Соч-е на лит.тему – это заключ.этап работы с текстом пр-я. Рассуждение по предложенной теме явл-ся одним из интерпретаций уч-ком худож.пр-я. Можно выделить след.виды соч-ний:
-
Соч-я о лит-ных героях (индивидуальная, групповая, сравнительная хар-ка образов-персонажей).
-
Соч-я, основанные на анализе пр-я в целом:
-
оценки всего пр-я (напр., «Дубровский» А.С.Пушкина как романтическое пр-е»);
-
рассмотрение нравственных, социальных, философских проблем, поставленных в этом пр-ии (напр., «Рок, судьба и человеческая воля в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»);
-
анализа худож.формы пр-я (напр., «Прием антитезы в романе И.А.Гончарова «Обломов»).
-
Разборы отдельных эпизодов и частей пр-я (напр., «Природа в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).
-
Лит-ные обзоры типа «Судьбы русск.деревни в лит-ре 50-80-х гг. ХХ в.».
-
Рассуждения уч-ся об отн-ии лит-ры к жизни («Что мне дало изучение русской классической лит-ры»).
-
Сочинения-исследования проблемного хар-ра («Революционер ли Базаров?»).
В работах Ю.А.Озерова выдвигаются такие жанры школьн.соч-я, как сочин.-лит-ный портрет, сочинение-рецензия, сочин.-литературно-критическая статья, сочин.-очерк (или сочин.-рассказ), сочин.-воспоминание, сочин.-дневник, сочин.-стихотворение.
Подготовка уч-ся к написанию соч-я:
Цель уроков развития письменной речи: научить шк-ков разбираться в формулировке темы, находить в теме ключевые слова, определяющие хар-р и последовательность рассуждений.
Приемами работы на уроках обучающего соч-я явл-ся: – составление плана или обсуждение заранее подготовленного плана; – выбор жанра письм.работы; – обсуждение и выбор удачных эпиграфов; – подбор текстового мат-ла; – формулировки отдельных положений, ктр уч-ки намерены отстаивать в своих соч-ях.
Проектная работа Бизнес-план цветочного магазина «Flower Dynasty»
... и профессионализм флористов, способных создать красивые цветочные композиции. Цветочный магазин. Производственный план Открытие цветочного магазина включает в себя шесть основных этапов, ... работы необходимо сделать ставку на дешевое сырье, доступные дополнительные услуги, необычную упаковку, креативные услуги, представленные именно в вашем магазине. Планируя рекламную кампанию цветочного магазина, ...
Пример урока обучающего соч-я:
Урок обуч.соч-я по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Для обсуждения предлагаются темы «Революционер ли Базаров?», «Сила и слабость нигилиста (представления о Базарове соврем человека нашего столетия)» и «Решение проблемы смысла жизни в романе «Отцы и дети». Задача урока: опред-е идеи соч-я, его жанра и стиля, структуры, нахождение приемов выражения личностной позиции пишущего.
Первые две темы соответст-ют жанру литературно-критических статей.
Этапы:
-
беседа об особ-тях жанра статьи; сопоставление этих двух тем (сопоставление помогает опред-ть аспекты, на ктр следует сконцентрировать внимание), выделение ключевых слов: в первой теме – революционер; во второй – нигилист. Выясняется их зн-е по словарям;
-
определение границ кажд.из сопоставляемых тем;
-
составление или корректировка плана соч-я.
жизнеописание