Почему отношения Базарова и Одинцовой закончились трагически?

Письмо Базарова к Одинцовой сочинение

Уважаемая Анна Сергеевна! Позвольте обратиться к вам лично и высказать свои мысли на бумаге, так как произнести некоторые слова вслух для меня является непреодолимой проблемой. Понять меня очень трудно, но надеюсь, что это письмо немного прояснит мое отношение к вам. До знакомства с вами, я был противником культуры, морально-нравственных ценностей, человеческих чувств. Но многочисленные жизненные испытания заставили меня по-другому взглянуть на окружающий мир и переоценить свои жизненные принципы. Впервые я понял, что такое испытывать неразделенную

любовь и тоску одиночества. Только теперь я знаю, как важно принимать естественные законы человеческой жизни, на которых и строится существование в современном мире. Понять это помогли мне именно вы, Анна Сергеевна. Я страстно полюбил вас за вашу красоту и ум. Вам же было непросто проникнуть в мою душу из-за чрезмерной замкнутости. Для меня признания в любви к вам стало не только самым большим в жизни откровением, но и своеобразным поражением.

Все мои нигилистические теории разбились о страстное чувство к вам. Именно поэтому моя страсть настолько сильная и тяжелая, что больше, похожа на злобу… Так что

сразу прошу простить меня, если когда-то сделал вам больно какими-то неприятными словами. Я, как неумелый ученик, никогда раньше не сталкивался с чувством влюбленности, и поэтому дебют мой получился неважным. Анна Сергеевна! Как бы я хотел знать, что у вас на душе, что чувствуете ко мне и чего боитесь? Я бы с радостью наполнил вашу пустую и серую жизнь богатыми эмоциями, скрасил ваше тихое существование своим присутствием. Умом я понимаю, что отношения между нами невозможны, но сердце не хочет верить в это. Благодарен вам хотя бы за то, что вы помогли мне понять: я способен на чувства. Именно вы разрушили мои взгляды на жизнь, заставили переосмыслить все, поменять мироощущение и представление о себе. Вы обнажили мое страдающее и бунтующее сердце, заставив сбросить грубую и отрицающую все общепринятые человеческие ценности маску. Моя жизнь условно разделилась на две части: до встречи с вами и после.

Я думал, что я гордый человек, а оказалось, что я просто трус, который боится быть настоящим и наслаждаться тем, что нас окружает… Я просто боялся обжечься и почувствовать слабость, привязанность к кому-то. Но любовь оказалась сильнее меня. Это ваша достойная победа! Прощайте, моя дорогая Анна Сергеевна…

Вариант урока 5. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой» , Вариант урока 5. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой»

Цели урока:

7 стр., 3279 слов

По литературе. Дружба и любовь в жизни базарова

... насколько он выше «уездных аристократов», в том числе умной и обаятельной, но душевно холодной и эгоистичной Одинцовой. Любовь и дружба в жизни Базарова Любовь и дружба в жизни Базарова В судьбе и жизни каждого человека огромную роль играют близкие ... Анна Сергеевна, чтоб это понял Базаров. Они на самом деле хорошо понимали друг друга и без слов. Вот почему, когда Базаров прощался с Одинцовой, и ...

  • проанализировать изменения, произошедшие с главным героем;
  • раскрыть суть отношений героев;
  • понять для чего автор выстроил любовную линию романа таким образом.

Ход урока

I. Вступительная беседа

  • Какова причина приезда Базарова и Аркадия в имение Одинцовой?
  • 15 «однообразных» дней провели герои в этом имении. Каковы их занятия, времяпрепровождения?

II. Работа по тексту романа

Обратим внимание на момент статьи Д. Писарева о роковой встрече Евгения с А. Одинцовой: «Отношения Базарова с Одинцовой кончаются тем, что между ними происходит странная сцена. Она вызывает его на разговор о счастье и любви, она с любопытством, свойственным холодным и умным женщинам, выспрашивает у него, что в нем происходит, она вытягивает из него признание в любви, она с оттенком невольной нежности произносит его имя; потом, когда он, ошеломленный внезапным притоком ощущений и новых надежд, бросается к ней и прижимает ее к груди, она же отскакивает с испугом на другой конец комнаты и уверяет его, что он ее не так понял, что он ошибся».

Все кончено. Один из принципов Базарова: «Нравится тебе женщина, — старайся добиться толку, а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась», — в своей первой части изжил себя! Как это ни тяжело было осознать Базарову, но теперь у Одинцовой ему делать нечего! «Базаров уходит из комнаты, и тем кончаются отношения. Он уезжает на другой день после этого происшествия, потом видится раза два с Анной Сергеевной, даже гостит у нее вместе с Аркадием, но для него и для нее прошедшие события оказываются действительно невоскресимым прошедшим, и они смотрят друг на друга спокойно и говорят между собою тоном рассудительных и солидных людей».

  • Так ли уже потом все спокойно в отношениях Базарова и Одинцовой? Может были какие-то глубокие душевные процессы, которые привели к гибели Базарова?
  • Чем явился для Базарова новый его приезд в имение Одинцовой? Ведь был принцип, определяющий смысл его жизни?

(Гл. 22, 25, 26).

(Он нарушил этот принцип: знал, что толку от Одинцовой не добьется, а все равно опять к ней поехал; полюбил ее очень, поэтому, может быть, тешил себя надеждой, что мог обмануться в ее холодности… вдруг она окажется лучше и тоже его полюбит…).

Тогда можно сказать, что он подверг жестокому испытанию все свое мировоззрение: ведь стоит «сломаться» одному этому принципу, то какова цена всему остальному? Не легко было решиться Базарову на третье посещение имения Одинцовой.

  • Что же произошло во время этой встречи?

(Теперь Базаров пробыл у Одинцовой недолго. Но он был бы рад пожить здесь дольше, затем и ехал. Он понял, что Одинцова не изменит своего отношения к нему.)

  • Но почему после какой-то фразы Базарова, сказанной им на следующий день после его приезда, лицо Одинцовой «… попеременно краснело и бледнело»? Что случилось?

(Базаров высказался о возможности помолвки Кати и Аркадия. Она испугалась того, что он раскрыл ее хитрость, и ей стало стыдно, вот почему ее лицо попеременно краснело и бледнело.)

Подтверждает все это своеобразная «невидимая» дуэль между Одинцовой и Базаровым, начавшаяся после его «разгадывающих» слов о возможности помолвки Кати и Аркадия. Одинцова вдруг начала сокрушаться по поводу нераспознанной ею вовремя (до письма Аркадия) любви между ним и Катей. «Как это я ничего не видела? Это меня удивляет!» — с восклицанием говорит она. Потом пытается смеяться, но все-таки отворачивается. И здесь Базаров замечает: «Нынешняя молодежь больно хитра стала».

15 стр., 7242 слов

Любовь базарова в романе отцы и дети тургенева

... меняет человека к лучшему, и в этом с автором никак нельзя поспорить. Ксения Алексеева Любовь в жизни Евгения Базарова (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети") В известном романе Александра Ивановича Тургенева «Отцы и дети» любовь занимает важную роль в жизни героев. В данном ...

  • Базаров тоже начинает смеяться, над кем как вы думаете?

Как было нужно Одинцовой, чтобы Базаров остался! Даже после очередного его «нет!» и «нет!» она все равно настаивает: «Я убеждена, что мы не в последний раз видимся».

Ясно, почему Базаров был таким рассеянным в последующих главах романа. Невозможно поверить, чтобы такой волевой, сильный человек, как Базаров мог глупо, случайно пораниться! Теперь он постоянно думал о чем-то своем: он, образно говоря, поставил на карту незыблемость своих принципов, когда поехал третий раз к Одинцовой и потер пел сокрушительное поражение. Вот почему он не находил себе места!.. Вот почему он, как раненый зверь, (а ведь называет же Катя его и Одинцову хищниками), направился сразу домой — залечивать рану.

Итак, именно Одинцова нанесла ему смертельную рану. Вот кто оказался главным препятствием на пути Базаровых: научитесь сначала быть хотя бы внешне привлекательными, научитесь быть хитрыми ловкачами — вот тогда вы станете бессмертными…

  • Но если речь зашла о хитрости, то обнаружил ли Базаров эту черту в Одинцовой?
  • Да разве можно было отпустить Базарова после всего этого? Разве допустимо, чтобы один хищник не расквитался с другим за причиненные неудобства и волнения? За временную слабость и беззащитность?

Задание.

Зачитайте сцену третьей встречи героев.

  • Почему Одинцова все-таки поцеловала умирающего Базарова, хотя и испугалась за себя? Неужели это было только прощание или жест жалости? Но и не любовь…

(Базаров сам просит ее об этом поцелуе. Базаров, который по-прежнему так же сильно любит ее, требует ее присутствия, чтобы даже в последние минуты своей жизни доказать и себе, и ей, что ничто не сможет его сломить, что он верен себе даже сейчас… И если бы она его не поцеловала, он доказал бы, что все-таки сильнее ее. Но Одинцова поцеловала его и не позволила еще раз восторжествовать над собой, как тогда когда она краснела и бледнела так как понимала, что это ее последний шанс утвердить свое душевное равновесие, нарушенное им. Если же говорить о Базарове, то и он, в свою очередь, не оставляет Одинцовой шансов на успех: Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет… Он умер в темноте, и никто не увидел его слабым — в предсмертной агонии…)

III. Итог урока

Такова «дуэль» героев романа на равных до последней минуты. Кто же сильнее? Базаров «споткнулся» на Одинцовой, но и она без вторжения Базарова в ее тихую жизнь обречена на пассивность. Сила людей, подобных ей, будет «дремать» до появления новых Базаровых.

  • Как же прошел Базаров испытание любовью?
  • Можно ли предположить, что будь бы Базаров жив, остались незыблемыми его принципы по отношению к природе, искусству?

««БАЗАРОВ и ОДИНЦОВА. Испытание любовью»»

8 стр., 3985 слов

Почему не состоялась любовь базарова и одинцовой. «Базаров и ...

... Базаров здесь мне действительно понравился, и я смогла выразить сочувствие к этому герою. А Одинцова меня очень разочаровала. Ведь она любила Базарова. Если бы она не испугалась и ... быть уничтожена жизнь из-за неправильной трактовки. Недаром произведение называется «Отцы и дети». Главный герой пренебрежительно относится не ... домой вместе с другом Евгением Базаровым. Последний - резкий, самолюбивый и ...

Цели урока: Образовательная — углубление знаний учащихся о характере главного героя на основе сопоставления его с другими персонажами романа через раскрытие их сложных взаимоотношений;

  • Воспитательная — воспитание культуры чувств, серьезного отношения к жизненным ценностям;
  • Развивающая — развитие навыков сопоставления, умений вести дискуссию, аргументировать сказанное.

Содержание учебного материала Формы организации познавательной деятельности

Вступительное слово учителя.

Говоря о «молодых прогрессистах», называющих себя учениками Базарова и последователями нигилистического учения, мы отмечали некоторые отрицательные черты Базарова: деспотизм, высокомерие, бестактность по отношению к тем, кого он не уважает, кем пренебрегает. Но Ситников и Кукшина необходимы автору не только для характеристики главного героя: они по-своему характеризуют избранную теорию, доводят до абсурда идеи Базарова, выявляя все истинные негативные стороны вульгарного материализма и нигилизма.

Образы Ситникова и Кукшиной становятся косвенным средством разоблачения нигилизма: что-то в нем есть привлекательное для таких пустых и неблагородных последователей — упрощенность, схематичность, необязательность образования, ума и чести, безнравственность. Итак. Ситников и Кукшина воплощают собой тип прихлебателей, адептов любого модного направления, превращающих идеи в болтовню (вспомните…кого? — Репетилова).

Но Базаров и ведет себя с ними презрительно именно потому, что понимает это, своим презрением подчеркивая их истинную ценность.

Вопрос учителя

В какой же момент он сам начинает напоминать столь презираемого им самим Ситникова?

Учащиеся отвечают

Когда беседует с Одинцовой в гостинице: «Развалясь в кресле не хуже Ситникова».

Чем вызвано это сходство?

Уверенный в себе, гордый, самопоманный Базаров теряет свою былую цельность. Он смущен, сконфужен волнением перед Одинцовой и прикрывает это своей развязностью, что для него неестественно.

Главы, рисующие отношения Базарова с Одинцовой, переводят конфликт из внешнего (Базаров и аристократия в лице Павла Петровича) во внутренний, в душу героя, и собственная душа преподносит ему сюрпризы. То, что происходит в ней, парадоксально

Задание учащимся подумать дома, в чем заключается сходство Базарова с Павлом Петровичем.

Вопросы учителя.

Кто же такая Одинцова, которая так подействовала на Базарова?

Почему Тургенев заставляет ее остановиться в дверях залы?

(Учитель обращает внимание на раму, которую создает дверной проем)

Учащиеся находят портрет, выделяя главное — красоту, женственность, спокойствие, уверенность Одинцовой.

А какие же отзывы о ней мы слышим из уст Базарова?

Этим цинизмом Базаров пытается унизить красоту Одинцовой. Это самозащита, попытка скрыть то действие, которое произвела на него красота Анны Сергеевны.

Учащиеся приводят примеры высказываний Базарова их XIX главы:

«Эта госпожа — ой-ой-ой»

«У нее такие плечи, каких я не видывал давно»

«на остальных баб не похожа» и др.

Как сам Тургенев определяет эти отзывы?

Ответ учащихся

6 стр., 2678 слов

Урок в 10 классе по литературе «Базаров и Одинцова»

... души Базаров удивит нас своими рыцарскими поступками, остается. Но неоднозначная оценка держит нас в напряжении до конца книги. Позже некоторые разъяснения дают любовь Базарова и Одинцова. Внешний вид героя полностью ...

«Аркадия покоробило от цинизма Базарова»

Чем вызван этот цинизм? Базаров попадает под ее власть. Это признак нарушенного душевного равновесия.

Запись в тетрадь высказанное Базаровым мнение о любви Павла Петровича и княгини Р.: «И что это за таинственное отношение между мужчиной и женщиной? Это все романтизм, чепуха, гниль, гниль, художества….»

А что же происходит теперь?

Может, потому раньше и отрицал любовь, что не знал ее? Как, не зная, отрицал и Пушкина? Выписываем из 17 главы. После встречи с Одинцовой он сознавал романтика в себе самом; видел в выражении ее лица что-то особенное

Почему же эти чувства вызывали такую реакцию?

Любовь раскалывает душу героя надвое, ставит под сомнение его идеи, а он понимает отступничество от своей теории как слабость, как жизненный крах, поэтому и ведет внутренюю борьбу, поэтому и стыдится Аркадия.

Внешним проявлением этой борьбы являются изменения, происходящие с Базаровым

Запись в тетрадь

«топал ногою, скрежетал зубами, грозил себе кулаком»

А что же Одинцова?

Выписываем из 17 главы. Он поразил ее воображение, он занимал ее, его появление ее оживляло. Вспомним, каков образ жизни Одинцовой (16гл): ее жизнь скучна, однообразна, спокойна, монотонна, а в Базарове она «видела что-то новое». «Она хотела и его испытать, и себя изведать».

Итак, первое испытание для Базарова. Чем окончилось любовное свидание?

Вывод учащихся:

Ничем.

Почему? Базаров продолжает бороться. Он не замечает открытого окна

Учащиеся приводят примеры как Базаров не слышит Одинцову, заглушает в себе голос чувства.

Сама природа словно призывает героя стать самим собой, сбросить сковывающую его сердце броню нигилизма, выпустить на волю чувства (открытое окно — символ готовности сердца и души к чувству, к любви: вспомним эпизод в Отрадном из «Войны и мира», когда князь Андрей случайно слышит разговор Наташи и Сони).

Чтение фрагментов главы учащимися.

Испытание продолжается в 18 главе. Поначалу Базаров сопротивляется, но любовь, пробив брешь в его теории, становится сильнее. Но окно закрыто в этот раз! Только раз выпадает влюбленным день, «когда у них все получается» (Е. Шварц), и этот день прошел. Чувства Базарова не встречают ответа.

Учащиеся читают по ролям эпизод объяснения в любви.

Почему же Одинцова не ответила Базарову, ведь эти свидания происходили по ее инициативе, она жаловалась на скуку жизни, на потерю интереса к ней, она хотела этого признания от Базарова?

Обратим внимание на поведение Одинцовой после объяснения с Базаровым.

Почему она останавливается «то перед окном, то перед зеркалом»?

(Окно символизирует готовность отдаться чувству, в зеркале мы видим себя, думаем о себе, рассматриваем себя; зеркало, по мнению Л. Н.Толстого, делает нас эгоистами) Значит, Одинцова выбирает: отдаться ли ей любви, выбрать путь и радости, и страдания, или остаться прежней, самой собой, выбрать комфорт, спокойствие, прежний образ жизни.

Что же выбирает Одинцова?

Она выбирает зеркало, а значит — покой: «Спокойствие все-таки лучше всего на свете». То равнодушие, холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили.

Учащиеся отвечают

(«Остановилась и увидела себя в зеркале»).

Победой или поражением для Базарова заканчивается испытание любовью?

Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он попадает во власть отрицаемых им самим сторон жизни, теряет почву под ногами, начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь. Его жизненная позиция оказывается позой, в которую, правда, он искренне верил. Базаров начинает терять смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь. Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему.

12 стр., 5694 слов

Евгений Базаров: образ главного героя, отношение Базарова к окружающим

... Базарова Базаров и Аркадий Кирсанов поочередно посещают в романе четыре места: родной дом Аркадия, губернский город, поместье Одинцовой (трижды) и дом родителей Базарова ... чужеродность» героя той среде, в которую он попал, аристократической среде Кирсановых. Позже мы узнаем, что Базаров по ... не готов к терпкой, горькой жизни революционера. Базаров, давая оценку жизни революционера, с одной стороны ...

Анна Сергеевна же формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило ее уверенность в себе. В дальнейшем она неплохо пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но Одинцова оказывается гораздо менее живой, чем сам Базаров. Она оказалась неспособной на глубокие чувства и обожглась о страсть человека, который к любви не стремился и презирал романтические чувства, боясь «рассыропиться»; человека, который прятал в нигилизме свое тревожное, любящее, «бунтующее» сердце.

Перед нами единственное произведение И. С.Тургенева, в котором мужчина и женщина меняются местами. Раньше герой был слаб, пассивен и нерешителен, героиня же тверда и бескомпромиссна. Теперь же герой способен к сильной и самоотверженной любви, а героиня боится жизненных тревог и осложнений.

Домашнее задание.

Ответить на вопросы:

В каком настроении приехал Базаров в свое родовое имение?

Каковы причины этого настроения?

Как оно проявляется в поведении и разговоре Базарова в доме его родителей?

Е78 ЕГЭ Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/pismo-bazarova-k-odintsovoyminiatyura/

Почему отношения Базарова и Одинцовой закончились трагически? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Тургенев всегда считал, что именно любовь проверяет человека, а потому любовная линия Базаров — Одинцова очень важна для пони­мания романа в целом. С момента ее возникновения конкретно-историческая линия развития сюжета преобразуется в нравственно-

75

философскую, на смену идейным спорам приходят вопросы, постав­ленные самой жизнью, а характер героя становится сложнее и проти­воречивее. Он. отрицавший романтику любви, сам влюбился роман­тически, безнадежно. В конфликт вступают его чувства и прежние убеждения, что делает отношения с Одинцовой сложными и подчас болезненными для героя.

Красавица Анна Сергеевна Одинцова — натура сильная, глубо­кая, независимая, наделенная развитым умом, но при зтом она холод­на и эгоистична. В чем-то она похожа иа Базарова: как и он, она свы­сока относится к другим людям, ощущая свое превосходство над ними. Она единственная в романе верно поняла сложный и противо­речивый характер Базарова, по достоинству оценила его, поняла глу­бину и силу возникшего в нем чувства. Казалось бы, все это могло привести к прочному союзу героев. Ведь оба они, по суги, очень оди­ноки. Одинцова, как и Базаров, чувствует, что силы ее богатой натуры остаются нереализованными.

Но что ждет ее с Базаровым? Сцена объяснения героя в любви по­казывает, что гармонии в их взаимоотношениях нег и быть не может. Недаром Анну Сергеевну так пугает какая-то скрытая, но порой вы­рывающаяся наружу грозная сила, таящаяся в Базарове. Ему хватает мужества признать, что он влюблен, как настоящий рома1ггик. но соз­нание этого вызывает у нею самою злость — то ли на себя, то ли на Одинцову. С другой стороны, ей самой не хватает смелости и реши­мости, чтобы связать с ним свою судьбу. Насыщенной, непредсказуе­мой, но крайне трудной жизни с этим необыкновенным человеком она предпочитает несколько скучное, но весьма комфортное сущест­вование в привычных для нее условиях богатого аристократического круга. В конце романа мы узнаем, что Анна Сергеевна весьма удачно вышла замуж и вполне удовлетворена своей жизнью. Так что ответст­венность за несложившиеся отношения с Базаровым лежит и на вей.

10 стр., 4670 слов

Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя. Можно ...

... сочинение, хочется отметить, что смерть героя подчеркивает трагизм его жизни. Евгений осознает тщетность своего существования и задается вопросом, насколько важен и нужен он был России. В своем образе Базаров ... сложные ситуации. Автор словно дает возможность читателю составить собственное мнение о Базарове. Он подчеркивает его душевную силу, принципиальность, твердость характера, умение отстаивать ...

И лишь сцена смерти героя снимает те острые противоречия, ко­торые так наглядно проявились в его любви к Одинцовой. Может быть, только во время последнего свидания с умирающим Базаровым она поняла, что потеряла самое ценное в своей жизни. Он же больше не пытается противостоять своему чувству, и оно выливается в по­этическом признании: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Но эта гармония лишь на короткий миг освещает героев, так и не сумевших воплотить ее в жизнь.

76

Можно лн назвать дружбой взаимоотношения Базарова и Аркадия?

Тема дружбы — одна из ведущих в русской литературе XIX века. «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен» — так характеризовал А.С. Пушкин настоящую дружбу.

Тема дружбы представлена и в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Главный герой романа Евгений Базаров появляется перед читателем вместе со своим другом Аркадием. Кажется, что это единомышленники. Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета. Арка­дий боготворит своею юварища, восхищается его прогрессивными взглядами, незаурядным харака’ром и независимым поведением. А Ба­заров из тех людей, кто нуждается в учениках и почитателях. Однако эта дружба оказалась недолговечной. В чем же причина?

Базаров и Аркадий — совершенно различные люди. По своим убеждениям Базаров «демократ до конца ногтей». Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него.

Базаров в любой обстановке, в любом доме занимается делом — естественными науками, изучением природы и проверкой теоретиче­ских открытий на практике. Аркадий ничем не занимается, из серьез­ных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное — уют и покой.

Совершенно разные суждения складываются у них в отношении искусства. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Арка­дий пытается доказать ему величие поэта. Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Аркадий не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Арка­дий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его по­ступках, привычках, манерах, особенностях речи.

Развитие отношений между Баваровым и Аркадием перерастает в конфликт. Взгляды Базарова не становятся органической частью ми­ровоззрения Аркадия, поэтому он так легко от них отказывается. «Ваш брат дворянин, — говорит Базаров Аркадию, — дальше благо­родного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молод-

1 стр., 456 слов

Был ли Базаров героем своего времени?

... Базаров. Человек нового времени, новых взглядов. Еще в начале произведения читатель может заметить явные отличительные признаки Базарова от других героев ... к переменам поколения. Поэтому на вопрос «был ли Базаров героем своего времени?» существует однозначный ответ – да. И.С. Тургенев дал ... ждать, пока все изменится самостоятельно. Тургенев, описав жизнь Базарова, ясно дал понять, что такие люди в ...

77

цами, — а мы драться КОТИМ». С Аркадием Базаров расходится в главном — в представлении о жизни, о назначении человека.

Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Базаров расстаегся с Ар­кадием, не сказав ему ни одного дружескою слова. Базаров говорит, что у него для Аркадия другие слова, но высказать их — для Базарова романтизм.

Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. «Отношение Базарова к своему товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, по­тому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов» (Д. Писарев) — вот главное в разногласиях героев.

Почему любовь «сильных личностей» в романе «Отцы и дети» несчастлива?

Тема любви — центральная в творчестве И.С. Тургенева. Все ге­рои писателя проходят своеобразное «испытание любовью». В романе «Отцы и дети» у каждого героя есть своя история любви.

Очень ишересна история любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. На первый взгляд этот сюжет лишь объясняет нынешнее состояние Павла Петровича. Но стоит немного приглядеться, и стано­вится ясно, насколько эта история символична.

Мы вдруг замечаем, что по живости изображения, по авторскому отношению образ княгини Р. можно сравнить лишь с Анной Сергеев­ной Одинцовой. Но. проведя одну параллель, мы обнаруживаем, на­сколько эти образы вообще схожи между собой.

У них одинаковый стиль жизни — если во второй половине жизни княгиня «плаче! и молится», то Одинцова тоже в деревне из богатой, довольно неприступной дамы вдруг превращается в обычную устав­шую от жизни и очень несчастную женщину. Даже семейное положе­ние у них похоже — тихий и спокойный брак с нелюбимым челове­ком у кня1 пни и точно такая же тихая жизнь сначала с мужем, потом во вдовстве у Одинцовой. Но главное — это ореол таинственности. Княгиня вела «странную жизнь», Анна Сергеевна была «довольно странное существо»

78

Сравнивая Одинцову с княгиней Р., мы не можем не сопоставить и влюбленных в них мужчин — Павла Петровича и Базарова. Возни­кает некая незримая связь между непримиримыми врагами, и разли­чия в убеждениях, в привычках становятся поверхностными, несерь­езными, когда человек попадает во власть природы. Действительно. Базаров, узнав историю Павла Петровича, становится в отношении к нему мягче, больше не препирается с ним. даже жалеет его, полюбив Анну Одинцову.

Но самая непонятная параллель с историей княгини Р. обнаружива­ется в истории С Фенечкой. Сам Павел Петрович сравнивает между со­бой этих двух совершенно непохожих женщин. Сравнение это лишний раз доказывает, что Павел Петрович до сих пор любит княгиню.

История несостоявшейся любви Павла Петровича и княгини Р. играет значительную роль в романе, являясь своеобразным связую­щим моментом для изображения сложностей и разного рода изломов в судьбе человека.

В начале романа главный герой Базаров изображен как нигилист, человек, «который не склоняется ни перед какими авторитетами, ко­торый не принимает ни одного принципа на веру», для которого ро­мантизм — эго чушь н блажь: «Базаров признает только то, что мож­но ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то. что можно освидетельствовать одним из пяти чувств».

4 стр., 1764 слов

Презентация «Роль поэзии и поэта в жизни общества»

... роли и назначении поэта Примерный текст сочинения Особенность русской литературы состоит в том, что она всегда была теснейшим образом связана с актуальными проблемами общественной жизни. Великих писателей ... Свои взгляды на роль поэта и поэзии Некрасов наиболее полно изложил в стихотворении «Поэт и гражданин», которое воспринимается как его поэтический манифест. Главная мысль автора утверждается в ...

Поэтому душевные страдания он считает недостойными настоя­щего мужчины, высокие стремления — надуманными и нелепыми. И этот человек, отрицающий вес и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала главный герой гонит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. Однако вскоре все больше понимает, что испыты­вает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убе­ждениями, ведь любовь для него — это «белиберда, непростительная дурь», болезнь. В душе Базарова бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучает и бесит его, но все-таки он мечтает об ответной любви. Перед смертью Базаров откидывает все сомнения и убеждения и посылает за Одинцовой.

Можно определить позицию автора в романе «Огцы и дети» — лю­бовь не бывает счастливой, если она настоящая, сильная. Такой любви почти всегда уготован невеселый конец — утрата, разлад, расставание, смерть.

79

В чем заключается принцип «тайного психологизма» И.С. Тургенева? (по роману «Отцы и дети»)

Одним из проявлений таланта Тургенева явилось, изобретение своего собственного метода описания психологического состояния героя, который позже получил название «тайного психологизма».

Ивам Сергеевич Тургенев был убежден, что любой писатель, соз­давая свое произведение, должен быть в первую очередь психологом, изображая душевное состояние своих героев и проникая в святые глубины их внутреннего состояния, их чувств и переживаний.

Так, например, мы знаем, что Тургенев во время работы над рома­ном вел дневник от лица своего героя — Базарова. Таким образом, пи­сатель мог намного глубже передать его ощущения, потому что, ведя дневник, автор на время как бы «превращался» в Базарова и пытался вызвать в себе к- мысли и чувства, которые мог бы нережива1ь и icpoii.

Однако в то же время писатель считал, что читателю не стоит рас­сказывать подробно о процессе зарождения и развития в герое чувств и переживаний, что нужно описывать только внешние проявления их. Тогда автор не наскучит читателю (как сказал Тургенев, «лучший способ поскучать — это все сказать»).

Иначе говоря, писатель поста­вил перед собой цель не столько растолковать сущность психологиче­ских состояний своих персонажей, сколько описать эти состояния, показать их «внешнюю» сторону.

В этом смысле характерно развитие состояния Аркадия перед отъездом из Никольского.

Сначала Тургенев показывает ход мыслей Аркадия, то, что он ду-мает. Потом у героя появляется какое-то смутное чувство (автор нам пи чувство до конца не растолковывает, он просто его упоминает).

Еще через некоторое время происходит осознание Аркадием этого чувства. Он думает об Анне Одинцовой, но постепенно его воображе­ние рисует ему другой образ — Катю. И наконец, на подушку падает слеза Аркадия. При этом Тургенев никак не комментирует все эти пе­реживания Аркадия — он их просто описывает. Так. например, чита­тели сами должны догадаться, почему вместо Анны Сергеевны Арка­дий в своем воображении видит Катю и почему в этот момент на его подушку капает слеза.

Иван Сергеевич Тургенев, описывая «содержание» переживаний своего героя, никогда ничего не утверждает. Он все описывает в виде

80

предположений. Об этом говорят, например, многочисленные автор­ские ремарки («возможно», «может быть», «должно быть»).

Иначе го­воря, автор опять же предоставляет читателю право самому догадать­ся, что происходит внутри героя.

Также весьма распространенный прием Тургенева при изображе­нии душевного состояния героя — это умолчание. Показывается толь­ко действие героя, которое вообще никак не комментируется. Просто констатируется факт. Так. например, после объяснения с Одинцовой Базаров уходит в лес и возвращается только спустя несколько часов весь грязный. С мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрю­мый. Тут уж нам самим приходится догадываться, что чувствовал ге­рой, когда бродил по лесу, о чем он думал и что переживал.

В заключение стоит сказать, что принцип тайного психологизма делает роман «Отцы и дети» чрезвычайно увлекательным. Читатель как бы сам становится действующим лицом романа, он как бы втянут в действие. Автор не дает читателю заснуть, постоянно даст ему пишу для размышления. Прочитать роман, не думая, практически невозмож­но. Постоянно приходится так или иначе трактовать героев. Также можно сказать, что отчасти именно этот принцип делает роман сравни­тельно небольшим по размеру, что также облегчает его прочтение.

Иначе говоря, автору удается за счет своего изобретения сказать многое кратко.

На чьей стороне автор, Обломова или Штольца? (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)

В романе «Обломов» Гончаров предпринял попытку выразить свое представление о том, что является подлинной «нормой» человеческого бытия, утраченной в современном ему мире, и показать героя, отве­чающего этой «норме». В ком же — Обломове или Ш гольце — вопло­тился авторский идеал?

Очевидно, эти герои являются антиполами и во всем нрошвопос-тавлены друг другу. В противовес апатичному и бездеятельному Обло-мову Штольц энергичен и деловит. Он врывается в сонный, неподвиж­ный мир Обломова. как вихрь, призванный все переменить, предлагая другу вырваться из плена уютной комнаты, которая совершенно погло­тила Обломова, лишила сил, энергии, и отправиться в дальнюю поез iky за границу. «Дыши чистым воздухом…» — призывает Штольц. Но ДЛЯ

81

Ильи Ильича любой род деятельности, даже обычный переезд на но­вую квартиру, является тяжким бременем. Он готов всю жизнь проле­жать на уютном диване в своем любимом халате, а проект преобразо­вания его родного имения Обломовки так и остается лишь проектом.

Кажется, все перечисленное должно свидетельствовать в пользу Штольца, но что-то не позволяег нам считать его тем идеалом лично­сти, о котором мечтал писатель. Хотя известно, что, по замыслу автора, именно в этом герое должны были соединиться лучшие черты лично­сти. Недаром его мать — русская дворянка с нежным сердцем и поэти­ческой душой — передала Андрею свою духовность, а отец — немец, прививший сыну навыки самостоятельного и упорного труда, умение полагаться на собственные силы. Такое соединение, по мысли писате­ля, должно было создать гармоничный характер. Но на деле вышло иначе: рациональность и практицизм приводят этого героя к потере че­ловечное) и, а идеал писателя — «ум и сердце вместе». Видимо, поэто­му авторские симпатии оказываются не на стороне Штольца. Ведь для писателя, как и для Обломова, важна не просто деятельность сама по себе, а то, к чему она ве, да, I [деал же Штольца слишком прозаичен и приземлен. «У1ы не Титаны с гобой. — говорит он своей жене Ольге, — склоним головы и смиренно переживем трудную минуту». Такова логика человека, винтящего практическую сторону дела и гото­вого сосредоточиться на частных вопросах, не разрешая главного.

Но иное дело — натуры, подобные Обломову. мучимые «общече­ловеческим недугом», а потому не удовлетворенные решением част­ных проблем. Оказывается, что причины его бездеятельности и апа­тии не только в воспитании и характере самого героя, они глубже и серьезнее. По словам Обломова, в течение двенадцатилетней жизни в Петербурге в его душе «был заперт свет, который искал выхода, но… не вырвался на волю и угас».

По моему мнению, идеал в романс Гончарова воплотился не в од­ном герое, а в двух, таких разных, но так гармонично дополняющих друг друга. А может быть, в этом и есть настоящая правда жизни.

В чем причина бездеятельности Обломова? (но роману И.Л. Гончарова «Обломов»)

Роман Гончарова и его главный герой всегда вызывали противоречи­вые отклики критики. Неоднозначен и огвет на поставленный вопрос.

82

Вслед за Добролюбовым мы можем объяснить «лежание» Обло­мова «совершенной инертностью, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению он — ба­рин… Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура, без стремле­ний и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем апати­ческую неподвижность и повергла его в жалкое существование нрав­ственного раба».

Приняв точку зрения Писарева, можно утверждать, что «автор за­думал проследить мертвящее, губительное влияние, которое оказы­вают на человека умственная апатия, усыпление, овладевающее мало-помалу всеми силами души, охватывающее и сковывающее собою все лучшие, человеческие, разумные движения и чувства. Эта апатия со­ставляет явление общечеловеческое, она выражаемся в самых разно­образных формах и порождается самыми разнородными причинами: но везде в ней играет главную роль страшный вопрос: «зачем жить’.’ к чему трудиться?» — вопрос, на который человек часто не может най­ти себе удовлетворительного ответа. Этот неразрешенный вопрос, это неудовлетворенное сомнение истощают силы, губят деятельность; у человека опускаются руки, и он бросает труд, не видя ему цели».

Современные же критики П. Вайль и А. Генис полагают, что «Об­ломов является в роман законченным, совершенным и оттого непод­вижным. Он уже состоялся, выполнив свое предназначение только тем, что явился на свет. «Жизнь его не только сложилась, но и созда­на, даже предназначена была так просто, немудрено, чтоб выразить возможность идеально спокойной стороны человеческого бытия» — к такому выводу приходи i Обломов к концу своих дней».

Как

соотносятся мотивы мгновения и вечностив поэзии А.А. Фета?

Поэзия Фета наполнена «сладкими» звуками, которые передают красоту и гармонию окружающего мира: «Прозвучало над ясной ре­кою. / Прозвенело в померкшем лугу…». Недаром многие отмечали особую музыкальность его лирики, в которой звуки музыки — тоже

83

составляющие вечности. Все ЭТО и есть те «прекрасные мгновенья», из которых она складывается. А потому у Фета мотив мгновения не только не противостоит вечности, а становится ее органической ча­стью. Ведь выразить всю полноту мироздания возможно, лишь нау­чившись улавливать ее в каждом миге жизни. Так устроена и сама природа, и Фет призывает нас: «Учись у них — у дуба, у березы…». Но как «остановить мгновенье» и в словах выразить «невыразимое»?

Русская поэзия билась над згой загадкой еще со времен Жуков­ского, но, пожалуй, именно Фету, «певиу мгновенья», удалось вплот­ную приблизиться к ее решению. Подобно художникам-импрессионистам, он не столько передает точную картину, сколько свои впечатления, мимолетные ощущения, «мгновенные снимки па­мяти», складывающиеся в цельный и психологически достоверный поэтический образ. Например, в строке из стихотворения «Вечер»: «Прокатилось над рощей немою…» — эпитет «немою» передает не качество самой рощи, а то впечатление, которое производит на поэта особое состояние природы, когда вечером, перед наступлением ночи, в лесах умолкают голоса птиц, зверей, и кажется, что вся природа за­мерла.

На таких же ассоциативных связях «мгновенных снимков» впе­чатлений, чувств, звуков построены, по сути, все стихотворения поэта, и в их числе «самое фетовское» — «Шепот, робкое дыха­нье…». В нем отблески, тени, колыханья природы становятся в один ряд «волшебных изменений милого лица», которое, в свою очередь, начинает восприниматься как одна из теней ночи, на смену которой идет заря. И сама любовь оказывается той вечностью, «чудные мгно­венья» которой волшебная сила поэзии способна запечатлеть и пода­рить нам.

Так возникает искусство, в котором вечность и мгновение спле­таются в нерасторжимое единство. И мне кажется, что именно о та­ком художнике, как Фет, были сказаны прекрасные слова Пастернака: «Ты — вечности заложник, у времени в плену».

В чем новаторство Н.Л. Некрасова в поэтическом воплощении темы поэта и поэзии?

К теме поэта и поэзии не раз обращались многие художники сло­ва, по

раскрывали ее в своих произведениях по-разному.

84

Образ некрасовской Музы совсем не похож на традиционный об­раз богини поэзии. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шес­том…», написанном в 1848 году, Некрасов пишет, что его Муза — родная сестра крестьянки, истязаемой на плошали кнутом. Этот образ «кнутом иссеченной музы» сохраняется на всем протяжении творче­ства поэта и определяет новизну его задач.

Поза созерцательного поэта-оличмийца. равнодушно внимающего добру и злу, неприемлема дтя Некрасова. Он утверждает необходи­мость быть не просто творцом, но прежде всего гражданином:

Будь фажданин! служа искусству. Для блага ближнего живи. Свой гений подчиняя чувству Всеобнимающен Любви…

Такова главная тема поэтической декларации Некрасова — стихо­творения «Поэт и гражданин».

Во многих других стихотворениях Некрасов также настойчиво ищет ответ на вопрос, каким должен быть истинным поэт-гражданин. Эти размышления отражаются, например, в стихотворении «Блажен незлобивый поэт…». Некрасов «незлобивому поэту» противопостав­ляет поэта-обличителя, который «питает ненавистью грудь», а его «карающая лира» «проповедует любовь враждебным словом отрица-нья». При этом он отдавал себе отчет в том, что исполнение такой за­дачи требует от поэта огромного мужества и стойкое! и.

Сам Некрасов порой сомневался в своих силах, что нашло отра­жение в таких стихотворениях, как «Замолкни, Муза мести и печа­ли!..» и «Элегия», относящихся к его поздней лирике. Но, несмотря ни на что. Некрасов не отказывается от служения интересам народа. Минуты сомнения проходили, и пои

moi С гордостью утверждать: «Я лиру посвятил народу своему».

Некрасов явился для русского общества примером поэта-гражданина, который «как свои на теле носит все язвы родины своей» и, невзирая ни на какие трудности, выполняет свой долг до конца. И в иом выразился его вклад в дело создания новой русской поэзии, от­вечающей задачам времени. Оно было подхвачено последователями Некрасова, которые видели свой долг в том. чтобы искусство стало поистине народным и гражданским.

85