Развитие речи. Урок « -письмо (жанр)»

Тема урока: «Сочинение-письмо» (жанр)

Цели урока:

Расширить представление о жанре письма(эпистолярном), его особенностях, о языковом оформлении.

Предложить учащимся познакомиться с отрывками из писем в качестве примера-образца написания письма.

Развивать навыки написания текста-письма.

Воспитывать и развивать культуру написания письма.

Воспитывать интерес и уважение к истории страны, к русской культуре, к русской литературе.

Тип урока : комбинированный

Оборудование:

  • Видеофрагмент из сказки Андерсена «Снежная королева»
  • Презентация «Откуда ёлка пришла», «Кто такой Дед Мороз?»
  • Тексты писем из литературных произведений
  • [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/konspekt-urokapismo-drugu/

  • Словарь В.И.Даля
  • Выставка книг, открыток
  • Карточки-задания

Ход урока

Орг.момент

Просмотр отрывка. Определение темы урока. – Письмо.

Из истории термина.

Выступление ученика-лингвиста.

  • Письмо – письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица другому.(В.И.Даль).

IV . Родственные слова: Письмом обычно называют систему

графических (т.е. воспринимаемых

зрительно) знаков, которые служат способом

передачи информации.

Проблемный вопрос

  • Это синонимы.

V . Из истории письма:

Письмо прошло длинный путь развития. С исторических времен известно пиктографическое письмо(рисуночное).

Пиктография –

Это вид письма, в котором информация выражалась через изображение конкретных предметов. Подобные послания оставляли древние люди в наскальных изображениях, на камнях, рогах и костях животных. Например, эскимосы – рисунок на доске(фотографии).

Известны и египетские иероглифы, ассиро-вавилонская клинопись.(выставка).

На протяжении тысячелетий менялись орудия и материалы письма: от камня, глины, папируса, пергамента, бересты, заостренной палочки, гусиного пера – к шариковой ручке, карандашу и бумаге.

Практическая работа.

Самый смелый к доске.

Второй составляет кромскую запись и т.д.

Проблемный вопрос: Для чего люди писали письма?

  • Письмо одно из величайших изобретений человечества. Оно служит средством общения людей, позволяет сохранять мысль и речь для себя, современников, потомства, передавать на расстоянии.

Благодаря упорному труду языковедов и археологов, человечество смогло узнать о народах и государствах , давно исчезнувших с лица Земли.

15 стр., 7028 слов

Нравственное воспитание на уроке истории

... образом, объектом исследования данной работы является процесс воспитания в общеобразовательной школе. Предмет исследования - нравственное воспитание учащихся на уроках истории. Целью же исследования является изучение особенностей нравственного воспитания учащихся на уроках истории. Достижение этой цели ...

Обучение сочинению. Сбор материала. Характеристика. Композиция.

Письмо – жанр письменной разговорной речи. Обязательное условие этого жанра – искренность, непринужденность отношений участников переписки.

Работа с текстом учебника

Викторина.

Кому же мы будем писать письмо сегодня? Скоро праздник новогодней ёлки и к нам в гости придет Дед Мороз…..Догадались?

Просмотр презентации учащихся 7В класса

Раньше ёлка на Руси – на Рождество

Дополнение о ёлке: «Почему именно ёлку наряжают на Рождество?»

Новый год, есть красивая легенда.

Дополнение: Подарки тоже дарили на Новый год, а на Рождество?

А рождественского Деда Мороза звали Святым Николаем.

Из каких сказок к нам пришел Дед Мороз? А где живет он? Откуда везёт нам подарки?

  • Город Великий Устюг.

Викторина.

Жанр письма используют в своих произведениях русские писатели.

Примеры – назовите героя, произведение, автора

Э.Н.Успенский

А.П.Чехов

Форма письма позволяет узнать характер, внутренний мир.

Ну а теперь, надо узнать о правилах написания писем.

Композиция письма

В разных письмах есть одинаковые части(см.учебник )

Как правильно выделяются:

  • Приветствие и (или обращение) название того, кому предназначено письмо).

Вступление, Основная часть, Заключение, Подпись. Дата

Цель письма – информировать адресата, убедить в чем-то

( см. учебник)

  • С чего начнем письмо?
  • Что называется обращением?
  • Какой главный опознавательный признак?(Звательная интонация)
  • А на письме?

Работа с интерактивной доской.

Найти обращения.

Ровесники ровесницы девчонки и мальчишки.

Ты увидишь милый друг много смелых и умелых дружных рук.

Не трещите морозы в заповедном бору!

Метель ей пела песенку: «Спи ёлочка бай-бай!»

Буря Буря ты раздуй огонь костра.

Вы проворные ткачи вьюги и метели сшейте радужной парчи для косматых елей.

Здравствуй гостья-зима Просим милости к нам.

Словарная работа .

Обращаясь к кому-нибудь с просьбой, нужно обязательно соблюдать нормы обращения. Какие? Быть вежливым.

Слова «вежливости» есть в русском языке замечательные.

Записать на доске и в тетради ., Выступление учеников-языковедов.

Спасибо. Пожалуйста. Здравствуй. До свидания .

Заканчивая письмо, не забудьте попрощаться тоже вежливо.

План сочинения.

1.Приветствие.

2.Вступупление.

Рассказ о себе, городе, в котором живешь, о своих впечатлениях, успехах, неудачах, можно попросить совета, дать обещание исправить ошибки.

3.Просьбы и пожелания.

4. Приглашение в гости.

1 стр., 496 слов

«Письмо солдату». Работа Абрамовой Ксении (9 класс). ...

... защитить близких людей, крепкая вера в свою страну и её будущее. Солдаты, павшие в боях, передают знамя в руки живых, и мы ... будем беречь его. Сколько случаев, когда люди шли на верную ... забудем. Я горжусь, что родилась в своей стране. Я горжусь нашим народом. Я горжусь тобой, солдат! С бесконечной благодарностью Абрамова Ксения. ...