрёву они стали играть в шашки. Этот момент я уже изложил. Меня волновала обстановка, которая накаливалась во время игры в шашки; дело шло к ссоре, драке.

В этом эпизоде было много событий, но у меня остались впечатления именно об этих действиях.

Художественные детали

:

Сначала посмотрим, как автор описывает трактир:“Деревянный потемневший, узенький гостепреимный навес на деревянных выточенных столбиках, похожих на старинные церковные подсвечники; трактир был что-то вроде русской избы, несколько в большом размере, резные узорчатые карнизы из свежего дерева вокруг окон и под крышей резко и живо пестрили тёмные его стены; на ставнях были нарисованы кувшины с цветами; узенькая деревянная лестница, широкие сени. Интерьер трактира: заиндевевший самовар, выскобленные стены, трёх угольный шкаф с чайниками и чашками в углу, фарфоровые вызолоченные яички перед образами, висевшие на голубых и красных ленточках, окатившаяся недавно кошка, зеркало, показывающая вместо двух четыре глаза, а вместо лица какую-то лепёшку; наконец натыканные пучками душистые травы и гвоздики у образов, высохшие до такой степени, что желавший понюхать их только чихал, и больше ничего.”.

Перейдём к описанию хозяйства Ноздрёва: в доме посередине столовой стояли деревянные козла. В конюшне находились две кообылы, одна серая в яблоках, другая каурая, гнедой жеребец, пустые стойла; пруд, водяная мельница, где не хватало порхлицы; кузница. Кабинет Ноздрёва:“В нём не было заметно следов книг или бумаги, висели только сабли и два ружья.” Это говорит о том, что Ноздрёв ничем не интересовался, не занимался своим хозяйством, всё было запущено.

Внутренний мир героя в этом эпизоде:

Давайте обратим внимание на внутренний мир нашего героя в этом эпизоде. Здесь Чичиков в некоторых моментах не знал, что ответить Ноздрёву на его назойливые вопросы. Это в таких моментах, когда Ноздрёв спросил его: “Зачем же они тебе (мёртвые души)?”

В этом эпизоде Чичиков, я думаю, чувствовал себя неловко из-за хамского поведения Ноздрёва: он на него обижается, так как было затронуто самолюбие нашего героя. После того как Чичиков поссорился с Ноздрёвым после ужина из-за того, что не стал играть с ним в карты, он остался в самом неблагоприятном расположении духа. Автор так описывает его мысли и чувства:“Он внутренне досадовал на себя за то, что заехал к ниму и потерял даром время. Но ещё более бранил себя за то, что заговорил с Ноздрёвым о деле, поступил неосторожно, как ребёнок, как дурак: ибо дело совсем не такого рода, чтобы быть вверено Ноздрёву. Ноздрёв – человек–дрянь, Ноздрёв может приврать, прибавить, распустить слух и чёрт его знает какие сплетни, нехорошо, нехорошо. “Просто дурак я” – говорил он сам себе.”

Я думаю, в этом эпизоде Чичиков вёл себя терпимо, сдержано, несмотря на хамское поведение Ноздрёва. Но это понятно, ведь наш герой хочет добиться своей цели любой ценой.

По моему мнению, автор этим эпизодом хотел показать, что в жизни не всё так просто, как хочется. Что если с Коробочкой всё вышло нормально, то с Ноздрёвым всё прошло очень ненормально – в жизни бывают как белые, так и чёрные полосы.

Я думаю также, что этот эпизод нас учит тому, что надо знать очень хорошо человека, тщательно его изучить, прежде чем довериться. Ведь как получилось с Чичиковым: он доверился Ноздрёву насчёт “мёртвых душ”, а Ноздрёв его предал, рассказав всем про это дело.

Но я повторюсь, Чичикова спасло то, что Ноздрёва все считают лгуном, никто ему не поверил. В жизни может и не случиться такой удачи.

История создания:

Николай Васильевич Гоголь работал над поэмой «Мёртвые души» за границей. Первый том был издан в 1841 году. Писатель планировал написать поэму в трёх частях. Его задачей в этом произведении был показ Росси с отрицательной стороны, как он сам говорил — “с одного боку”.

В этой поэме показывается отдельный помещик Чичиков, русское общество, русский народ, хозяйство (хозяйство помещиков).

Название “Мёртвые души”, я думаю имеет двойной смысл. С одной стороны, Н. В. Гоголь включил в название души умерших крестьян, о которых так много говорится в поэме. С другой стороны – это “Мёртвые души” помещиков. Писатель показал здесь всю чёрствость, пустоту души, прздность жизни, всю невежественность помещиков.

В повести о капитане Копейкине показывается отношение чиновников к простому народу, то что государство не уважает людей, отдавших своё здоровье, а во многих случаях и жизнь за него; что государство, за которое они воевали в войне 1812 года, не выполняет своих обещаний, не заботится об этих людях.

В этой поэме много эпизодов. Их, я думаю, можно разделить даже на группы. Одной группой являются эпизоды посещения помещиков Чичиковым. Я думаю, эта группа является самой важной в поэме. Я хочу описать, быть может, даже прокоментировать, один эпизод из этой группы – это эпизод, когда Чичиков посещает помещика Ноздрёва. Действие проходило в четвёртой главе.

Чичиков после посещения Коробочки заехал в трактир пообедать и чтобы дать отдохнуть лошадям. У хозяйки трактира он поинтересовался на счёт помещиков, и по своему обыкновению, Чичиков стал распрашивать хозяйку о семье, о жизни. Когда он разговаривал, кушая при этом, послышался стук колёс подъехавшего экипажа. Из брички вылезли Ноздрёв и его спутник – зять Межуев.

Потом пошли в кабинет. Там у них произошла размолвка из-за нехотения нашего героя играть в карты. Чичиков до размолвки предложил купить у Ноздрёва “мёртвые души”. Ноздрёв начал ставить свои условия, но Чичиков ни одно из них не принимал.

Чичиков после разговора остался наедине с собой.

На следующий день они начали играть в шашки на условии: если наш герой выиграет, то души его, если он проиграет, то “на нет и суда нет”. Автор характеризует Ноздрёва так: “Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными приятными щеками, с белыми,как снег, зубами и чёрными, как смоль, букенбардами. Свеж он был, как кровь с солоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его.”

Нодрёв присоединился к нашему герою, рассказал о ярмарке, что продулся там в пух и прах. Затем Чичиков, Ноздрёв и зять Межуев поехали к Ноздрёвую После ужина зять Межуев удалился. Чичиков и Ноздрёв, по своему обыкновению, начал “мухлевать”. Чичиков заметил это и возмутился, после чего завязалась ссора, начали махать друг на друга руками. Ноздрёв позвал своих слуг Павлушу и Порфирия и начал кричать им: “Бейте его, бейте!” Чичиков пбледнел, душа его “ушла в пятки”. И если бы не капитан-исправник, который вошёл в комнату, чтобы объявить Ноздрёву, что он находится под стражей по поводу нанесения личной обиды розгами в пьяном виде помещику Максимову; быть нашему герою сильно покалеченным. Во время того, когда капитан объявлял извещение Ноздрёву, Чичиков скорее взял шапку, спустился вниз, сел в бричку и велел погонять Селифану лошадей во весь дух.

Я думаю, темой этого эпизода было показать, охарактеризовать человека, сыгравшего не последнюю роль в жизни нашего героя. По моему мнению, Н. В. Гоголь хотел также показать этим эпизодом всю “бесшабашность” молодых помещиков, в число которых входил Ноздрёв. Здесь писатель показал: как молодые помещики типа Ноздрёва, да в принципе как все помещики, ничего больше не делают, как “шатаются” по балам да по ярмаркам, играют в карты, пьют “безбожно”, думают только о себе и как носолить другому.

Роль эпизода:

Этот эпизод сыграл большую роль в поэме, Ноздрёв, раздосадованный Чичиковым во время того когда он к нему приезжал, выдал его на балу у губернатора. Но Чичикова спасло то, что все знали Ноздрёва как лгуна, лицемера, забияки, поэтому его слова были восприняты как “бред сумашедшего”, как шутка, как враньё, как угодно, но только не в качестве правды.

Во время чтения этого эпизода, мои впечатления менялись от начала к концу. В начале эпизода действия были не очень интересными для меня: это когда Чичиков встретил Ноздрёва, как они ехали к нему домой. Потом я понемногу стал возмущаться хамским поведением Ноздрёва, — это когда после ужина Чичиков предложил купить у него “мёртвых душ”, а Ноздрёв стал интересоваться, зачем ему это. Все попытки Чичикова навешать лапшу на уши Ноздрёву пресекались им. Ноздрёв говорил, что Чичиков больщой мошенник и что если бы он был его начальником, то повесил бы его на первом дереве. Я при чтении был возмущён таким поведением Ноздрёва по отношению к Чичикову, в конце концов Чичиков же его гость.

Затем происходили захватывающие действия, это когда на следующий день после прибытия Чичикова к Ноздрёву они стали играть в шашки. Этот момент я уже изложил. Меня волновала обстановка, которая накаливалась во время игры в шашки; дело шло к ссоре, драке.

В этом эпизоде было много событий, но у меня остались впечатления именно об этих действиях.

Художественные детали:

  • Сначала посмотрим, как автор описывает трактир: “Деревянный потемневший, узенький гостепреимный навес на деревянных выточенных столбиках, похожих на старинные церковные подсвечники;
  • трактир был что-то вроде русской избы, несколько в большом размере, резные узорчатые карнизы из свежего дерева вокруг окон и под крышей резко и живо пестрили тёмные его стены;
  • на ставнях были нарисованы кувшины с цветами;
  • узенькая деревянная лестница, широкие сени. Интерьер трактира: заиндевевший самовар, выскобленные стены, трёх угольный шкаф с чайниками и чашками в углу, фарфоровые вызолоченные яички перед образами, висевшие на голубых и красных ленточках, окатившаяся недавно кошка, зеркало, показывающая вместо двух четыре глаза, а вместо лица какую-то лепёшку;
  • наконец натыканные пучками душистые травы и гвоздики у образов, высохшие до такой степени, что желавший понюхать их только чихал, и больше ничего.”.

Перейдём к описанию хозяйства Ноздрёва: в доме посередине столовой стояли деревянные козла. В конюшне находились две кообылы, одна серая в яблоках, другая каурая, гнедой жеребец, пустые стойла; пруд, водяная мельница, где не хватало порхлицы; кузница. Кабинет Ноздрёва: “В нём не было заметно следов книг или бумаги, висели только сабли и два ружья.” Это говорит о том, что Ноздрёв ничем не интересовался, не занимался своим хозяйством, всё было запущено.

Внутренний мир героя в этом эпизоде:

Давайте обратим внимание на внутренний мир нашего героя в этом эпизоде. Здесь Чичиков в некоторых моментах не знал, что ответить Ноздрёву на его назойливые вопросы. Это в таких моментах, когда Ноздрёв спросил его: “Зачем же они тебе (мёртвые души)?”

В этом эпизоде Чичиков, я думаю, чувствовал себя неловко из-за хамского поведения Ноздрёва: он на него обижается, так как было затронуто самолюбие нашего героя. После того как Чичиков поссорился с Ноздрёвым после ужина из-за того, что не стал играть с ним в карты, он остался в самом неблагоприятном расположении духа. Автор так описывает его мысли и чувства: “Он внутренне досадовал на себя за то, что заехал к ниму и потерял даром время. Но ещё более бранил себя за то, что заговорил с Ноздрёвым о деле, поступил неосторожно, как ребёнок, как дурак: ибо дело совсем не такого рода, чтобы быть вверено Ноздрёву. Ноздрёв – человек – дрянь, Ноздрёв может приврать, прибавить, распустить слух и чёрт его знает какие сплетни, нехорошо, нехорошо. “Просто дурак я” – говорил он сам себе.”

Я думаю, в этом эпизоде Чичиков вёл себя терпимо, сдержано, несмотря на хамское поведение Ноздрёва. Но это понятно, ведь наш герой хочет добиться своей цели любой ценой.

По моему мнению, автор этим эпизодом хотел показать, что в жизни не всё так просто, как хочется. Что если с Коробочкой всё вышло нормально, то с Ноздрёвым всё прошло очень ненормально – в жизни бывают как белые, так и чёрные полосы.

Я думаю также, что этот эпизод нас учит тому, что надо знать очень хорошо человека, тщательно его изучить, прежде чем довериться. Ведь как получилось с Чичиковым: он доверился Ноздрёву насчёт “мёртвых душ”, а Ноздрёв его предал, рассказав всем про это дело.

Но я повторюсь, Чичикова спасло то, что Ноздрёва все считают лгуном, никто ему не поверил. В жизни может и не случиться такой удачи.

Выпивка и ее последствия

Помещик не очень озабочен обедом. Только в 5 часов гости садятся за стол. Он объясняет, что еда — не главное в его жизни. Зато у Ноздрева очень много напитков, причем ему не хватает имеющихся и он выдумывает свои собственные невероятные «составы» (шампаньон и бургуньон вместе, рябиновка, отдающая сивухой, «со вкусом сливок»).

При этом помещик щадит себя. Чичиков, заметив это, незаметно выливает и свои рюмки.

Тем не менее, «щадивший» себя хозяин наутро является к нему в одном халате и с трубкой в зубах. Он уверяет, как и следует гусарствующему герою, что у него во рту «эскадрон ночевал». Вовсе неважно, есть похмелье или нет. Важно только то, что порядочный гуляка непременно должен страдать от него. Какое было отношение у Ноздрева к Чичикову? Лучше всего его раскрывает ссора, произошедшая во время торга.

Анализ эпизода “Чичиков у Ноздрева”

Высмеивая пагубное влияние крепостного строя не только на крестьян, но и на самих крепостников, Н. В. Гоголь в поэме “Мертвые души” создает целую галерею образов Помещиков, где каждое лицо выступает как яркий индивидуальный характер, и в то же время является типичным.

В образе Ноздрева Гоголь показывает человека, напрочь лишенного понятия о моральных и нравственных нормах, неспособного уважать ни себя, ни окружающих, живущего только сегодняшним днем. Он из тех людей, которые “начнут гладью, а кончат гадью”. Способный врать вдохновенно,

но без нужды, меняться на что попало, жульничать и надувать при игре в карты, устраивать “истории”, покупать все, на что хватает денег, и тут же проигрываться в дым, Ноздрев сумел обмануть ожидания даже такого тонкого психолога, как Чичиков.

Желание “даром кое-что выпросить” привело Чичикова в усадьбу Ноздрева.

Обманчивая внешность и непостижимое поведение не дают новому человеку сразу верно охарактеризовать Ноздрева, и тут нам на помощь приходит Гоголь. Он объясняет, что таких людей обычно зовут “разбитными малыми”, они слывут за хороших товарищей, а в лицах их “видно что-то

открытое, прямое, удалое”. Однако на самом деле это “человек-дрянь”, и за свою страсть бессовестно нагадить ближнему он часто бывает бит.

Его гадости, которые совершаются без всяких корыстных целей, без злобных намерений, а исключительно с целью получения сиюминутного удовольствия, не становятся от этого менее отвратительными.

Мот и дебошир, Ноздрев совершенно не занимается своим хозяйством, он прокутил и проиграл Все, что только было можно. Жена его давно умерла, а двух своих детей Ноздрев сдал на попечение “смазливой няньке”. Лишь на псарне помещик ведет себя как “отец среди семейства”, и мы видим, что для него там самое лучшее место.

Слишком поздно Чичиков понял истинную сущность Ноздрева, поскольку, связавшись с ним однажды, отвязаться от него было очень нелегко, если не невозможно. Жилка приобретателя подвела великого махинатора, и вся великолепная затея с “мертвыми душами” чуть было не потерпела крах. Поскольку Чичиков всячески отказывался покупать коней, собак, шарманку, бричку и т. д., играть в карты и пить вместе с хозяином, ему было суждено уехал из деревеньки Ноздрева с синяками и шишками, если бы не приехал полицейский.

Самое поразительное то, что в городе все прекрасно знали о “слабостях” Ноздрева, однако это никого не шокировало и общения с ним никто не прекращал. При игре в карты за ним, конечно, внимательно следили и секретов не доверяли. Однако как только в городе начался переполох по поводу того, что Чичиков с неизвестной целью скупает “мертвые души”, обратились именно к Ноздреву, зная заранее, что он “лгун, что ему нельзя верить ни в одном слове, ни в самой безделице”.

Самое страшное то, что и в наше время ноздревы не перевелись, они доставляют неприятности другим, получая от этого искреннее удовольствие. Гоголь пишет: “Может быть, назовут его характером избитым, станут говорить, что теперь нет уже Ноздрева. Увы!

Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане, но легкомысленно-непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком”.

Ссора Чичикова с Ноздревым

Автору важен мотив этого ложного похмелья еще и в другом отношении. Во время торга, произошедшего накануне вечером, Ноздрев крупно поссорился с Чичиковым. Дело в том, что тот отказался сыграть в карты на «мертвые души», а также купить жеребца настоящих «арабских кровей», а души получить «в придачу». Отношение Ноздрева к предложению Чичикова, таким образом, требует оправдания. Однако вечернюю задиристость помещика нельзя списать на алкоголь, так же как и объяснить утреннее миролюбие забвением сделанного в пьяном угаре. Ноздрев в своих поступках руководствуется только одним душевным качеством: граничащей с беспамятством безудержностью.

Игра в шашки на души

Помещик не планирует, не задумывает ничего, он просто не знает ни в чем меры. Чичиков, согласившись (весьма опрометчиво) сыграть в шашки на души (так как шашки краплеными не бывают), чуть не становится жертвой разгула Ноздрева. Поставленные на кон души оцениваются в 100 рублей. Помещик сдвигает рукавом по 3 шашки сразу и таким образом проводит одну из них в дамки. Чичикову не остается ничего другого, как смешать фигуры.

Игра на души подчеркивает сущность обоих героев, а не просто раскрывает то, как относился Чичиков к помещику Ноздреву. Последний просит за души 100 рублей, а Чичиков хочет сбить цену до 50. Отношение Ноздрева к предложению Чичикова следующее: он просит включить в эту же сумму или какого-нибудь щенка. Этот помещик, будучи неисправимым игроком, играет вовсе не ради выигрыша — ему интересен сам процесс. Ноздрева раздражает и злит проигрыш. Финал игры предсказуем и привычен — это переходящий в драку конфликт.

Бегство Чичикова

Чичиков в то же время думает в первую очередь не о физической боли, а о том, что дворовые люди станут свидетелями этой неприятной сцены. А ведь репутацию следует поддерживать всевозможными средствами. Герой разрешает конфликт, угрожающий его имиджу, привычным способом — спасается бегством. Впоследствии, когда всему городу становится известно о покупке «мертвых душ», он поступает так же. Отношение Чичикова к Ноздреву, их шулерская сделка — пародия на предпринимательскую деятельность. Она дополняет характеристику обоих персонажей, демонстрируя пошлость и низость господ «средней руки».

Кажется, что расправа над Чичиковым неминуема. Помещик кричит в азарте: «Бейте его!» Гостя спасает только появление капитан-исправника, грозного человека с огромными усами.

Сцена на балу у губернатора и визит Ноздрева

Чичиков надеется на то, что он больше не увидит Ноздрева. Однако этим героям предстоит встретиться еще дважды. Одна из встреч происходит на балу у губернатора (восьмая глава).

В этой сцене покупатель «мертвых душ» едва ли не был погублен. Ноздрев, неожиданно с ним столкнувшись, кричит во весь голос, что это «херсонский помещик», который «торгует мертвыми душами». Это порождает множество невероятных слухов. Когда, окончательно запутавшись в различных версиях, чиновники города NN призывают Ноздрева, он, ничуть не смущаясь разноречивости всех этих мнений, подтверждает их все (девятая глава).

Чичиков якобы накупил мертвых душ стоимостью в несколько тысяч, он фальшивомонетчик и шпион, пытался увезти дочку губернатора, а венчать молодых должен был за 75 рублей поп Сидор. Ноздрев подтверждает даже, что Чичиков — Наполеон.

В десятой главе помещик сам же сообщает об этих слухах Чичикову, которому наносит визит без приглашения. Ноздрев, вновь забыв о своей обиде, предлагает ему помощь в «увозе» дочки губернатора, причем всего лишь за 3000 руб.

Внутренний мир Ноздрева

Этот помещик, как и другие герои поэмы Гоголя, как будто переносит очертания собственной души на очертания быта. У него дома все устроено бестолково. Деревянные козлы стоят посередине столовой, в кабинете нет бумаг и книг, на стене висят якобы турецкие кинжалы (Чичиков видит на одном из них имя мастера — Савелий Сибиряков).

Ноздрев именует органом свою любимую шарманку.

Гоголь сравнивает развращенную и расстроенную душу помещика с этой испорченной шарманкой, которая играла не без приятности, однако в середине что-то пошло не так, поскольку мазурка завершалась песней «Мальбруг в поход поехал», которая, в свою очередь, заканчивалась каким-то знакомым вальсом. Уже помещик давно перестал ее вертеть, но в этой шарманке был одна бойкая дудка, которая никак не желала угомониться, и долго еще свистела одна. Конечно, в покалеченных душах героев Гоголя весьма примечательны эти «Божьи дудки», свистящие иногда сами по себе и сбивающие с толку хорошо продуманные, безукоризненно и логично спланированные аферы.

Конспект урока. Чичиков в гостях у Ноздрёва.

«Галерея» образов помещиков. Ноздрев.

Цели урока

  • увидеть неоднозначность трактовок образа помещика,
  • совершенствовать навыки лингвистического анализа текста,
  • определить роль детали в создании образа Ноздрева.

Эпиграфы:

В этом произведении выведена целая галерея моральных уродов, типажей, ставших нарицательными именами (Татьяна Торкунова).

Гоголь «почти непроизвольно превращал свои бытовые типы в национальные», которые получили в этих образах характер недостатков, даже пороков. И в результате…это ложь и клевета». (Д.Овсянико-Куликовский)

Ученик

чтение фрагмента наизусть, муз. сопровождение

):

Не так ли и ты Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дыбом дымится под тобой дорога, гремят мосты, все остается позади. Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух. Летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постараниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

Орг. Момент. Целеполагание

Учитель:

Вообще замечено, что большинство глав «Мертвых душ» — это главы-портреты. Как вы думаете, почему? Писатель глубоко убежден в том, что Россия требует от каждого быть человеком, она держится на личностях. Именно поэтому нельзя не согласиться с Игорем Золотусским, который образно и точно назвал произведение «Мертвые души» «энциклопедией русского национального характера».

Именно так звучит тема нашего урока: «Мертвые души» — «энциклопедия русского национального характера»: Ноздрев.

Ведущие::

Первый.

Ну что ж, пролистаем эту «энциклопедию народной жизни

»

(начинает перелистывать иллюстрации, на которых изображены все помещики).

Второй.

Ба, все те же знакомые лица: слащавый пустомеля, мечтательно-близорукий Манилов.

Первый.

А вот и «дубинноголовая Коробочка».

Второй.

Русский медведь Собакевич. Точно из дерева вырублен.

Первый.

Старый приятель- «прореха на человечестве»- Плюшкин.

Второй.

Постой-постой, а этого малого что-то я не припомню.

Первый.

Да ты что, это же в своем роде «исторический человек» — Ноздрев.

Пожалуй, о нем мы поговорим подробнее.

Аналитическая часть урока.

УЧИТЕЛЬ:

Ноздрев — третий по счету помощник, с которым Чичиков затевает разговор о продаже «мертвых душ».

  1. Давайте вспомним, когда происходит знакомство Чичикова с этим героем? (В 1 главе на обеде у прокурора, возобновляется случайно в трактире, гл.4.)
  2. Что бы вы могли сказать о фамилии героя? (Фамилия связывает с комическими персонажами русской «носологической» литературы, чей юмористический колорит обеспечивался бесконечными шутками над носами героев.)
  3. Что символизирует потеря носа героем одноименной гоголевской повести? (Часть от целого.)
  4. А о каком продукте часто говорят «ноздреватый»? (О сыре: дырочки — это пустота.)

УЧИТЕЛЬ :

Но давайте подумаем, так ли уж духовно пуст наш герой?

  1. Обратимся к портрету (комментированное чтение эпизода: «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его»).

  2. В произведениях какого жанра мы встречали таких героев? (Сказках, былинах, т.е. фольклорные персонажи).

  3. Какое впечатление производит на читателя внешность Ноздрева?

(Человек, который живет в полную силу).

Приведите примеры («Здесь Ноздрев захохотал тем звонким смехом, каким заливается только свежий, здоровый человек»).

— Какой звук повторяется в предложении наиболее часто и что этим достигается? (Звук «з» — создается впечатление яркости, блеска; приставка за — сообщает о начале действия)

  1. Какие глаголы использует автор? (Эмоционально-окрашенные).

Что этим достигается? (Возникает ощущение избыточности).

  1. Как это отражается на поведении героя при встрече с Чичиковым?

(Ноздрев ведет себя панибратски, бесцеремонно).

  1. Кому можно при встрече задать вопрос: «Какими судьбами?»

(Человеку, которого достаточно хорошо знаешь, давно не видел, но очень рад встрече).

  1. Уместна ли такая манера приветствия в данном случае?
  2. Вокруг чего далее строится разговор? (О своей поездке на ярмарку и о встрече с приятелями)
  3. Как характеризует Ноздрева следующее замечание: «Куда ездил? — говорил Ноздрев и, не дожидаясь ответа, продолжал:- А я, брат, с ярмарки».
  4. На каком словосочетании автор делает смысловой акцент и как это характеризует главного героя? (Т. е. возникает момент иллюзорного диалога).

    О чем это свидетельствует?

  5. Чем Ноздрев существенно отличается от предшествующих помещиков? (Он деятелен и активен).

  6. Какое слово использует Ноздрев, говоря о хорошем отдыхе? (Покутили)
  7. Можно ли верить всему тому, о чем рассказывает Ноздрев? Приведите примеры 1-2 «небылиц».
  8. Как в литературоведении называется прием, когда намеренно преувеличивается действительное? (Гиперболизация)

Ведущие:

Первый.

Эх, а какой русский не любит приврать? Нашего брата хлебом не корми, а только дай байку какую-нибудь рассказать. Помнишь, был у Гоголя еще один герой — тоже сказки сказывать мастер. Имя только его подзабыл.

Второй.

Хлестаков что ли?

Первый.

Во-во, он самый.

Второй.

Послушай, а чем ложь Ноздрева отличается ото лжи Хлестакова?

Первый

  • По-моему, это очевидно: она не безобидна, в ней присутствует подлое желание нагадить всем и каждому, иногда вовсе без всякой причины.

Второй.

Это точно. По сравнению с Ноздревым Хлестаков выглядит просто овечкой: он-то врал в силу обстоятельств, играл, бедненький, несвойственную ему роль значительного лица.

Первый.

А Ноздрев же лгун по призванию и убеждению.

УЧИТЕЛЬ:

Что есть, того не отнять, действительно, поистине безграничная ложь Ноздрева является, по сути, обратной стороной русской удали, которой персонаж наделен в избытке.

  1. А на ваш взгляд, что придает образу эта буйная энергия, пусть даже и не находящая должного применения? (Силу, яркую индивидуальность).

Значит, Ноздрев не до конца пуст, как может показаться с первого взгляда.

  1. В предыдущих главах Гоголь рассуждал, что каждым человеком владеют определенные «задоры». А как бы вы определили задоры, владеющие Ноздревым? (Пьяный разгул, игра в карты, самодурство, стремление нагадить всем и каждому)
  2. Что являлось отличительной особенностью игры в карты Ноздрева и чем все это обычно заканчивалось?
  3. Почему Гоголь говорит, что Ноздрев был в некотором роде «ИСТОРИЧЕСКИМ ЧЕЛОВЕКОМ» и какой смысл вкладывает он в это понятие? С какой интонацией мы будем читать? (Иронически)

Чтение фрагмента

  1. «Смешного бояться — правды не любить», — сказал когда-то И.С.Тургенев. На чем основан комический эффект в этом словосочетании: «ИСТОРИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК»? (Выходим на основной принцип комического — несоответствие прямого и переносного значений слова).

  2. Зачем Ноздрев приобретает или покупает что-либо? (Чтобы затем выменять или проиграть в карты)
  3. Перечислите тот нелепый набор предметов, приобретаемый обычно Ноздревым на ярмарке, а случае выигрыша в карты (Чтение фрагмента: «он накупал кучу всего, что прежде попадалось ему на глазах в лавках: хомутов, курительных свечек, платков для няньки, жеребца, изюму, серебряный рукомойник, голландского холста, крупитчатой муки, табаку, пистолетов, селедок, картин, точильный инструмент, горшков, сапогов, фаянсовую посуду — насколько хватало денег.»)
  4. Осуществлялись ли покупки по какому-то определенному принципу? Исходя из этого, какую еще черту характера героя мы можем обозначить и как это характеризует самого героя? (Т.е. Гоголь передает тот ералаш, что творится в голове героя.)
  5. С чем Гоголь сравнивает расстроенную и развращенную душу Ноздрева? (С шарманкой: «Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и еще долго потом свистела она одна», т.е. у Ноздрева осталось еще что живое)
  6. Как образ жизни этого героя отражается в его речи? (доминирует лексика из жаргона картежников, завсегдатаев трактиров и «героев» ярмарок»: «продулся впрах», «убухал 4 рысаков», «все спустил», «просадил».)
  7. Но вместе с тем, характеризуя своего героя, Гоголь часто пользуется оборотами народной речи. Приведите примеры («он , «наврет без всякой нужды», «насаливал».)
  8. С какой целью Гоголь обращается к народной речи? (Таким образом, он как бы освещает своего героя снизу, т.е. показывая точку зрения народа и «связь с ним»)

Итак, Ноздрев со всей страстью и запалом приглашает Чичикова к себе в имение. Какие цели преследовали при этом герои? (Чичиков: «Горазд он, как видно, на все, стало быть, у него даром можно кое-что выпросить», т.е. рассчитывает на выгодную сделку; Ноздрев: выменять или всучить что-нибудь ненужное).

  1. Есть ли в поэме развернутое описание деревни Ноздрева и того, как там живется крестьянам? Давайте попробуем из деталей воссоздать целостную картину. (Водяная мельница бездействует, кузница только строится. Поле, которое показывал Ноздрев Чичикову, во многих местах состояло из кочек и было затоплено водой.)
  2. Почему все находится в таком убогом состоянии, и какое представление дает имение о Ноздреве как о хозяине? (На кутеже нужны деньги, а до всего остального дела нет).

  3. Однако, что в противовес всему вышеописанному содержится в идеальном порядке? («Псарня». Комментированное чтение эпизода со слов «и повел их к выстроенному очень красивому домику».)
  4. Обратите внимание на клички собак. Какие черты натуры хозяина переданы в них? (Клички отражают «репертуар» поведения и систему ценностей самого Ноздрева: «стреляй, обругай, порхай, пожар, припекай»)
  5. Какой частью речи, преимущественно, выражены клички животных? В каком наклонении стоят глаголы? Почему?
  6. Как вы можете истолковать фразу «Ноздрев был среди них совершенно как отец среди семейства? (Ноздреву отказано в нормальном человеческом доме) Докажите это текстом.
  7. С помощью какой детали Гоголь подчеркивает родство Ноздрева со своими собаками? («Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка со всякими съездами и балами».)
  8. Что нам известно о прошлом Ноздрева? (Ноздрев в 35 лет был таков же совершенно, каким был в восемнадцать и двадцать: охотник погулять.)

Женитьба его ничуть не переменила, тем более, что жена скоро отправилась на тот свет, оставивши двух ребятишек, которые совершенно решительно ему были не нужны»).

  1. Можно ли эти замечания назвать условным подобием биографии?
  2. А у кого есть биография? (У людей, т.е. что-то живое в Ноздреве еще сохранилось.)
  3. Как воспринимает Ноздрев предложение Чичикова о продаже мертвых душ? (Единственный интересуется, зачем?)
  4. Почему он отказывается продать Чичикову «мертвые души»?
  5. К какому компромиссу все же пришли герои? (Игра в шашки.)
  6. Давайте обратимся к этому эпизоду, и посмотрим, какие черты характера Ноздрева раскрываются во время игры?

Инсценированное представление учащихся (сцена игры в шашки)

Ноздрев

: — Ну, как ты думаешь, не хочешь играть на души?

Чичиков

: Я уже сказал тебе, брат, что не играю; купить, изволь, куплю.

Ноздрев

: А меняться не хочешь?

Чичиков

: Не хочу.

Ноздрев

: Да ведь это не в банк, я даже тебя предваряю, что я совсем не умею играть!

Чичиков

: (

про себя, тихо

А что, в шашки я играл недурно. Изволь, так и быть, в шашки я сыграю.

Ноздрев:

Сколько же ты дашь мне вперед?

Чичико

в: Это с какой стати? Конечно, ничего.

Ноздрев

: По крайней мере, пусть будут мои два хода.

Чичиков:

Не хочу, я сам плохо играю.

Ноздрев:

(выступая шашкой

  • Знаем мы вас, как вы плохо играете!

Чичиков:

  • Давненько не брал я в руки шашек!

(подвигая тоже шашку)

Ноздрев:

(выступая шашкой)

  • Знаем мы вас, как вы плохо играете!

Чичиков

: — Давненько не брал я в руки шашек!

(подвигая тоже шашку)

Ноздрев:

Знаем мы вас, как вы плохо играете

(подвигает шашку и в то же время подвинул обшлагом рукава и другую шашку)

Чичиков

: Э, э! это, брат, что? отсади-ка ее назад!

Ноздрев:

Кого?

(незаметно подвигая еще одну шашку)

Чичиков:

Да шашку-то. Нет

(встает из-за стола)

, с тобой нет никакой возможности играть. Этак не хорошо, по три шашки вдруг!

Ноздрев:

Отчего же по три? Это по ошибке. Одна подвинулась нечаянно, я ее отодвину, изволь

Чичиков:

А другая-то, откуда взялась?

Ноздрев

: Какая другая?

Чичиков:

Вот эта, которая пробирается в дамки!

Ноздрев:

(удивленно)

Вот тебе на, будто не помнишь!

Чичиков:

Нет, брат, я все ходы считал и все помню. Ты ее только теперь пристроил. Ей место вон где!

Ноздрев:

Как, где место? Да ты, брат, как я вижу, сочинитель!

Чичиков:

Нет, брат, это, кажется, ты сочинитель, да только неудачно.

Ноздрев:

За кого ж ты меня почитаешь? Стану я разве плутовать?

Чичиков:

Я тебя ни за кого не почитаю, но только играть с этих пор никогда не буду.

Ноздрев:

Я не плутовал, а ты отказаться не можешь, ты должен кончить партию!

Чичиков

(хладнокровно)

Этого ты меня не заставишь сделать

(подходит к доске и сметает все шашки)

УЧИТЕЛЬ:

Казалось бы, легче всего Чичикову было заполучить мертвые души именно у Ноздрева. Но только отсюда он уходит ни с чем. Ноздрев оказался гораздо прозорливее и шире понимания Чичикова.

  1. Обратите внимание на эпиграфы. Мнение, какого исследователя вам ближе и почему?

В этом произведении выведена целая галерея моральных уродов, типажей, ставших нарицательными именами (Татьяна Торкунова).

Гоголь «почти непроизвольно превращал свои бытовые типы в национальные», которые получили в этих образах характер недостатков, даже пороков. И в результате…это ложь и клевета» (Д.Овсянико-Куликовский)

Как вы видите, не только литературоведы, но и художники неоднозначно воспринимают этот образ. По вашему мнению, кому лучше удалось уловить внутреннюю суть персонажа?

Конечно, немалое в Ноздреве отталкивает, но многое и притягивает. Но прежде чем сделать определенные выводы:

  1. Давайте все же вспомним, где встретились эти герои перед тем, как поехать в имение Ноздрева, и случайно ли Гоголь избрал именно это место встречи? (Трактир-то есть на возвратном пути к потерянной кучером Селифаном дороге, символизирующей путь в будущее.)
  2. Как вы думаете, есть ли будущее у Ноздрева? Может ли измениться этот герой, и если да, то какие черты характера могли бы ему в этом помочь?

Подведение итогов урока.Рефлексия.

Не стоит забывать и о том, что своей задачей Гоголь считал «выставить пошлость пошлого человека не с целью осмеять его, а с тем, чтобы заставить негодовать на пошлость». Способность русского человека после ошибки сделать правильные выводы и исправиться должна была в полной мере отразиться в следующих томах. Возродиться, по замыслу автора, должен не только Чичиков, но и другие герои поэмы. На вопрос одного из своих собеседников, воскреснут ли прочие персонажи первого тома, Гоголь с улыбкой отвечал: «Если захотят». Он не отказывал в духовном возрождении никому и полагал это одной из высших способностей, дарованных русскому человеку. Это путь, считал великий писатель, открыт всем.

Домашнее задание.

Представьте, что вы были проездом в городе N. При каких обстоятельствах познакомились с Ноздревым, какое впечатление он на вас произвел, где вы бывали.