Краткий анализ стихотворения Пушкина «Птичка» по плану

Стихотворение «Жаворонок» входило в книгу Жуковского, посвященную детям. Сам автор называл ее «педагогической поэмой». Она посвящена была и обучению азбуке, счету. Стихи, вошедшие в нее – это произведения, прививающие чувство прекрасного и воспитывающие любовь к родному краю.

Василий Андреевич был одним из числа первых литературных деятелей в России, которые обратились к романтизму и природной лирике. Причем, произведения Жуковского отличаются тем, что им замечены были красота и величие в простом, обыденном. А главное – в нашей родной культуре.

Стихотворение «Жаворонок» описывает один из тех дней, которые переживаем мы из года в год. Это для нас привычно и, казалось бы, нет ничего особенного. Но, поэт увидел чистую и гармоничную красоту в этой простоте.

Сколько слов использует автор, передавая все прелести весеннего дня! И вестником наступления этого времени года он выбрал жаворонка. Образ этой птички связывается в нашем понимании с бодростью, радостью.

Начинается описание этого дня с восхода солнца – зардел темный лес. Наступает новый день. Наступает торжественно и завораживающе красиво. Над долиной поднимается утренний пар. Наверняка, стоит тишина. Но вот, раздается звонкая песня жаворонка.

Он возвещает и наступление утра, и – приход весны, как написано в произведении. Эпитеты, которые использовал автор, подчеркивают еще больше все великолепие картины. А вместе с песней этой ранней пташки начинает радоваться душа. Это звучит во всех строках стихотворения. Видно, что у писателя было приподнятое настроение.

Кажется, что и сам он ликует вместе с жаворонком, возвещающем радостное событие. Еще, это стихотворение пробуждает чувство необъятности мира и осознание великолепия родной природы. Птичке легко и свободно в небесной лазури, откуда виден весь свет. Он доволен своим существованием и тем, что может видеть, летать на приволье, петь. И, за все это он славит бога.

Произведение призывает почаще обращать внимание на окружающую нас красоту и радоваться тому, что мы видим и тому, что можем сделать.

История создания

Идет 1823 год . Александр Сергеевич Пушкин находится в далекой и очень тяжелой для него Южной ссылке.

Он официально служит у генерала Инзова в кишиневской канцелярии, где переводит бессарабские документы с французского на русский язык. Работа нудная, неинтересная.

И хотя к Пушкину относились положительно, даже снисходительно, по-отечески, все же отдаленность от дома, рутинность, вынужденная служба были ненавистны пылкому поэту. Он отчаянно хотел домой и воспринимал свое вынужденное отчуждение тяжелым, невыносимым заключением.

25 стр., 12165 слов

Автор произведения соавторство

... возрасте от 14 до 18 лет распоряжаются своими авторскими правами самостоятельно. В соответствии с современным российским законодательством авторами произведений признаются только физические лица. Юридические ... о юридических лицах или сделках . Вторым непременным условием возникновения соавторства является создание произведения совместным творческим трудом нескольких лиц. При этом под совместным ...

Именно там в таком психологическом состоянии великий гений написал «Птичку».

Стихотворение очень короткое и кажется совсем простым, но в нем скрыт глубокий смысл, а также слышится отчаянная тоска по воле, свободе.

Отправляя свое творение Гнедичу, Пушкин сопроводил его пояснением о старинном русском обычае в Святую Пасху отпускать на волю маленьких птичек.

Наверное, автор сам представлял себя пташкой, которой вдруг открыли клетку. Стихотворение напечатали в год написания.

Жаворонок: интересные факты

  • Каждый самец имеет свой, особенный тембр голоса, не похожий на другие. Если долго упорствовать, то можно выучить с ними человеческую речь. Кстати на пение они могут потратить до 8 часов в день.
  • Если в воздухе жаворонку грозит опасность, то он падает камнем вниз и прячется среди стеблей трав.
  • Ранее жаворонок считался вестником весны. Также люди верили, что эта птица может вызывать дожди посреди долгой засухи.
  • Почему птицу назвали жаворонок. Предпочтительно ранее птицу называли яворонок, так как слово яра означало весна. А птица считается символом весны. Позже «яра» заменили на русский манер «жа» и получилось жаворонок.
  • Границы своих владений птицы обозначают песней.

Надеемся, что сообщение на тему «Жаворонок» помогло узнать много полезной информации об этой певчей птице.Сообщение о жаворонке подойдет для всех учеников.

Пафос

Читая стихотворение, мы переживаем разнообразие искренних эмоций, которые сообщает нам поэт.

Это и тоска по свободе, по родине, и страстное желание вырваться из «клетки», и сочувствие таким же узникам – птичкам. И радость обретенной свободы, и сопереживание.

Яркая гамма чувств достигается за счет того, что стихотворение объединяет гражданскую и философскую лирику в таком камерном сюжете.

Анализ стихотворения Жуковского «Жаворонок»

Стихотворение «Жаворонок», датируемое 1951 годом, относится к поздней лирике В.А. Жуковского. Оно входит в цикл детских произведений, написанных для маленькой дочери поэта. В этом пласте творчества Василия Андреевича отразились элементы русского фольклора, но идея анализируемого стиха выглядит сложнее.

Тема произведения – приход весны. Автор показывает пробуждение природы, утверждает божественное происхождение мира. Тематическо-идейное звучание раскрывается посредством образа жаворонка.

В начале произведения автор создает лаконичный весенний пейзаж: лес, освещенный солнечными лучами и тонкий белый пар в долине. Небо также сменило цветовую гамму, стало лазурным. На этой прекрасной картине природы появляется образ жаворонка, маленькой птички, которая в русской культуре символизирует приход весны, пробуждение природы. Кажется, птичка купается в небесной лазури. Жуковский выделяет жаворонка на общей панораме природы, говоря, что тот «сверкает на солнце».

1 стр., 401 слов

Анализ стихотворения Весна, весна как воздух чист Баратынского

... вкус весны, окунуться в дивную романтическую пору. Жаворонок, тем временем, в ясный день возвещает всем слышащим о приходе долгожданной весны. "Заздравный гимн", —так назвал песнь птицы автор стихотворения. ... блестят ручьи"... Душевный отклик находит каждая строчка стиха. Радость от прихода весны пропитано все сочинение поэта, которое передается читателям в волнительном тоне. Поэт не только красочно ...

Жаворонок поет о приходе весны, о свободе и воздушности, которые ему дарит вышина. С высоты птичка может видеть «весь божий мир». Он прославляет Бога, автор намекает, что в этой песни предано и человеческое отношение к высшим силам. Всемогущая сила творца вечная, она не зависит от человека, но дарует ему радость. Таким образом, в детском стихотворении поднимается «взрослая» проблема Бога и человека, мировой гармонии.

Последние строки передают восторг, переполняющий маленького певца, а вместе с ним и автора стихотворения. Завершающий катрен написан от первого лица, а именно от жаворонка. Но воспринимая стихотворение целостно можно заметить, что речь в последних строках принадлежит и лирическому герою.

Главное художественное средство стихотворения «Жаворонок» – метафора, с помощью которой птичка очеловечивается, символический образ усложняется. Так как произведение детское, оно простое не отличается изобилием и сложностью художественных средств. Среди них традиционные метафоры («весна пришла», «славит бога песнь»), эпитеты («весна молодая», «божий мир»).

Особую роль в тексте произведения играют лексемы обозначающие цвета и звуки, которые передают весеннее настроение.

Интонационный рисунок произведения плавный, спокойный, дополняет весеннюю атмосферу. Автор позволяет себе добавить восклицательное предложение, чтобы выразить восторг от радостных перемен в природе.

Произведение состоит из трех катренов с перекрестной рифмой. Композиция соответствует содержанию. Первая строфа отображает пейзаж, где автор «знакомит» с жаворонком, вторая и третья передают песню маленькой птички. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Особенности ритма помогают воспроизвести веселую весеннюю трель жаворонка. Незамысловатое строение характерно для детской поэзии.

Несмотря на то, что стихотворение «Жаворонок» – детское произведение, по глубине мысли и характеру идейного звучания его можно отнести к «взрослой» пейзажной лирике с элементами философской поэзии.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

Анализ стихотворения Жуковского «Ночь» Анализ стихотворения Жуковского «Песня (Когда я был любим…)» Анализ стихотворения Жуковского «Цветок» Анализ стихотворения Жуковского «Желание»

Центральные персонажи

Центральных персонажей мало. Их только два: лирический герой и птица, которую он отпускает из клетки.

Автор испытывает нежность, сочувствие к беспомощному созданию, вновь обретающему свободу. Он рад, что хотя бы кому-то сумел подарить волю – то бесценное сокровище, которого лишен сам.

Птичка значима и важна для понимания сути произведения. Она является олицетворением обретенной свободы. В то же время поэт не дает никакого описания пташки, мы даже не знаем, какая она.

Подобное обобщение является знаковым: неважно, что это за птичка, ведь свобода нужна абсолютно каждому живому существу, независимо от его вида.

Такую мысль иносказательно передает нам автор через образы своего маленького шедевра.

Краткое сообщение про жаворонка для детей

Полевой жаворонок – небольшая птичка из семейства Жаворонковых отряда Воробьинообразных. Птицу эту сложно заметить, но наверное каждый из нас слышал о маленькой певчей птичке, похожей внешне на воробья..

7 стр., 3479 слов

Анализ стихотворения жуковского жаворонок

... в природе. Анализ стихотворения Василия Жуковского “Жаворонок” Стихотворение “Жаворонок”, созданное в 1851 году, В.А. Жуковский написал для ... автор: «Вас назвавши, что прибавить?» 250 рублей Заказать сочинение В последних строках произведения Жуковский ... стихотворений является стихотворение «Жаворонок», написанное в 1851. (Приложение 1) Проанализируем название произведения «Жаворонок» 1. Певчая птичка ...

Описание жаворонка

Голова у птицы по соотношению к туловищу довольно большая. Лапки короткие. Крылья кажутся очень внушительными, что позволяет им летать быстро. Хвостик короткий. Скромный окрас жаворонка позволяет ему быть незаметным. Спинка у него пестрая, а грудка имеет светлые перьевые окантовки. Животик светлый с темными пятнами. С первого взгляда отличить молодую особь от более взрослой сложно. Молодняк выдает только пестрый окрас. Разнообразие их поражает. Кроме полевого вида встречаются малый, яванский, вьюрковый, лесной, певчий, рогатый, черный, пустынный, разунский, хохлатый.

Где обитает жаворонок?

В целом семейство жаворонков насчитывает около 78 разновидностей.

Птицы обитают в Европе, Азии, Африке. В Австралии встречается 2 вида этих птиц, а в Америке лишь один. Певчие птички предпочитают селиться на открытых лугах, степях, полях. Лесов они стараются избегать, однако нередко жаворонки любят селиться в горах на высоте. По характеру образа жизни, они являются перелетными птицами, которые возвращаются домой одними из первых, как только начинает сходит снег.

Услышать прекрасное пение птиц можно либо под вечер, либо рано утром. Устраивать гнездо предпочитают на земле. Кладка насчитывает 4-6 яиц, которые высиживает только самочка. Спустя две неделе появляются птенцы. О них заботятся оба родителя.

Чем питается жаворонок?

Жаворонки питаются растительной пищей, которая включает семена злаков, травы. Для лучшего перетирания пищи в желудке они склевывают небольшие камушки песок. Не редко птички предпочитают полакомиться мелкими насекомыми, бабочками и жучками. Пищу добывают исключительно на земле.

В неволе содержать этих птиц можно. Однако они довольно пугливые, поэтому приучать их к рукам придется долго.

В неволе певцы в перьях могут прожить до 10 лет, только при бережном и правильном уходе за ними.

Композиция

линейная,

  • Экспозиция – описание старинной традиции, которую лирический герой свято чтит даже на чужбине.
  • Завязка – отпускание пташки на волю.
  • Развитие действия – психологические переживания автора, его ощущение, что он утешился.
  • Кульминацией является понимание, открывшееся несчастному изгнаннику: не надо роптать на Бога.
  • И тут же мы видим развязку, пояснение изменившегося отношения к жизни: раз смог даровать хотя бы одному живому существу свободу, значит, жалеть не о чем.

Условно можно сказать, что основные сюжетные моменты заключены в первом четверостишии, а уже психологический их итог и оценка – во втором.

В первой строфе, Во второй строфе

Музыка

Музыка цикла представляет собой своеобразную вокальную сюиту, посвященную теме странствий. Глинка развертывает ряд контрастных характеристических картин, Причудливо переплетаются в них русские, восточные, испанские, итальянские мотивы, затрагиваются самые разнообразные жанры – песня, баллада, драматический монолог. Отличительный признак цикла – яркая характерность и жанровая конкретность музыкальных образов.

3 стр., 1372 слов

Урок музыки: Вальс-фантазия — музыкальное М. И. Глинки

... дня. Глинка написал «Вальс-фантазию» и посвятил его Екатерине Ермолаевне. А также романсы «Если встречусь с тобой» на стихи ... этом музыкальном сочинении? 2. Как М. Глинка передал смену чувств и переживаний в романсе? 3. Какими ... воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. Смиряя страстный порыв, ... кажутся созданными друг для друга. А между тем слова и музыка написаны в разное ...

Романс («Кто она и где она»)

Романс из поэмы Н. Кукольника «Давид Риццио». Посвящен Н. Кукольнику. 1. Кто она и где она – Небесам одним известно, Но душа увлечена Незнакомкою чудесной. 4. Верю, знаю: день придет, Сердце радостно смутится Деву тайную найдет, И мечта осуществится. 2. Ветер знает, кто она, Облака ее видали, Как над ней издалека Легкой тенью пробегали. 3. Соловьи поют об ней, Звезды яркие блистают Взорами ее очей, Но ее не называют. Романс написан в форме песни. В нем четыре куплета. Открывается и завершается он кратким необычайно простым фортепианным проигрышем. Все проникнуто нежным чувством. Обаяние этой музыки в ее абсолютной безыскусности. Цифры, отмечающие номера строф, соответствуют тому, как строфы расположены у Глинки. Эта последовательность отличается от порядка строф в стихотворном оригинале.

Еврейская песня («С горных стран пал туман»)

Романс посвящен П. П. Каменскому. Текст Н. Кукольника из драмы «Князь Холмский». С горных стран Пал туман На долины И покрыл Ряд могил Палестины. Прах отцов Ждет веков Обновленья. Ночи тень Сменит день Возвращенья. Загорит, Заблестит Свет денницы. И орган, И туман, И темницы, И сребро, И добро, И святыню Понесли В старый дом, В Палестину. Этот романс был написан М. Глинкой задолго до того, как возникла идея создания цикла «Прощание с Петербургом». Сам композитор так пишет об обстоятельствах его сочинения (это относится к 1833 году, когда Глинка находился в Берлине): «В Берлине встретил я пансионского товарища Чиркова (…) Через несколько времени по приезде я встретился с учителем пения Тешнером, которого знал еще в Милане. Он познакомил меня с своей ученицей Марией. Ей было лет 17 или 18. Она была несколько израильского происхождения; высокого росту, но еще не сложилась, лицом же очень красива и походила несколько на мадонну. Кроме Марии, семейство состояло из отца, матери и двух братьев. Я начал учить ее пению, написал ей этюды (из одной из них впоследствии аранжировал «Еврейскую песню» для драмы Кукольника «Князь Холмский»), почти ежедневно видел Марию и нечувствительно почувствовал к ней склонность, которую, кажется и она разделяла». Стоит сказать, что М. Глинка написал в то время шесть вокальных этюдов (вокализов), из которых до нас дошли в эскизном виде лишь пять: со второго по шестой. Четвертый этюд по тематике совпадает с «Еврейской песней». Первая публикация этюдов была осуществлена лишь в 1963 году в полном собрании сочиненийМ. Глинки (том 11).

Этюды опубликованы в двух видах: по автографу М. Глинки, без сопровождения, и с сопровождением, приписанным В. Я. Шебалиным. Весьма интересно совпадение: в том же – 1840 – году, когда был содан весь цикл Глинки (и включенная в него «Еврейская песня»), в Германии Р. Шуман создает свой вокальный цикл «Мирты» и включает в него свою «Из еврейских песен» (на стихи Дж. Байрона).

Глинка, в сравнении с Шуманом, по-видимому, в меньшей степени задавался целью воссоздать национальный еврейский колорит музыки – лишь некоторые ладовые особенности трактовки минора намекают на этот национальный колорит; у Шумана еврейская природа музыки выявлена гораздо отчетливее. Примечательно, что, помимо М. Глинки, романс на эти стихи написал А. Б. Щербачев (1902).

5 стр., 2400 слов

Русская песня и романс первой трети ХIХ века

... музыки. Целью курсовой работы является теоретический и практический филологический анализ песен и романсов первой трети XIX века на примере творчества А.В. Кольцова и Н.П. Огарева. Цель определила ... темы курсовой работы, ее цель и задач. Первая глава «Русская песня и романс в 13 XIX века» - теоретическая. В первом разделе совершен терминологический обзор понимания «песни» и ...

Болеро («О, дева чудная моя»)

Романс посвящен А. А. Скалону. Текст Н. Кукольника: О, дева чудная моя! Твоей любовью счастлив я. Припав челом к моей груди, В немом восторге таешь ты. Так много пламени в очах, Так много неги на устах! Трепещет грудь, ты вся дрожишь, Без слов ты клятвы мне даришь! Лобзанье длится без речей. Я пью восторг любви твоей В невозмутимой тишине… Но если ты изменишь мне, Но если ты изменишь мне? О, дева бедная моя! И дик и мрачен буду я. И бурю смерти подыму Тебе и другу твоему! Дымится кровь несется крик, А я к устам твоим приник, Я рву последний звук речей. Последний взор твоих очей. Любви крылатые мечты, Надежды, счастье – все прости; Я видел вас в коварном сне… Но нет! Ты не изменишь мне! Но нет! Ты не изменишь мне! Болеро – национальный испанский танец. По некоторым источникам, создан около 1780 года танцовщиком Себастьяном Сересо. Темп движения умеренный. Болер танцуют в сопровождении гитары и барабана, танцующие поют и отбивают на кастаньетах сложные триольные ритмы. Собственно в национальном испанском танце в болеро пять частей. Каждая часть болеро завершается неожиданными остановками. Довольно скоро болеро привлекло внимание профессиональных композиторов, и этот танец стал появляться в начале XIX века у Бетховена, Мегюля, Вебера, затем у Обера, Мейрбера, Берлиоза. Русские композиторы также проявили интерес к болеро: у Глинки, жившего более двух лет в Испании и написавшего такие шедевры, как «Арагонская хота» и «Воспоминание о летней ночи в Мадриде», помимо этого романса, болеро встречается в романсе «Победитель». Попутно отметим использование жанра болеро Даргомыжским (романс «Оделась туманами Сиерра-Невада») и П. Чайковским в балете «Лебединое озеро» (Испанский танец).

Романс Глинки при появлении своем так понравился, что была сделана его транскрипция для оркестра. Это переложение исполнялось в Павловском вокзале (о концертах в Павловском вокзале см. в описании «Вальса-фантазии» М. Глинки. – А. М

-).

По поводу исполнения оркестровой версии «Болеро» в одной из статей того времени говорилось: «Оркестр Германа исполнял его с некоторыми придаточными коленами, исполнял прекрасно, руководимый в экспрессии самим автором, и площадка Павловского воксала [тогда это так писалось –

А. М

-] требованиями Болеро». Это писал Н. Кукольник в «Художественной газете» в № 17 от 1 сентября 1840 года. Русское искусство знает премеры исполнения этого романса выдающимися исполнтелями – Ф. Шаляпиным, М. Максаковой, С. Лемешевы, Г. Нэлеппом.

Каватина («Давно ли роскошно ты розой цвела»)

Давно ли роскошно ты розой цвела, Но жизни непрочной минула весна. Давно ли роскошно ты розой цвела, Но жизни непрочной минула весна. И знойного лета палящей красой Ты пышно одета блестишь предо мной, И чудно мерцанье вечерней звезды, И чудно сиянье твоей красоты, Чудно сиянье твоей красоты. Давно ли роскошно ты розой цвела, Но жизни непрочной минула весна, Но жизни непрочной минула весна, Но жизни непрочной минула весна, Жизни непрочной минула весна. Ярко денница горит, свежей красою манит. Нет, не отдам я тебя, чудная дева моя! Нежная роза взошла, юной красой расцвела. Нет, не отдам я тебя, нет, не отдам я тебя, Чудная дева моя! Нет, не отдам я тебя, нет, не отдам я тебя, Нет, не отдам я тебя, чудная дева моя! Каватина посвящена А. П. Лоди. При жизни Глинки этот романс, помимо самого Глинки, изумительно исполнял Андрей Петрович Лоди (это его настоящая фамилия; сценический псевдоним – Нестеров) Пению он обучался в Италии, позднее брал уроки пения у М. Глинки. В 1837—38 солист петербургского Большого театра, где выступал в партии Собинина в опере Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).

3 стр., 1229 слов

Романсы Михаила Ивановича Глинки

... И. И. Козлова Глинка написал тогда еще два романса на стихи В. А. Жуковского и Феличе Романи. В свое пребывание в Москве (1834 год) Глинка слушал сочинения местных композиторов и сам написал романс ... вошли такие «исполненные жизни, правды и увлечения» (по отзыву «Художественной газеты» от 1 сентября того же года) или лирические пьесы, как «Рыцарский романс», «Баркарола», «Жаворонок», «О дева чудная ...

Обладал гибким, ровным во всех регистрах голосом красивого тембра и широкого диапазона (две октавы), первоклассной вокальной школой. Егопартнерами были С. Гулак-Артемовский, П. Михайлов-Остроумов, О. Петров, А. Петрова-Воробьева, М. Степанова, А. Соловьева. Вошел в историю русской вокального исполнительства как камерный певец. В 1846 Глинка посвятил певцу каватину «Давно ли роскошно ты розой цвела». «Лоди в этом романсе превосходил самого композитора. Столько было задушевной тоски и сожаления о минувшей в его andante и столько огня, жизни и неудержимой страсти в allegro

, что невольно, как говорится, “мурашки бегали по телу”».[4]

Колыбельная («Спи, мой ангел, почивай»)

Романс посвящен П. И. Гурскалину Текст Н. Кукольника: Спи, мой ангел, почивай, Ясных глаз не открывай. Баю, баюшки-баю, Баю, баюшки-баю. Не спишь, а время улетит, И грозно тучи соберутся, И страсти проснутся, И буря жизни закипит, И страсти буйные проснутся, И буря жизни закипит, И буря жизни закипит. Спаси и сохрани его от бури, Всемогущий! Рассей земных волнений тучи И тихим счастьем осени, Рассей земных волнений тучи И тихим счастьем осени, Рассей земных волнений тучи И тихим счастьем осени. Баю, баюшки-баю, Баю, баюшки-баю. Спи, мой ангел, почивай, Ясных глаз не открывай. Баю, баюшки-баю, Баю, баюшки-баю. Чу! на пороге слышен шум… Враги пришли, стучатся в двери… Страданья и потери, рой страшных грез и горьких дум, Страданья, жертвы и потери, рой страшных грез и горьких дум. Спаси и сохрани его от бури, Всемогущий! Рассей земных волнений тучи и тихим счастьем осени, Рассей земных волнений тучи и тихим счастьем осени, Рассей земных волнений тучи и тихим счастьем осени. Баю, баюшки-баю, Баю, баюшки-баю. Этот романс – трогательная убаюкивающая песня. Выдающимися исполнителями этого романса были С. Лемешев, Г. Нэлепп.

Попутная песня («Дым столбом, кипит, дымится пароход»)

Песня посвящена Н. Ф. Немирович-Данченко. Текст Н. Кукольника: Дым столбом – кипит, дымится Пароход… Пестрота, разгул, волненье, Ожиданье, нетерпенье… Православный веселится* Наш народ. Православный веселится Наш народ. И быстрее, шибче воли Поезд мчится в чистом поле. Нет, тайная дума быстрее летит, И сердце, мгновенно считая, стучит. Коварные думы мелькают дорогой, И шепчешь невольно: «О боже, как долго!» Дым столбом – кипит, дымится Пароход… Пестрота, разгул, волненье, Ожиданье, нетерпенье… Православный веселится Наш народ. Православный веселится Наш народ. И быстрее, шибче воли Поезд мчится в чистом поле. Не воздух, не зелень страдальца манят, – Там ясные очи так ярко горят, Так полны блаженства минуты свиданья, Так сладки надеждой часы расставанья. Дым столбом – кипит, дымится Пароход… Пестрота, разгул, волненье, Ожиданье, нетерпенье… Православный веселится Наш народ. Православный веселится Наш народ. И быстрее, шибче воли Поезд мчится в чистом поле. Илл. Открытие Царскосельской железной дороги. 11 ноября 1837 года Песня написана по случаю открытия первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом. Паровоз тогда назывался пароходом. Одна из самых известных песен в репертуаре Федора Шаляпина. Повторы строк сделаны для песенного варианта, в оригинальном стихотворении они отсутствуют. Это образец светлой жизнерадостной лирики. В ней все – движение и порыв, буйное и горячее ожидание встречи, нетерпение, взволнованное биение сердца. В песне все подчинено этому настроениию. Фортепианная партия с упругим и четким ритмом как бы передает быстрое движение поезда, стук колес и мелькание за окном меняющихся картин пейзажа. Характерен энергичный и полнозвучный аккорд в начале каждой строфы – от него отталкивается и неудержимо несется вперед мелодия. А далее быстрая, стремительно несущаяся мелодия сменяется широким и плавным напевом, выразительно передающим тоску ожидания.

12 стр., 5891 слов

Мое любимое стихотворение лермонтова тучи 6 класс

... чувство одиночества — вот что с особой силой звучит в финале стихотворения «Тучи» . Анализ стихотворения Лермонтова Тучи 6 класс Произведение Лермонтова «Тучи» было написано автором 1849 году, за год до его трагичной ... в Тарханах. Мать поэта умерла рано, поэт почти не помнил ее. Отец, по настоянию бабушки, не принимал участия в воспитании сына. И, хотя бабушка стремилась ...

Фантазия («Стой, мой верный бурный конь»)

Текст Н. Кукольника: Стой, мой верный, бурный конь, У крыльца чужого! И земли сырой не тронь Сребряной подковой. Я как тень проникну в дом, Ложе их открою, Усыплю их вечным сном, Смертью упокою. Вот тогда неси меня На утес высокий, И с утеса и с себя Брось в Хенил глубокий… Чую звонкий стук копыт, Слышу стон ревнивый, Быстрой молнией летит Конь его ретивый. Сердце дрогнет, мгла в очах, Слезы кровью льются, Нет молитвы на устах, Речи страхом рвутся… Брось кинжал, он не спасет, – Рок его притупит; Пусть изменница умрет, – Смерть прощенье купит. Брось кинжал и смерти жди, Соблазнитель милый, Мы умрем, как рождены, Для одной могилы! Три кипариса над могилой Бросают тень на три луны, Три разноцветные чалмы Качает ветр уныло. Кругом равнина грустно спит; Лишь в свежий дерн могилы новой Конь, андалузский конь стучит Серебряной подковой. Эта фантазия написана в свободной манере сквозного балладного развития. Она не подчинена законам куплетной формы, по которым написаны все романсы Глинки. Это делает фантазию уникальным произведением не только в глинкинском музыкальном наследии, но и во всей русской музыке, по крайней мере, до середины XIX столетия.

Баркарола («Уснули голубые»)

bel canto

Рыцарский романс Virtus antiqua («Прости, корабль взмахнул крылом»)

Романс посвящен Ф. Н. Толстому. Текст Н. Кукольника из романа Кукольника «Эвелина де Вальероль»: Прости! Корабль взмахнул крылом, Зовет труба моей дружины! Иль на щите иль со щитом Вернусь к тебе из Палестины. Молва о подвигах моих, Шумя, придет моим предтечей, И лавр из нежных рук твоих Наградой будет мне и встречей. Клянуся сердцем и мечом: Иль на щите, иль со щитом! Сто битв, сто рек, сто городов О имени твоем узнают, На сто языках сто певцов И запоют и заиграют! И, вновь волнуясь и шумя, Твоей великой славы полны, К твоим стопам примчат меня Могучие, седые волны… Клянуся сердцем и мечом: Иль на щите, иль со щитом! Но если приговор судьбы В боях пошлет мне смерть навстречу, На грозный зов ее трубы Я именем твоим отвечу! Паду на щит, чтоб вензель твой Врагам не выдать, умирая; И, побежден одной судьбой, Умру, тебя благословляя! Клянуся сердцем и мечом: Иль на щите, иль со щитом! «Рыцарский романс» прекрасен своим героическим духом, он полон силы и мужества, богатырских «руслановских» настроений. Активный маршевый ритм этого романса сближает его с героическим антрактом к IV действию оперы Глинки «Руслан и Людмила».

6 стр., 2511 слов

Пропозициональный анализ художественного текста как основа его интерпретации

... элементарных пропозиций все-таки оказывается выполнимой. Идея фронтального пропозиционального анализа художественного текста была положена в основу проведенного нами филологического исследования по ... структуры. Поэтому мотивная структура художественного мира может быть выявлена на основе пропозиционального анализа текста. Исследование мотивной структуры художественного произведения на основе ...

«Жаворонок» («Между небом и землей»)

Романс посвящен А. Н. Струговщикову. Текст стихотворения, как он приведен в романсе: Между небом и землей Песня раздается, Неисходною струей Громче, громче льется. Не видать певца полей, Где поет так громко Над подруженькой своей Жаворонок звонкий. Ветер песенку несет, А кому – не знает… Та, кому она, поймет, От кого – узнает! Лейся, песенка моя, Песнь надежды сладкой: Кто-то вспомнит про меня И вздохнет украдкой. А. Н. Струговщиков – литератор, с Глинкой знаком еще по Благородному пансиону. Две последние строки каждого куплета повторяются. У Глинки на эти стихи получилась задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной легкой печалью. Это – лирическая картинка русской весенней природы В фортепианной партии выразительно воссоздается равнинный русский пейзаж – его бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. Перед вступлением певца в сопровождении слышатся трели жаворонка. «Жаворонок» – это лирическая картина русской весенней природы. Б. Асафьев дает такую характеристику этого романса: «В романсе преобладает интонация «неисходною струей льющаяся песня». Довольно часто у Глинки можно наблюдать выражение длящегося томительного душевного состояния, «охваченности аффектом», сосредоточенности внимания на каком-либо явлениивыдержанным внутри тоном, вокруг которого сплетаются остальные голоса, повторами интонации или «опеванием» характерного для данной мелодии тона посредством около него расположенных или им притягиваемых звуков. В «Жаворонке» таким тоном является си – доминанта ми минора, выразительно вибрирование которого прекрасно соответствует впечатлению от звенящего над полем, высоко в небе, длительно-длительно «неисходною струей», будто и без цезур, голоса этой птицы. Очень тонко, без всякого звукоподражания, Глинка «вибрирует» фортепианный наигрыш, предшествующий элегической мелодии жаворонка, и в целом рождается музыкально-поэтический образ – песнь надежды».[5]

К Молли («Не требуй песен от певца»)

fortissimo

, но и введенеием вокальной каденции.[6]

Прощальная песня («Прощайте, добрые друзья»)

Слова посвящены М. Глинке, музыку друзьям посвящает М. Глинка. Текст Н. Кукольника: Простите, добрые друзья! Всех жизнь раскинет в рассыпную; Все так, но где бы ни был я, Я вспомню вас и затоскую! Нигде нет вечно светлых дней; Везде тоска, везде истома, И жизнь для памяти моей – Листки истертого альбома. Разгул – с отравленным вином, Любовь – с поддельными цветами, Веселье – с золотым ярмом, И лесть – с сахарными речами… Прощайте, глупые мечты, Сны без значения, прощайте! Другую жертву суеты Игрой коварной обольщайте! А слава, рай когда-то мой! Возьми назад венец лавровый! Возьми! Из терний он! Долой Твои почетные оковы! Другого им слепца обвей! Вели ему на чуждом пире, Гостям в потеху, у дверей, Играть на раскаленной лире! Есть неизменная семья, Мир лучших дум и ощущений; Кружок ваш, добрые друзья, Покрытый небом вдохновений; И той семьи не разлюблю, На детский сон не променяю, Ей песнь последнюю пою, И струны лиры разрываю. Заключительная песня, по замыслу М. Глинки, должна была исполняться хором, как это было задумано и Н. Кукольником, о чем свидетельствует его сценарий всего действа. Однако, поскольку весь цикл написан для певца солиста, перед исполниетями, представлявшими этот цикл в камерной обстановке, где хор не предполагался, стояла дилемма: исполнять эту песню, как и все остальные в цикле, соло или не исполнять вовсе. В качестве традиционноо принято первое решение. © Аклександр МАЙКАПАР

Сочинение на тему: ЖАВОРОНОК , ЖАВОРОНОК

Когда вы умолкнете и выберете несколько минут, чтобы выслушать мой рассказ, окликните меня, и я вам все объясню. Вы мне сами скажете, когда можно будет начать.

Так вот. Кто не заслушивался трелями жаворонка? Навер­ное, каждый когда-то в своей юности радостно выходил с пер­вым лучом из дома, шел заросшей межой за село, любовался окрестностями, вдыхал запахи некошеной травы и видел, как сквозь сетку легких утренних облаков брезжут солнечные лучи, как колеблется от дыхания ветра стебелек с еще не высохшей

росой, а где-то вблизи курлычет ручей, совсем неслышный в иное время. Широко стелется поле, колышется рожь, и эти просторы не измерить, не охватить взором.

И вдруг где-то над головой у вас раздастся нежный и звон­кий голосок, он слышится все яснее, и, если вы постараетесь всмотреться в высь, вам удастся рассмотреть крошечную серую птичку. Это не кто иной, как жаворонок. Так вот, где же зиму­ет этот крохотный степной певун?

Оказывается, жаворонки проводят зиму в прибрежных ка­мышовых зарослях огромного степного озера Маныч-Гудило, которое лежит на границе Калмыкии, Ростовской области и Ставропольского края. А узнал я об этом во время своих скита­ний по Калмыкии.

Когда слышишь от других, как они ездят по не укатанной после дождей дороге, может создаться впечатление, что успех будет зависеть от твоего искусства примениться к трудным ус­ловиям путешествия. Но все это гораздо сложнее.

Окрестности давно обезлесели, обезлюдели, и мысль, что ты один в своем пути, может обезумить и устрашить кого угодно. В каж­дой кочке тебе чудится не кто иной, как шакал, не раз ты огляды­ваешься в надежде увидеть что-нибудь ободряющее. Но вокруг пу­стые, безлюдные места, и ничто иное не остановит твой взгляд.

После долгого пути я обессилел, почувствовал недомогание, уже несколько ночей я недосыпал, а до места надо было доби­раться еще долго. Мне нездоровилось, и я решил отдохнуть.

Я расположился на берегу озера. Мне удалось кое-как пост­лать себе под бок сухого камыша и прилечь. И вдруг мне чу­дится, что я в родных местах. Лежу в душистом сене, мне дрем­лется, а надо мной щебечет, заливается жаворонок.

Я опомнился. Что же это — бред? Этого еще недоставало! Я приоткрыл глаза и обозрел невеселую местность. Запаха сена как не бывало, но пенье жаворонка не прекращалось.

Мне все еще не верилось, что это был наш родной, степной певун, но впоследствии я мог в этом убедиться много раз, пото­му что еще долго пришлось пребывать у озера Маныч-Гудило.

Сочинение на тему: ЖАВОРОНОК

4.9 (97.37%) 76 votes

На этой странице искали :

  • когда вы умолкните и выберете несколько минут
  • когда вы умолкните и выберете несколько минут чтобы выслушать
  • после долгого пути я обессилел
  • рассказ про жаворонка
  • кто не заслушивался трелями жаворонка

Сохрани к себе на стену!

Тема и направленность

Совсем маленькое стихотворение, состоящее из четырех строк, поднимает очень серьезную тему — свободу настоящего творчества. Авторам зачастую приходится выполнять волю заказчика и писать совсем не то, о чем он сам думает. Работая по указанию, а не по требованиям души, творческие люди постепенно теряют свои талантливые способности, читатели остаются равнодушными к их произведениям.

Образ писателя или поэта, человека, чье творчество зависит от ограничений цензуры или монаршей власти, в произведении представлен маленькой пташкой, попавшей в неволю. Делая анализ стихотворения «Птичка», дети и взрослые понимают саму суть произведения. Чтобы творческая личность писала шедевры, необходимо создать для этого благоприятные условия, дать возможность творить свободно, не имея никаких ограничений.

Талант, испытывающий малейшее давление, а тем более, оказавшись запертым в клетку, угасает, а затем и вовсе сгорает, не создав то, на что он был способен на свободе. Державин сумел в четырех строках рассказать о том, что невозможно создать шедевр под давлением. Способность творить развивается при наличии свободы. Четверостишие наводит на размышление о развитии отношений автора и власти.

Средства выразительности

Поскольку произведение Гавриила Романовича отличается весьма скромным размером, в нем нет обилия средств выразительности. Главным художественным приемом, которым пользуется автор, является иносказание. В пойманной перепуганной птички угадывается образ самого поэта, вынужденного жить и творить под гнетом власти.

В произведении сразу бросается в глаза легко узнаваемый стиль Державина. Поэт использует столь любимые им краткие архаичные формы слов ( эпитет «голосисту»).

аллитерацию

Предыдущая

Анализ стихотворений«Можжевеловый куст» анализ стихотворения Заболоцкого по плану кратко – тема, идея, история создания

Следующая

Анализ стихотворений«Кавказ» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – эпитеты, тема, антитеза, жанр

LiveInternetLiveInternet

Василий Андреевич Жуковский

На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины Поет, на солнышке сверкая: Весна пришла к нам молодая, Я здесь пою приход весны.

Здесь так легко мне, так радушно, Так беспредельно, так воздушно; Весь божий мир здесь вижу я. И славит бога песнь моя!

Произведение входит в небольшой цикл детских стихотворений, которые посвящены сыну и дочери поэта. Если в коротких поэтических текстах «Птички», «Котика и козлика» явно прослеживаются фольклорные истоки, то природа идейно-образной структуры «Жаворонка», созданного в 1851 г., выглядит более сложной.

Тема стихотворения — зарождение весеннего дня. Интересно, что пейзажной зарисовке посвящено только первое двустишие: в нем выделяются перемены света и цвета, вызванные восходом солнца. Лес «зардел», густые сумерки сменились белесым паром, оттенок неба приобрел ясный светло-синий цвет — утреннее преображение мира выражено лаконично и просто.

Визуальная картина, подкрепленная колористической лексикой, дополняется звуковым образом — «песней ранней» жаворонка. Птичья трель далеко слышится в утренней тишине, на что указывают определения «звонкий», «голосистый». Пению маленькой птички отводится значительная роль в природной зарисовке. Лирический герой воспринимает птичьи трели как символ весны «молодой», а пернатого певца — как вдохновенного вестника, возвещающего о добрых переменах. Образ жаворонка исполнен гармонии: блеск оперения, освещенного солнцем, вписывается в общий радостный колорит пейзажа.

При помощи образа жаворонка, парящего далеко в небе, меняется позиция лирического «я». «Вышина» — пейзаж виден именно с этой точки. Последний катрен начинается с безличного предложения, передающего восторг перед бескрайними просторами, хорошо видными сверху. Четыре однородные наречия, аккумулированные в пределах одного предложения, призваны изобразить силу эмоций, переполняющих певца.

В завершающих строчках появляется личное местоимение «я». Речь, идущая от первого лица, принадлежит антропоморфическому образу жаворонка, но может быть отнесена и к лирическому герою. Последний также вдохновлен увиденной картиной пробуждения природы и воспевает приход весны.

Финальное двустишие содержит заветную мысль лирического героя: мудрость божественного начала — залог всеобщей гармонии. Восторгаясь весенней красотой, автор восславляет и всемогущую вечную силу, под патронатом которой происходят чудесные метаморфозы.

Сходная трактовка главного образа возникает в стихотворении «Приход весны», появившемся на 20 лет раньше «Жаворонка». Певчая птичка символизирует не только пробуждение природы, она причастна к горнему миру, которым очарован лирический герой.

Текст: pishi-stihi.ru