( Уроки словесности: из опыта работы по обучению сочинениям малых жанров)
Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. Поэтому задача воспитания интереса к нашему предмету очень важна и актуальна.
Есть целый ряд условий, способствующих возникновению заинтересованного отношения к любой науке. Это, прежде всего, мотивация изучения предмета, активная деятельность самих учащихся в процессе учебного труда, разнообразие видов деятельности на уроке.
Опыт работы показывает, что пробудить интерес к урокам русского языка и литературы можно, если эти уроки станут уроками речевого творчества.
В системе работы, призванной развивать и совершенствовать коммуникативно-речевые умения обучающихся, большую роль играют сочинения разных жанров – традиционный, проверенный в практике обучения вид работы по развитию речи. Любое сочинение способствует развитию воображения, внимания, памяти, логического и образного мышления.
Однажды преподаватель изящной словесности Царскосельского лицея Н.Ф. Кошанский принес на занятие розу, сорванную им в парке, и предложил лицеистам описать ее в стихах, что успешнее других сделал А. Пушкин. Этот факт вполне можно считать первой попыткой использовать сочинение-этюд в практике обучения.
Идея развития дара слова на материале личных наблюдений последовательно разрабатывалась К.Д. Ушинским. Он постоянно использовал так называемые «натуральные» наглядные пособия, которые дети наблюдали и описывали. «Предмет, стоящий пред глазами ученика или сильно врезавшийся в его память, сам собой, без посредства чужого слова, пробуждает в учащемся мысль… Необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово»,ꞌ — писал К.Д Ушинский.
Мысль о необходимости развивать в детях самостоятельность наблюдений, накапливать живые впечатления и учиться оформлять их словесно развивалась в трудах крупных методистов и лингвистов ХХ столетия. И если раньше в школьной практике тематика сочинений-этюдов ограничивалась описаниями природы, то сейчас выбор объектов описания богат и разнообразен. Источник разнообразия: окружающая нас жизнь, внутренний мир каждого из нас, нравственные, философские проблемы.
Организация самостоятельной работы учеников на уроке русского языка
... школе. Предмет исследования: особенности организации самостоятельной работы учеников на уроке русского языка. Цель исследования: выявить особенности организации самостоятельной работы школьников на уроках. Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по ...
Наиболее распространенными жанрами школьных сочинений являются небольшие по объему творческие работы: зарисовка, этюд, миниатюра. Они оперативны, экономичны, могут использоваться чаще, чем работы большого объема, могут быть связаны с материалом любого раздела школьного курса, и поэтому их обучающий эффект учитывается в широкой практике.
На уроках обучения сочинениям-этюдам обязательно использую натуральную наглядность, так как именно она служит объектом наблюдения и источником создания текста. Ученики лучше справляются с работой, если описывают предмет с натуры. Например, перед написанием сочинения-этюда «Украшение из янтаря» была проделана большая предварительная работа. Все ребята получили задание по группам: найти материал о происхождении и зарождении янтаря, о возникновении янтарного промысла. Разыскали легенды и сказания, стихи об окаменевшей смоле, сделали небольшую компьютерную презентацию об изделиях и украшениях из янтаря, познакомили с картинами художников-резчиков по янтарю. Совместными усилиями педагогов школы была организована небольшая выставка настоящих янтарных украшений.
ꞌ
Существенным элементом такого урока является вступительное слово учителя, яркое, интересное. Цель: подготовить учащихся к восприятию темы сочинения, увлечь предметом описания, объяснить задачи работы.
Очень важно направить наблюдение учеников на восприятие предмета, помочь им увидеть интересные детали, даже самые мельчайшие, стимулировать их устные высказывания.
Лингвистическая подготовка к сочинению включает наблюдения над языком текстов-образцов, работу над лексическим значением и употреблением слов и словосочетаний (илектр, янтарная кислота, гагат, янтароносная толща и др.).
Обязательно повторяем сведения по теории сочинений: работа над темой, основной мыслью, заголовком сочинения, композицией, планом, стилем и жанровыми особенностями.
Перед тем, как приступить к написанию сочинения, обобщаем весь материал, составляем план сочинения, устно отрабатываем каждую часть (вступление, основную часть, заключение).
бить баклуши
Убеждена, что краеведение – одно из эффективных средств патриотического и нравственного воспитания. Очень оживляет работу элемент поиска, исследования. Поэтому, выбирая ту или иную тему, широко привлекаю краеведческий материал, возможности своего города, школы. Вместе с учащимися создали альбом-сборник материалов о своем городе. Наша работа помогла девятиклассникам больше узнать о своем городе, а некоторым – выбрать профессию. Собирание материала велось по следующему плану:
-
Бердск. Краткие историко-географические сведения.
-
Памятники города Бердска.
12 стр., 5703 словНа лингвистическую тему ? , основным содержанием такого сочинения ...
... даны конкретные рекомендации по написанию сочинения. Задание нам с вами хорошо знакомо. Важно знать, что оценивается и общее впечатление, но более того, работа оценивается в соответствии со ... думает человек, нашло отражение в лексике. - Благодаря лексике существует название всем предметам, явлениям, действиям, процессам. Всему дано свое название. - Говорят, что словом можно радовать, огорчать, ...
-
История создания памятников на территории нашего города.
-
Мемориал Славы в Парке Победы.
-
Памятник Зое Космодемьянской.
-
Памятник воинам-афганцам.
-
Памятный Камень морякам – павшим и живым.
III
IV
Источниками сведений послужили очерки, воспоминания, справочники, старые газеты и журналы, рукописи краеведов, материалы личного архива воинов-афганцев, встречи с художниками-монументалистами, авторами памятников, ветеранами войны и труда. Были предложены следующие темы сочинений-этюдов: «История моей семьи в истории моей страны», «Бердск в годы войны», «Бердчане-труженики тыла», «Роль тыла в годы войны», «Будущее родного города», «Памятные места города».
Назову еще несколько видов работ, которые, на мой взгляд, делают уроки живыми.
1. Свободное сочинительство (не требует предварительной подготовки).
Предлагаю темы на выбор: «Любимый учитель», «Лучший друг», «Моя семья», «Хлебный каравай», «Любите книгу-источник знаний», «Удивительное рядом», «Легко ли быть добрым», «Как я отношусь к нецензурной лексике» и др.
2.
“С чего начинается Родина? Не сразу ответит на это человек. Один представит безмятежное небо юга и ласковое море, другой вспомнит бескрайнюю степь, третий – таежный лес Сибири. А что представляется мне при слове “Родина?” Данный вид работы уместно было провести в 10 классе после урока-практикума по закреплению знаний по теме: «Виды сложноподчиненных предложений», на котором анализировались предложения, взятые из стихотворений русских поэтов о родине.
3. Сочинение-этюд – продолжение написанного накануне изложения или диктанта . Предлагаю тексты, в которых затрагиваются актуальные проблемы современности (нравственные, этические, социальные, философские, экологические): О милосердии (По Д. Гранину), Память культуры (Д.С. Лихачев), На теплой земле (По И. Соколову-Микитову), В Михайловском (К. Паустовский), Самое большое (Д.С. Лихачев) и др.
Какие жизненные уроки можно получить прочитав сочинение семиклассницы
... были ли они счастливы? Ольга и Агафья. Какие они? Что для них счастье? Какой жизненный путь они выбирают? Это две женщины с ... что счастье для нас, женщин, это полное, исчерпывающее вдохновение, точное знание и ощущение того, что мы нужны тем, кто нужен нам, ... казалось бы, гармоничные ("они любят быть вместе- вот единственное заключение, какое можно вывести, глядя на них"), зашли в тупик, а в итоге - ...
4.
Учащиеся узнают, что дневники – это живое свидетельство напряженных творческих поисков, ежедневной работы души. «Верным помощником» в нелегком писательском труде, “постоянным спутником жизни” называл Л.Н. Толстой свой дневник и считал, что его «путь в большую литературу начался с постижения мира собственной души через дневник».
Школьники понимают, что человек фиксирует пережитое, чтобы возвратиться к нему потом, в счастливые или грустные минуты жизни, чтобы лучше разобраться в себе, в своих чувствах. Ребятам я даю примерную памятку , которая поможет им написать сочинение:
— определи цель (для чего писать);
— повествование веди от первого лица;
— полно, глубоко и объективно освещай события, описывай факты;
-выражай свои мысли, взгляды, впечатления;
— выбери стиль изложения.
Приведу небольшой отрывок из сочинения «Мой дневник» ученицы 11-го класса:
(20 ноября 2013 г.)
«Посетила Новосибирскую государственную областную научную библиотеку. Да не просто посетила, а…ух… выступила с докладом по литературе на открытых Ломоносовских Чтениях. С 2011 года они ежегодно проводятся в библиотеке, в этом году уже III , в честь 302 дня рождения М.В. Ломоносова, русского ученого и просветителя. К участию в Чтениях были приглашены не только школьники, но и учителя, студенты, преподаватели вызов. Это был первый мой опыт публичного выступления. Жутко волновалась поначалу, на затем успокоилась и выступила блестяще. Горжусь собой! Место, в котором я побывала, произвело на меня неизгладимое впечатление своей необычной завораживающей атмосферой. Это место, где, кажется, останавливается само время, где все дышит покоем и умиротворением. Это настоящая сокровищница человеческой памяти и величайших знаний».
«Страницы из дневника Н.П. Кирсанова (20 мая 1859 г.)»; «Один день из жизни А.С. Одинцовой»;
Такой вид работы позволяет пишущему дневник глубже осмыслить духовный мир персонажа.
В качестве примера приведу отрывок из сочинения десятиклассника «Дневник Е. Базарова»:
(15 июня)
«Был на балу. Собрание глупых, смешных и пустых людишек. Фу! Но постойте, была там одна особа… На других баб не похожа. Что за фигура, что за плечи! Давно я таких не видывал. Хороша так хороша! Высоко она себя ставит. Губернатор с Ситниковым перед ней так и лебезят. Аркадий от нее без ума. Да что ж взять с нежного юнца?
Тематические особенности творчества Сергея Есенина
... воспоминания современников о нем, литературоведческие работы о творчестве поэта, а также его стихи. Цель настоящей работы - освещение тематических особенностей творчества Есенина. Ею определился круг задач: 1. Изучить и ...
(16 июня)
Сегодня посетил с Аркадием эту самую Одинцову. Чертовски привлекательная особа! Не оценил я ее вчера, не оценил! Совсем не ожидал такой женщины в ней увидеть. Герцогиня, царица! Да что там…Богиня просто…Спокойна и холодна, как лед. Рассудительна…Не в меру сдержана. Да и умна тоже. Странное действие производит. Вот уж никогда не думал, что бабы испугаюсь. И что это со мной сегодня?»
Перед написанием сочинения-этюда по предложенным темам считаю необходимым вспомнить настоящий образец дневниковых записей из романа Ю.М. Лермонтова «Герой нашего времени».
Обращаю внимание на приемы раскрытия внутреннего мира героя. Каждая дневниковая запись характеризует самого пишущего. Предлагаю ребятам следующий отрывок из дневника Печорина (гл. Княжна Мери):
«… Зачем я жил? Для какой цели я родился?…верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… …… Смешно и досадно! » Затем беседа по вопросам:
- Как оценивает Печорин свое поведение?
– Какие слова выражают эту оценку? (Играл роль топора; моя любовь никому не принесла счастья; ничем не жертвовал для тех, кого любил; смешно и досадно).
- Какие эмоциональные средства использует герой?
– Как этот фрагмент записи помогает понять внутреннее состояние души Печорина?
После анализа образца дневниковой записи учащиеся приступают к работе над сочинением.
Итак, описанные в моей статье виды творческих работ активизируют познавательную и творческую деятельность учащихся, прививают любовь к мудрому слову, повышают интерес к чтению художественный произведений, способствуют развитию устной и письменной речи, логики мышления, расширяют кругозор.
Конспект урока-практикума по закреплению знаний в 12 классе
Тема урока:
Тип урока:
Технологии, Оборудование урока, Аннотация:
Данный урок является одним из серии уроков в 12 классе, посвященных изучению сложноподчиненных предложений. Цель данного урока — повторить и проверить материал по теме. Традиционно на уроках русского языка в 9-12 классах повторяются ранее изученные орфограммы. Этот урок не является исключением, так как учащиеся повторяли правописание –н- и –нн- в отглагольных прилагательных и причастиях. Для лучшего усвоения материала были использованы различные методы и приемы, в том числе и информационно-коммуникационные технологии. Интерактивные средства обучения открывают большие возможности и для объяснения учащимся нового материала, и для закрепления, и просто для создания новой атмосферы на уроке. В результате применения ИКТ на уроках происходит взаимообмен с учащимися в области компьютерной грамотности, возникает психологическое сотрудничество и оказывается взаимопомощь, на протяжении всего урока удается сохранить работоспособность учащихся, развить у детей наглядно-образное мышление, интерес к систематизации. Весь урок проходит под единой темой высказывания: «Патриотизм», что дает дополнительные возможности для развития речи учащихся, а это одно из направлений в преподавании русского языка.
План — конспект русского языка в 11 классе : «Второстепенные ...
... крепче и увереннее Великий Дух Независимости!» Н.Назарбаев Вопрос: О чем сказал Назарбаев? Слово учителя. Тема нашего урока « Второстепенные члены предложения. Н.Назарбаев "Слово о Независимости» . Обсудим выступление нашего ... -сочинение о том, какими качествами должен обладать гражданин, патриот своей Родины., При работе вы можете опираться на следующие высказывания Н.Назарбаева: 1. Независимость ...
На уроке, в соответствии с современными требованиями, применяются приемы и методы развивающего обучения; когда ребята, послушав высказывание президента РФ, должны самостоятельно сформулировать тему высказывания. Все занятие ставит перед собой строго определенную цель: подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ. Поэтому на уроке было представлено разнообразие видов деятельности обучающихся, проведены различные виды разборов, с помощью компьютеров повторен материал:
- «-Н- и –НН- в отглагольных прилагательных и причастиях».
Цели урока
Структура урока:
1) Организационный момент.
Зачитывает высказывание В.В. Путина и предлагает ребятам сформулировать его тему. Слайд 2
«Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете…». В.В. Путин
суверенитет.
— Итак, тема высказывания – патриотизм. Что такое патриотизм? Словари дают следующее толкование данного слова: Слайд 3
Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
-Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу.
-В творчестве каких русских поэтов раскрывается эта тема?
-Все произведения С. Есенина – венок из песен, сплетенных Родине. Природа и Родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия. И сегодня на уроке мы будем анализировать предложения, взятые из стихотворений о родине.
2) Индивидуальная работа (у доски).
А) Синтаксический разбор предложения. Дополнительное задание: выделить словосочетания из предложения. Указать тип синтаксической связи.
Я пел тогда, когда был край мой болен. (С. Есенин)
Морфемный и словообразовательный виды разборов.
Патриотизм, бесчисленные, отечество, по-разному, прочитанный, высь, предлагая.
Пунктуационный разбор предложений.
Я помню время, оно, как звук, стучало клювом в древесный сук.
И слышал дух мой про край холмов, где есть рожденье в посеве слов.
Несказанное, синее, нежное… Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя – поле безбрежное – Дышит запахом меда и роз. (С. Есенин)
Анализ стихотворения «письмо к матери» (с. есенин)
... стых, всем понятных словах. Здесь искали: письмо матери есенин анализ анализ стихотворения письмо матери анализ стихотворения есенина письмо матери Письмо матери Предлагаю анализ стихотворения Сергей Есенина «Письмо матери», в котором ... пишутся стихи, почитаемые простыми читателями. Более для самого себя, чем для матери он пишет: Не такой уж горький я пропойца, Чтоб, тебя не видя, умереть. Есенин ...
(Вызываются учащиеся по желанию)
3) Теоретическая разминка.
Что такое сложное предложение?
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это такое предложение, которое имеет в своем составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.
Какие виды сложных предложений вы знаете? Приведите примеры.
Сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
Дайте определение сложносочиненному предложению
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫМИ называются такие сложные предложения, предикативные части которых связаны между собой интонацией и сочинительными союзами.
Вспомните разряды сочинительных союзов
Соединительные, противительные, разделительные.
Какое предложение называется сложноподчиненным?
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫМ называется такое сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ предложение имеет две части, одна из которых является главной, а другая подчиненной – придаточной.
Перечислите виды СПП. Приведите примеры
Какие предложения мы называем бессоюзными? Приведите примеры.
БЕССОЮЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – это сложные предложения, части которых связаны по смыслу и интонации, а не при помощи союзов или союзных слов.
4) Проверка синтаксического, морфемного, словообразовательного и пунктуационного разборов.
5) Орфоэпическая разминка.
6) Проверка домашнего задания
7) Орфографическая пятиминутка.
-Перед вами строки из стихотворений известных русских поэтов. -Скажите, какие буквы пропущены в словах? Какая это орфограмма? Ответы учащихся.
-Да, действительно, это правописание –н- и –нн- в отглагольных прилагательных и причастиях. Работаем по вариантам. Учащиеся первого варианта вспоминают и рассказывают правописание –н- , а второго варианта –нн- . Запишите слова с пропущенными буквами в тетрадь, вставьте орфограммы и подчеркните их.
Край ты мой заброше…ый, край ты мой, пустырь. Сенокос некоше…ый, лес да монастырь… С. Есенин
Свет луны, таинстве…ый и дли…ый, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавли…ый Не разлюбит отчие поля… С. Есенин
А раскраше…ые ярко Прямо стали георгины Вдоль серебря…ой дорожки, Где улитки и полынь… А. Ахматова
И раззолоче…ый гайдук Стоит недвижно за санями… А. Ахматова
Анализ стихотворения Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»
... Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» анализ стихотворения Есенина Нивы сжаты, рощи голы Alexey Khoroshev Высший разум (1438025) 5 лет назад Нивы сжаты, рощи голы, ... нивы, рощи, река, туман, сырость, и все эти слова общеупотребительные, непоэтичные. Два простых нераспространенных предложения, ... Сочинения по темам: Анализ стихотворения Есенина «Мелколесье. Степь и дали» Мечтая стать поэтом, Сергей Есенин ...
Я иду домой возможно тише. Ненаписа…ых стихов — не жаль! Стук колес и жаре…ый миндаль Мне дороже всех четверостиший… М. Цветаева
Обнаже…ые нервы Земли неземное страдание знают… В. Высоцкий
8) Индивидуальная работа.
9) Анализ СПП. Определить виды придаточных предложений в СПП. Подчеркнуть грамматические основы
1) Я хочу, чтоб Родине моей песнь моя трудиться помогла… Р. Гамзатов
2) Полюбил я седых журавлей с их курлыканьем в тощие дали, потому что в просторах полей они сытых хлебов не видали… С. Есенин
3) Знаю я, что в той стране не будет этих нив, златящихся во мгле… С. Есенин
4) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. С. Есенин
5)Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду… С. Есенин
6) В том краю, где желтая крапива и сухой плетень, приютились к вербам сиротливо избы деревень… С. Есенин
7) Пока оно (солнце) из мглы не выйдет, блеснув за прудом на лугу, меня деревья плохо видят на отдаленном берегу… Б. Пастернак
8) Какой короткой сделалась дорога, которая казалась всех длинней… А. Ахматова
10) Найти ошибки и исправить предложения.
1) С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые пестрели цветами. 2) Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни.
- Так с чего же начинается любовь к Родине ?
- Напоследок хочется прочитать вам такие строки
-Определите вид данных предложений, составьте их схемы.
11) Подведение итогов урока.
12) Объявление оценок.
13) Домашнее задание:
С чего начинается Родина? Не сразу ответит на это человек. Один представит безмятежное небо юга и ласковое море, другой вспомнит бескрайнюю степь, третий – таежный лес Сибири. А что представляется мне при слове “Родина?
Фамилия:
1 . В каком ряду во всех словах пишется -НН-?
а) стекля…ый, скоше…ая трава, выуче…ое првило
б) песча…ый, оловя…ый, весе…ий
в) голуби…ое яйцо, посажё…ый отец, нагруже…ый золотом Ответ:
2 . В каком ряду во всех словах пишется -НН-?
Вправду: слитно или раздельно пишется слово?
... последнего боролся за правду. Структура сочинения В сочинении также можно использовать одно или несколько высказываний и афоризмов о правде и лжи: Только тот человек пользуется уважением и доверием, который всегда говорит правду. «Нелегко только ...
а) кова…ое железо, подкова…ая лошадь, назва…ый сын
б) ране…ый в плечо боец, проще…ое воскресенье, конче…ый человек
в) жела…ый друг, рискова…ое дело, исклева…ый огурец Ответ:
3. В каком ряду во всех словах пишется –Н-?
а) безветре…ый день, масле…ая неделя, разорва…ый рукав
б) лососи…ая икра, грачи…ое гнездо, багря…ый закат
в) карти…ая галерея, старая листве…ица, гляня…ый горшок Ответ :
4 . В каком ряду во всех словах пишется -НН-?
а) жева…ый лист, полома…ый стул, варе…ый овощ
б) взволнова…ая мать, невида…ые тропы, лома…ый на мелкие куски
в) правле…ая редактором рукопись, обрече…ый на гибель, ю…ый друг Ответ:
5. В каком ряду во всех словах пишется –Н-?
а) ране…ый боец, купле…ый дом, смышле…ый ребенок
б) чва…ый человек, варе…ое яйцо, сваре…ое вкрутую яйцо
в) кипяче…ое молоко, жаре…ая рыба, плете…ая корзина Ответ:
6 . В каком ряду во всех словах пишется –Н-?
а) подстреле…ая птица, кожа…ый портфель, ветре…ый человек
б) каме…ая стена, болезне…ый вид, гости…ый двор
в) сви…ая ножка, серебря…ая ложка, кури…ый бульон Ответ :
Количество правильных ответов:
Останина Светлана Борисовна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории вечерней (сменной) общеобразовательной школы г. Бердска