Лермонтов м. ю. — Образ поэта-пророка в лирике а. с. пушкина и м. ю. лермонтова

Пушкин и Лермонтов. Два великих русских поэта. Они смогли достичь высочайших вершин в творчестве, и все потому, что их произведения являлись исповедями, в которых поэты сжигали себя дотла, чтобы потом возродиться заново. Величие этих людей в том, что их творения не умирали вместе с ними, а продолжали жить, пробуждая в человеческих душах самые лучшие качества. Они были совестью нации, властителями дум, выразителями чаяний народных. Это о них сказал Евтушенко: «Поэт в России — больше, чем поэт». И это действительно так. Судьба и творчество русского поэта были неразрывно связаны с жизнью общества, с его нравственными и духовными интересами. Святую миссию поэзии они видели в служении своей Родине и своему народу.

Звание Поэта всегда было самым почетным, самым великим из человеческих званий. А тема «поэта-гражданина», «поэта-пророка» приобрела такую обобщенность и глубину, что навсегда вошла в самое существо наших суждений о поэте и его жизненной позиции. Имена Пушкина, Лермонтова в этом смысле стали чуть ли не нарицательными. Они били во все вечевые колокола, чтобы пробудить человеческую душу.

Образ поэта-пророка Пушкин впервые использовал в стихах, где пытался утвердить свой взгляд на то, каким должен быть настоящий поэт. Его идеал — человек, одаренный «высокой мыслью и душой», ни перед кем не склоняющий «гордое чело», ничего не страшащийся. Именно о таком поэте он говорил в своем стихотворении «Пророк», где показал трудный процесс ревращения простого смертного человека в глашатая истины. В основу своего произведения Пушкин положил образ библейского пророка — проповедника правды и беспощадного обличителя грехов и беззаконий власти. Некоторые мотивы поэт взял из книги самого пламенного и вдохновенного из пророков, Исайи, погибшего мучительной смертью. Величественно-торжественно передает Пушкин приход высшего знания к пророку:

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Чувствам пророка стало подвластно все, он научился проникать в суть явлений, в глубь событий. Но чтобы получить эти знания, человеку пришлось принести себя в жертву, Только через мучения, через страдания он превратился в пророка:

И вырвал грешный мой язык.

Стихотворение Пушкин закончил призывом, в котором выразил назначение поэта и поэзии:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

8 стр., 3511 слов

ГЛАВА III. Иллюстрации А.С. Пушкина к своим произведениям

... Пушкин переслал брату Льву из Михайловского с припиской: «Брат, вот тебе картинка для Онегина – найди искусный и быстрый карандаш. ... его произведений. Например, рисунок в рукописи «Евгений Онегин», изображающий Татьяну (рис.25). Он является вариантом женской фигуры, сделанной на ... например, - тоже на полях черновика «Полтавы» (рис.19). Поэт рисует её ... этим строчки перечеркнуты, а после дано изображение: ...

Глаголом жги сердца людей».

Русская поэзия после Пушкина не только продолжала развивать его идеи, но и вступила с ним в спор. Если Пушкин — это мера, гармония, то Лермонтов — безмерность, диссонанс. Белинский, сравнивая этих двух поэтов, предлагал не упускать из виду то обстоятельство, что Лермонтов — «поэт уже совсем другой эпохи». Эта эпоха полна трагического, и именно она сформировала мировоззрение молодого наследника пушкинской славы. Его учителю довелось испытать горечь непонимания, часто голос великого поэта звучал как глас вопиющего в пустыне. Пушкинский поэт-пророк не всегда бывал понятен окружающим. Но поэт Лермонтова изведал не только одиночество и непонимание. Он уже фигура явно трагическая. Его гибель в мире зла неминуема. Лермонтов жил в то время, когда за правду платили жизнью. Поэтому знаменитое стихотворение «Смерть поэта», возвестившее России о гибели Пушкина и о рождении Лермонтова, было воззванием к народу подняться за свою «честь», за свою «гордость», за свою «свободу», за «сердце вольное», за «дивный гений» своего поэта. В гении поэта — гений народа.

Восстание поэта «против мнений света» было прообразом великих битв, которые будет вести народ за свое собственное освобождение. И не случайно стихотворение, начинающееся словами «Погиб поэт», заканчивалось пророческим предсказанием:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

(сочинение разбито на страницы)

Образ поэта-пророка в лирике А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов… Два великих поэта Золотого века русской литературы. Такие разные и, в то же время, схожие в своем желании словом служить Отчизне. Именно в тех стихотворениях, где поэты рассуждают о назначении поэзии, появляется образ поэта-пророка. У Пушкина в этом плане можно выделить стихотворения «Пророк», «Арион», частично «Эхо». У Лермонтова же – «Поэт», «Пророк», «Есть речи…».

Важно отметить, что у обоих поэтов есть программное стихотворение с одинаковым названием – «Пророк». Здесь наиболее ярко выделяется образ поэта. В чем сходство и в чем различие этих стихотворений? Типичен ли образ пророка в лирике знаменитых поэтов?

Обратимся к стихотворению А.С. Пушкина. Оно было написано в 1826 году, после расправы с декабристами. Именно в это время гневная и горькая книга пророка Исайи (часть Библии) оказывается близка поэту. Видя «народ грешный, народ, обремененный беззакониями», пророк приходит в отчаяние: «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство?» Далее Исайя рассказывает, что к нему явился Серафим (ангел высшего чина), который касается «уст» его и «очищает от грехов». Голос Господа посылает его на землю раскрывать истину людям, ибо «огрубело сердце народа сего», «доколе земля эта совсем не опустеет».

Библейская легенда лишь в общем своем значении отражена в стихотворении. пушкинский герой НЕ осквернен язвами нечистого общества, а угнетен ими. Пробуждение его, превращение в пророка подготовлено состоянием героя: «Духовной жаждою томим». В библейской легенде акцент сделан на картине нравственного падения народа, глухого к добру. У Пушкина же большое внимание уделено непосредственно пророку. Его преображение развернуто в сюжете, внимание сосредоточено на том, как человек становится пророком. После преображения пушкинский пророк лежит в пустыне, «как труп».

14 стр., 6644 слов

Тема поэта и поэзии в лирике пушкина (3)

... истинной поэзии. Здесь искали: Как в лирике пушкина Раскрывается тема высокого назначения поэта http://sochineniye.ru/tema-poeta-i-naznacheniya-poezii-v-lirike-pushkina/ ... образы античной мифологии (Музы, Аполлон, Парнас). Лирический герой произведения проходит путь от грешника, который “влачился” без цели в “пустыне мрачной”, до возродившегося, очистившегося, проникшего в тайны бытия пророка. ...

Идея библейской легенды – наказание народа, отступившего от добра. У Пушкина — другая идея. В чем же смысл образа поэта-пророка у Пушкина, опирающегося на библейскую легенду, но и отступающего от нее?

Стихотворение начинается с чуда оживления одинокого и усталого путника. «Пустыня мрачная» озаряется явлением Серафима, который в действиях своих энергичен и стремителен. Путник же не только бессилен – его путь бесцелен. Шестикрылый Серафим является «на перепутьи» как спасение от незнанья дальнейшего пути. Действия Серафима поначалу осторожны, бережны:

Перстами легкими, как сон

Моих зениц коснулся он…

…Моих ушей коснулся он…

Но последствия этих «нежных» прикосновений полны драматизма:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы…

Путник обретает зоркость, уши его «наполнил шум и звон». Так начинается страдание. В человека входит весь мир, как бы разрывая его своей многозвучностью:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

Для человека теперь нет тайн – он открыт всему. Это прекрасно, но и тяжело. Освобождение от грешной человеческой природы рождается страданием, доходящим до оцепенения. Человек обретает качества более древнего, чем он, мира: зоркость орлицы, мудрость змеи (то есть многих поколений)… Но этих мучений мало, чтобы стать пророком:

И он мне грудь рассек мечом

И сердце трепетное вынул,

И угль пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Чтобы стать пророком, по мнению Пушкина, нужно отрешиться от трепетности чувств, от сомнений и страха. И так тяжки эти преображения, так непохож путник на себя прежнего, что лежит в пустыне, «как труп». Лежит еще и потому, что качества пророка уже есть, а смысла, цели еще нет. Цель дается волею Всевышнего:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Мы привыкли к метафоричности слова, но если вернуть ему первозданное значение, то миссия пророка прекрасна и тяжка одновременно: словом жечь сердца людей. Очищать мир от скверны невозможно без страданий. Мучительность преображения человека в пророка – та жестокая цена, которой покупается право учить людей. Пушкин любит человеческую натуру, он добр к людям, потому страдание описано так ярко и подробно. Но жестокая сила обстоятельств заставляет поэта быть дерзким и гневным. «Восстань» — побуждение к протесту, к сопротивлению тому, что видит и слышит пророк вокруг себя. Таков образ поэта-пророка у Пушкина. А Лермонтов?

Для Лермонтова творчество – спасительное освобождение от страдания, приход к гармонии, вере. Поэт словно продолжает эту тему, но и видит образ поэта-пророка в ином, нежели Пушкин, свете. Лермонтовский пророк, гонимый и презираемый толпой, знает счастье:

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром Божьей пищи;

Завет Предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная,

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

Он описывает «последствия» полученного пророческого дара. Сравнивая пушкинского «Пророка» с лермонтовским, наивно было бы видеть в одном поэте лишь жизнеутверждение, а в другом лишь скорбь. Лермонтовский пророк, читающий «в очах людей… страницы злобы и пророка», при всей жестокости толпы, при всем одиночестве, тоже не теряет веры в гармонию как основу мира. Радостный разговор со звездами спасает пророка от отчаяния – природа как бы смягчает удары, наносимые толпой. В этом весь Лермонтов. Читатели в который раз убеждаются в том, насколько помогало поэту творчество сохранить веру в жизнь.

6 стр., 2693 слов

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина и Лермонтова

... ­ким образом, поэт и природа равно противостоят светскому обществу, цивилизации, что отвечает также романтическому мировосприятию (см. план «Человек и природа в творчестве М.Ю. Лермонтова»). III. Заключение Лермонтов-романтик акцентирует трагизм судьбы поэта («Пророк», «Смерть поэта»). Для Пушкина, ...

Как видно, образ поэта-пророка представлен по-разному в лирике Лермонтова и Пушкина, но назначение одно: «Глаголом жечь сердца людей!».

0

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Значение лирики Лермонтова в русской литературе

Лирика Лермонтова в зрелый период является величайшим достижением русской литературы. В своих стихотворениях Михаил Юрьевич открывает и углубляет образ положительного героя своего времени, который является центральным образом всех произведений поэта.

Период зрелости Лермонтова открывают стихотворения «Смерть поэта» и «Бородино», написанные в 1837 году. Каждое из этих величайших произведений знаменательно по-своему. В одном стихотворении преобладает отрицание, в другом – утверждение. «Бородино» — это первое произведение Лермонтова, в котором он развивает тему русского народа как великой силы в истории, при этом поддерживая исторический и национальный колорит. В «Бородино» Лермонтов ярко рисует образ ветерана-рассказчика.

В другом своем великом стихотворении, написанном после смерти А. С. Пушкина, «Смерть поэта», Лермонтов поднимает вопрос о трагизме судьбы «дивного гения» России, который стал жертвой придворной и светской публики. Именно идеи и творческие принципы, которые были реализованы в этих стихотворениях, имели первостепенное значение для дальнейшего развития творчества Лермонтова.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Образ Лермонтова в русской литературе 430 руб.
  • Реферат Образ Лермонтова в русской литературе 250 руб.
  • Контрольная работа Образ Лермонтова в русской литературе 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

«На смерть поэта»

1837 год стал знаковым для истории русской литературы и культуры России в целом. В этом году умирает Александр Пушкин. Спустя некоторое время Лермонтов реагирует на событие стихотворением «На смерть поэта». Характерно, что 1837 год отмечен в классическом литературоведении как год перехода автора к качественно другой поэзии – начало зрелого периода творчества. «На смерть поэта» входит в цикл произведений о поэзии, однако, образ поэта в лирике Лермонтова складывается постепенно, пополняясь новыми смыслами.

Стихотворение «На смерть поэта» можно разделить на две части. Они различны по настроению и по способу написания. Первая часть – элегия, написанная четырёхстопным ямбом. Здесь сказано о горечи утраты. Несмотря на общее минорное настроение, вопросительные предложения достаточно резкие и язвительные, а восклицания лишь усиливают напряжённость. Уже в этом отрывке сказано, что истинным убийцей был не дуэлянт, убивший физическую оболочку, а общество, загонявшее талант Пушкина (тут образ Поэта неразрывно связан с образом Александра Сергеевича) в рамки.

17 стр., 8321 слов

М. ю. лермонтов “узник”: анализ стихотворения

... и действию. Здесь искали: анализ стихотворения узник лермонтов анализ стихотворения лермонтова узник узник лермонтов анализ Анализ стихотворения Лермонтова Узник Стихотворение «Узник» Михаил Лермонтов написал, находясь под арестом за публичное чтение другого своего произведения – «На смерть поэта». Образы и сюжетная линия «Узника» вдохновлены именно этим опытом. ...

«Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит!»

Вновь звучит мотив одиночества, прошедший красной нитью через всё творчество Лермонтова. Этот мотив служит связующим звеном между лермонтовским понимание гения Пушкина и романтической традицией. Во второй части, имеющей сатирическую направленность, четырёхстопный ямб чередуется с пяти- и шестистопным, что делает стихотворение более живым и подвижным. Вопросительные и восклицательные интонации разбавлены сопоставлениями, задумчивым настроением, лёгким упрёком самому поэту, открывавшим свой талант невеждам. В финале стихотворения автор снова обращается к высшему свету, вновь обвиняет их в смерти поэта. Здесь говорится о Страшном суде, перед которым равны все, и на котором преступники ответят за содеянное.

«Не верь себе»

Написанное в 1839 году стихотворение «Не верь себе» продолжает тему поэта и поэзии. Образ поэта в лирике Лермонтова начинает меняться: теперь это больше не мученик, погибший от рук общества. Выбрана интересная форма повествования – стихотворение является обращением ко всем и каждому писателю либо же поэту, решившему творить. Назидательность смешивается с большим количеством романтической иронии и язвительности. Автор советует молодым писателям отрицать и подавлять творческие порывы, не прислушиваться к желанию писать, сторониться вдохновения:

«Как язвы, бойся вдохновенья… Оно — тяжёлый бред души твоей больной Иль пленной мысли раздраженье».

Чувства и переживания Поэта обесценятся, как только будут заключены в стихотворную форму и прочитаны широкой публикой.

«Не унижай себя. Стыдися торговать То гневом, то тоской послушной И гной душевных ран надменно выставлять На диво черни простодушной».

К тому же, вполне возможно, что для описания глубины и силы переживаемых эмоций может не найтись нужных слов:

«Набрось на них покров забвенья: Стихом размеренным и словом ледяным Не передашь ты их значенья».

В этом стихотворении Лермонтов достаточно резок в высказываниях. Он предугадывает реакцию читателя, отговаривая Поэта быть поэтом, чтобы избежать участи Пушкина или же просто глубокой психологической травмы. Однако при этом Поэт всё равно остаётся несчастен! Итак, писатель отказывается творить и отдавать свой талант публике. Но с другой стороны, он всё равно остаётся тонко чувствующим лириком. В нём бурлят переживания и страсти, к нему приходит вдохновение, но Поэт не может поделиться этим с другими, и именно в этом и заключается его трагедия.

Образ поэта и тема творчества в лирике М.Лермонтова

Взгляды М. Ю. Лермонтова на поэта и его миссию менялись по мере развития творца, появления и утверждения в его лирике тенденций реализма. Молодой Лермонтов – романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника «с гордою душой», который живет своими мечтами, своими переживаниями, недоступными «толпе»: Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? Он хочет жить ценою муки, Ценой томительных забот. Он покупает неба звуки, Он даром славы не берет. Мотив избранничества проявляется и в раннем стихотворении поэта «Нет, я не Байрон…». Здесь восемнадцатилетний Лермонтов осознает, что у него свой путь в творчестве: Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. Однако и в ранний период творчества Лермонтов порой ставит под сомнение правомерность противопоставления одинокого поэта другим людям, не наделенным таким даром: Безумец я! Вы правы, правы! Смешно бессмертье на земли. Как смел желать я громкой славы, Когда вы счастливы в пыли? Во второй, зрелый период своего творчества поэт признается в одном из писем: «О, ведь я очень изменился! Я не знаю, как это происходит, но только каждый день дает новый оттенок моему характеру и взглядам – это и должно было быть, я это знал». Постепенно Лермонтов приходит к иному пониманию творчества. Меняется его представление и о личности поэта. Лермонтов начал понимать безуспешность индивидуалистического протеста, бессилие одинокого гордого бунтаря, не нашедшего связей с обществом. Поэт стремится к преодолению юношеского максимализма, судит о жизни более трезво и мудро. В одном из стихотворений он пишет: Не верь, не верь себе, мечтатель молодой, Как язвы, бойся вдохновенья… Оно – тяжелый бред души твоей больной Иль пленной мысли раздраженье. Теперь поэта волнует судьба своего поколения, народа и родины. Он ратует за творчество, в котором должна выразиться подлинная жизнь: Когда же на Руси бесплодной, Расставшись с ложной мишурой, Мысль обретет язык простой И страсти голос благородный? В стихотворении «Любил и я в былые годы»… Лермонтов как бы подводит итог раннему романтизму и утверждает реализм, поэзию, в которой отразится мир во всей его полноте: Люблю я больше год от году, Желаньям мирным дав простор, Поутру ясную погоду, Под вечер тихий разговор. Это стихотворение получило восторженный отзыв В. Г. Белинского: «Какая простота и глубокость! Оборот мысли, фразы – все пушкинское». Зрелому Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями. Он отрицательно относился к поэзии, которая стояла в стороне от общественной жизни России. Поэт не мог принять лирику, которая только переливает «в гремучие напевы несчастный жар страдальческой любви». Ему уже чужд и образ творца как человека избранного, противопоставленного «ничтожной толпе». Его герой стремится к людям даже тогда, когда они отвергают «любви и правды чистые ученья». Продолжая традиции Пушкина и декабристов, Лермонтов рассматривает поэзию как орудие борьбы за свободу и справедливость. Его лирика становится гражданской. Вот, например, стихотворение «Поэт», построенное на развернутом сравнении. Творчество здесь автор уподобляет кинжалу, который может быть грозным клинком или презренной безделушкой в зависимости от того, кто им владеет. Вот оружие, которое «не по одной груди» провело «страшный след», попадает к новому хозяину, очевидно, не бойцу и становится «бесславным и безвредным». Далее автор сравнивает судьбы кинжала и поэта: В наш век изнеженный, не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На злато, променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье? Нет, не таков удел творца. Его истинное предназначение – воспламенять «бойца для битвы»: Твой стих, как Божий дух, носился над толпой И, отзыв мыслей благородных, Звучал, как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных. Лермонтов страстно призывает своих современников оставить сугубо личные переживания и вернуть в поэзию вольнолюбивые и бунтарские идеи декабристов: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья? Тема творца и его миссии в лирике Лермонтова прошла целую эволюцию. Противоречия в раскрытии этой темы свидетельствуют о развитии личности поэта. Образ творца отличается силой характера и огромной целеустремленностью, что делает его жизнеутверждающим и вносит оптимистические ноты в общий трагический контекст. Поэт в лирике Лермонтова является героем, а его поэзия – подвигом.

2 стр., 863 слов

Для чего пишут поэты

... Поэты не рождаются случайно: Они летят на землю с высоты, Их жизнь окружена великой тайной, Хотя они открыты и просты. Эти проникновенные слова побуждают к размышлениям: почему пишут поэты, ... объявили себя самыми радикальными новаторами. Они с пренебрежением относились к писателям-классикам, отстаивали право на «заумный язык». В своем манифесте « ... человек из твоей школы уже списали это сочинение.

11 стр., 5279 слов

Коста Леванович Хетагуров : поэт,писатель,публицист…»

... осетинской литературы. Биография. Коста Леванович Хетагуров родился в селе Нар 15 октября 1859 года. Поэт ... всего праздника, но стихотворение, посвященное памяти Лермонтова, цензура не пропустила ... к месту новой ссылки. По возвращении на Кавказ в ... Поэт. Писатель. Поэтическая деятельность К.Л.Хетагурова падает в основном на 80-е и 90-е годы прошлого столетия. Это был период в истории русской литературы, ...

«Журналист, читатель и писатель»

Теме поэта и толпы посвящено стихотворение «Журналист, читатель и писатель». Тут Лермонтов предстаёт в разных ипостасях, выражая мнения каждой из трёх сторон. Непосредственно перед текстом дана небольшая ремарка в скобках, что отсылает к пьесе как форме изложения. Писатель сидит в кресле перед камином, возможно, задумавшись. Читатель стоит с сигарой, будто ожидая от Писателя чего-то решительно нового и интересного. Журналист говорит, что Писатель болен, ведь:

«В заботах жизни, в шуме света Теряет скоро ум поэта Свои божественные сны».

Читатель обвиняет Писателя в том, что произведения вторичны, в печатном варианте множество ошибок, а к самому журналу не хочется даже прикасаться, не облачив предварительно руки в перчатки. Писатель же не ищет оправдания, а, наоборот, соглашается:

«О чём писать? Восток и юг Давно описаны, воспеты; Толпу ругали все поэты, Хвалили все семейный круг».

Несмотря на то что «Журналист, читатель и писатель» было написано более 150 лет назад, Лермонтов поднимает вполне современный вопрос: как найти баланс между заказчиком (в этом случае Журналистом), читателем и самим поэтом? Как писать так, чтобы и высшее общество и «низший свет» понимали и принимали творчество? Нужно ли писать по мановению сердца или же писать на заказ, понимая, что с каждым разом тексты становятся всё более плоскими, а темы более избитыми? Когда искусство снова станет возвышенным? Ответов в произведении не дано. Опять поднимается тема пророческой миссии поэта (последний монолог писателя).

Он воображает своего читателя, чувствует его настроения и ожидания, поэт ответственен перед ним. Как и в стихотворении «На смерть поэта» финальные строки несут обличительную, критическую направленность: «неблагодарной» толпе вовсе не нужно открывать, показывать свой внутренний мир, делиться с ней одной из самых интимных вещей – своим творчеством.