Конспект урока русского языка «Обучение словесному рисованию: сочинение загадок для 2 класса
Цель урока:
Задачи:
Образовательные:
1. познакомить с особенностями загадок, включающих признаки предметов;
2. формировать умение конструировать загадки;
3. учить работать с толковым словарём;
Развивающие:
4. развивать образное мышление, речь;
5. совершенствовать навыки грамотного письма;
Воспитательные:
6. развивать коммуникативные качества (навыки работы в группе);
7. воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование:
- раздаточный материал для работы в группах;
- презентация к уроку;
- компьютер, интерактивная доска;
- учебник, рабочая тетрадь;
- толковый словарь
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, дети! Сегодня у нас необычный урок русского языка и работать мы будем в группах. На уроке присутствуют гости. Повернитесь, улыбнитесь гостям! Желаю всем удачи в освоении новых тайн русского языка!
II. Постановка учебной задачи.
- Прочитайте текст на слайде.
Большой подсолнух в небе
Цветёт он много лет.
Цветёт зимой и летом,
А семечек всё нет.
- Дети, что это за текст? (Загадка)
- Кто знает отгадку? (Солнце)
- А как вы догадались? (солнце сравнивается с подсолнухом)
- Кто из вас любит отгадывать загадки?
- А сочинять? Не пробовали? Предлагаю сегодня на уроке этому поучиться.
- Какие цели поставим на уроке?
1. Узнать, что такое загадка.
2. Узнать особенности загадки. (Из чего она состоит?)
3. Попробовать сочинить свои загадки.
III. Изучение нового материала
1. Знакомство со значением слова «загадка». Работа в группе.
- Ребята, давайте сначала узнаем значение слова «загадка». Где мы можем это узнать? (В толковом словаре).
Узнайте, поработав в группе. Я вам немного помогла и положила закладку.
2. Подбор однокоренных слов к слову «загадка». Работа с доской. (гадать, гадалка, загадывать, отгадывать, отгадка….)
«Фразеологизмы в русском языке»
... загадок, литературных произведений («страшнее кошки зверя нет»). Выразительные возможности фразеологизмов наиболее полно и ярко раскрываются в произведениях художественной литературы ... в русском языке существуют несвободные, устойчивые, или фразеологизмы (фразеологические обороты). Фразеологические загадки В русском языке можно встретить и фразеологические загадки. Рассмотрим их Его вешают, приходя в ...
3. Подбор слов — синонимов. ( Тайна, секрет, ребус, головоломка….)
4. Знакомство с устройством загадок.
А) с. 86-87 учебника
Б) Упражнение 175
1 – не загадка, т.к. назван предмет
2 – загадка
- Какая отгадка? (снегири)
- С чем сравнивают снегирей? (с яблочками)
- Почему?
Вывод. В загадке есть сравнение.
- Спишите первую строчку в тетрадь и припишите отгадку.
- Превратите 1-ый текст в загадку. Как предлагаете это сделать? (Убрать слово «стол»).
Пробуем в группе.
- Что у вас получилось? (Выступление каждой группы)
В) Чем ещё интересна загадка? (есть рифма)
- Что такое рифма? (созвучие последних слов в строке)
Вывод. Загадка – это описание предмета или явления. Но предмет не называется. Загадка похожа на стихотворение: слова в ней рифмуются.
Физминутка
IV. Сочинение загадки. Упражнение 177, с. 88 учебника
Признаки предмета, отличающие его от других Сравнения (на какой предмет похож) Действия Рифмы
Длинная ручка
из железа (металла) Ладошка, лопасть Копает, роет Ладошка – картошка,
лопастью – полностью, лопастью – с ловкостью
Железная ладошка копает картошку.
Длинная рука с лопастью всё выкопает полностью.
Ручка с лопастью копает грядки с ловкостью.
V. Упражнение в сочинении загадок. Работа в группе.
- Сейчас каждой группе будет дана картинка и таблица – помощница. Ваша задача – сочинить свою загадку об этом предмете.
1 группа – ёжик, 2 группа – ножницы, 3 группа – чайник, 4 группа – аквариум
- Представьте нам ваши загадки. (Выступления групп)
VI. Рефлексия. Синквейн.
- Ребята, вы сегодня отлично поработали. Поднимите руку, кому на уроке было интересно. Сочините синквейн по итогам вашей работы.
VII. Домашнее задание.
— Сегодня вы получаете творческое задание: сочинить свою загадку о любом предмете, используя знания и умения, полученные на уроке и нарисовать к ней картинку. Когда вы принесёте свои работы, мы с вами создадим «Книгу загадок 2 б класса». (Демонстрирую)
VIII. Итог. Сюрприз.
— За хорошую работу на уроке я хочу угостить вас конфетами с сюрпризом. (Угощаю конфетами «Детям» с загадкой внутри)