МБОУ «Георгиевская средняя общеобразовательная школа»
Методическая статья
«Как научить детей младшего школьного возраста писать сочинение по картине »
Учитель начальных классов:
Дугарова Анжела Борисовна
Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений – написание сочинений разных видов. Я же хочу поделиться с вами опытом обучения написанию сочинения по художественной картине.
Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Для развития речи следует использовать художественные картины (репродукции).
Известно, что ребенок познает мир в пространственных и временных отношениях, и этот процесс овладения различными отношениями между предметами реальной действительности является важным этапом в умственном развитии ребенка. Предметы, изображенные на картине, предстают перед детьми в иных отношениях, чем в окружающей действительности (другая величина, другие масштабные сопоставления, иное отношение между главным и второстепенным, расположение на плоскости).
В результате знакомства с живописью дети учатся сопоставлять изображенное на картине с тем, что они наблюдали в действительности, а это, в свою очередь, способствует развитию логического мышления.
В методике обучения сочинению по картине можно наметить три этапа:
I. Подготовка преподавателя к уроку по картине.
1.Выбор картины с учетом возраста учащихся, степени подготовленности класса и цели, поставленной преподавателем.
2. Изучение содержания картины.
3. Знакомство с биографией, творчеством художника, историей создания картины и средствами реализации замысла художника.
4. Формулировка вопросов для беседы.
5. Составление плана урока.
II. Урок обучающего сочинения по картине (типа описания виденного).
Урок развития речи «Подготовка к сочинению по картине М.Сатарова ...
... учащихся о картинах М.Сатарова (Картины на слайдах под музыку Э.Грига). VII . Работа по картине М.Сатарова "Лесная прохлада ". Что вы видите на картине художника? — (Он показывает красоту природы, леса, различных деревьев. Сатаров ... пейзажную зарисовку в своём сочинении-описании. IV . Виртуальная экскурсия в художественную галерею художников-пейзажистов. Картины каких художников - пейзажистов вам ...
1. Ознакомление учащихся с темой и целью работы.
2. Вступительное слово преподавателя о художнике (его творческом пути и отдельных произведениях) или беседа, содержание и объем которой определяется уровнем подготовленности класса, степенью трудности восприятия картины, наличием литературы по данному вопросу.
3. Молчаливое рассматривание картины.
4.Беседа по поводу картины с одновременным анализом ответов учащихся.
5. Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения в зависимости от подготовленности класса.
6. Устное сочинение одного-двух учащихся с последующим рецензированием его другими учащимися со стороны содержания и языкового оформления (такой анализ может быть сделан и преподавателем).
7. Выяснение написания некоторых слов и выражений.
8. Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением по картине.
III Анализ сочинений учащихся и исправление допущенных в них ошибок.
-
Подготовка преподавателя к уроку по картине.
Этот этап включает следующие подпункты:
1. Выбор картины с учетом возраста учащихся, степени подготовленности класса и цели, поставленной преподавателем.
2. Изучение содержания картины.
3. Знакомство с биографией, творчеством художника, историей создания картины и средствами реализации замысла художника.
4. Формулировка вопросов для беседы.
образный язык
Формулировка вопросов
последовательности
-
Составление плана урока.
Важно на уроке использовать несколько репродукций. Репродукция картины должны быть на доске и репродукции картины у каждого ученика на столе.
второй этап:
II. Урок обучающего сочинения по картине (типа описания виденного).
1. Ознакомление учащихся с темой и целью работы.
2. вступительное слово преподавателя о художнике (его творческом пути и отдельных произведениях) или беседа, содержание и объем которой определяется уровнем подготовленности класса, степенью трудности восприятия картины, наличием литературы по данному вопросу.
3. Молчаливое рассматривание картины.
Это один из важных этапов в работе с картиной – рассматривание репродукции произведения живописи. Молчаливое, неторопливое рассматривание картины имеет большое значение для развития мышления учащихся, поскольку мышление взаимосвязано с восприятием. Образы, непосредственно воспринятые нами из внешнего мира, являются единственным материалом, над которым и посредством которого работает наша мысль.
Бакалаврская «РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА Х АНГЛИЙСКОГО ...
... колоссально повлияло исследование текстов художественной литературы, в теорию текста влились идеи ... его произведении в виде индивидуально-авторской картины мира» [Комарова, 2009]. «Ключевые ... конструкции, видовременные значения глагола. Эти работы выявляли функциональные свойства тех или ... с речемыслительной деятельностью говорящего» [цит. по Шапкина, 2004]. «Антропоцентрическая направленность ...
индивидуальное
Общее беглое знакомство с картиной, давая толчок чувству и воображению учащихся, порождает у них желание высказаться. Однако эти высказывания иногда носят случайный характер, учащиеся затрудняются самостоятельно устанавливать связи между частями картины и составлять речевое произведение. Поэтому необходим анализ картины под руководством учителя.
4. Беседа по поводу картины с одновременным анализом ответов учащихся.
5. Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения в зависимости от подготовленности класса.
Составление плана или композиционной предстоящего высказывания является обязательным элементом урока с использованием картины, поскольку этот прием обучения, тесно связанный с умением систематизировать собранный материал, подготавливает учащихся к составлению собственного речевого произведения.
На начальной ступени обучения целесообразно составлять коллективный план под руководством учителя.
6. Устное сочинение одного-двух учащихся с последующим рецензированием его другими учащимися со стороны содержания и языкового оформления (такой анализ может быть сделан и преподавателем).
7. Выяснение написания некоторых слов и выражений.
В процессе работы по картине обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором необходимой лексики для выражения своих мыслей и чувств.
При проведении словарной работы учитель организует ее в определенном направлении так, чтобы лексика следовала в той последовательности, в которой нужно описывать картину, он стремится не только к расширению словаря, но и к активизации пассивного словаря, чтобы учащиеся понимали и умели употреблять слова, которые уже имеются в их лексическом запасе.
В ходе беседы учащиеся осуществляют коллективный поиск слов, необходимых для точного и яркого описания произведения живописи, подбирают образные языковые средства, эпитеты, синонимы, эмоционально-окрашенные слова.
Следует отметить, что если учитель умело организует словарно-стилистическую работу, помогает ученикам в отборе необходимых слов, то в классе устанавливается творческая атмосфера, учащиеся как бы соревнуются в подборе нужных определений, эпитетов, синонимов, сравнений. При этом важно направлять внимание учащихся на отбор таких слов и языковых средств, которые характеризуют конкретный, непосредственно изображенный на картине предмет (явление), чтобы у учащихся не было расхождений между словом и реалией (понятием), чтобы у них воспитывалось умение выражать воспринимаемое средствами языка адекватно содержанию картины.
8. Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением по картине.
Написание сочинений.
Редактирование текста.
Написание окончательного варианта.
Областной конкурс творческих работ учащихся «вечное слово». : ...
Русский язык – великий, могучий, правдивый и свободный, так как он даёт возможность русскому народу выражать любые мысли и чувства, причём не одним, а многими способами. Через язык ... русском языке свыше 250 млн. человек. Русский язык стал общепризнанным мировым языком с середины 20 века. Многие слова русского языка вошли во многие языки народов мира без перевода. Эти заимствования из русского языка ...
III Анализ сочинений учащихся и исправление допущенных в них ошибок.
Сочинение по картине – одно из наиболее значимых и продуктивных упражнений по развитию речи учащихся.
Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать окружающую действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь. Именно поэтому сочинения по картинам занимают видное место среди школьных сочинений. Они приобщают к прекрасному, учат понимать, любить и ценить произведения искусства, формируют художественный вкус. Также сочинения по картинам служат одним из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса учащегося, развивают внимание, наблюдательность и творческую фантазию.