Конспект по развитию речи. описание «На берегу моря….»

Урок развития речи (7 класс), Подготовка к сочинению-описанию «На берегу…»

Цель урока

Ход урока.

  • Здравствуйте, ребята, садитесь.

Сегодня на уроке мы продолжаем готовиться к сочинению-описанию местности.

Вспомним с вами:

С чего начинается описание места?

(Обычно описание места начинается с зачина, в котором сообщается тема (о чём?) и начинается основная мысль сочинения (что?).

Какова композиция описания?

1 часть . Общая характеристика описания или впечатления от него.

2 часть . Признаки предмета описания.

3 часть . Общая оценка предмета описания.

  • Помогать нам сегодня в работе на уроке будет наш старый знакомый – Водяной. Он приглашает нас в свои владения.
  • Внимательно рассмотрите иллюстрации и запишите несколько слов и словосочетаний по данной теме. (Учащимся предлагаются иллюстрации берега моря, озера, реки)

Можно дорисовать иллюстрацию, дополнив ее словосочетаниями, которые вы придумаете, пофантазируйте.

  • Выпишите из придуманных вами словосочетаний те, которые бы соответствовали данным схемам (или придумайте).

    Определите способ связи слов в словосочетаниях:

  • а) прил.+ сущ.

или прич.+ сущ.;

  • б) глаг. + сущ. с предл.;
  • в) глаг. + нареч.

3.Речевая минутка. Работа в парах.

  • Поговорим?
  • Поговорим?
  • О чём?
  • О разном и о прочем.
  • О том, что хорошо.
  • И хорошо не очень.
  • Что-то знаешь ты,
  • А что-то мне известно.
  • Поговорим?
  • Поговорим.
  • Вдруг будет интересно.
  • А что вы знаете о водяных?

Водяной в поверьях некоторых славянских народов: хозяин водных вместилищ, обитающий в воде ( в омуте, колодце).

Обратимся к толковому словарю Владимира Ивановича Даля и посмотрим, какое толкование слова он нам дает:

«Водяной, водовик или водяник, водяной дедушка, водяной черт, живет на больших реках и озерах, в тростниках и в осоке, иногда плавает на чарбане или на корчаге, водится в омутах и в особенности подле мельниц. Это нагой старик, весь в тине, похожий обычаями своими на лешего, но он не оброс шерстью, не так назойлив и нередко может жить в воде по целым дням, а на берег выходит только по ночам».

4 стр., 1947 слов

Р.р. Описание предмета. -описание (упр. 295)

... Почему вы так решили? 6. Домашнее задание: б) Упр. 295 (сочинение — описание какой-либо игрушки). Урок 73 Тема: Обозначение мягкости согласных с ... месте безударного гласного в корне слова. Дать его полную характеристику: водяной, вдали, позолота, бороться, колючий, старушка, родной, затопить, отдаленный, раздаваться, садовый, ... и ч е с к о й т е т р а д ь ю. Анализ таблицы (материал распечатан или ...

4. Подберите однокоренные слова к словам:

1 вариант – водяной — …

2 вариант – море — …

Корень выделите.

  • Водяной – существо загадочное, он пытается рассказать о том, что видит, когда выходит на берег.

5. Словарный диктант. Объяснить все огрфограммы, выделив их графически.

Стелющийся туман, песчаная отмель, таинственные шорохи, прибрежные ивы, расчёсанная волна, откатывались к берегу, в течении реки

6. Используя данные словосочетания, придумайте и запишите предложение (одно на выбор):

  • сложносочиненное,
  • сложноподчиненное,
  • простое.
  • Молодцы! Порадовали Водяного.

7. – А теперь будьте внимательны, послушайте то, что расскажет вам Лена (работа с карточкой № 1).

Карточка № 1.

«Тем временем море, обведенное по горизонтали золотой нитью, еще спало; лишь под

А.Грин. «Алые паруса»

Докажите, что это художественный стиль (тип – описание).

Выделенные в тексте предложения прочитайте, объясните постановку знаков препинания.

8. Подберите эпитеты и сравнения к словам:

1 вариант – река,

2 вариант – озеро,

3 вариант – море

9.Комментированный диктант.

Обратите внимание на правописание опорных слов и словосочетаний, обозначающих местоположение предметов.

Вблизи, недалеко, напротив, с одной стороны, вдали, из-за.

(По одному у доски) Укажите часть речи.

10.Работа с карточкой № 2 (устная и письменная).

Карточка № 2.

Найдите и устраните недочеты в описании.

1)Солнце подбиралось уже к середине неба, а от горизонта тянется вслед ему многоярусные лиловые башни облаков. Тучи над озером отяжелели до густоты синевы. И напрасно в быстро темнеющем небе метаются белокрылые чайки, выкрикивая на лету жалобные заклинания, — разогнать крыльями тучи им так и не удалось.

В.Г.Балашов «Всего один день»

2)Так хорош был вечер, что даже озеро притихло у берега. Озеро было большое и темное. Оно было пустынно в этот вечер. А вода в озере была теплая, как парное молоко.

11.Работа с карточкой № 3.

Карточка № 3

Надо мной расстилалось голубое небо, по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако. У самых моих ног плескалась река Ветлуга. Вся река торопилась куда-то, пенилась по всей своей ширине и приплескивала почти к самым моим ногам.

Ветлуга, очевидно, взыграла. Резвые струи бежали, толкались, кружили, свертывались воронками, развивались опять и опять бежали дальше, отчего по всей реке вперегонки неслись клочья желтовато-белой пены.

Плескались шаловливые струи, звенела зыбь, ударяя в борта старой лодки, а шорох стоял по всей реке от лопавшихся то и дело пушистых клочьев пены, или, как ее называют на Ветлуге, речного «цвету».

В.Г.Короленко «Река играет»

  • Вот такая река Ветлуга, с характером.
  • Какой прием позволяет автору представить Ветлугу как живое существо? (Олицетворение)

12.Проверка домашнего задания.

7 стр., 3291 слов

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ «ПОДГОТОВКА ...

... сочинению-описанию природы по личным наблюдениям Цель: познакомить с особенностями описаний природы; научить определять роль описания природы в художественном тексте; подготовить к написанию сочинения-описания природы; повторить план работы над сочинением ... Витя. Потом они вспомнили, что зацвела водяная гречиха, и ещё видели белый ... обещав доехать только до поворота реки и обратно. Ребята вернулись ...

(Рассказ «Вообрази себе» на основе диалогов: Реки и Рыбки, Озера и Ивы, Моря и Ракушки.)

  • А что получилось у вас?

13.Домашнее задание. Написать сочинение-описание на тему: «На берегу…».

Просмотр содержимого документа

«Конспект урока по развитию речи. Сочинение описание на тему «На берегу моря….» »

Урок развития речи (7 класс), Подготовка к сочинению-описанию «На берегу…»

Цель урока

Ход урока.

  • Здравствуйте, ребята, садитесь.

Сегодня на уроке мы продолжаем готовиться к сочинению-описанию местности.

Вспомним с вами:

С чего начинается описание места?

(Обычно описание места начинается с зачина, в котором сообщается тема (о чём?) и начинается основная мысль сочинения (что?).

Какова композиция описания?

1 часть . Общая характеристика описания или впечатления от него.

2 часть . Признаки предмета описания.

3 часть . Общая оценка предмета описания.

  • Помогать нам сегодня в работе на уроке будет наш старый знакомый – Водяной. Он приглашает нас в свои владения.

1. – Внимательно рассмотрите иллюстрации и запишите несколько слов и словосочетаний по данной теме. Можно дорисовать иллюстрацию, дополнив ее словосочетаниями, которые вы придумаете, пофантазируйте.

2. – Выпишите из придуманных вами словосочетаний те, которые бы соответствовали данным схемам (или придумайте).

Определите способ связи слов в словосочетаниях:

  • а) прил.+ сущ. или прич.+ сущ.;
  • б) глаг. + сущ. с предл.;
  • в) глаг. + нареч.

3. Поговорим?

  • Поговорим?
  • О чём?
  • О разном и о прочем.
  • О том, что хорошо.
  • И хорошо не очень.
  • Что-то знаешь ты,
  • А что-то мне известно.
  • Поговорим?
  • Поговорим.
  • Вдруг будет интересно.
  • А что вы знаете о водяных?

Водяной в поверьях некоторых славянских народов: хозяин водных вместилищ, обитающий в воде ( в омуте, колодце).

Обратимся к толковому словарю Владимира Ивановича Даля и посмотрим, какое толкование слова он нам дает:

«Водяной, водовик или водяник, водяной дедушка, водяной черт, живет на больших реках и озерах, в тростниках и в осоке, иногда плавает на чарбане или на корчаге, водится в омутах и в особенности подле мельниц. Это нагой старик, весь в тине, похожий обычаями своими на лешего, но он не оброс шерстью, не так назойлив и нередко может жить в воде по целым дням, а на берег выходит только по ночам».

4. Подберите однокоренные слова к слову:

1 вариант – водяной — …

2 вариант – море — …

Корень выделите.

  • Водяной – существо загадочное, он пытается рассказать о том, что видит, когда выходит на берег.

5. Словарный диктант.

19 стр., 9191 слов

Физико-географическое описание Башкирии

... период мезозойской эры южная часть Западной Башкирии затапливается мелководным морским бассейном. Отложения этого бассейна сохранились в настоящее время на юго-востоке республики в бассейне реки Таналык. Юрские отложения здесь ...

Стелющийся туман, песчаная отмель, таинственные шорохи, прибрежные ивы, расчёсанная волна, откатывались к берегу, в течении реки.

6. Используя данные словосочетания, придумайте и запишите предложение (одно на выбор):

  • сложносочиненное,
  • сложноподчиненное,
  • простое.
  • Молодцы! Порадовали Водяного.

7. – А теперь будьте внимательны, послушайте то, что расскажет вам Лена (работа с карточкой № 1).

Карточка № 1.

«Тем временем море, обведенное по горизонтали золотой нитью, еще спало; лишь под

А.Грин. «Алые паруса»

Докажите, что это художественный стиль (тип – описание).

Выделенные в тексте предложения прочитайте, объясните постановку знаков препинания.

8. Подберите эпитеты и сравнения к словам:

1 вариант – река,

2 вариант – озеро,

3 вариант – море

9.Комментированный диктант.

Обратите внимание на правописание опорных слов и словосочетаний, обозначающих местоположение предметов.

Вблизи, недалеко, напротив, с одной стороны, вдали, из-за.

(По одному у доски) Укажите часть речи.

10.Работа с карточкой № 2 (устная и письменная).

Карточка № 2.

Найдите и устраните недочеты в описании.

  1. Солнце подбиралось уже к середине неба, а от горизонта тянется вслед ему многоярусные лиловые башни облаков. Тучи над озером отяжелели до густоты синевы. И напрасно в быстро темнеющем небе метаются белокрылые чайки, выкрикивая на лету жалобные заклинания, — разогнать крыльями тучи им так и не удалось.

В.Г.Балашов «Всего один день»

  1. Так хорош был вечер, что даже озеро притихло у берега. Озеро было большое и темное. Оно было пустынно в этот вечер. А вода в озере была теплая, как парное молоко.

    • Работа с карточкой № 3.

Карточка № 3

Надо мной расстилалось голубое небо, по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако. У самых моих ног плескалась река Ветлуга. Вся река торопилась куда-то, пенилась по всей своей ширине и приплескивала почти к самым моим ногам.

Ветлуга, чевидно, взыграла. Резвые струи бежали, толкались, кружили, свертывались воронками, развивались опять и опять бежали дальше, отчего по всей реке вперегонки неслись клочья желтовато-белой пены.

Плескались шаловливые струи, звенела зыбь, ударяя в борта старой лодки, а шорох стоял по всей реке от лопавшихся то и дело пушистых клочьев пены, или, как ее называют на Ветлуге, речного «цвету».

В.Г.Короленко «Река играет»

  • Вот такая река Ветлуга, с характером.
  • Какой прием позволяет автору представить Ветлугу как живое существо? (Олицетворение)

Проверка домашнего задания.

(Рассказ «Вообрази себе» на основе диалогов: Реки и Рыбки, Озера и Ивы, Моря и Ракушки.)

  • А что получилось у вас?

Домашнее задание. Написать сочинение-описание на тему: «На берегу…».