Методическая статья «Как научить детей младшего школьного возраста писать по картине »

МБОУ «Георгиевская средняя общеобразовательная школа»

Методическая статья

«Как научить детей младшего школьного возраста писать сочинение по картине »

Учитель начальных классов:

Дугарова Анжела Борисовна

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений – написание сочинений разных видов. Я же хочу поделиться с вами опытом обучения написанию сочинения по художественной картине.

Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Для развития речи следует использовать художественные картины (репродукции).

Известно, что ребенок познает мир в пространственных и временных отношениях, и этот процесс овладения различными отношениями между предметами реальной действительности является важным этапом в умственном развитии ребенка. Предметы, изображенные на картине, предстают перед детьми в иных отношениях, чем в окружающей действительности (другая величина, другие масштабные сопоставления, иное отношение между главным и второстепенным, расположение на плоскости).

В результате знакомства с живописью дети учатся сопоставлять изображенное на картине с тем, что они наблюдали в действительности, а это, в свою очередь, способствует развитию логического мышления.

В методике обучения сочинению по картине можно наметить три этапа:

I. Подготовка преподавателя к уроку по картине.

1.Выбор картины с учетом возраста учащихся, степени подготовленности класса и цели, поставленной преподавателем.

2. Изучение содержания картины.

3. Знакомство с биографией, творчеством художника, историей создания картины и средствами реализации замысла художника.

4. Формулировка вопросов для беседы.

5. Составление плана урока.

II. Урок обучающего сочинения по картине (типа описания виденного).

2 стр., 853 слов

Урок развития речи «Подготовка к сочинению по картине М.Сатарова ...

... учащихся о картинах М.Сатарова (Картины на слайдах под музыку Э.Грига). VII . Работа по картине М.Сатарова "Лесная прохлада ". Что вы видите на картине художника? — (Он показывает красоту природы, леса, различных деревьев. Сатаров ... пейзажную зарисовку в своём сочинении-описании. IV . Виртуальная экскурсия в художественную галерею художников-пейзажистов. Картины каких художников - пейзажистов вам ...

1. Ознакомление учащихся с темой и целью работы.

2. Вступительное слово преподавателя о художнике (его творческом пути и отдельных произведениях) или беседа, содержание и объем которой определяется уровнем подготовленности класса, степенью трудности восприятия картины, наличием литературы по данному вопросу.

3. Молчаливое рассматривание картины.

4.Беседа по поводу картины с одновременным анализом ответов учащихся.

5. Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения в зависимости от подготовленности класса.

6. Устное сочинение одного-двух учащихся с последующим рецензированием его другими учащимися со стороны содержания и языкового оформления (такой анализ может быть сделан и преподавателем).

7. Выяснение написания некоторых слов и выражений.

8. Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением по картине.

III Анализ сочинений учащихся и исправление допущенных в них ошибок.

  1. Подготовка преподавателя к уроку по картине.

Этот этап включает следующие подпункты:

1. Выбор картины с учетом возраста учащихся, степени подготовленности класса и цели, поставленной преподавателем.

2. Изучение содержания картины.

3. Знакомство с биографией, творчеством художника, историей создания картины и средствами реализации замысла художника.

4. Формулировка вопросов для беседы.

образный язык

Формулировка вопросов

последовательности

  1. Составление плана урока.

Важно на уроке использовать несколько репродукций. Репродукция картины должны быть на доске и репродукции картины у каждого ученика на столе.

второй этап:

II. Урок обучающего сочинения по картине (типа описания виденного).

1. Ознакомление учащихся с темой и целью работы.

2. вступительное слово преподавателя о художнике (его творческом пути и отдельных произведениях) или беседа, содержание и объем которой определяется уровнем подготовленности класса, степенью трудности восприятия картины, наличием литературы по данному вопросу.

3. Молчаливое рассматривание картины.

Это один из важных этапов в работе с картиной – рассматривание репродукции произведения живописи. Молчаливое, неторопливое рассматривание картины имеет большое значение для развития мышления учащихся, поскольку мышление взаимосвязано с восприятием. Образы, непосредственно воспринятые нами из внешнего мира, являются единственным материалом, над которым и посредством которого работает наша мысль.

37 стр., 18437 слов

Бакалаврская «РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА Х АНГЛИЙСКОГО ...

... колоссально повлияло исследование текстов художественной литературы, в теорию текста влились идеи ... его произведении в виде индивидуально-авторской картины мира» [Комарова, 2009]. «Ключевые ... конструкции, видовременные значения глагола. Эти работы выявляли функциональные свойства тех или ... с речемыслительной деятельностью говорящего» [цит. по Шапкина, 2004]. «Антропоцентрическая направленность ...

индивидуальное

Общее беглое знакомство с картиной, давая толчок чувству и воображению учащихся, порождает у них желание высказаться. Однако эти высказывания иногда носят случайный характер, учащиеся затрудняются самостоятельно устанавливать связи между частями картины и составлять речевое произведение. Поэтому необходим анализ картины под руководством учителя.

4. Беседа по поводу картины с одновременным анализом ответов учащихся.

5. Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения в зависимости от подготовленности класса.

Составление плана или композиционной предстоящего высказывания является обязательным элементом урока с использованием картины, поскольку этот прием обучения, тесно связанный с умением систематизировать собранный материал, подготавливает учащихся к составлению собственного речевого произведения.

На начальной ступени обучения целесообразно составлять коллективный план под руководством учителя.

6. Устное сочинение одного-двух учащихся с последующим рецензированием его другими учащимися со стороны содержания и языкового оформления (такой анализ может быть сделан и преподавателем).

7. Выяснение написания некоторых слов и выражений.

В процессе работы по картине обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором необходимой лексики для выражения своих мыслей и чувств.

При проведении словарной работы учитель организует ее в определенном направлении так, чтобы лексика следовала в той последовательности, в которой нужно описывать картину, он стремится не только к расширению словаря, но и к активизации пассивного словаря, чтобы учащиеся понимали и умели употреблять слова, которые уже имеются в их лексическом запасе.

В ходе беседы учащиеся осуществляют коллективный поиск слов, необходимых для точного и яркого описания произведения живописи, подбирают образные языковые средства, эпитеты, синонимы, эмоционально-окрашенные слова.

Следует отметить, что если учитель умело организует словарно-стилистическую работу, помогает ученикам в отборе необходимых слов, то в классе устанавливается творческая атмосфера, учащиеся как бы соревнуются в подборе нужных определений, эпитетов, синонимов, сравнений. При этом важно направлять внимание учащихся на отбор таких слов и языковых средств, которые характеризуют конкретный, непосредственно изображенный на картине предмет (явление), чтобы у учащихся не было расхождений между словом и реалией (понятием), чтобы у них воспитывалось умение выражать воспринимаемое средствами языка адекватно содержанию картины.

8. Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением по картине.

Написание сочинений.

Редактирование текста.

Написание окончательного варианта.

2 стр., 838 слов

Областной конкурс творческих работ учащихся «вечное слово». : ...

Русский язык – великий, могучий, правдивый и свободный, так как он даёт возможность русскому народу выражать любые мысли и чувства, причём не одним, а многими способами. Через язык ... русском языке свыше 250 млн. человек. Русский язык стал общепризнанным мировым языком с середины 20 века. Многие слова русского языка вошли во многие языки народов мира без перевода. Эти заимствования из русского языка ...

III Анализ сочинений учащихся и исправление допущенных в них ошибок.

Сочинение по картине – одно из наиболее значимых и продуктивных упражнений по развитию речи учащихся.

Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать окружающую действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь. Именно поэтому сочинения по картинам занимают видное место среди школьных сочинений. Они приобщают к прекрасному, учат понимать, любить и ценить произведения искусства, формируют художественный вкус. Также сочинения по картинам служат одним из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса учащегося, развивают внимание, наблюдательность и творческую фантазию.