Женские образы в творчестве И. Бунина

Сочинение

Женские образы в творчестве Тургенева и Бунина

В русской литературной классике женские образы неоднократно становились олицетворением разнообразных черт национального характера. На страницах своих произведений писатели старались показать то многообразие женских качеств и характеров, которыми обладали женщины на Руси в любое время и любых сословий.

Одними из таких писателей, которым это наглядно удалось отразить в своих романах, считаются Бунин Иван Алексеевич и Тургенев Иван Сергеевич.

Невзирая на абсолютные отличия в жизненных ситуациях, в которых оказываются героини обоих писателей, всех женщин объединяет одна закономерная черта – необыкновенная и самозабвенная любовь.

Тургеневские женщины

Они любят единожды, и не возвращаются к ней, будучи отвергнутой. Они очень нравственны и религиозно верующие. Гордость еще одна из черт, которая отличает их от бунинских представительниц.

Такими героинями стали: Ася, Елена Стахова, Лиза Калитина, Фенечка, Анна Сергевна Одинцова и другие.

Женские образы в лирических произведениях Бунина

В своих произведениях Бунин воспевает материнскую любовь, они очень женственны и милы.

Героини произведений Бунина создали целую галерею, женских образов: Оля Мещерская, Клаша Смирнова, Руся, Галя Ганская, Таня из одноименного романа.

Отличием обоих писателей стали такие черты русских женщин как:

  • Бунинская чувствительность и страсть,
  • Гордость и своенравие Тургенева.

Но в любом случае оба писателя отразили в своих образах такую сложную и непростую судьбу русских женщин, которая отражает и судьбу России каждая в свою эпоху.

«Тургеневские девушки»

Творчество И. С. Тургенева можно назвать гимном высокой, поэтической, вдохновенной любви. Именно она сопровождает героинь произведений Тургенева на пути духовного и нравственного развития. В женских образах, представленных во многих произведениях писателя, воплощены лучшие черты русского характера.

В творчестве И. С. Тургенева выделяют целую галерею образов, которых условно называют «тургеневскими девушками»:

  • Наталья Лисунская («Рудин»);
  • Елена Страхова («Накануне»);
  • Ася («Ася»);
  • Джема («Вешние воды»);
  • Лиза Калитина («Дворянское гнездо»);
  • Фенечка («Отцы и дети»).

Замечание 2

Как правило, это незаурядные героини, обладающие богатым внутренним миром, полные любви, искренности и самоотверженности. Одной из таких девушек является Ася, героиня одноименной повести.

5 стр., 2018 слов

Образ русской женщины в поэзии Н. А. Некрасова

... женской доле, плач по жизни, "не успевшей расцвесть", его героиня прежде всего жена и мать, ее счастье зависит от счастья ее близких. Один из трагических образов поэзии Некрасова ... В горящую избу войдет! Сколько гордости и любви в этих строках о простых крестьянках-труженицах, матерях, женах, счастливых в ... Да почему же, дедушка? Ты — крепостная женщина! Как несокрушимая стена, восстают перед Матреной ...

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Женские характеры в романах И. С. Тургенева 410 руб.
  • Реферат Женские характеры в романах И. С. Тургенева 260 руб.
  • Контрольная работа Женские характеры в романах И. С. Тургенева 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Ася незаконнорожденная дочь русского дворянина и крепостной, и в этом заключается ее трагедия. До 9 лет девушка росла в деревне, а после смерти матери барин взял ее к себе. В душе он чувствовал перед девочкой вину, и поэтому не запрещал ей ничего. Ася знала, что он любит ее, но в скором времени «поняла свое положение».

Уязвленное самолюбие и гордость заставили девушку страдать, она мечтала о том, чтобы все забыли о ее происхождении. Старший брат правду о девочке узнал только после смерти отца. Асю отдали в пансион. Девочка отлично училась, но по-прежнему ей было трудно жить, она не «никак не хотела подойти под общий уровень», была упряма и независима, а лесть и трусость считала самыми дурными пороками.

Ася – открытый, честный, независимый человек, который не хочет считаться с правилами общепринятой морали, терпеть не может фальшь и лицемерие буржуазного общества.

Когда же Ася полюбили Н.Н., она не стала скрывать свои чувства. Девушка назначила ему свидание, отправляла ему записки, что было для девушки совершенно неприлично. Н.Н. же трус и эгоист, он боится взять на себя ответственность за влюбленную в него девушка. А Ася способна на сильное, глубокое чувство, она может быть решительной и самоотверженной.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Главными чертами Аси являются богатая душа, желание яркой, осмысленной жизни, способность к тонким чувствам, сильная любовь и готовность к самопожертвованию.

Описывая образ Аси, Тургенев в первую очередь знакомит читателя с ее внешностью. Постепенно он раскрывает ее богатый душевный мир.

То же самое можно сказать о героинях других произведений. Например, Зинаида («Первая любовь») обладает прелестной внешностью, серебристым голосом. Свойства характера девушки зависят от тех условий, в которых она живет: неправильное воспитание, постоянное присутствие матери, странные привычки и знакомства, беспорядок в доме, бедность, свобода и осознание превосходства над окружающими сформировали в ней «полупрезрительную небрежность и невзыскательность». Однако при этом она правдиво относится к себе самой и к окружающим ее людям.

Обаятелен образ итальянки Джемилы из «Вешних вод». Джемила – настоящая красавица, со стройным станом, великолепными, «торжествующими» глазами, гибкими и длинными пальцами. Девушка воспитана в традициях любви к родине, освобождение Италии она считает «высоким и священным делом».

Замечание 3

Тургенев изображает своих героинь в тот период, когда они, каждая по-своему, проходят через испытание первой любовью.

Тема: Женские образы в творчестве И.С.Тургенева и И.А.Бунина

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 6Следующая ⇒

Тип задания:, Цели и задачи:

  • проследить раскрытие темы женских образов в творчестве И.С.Тургенева и И.А.Бунина;
  • исследовать, какие нравственные качества раскрывают писатели в женских образах;
  • развивать воображение, творческие способности, умение работать самостоятельно.

Содержание:

1. Эпиграф

10 стр., 4598 слов

Иван Сергеевич Тургенев. Изображение русской жизни и русских ...

... подробностей изображаемой жизни и сделало его великим писателем. Стиль Тургенева в «Певцах» характерен обилием эпитетов и сравнений. Пейзаж, ... проникнута песня талантливого Якова. В кабаке устраивается своего рода турнир между певцами. Вот рядчик запевает веселую, ... заключается в изображении утонченных пейзажей, психологизме (раскрытии внутреннего мира персонажей через речь, поведение). Автор ...

2. Введения (вступление)

3. Основная часть

4. Вывод (заключение)

Список рекомендуемой литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/jenskie-obrazyi-pozdney-buninskoy-prozyi/

1.Литература: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования: в 2ч./ под ред. Г.А.Обернихиной, 2013.

2. Лебедев Ю.В. Литература 10 класс. Учеб.для общеобразоват. учрежд. Базовый и профил. уровни. В 2ч., 2013.

Интернет – ресурсы.

Тема: Царскосельский лицей и его воспитанники, Тип задания:, Цели и задачи:

проследить раскрытие темы Царскосельского лицея в жизни его воспитанников;

  • исследовать, какую роль сыграл Царскосельский лицей в становлении воспитанников;
  • развивать воображение, творческие способности, умение работать самостоятельно.

Содержание:

1. Эпиграф

2. Введения (вступление)

3. Основная часть

4. Вывод (заключение)

Список рекомендуемой литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/jenskie-obrazyi-pozdney-buninskoy-prozyi/

1.Литература: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования: в 2ч./ под ред. Г.А.Обернихиной, 2013.

2. Лебедев Ю.В. Литература 10 класс. Учеб.для общеобразоват. учрежд. Базовый и профил. уровни. В 2ч., 2013.

Тема: Петербург в жизни и творчестве Н.В.Гоголя, Тип задания:, Цели и задачи:

проследить раскрытие Петербург в жизни и творчестве Н.В.Гоголя;

  • исследовать, какую роль сыграл петербург в судьбе и творчестве Н.В.Гоголя;
  • развивать воображение, творческие способности, умение работать самостоятельно.

Содержание:

1. Эпиграф

2. Введения (вступление)

3. Основная часть

4. Вывод (заключение)

Список рекомендуемой литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/jenskie-obrazyi-pozdney-buninskoy-prozyi/

1.Литература: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования: в 2ч./ под ред. Г.А.Обернихиной, 2013.

2. Лебедев Ю.В. Литература 10 класс. Учеб.для общеобразоват. учрежд. Базовый и профил. уровни. В 2ч., 2013.

3.Белый Андрей. Гоголь // Сугай Л. А. Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитуриентов / Л. А. Сугай. — М., 2000. — С. 323-329.

4.Волков С. «Гоголевская вертикаль» : К изучению повестей Гоголя в средних классах школы : [эволюция гоголевского мира фантастики] // Литература. — 1995. — № 22. — С. 4.

5.Воропаев В. Гоголь в критике русской эмиграции : [К. Н. Мочульский, В. В. Зеньковский, В. В. Набоков, К. Б. Зайцев] // Лит. в шк. — 2002. — № 6. — С. 13-19.

38 стр., 18732 слов

Художественный мир М.Ю. Лермонтова на х литературы в 8 классе

... изучения художественного мира в 8 классе. 8 класс - это первый этап изучения художественного мира Лермонтова. Глава 1. Проблема художественного мира М.Ю. Лермонтова в научной литературе ... работы - создать модель художественного мира писателя, выявить типологию его творчества, скомпоновать все в единое целое и изложить все это в основу методики изучения творчества Лермонтова в 8 классе. Для этого, в ...

6.Интернет – ресурсы.

Тема: В чём трагедия Обломова?, Тип задания:, Цели и задачи:

проследить раскрытие образа Обломова в романе И.А.Гончарова;

— исследовать понятие «обломовщина»;

развивать воображение, творческие способности, умение работать самостоятельно.

Содержание:

1. Эпиграф

2. Введения (вступление)

3. Основная часть

4. Вывод (заключение)

Список рекомендуемой литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/jenskie-obrazyi-pozdney-buninskoy-prozyi/

1.Литература: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования: в 2ч./ под ред. Г.А.Обернихиной, 2013.

2. Лебедев Ю.В. Литература 10 класс. Учеб.для общеобразоват. учрежд. Базовый и профил. уровни. В 2ч., 2013.

3.Роман «Обломов» и дискуссия о его герое в XIX — начале XX как источник изучения специфики понимания русского национального характера [Текст] / О.А. Смирнова // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 4 (123).

С. 52-57.

4.Смирнов С.В. Русский человек: своеобразие национального характера [Текст] / С.В. Смирнов // Система ценностей современного общества. 2011. № 17. С. 255-258.

5.Интернет – ресурсы.

Мир Островского на сцене и на экране, Тип задания:, Цели и задачи:

проследить раскрытие темы значения творчества А.Н.Островского в становлении русского театра;

— исследовать, какую роль сыграл А.Н.Островский в истории русского театра;

— развивать воображение, творческие способности, умение работать самостоятельно.

Содержание:

1. Эпиграф

2. Введения (вступление)

3. Основная часть

4. Вывод (заключение)

Список рекомендуемой литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/jenskie-obrazyi-pozdney-buninskoy-prozyi/

1.Литература: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования: в 2ч./ под ред. Г.А.Обернихиной, 2013.

2. Лебедев Ю.В. Литература 10 класс. Учеб.для общеобразоват. учрежд. Базовый и профил. уровни. В 2ч., 2013.

3.Журавлева, А.И. Пьесы А.Н. Островского на театральной сцене/ А.И. Журавлева // Литература в школе — 1998. — №5. — с.12-16.

4.Журавлева, А.И. Островский — комедиограф/ А.И. Журавлева. — М.: Изд-во МГУ, 1981.

5.Интернет – ресурсы.

⇐ Предыдущая4Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Женские образы в произведениях И. С. Тургенева

И. С. Тургенев — непревзойденный мастер по созданию женских образов. Глубоко в мое сердце вошли Елена Стахова , Ася , Лиза Калитина . Запомнились и женские образы Одинцовой из романа «Отцы и дети». Одинцова — дочь дворянина, проигравшегося в карты, спившегося в деревне и оставившего двум дочерям крохи бывшего состояния. В двадцать лет Анна Сергеевна должна была вести самостоятельную жизнь и отвечать за воспитание младшей сестры Кати.

Замуж Анна Сергеевна вышла за пожилого и богатого человека не по любви, а по расчету. Овдовев, сделалась

13 стр., 6001 слов

Почему отношения Базарова и Одинцовой закончились трагически?

... спокойно в отношениях Базарова и Одинцовой? Может были какие-то глубокие душевные процессы, которые привели к гибели Базарова? Чем явился для Базарова новый его приезд в имение Одинцовой? Ведь был принцип, ... Базаровым, начавшаяся после его «разгадывающих» слов о возможности помолвки Кати и Аркадия. Одинцова вдруг начала сокрушаться по поводу нераспознанной ею вовремя (до письма Аркадия) любви между ...

видной помещицей. Обеспеченность как основа независимости, возможность роскоши в жизни, спокойствие, ум, самостоятельность, холодность и незнание любви, отсутствие интересных людей и друзей — вот особенности Анны Сергеевны и образа ее жизни к моменту знакомства с Базаровым. Евгений Базаров увидел в Одинцовой умную собеседницу.

Оказалось, что героиня не теряла времени в уединении: читала хорошие книги и могла говорить о медицине, гомеопатии, ботанике. «Часа три с лишним длилась беседа». Любопытство Одинцовой переросло в заинтересованность Базаровым. Прощаясь, она приглашает его и Аркадия к себе в Никольское.

И вот друзья в гостях у Одинцовой. В Никольском «царствовал порядок, пахло каким-то приличным запахом, точно в министерских приемных».

Анна Сергеевна, очевидно, благоволила к Базарову. Он «поразил воображение Одинцовой, он занимал ее, она много о нем думала». В его отсутствие она не скучала, не ждала его, но появление тотчас оживляло ее. Она как будто хотела его испытать и себя «изведать».

Интерес к чему-то новому в ее чувствах и боязнь этого нового лежат в основе отношений Анны Сергеевны к Базарову. Он нравился героине отсутствием кокетливости и пошлости, резкостью и точностью суждений. В то же время Базаров «сердил и оскорблял ее вкус, ее изящные привычки». Она чувствовала пропасть между собой и демократическим дикарем, однако сила его натуры увлекла Анну Сергеевну. Любопытство перешло в заинтересованность, заинтересованность — в увлечение, которое могло бы вырасти в любовь.

Но жилось ей легко, а «сквознячков» она боялась. Анне Сергеевне не хочется отпускать от себя Базарова. Ей удалось вызвать Евгения на откровенный разговор, во время которого он признается ей в любви. Но Одинцова испугалась его сильного и страстного порыва, ибо более всего на свете любила покой. «Нет, не решила она наконец, — бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете.» Базаров же был человеком чужого и чуждого ее мира, бедняком, демократом, вкусы и политические убеждения которого расходились с ее вкусами, привычками и взглядами.

С покоряющей задушевностью нарисовал Тургенев Арину Власьевну, мать Евгения Базарова, совсем отличную по характеру, душевному складу, образованию и положению от Одинцовой. Но добрая, естественная, простая эта женщина вызывает меня теплые чувства. Она стыдливо прячет перед сыном свою трепетную заботливость. Арина Власьевна — «кругленькая, низенькая старушка» с «пухлыми ручками», набожная, чувствительная, верящая в приметы, гадания, заговоры, сны. Все это рисует образ «настоящей русской дворяночки прежнего времени», которой следовало бы жить «лет за двести, в старомосковские времена».

Но она покоряет своей добротой, искренностью. Именно такие люди были залогом нравственности и душевной чистоты. Совсем противоречивые чувства испытываю к «нигилистке» Кукшиной, которая пошло подражает «новым людям». Она, в мужских штанах, с сигаретой во рту, громким голосом, в неубранной комнате, вызывает не только недоумение, но и отвращение.

Помещица Кукшина, твердящая об эмансипации, называет себя ученицей Базарова. Эта мнимая «нигилистка» усвоила только внешнюю сторону дела, рьяно пропагандируя новые взгляды и доходя до абсурда в своих убеждениях. Она — пародия на нигилистов. Также мне запомнились Фенечка и Катя.

4 стр., 1654 слов

Система образов в романе Тургенева «Отцы и дети»: Евгений Базаров ...

... Аркадия и Катеньки, Николая Петровича и Фенечки, в которых органично уживаются практичность и любовь к высокому искусству, утилитаризм и стремление к природе, поэзии, счастью. В романе «Отцы и дети» И. ... Базарова со своим чувством изначально обречена на неудачу. Решение расстаться с Одинцовой оставляет в душе героя тяжелый след. Своим романом Тургенев утверждает вечную ценность для человека любви и ...

Первая застенчивая, добрая, стеснительная, беспредельно любящая Николая Петровича, которая покоряет силой материнского чувства. А Катя, на первый взгляд, кажется тихой и незаметной, но оказывается сильной натурой. Она хорошо разобралась в Кирсанове, подружилась с ним, незаметно прибрав его к рукам и составив его семейное счастье, руководит каждым его шагом.

Очень интересные и разнообразные образы создал Тургенев в своем романе «Отцы и дети», у каждого из которых есть своя индивидуальность и свое мировоззрение, что и привлекает читателя.