Урок развития речи. -рассуждение «Месть или прощение», 4 класс

-вскрыть значение понятий «месть» и «прощение» на основе приёма «Слово-магнит» и собственного жизненного опыта посредством умения учащихся выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используя языковые средства в соответствии с учебной задачей

Ожидаемые результаты:

Предметные:

Метапредметные

Познавательные, Коммуникативные, Регулятивные

Личностные

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы, Оборудование, Этапы урока и хронометраж:, Содержание урока:

Ход урока

Приветствие детей.

  • Мне хочется начать нашу встречу на уроке развития речи с этого афоризма:

«Прощение врагов — прекрасный подвиг» А.Герцен

  • Кто согласен со словами А. Герцена?

Готовность к работе., Дети дают разные ответы:

— Надо прощать врагов, хотя это трудно; прощать нельзя, так как люди могут принять это за слабость и ещё больше тебя обижать и т.д.

Развитие познавательной мотивации., Начало создания проблемной ситуации, целеполагания. Развитие РУУД.

2. Вызов. Знакомство с понятием «месть».

  • Подберите антоним к слову «прощение».

Учитель записывает на доске:

Учитель записывает на доске  1

  • Как вы понимаете значение этого слова?
  • Как в Толковом словаре раскрывается значение этого слова?
  • Хорошо или плохо – мстить обидчику?
  • Месть, сдача.

    Ответы детей.

Примеры из жизни.

Дети зачитывают: «Месть — вредящие действия, совершённые из побуждения наказать за вред, нанесённый самому индивиду ранее».

Дети дают разные ответы., Развитие познавательных УУД. обогащение словарного состава детей., Работа с учебной литературой., Создание проблемной ситуации, целеполагания. Развитие РУУД.

3. Лексическая работа над понятием. Приём «Слово-магнит».

-Я вижу, что мой вопрос разделил класс: большинство детей считает, мстить – это плохо, но есть дети, которые думают, что это хорошо.

-Я предлагаю, чтобы лучше разобраться в том, хорошо мстить ли плохо, а так же понять учебную задачу урока, поработать с этим словом с помощью приёма «Слово-магнит». Представим, что к нему, как к магниту, притягиваются эпитеты, однокоренные слова, сказуемые, синонимы, сравнения, антонимы.

6 стр., 2726 слов

Развитие творческой личности ребенка на уроке музыки

... творческой личности - одна из важнейших задач, стоящих перед каждым учителем музыки. Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Белинский говорил: “Влияние музыки на детей ... миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы. На уроках музыки применяются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, Появление Интернета и ...

Фронтальная работа.

Дети подбирают к слову «месть» синонимы, эпитеты, однокоренные слова, сказуемые, сравнения и антонимы. В результате на доске появляется запись (См. ниже)

неуклюжий, грозный

косолапый

свирепый, смешной

грубый, бурый

Развитие познавательных УУД. Анализ объекта с выделением существенных признаков., Обогащение лексики учащихся.

мститель,

мстительный, мстить, отомстить, отмщение

Развитие познавательных ууд анализ объекта с выделением существенных признаков  1

Развитие познавательных ууд анализ объекта с выделением существенных признаков  2

Развитие познавательных ууд анализ объекта с выделением существенных признаков  3

зло, обида, непрощение, беспощадность,

пакость, мерзость, негатив,

сдача, ад

наказывает,

портит,

обижает,

ссорит,

уничтожает,

разрушает

прощение, добро, радость, блаженство,

покой, счастье, рай, мир, любовь

Развитие познавательных ууд анализ объекта с выделением существенных признаков  4Развитие познавательных ууд анализ объекта с выделением существенных признаков  5Развитие познавательных ууд анализ объекта с выделением существенных признаков  6— Так хорошо мстить или плохо? Посмотрите на полученную запись на доске.

-Кто в жизни встречался с этим явлением? Какие вы испытывали чувства, когда вам мстили? Когда вы мстили?

  • Чему будет посвящён наш урок?

Плохо, можно самому стать злым. Звучат различные доказательства детей., Ответы детей.

  • На душе было плохо, я испытывал чувство вины, непонимания, обиды.

-Мы будем писать сочинение-рассуждение о том, что мстить плохо, а прощать – хорошо, в первую очередь, для самого человека. Мы должны доказать, почему мстить плохо, почему надо прощать.

Развитие познавательных УУД. Построение логической цепи рассуждения. Развитие монологической речи учащихся.

Развитие познавательных УУД. Выбор критериев для сравнения объектов., Установление причинно-следственных связей. Сравнение, синтез и обобщение признаков объекта., Актуализация жизненного опыта детей., Развитие РУУД. Целеполагание. Формулирование учебной задачи., Актуализация жизненного опыта детей.

5. Планирование речевой деятельности. Прогнозирование конечного результата.

  • Какого типа будет ваш текст? Какого жанра?
  • Каким образом мы можем построить свою работу?
  • Как вы думаете, что поможет вам написать работу?
  • Как вы можете написать эту работу? Покажите

Текст – рассуждение, могут быть примеры из жизни.

Рассказ.

11 стр., 5331 слов

Влияние развода на развитие ребенка (подростки)

... развития детей в подростковом возрасте и влияния развода на подростков. Актуальность работы. Цель: выявить влияние развода на детей подросткового возраста Объект: конфликтная семья Предмет : подросток в ситуации разводящихся родителей и семейных конфликтов Гипотеза: развитие индивидуализации и ...

Дети составляют план сочинения:

1.Введение. Тезис.

2.Жизненная ситуация. Аргументы.

3.Выводы (могут быть в стихах: диамант, синквейн, катрен, хокку).

-Слова на доске.

Актуализация знаний детей. Развитие познавательных УУД., Развитие регулятивных УУД. Действия планирования. Создание алгоритма действия., Развитие регулятивных УУД. Включение самоконтроля., Развитие регулятивных УУД. Прогнозирование результата работы.

6 . Разрешение проблемной ситуации – написание сочинения-рассуждения в соответствии с составленным планом, отбор целесообразной лексики с использованием опоры и памятки.

-Итак, тема нашего сочинения «Месть или прощение». Какой литературный приём используется в заголовке? Какая стихотворная форма наиболее подходит для вывода? Можно назвать работу по-другому. Что в этом поможет? Перед работой вспомним:

«Правила пяти «НЕ»:

Не бойся

Не бойся

Не бойся

Не копируй

Не страшись

«Памятка для начинающего писателя»

Замотивируй

Не забывай

Избегай

Веди

Обязательно

Помни,

Памятка «Как написать художественный (литературный) рассказ».

1.Текст может быть описанием, повествованием или рассуждением.

2.В нём может быть большое количество эпитетов, сказуемых.

3.В тексте может описываться конкретная ситуация.

4.Можно написать от любого лица (от себя, от 3 лица, даже от 2 лица).

  • Так же обязательно используйте опору на доске «Слово-магнит».

Памятка «Как написать диамант», Диамант – стихотворное произведение из 7 строк.

1 и 7 строки – слова – антонимы.

2 строка – 2 прилагательных к 1 слову.

3 строка – 3 глагола к 1 слову.

4 строка – 2 словосочетания к 1 слову.

5 строка – 3 глагола ко 2 слову.

6 строка – 2 прилагательных ко 2 слову.

  • Вы можете приступать к творческой работе. Желаю всем успеха!
  • Приём контраста.
  • Слова-антонимы.

Диамант.

Дети вспоминают и зачитывают памятки (для кого это необходимо, кто знает — уже начинает работу)., Дети акцентируют внимание на опоре «Слово-магнит».

Примечание: в классе, где работа над сочинениями ведётся не систематически, целесообразно в начале работы составить устные рассказы на тему.

Дети сначала работают на черновиках. После написания подходят к учителю, который правит ошибки на неизученные правила, а так же указывает на речевые ошибки, предлагает доработать и т.п.

Развитие познавательных УУД. Актуализация знаний детей., Развитие регулятивных УУД. Планирование работы., Дифференцированный подход., Развитие регулятивных УУД. Планирование., Развитие коммуникативных УУД. Развитие умения выражать свои мысли и слушать собеседника., Развитие РУУД. Совершенствование волевой саморегуляции., Самостоятельное (либо с опорой) решение учебной задачи.

7. Самоконтроль и коррекция работы с помощью таблицы.

  • Наша работа подходит к концу. Проверьте, всё ли вы учли в своей работе. См.

Ребёнок проверяет работу индивидуально., Развитие регулятивных УУД. Действия самоконтроля и самооценки. Контроль и коррекция результата.

Оценивание учащимися собственной деятельности, фиксация неразрешённых затруднений на уроке как направление будущей учебной деятельности.

18 стр., 8593 слов

Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста

... развития интеллекта и речи ребенка - фольклор, благодаря которому дети в доступной форме научаться общаться. Поэтому поставила перед собой цель: развивать речь детей, используя устное народное творчество и, определила для себя тему по самообразованию - « Устное народное творчество, как средство развития речи детей», ...

8. Взаимопроверка работ методом «Инсёрт» (РКМЧП)

  • Поменяемся работой с соседом. Проведите проверку его работы по методу «Чтение с пометами»:
  • +: понравилось;
  • : неудачно;

?: непонятно:

!: очень хорошо, удачные, красивое предложение, фраза, оборот речи, слово

  • Кому понравилась работа своего товарища? Почему?

Работа в статических парах., Дети делают выводы по работе соседа.

Развитие коммуникативных УУД. Продуктивное сотрудничество. Контроль, коррекция, оценка действий партнёра. Учёт позиции и способностей своих одноклассников. Развитие толерантного подхода к возможностям других людей.

Развитие регулятивных УУД. Взаимопроверка и адекватная и корректная оценка работы партнёра., Развитие коммуникативных УУД., Корректная оценка работы партнёра.

Развитие регулятивных УУД. На основе сравнения своей работы с работой другого ученика тот делает оценивает так же и свою работу.

9 . Презентация работ учащихся.

  • Объявляется презентация работ. Кто хочет зачитать свою работу?
  • Кому понравилась работа …? Почему? Что было удачно? Что не получилось?

Фронтальная работа., Дети читают своё произведение., Обычно дети очень доброжелательно оценивают работу одноклассников.

Развитие коммуникативных УУД. Развитие умения слушать собеседника, формулировать речевое высказывание, строить продуктивное взаимодействие.

Развитие регулятивных УУД. Оценивание учащимися собственной деятельности, фиксация неразрешённых затруднений на уроке как направление будущей учебной деятельности.

Фронтальная проверка.

Развитие регулятивных УУД. Самооценка собственной деятельности на уроке. Контроль и коррекция результата.

10. Итог урока. Рефлексия.

  • Чем мы сегодня занимались на уроке?
  • Что было важно на уроке?

Оцените свою работу на полях тетради по «Лесенке достижений»., Доскажите фразу:, Закончить наш урок мне хочется такими словами:, Научитесь прощать…

Это может не каждый.

Не таите обид…

Этот грех не для вас.

Отпустите, простите,

И увидите скоро,

Мир прекрасен и нежен,

Как и каждый из нас.

Лучше в сердце любовь,

6 стр., 2818 слов

«Развитие творческой деятельности дошкольников»

... Определить виды и проявления творческой деятельности. 3. Дать содержательную характеристику творческой деятельности старших дошкольников 4. Описать особенности развития творческой деятельности в старшем дошкольном возрасте. 5. Обосновать пути исследования творческой деятельности старших дошкольников. 6. Разработать методические ...

Чем проклятье и злоба…

Ведь однажды простив,

Станешь в сто крат добрей.

Это в жизни так важно,

Это в жизни поможет,

Не терять… ни любимых,

Ни добрых друзей…

Лариса Дьяченко

Ответы детей., Дети говорят по алгоритму:

  • сегодня у меня получилось….
  • мне было интересно…
  • было трудно…
  • теперь я могу…
  • я сделал вывод…

Развитие регулятивных УУД. Рефлексия собственной деятельности.