Женские образы в романе Преступление и наказание

Произведения Ф. Достоевского подарили миру не мало ярких и интересных персонажей, взять хотя бы бедного студента Раскольникова, но особое значение в творчестве гениального писателя всегда занимали женские роли, не стал исключением и роман «Преступление и наказание». Уместно было бы подчеркнуть, что именно женские образы оказали основное влияние на того же Родиона Романовича – формировали его характер, его виденье жизни и впоследствии судьбу.

Дуня

Одним из значимых персонажей, в первую очередь для главного героя, является его дорогая сестра – Дуня Раскольникова. Девушка, которая прожила всю свою жизнь ради близких и в первую очередь ради брата. Она делая всё возможное, чтобы Родион жил спокойно и не знал проблем: упорно работала ради его обучения, даже согласилась выйти замуж за нелюбимого ей Лужина, ради помощи братцу. Тот же путь выбрала для себя Пульхерия Раскольникова – мать «цветков жизни», которая души не чаяла в своём сыне. Но муки этих двух были оплачены сполна деньгами по завещанию и девушка наконец смогла расторгнуть брак и выйти замуж по любви.

Соня Мармеладова

Самый любимый персонаж маэстро – Соня Мармеладова – уничтожившая свою репутацию и спустившаяся на дно общества ради счастья своей семьи. Она стала «падшей женщиной», для того, чтобы её родные не умерли с голоду. Но даже несмотря на сложившуюся горькую участь юная дева осталась настоящим человеком, с добром в сердце и надеждой в душе. Именно она спасла душу Родиона Раскольникова и весь нелегкий путь прошла с ним вместе.

Катерина Ивановна

Абсолютной противоположностью милой Сонечки выступает Катерина Ивановна – дворянка по происхождению, которая не смогла смириться со своей бедняцкой долей. Именно это приводило её в гнев и отчаяние, что не могло не «выплеснуться» на окружающих, но в глубине души это очень сердечная женщина, которая жалела своих детей и ухаживала за престарелым мужем. Но не выдержав тягот действительности, бедняжка лишается рассудка и в скором времени умирает и наконец обретает покой.

Алена Ивановна

Нельзя не упомянуть о жертве теории Раскольникова о человеке – убитой карге Алене Ивановне. Что можно о ней сказать? Типичный образ ненасытной, жестокой и злой богачки. Как выразился сам автор: «ведьма», которая обворовывает нуждающихся ради скопления как можно большего капитала. Женщина с гнилой и алчной душой!

16 стр., 7735 слов

Курсовая «Способы и приемы создания женских образов в романах ...

... Отдельное внимание писатель уделяет в своих произведениях женским образам. Стоит отметить, что на сегодняшний день женские образы в романах Ф.М. Достоевского не являются до конца изученными, в критической литературе нет ... предметом восхищения. И.С. Тургенев воспел образ девушки стойкой, честной, способной ради любви на любые жертвы; Н.А. Некрасов восхищался образом крестьянки, которая «коня на скаку ...

Лизавета

Ещё одна пострадавшая от рук Родиона – Лизавета – сестра жадной старухи. Добродушная, трудолюбивая девица, которая поддается нападкам что со стороны хозяйки, что со стороны сестры; вечно находиться под влиянием похотливых мужланов; ещё и погибает по случайному стечению обстоятельств. Обиженный судьбой человек – самое точное описание для этой особы!

Настасья

На первый взгляд одна из самых непримечательных особ этого романа – Настасья. Барышня служит кухаркой в доме Родиона и самостоятельно проделывает ежедневно огромную работу. Чуткая и отзывчивая персона, который помогает, ухаживает и кормит главного героя, а впоследствии становиться близким другом Раскольникова.

Достоевского больше всего привлекали искренность и женственность своих героинь, которые очевидно наиболее выражены были в обликах Дуни и Сони. Очень броским является тот факт, что только эти две девушки продолжают жить и по окончанию истории.

Вариант 2

Роман Ф.М. Достоевского несет не только литературную, но и историческую ценность. В нем отражена часть той эпохи, в которой некогда жил автор. Образы женщин в романе – его неотъемлемая часть. Героини не просто взаимодействуют с Родионом, они побуждают его меняться, расти как личность.

Особенно это касается его любимой — Сони Мармеладовой. Девушка, видя тяжелое положение семьи, пожертвовала своими моральными принципами ради денег. Но даже торгуя своим телом, Соня до последнего сохраняет в себе лучшие человеческие качества. В романе ей отведена роль спасительницы Родиона. Она становится для него своего рода духовным наставником, ведущим героя к признанию своей вины, к покаянию. Софья следует за ним, несмотря на трудности и приводит его к духовному преображению.

Такое же отношение демонстрирует и сестра главного героя — Дуня. Самоотверженная девушка терпит любые тяготы ради безоблачного будущего брата. Она соглашалась выйти замуж по расчету за ужасного Лужина, в надежде помочь Родиону. За долгие страдания Дуня оказалась щедро вознаграждена по завещанию.

Мать Родиона – Пульхерия Александровна, изо всех сил старается помочь сыну получить образование. Она вышивает и вяжет вещи на продажу, сама же живет в крайней нищете. Арест сына сводит бедную женщину с ума и позже она умирает.

Жена Мармеладова Катерина — разительно отличается от своей падчерицы. Дворянка Катерина вынужденно вышла замуж за бедняка и никак не может смириться с этой участью. Она беспрестанно тиранит семью и ссорится со всеми, постепенно разрушая себя. В глубине души она очень любит свою семью, но несчастное положение доводит ее до крайнего отчаяния. Ее смерть не что иное, как бессилие под ударами судьбы.

Процентщица Алена Ивановна – маленькая, тщедушная старушка, она больна чахоткой. При этом процентщица неимоверно алчная и бессердечная. Условия ее «домашнего ломбарда» разумеется, выгодны только ей. Для Родиона старуха становится удобной мишенью, при помощи которой он хочет доказать свою теорию о человеке.

13 стр., 6414 слов

Почему только у сони раскольников находит любовь и сострадание

... Раскольникову, что только через любовь и добрые поступки можно изменить общество в лучшую сторону. Ее сострадание к Родиону безмерно, потому что она остро чувствует его боль, у других героев ... испытывать сострадание, возможно он не приглянулся бы Соне. Главные герои романа В романе «Преступление и наказание» Соня и Раскольников являются основными действующими лицами. Через образы этих героев Фё ...

Угнетенная сестра процентщицы – Лизавета, работящая женщина, заботливо ухаживает за старухой, а в награду за это получает только старый хлам. Раскольников не планировал убивать ее, однако смерть принесла ей долгожданное освобождение.

Марфа Петровна – любящая жена, готовая на все ради супруга, терпит унижения Свидригайлова. Образ импульсивной Марфы интересен тем, что она при всех странностях умеет признавать свои ошибки и быть прекрасной матерью и хозяйкой.

Анализируя женские образы, несложно понять, что автор ценил в женщинах искренность, стойкость и способность идти на жертвы.

Персонажи

Роман «Преступление и наказание» — это не просто художественное произведение. Ф. Достоевский точными мазками рисует портрет эпохи, ее основных представителей. Они участвуют в судьбе главного героя, влияют на нее, оставляют свой отпечаток на его личности.

Героиней, которая воздействует на Родиона в большей степени, является Соня Мармеладова. Ей всего восемнадцать лет, но судьба довольно жестоко обошлась с девушкой. Чтобы содержать саму себя, пьющего отца и маленьких сестер и братьев, Соня вынуждена заниматься «грязным» ремеслом. Но никакая грязь не могла запачкать ее светлую душу. Соня много говорит о Боге, о раскаянии. Она следует за своим любимым, принимая его судьбу. В ее образе само чистосердечие и бескорыстие.

Старухе-процентщице, ставшей жертвой главного героя 60 лет. У Алены Ивановны нет фамилии, возможно, это средство создания собирательного образа. Самой главной ее чертой можно назвать алчность. Ведь процентщица выкупает у нуждающихся людей дорогие их сердцу вещи за треть от их настоящей стоимости, на чем и делает свое огромное состояние. Если выплата просрочена хотя бы на день, то никакие просьбы не могут заставить ее войти в положение. Автор называет ее «ведьмой», потому что в крошечном сухом теле скрывается огромная злоба. Процентщица не жалеет людей, которые приходят к ней. Она видит в них только источник дохода.

Лизавета — младшая сестра Алены Ивановны, живущая у нее в доме в качестве служанки. Она безропотно переносит все жестокие выходки и бесконечные понукания старшей сестры. Однажды Алена Ивановна даже укусила ее за палец так сильно, что его чуть не пришлось удалять. Лизавета страдает слабоумием, внешне она непривлекательна: высокая, нескладная. Но автор отмечает ее добрые глаза и улыбку. Помимо помощи сестре по дому, девушка работает: прачкой, уборщицей, торговкой. Все заработанные деньги, конечно, уходят старшей сестре. Лизавета становится случайной жертвой Раскольникова.

Пульхерия Александровна, мать Раскольникова, характеризуется, прежде всего, огромной любовью к своим детям. Как любая мать, она желает им самого лучшего, но дать может немногое. После смерти мужа она получает пенсию всего в 120 рублей, большую часть из которых тратит на то, чтобы Родион учился в университете.

Дуняша — родная сестра Раскольникова. Она красива и скромна. Дуня работает гувернанткой у богатых хозяев, которые пилят ее по любым мелочам. Но это не может ее сломать. Пытаясь помочь семье выбраться из нищеты, Авдотья собирается на брак по расчету. Но, к счастью, ей вовремя удается распознать в женихе непорядочного человека.

9 стр., 4182 слов

Семья Мармеладовых в судьбе Раскольникова (по роману Достоевского ...

... встречи Раскольникова и Мармеладова в трактире Автор: Guru - 02.04.2018 Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — это произведение о душевных терзаниях молодого человека до и после страшного поступка — убийства старухи-процентщицы и её сестры Лизаветы. Важную роль в ...

Все женщины, окружающие Раскольникова, так или иначе участвуют в событиях, вызвавших переломные моменты в его судьбе. Очевидно, что больше всего автор ценит в женских персонажах искренность, готовность к самопожертвованию, способность сопереживать. А такие качества, как расчетливость, проявление гнева, стремление к выгоде считаются присущими отрицательным персонажам.

Женские образы в романе Преступление и наказание

Женские образы в романе Преступление и наказание