Сочинение по серии картинок «Друзья птиц»
Цель: Формировать умение рассматривать и раскрывать содержание картинок в письменном тексте, умение выделять части в тексте;
- Развитие умения отражать в заголовке основную мысль текста.
Ход урока
1.Организационный момент урока.
Психологический настрой.
Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать,
Так четко и так ясно,
Чтоб было всем понятно.
Чистоговорки:
Са-са-са- в лесу бегает лиса.
Со-со-со- у Вовы колесо.
Ос-ос-ос- на поляне много ос.
Су-су-су- было холодно в лесу.
Усь—усь-усь- на лугу пасется гусь.
- Прочитайте на доске тему урока.
(Сочинение по картинкам)
- Как будет называться наша работа?
(Сочинение)
- Что такое сочинение?
(Составление своего текста)
I V . Работа над темой.
Рассматривание картинок, установление их последовательности.
Составление свободных рассказов.
- Рассмотрите картинки. Что нужно сделать, чтобы составить по ним рассказ?
(расположить по порядку)
- Какая картинка будет первой? Что на ней изображено? Что происходит на второй картинке? На третьей?
- Чему будем учиться на уроке?
- Составьте рассказ по картинкам.
(Заслушиваются 2-3 рассказа. После обсуждения делается вывод о том, что составление письменного текста требует подготовки)
V .Физминутка
VL Составление плана текста.
- Дадим название каждой картинке. У нас получится план рассказа. Сколько частей будет в тексте?
(Три)
План текста на доске.
Примерный план |
Слова-помощники |
1.Птичкам голодно |
Зима, засыпал |
2.Ребята помогают птицам |
Решили помочь, положили, ягоды, семена, повесил |
3.Веселое угощение |
Синицы, снегири,воробьи |
VII / Коллективное составление рассказа по картинкам и плану.
- Составим рассказ по картинкам и плану.
- О чем нужно сказать во вводной части текста?
В основной? В заключительной?
Для уточнения и дополнения рассказов задаются вопросы
1картинка.
- Каких птиц вы видите?
- Как они себя чувствуют?
2картинка.
- Кого вы видите на этой картинке?
- Расскажите, что делают дети?
- Дайте имя мальчику, который сметает снег, а тому, который вешает сало?
- Как одним предложением сказать про девочек?
3картинка.
- Как изменилось настроение у птичек? Почему?
- Как можно сказать о том, что делают птицы?
(клюют, обедают, угощаются)
- Что делают дети? Почему они отошли? Какое у них настроение? Как их можно назвать?
(Друзья птиц)
- Каким предложением можно закончить рассказ? Передайте в нем отношение к детям.
(Хорошие друзья у птиц)
В процессе составления текста учитель записывает рядом с планом слова-помощники.
- Какое название дали вводной части? Вспомните, о чем в ней можно сказать. Составьте устно эту часть. Напишите.