Анализ стихотворения Лермонтова Листок 6 класс
Анализ стихотворения Лермонтова «Листок» для 6 класса
Это произведение относят к последнему периоду жизни и творчества автора. Оно было написано за несколько месяцев до гибели поэта в 1841 году. И эту работу в некотором смысле можно отнести к автобиографичной. Стихотворение “Листок” наполнено метафорами, взять пример того, как Лермонтов сравнивает себя с листом дуба, которая была оторвана от родной ветки и брошена в странствия. В сюжете главную роль занимает человек, который одинок и не может обрести покой.
Это произведение можно отнести к философской лирике, а главной темой выделить поиск самого себя, тепла, свободы и спокойствия. Автор пишет о том, что листок держит свой путь на юг, этим же подчеркивает то, что сам он был с Кавказа. Лист в стихотворении играет роль одинокого человека, который не может обрести спокойствие в реальном мире. В итоге мы видим, что все надежды на покой и счастье были разрушены. Последние слова в произведении подчеркивают трагичность жизни листка. Итог печален, главного героя в любом случае ждет смерть и одиночные скитания.
Анализ Стихотворения Лермонтова «Листок»
Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Листок» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Образ листка, гонимого бурей, был широко распространен в русской и европейской литературе, разрабатывался в творчестве А. Арно, В. А. Жуковского, И.И. Козлова.
Тема стихотворения — бесприютность одинокой души в жестоком, враждебном мире. Мы можем отнести стихотворение к философской лирике, с элементами пейзажа.
Стихотворение несет в себе символ-аллегорию. Судьба листка, оторвавшегося от «ветки родимой», — судьба странника, потерявшего Родину. Мотив странника, изгнанничества всегда был характерен для творчества Лермонтова (стихотворения «Тучи», «Ветка Палестины», «Парус»).
Образы природы в этих произведениях аллегоричны и Символичны, с их помощью раскрывается внутренний мир лирического героя. То же самое мы видим и в стихотворении «Листок».
Дубовый листок у Лермонтова оторвался «от ветки родимой», стал жертвой жестокой бури, испытал много горя на своем пути и вот, наконец, докатился до Черного моря. Он видит молодую, прекрасную чинару, пытается обрести кров и пристанище, однако все попытки его тщетны. Чинара пресыщена жизненными впечатлениями, она очень дорожит своим покоем, она проникнута чувством собственного превосходства, исполнена самолюбования. Судьба несчастного листка оставляет ее безучастной. В сердце ее нет места жалости, сочувствию. Рассказ листка о его суровой Отчизне, о беспокойной судьбе и чудных скитаниях по свету не рождает в душе ее ни интереса, ни любопытства. Чинара враждебно настроена по отношению к усталому путнику:
Лирика Лермонтова (2)
... заявит: «Нет, я не Байрон, я другой…». Основные мотивы лирики Лермонтова Вхождение Лермонтова в литературу было стремительным. Лермонтов рано начал пробовать свои силы в различных родах ... Пушкина, Лермонтов пишет знаменитое стихотворение «Смерть поэта», исполненное боли и тоски. В этом произведении Лермонтов размышляет о трагической участи поэта, осмысливает его горькую судьбу, говорит ...
Иди себе дальше, о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море.
Образы листка и чинары в этом произведении антитетичны. В аллегорической форме, используя прием олицетворения, М.Ю. Лермонтов передает основную мысль стихотворения: в этом мире нет места жалости и состраданию, одинокая душа нигде не сможет найти себе приюта, благополучие и счастье глухи к бедам, горестям и одиночеству.
Стихотворение написано пятистопным амфибрахием. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («с тоскою глубокой», «меж листьев своих изумрудных», «рассказов мудреных и чудных»), олицетворение («с ней шепчется ветер»), инверсию («Один и без цели по свету ношуся давно я»).
На фонетическом уровне мы находим аллитерацию («У Черного моря чинара стоит молодая») и ассонанс («Дубовый листок оторвался от ветки родимой»).
Лермонтов «Листок». Текст и Анализ стихотворения
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Черного моря.
У Черного моря чинара стоит молодая,
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская,
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
- Поют они песни про славу морской царь-девицы.
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».
«На что мне тебя? — отвечает младая чинара. —
Ты пылен и желт — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю.
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».
Стихотворение Лермонтова Листок посвящено теме одиночества, поиска тепла и понимания во враждебном мире.
В стихотворении мы видим два образа: образ листка, оторвавшегося от ветки родимой и скитающегося по свету, и противопоставленный ему образ молодой чинары, беззаботно растущей на берегу Черного моря. В первой строфе описывается образ листка. Его судьба трагична и тяжела. Скиталец, гонимый жестокой бурей, сжигаемый холодом и зноем, он преждевременно засох и увял.
Автор использует здесь приемы олицетворения, дубовый листок — скиталец, увял и засох от горя, от ветки родимой. Инверсия — оторвался от ветки родимой, усиливает ощущение тоски и одиночества во враждебном мире. Мы видим суровую сдержанность в описании образа листка, бедность красок и эпитетов.
Образ и характеристика бэлы в романе лермонтова герой нашего времени
... нашего времени» По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич Сочинение на тему: Образ Бэлы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Мы впервые встречаемся с Бэлой, глядя на нее глазами Печорина, оценивая ее по ...
Во второй строфе описывается образ чинары. Жизнь ее — полная противоположность жизни дубового листка. Ветер ее ласкает и шепчется с ее зелеными, полными жизни листьями, райские птицы развлекают ее своим пением. Жизнь молодой чинары легка и беззаботна. Лермонтов использует здесь те же приемы олицетворения (чинара стоит молодая, ветер шепчется и ласкает), инверсии (на ветвях зеленых).
Яркие краски и эпитеты, которыми автор описывает образ чинары, усиливают впечатление внешнего благополучия и счастья.
Следующие четыре строфы стихотворения автор посвятил диалогу листка и чинары. Листок, уставший от скитаний и одиночества, рассказывает чинаре о своей трагической судьбе и молит чинару о временном приюте в ее корнях. Листок мечтает о покое и отдыхе, предлагая взамен единственное богатство — накопленные за время скитаний «мудреные и чудные рассказы». Но гордую и самовлюбленную чинару не трогает рассказ листка. Она остается равнодушной к его страданиям. Несмотря на то, что жизнь ее пуста и однообразна в своем постоянном благополучии, и даже райские птицы утомляют ее своими сладкими и бессмысленными песнями, чинара не хочет ничего менять, и прогоняет дубовый листок прочь.
Основа всего стихотворения — антитеза, постоянное противопоставление образов листка и чинары. Как внешнее ( Засох и увял — цвету и блистаю, пылен и желт — зеленые и свежие сыны — листья. ), так и внутреннее ( одинокий листок и в кругу своих листьев — сынов, любимая солнцем чинара).
Противопоставление есть и в отношении внешнего мира ( жестокой бурею гонимый, — ласкает и шепчется ветер, без тени и от зноя усох — корни омывает холодное море).
С одной стороны автор как бы сравнивает и спрашивает, какая же судьба лучше, листка, давшая через боль и страдания мудрость. но рано уносящая силы и здоровье, либо внешне благополучная, но пустая и бессмысленная внутри жизнь чинары, счастливой, пока светит солнце. С другой стороны автор осуждает равнодушие и черствость чинары. Лирический герой Лермонтова также, как и дубовый листок, одинок, и ищет понимания и покоя в суровом внешнем мире.
Если вам понравился материал, нажмите, пожалуйста, кнопку “Мне нравится” или “G+1”. Нам важно знать ваше мнение!
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок»
«Листок» был написан в 1841 году. Стихотворение в какой-то степени напоминает сказку. Главные действующие лица – листок и красавица-чинара. Если внимательно прочитать стихотворение, то приходит осознание, что листок – это и есть сам Лермонтов. Поэт не раз отождествлял себя с природой и одушевлял неживые предметы. Здесь он выставляет лист как живое существо.
Он говорит, что дубовый лист – изгнанник, буря гонит его на юг. Лермонтов тоже был гоним на юг, на Кавказ. Там он находился в ссылке, где тосковал по родине и друзьям. Листок встречает возле моря красавицу-чинару со свежими зелеными листьями. Сухой и желтый дубовый лист просит ее приютить его и спрятать от палящего солнца. Взамен он обещает ей рассказать много историй о своем странствии. Но чинара отвергает его и гонит прочь, указывая на то, что ему нет места среди ее зеленых листьев.
Лермонтов, Листок. Можно ли выделить в стихотворении «Листок» сюжет?
... период эпохи и зрелым автором, который знает, что такое разочарование. Анализ стихотворения Листок Лермонтова Образ листка, символизирующий изгнанничество, получил широкое распространение среди произведений европейской и ... не знаю!..» оставляют у читателя ощущение недосказанности. Такой конец стихотворения имеет содержательное значение. Чинара говорит листку идти дальше, но дальше — море. Об этом ...
Также и Лермонтов хотел найти приют на Кавказе, но его не приняли. У себя на родине поэт имел поклонников и сподвижников, а на Кавказе его творчество никому не нужно, там другой менталитет. Лермонтов чувствовал одиночество и неприкаянность, он был чужим для местного народа. Его воспринимали как чужеземца, недостойного внимания. Он, как и дубовый лист остался в одиночестве, всеми гонимый.
В стихотворении пять строф, только последняя строфа является восьмистишием, остальные – четверостишия. Размер произведения можно определить как амфибрахий. Поэт использовал женскую рифму, а что касается рифмовки, то здесь она перекрестная и смежная. Стихотворение изобилует художественными средствами: эпитетами, метафорами и олицетворениями. Лермонтов в позднем творчестве затрагивал вопросы бытия, смысла жизни и человеческого одиночества. Листок – это символ неприкаянной и всеми гонимой души.
Анализ стихотворения 6 класс
Последний период творчества Михаила Лермонтова связан с глубоким переосмыслением его жизни. В своих произведениях автор анализировал собственный опыт, предназначение, уели и убеждения. Именно в это время, весной 1841 года, за несколько месяцев до гибели, поэт написал стихотворение «Листок», которое по праву можно считать автобиографичным.
Данное произведение весьма метафорично, так как поэт сравнивает себя с дубовым листком, который «оторвался от ветки родимой» и отправился в странствия «жестокой бурей гонимый». Уже в первых строчках произведения содержится намек на кавказские ссылки Лермонтова, которые вынудили поэта покинуть родное имение и блистательно московское общество, отказаться от светской жизни и многочисленных друзей. По сути, Лермонтов оказался на чужбине. Причем, против своей воли, как дубовый листок, сорванный порывом ветра и перенесенный в степь. Опаленный солнцем, пожелтевший и запылившийся, он ищет пристанища на берегу Черного моря. Точно также и поэт пытался найти себя в новом, чужом для него и совершенно безразличном мире, рассчитывая на то, что далекий Кавказ сможет стать его второй родиной . Этого, к сожалению, не случилось, уж слишком разными были мировоззрения поэта и тех людей, которые окружали его на чужбине. Подтверждает это и стихотворение, в котором дубовый листок попытался прибиться к корням гордой красавицы-чинары, одиноко стоящей на морском берегу. Листок просил у нее немного – всего лишь тени от раскидистых ветвей, которая смогла бы защитить его от палящего южного солнца. Взамен странник обещал рассказать чинаре много удивительных историй о своих путешествиях.
Однако увлекательные рассказы оказались чинаре без надобности. «Ты много видал – да к чему мне твои небылицы?», — таков был ответ гордой красавицы. Если проводить параллель с жизнью поэта, то сходство очевидно, так как талант Лермонтова, перед которым многие преклонялись в России, оказался никому не нужным на Кавказе с его восточной культурой и совершенно иными жизненными ценностями. Более того, коренные жители гор с пренебрежением отнеслись к попыткам поэта установить с ними дружеские отношения, так как считали, что по своему статусу Лермонтов, имеющий дворянское происхождение, но находящийся в опале, занимает гораздо более низшую ступень, чем уважаемый всеми джигит. «Ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара» — эти строчки подтверждают тот факт, что Лермонтов был отвергнут местным обществом и, в частности, первыми кавказскими красавицами . которые поначалу пленили пылкое воображение поэта.
Друзья Пушкина в лицее. Самые счастливые и беззаботные годы в жизни поэта
... выпуск лицеистов, куда бы их не забросила жизнь, отмечали день открытия Лицея и вспоминали друг друга, Пушкин пишет о своих друзьях: поэте и декабристе Вильгельме Карловиче Кюхельбекере, о мореплавателе ... Федоре Федоровиче Матюшкине, о погибшем на двадцатом году жизни в Италии ...
В последней строфе стихотворения «Листок» красавица-чинара открыто прогоняет чужестранца, советуя ему идти дальше и искать свое счастье в других местах. В этих краях она – полноправная хозяйка, ее жизнь протекает счастливо, размеренно, она наполнена негой, любовью и теплом. В ней нет места тому, кто попытался столь вероломно нарушить ее покой, и попросил помощи. Сейчас уже трудно судить о том, имел ли в действительности место подобный диалог между Лермонтовым и кем-то из темпераментных жителей Кавказа.
Однако факт остается фактом – изгнанника, вынужденного покинуть российскую столицу, на юге никто не ждал. Надеясь обрести душевный покой среди горных аулов, Лермонтов очень скоро осознал, что местный уклад жизни, размеренный и преисполненный вековой мудрости, вызывает у него чувство уныния. В то же время резкий и вспыльчивый характер поэта отталкивал от него местных жителей. В итоге поэт чувствовал себя бесконечно одиноким и никому не нужным, понимая, что вряд ли на земле можно отыскать такое место, где он сможет быть по-настоящему счастливым, свободным и востребованным, как литератор.
«Листок», анализ стихотворения Лермонтова
Стихотворение «Листок» было написано М. Лермонтовым весной 1841 года, после возвращения на Кавказ из двухмесячного отпуска, проведенного в Петербурге. Последние месяцы жизни были временем поэтического расцвета Лермонтова: глубокое переосмысление им своей жизни и его размышления нашли отражение в произведениях последнего периода. Впервые стихотворение было опубликовано уже после смерти поэта, в 1843 году, в журнале «Отечественные записки».
Основной темой
Стихотворение является элегией по жанру; в нем отчетливо звучат мотивы личных переживаний лирического героя – тоски, страдания и одиночества.
Произведение сюжетно . в нем раскрывается история странствующего вдали «от отчизны суровой» листка. Композиция «Листка» построена на противопоставлении центральных образов – дубового листка и чинары. Прием антитезы усиливает конфликт между ними: листок – желт и засох, а чинара – изумрудного цвета и свежа; он подвижен, а она статична; он пылен, а чинара чиста (ее корни омывает море).
Листок представлен странником, чинара же нигде не была. Чинара дружит с окружающим миром, живя в гармонии с морем, солнцем и ветром. Для листка окружающий мир враждебен: солнце сушит его, ветер несет, а море сулит гибель.
В стихотворении ярко прослеживается романтический конфликт реальности, столь суровой для листка, с теплым, почти сказочным миром чинары. Много повидавший на своем веку ( «Немало я знаю рассказов мудреных и чудных» ) лирический герой («бедный дубовый листочек» ), стремясь избавиться от мучительного одиночества и тоски, просит принять его таким, какой он есть, молит чинару о сострадании: «Прими же пришельца…» .
тему любви
Кульминация стихотворения, Синтаксическая организация стихотворения
пятистопный амфибрахий
Лермонтов м. ю. — Образ поэта-пророка в лирике а. с. пушкина и м. ю. лермонтова
... это сочинение. Значение лирики Лермонтова в русской литературе Лирика Лермонтова в зрелый период является величайшим достижением русской литературы. В своих стихотворениях Михаил Юрьевич открывает и углубляет образ положительного ... в том, насколько помогало поэту творчество сохранить веру в жизнь. Как видно, образ поэта-пророка представлен по-разному в лирике Лермонтова и Пушкина, но назначение ...
средствами художественной выразительности
Конфликт мечты и реальности в стихотворении «Листок» отражает парадоксальный синтез избытка чувств и неверия в человеческие чувства самого поэта.
6 класс кратко по плану
Послушайте стихотворение Лермонтова Листок
Сочинение по стихотворению Лермонтова Листок 6 класс
Михаил Юрьевич Лермонтов – великий поэт и драматург. Его творчество покоряет сердце, он один из тех, кто в своем творчестве, опирается на образ природного мира. Последние годы жизни Михаила Юрьевича были расцветом его поэтической карьеры. В этот период он размышления о жизни и его переосмыслений, нашли отражение в его творчестве.
В стихотворении прослеживаться мотив одиночества и изгнания. Стихотворение «Листок» написано и опубликовано ранней весной 1841 года. Герой ассоциирует себя с дубовым листком, на участь которого выпало много жизненных трудностей («Засох и увял он от холода, зноя и горя»).
Сквозь испытания герой оказывается у Черного моря, где его встречает чинара. В этом моменте автор использует такой художественный прием выразительности, как олицетворение, создавая величественный, женственный, а с другой стороны жестокий образ дерева.
Так же автор применяет прием противопоставления. Он сравнивает чинару и одинокого странника. Чинара, окружена солнцем, райскими птицами, она не представляет другой жизни, она всегда находилась в этом дивном мире. Лермонтов очень красочно описывает ее красоту («меж листьев своих изумрудных»).
Хотя за ее маской внешней красоты, она показывает герою свой жестокий внутренний мир. Дубовый листок же был вынужден скитаться, бродить по белому свету, оставив свой родной дом («оторвался от ветки родимой»).
Герой пытается найти приют на юге, перенося на образ самого Лермонтова, он возвращается на Кавказ. Чинара в своем последнем слове дает понять страннику, что он ей не нужен. Это прощальное слово за могущей красавицей дает понять, что последняя надежда угасает.
Произведение полно красочными средствами художественной выразительности: олицетворение («эпитетами («в отчизне суровой»), метафорами («увял я без сна»).
Финал стихотворения заканчивается довольно печально. Ведь странник, не находит приют. Герой обречен на страдания. Странник теряет ту тонкую нить на обретение покоя и внутреннего счастья. Ожидание мечты и реальности отражает безверие самого поэта в свои собственные силы.
Сочинение 2
Лермонтов написал огромное количество разных произведений. И во многих своих произведениях он затрагивает образ природы. Кроме этого многие его произведения хватают за душу читателей.
В произведении «Листок» затрагивается тема не только одиночества, но и изгнания. Написано оно было на Кавказе, когда Лермонтов находился там в отпуске. Автор сравнивает себя с тем самым листком, на который упало огромное количество разных испытаний, и которые нужно было решать прямо сейчас и не откладывать на потом. Кроме этого здесь автор использует еще и олицетворение и создает не только женственный образ, но и вместе с тем жестокий образ дерева. Испытания приводят его к Черному морю, где он встречается с чинаром.
Здесь же используется и еще один метод и называется он противопоставление. Автор сравнивает чинара и одинокого странника. Вокруг чинары всегда находится большое и яркое солнце, также рядом с ней летают постоянно разные птицы. И другой жизни она совсем не представляет, да и не нужно ей этого. А вот за всем этим Лермонтов показывает жестокий внутренний мир. Листок никогда не имел своего родного дома, где бы мог спокойно жить. И поэтому ему приходится постоянно находится в скитаниях. Сначала он переносится на юг, а потом на Кавказ, где находился сам Лермонтов. А немного позже чинара своими выходками дает понять, что он ей больше не нужен и она легко может обойтись и без него.
Демон в поэме лермонтова (образ и характеристика)
... мастерства автора. http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/lermontov/obraz-i-harakteristika-demona-v-poehme-demon Сочинение Демон в поэме Демон Лермонтова Демон ... созданию, грузинской девушке Тамаре. Образ Демона Образ Демона в знаменитой поэме Лермонтова — является брошенным героем, ... что Тамара единственная, кто может скрасить его существование. Демон клянется в искренности своих ...
В произведении имеется огромное количество разных эпитетов и метафор, при помощи которых можно красиво и ярко описать все события данного стихотворения.
А вот финал произведения приводит всех к печальному известию. Оказывается, сколько бы странник не скитался по разным местам и странам, но приюта он нигде так обрести и не смог. Именно поэтому страданий ему не избежать, как бы это ему не хотелось. Постепенно у него теряется покой и счастье. Но не смотря на это он все-таки уверен в том, что у него найдутся еще силы для того чтобы все это исправить и в корне поменять свою жизнь. Этого же хотелось и Лермонтову. И он был уверен, что у него еще будут силы для того чтобы поменять свою жизнь в другую сторону, вот только времени на это было уже очень мало, да и смерть уже давно ходила за ним по пятам.