Урок развития речи (7 класс), Подготовка к сочинению-описанию «На берегу…»
Цель урока
Ход урока.
- Здравствуйте, ребята, садитесь.
Сегодня на уроке мы продолжаем готовиться к сочинению-описанию местности.
Вспомним с вами:
С чего начинается описание места?
(Обычно описание места начинается с зачина, в котором сообщается тема (о чём?) и начинается основная мысль сочинения (что?).
Какова композиция описания?
1 часть . Общая характеристика описания или впечатления от него.
2 часть . Признаки предмета описания.
3 часть . Общая оценка предмета описания.
- Помогать нам сегодня в работе на уроке будет наш старый знакомый – Водяной. Он приглашает нас в свои владения.
- Внимательно рассмотрите иллюстрации и запишите несколько слов и словосочетаний по данной теме. (Учащимся предлагаются иллюстрации берега моря, озера, реки)
Можно дорисовать иллюстрацию, дополнив ее словосочетаниями, которые вы придумаете, пофантазируйте.
- Выпишите из придуманных вами словосочетаний те, которые бы соответствовали данным схемам (или придумайте).
Определите способ связи слов в словосочетаниях:
- а) прил.+ сущ.
или прич.+ сущ.;
- б) глаг. + сущ. с предл.;
- в) глаг. + нареч.
3.Речевая минутка. Работа в парах.
- Поговорим?
- Поговорим?
- О чём?
- О разном и о прочем.
- О том, что хорошо.
- И хорошо не очень.
- Что-то знаешь ты,
- А что-то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим.
- Вдруг будет интересно.
- А что вы знаете о водяных?
Водяной в поверьях некоторых славянских народов: хозяин водных вместилищ, обитающий в воде ( в омуте, колодце).
Обратимся к толковому словарю Владимира Ивановича Даля и посмотрим, какое толкование слова он нам дает:
«Водяной, водовик или водяник, водяной дедушка, водяной черт, живет на больших реках и озерах, в тростниках и в осоке, иногда плавает на чарбане или на корчаге, водится в омутах и в особенности подле мельниц. Это нагой старик, весь в тине, похожий обычаями своими на лешего, но он не оброс шерстью, не так назойлив и нередко может жить в воде по целым дням, а на берег выходит только по ночам».
Р.р. Описание предмета. -описание (упр. 295)
... Почему вы так решили? 6. Домашнее задание: б) Упр. 295 (сочинение — описание какой-либо игрушки). Урок 73 Тема: Обозначение мягкости согласных с ... месте безударного гласного в корне слова. Дать его полную характеристику: водяной, вдали, позолота, бороться, колючий, старушка, родной, затопить, отдаленный, раздаваться, садовый, ... и ч е с к о й т е т р а д ь ю. Анализ таблицы (материал распечатан или ...
4. Подберите однокоренные слова к словам:
1 вариант – водяной — …
2 вариант – море — …
Корень выделите.
- Водяной – существо загадочное, он пытается рассказать о том, что видит, когда выходит на берег.
5. Словарный диктант. Объяснить все огрфограммы, выделив их графически.
Стелющийся туман, песчаная отмель, таинственные шорохи, прибрежные ивы, расчёсанная волна, откатывались к берегу, в течении реки
6. Используя данные словосочетания, придумайте и запишите предложение (одно на выбор):
- сложносочиненное,
- сложноподчиненное,
- простое.
- Молодцы! Порадовали Водяного.
7. – А теперь будьте внимательны, послушайте то, что расскажет вам Лена (работа с карточкой № 1).
Карточка № 1.
«Тем временем море, обведенное по горизонтали золотой нитью, еще спало; лишь под
А.Грин. «Алые паруса»
Докажите, что это художественный стиль (тип – описание).
Выделенные в тексте предложения прочитайте, объясните постановку знаков препинания.
8. Подберите эпитеты и сравнения к словам:
1 вариант – река,
2 вариант – озеро,
3 вариант – море
9.Комментированный диктант.
Обратите внимание на правописание опорных слов и словосочетаний, обозначающих местоположение предметов.
Вблизи, недалеко, напротив, с одной стороны, вдали, из-за.
(По одному у доски) Укажите часть речи.
10.Работа с карточкой № 2 (устная и письменная).
Карточка № 2.
Найдите и устраните недочеты в описании.
1)Солнце подбиралось уже к середине неба, а от горизонта тянется вслед ему многоярусные лиловые башни облаков. Тучи над озером отяжелели до густоты синевы. И напрасно в быстро темнеющем небе метаются белокрылые чайки, выкрикивая на лету жалобные заклинания, — разогнать крыльями тучи им так и не удалось.
В.Г.Балашов «Всего один день»
2)Так хорош был вечер, что даже озеро притихло у берега. Озеро было большое и темное. Оно было пустынно в этот вечер. А вода в озере была теплая, как парное молоко.
11.Работа с карточкой № 3.
Карточка № 3
Надо мной расстилалось голубое небо, по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако. У самых моих ног плескалась река Ветлуга. Вся река торопилась куда-то, пенилась по всей своей ширине и приплескивала почти к самым моим ногам.
Ветлуга, очевидно, взыграла. Резвые струи бежали, толкались, кружили, свертывались воронками, развивались опять и опять бежали дальше, отчего по всей реке вперегонки неслись клочья желтовато-белой пены.
Плескались шаловливые струи, звенела зыбь, ударяя в борта старой лодки, а шорох стоял по всей реке от лопавшихся то и дело пушистых клочьев пены, или, как ее называют на Ветлуге, речного «цвету».
В.Г.Короленко «Река играет»
- Вот такая река Ветлуга, с характером.
- Какой прием позволяет автору представить Ветлугу как живое существо? (Олицетворение)
12.Проверка домашнего задания.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ «ПОДГОТОВКА ...
... сочинению-описанию природы по личным наблюдениям Цель: познакомить с особенностями описаний природы; научить определять роль описания природы в художественном тексте; подготовить к написанию сочинения-описания природы; повторить план работы над сочинением ... Витя. Потом они вспомнили, что зацвела водяная гречиха, и ещё видели белый ... обещав доехать только до поворота реки и обратно. Ребята вернулись ...
(Рассказ «Вообрази себе» на основе диалогов: Реки и Рыбки, Озера и Ивы, Моря и Ракушки.)
- А что получилось у вас?
13.Домашнее задание. Написать сочинение-описание на тему: «На берегу…».
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по развитию речи. Сочинение описание на тему «На берегу моря….» »
Урок развития речи (7 класс), Подготовка к сочинению-описанию «На берегу…»
Цель урока
Ход урока.
- Здравствуйте, ребята, садитесь.
Сегодня на уроке мы продолжаем готовиться к сочинению-описанию местности.
Вспомним с вами:
С чего начинается описание места?
(Обычно описание места начинается с зачина, в котором сообщается тема (о чём?) и начинается основная мысль сочинения (что?).
Какова композиция описания?
1 часть . Общая характеристика описания или впечатления от него.
2 часть . Признаки предмета описания.
3 часть . Общая оценка предмета описания.
- Помогать нам сегодня в работе на уроке будет наш старый знакомый – Водяной. Он приглашает нас в свои владения.
1. – Внимательно рассмотрите иллюстрации и запишите несколько слов и словосочетаний по данной теме. Можно дорисовать иллюстрацию, дополнив ее словосочетаниями, которые вы придумаете, пофантазируйте.
2. – Выпишите из придуманных вами словосочетаний те, которые бы соответствовали данным схемам (или придумайте).
Определите способ связи слов в словосочетаниях:
- а) прил.+ сущ. или прич.+ сущ.;
- б) глаг. + сущ. с предл.;
- в) глаг. + нареч.
3. Поговорим?
- Поговорим?
- О чём?
- О разном и о прочем.
- О том, что хорошо.
- И хорошо не очень.
- Что-то знаешь ты,
- А что-то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим.
- Вдруг будет интересно.
- А что вы знаете о водяных?
Водяной в поверьях некоторых славянских народов: хозяин водных вместилищ, обитающий в воде ( в омуте, колодце).
Обратимся к толковому словарю Владимира Ивановича Даля и посмотрим, какое толкование слова он нам дает:
«Водяной, водовик или водяник, водяной дедушка, водяной черт, живет на больших реках и озерах, в тростниках и в осоке, иногда плавает на чарбане или на корчаге, водится в омутах и в особенности подле мельниц. Это нагой старик, весь в тине, похожий обычаями своими на лешего, но он не оброс шерстью, не так назойлив и нередко может жить в воде по целым дням, а на берег выходит только по ночам».
4. Подберите однокоренные слова к слову:
1 вариант – водяной — …
2 вариант – море — …
Корень выделите.
- Водяной – существо загадочное, он пытается рассказать о том, что видит, когда выходит на берег.
5. Словарный диктант.
Физико-географическое описание Башкирии
... период мезозойской эры южная часть Западной Башкирии затапливается мелководным морским бассейном. Отложения этого бассейна сохранились в настоящее время на юго-востоке республики в бассейне реки Таналык. Юрские отложения здесь ...
Стелющийся туман, песчаная отмель, таинственные шорохи, прибрежные ивы, расчёсанная волна, откатывались к берегу, в течении реки.
6. Используя данные словосочетания, придумайте и запишите предложение (одно на выбор):
- сложносочиненное,
- сложноподчиненное,
- простое.
- Молодцы! Порадовали Водяного.
7. – А теперь будьте внимательны, послушайте то, что расскажет вам Лена (работа с карточкой № 1).
Карточка № 1.
«Тем временем море, обведенное по горизонтали золотой нитью, еще спало; лишь под
А.Грин. «Алые паруса»
Докажите, что это художественный стиль (тип – описание).
Выделенные в тексте предложения прочитайте, объясните постановку знаков препинания.
8. Подберите эпитеты и сравнения к словам:
1 вариант – река,
2 вариант – озеро,
3 вариант – море
9.Комментированный диктант.
Обратите внимание на правописание опорных слов и словосочетаний, обозначающих местоположение предметов.
Вблизи, недалеко, напротив, с одной стороны, вдали, из-за.
(По одному у доски) Укажите часть речи.
10.Работа с карточкой № 2 (устная и письменная).
Карточка № 2.
Найдите и устраните недочеты в описании.
-
Солнце подбиралось уже к середине неба, а от горизонта тянется вслед ему многоярусные лиловые башни облаков. Тучи над озером отяжелели до густоты синевы. И напрасно в быстро темнеющем небе метаются белокрылые чайки, выкрикивая на лету жалобные заклинания, — разогнать крыльями тучи им так и не удалось.
В.Г.Балашов «Всего один день»
-
Так хорош был вечер, что даже озеро притихло у берега. Озеро было большое и темное. Оно было пустынно в этот вечер. А вода в озере была теплая, как парное молоко.
-
- Работа с карточкой № 3.
Карточка № 3
Надо мной расстилалось голубое небо, по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако. У самых моих ног плескалась река Ветлуга. Вся река торопилась куда-то, пенилась по всей своей ширине и приплескивала почти к самым моим ногам.
Ветлуга, чевидно, взыграла. Резвые струи бежали, толкались, кружили, свертывались воронками, развивались опять и опять бежали дальше, отчего по всей реке вперегонки неслись клочья желтовато-белой пены.
Плескались шаловливые струи, звенела зыбь, ударяя в борта старой лодки, а шорох стоял по всей реке от лопавшихся то и дело пушистых клочьев пены, или, как ее называют на Ветлуге, речного «цвету».
В.Г.Короленко «Река играет»
- Вот такая река Ветлуга, с характером.
- Какой прием позволяет автору представить Ветлугу как живое существо? (Олицетворение)
-
Проверка домашнего задания.
- А что получилось у вас?
-
Домашнее задание. Написать сочинение-описание на тему: «На берегу…».
(Рассказ «Вообрази себе» на основе диалогов: Реки и Рыбки, Озера и Ивы, Моря и Ракушки.)