Разделы:
Цели: обучающая – учить писать сочинения на материале непосредственных наблюдений; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль сочинения; формировать навыки самоконтроля; речевая подготовка обучающихся с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинениях;
воспитывающая – воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе; воспитывать чувство красоты, интерес к устному народному творчеству, живописи, музыке;
развивающая – развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развивать способности сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развивать чувство прекрасного.
Оборудование:
Ход урока
Организационный момент – приветствие
В мир родного языка
Отправляемся мы снова.
И его большие тайны
Мы разгадывать готовы.
Ритмическая часть.
Выстраиваясь в круг, дети ритмично шагают и рассказывают стихотворение.
Одуванчик из снежинок
Поднесет к губам Зима,
Только дунет – и пушинок
Разлетятся семена!
Одуванчик облетает,
В окнах теплится огонь,
Зимний вечер подставляет
Белым звездочкам ладонь
Основная часть урока.
Вступительное слово учителя и беседа с учащимися.
- Мы продолжаем работу над описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа (по картине).
Вопросы.
−Как строится описание?
−Каковы задачи художественного описания? (Конкретность описания, передача авторского отношения к предметам описания, эмоциональность и образность языка.) Своеобразие описания по картине заключается в том, что: а) необходимо понять замысел художника; б) уяснить, как художнику удалось воплотить свой замысел (своеобразие композиции картины, краски, освещение); в) передать свое отношение к пейзажу на картине, чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает у вас. − Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным? (Сравнения, красочные определения, слова в переносном значении.)
Описание пейзажа по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». ...
... картины И. Э. Грабаря "Февральская лазурь" (учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. 5 класса) тексты для творческой работы демонстрационные карточки с названием этапов работы над сочинением ... картину. Составить план сочинения. Обдумать каждую часть. Написать сочинение. Проверить работу. – Уже несколько раз вы пользовались таким типом речи как описание. Что характерно для описания? ( В описании ...
− А какая часть речи поможет вам точно и ярко описать признаки предметов? (Имя прилагательное.) (В процессе беседы надо давать развернутые ответы в виде связного описания.)
Слово учителя.
– Константин Федорович Юон (1875 – 1958 гг.) – крупнейший русский живописец, создатель глубоко национальных образов русской природы. Родился художник в Москве. Художественное образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Юон постоянно писал скромную и прекрасную среднерусскую природу. Его пейзажи всегда отличались поэтичностью, задушевностью и жизнерадостностью. Любимой темой художника были конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна. Сине-белый снег, ясное голубое небо и заливающее все своим теплом и светом весеннее солнце, сказочно-волшебное убранство зимнего леса – все это живо предстает перед нами на полотнах К. Ф. Юона.Его картины «Русская зима», «Зимнее солнце», «Конец зимы. Полдень» впечатляют, создают бодрое, жизнерадостное настроение.
Рассматривание картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».
Вопросы.
- Каково общее впечатление от пейзажа, грустное или радостное? Какие чувства, желания рождает пейзаж? Приходилось ли вам наблюдать нечто подобное?
– Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она названа «Конец зимы…»? (Возможные ответы: «Эта картина о том своеобразном настроении, какое испытывает человек в конце зимы: все истомилось и ждет тепла и света, но все же жаль уходящей зимы с ее красотой, с ее забавами. Эта картина и о красоте снега в солнечный зимний день. Недаром она называется “Конец зимы. Полдень”».)
– Как рисунок переднего плана раскрывает основную мысль художника? Какова роль освещения на переднем плане? Что, по-вашему, больше всего нравится художнику на переднем плане? На что решился художник, чтобы снег оказался хорошо освещенным? Какую позицию по отношению к солнцу он занял? Какими кажутся при этом предметы (все, кроме снега)? (Возможные ответы: «Все тянется к теплу и свету. Куры деловито копают снег. Солнышко их выманило. Березы, стройные, статные, тянут к солнцу свои руки-ветки. Солнце золотит поленницу дров и ласкает стволы берез. Лыжники подставили лица солнцу. Художник сел против солнца, отчего все предметы на картине затенены, нет ярких пятен. Ничто не должно отвлекать от главного замысла – показать красоту снега, освещенного солнцем».)
Задание.
Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна:
Разве снег, с высот летящий
На леса, поля и чащи,
Разве он, как мертвый мел,
6 стр., 2720 словОписание по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». ...
... конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы. Знакомство детей с биографией художника, анализ переднего и заднего плана ... наших сочинений. Мы описывали картину Аркадия Александровича Пластова «Первый снег». Наверное, ... думаете называется картина? К.Ф. Юон назвал её «Конец зимы. Полдень.» Название картины подходит ... чувства, произведенные полотном Фронтальная работа 4) Работа по содержа-нию ...
Только бел, бел, бел?
Весь игольчатый с мороза,
На заре он нежно-розов.
Он вдали, в тени, в низине
Голубой и даже синий!
– А как выглядит снег на переднем плане картины Юона?Каким изобразил художник небо? (Возможные ответы: «Небо нежное. Все светится, переливается нежно-розовым, голубоватым. Снег впитал в себя краски неба. Он отсвечивает нежными, перламутровыми оттенками розового, голубого, зеленого. На снегу короткие темные тени от берез, глубокие синие человеческие следы».) Учитель показывает школьникам морские раковины, обращает внимание на их окраску – белые, перламутровые, цвета слоновой кости. Трудные для написания слова записаны на доске. Проводится сопоставление цвета ракушек со снегом.
– Как задний план картины помогает Юону воплотить замысел? Какие краски преобладают на заднем плане? Почему автор дал задний план в темных, холодных тонах? (Предполагаемые ответы: «На заднем плане царство зимы. Солнце не проникает в чащу, снега не тронуты, косогоры заснежены. Путем контраста автор подчеркивает нежность и красоту снега на переднем плане».)
Вывод, обобщение о замысле художника и путях его воплощения делает сам учитель. – Весна богатством красок и звуков привлекла и замечательного художника К. Ф. Юона, и великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал «Времена года» — альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес, одну из которых вы сейчас услышите. Это «Март. Песня жаворонка».
Вопросы. – Что вы представляете себе, когда слышите эту музыку?
– Как звучит мелодия в музыке Петра Ильича Чайковского? Понравилась ли вам эта музыка и чем? Что общего между картиной Юона и музыкальной пьесой Чайковского? (П. И. Чайковский и К. Ф. Юон умели находить красоту в самых скромных уголках русской природы и вызывать чувство любви и восторга. Чайковский передал в звуках то же, что Юон красками – пробуждение природы, наступление весны.)
– Вспомните пословицы, поговорки, загадки о весне. Какие стихи о весне вы знаете? ( В марте и на корыте поедешь. Весною сверху течет, а снизу морозит. Осень прикажет, а весна свое скажет. Весна днем красна. Весна да осень – на дню погод восемь… И т. д.)
Учитель обращает внимание на эпиграф урока, записанный на доске:
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
(А. С. Пушкин.)
– Почему А. С. Пушкин называет весну утром года? Как природа встречает весну? (Весна – это утро года. Все в природе находится в ожидании своего полного расцвета. Человек тоже ждет прихода весны. Вот почему эта пора нашла такое широкое отражение в устном народном творчестве, в поэзии, живописи, музыке.)
Речевая подготовка.
Слово учителя.
- Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому следует избегать неоправданных повторов (тавтологии).
3 стр., 1033 слов
Урок русского языка. по картине. план-конспект по русскому языку (4 класс)
... план (записывает учитель): Художник, создавший картину. Описание мальчиков: выражение лиц, одежда, позы. Природа на картине. Мысли и чувства, которые вызывает картина. Что хотел сказать художник своей картиной. Устное составление описания картины по плану. ...
Задание 1.
художник – живописец, мастер кисти, пейзажист;
создаёт – пишет (но не описывает и не рисует);
картина – полотно, репродукция;
блестит – искрится, сияет, сверкает;
(богатство тонов) поражает – удивляет, изумляет.
Задание 2.
Солнце окрасило снег в розоватые, голубоватые, зеленоватые оттенки (надо – тона ).
Снег отсвечивает нежными красками (надо – оттенками ) розового, голубого, зелёного. Полотно оставляет (надо – создаёт ) радостное настроение.
Задание 3.
Солнечный свет отражается на снег (на чем? – на снегу ).
Картина полна светом (чего? – света ).
Радоваться теплом (чему? – теплу ).
Снег переливается в разные цвета (чем? – разными цветами ).
Полотно показывает о прелести этой поры (что? – прелесть ).
Беседа.
Вопросы.
- Почему при описании предпочтение следует отдавать настоящему, а не прошедшему времени глаголов? (Это усиливает живость описания.)
–Выиграет ли сочинение, если пользоваться разнообразными по цели высказывания предложениями? Например: На первый взгляд картина кажется темноватой. Но всмотритесь в неё! Как сияет небо! Как искусно передал живописец богатство оттенков снега! Разве это не впечатляет?!
- Можно ли в этом сочинении воспользоваться такими образами? Объясните, почему нельзя ( белоснежный ковёр;
- снег, как цветной ковёр). Укажите, в каких случаях будет уместно пользоваться переносным смыслом (вводить олицетворения): берёзы радуются, солнце льёт свет, снег играет…).
- Таким образом, в вашем распоряжении множество средств, чтобы сделать свою речь правильной, образной и выразительной. Пользуйтесь этим богатством!
- План поможет вам сделать описание последовательным:
1.Какое впечатление производит на вас картина К. Ф. Юона?
2.Каков замысел художника?
3.Как рисунок переднего плана, освещение позволяют автору раскрыть основную мысль?
4.Как выглядит снег на картине? Почему он такой красочный?
5.Как задний план картины помогает Юону воплотить свой замысел?
6.Что вам особенно нравится в полотне Юона?
Учитель обращает внимание детей на правописание слов, обозначающих местоположение: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали и др. (они записаны на плакате).
Запись сочинения.
После этой подготовки учащиеся приступают к работе (пишут сочинение).
На следующем уроке учитель прочитает наиболее удавшиеся сочинения, разберет речевые ошибки и недочеты.
Итог – прощание.
Лучше мы, умнее стали
На уроке не устали
Есть желание учиться
И, конечно, не лениться!
Вот так чудо из чудес –
Вырос знаний целый лес!