В своих рассказах о природе Паустовский Константин Георгиевич использует всё богатство и мощь русского языка, чтобы в ярких ощущениях и красках передать всю красоту и благородство русской природы, вызывающее трогательные чувства любви и патриотизма к местам родного края.
Природа в небольших заметках писателя проходит через все времена года в красках и звуках, то преображаясь и приукрашиваясь весной и летом, то успокаиваясь и засыпая осенью и зимой. Рассказы Паустовского в коротких формах миниатюр раскрывают все трепетные патриотические чувства, которые производит на читателя родная природа, с безграничной любовью описанная словами автора.
Рассказы о природе
(Сборник)
- Рассказ «Собрание чудес»
- Рассказ «Воронежское лето»
- Рассказ «Акварельные краски»
- Рассказ «Резиновая лодка»
- Рассказ «Жёлтый свет»
- Рассказ «Подарок»
- Рассказ «Дружище Тобик»
Весна
Словарь родной природы
Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям, с ними связанным.
Возьмем хотя бы раннюю весну. У неё, у этой ещё зябнувшей от последних заморозков девочки-весны, есть в котомке много хороших слов.
Начинаются оттепели, ростепели, капели с крыш. Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает и чернеет. Его съедают туманы. Постепенно развозит дороги, наступает распутица, бездорожье. На реках появляются во льду первые промоины с черной водой, а на буграх — проталины и проплешины. По краю слежавшегося снега уже желтеет мать-и-мачеха.
Потом на реках происходит первая подвижка из лунок, продухов и прорубей выступает наружу вода.
Ледоход начинается почему-то чаще всего по темным ночам, после того, как «пойдут овраги» и полая, талая вода, звеня последними льдинками — «черепками», сольется с лугов и полей.
Тема природы в творчестве К. Г. Паустовского
1. Природа всегда была в центре внимания К. Паустовского. Какое бы произведение его мы ни раскрыли, везде его персонажей сопровождают ее образы. Паустовский много путешествовал и был влюблен в мир, который не успела затронуть городская цивилизация, где человек остается и сейчас гостем. Русская природа, особенно природа средней полосы России, к которой Паустовский испытывал особую любовь, у него живет своей тихой гармоничной, немного печальной жизнью, и эта жизнь находит сердечный отклик в его персонажах. Ей и ее взаимоотношениям с людьми посвящены повести «Кара-Бугаз», «Колхида», «Мещорская сторона», «Повесть о лесах», рассказы «Во глубине России», «Клад» и др.
Методика формирования представления у младших школьников о творчестве ...
... и приложений. Глава 1. Произведения К.Г. Паустовского для детей 1.1 Основные этапы творчества писателя Для оптимальной организации ознакомления детей ... (это рассказ, сказка, повесть, очерк), можно формировать у детей представление о стиле писателя, познакомить детей с высшими ... на природу, которая предстает перед читателями «очеловеченной»: «Природа, по существу, так же ласкова, как и любой ...
2. Отношение к природе — один из главных критериев оценки человека для Паустовского, который среди первых в литературе (наряду с М. М. Пришвиным) советского периода ввел в нее тему экологии. Писатель считал, что талантливость и творческая сила русского народа во многом происходят именно от красоты окружающей его природы, от богатства эстетических впечатлений, которые тот получает от нее.
3. Чувство природы для Паустовского — неотъемлемый элемент чувства родины, именно природа учит человека понимать прекрасное и относиться к Родине не абстрактно, но с заинтересованным, родственным, если воспользоваться любимым словом Пришвина, вниманием — к ее прошлому и настоящему, к ее селениям и людям, к ее языку и быту. Подтверждением этой мысли служат для него многие герои его исторических повестей — Левитан, Лермонтов, Пушкин и др.
4. Роль живописи в прозе Паустовского. Писатель высоко ставил как искусство именно живопись, а в герои часто выбирал художников — Левитана, Нико Пиросманишвили, в картинах которых особенно ярко выражено настроение. Не просто красота и прелесть природы волнуют писателя, но ее внутренняя сосредоточенная жизнь, что трудно выразить обычными словами. Лиризм тихих и печальных левитановских пейзажей для Паустовского дороже многого другого, хотя он и был писателем романтического склада, не чуждавшимся в своих произведениях и южной пряной экзотики. Он не скрывал, что искусству словесной пластики во многом учился именно у живописцев.
5. Для Паустовского природа важна и тем, что она не только отражает настроение человека, но и будит вчеловеке определенные чувства, настраивает его на созерцание, в котором ему приоткрываются важные нравственные и философские вещи. Человек, постоянно находящийся в контакте с природой, общающийся с ней, многое вокруг и в себе самом начинает видеть иначе, по-новому, более глубоко осознает смысл жизни.
6. В основе многочисленных зарисовок природы у Паустовского лежит его серьезное знакомство с такими предметами, как ботаника, зоология, орнитология, краеведение и т. д. Здесь он воплощал свое требование к художнику быть образованным человеком, стремиться к более глубокому познанию важных для него тем. Но главное для него, конечно, эстетическое созерцание — «искусство видеть мир», как называется у него глава в повести о писательском труде «Золотая роза».
7. Если у Пришвина изображение природы — чаще всего иносказание, то у Паустовского оно как бы самоцельно и в этой самоцельности обладает особой действенностью. Писатель не стремится как можно полнее представить картину, но, осознавая отличие словесного образа от живописного, чаще всего выделяет какую-то одну-две детали, которые могут вызвать у читателя больший эмоциональный отклик, и делает их лейтмотивом.
Художественное своеобразие изображения природы и человека в творчестве ...
... в изображении человека и природы. Если, скажем, прозу Ю. Бондарева и В. Распутина можно охарактеризовать как философско-драматическую, то творчество писателя, близкого им по духу — В. Астафьева — развивается, скорее, в ... путями прошло через его жизнь, прямо ли, боком, отражением задело его. Писательский дар всей этой гигантской груде впечатлений виденного и пережитого придает пластическую ...
8. Роль пейзажа. Главное в пейзаже Паустовского — лиризм, вызывающий в читателе живое ответное чувство, а в достаточно скромной палитре его художественно-выразительных средств особое место занимает эпитет. Писатель мастерски владеет словом, чувствуя все его оттенки и обертоны, дает читателю возможность представить изображенное почти как реальное.
9. Паустовский стремился приобщить читателя к жизни природы, показать, что переживание единства с природой способно не просто обогащать, но и облагораживать человека, делать его добрее и чище ничуть не меньше, чем мир творчества и культуры. Поэзия природы по его мысли, требует от человека духовной и душевной активности, что также важно для утверждения его достоинства.
Лето
Моя Россия
С этого лета я навсегда и всем сердцем привязался к Средней России. Я не знаю страны, обладающей такой огромной лирической силой и такой трогательно живописной — со всей своей грустью, спокойствием и простором, — как средняя полоса России. Величину этой любви трудно измерить. Каждый знает это по себе. Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из летнего колодца, каждое деревце над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха, каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу. И если мне иногда хочется жить до ста двадцати лет, как предсказывал дед Нечипор, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей среднеуральской природы.
Родные места
Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно.
На первый взгляд — это тихая и немудреная земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту необыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, — этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь.
Летние грозы
Человек и природа в лирике фета
... природы и человека, т. к. заря воспринимается как начало жизни всего сущего и начало чувства. Летняя ночь, ... тобой! Человек и природа в лирике А. А. Фета (План-сочинение) Своеобразие ... изображению статичного состояния пейзажа. Динамика ночной жизни мира природы и переживания ... природа тесно связана с душой человека, с его внутренними переживаниями. Поэт считает, что человек должен раствориться в природе, ...
Летние грозы проходят над землей и падают за горизонт. Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах.
Радуга сверкает над сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.
Летний зной
Стояла жара. Мы шли сосновыми лесами. Кричали медведки. Пахло сосновой корой и земляникой. Над верхушками сосен неподвижно висел ястреб. Лес был накален от зноя. Мы отдыхали в густых чашах осин и берез. Там дышали запахом травы и корней. К вечеру мы вышли к озеру. На небе блестели звезды. Утки с тяжелым свистом летели на ночлег.
***
Зарница… Самое звучание этого слова как бы передает медленный ночной блеск далекой молнии. Чаше всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверие, что зарницы «зарят хлеб», — освещают его по ночам — и от этого хлеб наливается быстрее. Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово заря — одно из прекраснейших слов русского языка. Это слово никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. «Развидняет», как говорят об этой поре суток в народе. В этот заревой час низко над самой землей пылает утренняя звезда. Воздух чист, как родниковая вода. В заре, в рассвете есть что-то девическое, целомудренное. На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет теплым парным молоком. И поют в туманах за околицами пастушьи жалейки. Светает быстро. В теплом доме тишина, сумрак. Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как слоистый янтарь. Восходит солнце. Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. Мы часто путаем два понятия — закат солнца и вечернюю зарю. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли. Тогда она овладевает меркнущим небом, разливает по нему множество красок — от червонного золота до бирюзы — и медленно переходит в поздние сумерки и в ночь. Кричат в кустах коростели, бьют перепела, гудит выпь, горят первые звезды, а заря еще долго дотлевает над далями и туманами.
Цветы
Конспект развития речи. » по картине А.А. Пластова «Первый снег»»
... сочинение на чистовик. Познакомиться с другими картинами, А.А. Пластова. Лист-помощник Снег белый, чистый, пуш надел меховые ша укутал всю землю ... за одну ночь все вокруг ... снег» 6.Песня «Капитошка» для физкультминутки 7.Лист- самоконтроля Тип урока Ход урока Организационный момент. Прозвенел звонок и смолк,, Начинается урок., Слушай.думай,отвечай-, Ни минуты не теряй., Мы веселый,дружный класс ...
У самой воды большими куртинами выглядывали из зарослей мяты невинные голубоглазые незабудки. А дальше, за свисающими петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябина с тугими желтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком и подмаренником, а над всем этим тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках. Нагретый воздух над цветами «млел», качался, и почти из каждой чашечки высовывалось полосатое брюшко шмеля, пчелы или осы. Как белые и лимонные листья, всегда вкось, летали бабочки. А еще дальше высокой стеной вздымался боярышник и шиповник. Ветки их так переплелись, что казалось,будто огненные цветы шиповника и белые, пахнущие миндалем цветы боярышника каким-то чудом распустились на одном и том же кусте. Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством острых бутонов. Цветение его совпадало с самыми короткими ночами — нашими русскими, немного северными ночами, когда соловьи гремят в росе всю ночь напролет, зеленоватая заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи так светло, что на небе хорошо видны горные вершины облаков.
Природа в произведениях Паустовского
Особенностью рассказов является то, что в них, главным образом, представлена небогатая по своим краскам и разнообразию видов природа средней полосы России. Но сделано это писателем так мастерски, что читатель оказывается зачарован и поражен этой неброской красотой.
Паустовский рассказы о природе всегда писал на основе личных наблюдений. Именно по этой причине все факты, представленные Паустовским в своих произведениях достоверны. Писатель признавался, что, работая над тем или иным рассказом, он постоянно открывал для себя что-то новое, но тайн при этом не становилось меньше. Описанные в произведениях растения, животные, явления природы легко узнаваемы читателем. Рассказы наполнены звуковыми, зрительными образами. Без труда можно почувствовать и запахи, которыми наполнен воздух.
Осень
Словарь родной природы
Невозможно перечислить приметы всех времен года. Поэтому я пропускаю лето и перехожу к осени, к первым ее дням, когда уже начинает «сентябрить».
«Война — самое чудовищное явление на земле» (по рассказу ...
... рассказе «Судьба человека» перед нами проходит целая человеческая жизнь, жизнь, перечеркнутая войной... Сама история в образе кровавой войны вмешалась и сломала судьбу ... в рассказе, является одним из самых ярких доказательств того, что война – самое чудовищное явление на земле. Она ... 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Увядает земля, но еще впереди «бабье лето» с его последним ярким, но уже холодным, как блеск слюды, сиянием солнца. С густой синевой небес, промытых прохладным воздухом. С летучей паутиной («пряжей богородицы», как кое-где называют ее до сих пор истовые старухи) и палым, повялым листом, засыпающим опустелые воды. Березовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц, в шитых золотым листом полушалках. «Унылая пора — очей очарованье».
Потом — ненастье, обложные дожди, ледяной северный ветер «сиверко», бороздящий свинцовые воды, стынь, стылость, кромешные ночи, ледяная роса, темные зори.
Так все и идет, пока первый мороз не схватит, не скует землю, не выпадет первая пороша и не установится первопуток. А там уже и зима с вьюгами, метелями, поземками, снегопадом, седыми морозами, вешками на полях, скрипом подрезов на розвальнях, серым, снеговым небом…
***
Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.
Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.
Как-то поздним вечером я вышел в сад к колодцу. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь «летучую мышь» и достал воды. В ведре плавали листья. Они были всюду. От них нигде нельзя было избавиться. Черный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти листьев на стол, на койку, на пол. на книги, а по дорожкам сала было трудно холить: приходилось идти по листьям, как по глубокому снегу. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах — всюду. Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом.
Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.
Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.
Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые услыхал шелест падающего листа — неясный звук, похожий на детский шепот.
Мой дом
Деревья в снегу – 6 класс
... Сочинение на тему: СНЕГА СНЕГА Кругом белые, как лебединое перо, и слегка подсиненные снега. Снегами затоплены поля и луга. Белые холстины накинуты на речку. Снега на крышах домов, на ветвях деревьев. Снегами ... освещается день. Светят они и в тусклой морозной ночи. Снег озими укрывает, бережет. Не ...
Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в салу шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь.
Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки. Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль. Пахнет дождем — нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек.
На рассвете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из колодца ведро воды. Из ведра выскакивает лягушка. Я обливаюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха — он поет еще далеко, у самой околицы.
Светает. Я беру весла и иду к реке. Я отплываю в тумане. Восток розовеет. Уже не доносится запах дыма сельских печей. Остается только безмолвие воды, зарослей вековых ив.
Впереди — пустынный сентябрьский день. Впереди — затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба. И эту затерянность я всегда ощущаю как счастье.
Зима
Прощание с летом
(В сокращении…)
… Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с открытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот. Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну — за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг. Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа. Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло. Проснулся Рувим. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: — Первый снег очень к лицу земле. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. А утром все хрустело вокруг: подмерзшие дороги, листья на крыльце, черные стебли крапивы, торчавшие из-под снега. К чаю приплелся в гости дед Митрий и поздравил с первопутком. — Вот и умылась земля, — сказал он, — снеговой водой из серебряного корыта. — Откуда ты взял, Митрич, такие слова? — спросил Рувим. — А нешто не верно? — усмехнулся дед. — Моя мать, покойница, рассказывала, что в стародавние годы красавицы умывались первым снегом из серебряного кувшина и потому никогда не вяла их красота. Трудно было оставаться дома в первый зимний день. Мы ушли на лесные озера. Дед проводил нас до опушки. Ему тоже хотелось побывать на озерах, но «не пущала ломота в костях». В лесах было торжественно, светло и тихо. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали на них, и они превращались в чистые капли воды, потом мутнели, смерзались и скатывались на землю, как бисер. Мы бродили по лесам до сумерек, обошли знакомые места. Стаи снегирей сидели, нахохлившись, на засыпанных снегом рябинах… Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птицы. Небо над головой бьшо очень светлое, белое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец. Оттуда шли медленные снеговые тучи. В лесах становилось все сумрачнее, все тише, и, наконец, пошел густой снег. Он таял в черной воде озера, щекотал лицо, порошил серым дымом леса. Зима начала хозяйничать над землей…
Напиши из 7-8 предложений. 22 марта отмечают всемирный день воды. ...
... было принято официальное решение о проведении 22 марта Всемирного дня воды, который будет напоминать людям о необходимости экономить и беречь воду. ООН рекомендует всем главам государств проводить ... Всемирный День воды призван привлечь внимание общественности к состоянию водных объектов и проблемам, связанным с их восстановлением и охраной; задуматься о роли воды в жизни каждого человека на Земле; ...