Конспект по литературе подготовка к сочинению

IV. Вступительное слово о В.М.Васнецове.

Каждый художник пишет картину для чего-либо. Важно знать о художнике, о его жизни, мыслях и чувствах, чтобы понять произведение.

Художник Виктор Михайлович Васнецов — наш земляк, он родился в 1848 году в семье бедного священника в деревне Лопьях Вятской губернии.

Начальное образование своим детям, Виктору и Апполинарию, Михаил Васнецов – отец художника — дал сам. В звездные ночи всей семьей гуляли они по полям, отец обращал внимание сыновей на небо, показывал созвездия, Млечный Путь. Когда наступала весна, отец брал мальчиков в лес, слушать зябликов. С помощью отца дети собрали своими руками коллекцию минералов, гербарии.

К чему прививал любовь отец В.М.Васнецова, собирая с ними гербарии, знакомя со звездами, когда брал с собой в лес?

А какая природа в нашем крае?

Именно родная русская природа сильно повлияла на будущего художника. Ведь для русского человека природа – предмет особой гордости, любви. Это было свойственно и Васнецову.

А еще у В.Васнецова была бабушка, богатая и строгая. В ее доме будущий художник видел много акварельных картин, написанных самой бабушкой. Это тоже оставило след в жизни художника.

В свободное время ватага ребят собиралась на заднем дворе и играла.

Во что могли играть деревенские ребятишки более 150 лет назад в Вятской губернии?

Единственными игрушками у них были глиняные свистульки, бараны и петушки – то есть дымковские игрушки. Ребята и сами лепили такие игрушки из глины.

А какие красивые дома были в вятских деревнях! Крыши, крылечки, наличники – все было покрыто узорной резьбой, радовало глаз затейливым, веселым, сказочным орнаментом.

Вот в такой обстановке проходили юные годы будущего художника., Великий русский певец Федор Иванович Шаляпин писал:

“Поразительно, каких людей рождают на сухом песке растущие еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов… люди, как бы из самой этой древней…почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри. Из вятских лесов вышли братья Васнецовы – Виктор и Апполинарий”.

Итак, природа вятского края служит для Васнецова источником вдохновения.

V. Беседа по картине “Аленушка”.

Первой картиной фольклорного цикла была картина “Аленушка” (1881 г.) Васнецов по-новому смотрит на героев сказок, у него свой взгляд на них. Давайте внимательно рассмотрим картину “Аленушка”.

10 стр., 4888 слов

Виктор Михайлович Васнецов — ‘истинный богатырь русской ...

... произведения, написанные на основе народного творчества Биография художника Виктор Михайлович Васнецов родился в далеком вятском селе Лопьял. Его отец, Михаил Васильевич, священник, вскоре после рождения ... брата своего вятского учителя Красовского, Васнецов обрел надежду: тот помог ему устроиться рисовальщиком в картографическое заведение. Впоследствии Виктор получил работу по иллюстрированию книг ...

Кого мы видим на картине? Где она находится? Какое настроение вызывает у вас картина? Почему?

Как бы мы ее назвали? Дайте свое название картины., Выберите из этих названий наиболее подходящее:

Девушка у омута.

Печаль.

Обида.

Грустная девушка.

Страх.

В лесу.

Одиночество.

Обоснуйте свой выбор., Итак, мы выбирали те названия, которые помоги нам понять душевное состояние девушки., Реальное и сказочное в сюжете картины.

Трудно сказать, когда начал зарождаться и созревать первый замысел картины. Вот как говорил Васнецов о том, что побудило его взяться за такую картину.

см.эпиграф к уроку

Что же побудило Васнецова к созданию такой картины – реальная, настоящая жизнь или сказочный сюжет?

Как вы думаете, почему картина называется “Аленушка”? А есть ли в сказке “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” такое место, которое изображено на картине?

Напрасно мы стали бы искать конкретное место в сказке. Образ девочки-сиротки сложился у Васнецова под влиянием русских народных сказок о горькой судьбе обездоленных детей.

Какую сказку вы читали на уроке литературы, в которой тоже показана жизнь девочки-сироты? (“Василиса Прекрасная”) Наверное, Васнецов знал и эту сказку.

Глубокое сострадание, сочувствие к детям – сиротам, их судьбе звучит в русских народных песнях, которые не раз слышал Виктор Михайлович Васнецов. Вот одна из них:

“От тятеньки и от маменьки я осталася,

По чужой-то дальней сторонушке шаталася,

Много горюшка – кручинушки напрималася,

Без постелюшки я, горька сиротинушка, наспалася”.

Итак, картина написана как будто на сказочный сюжет, а воспринимается как кусочек реальной, настоящей жизни. Здесь все правдиво, чувствуется большая любовь к людям, к родной природе.

Ведь в сказках мы встречаемся со словами и действиями Аленушки, она показана в различных обстоятельствах. А художник-живописец передает ее внешний облик и душевное состояние. На картине перед нами зримый образ Аленушки.

VI. Работа по картине.

Рассмотрим внимательно саму Аленушку.

Как вы думаете, какое отношение у автора к ней? (глубокое сочувствие, сострадание, он жалеет ее).

Как художник передает это на картине? Что изображено на переднем плане картины? (На берегу лесного озера, поросшего осокой, сидит одинокая девушка в окружении елочек, рядом с дрожащими осинками).

Почему Васнецов изобразил Аленушку в центре? (Чтобы зритель сразу обратил на нее внимание)

10 стр., 4886 слов

Описание картины в. м. васнецова “алёнушка”

... героиню художник. Картина в целом оставляет приятные впечатления, хоть и имеется привкус печали. «Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Аленушка» (5 класс) Инфоурок › Русский язык › Презентации › «Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Аленушка» (5 ...

Посмотрите на лицо Аленушки. Какие у нее глаза? (печальные) Волосы? (волосы выбились из кос, растрепались)

Что в картине помогает понять, что Аленушка – простая девочка из крестьянской семьи? (детали костюма)

Что тревожит Аленушку? Почему она прибежала сюда, далеко от людей, к тихому и спокойному озеру в лесу?

(Может быть, ее кто-то обидел, ведь она, наверное, сирота, и некому ей пожаловаться на свою судьбу)

А почему судьба у Аленушки трудная? Что нам помогает это увидеть? ( Ее руки).

Какие руки у Аленушки? (грубые, знают работу).

Ее ноги босые. Почему? (ей, наверное, много приходится ходить).

Как сидит Аленушка? (голову склонила на колени, сжалась в маленький комочек, согнулась над озером)

Художник хотел передать душевное состояние Аленушки, ее грусть, тоску. Помогают ли ему в этом краски?

(Свет падает на лицо – контраст с темно-зеленым фоном – ее бледное личико с ярко-рыжими волосами, золотистыми косами, на фоне мрачного, темного леса)

Аленушку художник не списывал с определенного человека, это обобщенный, собирательный образ. Точно так же и пейзаж в картине не является точной копией какого-то места в лесу.

Что же окружает Аленушку?

У ее ног лесное озеро. Какое он? (темное, таинственное, стоячая вода, желтые листочки – признаки приближающейся осени)

На чем сидит Аленушка? (камень – гладкий, серый, холодный)

Аленушка согнулась, сжалась в комочек – плавная линия повторяется и в камне.

Что окружает Аленушку слева и справа? (осинки) какие они?

Как вы понимаете выражение “дрожать , как осиновый лист, как осина”?

Как все окружающие Аленушку предметы передают ее настроение, ее душевное состояние?

(Камень – тоска, холод, безрадостность;

осина – страх перед будущим, неизвестно, что ждет ее дома;

вода в омуте – стоячая — задумчивость, спокойствие здесь, в лесу, среди природы.)

Что изобразил художник позади Аленушки? ( Темно-зеленый, густой, непроходимый лес. Мрачно, неясно. Лес загадочен и необъясним, как в волшебной сказке. Он как бы говорит о том, что девушку окружает неведомое для нас, для ее дальнейшей судьбы.

Какое небо над лесом? Какое настроение оно вызывает? ( Небо тоскливое, бледно-серое, вызывает печальное настроение(?) или что-то светлое, какая-то надежда на доброе, хорошее в жизни Аленушки)

Эти приемы помогают художнику создать впечатление, что природа, окружающая девушку, тоскует и переживает вместе с ней.

Нравится ли вам картина? Какое настроение она создает?

В этом единстве настроения тоскующей девушки и природы, ей сочувствующей, кроется очарование картины. Картина нам нравится, хотя поза Аленушки, выражение ее лица, сочувствие ей природы, отсутствие ярких, радостных красок, создают грустное, тревожное настроение. Мы переживаем за судьбу девочки, нам хочется чем-нибудь ей помочь.

Как вы думаете, как сложится судьба у Аленушки?

Что бы вы сказали ей сейчас, как бы утешая?

9 стр., 4096 слов

Урок русского языка « по картине К. Д. Юона «Мартовское солнце»

... безумно..." V Беседа по содержанию картины. первые впечатления Приходилось ли вам наблюдать нечто подобное? Какое настроение Как вы думаете, почему художник назвал картину «Мартовское солнце»? Давайте попутешествуем внутри картины и исследуем, что ...

У нас возникает желание помочь ей. Хочется верить, что как в народной сказке, все у нее закончится благополучно, она сможет преодолеть жизненные невзгоды и обретет счастье.

VIII. Составление плана сочинения.

Сейчас составим план, по которому будем писать сочинение.

О ком необходимо рассказать, прежде чем перейти к описанию картины? ( о художнике) Какую картину будем описывать? Кто изображен на переднем плане картины? Что будем описывать у героини? (лицо, одежда, поза, настроение)

В окружении каких предметов находится Аленушка? (камни, озеро, осинки)

О чем напишем в сочинении дальше? (На заднем плане картины – лес, небо)

Удалось ли художнику передать замысел картины?

Мы говорили о том, что картина вызывает у нас печальное настроение, нам хочется помочь Аленушке, мы пытались продолжить ее судьбу. Что выразили мы этим? (свое отношение к картине) Как можно назвать заключительный пункт плана?

Примерный план сочинения:

Виктор Васнецов – художник Вятской земли., Картина “Аленушка” — одна из лучших картин Васнецова., Аленушка – главная героиня картины (лицо, одежда, поза, настроение)., Предметы, которые ее окружают (камни, озеро, осинки)., Задний план картины (лес, небо)., Мои впечатления от картины.

IX. Творческая работа в группах.

Запись ключевых слов, составление предложений в соответствии с пунктами плана. Можно фиксировать на черновиках, что понравилось при ответе других групп.

X. Составление устного коллективного сочинения.

Слушание 2-3 ответов учащихся.

XI. Рефлексия.

Что удалось авторам? Что не прозвучало в сочинении (сверка с планом).

Пожелания по доработке сочинений.

XII. Домашнее задание.

Сочинение в тетрадях для творческих работ.

Раздаточный материал для работы в группах.

1. Виктор Васнецов – художник Вятской земли.

Наш земляк, художник-сказочник, автор многих замечательных картин на сказочные сюжеты “Богатыри”, “Иван-царевич на сером волке”, “Аленушка”

2. Картина “Аленушка” — одна из лучших картин Васнецова.

Вот об этой картине я и хочу рассказать

Аленушка – главная героиня картины (лицо, одежда, поза, настроение).

Сначала поговорим об Аленушке. Изображена в центре картины, на переднем плане, печальное лицо, грустные глаза, бедная девушка-сирота, пригорюнилась на камне, сжалась в комочек, одежда поношена, одета в серую кофту , пестрый сарафан, босая.

Предметы, которые ее окружают (камни, озеро, осинки).

Камень-горюн, темный омут, осока, дрожащие осинки роняют золотую листву, сочувствует Аленушке, переживают с ней

3 стр., 1033 слов

Урок русского языка. по картине. план-конспект по русскому языку (4 класс)

... на картине. Мысли и чувства, которые вызывает картина. Что хотел сказать художник своей картиной. Устное составление описания картины по плану. Учащиеся используют карточку – помощницу № 2. Написание сочинения учащимися. ... Хетагурова «Дети – каменщики», портрет художника, карточки – опоры, видеоэтюды Осетии. Ход урока. Организационный момент. Постановка темы и задач урока. На доске: «Люблю я целый ...

Задний план картины (лес, небо).

На заднем плане картины…, особенно загадочен и страшен лес, художник использует холодные тона, бледно-серое небо

3. Мои впечатления от картины.

Художник хотел передать душевное состояние…

Ему удалось показать …, печаль, переживания; картина создает… впечатление; грустное, печальное; мне понравилась картина, потому что…; хочется, чтобы Аленушка…

Материал для сочинения.

Жила-была бедная девочка Аленушка. Девочке жилось нелегко. Она убежала куда глаза глядят. Аленушка убежала в лес, чтобы ее никто не видел, и прибежала к темному омуту.

В омуте рос тростник. На берегу омута лежал камень-горюн. Аленушка села на этот камень и задумалась.

Она плохо одета, кофта и юбка у нее поношены, ноги босые. Глаза у Аленушки очень грустные. От горя она вся сжалась в комочек. Никто не видит Аленушку, никто не утешает. Только природа грустит вместе с Аленушкой. Осинки наклонились над ней, роняют золотые листочки прямо в омут. И ласточки слетелись к ней и сели на ветке над головой.

Обо всем этом рассказал в своей картине “Аленушка” художник Виктор Михайлович Васнецов.