Тема урока: «Сочинение-письмо» (жанр)
Цели урока:
Расширить представление о жанре письма(эпистолярном), его особенностях, о языковом оформлении.
Предложить учащимся познакомиться с отрывками из писем в качестве примера-образца написания письма.
Развивать навыки написания текста-письма.
Воспитывать и развивать культуру написания письма.
Воспитывать интерес и уважение к истории страны, к русской культуре, к русской литературе.
Тип урока : комбинированный
Оборудование:
- Видеофрагмент из сказки Андерсена «Снежная королева»
- Презентация «Откуда ёлка пришла», «Кто такой Дед Мороз?»
- Тексты писем из литературных произведений
- Словарь В.И.Даля
- Выставка книг, открыток
- Карточки-задания
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/konspekt-urokapismo-drugu/
Ход урока
Орг.момент
Просмотр отрывка. Определение темы урока. – Письмо.
Из истории термина.
Выступление ученика-лингвиста.
- Письмо – письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица другому.(В.И.Даль).
IV . Родственные слова: Письмом обычно называют систему
графических (т.е. воспринимаемых
зрительно) знаков, которые служат способом
передачи информации.
Проблемный вопрос
- Это синонимы.
V . Из истории письма:
Письмо прошло длинный путь развития. С исторических времен известно пиктографическое письмо(рисуночное).
Пиктография –
Это вид письма, в котором информация выражалась через изображение конкретных предметов. Подобные послания оставляли древние люди в наскальных изображениях, на камнях, рогах и костях животных. Например, эскимосы – рисунок на доске(фотографии).
Известны и египетские иероглифы, ассиро-вавилонская клинопись.(выставка).
На протяжении тысячелетий менялись орудия и материалы письма: от камня, глины, папируса, пергамента, бересты, заостренной палочки, гусиного пера – к шариковой ручке, карандашу и бумаге.
Практическая работа.
— Самый смелый к доске.
— Второй составляет кромскую запись и т.д.
Проблемный вопрос: Для чего люди писали письма?
- Письмо одно из величайших изобретений человечества. Оно служит средством общения людей, позволяет сохранять мысль и речь для себя, современников, потомства, передавать на расстоянии.
Благодаря упорному труду языковедов и археологов, человечество смогло узнать о народах и государствах , давно исчезнувших с лица Земли.
Нравственное воспитание на уроке истории
... образом, объектом исследования данной работы является процесс воспитания в общеобразовательной школе. Предмет исследования - нравственное воспитание учащихся на уроках истории. Целью же исследования является изучение особенностей нравственного воспитания учащихся на уроках истории. Достижение этой цели ...
Обучение сочинению. Сбор материала. Характеристика. Композиция.
Письмо – жанр письменной разговорной речи. Обязательное условие этого жанра – искренность, непринужденность отношений участников переписки.
Работа с текстом учебника
Викторина.
Кому же мы будем писать письмо сегодня? Скоро праздник новогодней ёлки и к нам в гости придет Дед Мороз…..Догадались?
Просмотр презентации учащихся 7В класса
Раньше ёлка на Руси – на Рождество
Дополнение о ёлке: «Почему именно ёлку наряжают на Рождество?»
Новый год, есть красивая легенда.
Дополнение: Подарки тоже дарили на Новый год, а на Рождество?
А рождественского Деда Мороза звали Святым Николаем.
Из каких сказок к нам пришел Дед Мороз? А где живет он? Откуда везёт нам подарки?
- Город Великий Устюг.
Викторина.
Жанр письма используют в своих произведениях русские писатели.
Примеры – назовите героя, произведение, автора
Э.Н.Успенский
А.П.Чехов
Форма письма позволяет узнать характер, внутренний мир.
Ну а теперь, надо узнать о правилах написания писем.
Композиция письма
В разных письмах есть одинаковые части(см.учебник )
Как правильно выделяются:
- Приветствие и (или обращение) название того, кому предназначено письмо).
Вступление, Основная часть, Заключение, Подпись. Дата
Цель письма – информировать адресата, убедить в чем-то
( см. учебник)
- С чего начнем письмо?
- Что называется обращением?
- Какой главный опознавательный признак?(Звательная интонация)
- А на письме?
Работа с интерактивной доской.
Найти обращения.
Ровесники ровесницы девчонки и мальчишки.
Ты увидишь милый друг много смелых и умелых дружных рук.
Не трещите морозы в заповедном бору!
Метель ей пела песенку: «Спи ёлочка бай-бай!»
Буря Буря ты раздуй огонь костра.
Вы проворные ткачи вьюги и метели сшейте радужной парчи для косматых елей.
Здравствуй гостья-зима Просим милости к нам.
Словарная работа .
Обращаясь к кому-нибудь с просьбой, нужно обязательно соблюдать нормы обращения. Какие? Быть вежливым.
Слова «вежливости» есть в русском языке замечательные.
Записать на доске и в тетради ., Выступление учеников-языковедов.
Спасибо. Пожалуйста. Здравствуй. До свидания .
Заканчивая письмо, не забудьте попрощаться тоже вежливо.
План сочинения.
1.Приветствие.
2.Вступупление.
Рассказ о себе, городе, в котором живешь, о своих впечатлениях, успехах, неудачах, можно попросить совета, дать обещание исправить ошибки.
3.Просьбы и пожелания.
4. Приглашение в гости.
«Письмо солдату». Работа Абрамовой Ксении (9 класс). ...
... защитить близких людей, крепкая вера в свою страну и её будущее. Солдаты, павшие в боях, передают знамя в руки живых, и мы ... будем беречь его. Сколько случаев, когда люди шли на верную ... забудем. Я горжусь, что родилась в своей стране. Я горжусь нашим народом. Я горжусь тобой, солдат! С бесконечной благодарностью Абрамова Ксения. ...