По рассказу бежин луг тургенева

«Бежин луг» — одно из самых удивительных и выразительных произведений в творчестве Тургенева. Многие называют рассказ «поэтичным», поскольку описание природы вызывает почти настоящие образы, усиливая чувство реальности, позволяет ближе почувствовать и проникнуться теми красками, событиями, которые рисует Иван Сергеевич. На фоне природы он показывает каждую часть своего произведения, восприятие происходит через описание природы, которое видится в речи автора, его взгляде на происходящее, в рассказах и эмоциях мальчиков, к которым вышел повествователь.

Предлагаю сделать эпиграфом следующие строки (интернет):

Сочинение по рассказу Бежин луг Тургенева

Сколько красок, оттенков, интонаций у природы! Это не простой фон для развития действия, но отдельный персонаж, незримо присутствующий.

Для усиления автор искусно использует множество средств художественной выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения.

Тургенев творил с душой и большой любовью, показывая реалистичные пейзажи посредством прозы, все события оживают, подвластные воображению.

С первых строк передает автор красоту. Сразу переносимся в жаркий июль, солнце которого приятно яркое, теплое, облака столь украшены ореолом сияния, что кромка их напоминает «кованое серебро».

Утро, чудесный день, все это приходит с настроением, перекликаясь с переживаниями главного героя, который удачно шел на охоту, несет домой много дичи, любуется пейзажем, наслаждается прогулкой.

Природа преображается, когда ощущения становятся волнующими: «тьма сгущается», ночь страшит и видится «грозовой тучей»:

Сочинение по рассказу Бежин луг Тургенева

Поблекшие краски возвращают насыщенность, мировосприятие снова соответствующее, когда охотник узнает местность: это равнина с речкой, которая носит название «Бежиного луга».

Вместе с главным героем видим встречу с мальчиками, читаем их характеристику, воспринимаем образы. Автор подробно показывает внешность каждого из маленьких героев, привыкших жить в тесной связи с природой. Это находит отражение в детских суевериях, передаваемым у костра быличкам.

Только Павлуша, который всех увереннее себя ведет, прекрасно зная природу, ничуть не боится незримых образов. Он убегает вслед за собаками, чтобы отогнать волков, уходит за водой к речке: видно, что ребенка ничуть не пугают ни ночь, ни пребывание со стихией один на один.

7 стр., 3142 слов

Природа и человек в лирике А.А.Фета

... образов природы и человека в лирике А. А. Фета. Я выбрала именно эту тему для исследования, так как сама очень сильно люблю природу! Когда человеческие чувства и переживания отражаются в природе, ... в которых изображены законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, лирика выявляет живые, непосредственные переживания автора или же лирического героя, состояние человека в ... Сочинения лирических ...

Словами Вани автор показывает красоту ночного темного неба, а во фразах рассказчика чувствуется, как ночь то «тепла», то «прохладна», когда опускается туман. «Божьи звездочки», — таким эпитетом наделяет младший из ребятишек невероятное небо… Поэтому повествование Тургенева увлекает, зовет следом за собою в тот мир, живописно раскрытый автором.

Мастерское описание ночи, предрассветного часа живо представляется натурально, естественно. Колдовское, трогательное, трепетное произведение И. С. Тургенева!

«Бежин луг» — это рассказ не только о природе, но о непростом крестьянском быте, о жизни деревенских детей, коротающих ночи, выходя пасти лошадей, радуясь моменту. Еще больше рассказ заставляет погрузиться в сюжет, проникнуться, прочувствовать все происходящее, словно сам есть участник событий.

Сочинение по рассказу Бежин луг Тургенева Сочинение по рассказу Бежин луг ТургеневаСочинение по рассказу Бежин луг Тургенева

Сочинение на тему Бежин луг

Рассказ Тургенева Бежин луг вошел в цикл Записки охотника, и был посвящен описанию жизни крестьянских детей. Сегодня мы пишем сочинение Бежин луг для 6 класса, останавливаясь отдельно на характеристике мальчиков, любимом герое из Бежиного луга, а также раскроем тематику природы и человека в рассказе Тургенева.

В рассказе Бежин луг речь идет о крепостных мальчишках, которым в свои 8-14 лет приходится выполнять взрослую работу.

В свои детские годы они уже работали в поле, собирали грибы-ягоды, работали на фабрике, но любимым занятием мальчишек был ночной выпас лошадей. Как раз за этим занятием и застал мальчишек главный герой, охотник Петр Петрович.

Давайте подробнее остановимся в сочинении на характеристике мальчишек по теме мир детства в рассказе Бежин луг.

Характеристика мальчиков в рассказе Бежин луг

Благодаря тому, что охотник прикинулся спящим, ему удалось подробно изучить крестьянских детей и их характеры.

Например, Феде уже 14. Судя по одежде, он из более зажиточной крестьянской семьи. Да и вел он себя несколько важно с другими ребятами. В разговоре Федя часто упоминал, что он здесь не из-за нужды, а чтобы развлечься. Да и зачем работать, когда у него все имеется, даже свои сапоги и нарядная рубаха.

Павел и Илья — ровесники. Им по 12 лет. Илья в свои двенадцать уже работает на бумажной фабрике. И, чтобы заработать копейку, ему приходится попотеть. Там же он услышал разные рассказы о домовых, суевериях, проделках нечисти, о чем рассказывает и ребятам. Илья из крестьян, но тоже не из бедных.

7 стр., 3291 слов

Рассказ о ванюшке судьба человека. Образ и характеристика ванюшки ...

... с фрагментом из прочитанного дома рассказа М. Шолохова «Судьба человека». 2. Осмысление. Аналитическая работа с текстом. Учитель на доске записывает слово Ванюшка. Все ответы учеников, связанные с ... зачем буду лезть? Судьба Ванюши по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» Урок внеклассного чтения Предмет: литература. Класс: 5. Цель – обсуждение проблемы особой уязвимости детей в ситуации вооруж ...

Поэтому лапти у него есть, а вот у Павлуши их нет. Семья Павлуши бедная, поэтому мальчишке приходится ходить в заплатках. Павлуша рассудительный ребенок, который хоть и слушает страшилки, но пытается дать всему происходящему объяснение.

Он знает природу, подходит ко всему рационально, поэтому не боится пойти за водой к реке, где якобы слышны голоса утопленника Васи.

Самым маленьким был Ваня. Ему было около семи лет. Румяный, кудрявый, тихий и спокойный Ваня в рассказе Тургенева все время лежит под рогожей и дремлет. Этот ребенок не равнодушен к красоте природы, стеснителен, и очень чуткий к проблемам другим. Несмотря на возраст, он уже умеет рассуждать по-взрослому.

Всех детей у костра собрало желание помочь родителям. Несмотря на разное положение крестьянских детей, разный характер, мы видим их искренность, непосредственность, сплоченность и их умение дружить.

Бежин луг: природа и человек

Работая над сочинением по рассказу Тургенева Бежин луг, невозможно не затронуть тему природы и человека. Все знают Тургенева, как мастера с даром видения уникальных картин природы. Бежин луг не является исключением. Автор и здесь показывает взаимосвязь человека и природы. При этом они находятся в гармонии.

Охотник пошел на охоту в сопровождении яркого солнышка, все было прекрасно и охота удалась. Ближе к сумеркам, когда герой рассказа заблудился, поменялась и природа. С появлением страха в душе человека, все вокруг меняется, и окружающий мир словно напоминает об опасности. Вот пугливо улетела птица, дрожа стали летать летучие мыши.

Ощущается, будто природа пытается проникнуться переживаниями человека. Может бы и помогла чем-то, да не может. Взаимосвязь человека и природы в рассказе Бежин луг мы видим и во время рассказов мальчишек. Ведь каждую историю сопровождают звуки природы. То слышны стоны диких животных, то ужасающие крики птиц.

Как будто и природа участвует в беседах мальчиков, понимая их, и желая поддержать вниманием.

Мой любимый герой

Прочитав рассказ Тургенева Бежин луг, в сочинении я могу выделить своего любимого героя. Мне больше всех запомнился Павлуша. Он хоть и был неприметной внешности, но даже автор отметил Павлушу сразу. Он выделялся среди других своим умным взглядом, а в его голосе звучала сила. Среди мальчишек Павел был человеком дела. Говорил немного, больше делал, и был очень смелым.

Он не побоялся побежать за псами, когда те бросились в темноту. Несмотря на то, что в компании был мальчик постарше, именно к Павлу все обращались за советом. Павлуша смотрел на вещи реалистично, и хотя, как и все, любил невероятные истории, но всегда находил правдоподобное объяснение. Жаль, что этого мальчика ожидала трагическая судьба.

Ведь уже в этом году он убился, упав с лошади.

Сочинение: Детские образы в рассказе Тургенева “Бежин луг”

Иван Сергеевич Тургенев – замечательный русский писатель, перу которого принадлежат знаменитые ” Записки охотника “. Это сборник, который включает очерки, рассказы и новеллы.

В отличие от большинства других писателей, которые в своих произведениях представляли крестьян безликой серой массой, И. С. Тургенев в каждом произведении отмечает в образах простого народа что-нибудь особенное.

Поэтому его сборник полон яркими персонажами и описаниями крестьянского мира.

В рассказе “Бежин луг” главный герой заблудился после охоты,

сбился с пути и оказался на лугу возле реки. Там он повстречал “крестьянских ребятишек из соседних деревень, которые стерегли табун”. Автор замечает, что “выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков” . Это время, когда они могут тесным кругом сидеть возле костра, смотреть за животными и рассказывать друг другу всякие истории. Барин присоединяется к ним и, притворившись спящим, наблюдает чза детьми и вслушивается в их речи.

Мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Все они были разные как по своему характеру, так и по благосостоянию семьи.

Было видно, что он принадлежит “к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы “. В разговоре Федя был запевалой, но сам “говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство”.

Совсем непохожий на него другой герой рассказа, Павлуша, который сразу вызывает к себе симпатию. Он одет очень бедно, волосы у него “всклоченные, черные”, “лицобледное, рябое”, “телоприземистое, неуклюжее”.

Но “глядел он очень умно” и “в голосе у него звучала сила”. Он спокоен, уверен, активен: все ребята сидели, а он варил картошку, следил за костром. Он также очень отважен.

Когда собаки вдруг залаяли и бросились в темноту, все немного перепугались. А Павел молча вскочил на лошадь и поскакал за собаками. Он хорошо знает природу и объясняет другим мальчикам, какая птица как кричит, какая рыба плещется в реке.

Костя, мальчик с “задумчивым и печальным взором”, лучше других описывал природу в своих рассказах, хоть сам был трусишка. А Ильюша “лучше других знал все сельские поверья”.

Все образы мальчиков в рассказе Тургенева получились яркими и выразительными. Ребята неграмотны, суеверны, но зато очень близки к природе. С детства приучаются они к труду и к познанию окружающего мира.

( 3 votes, average: 2.67

Сочинение по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг»

Есть что добавить? Присылай нам свои работы, получай litr `ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

Сочинение по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг»

Скачать сочинение

«Бежин луг»- рассказ из цикла «Записки охотника».

Герой рассказа, Пётр Петрович, охотясь, заблудился в лесу и вышел к месту, которое местные жители называли Бежиным лугом. Здесь он заметил костёр, рядом с которым сидели люди. Подойдя поближе, он увидел мальчиков, которые стерегли табун лошадей.

Они приняли Петра Петровича как доброго путешественника, а не как конокрада, которых сторожи лошадей всегда опасаются. Видно, было в его внешности что-то притягивающее и доверительное. Они по-братски пригласили его к огню и переночевать. Мальчиков было пять. Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина.

Павел — немного неказист, но в нём чувствовалась железная воля. У Кости было необычное лицо, похожее на лицо белки, с задумчивым взором. Ваня был самый тихий, неразговорчивый мальчик лет семи. А у Ильюши было неприметное лицо, но зато он знал много прибауток, легенд. Мальчики стали рассказывать друг другу разные поверья, связанные с нечистой силой.

Конечно, все эти истории – выдумка, но ребята верят всему, ни в чём не сомневаясь. Для них это — развлечение, детские забавы.

Тургенев душой проникся во внутренний мир крестьянских детей и понял их проблемы, радости, тревоги.

Он сумел создать в своём повествовании несколько мальчишеских характеров и наделил этими характерами именно детей потому, что они более свободны в своих мыслях, чем взрослые. Их тоже ждёт взрослая трудная крестьянская жизнь с заботами и невзгодами, когда некогда балагурить и сочинять сказки.

В этом рассказе И. С. Тургенев создал также великолепные пейзажи, любовно описывая лучезарное солнце, воздушные облака, знойные запахи лета.

Писатель подробно описывает летнюю ночь, все движения в природе накануне утра. Он как бы связывает воедино детей и природу, показывая мальчиков в их естественности и простоте.

В этих описаниях мы видим мастерство писателя, любовь к родной земле и людям.

105150 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Разное / Сочинение по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг»

6 Класс сочинение на тему бежин луг

Тургенев – это автор, всегда писавший о человеческой бытовой жизни, о жизни в деревне, со всеми её вытекающими, пытаясь показать всё то, что для людей живущих там является рутиной, и что для них есть веселье и отдых. Множество произведений было написано на эту тему, но выделить можно одно.

“Бежин луг” произведение дающие полный образ деревенской жизни, пропущенной через призму детской наивности и беззаботности. В произведении Тургенев показывает нам как дети борются с ежедневной рутиной, и также как они пытаются сопротивляться всей этой взрослой жизни, окружающей их, и давящей на них.

В произведении мы знакомимся с множеством сельских детей, каждый из которых является самостоятельной личностью, с которой необходимо ознакомиться для полноты восприятия сюжета и ознакомления с деревенской атмосферой и всем прочим, что царило в то время на посёлках и в деревнях.

Познакомившись со всеми характерами персонажей так же можно узнать, о чём на тот момент думали дети, о чём мечтали, и о чём задумывались.

Мы знакомимся с персонажем по имени Федя. Федя это самый старший из всей компании детей, сын зажиточного крестьянина, который приехал на поле не из-за нужды, а попросту из-за скуки.

В его стремление казаться важным явно проглядывается желание оправдать ожидания своих родных и друзей. Он явно старается соответствовать положению своего отца, из-за чего он и ведёт себя так осторожно, и, возможно, высокомерно.

Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что Федя прекрасный молодой человек, старающийся помогать окружающим, хоть это и не так очевидно, но он является человеком, несомненно, добрым и с хорошим чувством дружбы и привязанности. Пытаясь скрыть свою доброту за маской безразличия он отвергает от себя людей, не позволяя подойди им ближе, но так или иначе, в процессе произведения он меняется в лучшую сторону.

Однако следует упомянуть, что данное сочинение написано исключительно на субъективном мнении, из-за чего не может оцениваться объективно.

Сочинение 4

Большинство произведений Ивана Сергеевича Тургенева наполнены живыми красками природы, близких каждому человеку историй из жизни простых людей, важных моральных и нравственных тем, и, конечно же, открытых ярких образов главных героев.

Именно благодаря своим неповторимым простым, и в то же время грамотным стилем речи, смог завоевать сердца читателей.

Произведение «Бежин луг» яркое тому доказательство. Рассказ вошел в сборник очерков и рассказов писателя «Записки охотника». Взаимоотношение богатых и бедных, помещиков и крепостных всегда волновало живой разум писателя.

Он видел несправедливость, искал способы его решения. При этом он сам родился в семье барина. В каждом своём новом произведении он всё ближе подбирается к решению назревшего вопроса через уникальные психологические портреты главных героев.

В рассказе «Бежин луг» таким характером автор наделил Федю. Федя – мальчик из богатой семьи дворянина.

Несмотря на своё происхождение, он не брезгует общением с детьми крестьянских детей. Ходит вместе с ними пасти стадо ради развлечения, в то время как остальные дети – помогают этим зарабатывать деньги родителям.

Парню 14 лет, но выглядит старше своих лет на фоне неучей – крестьян.

Характер нельзя назвать плохим, он никогда не задирал носа, но в то же время всегда держится важно, постоянно подчеркивая свой статус, он любопытен и с удовольствием слушает рассказы детей, не забывая при этом вставлять свои комментарии и вопросы, он любит показывать своё превосходство в умственных состязаниях, при этом делает это с честью, не обижая и не задевая соперника, имеет ярко выраженные лидерские качества. Одежда была на нем богато убрана: синий поясок, новая рубашка с каемкой, новый армячок. К тому же, он носил с собой гребень и часто расчесывался. Лицо было милое, красивое и ровное, с весёлой улыбкой.

Исходя из описаний внешности, мыслей и поведения Феди, читатель может сделать вывод, что мальчик имеет живой ум, серьезный характер. Его основными характеристиками являются самодостаточность, любопытность и не по годам понятие своего и чужого положения.

В один из очередных вечеров, к ним подошёл охотник. Не трудно догадаться, что этим охотником является сам Иван Сергеевич Тургенев, который часто любил бродить по лесу с ружьем. Охотник долго слушал и разговаривал с ребятней, а затем притворился спящим. Он лежал и тихо слушал рассказы детей, их мысли и планы.

Образец 5

И.С.Тургенев – это русский писатель, который в своих произведениях помимо описания красоты русской природы, знакомил читателя с жизнью обычных русских крестьян в деревне, Он, будучи сам «пропитан» такой жизнью, так как вырос в деревне, знал её до мельчайших подробностей. Писатель не понаслышке, а из собственных наблюдений знал все плюсы и минусы жизни крестьян. И.С.

Тургенева можно также назвать психологом по отношению к этим крестьянским жителям, ведь он понимал их с одного взгляда и полуслова. Автор чувствовал их эмоциональное состояние, по поведению и поступкам мог дать характеристику героям.

Наблюдая за крестьянскими мальчишками в рассказе «Бежин луг», писатель, знакомя читателя с каждым из них, формирует определённый их образ.

Самым старшим, из содержания рассказа, был мальчик по имени Федя. Ему было около четырнадцати лет, это уже не ребёнок, а подросток-юноша. По внешнему виду было видно, что мальчик не из самой бедной семьи. Родители Феди были зажиточными крестьянами, и это предавало ему некоторую уверенность и превосходство над остальными мальчишками.

Паренек старался соответствовать своему статусу во всех своих проявлениях. Но делал он это без всякого ущемления и унижения своих друзей.

Благодаря большему достатку своих родителей, Федя был одет лучше своих друзей. Все вещи у него были более новые и полностью соответствовали размеру. Это значит, что отцовских сапог он мальчик не носил, что так часто встречалось среди крестьянских ребятишек.

Внешние черты тоже отличались от остальных детей: он был стройный, достаточно красивый мальчик с немного мелкими чертами лица, волосы были кудрявые и белокурые, а глаза – светло-голубые, на лице постоянно присутствовала немного рассеянная улыбка. На луг, пасти ночью лошадей, Федя пришёл не из-за нужды, как это делали остальные мальчики, а так, для забавы с друзьями.

В разговоре с друзьями сам Федя говорил, конечно, не очень много, он больше слушал остальных. Иногда задавал вопросы или немного поддерживал разговор. Возможно, мальчик боялся сказать что-то не так из-за своей малограмотности и, как следствие, чтобы не потерять свой авторитет в глазах друзей.

Так как Федя был самым старшим, он старался казаться смелым и храбрым, хотя на самом деле боялся темноты, особенно во время рассказов про леших и русалок. Однако, анализируя все его поступки, мы можем сделать вывод, что Федя был не таким уж и смелым. Когда послышался в темноте непонятный шум и встревожились лошади, то в разведку бросился не Федя, а мальчик Павлуша.

Но это не говорит о том, что он был плохим или трусливым человеком. Скорее всего, он просто был не таким решительным, как многие деревенские дети. Потому что, как известно, тяжёлая, крестьянская жизнь и нужда заставляла многих ребят рано взрослеть морально и становиться более решительными и целеустремлёнными.

По своему характеру Федя был добрым мальчиком и другом. Он искренне интересовался проблемами деревенских жителей, о которых рассказывали ребята у костра. Без всякого злорадства он переживал и сочувствовал им.

Из этого можно сделать вывод, что, несмотря на все материальные блага, важно всегда оставаться человеком с чистой и доброй душой.

Сочинение 6

Федя являлся одним из самых взрослых и мудрых в компании 5 ребят. Федя выглядел старше своих сверстников и выглядел не по своему возрасту. Федя в свои 10 лет выглядел на все 14, как по характеру, так и по внешности. У Феди была богатая семья с хорошим состоянием. Он был всегда опрятно и аккуратно одет, выглядел очень хорошо. Он часто носил рубашку, синий пояс и сапоги.

Его повседневная одежда всегда балы небывалой красоты.

Все 5 мальчишек из рассказа Тургенева были подвижными, и так сказать любознательными, они всегда старались познать что-то новое и не когда не сидели на месте. Все мальчики выглядели не на свои годы, как по уму, так и по внешности. Но выделялся из всей толпы Федя. Они вместе всегда преодолевали любые трудности, которые стояли на их пути.

Всегда справлялись с любой данной для них работой. Автор, хотел нам показать, какие были идеальные мальчишки в то время. Он характеризует можно так сказать тот самый русский народ.

Внешне Федя выглядит слегка худым. С узкими плечами и с добрым лицом. У него были светлые волосы, которые ярко подчёркивали его образ. На его лице всегда находится улыбка.

Их там встретил заблудившийся охотник, точнее встретил он Федю. Глядя на Федю автор не передаёт и не включает в его образ высокомерие. Он общается со всеми в ровню. Не возвышает себя. Он общается с крестьянскими ребятами из бедных семей так же как со всеми, не возвышая себя. Он ведёт себя со всеми достойно и подаёт ярки пример лидера.

Ребята разговаривают с Федей как с другом, хотя он выглядел старше их, и он был статуснее и всё равно, с ним общались просто как с лучшим другом. Хотя в голосе Феди и в его манере поведения встречались те нотки взрослого человека. Пастухи так же разговаривают с Федей как с другом, ведь он душа компании.

Они любят рассказывать друг другу страшные истории, один раз Федя начал разговор про домового. Тем самым ребята все хотят сразу разобраться кто это да, что. Федя – это душа компании, он мог поддержать у костра любой разговор которые начинали ребята!

Федя очень добрый и любознательный. Общается со всеми на ровных, себя не возвышает, общается с самым младшим он общается понимающе и ласково.

7 вариант

В один из июльских дней, когда обычно стоит хорошая погода, рассказчик охотился на тетеревов в Тульской губернии. Ходил он долго, заблудился, и уже поздней ночью вышел к костру. Там было пятеро крестьянских мальчиков, стерегших табун в ночном, и две большие собаки. Познакомившись с ребятами, он решил составить им компанию, прилег под кустом и стал тихо наблюдать за ними.

Сначала мальчики стеснялись гостя, но потом привыкли и перестали обращать на него внимание, занявшись своими разговорами.

Среди мальчиков, стерегших табун, Федя был старшим. Он выглядел примерно на четырнадцать лет, имел светлые глаза и волосы, по лицу бродила рассеянно – веселая улыбка. Судя по одежде, Федя жил в зажиточной семье, в которой всех приучили к аккуратности.

Новый армячок и пестрая рубашка из ситца были чистыми, а на поясе висел гребешок. Да и сапоги были по размеру, не отцовские. У костра Федя расположился вольготно, к остальным мальчикам относился покровительственно. Но при этом вел себя не очень заносчиво, остальные мальчики звали его по имени и держались на равных. Было видно, что он поехал в ночное для развлечения, а не по обязанности.

К нечистой силе Федя относится скептически – он, конечно, тоже в нее верит, но не столько боится, сколько не все случаи относит к достоверным. «А ты его видел, лешего-то? – насмешливо перебил его Федя».

Федя взрослее всех мальчиков, и у него уже появился интерес к девочкам. Вот он ласково расспрашивает у Вани о здоровье его сестры и просит передать приглашение в гости.

И обещает ей подарки подарить…И не только ей, а еще и Ване. Но тот отказался в пользу девочки: «Дай уж лучше ей, она такая у нас добренькая.».

Как видно из описания Феди, рассказчику нравится этот мальчик, которого не испортила принадлежность к богатой семье – он остался таким же простым и любознательным мальчиком, как и его друзья.

Сочинение по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг»

И. С. Тургенев — проницательный и прозорливый художник, чуткий ко всему, умеющий подмечать и описывать самые незначительные, мелкие детали. Тургенев в совершенстве владел мастерством описания. Все его картины живы, ясно предоставлены, наполнены звуками.

Тургеневский пейзаж психологичен, связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом. Несомненно, пейзаж в рассказе «Бежин луг» играет важную роль.

Можно сказать, что весь рассказ пронизан художественными зарисовками, которые определяют состояние героя, подчеркивают его настроение, чувства, определяют внутреннее напряжение. «Бежин луг», собственно, и начинается с пейзажных зарисовок.

Автор описывает прекрасный июльский день, когда «все краски смягчены, светлы, но не ярки», когда чувствуется «трогательная кротость» природы, воздух сух и чист. Предстают перед глазами эти картины и чувствуются запахи полыни, сжатой ржи, гречихи, о которых упоминает автор.

День чудесен! Герой доволен охотой за тетеревами. Однако чувство спокойствия и гармонии длилось недолго. Наступил вечер, начало смеркаться. Герой сбился с пути, заблудился, им овладело внутреннее беспокойство. С помощью описания природы автору удается показать его смятение. Героя сразу охватила неприятная, неподвижная сырость, отчего сделалось жутко.

Уже «носились» летучие мыши, и запоздалые птицы торопились в свои гнезда. По мере того как охотник понимал, что заблудился серьезно и по темноте сегодня из леса уже не выберется, «ночь приближалась и росла, как грозовая туча», отовсюду «лилась темнота».

И вот когда надежда добраться до дома окончательно оставила героя, он вышел на Бежин луг, где деревенские ребята сидели у костра. Они пасли табун лошадей. В этой романтической обстановке они рассказывали друг другу разные истории. Охотник присоединился к ним. Постепенно чувство тревоги ушло и сменилось новыми чувствами: спокойствием, умиротворением.

С любопытством рассказчик слушал истории ребят. В самые напряженные моменты рассказов природа, будто прислушиваясь к ним, посылала небольшие сюрпризы. Всякий раз в самый страшный момент что то происходило.

После рассказа Кости о встрече плотника Гаврилы с русалкой ребята слышат «протяжный, звенящий, почти стенящий звук», который неожиданно возник из тишины и медленно разнесся в воздухе.

История, рассказанная Ильюшей о том, как псарь Ермил повстречал нечистую силу в образе барашка, пугает детей еще больше потому, что вдруг неожиданно собаки поднялись и с судорожным лаем бросились прочь от огня и исчезли во мраке. Рассказ о покойниках и предвидении смерти вводит ребят в задумчивость.

Появившийся белый голубок, откуда ни возьмись подлетевший к костру, покружившийся на одном месте и растворившийся в ночной мгле, наводит их на мысль о том, не праведная ли это душа, летящая на небо.

«Странный, резкий, болезненный крик цапли», раздавшийся в тишине, служит переходом к разговору о загадочных и страшных звуках: так может душа «жалобиться» или кричать леший. Все эти картины передают тревогу, страх, напряжение ребят, подчеркивают их настроение. «Божьи звездочки», внимание к которым привлекает маленький Ваня, помогает всем детям увидеть красоту ночного неба. Тургеневский пейзаж психологичен, связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом.

Заканчивается рассказ тоже описанием природы.

«Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило», новый день, необыкновенно красивый, солнечный и яркий, соединенный со звуками колокола и бодрящей свежестью, служит финальным аккордом этого замечательного произведения. Мастерство И. С. Тургенева помогает читателям почувствовать красоту родной природы, обратить внимание на то, что происходит в ней ежеминутно, ежечасно.

Сочинение по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг»

  1. Деревенские мальчишки в рассказе тургенева «Бежин луг» Сочинения по литературе: Деревенские мальчишки в рассказе тургенева «Бежин луг» Ночь. На лугу около костра пять мальчиков. В котелке варится…
  2. Человеческий и фантастический мир в рассказе Тургенева «Бежин луг» Человеческий мир у Тургенева своих проявлениях, и во всех своих проявлениях он продолжается в природе, природою осеняемся. Поэтому книга в…
  3. Сюжет рассказа Тургенева «Бежин луг» Объясняя Таинственные явления природы, сознание крестьянских ребят питается живыми впечатлениями окружающего их мира. Самые фантастические существа тысячами нитей связаны с…
  4. Крестьянская жизнь в произведениях Тургенева. «Бежин луг»;, «Хорь и Калиныч» Крестьянская жизнь в произведениях Тургенева. «Бежин луг», «Хорь и Калиныч» Интерес к изображению крестьянской жизни явно просматривается и в «Записках…
  5. Сочинение по рассказу Серафимовича «Пески» В годы реакции Серафимович разоблачает не только прямых убийц, он обличает и те силы, которые были косвенными, а часто и…
  6. Сочинение по рассказу «Песня о Правде» Р. М. Рильке Австрийский писатель Стефан Цвейг обратил внимание на лицо поэта — немного славянское, без единой резкой черты, с голубыми глазами, которые…
  7. Сочинение по рассказу Н. С. Лескова «Старый гений» Н. С. Лесков принадлежит к поколению писателей 60-90 х гг. XIX в., горячо любивших Россию, ее талантливый народ и активно…
  8. Сочинение по рассказу А. П. Чехова «Дама с собачкой» Безусловно, любовь — самое светлое и прекрасное чувство. Но жизнь в обществе накладывает на человека ограничения и запреты, призванные направить…
  9. Сочинение по рассказу «Лягушонок» вариант 2 В рассказе Эдгара Аллана По «Лягушонок» говорится о судьбе несчастного карлика по имени Лягушонок и его подруги Трипетты, которая тоже…
  10. Сочинение по повести И. С. Тургенева «Ася» Повесть И. С. Тургенева «Ася» рассказывает о том, как знакомство главного героя господина Н. Н. с Гагиными перерастает в историю…
  11. Сочинение по рассказу Эдгара По «Лягушонок» Школьное сочинение-отзыв по литературе по рассказу «Лягушонок», вариант 1. Великий американский писатель Эдгар Аллан По известен своими рассказами ужасов. Он…
  12. Есть ли среди людей место ангелам? Сочинение по рассказу Г. Маркеса «Старик с крыльями» В рассказе колумбийского писателя Рафаэля Гарсиа Маркеса «Старик с крыльями» изображен маленький городок — безрадостная серая местность. Вокруг грязь, дождь,…
  13. Человек и природа (по поэзии «Гром» и рассказу «Первинка») Николай Винграновский родился в городе Первомайске на Николаевщине в крестьянской семье. С детства ощущается сильная связь с окружающей его красотой…
  14. Поступок художника Бермана. Сочинение по рассказу О. Генри «Последний листок» Американец Уильям Сидни Портер хорошо знаком во всем мире как писатель О. Генри. Он рано остался сиротой. Подрабатывал в аптеке…
  15. Русская деревня в 30-е гг. XX в. (по рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет») Рассказ «Фотография, на которой меня нет» — отдельная глава из книги «Последний поклон», однако она воспринимается как самостоятельное произведение. В…
  16. Испытание (по рассказу Джека Лондона «Жажда к жизни») Настоящее имя известного американского писателя Джека Лондона, Джон Гриффит. За свою жизнь он создал 19 романов, 18 сборников рассказов и…
  17. Разрушение семьи — жестокое последствие войны (По рассказу А. П. Платонова «Возвращение») Разрушение семьи — жестокое последствие войны (По рассказу А. П. Платонова «Возвращение») 1. «Вина» писателя. 2. Нравственная проблема капитана Иванова….
  18. Романы Тургенева как произведения социальной значимости В первых своих опытах в прозе Тургенев шел по следам Лермонтова, от которого он взял романтический ореол вокруг своих первых…
  19. Планы и ответы к рассказу В. Куприна «Гранатовый браслет» Что вам известно о реальной истории, положенной в основу сюжета повести? В одном из писем В. Куприн писал, что за…
  20. Сочинение по картине Н. М. Ромадина Автор сочинения не просто описывает детали картины «Село Хмелевка», но и старается проникнуть в замысел художника. Только истинно любящий свое…

Анализ произведения «Бежин луг» (И.С. Тургенев) | Литерагуру

Произведение «Бежин луг» входит в известный цикл рассказов «Записки охотника», которые впервые стали публиковаться в журнале «Современник» в 1847 году.

Тургенев показал общественности крестьянское сословие в новом свете, заставляя читателей добровольно задумываться о судьбе этих простых людей.

Название самого цикла детально раскрывает содержание всех произведений, составляющих его, но при этом смысловая нагрузка каждого из них заслуживает отдельного внимания.

История создания

Стимулом к созданию «Записок охотника» послужило для Тургенева его знакомство с литературным критиком В. Г. Белинским. Он и вдохновил Ивана Сергеевича на это творчество, которое впоследствии стало отправной точкой в вовлечении читателей в жизнь крестьян и их быт.

Проводя лето в деревне, Тургенев сам глубже проникал в жизненный уклад простого люда, наблюдал и делал заметки. «Бежин луг», в частности, словами автора раскрывает личность, характеры и мышление крестьянских детей.

Сперва Тургенев, посвящая все свое свободное время общению с крестьянами и их детьми, попутно создавал черновик своих наблюдений, периодически внося множество поправок и дополнений. А в 1851 году рассказ был завершен и в полном объеме опубликован в «Современнике».

Жанр, направление

Цикл «Записки охотника» — это сборник рассказов, и жанром данного произведения, соответственно, является рассказ, чей повествовательный характер, согласно литературному определению, и раскрывает конкретный эпизод.

Казалось бы, И. С. Тургенев — яркий представитель реализма в литературе 19 века. Однако в его рассказе «Бежин луг» прослеживаются нотки романтизма. Чувства главных героев неразрывно связаны с описанием природы, они постоянно перекликаются.

Выражается это посредством описания внешности главных героев. Тем самым в рассказе проявляются черты поэзии.

Суть

Повествование ведется от лица автора, и вот, о чем он говорит: рассказчик, отправившись на охоту вместе со своей собакой, заблудился в лесу. Плутая до наступления темноты, он оказался у оврага, под которым разглядел равнину. В тех местах она была известна под названием Бежин луг. Сквозь сумрак ночи охотник заметил на нем несколько человек, копошащихся у костров.

Спустившись к ним, понял, что это были крестьянские мальчишки разного возраста, всего их было пятеро. Ребята сторожили ночью пасущийся табун лошадей. Автор попросился заночевать с ними в поле, сообщив, что заблудился. Мальчики сначала настороженно отнеслись к ночному гостю, но немного поговорили с ним, а после сидели у костра и молчали какое-то время.

С ними были две большие собаки.

Автор улегся под кустик чуть поодаль от ребятишек и, пока не уснул, наблюдал за ними. Мальчишки поочередно рассказывали друг другу старые деревенские байки и легенды, эмоционально делились своими переживаниями на этот счет.

Некоторые истории из их уст звучали довольно пугающе и зловеще.

А слова одного из них о том, что все в жизни каждого предопределено, и судьбу свою никто не минует, тяжелым грузом повисли в теплом ночном воздухе, заставив героев на время умолкнуть и задуматься.

Ребята рассказывали друг другу удивительные истории о домовом, лешем и водяном, напоминая о трагическом финале некоторых из них. В итоге печальный исход постиг одного из мальчишек: в том же году он погиб, упав с лошади.

Об этом мы узнаем от автора, когда тот уже покинул свой нечаянный ночлег, поутру кивнув на прощание тому самому пареньку.

кратком содержании

Главные герои и их характеристика

Автор поочередно знакомит читателей с мальчиками, называя имя каждого. Итак, их было пятеро: Федя, Павел, Илья, Костя и Ваня.

  1. Федя выглядел самым старшим из них, лет четырнадцати. По его внешнему облику и особенностям держать себя рассказчик высказывает предположение, что мальчик из богатой семьи, а ночь в поле с табуном он проводит лишь ради забавы. В Феде чувствуется уверенность и стремление вести себя с остальными ребятами на правах старшего.
  2. Другой мальчик, Павлуша , является полной противоположностью первого относительно своего происхождения. Одет он бедно, однако сразу вызывает симпатию автора. На Павла была возложена ответственность за похлебку в котелке, он хорошо разбирался в речной рыбе и звездах на небе. Плюс ко всему мальчик оказался очень смелым: не испугавшись, он один побежал ночью вглубь леса за хищным зверем. А вернувшись, рассказал, как склонившись к реке, услышал зов водяного. Но, не будучи от природы суеверным, Павел сказал, что является фаталистом, верит только в судьбу. О его печальной и внезапной гибели читатели узнают в конце рассказа.
  3. Илья , по сравнению с Павлом, оказался трусоват. Он был испуган рассказом друга о водяном. На вид ему лет двенадцать. Автор описывает его опрятным крестьянским мальчиком, трудолюбивым и твердо верившим во все народные приметы.
  4. Костя , мальчик лет десяти, одет был бедно, обладал задумчивым и вместе с тем печальным взором. Автор рассмотрел в его взгляде желание высказать некие свои мысли, но, казалось, что мальчик не находит для их выражения слов, отчего и печалится.
  5. Самым молчаливым неприметным оказался и самый младший из ребятишек, семилетний Ваня . Он лишь изредка поднимал свою голову, свернувшись калачиком под рогожей. Его внешний облик автор не описывает, но сообщает другие важные характеристики мальчика. Ваня наблюдателен, мечтателен, чуток и душевен. Это становится очевидным из его восхищения ночным звездным небом и природой в целом.

Тургенев трепетно описывал мальчиков, восторгаясь их нравом, трудолюбием, выносливостью с раннего детства и сформировавшимся взглядом на окружающий мир.

Темы и проблемы

  • Основная тема рассказа — тема природы, а также ее единение с людьми. Автор уделяет повышенное внимание описанию природы тех мест, где происходят события, используя множество ярких и звучных эпитетов. Природа подчеркивает эмоции и чувства его героев, раскрывает их. Именно в гармонии человека и окружающей среды Тургенев видит основу всей жизни, а в детях — будущее. Писатель подчеркивает, насколько важно с малолетства взращивать в детях любовь к труду, любовь к ближнему, говорит о важности коллективной работы и взаимовыручки. И все это на фоне бережного отношения к природе.
  • Отдельной строкой можно выделить тему народных верований , примет и нечистой силы. Автор подчеркивает то, насколько твердо в сознании деревенских жителей сидит убеждение в существовании сверхъестественного. Однако на общем фоне выделяется прагматично настроенный Павлуша. Несмотря на то, что он ясно слышал голос водяного, обращенный к нему самому, мальчик уверенно заявлял о своих позициях фаталиста.
  • Гармоничное взаимодействие человека и природы является и проблемой рассказа «Бежин луг». Также можно выделить проблему детской души, детской психологии и мировоззрения. Автор пытался побудить читателей относиться с любовью и нежностью к крестьянским детям, задуматься об их дальнейшей судьбе на примере Павла. Через образы пятерых ребятишек Тургенев показал, как тонко простые крестьянские мальчишки могут чувствовать природу, бережно обходиться с ее дарами, насколько богат их духовный мир.

Главная мысль

Автор неочевидно рассуждает о крестьянском сословии, пробуждая интерес к простым людям как наиболее трудолюбивым, честным и открытым. Он указывает на тот факт, что они достойны не меньшего уважения, чем приверженцы других слоев населения. Ведь уважение и любовь должны быть спутниками жизни не по принципу происхождения, а в дар за заслуги, в этом и заключается смысл рассказа.

Проводя много времени с крестьянами и их детьми, Тургенев убедился, насколько это выносливые и старательные люди, с малых лет привыкшие к труду и выполнению своих обязанностей, насколько душевными и глубокими людьми могут оказаться некоторые их них. Эту мысль и старался донести автор до своих читателей.

Основная идея рассказа – это писательский посыл об ответственности за свою жизнь и отсутствии уныния. Ведь, невзирая на все тяготы крестьянской жизни, эти пять ребятишек находили свои радости.

А возможность оказаться на лоне матушки-природы — для них самая значительная награда за труд.

Чему учит?

Рассказ учит созиданию чувства любви и уважения к природе, способности понимать и оберегать ее. Важным аспектом этого является то, что сама природа уравнивает всех людей, не разделяя их на сословия.

Воспитание в себе уважительного отношения к людям является залогом счастливой и гармоничной жизни. При этом она может быть полноценной и без основных материальных благ.

Для принятия этой мысли автор намекает нам о важности обретения в себе способности замечать красоту и радость в мелочах. Это и есть вывод, который можно сделать из чтения данной книги.

Также мораль рассказа заключается в том, что природа и труд сближают людей и делают их внутренний мир богаче. Герои – еще совсем дети, но уже рассуждают о таких серьезных предметах, как судьба. Значит, для полноценного развития человеку достаточно ответственного труда и возможности постигать красоту через общение с природой.

Нелли Зиновьева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»

В «Записки охотника» И.С.Тургенева входит рассказ «Бежин луг». Рассказ ведется от лица автора, который одновременно является персонажем — охотником, сбив­шимся с дороги и заблудившимся в июльскую ночь.

Рас­сказчик впитывает в себя детский взгляд на мир, и благо­даря этому с большей непосредственностью им заявляется одна из главных тем рассказа — природа и герой в их гармоничном единстве. Тема эта очень важна для всего сборника в целом. В замысле его народное и детское объединяются, как два особых отношения к жизни.

И чудесные истории, которые рассказывают мальчики в ноч­ном, содержат в себе приметы реальной крестьянской жизни и поэтический вымысел маленьких художников слова.

Новаторской чертой Тургенева было постепенное, не­торопливое вхождение в мир природы и в мир человека.

Тургенев видит в природе простоту и величие: она «никогда ничем не щеголяет, не кокетничает» и «добро­душна в своих прихотях». Но она и неиссякаемый источник поэтической, творческой силы именно потому, что не раскрывает себя до конца.

Она — стихия таинственного и непознанного, хотя в ней «нет ничего ухмуренного и муд­реного». На этом строится и «Бежин луг», и «Записки охотника» в целом. И это останется во всей дальнейшей работе Тургенева-реалиста.

В «Бежине луге» еще и детская чистота и свобода воображения, пронзительность детского взгляда на мир.

Рассказы мальчиков о нечистой силе напоминают со­ревнование. Каждый из них постепенно вдохновляется предметом своего рассказа и вниманием слушателей, у каждого — своя манера говорить. Правда, истории мальчи­ков не столько соперничают одна с другой, сколько одна другую продолжает. Так, с «подхватом», в народе исполня­ют лирические песни.

Постепенно стала определяться ведущая сюжетная линия рассказа. Это линия Павлуши, которая полнее всего обозначила главное в рассказе: природа и человек.

Фигура мальчика постоянно возникает в кульминационных, погра­ничных моментах повествования — на грани света от пламени костра и ночного мрака, в который мальчик бросается в погоню за волком; в предрассветный час между утром и ночью, когда, охраняя покой, не спит лишь Павел и т.д.

С Павлом связан необычный финал рассказа. Финал, собственно, не один, а два. Первый — мажорное сообще­ние о наступившем новом дне. В прекрасной картине утренней, возрождающейся жизни рассказ, казалось бы, получил сюжетную завершенность, но не обрел конца.

Жаль, славный был парень!» Эти последние слова сообща­ют рассказу подлинную художественную завершенность.

Павел оказывается связующим звеном между отступа­ющим ночным мраком и наступающим днем. Павлуша по-особому выделен: рассказчиком-охотником, товарища­ми и как бы самой природой. Мальчики уважительно реагируют на реплики именно Павла, в споре ждут его мнения.

Он один из героев, открыто получивший оценку рассказчика: «Малый был неказистый — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила».

В повторяющихся похвалах герою (что Тургеневу мало свойственно) — выс­шая точка нарушения писателем обычной авторской сдер­жанности, «спрятанности» за рассказчика.

  • Мальчик своими бодрыми репликами, всем обликом и поведением каждый раз развеивает набегающее из ноч­ного мрака облако страха, мужественно ему противостоит.
  • Переводя внимание с жутковатых историй, в которые все мальчики отчасти верят, на реальное, близкое и понятное, Павел как бы объединяет собою стихии мрака и света и демонстрирует торжество последнего.
  • Совершенно ясно, что Павел — мальчик незаурядный, одаренный способностью шагнуть за черту привычного и безопасного.

И.С.Тургенев стремился к наибольшей выразитель­ности и сюжетной завершенности образа Павла. Он доби­вался глубокого, художественно острого проникновения во взаимоотношениях природы и человека, используя при этом элементы фантастики и раскрывая тему «природа и герой» в соответствии с народным поэтическим миропониманием.