Русская песня и романс первой трети ХIХ века

Русская песня и романс занимают важное место в культуре XIX века. Музыкальное исполнительство и музыкальное образование было не только распространено повсеместно, считалось «признаком высокого тона», регламентировалось придворной культурой . Современные исследователи считают, что в этот период музыкальная культура имела чрезвычайно глубокий смысл, являлась некоей универсальной константой общества и семьи (такова позиция И.В. Анненковой ).

Действительно, начало века связано с период духовного подъема в культуре, связанного с началом эпохи романтизма. В силу специфики данного стиля, ориентированного на эмоции, переживания, а также на национальный колорит, в этот период расцветает музыкальное искусство, спецификой которого является мир чувств, выраженный в звуках. За рубежом в период 1806-180 8 годов издается сборник народных песен: «Des Knaben Wunderhorn» K. Брентано и Ахима ф. Арним (второе издание — в 1819 году), открывая череду музыкальных сочинений на фольклорной основе.

В России этот процесс начинается чуть позже. Подъем патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной культуры, а вслед за тем – стремлению сформировать собственную, уникальную, неповторимую культуру.

Особая ситуация в этот период характерна для музыкального искусства в России. Музыка только начинала составлять свой собственный язык, свои выразительные средства, отличающие ее от западных образцов, прежде всего – от итальянского аналога . Историко-культурные предпосылки сложились таким образом, что начиная с XVII – XVIII веков в отечественной музыкальной культуре была сильна тенденция к заимствованию. Приглашали западных музыкантов для исполнения опер и инструментальных сочинений, нанимали их в качестве педагогов. Если в музыкальной культуре Европы уже были композиторы с мировым именем (Й. Гайдн, В.А. Моцарт и другие), то в русской музыке маститый композитор заявит о себе лишь в 1830-1840ые годы. Именно поэтому в искусствоведении и русской музыкальной литературе принято называть начало XIX века «доглинкинским периодом».

В этот период подготавливают важные тенденции, которые впоследствии позволят русской музыке обрести мировую значимость. Эти тенденции исследуют такие авторы, как Б.В. Асафьев , В.А. Васина-Гроссман , Ю.В. Келдыш , Л.В. Кулаковский . В музыке проявляется тенденция к историческим корням – русской мифологии, русской песенности, которые во второй половине XIX века найдут свое яркое воплощение в музыке романсов, песен и опер Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, А.П. Даргомыжского и др.

9 стр., 4453 слов

Серебряный век русской культуры (3)

... "культура". Нравственность есть высшая цель развития культуры. В период «Серебряного века» великие классики русской ... музыке. серебряный литература театр живопись [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/kultura-serebryanogo-veka/ 1. Серебряный век в литературе [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/kultura-serebryanogo-veka/ Понятие «Культуры серебряного века» ...

Таким образом, период 1\3 XIX века является поворотным моментом в истории русской музыки и русской культуры, определившим многие значимые тенденции середины и конца века. В музыковедении данный период изучен достаточно широко, в то время как тексты песен и романсов остаются за пределом внимания исследователей. Говоря о музыке, авторы текстов лишь упоминаются, в отдельных случаях (например, в диссертации И.В. Банниковой ) затрагиваются ритмические аспекты стиха. Это определяет актуальность курсовой работы: обратившись к песне и романсу начала XIX проанализировать общие тенденции в словесном компоненте данных жанров, которые подготовят стиль зрелых песен и романсов, составляющих сокровищницу русской музыки.

Целью курсовой работы является теоретический и практический филологический анализ песен и романсов первой трети XIX века на примере творчества А.В. Кольцова и Н.П. Огарева.

Цель определила основные задачи работы:

1. Дать определение терминам «песня» и «романс» в литературоведении и теории литературы, охарактеризовать подход к песне и романсу в музыкальном искусствознании.

2. Исследовать исторические предпосылки развития жанров «песня» и «романс» до начала XIX века.

3. Исследовать особенности прочтения текстов песни в творчестве А.В. Кольцова в качестве лучших образцов жанра «русская песня».

4. Исследовать особенности прочтения текста романса в творчестве Н.П. Огарева.

5. Обобщить универсальные закономерности в развитии текстов данных музыкальных жанров в первой трети XIX века.

Цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и списка источников.

Во введении обоснована актуальность темы курсовой работы, ее цель и задач.

Первая глава «Русская песня и романс в 1\3 XIX века» — теоретическая. В первом разделе совершен терминологический обзор понимания «песни» и «романса» в филологии и музыкальном искусствознании. Во втором разделе – исследована история возникновения и становления жанров песня и романс, охарактеризован уровень их развития к концу xviii века в России и за рубежом.

Вторая глава «Исследование русской песни и романса на примере творчества» — практическая. В первом разделе работы произведен филологический анализ текстов песни в творчестве А.В. Кольцова, охарактеризовано место данного жанра в творчестве поэта. Во втором разделе произведен филологический анализ текстов романсов в творчестве Н.П. Огарева, дана музыкально-поэтическая характеристика совместного творчества Огарева — Варламова.

В практической части работы особое внимание уделено жанровой характеристике песни и романсы, исследованы особенности их межжанровых взаимодействий и принципы воплощения в тексте и музыке.

В заключении даны выводы по работы, обобщающие результаты практического исследования.

22 стр., 10724 слов

Курсовая работа по литературе 20 века

... не выскажет всего». По сути, роман Лермонтова самое загадочное произведение русской классической литературы. До сих ... пор, пока русские будет говорить ». В работах Белинского о Лермонтове, полных любви к поэту, ... раскрыл в "Дарах Терека", "Казачьей колыбельной песне", "Беглеце". Во 2-й половине января 1838 ... дворянской молодежи 30-х годов XIX века. Отличительной чертой этого времени стало отсутствие ...

Фрагмент работы для ознакомления

На основе психологического параллелизма выработалась символика народной песни, символы приобрели постоянство и стали типической чертой ее стиля. Так, символика русской крестьянской песни использует растительный и животный мир восточноевропейской равнины и имеет поэтому свой особый характер.Природа в песне занимает особое место, служит передаче душевных состояний и эмоций, но — что является особенностью песни — природа дана только в связи с переживаниями человека: сама по себе, в виде отдельного пейзажа, она никогда не выступает.Большое место в поэтике песни занимает эпитет. Искусство эпитета достигает в ней высокого мастерства. Им определяется то или иное освещение поэтических мотивов и событий, служащих предметом песни; эпитет выражает художественное миросозерцание певца. Эпитеты придаютособую окраску, образную, художественную выразительность русской песни, связаны с живым говором, с разговорным языком. Романс является исторически более поздним явлением, он возник в Испании в период средневековья и Возрождения. В музыковедении классическое определение романса дает В.А. Васина-Гроссман:«Романс (испанское romance) – камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением».Чрезвычайно показательно, в данном определении нет упоминания о литературной первооснове романса.

Обратная ситуация в филологической науке – в романсе акцентируется, прежде всего, литературная его основа. Так, например, у М.Л. Гаспарова находим следующее определение романса:«Романс — стихотворение, положенное на музыку или рассчитанное на такое переложение; обычно — небольшое лирическое произведение, строфическое, со стихами средней длины, с характерной напевной интонацией».В истории развития песни и романса есть как общие, так и противоположные тенденции. Для периода 1\3 XIX века характерно упоминание о таких микстовых жанрах, как «песня-романс», или в композиторских романсах (например, у А. Варламова), дает подзаголовок «песня».Существуют ли устойчивые жанровые признаки у «песни» и «романса», или они тяготеют к взаимопроникновению в процессе исторического развития? Ответить на этот вопрос возможно только после краткого экскурса в историю развития песни и романса, которому посвящен второй раздел первой главы курсовой работы.1.2 История развития жанров «песня» и «романс» в РоссииСтановление жанра русской песни до XIX века берет свое начало от древних песен первобытных племен, через архаическую песенную традицию дохристианской Руси, церковнославянскую (знаменный роспев) и народную культуру к многочисленным жанровым разновидностям XVII – XVIII веков.

От хорового антифона (церковнопевческая культура) и трехголосного канта песня к концу XVIII модифицируется в одноголосную, выделяется и обособляется певец: носитель лирического содержания. Происходит дифференциация на народную и авторскую песню.Авторская песня с начала своего возникновения тяготеет к взаимодействию с народной: используются приемы одушевления природы, символы и эпитеты ярко образного русского народного говора, а также специфические явления стилизации, связанные с эстетико-культурными установками. Одновременно происходит и иная жанровая трансформация – с развитием стилевого направления сентиментализма, романтизма, на смену жанру «российская песня» приходит жанр «русская песня». В данном жанре, по мнению В.А. Васиной — Гроссман взаимопроникают народная песня и классический романс. Здесь очевидно стремление продолжить фольклорную традицию, создать музыку в исконно русском стиле – и одновременно, продолжить западную традицию романса.Одной из тенденций была фольклоризация авторских песен. Основателем этого направления в музыке первой трети XIX века был А. Мерзляков, создавший множество «русских песен». Фольклоризация авторских произведений свидетельствует о том, что они выходят за рамки образованного слоя, что люди разных социальных групп переживают в ней чужую судьбу как свою собственную. Самая знаменитая песня Мерзлякова — «Среди долины ровныя…»- вышла в народ, то есть стала всеобщим общественным достоянием, размывшим межклассовые границы интеллигенции и крестьянства.Первые образцы романса появляются в России в XVIII веке, и носят название «любовных песен» (основной представитель: В.К. Трепиаковский).

3 стр., 1290 слов

Жанры вокальной музыки. Песня, романс, ария. Куплетная форма и трёхчастная форма

... Вокальное творчество Гурилева включает в себя около 90 романсов и сборник «47 русских народных песен», обработанных для голоса с фортепиано. Он, как и Варламов, предпочитал жанр «русской песни» ... сочинения для духового оркестра, многочисленные хоровые, камерные инструментальные произведения, более 180 романсов, обработки народных песен. Многие из этих сочинений ... лучших в начале XIX века. В 1831 году ...

Историю становления жанра романс в русской поэзии этого периода исследует в диссертации С.С. Яницкая. На протяжении столетия происходит постепенное эстетическое становление романса, отход от «лирического канта» и формирование жанрово-стилевого канона сентиментального романса.Заимствованная с Запада традиция ассимилировалась на русской почве, превратившись на базе петровских ассамблей в традицию любовной переписки, создания силлабического стихотворчества на любовную тематику. Излагались «вирши» чаще всего в рукописных книгах и альбомах, эта традиция перекочевала и в XIX век, однако на смену авторским стихам в более поздний период стали чаще переписывать стихотворения других авторов, в том числе – высоко художественные.Книжная песенная лирика XVIII века характеризовалась церковнославянским языком с использованием элементов украинского, польского, немецкого и др. языков. Доминировала силлабическая двухстрочная рифмовка.Песни XVIII века галантны, манерны, не лишены эклектичности в стилевом компоненте. К концу века старинный высокопарный слог начинает постепенно изживаться, и романс приобретает современное звучание. Одни из лучших образцов в данном жанре – «Желание» В.А. Жуковского, «Под вечер осенью ненастной» А.С.

Пушкина. К XIX веку сформировались следующие жанровые разновидности песни и романса в музыкальном искусстве:Запись народной песни.Обработка народной песни.Городская песня.Романс с народно-песенным колоритом.Романс европейского образца.В области поэзии песня и романс представляют собой два различных жанра, между которыми не исключен параллелизм. В зависимости от собственным творческих предпочтений или от конкретных художественных задач, авторы стихов используют различные микстовые жанры.Выводы.Таким образом, песня имеет длительную историю, как в России, так и за рубежом, характеризуется множеством стилевых и жанровых разновидностей. Из одноголосной песни происходит сентиментальный романс и вся традиция камерно-вокального музицирования XIX века. На рубеже XVIII – XIX веков песня и романс находятся в состоянии межжанрового взаимодействия. Для романса характерна тенденция к внедрению народных мотивов, использованию стилизованных стихов, определенный фольклорный колорит. Песня, наоборот, стремится к профессионализации, от народной становится авторской, приобретает стилевые черты романтизма.В то же время, романс и песня имеют свой жанровый облик. Песня связана с народным, фольклорным колоритом, романс – прежде всего с любовной тематикой. Песни пишут профессионалы и дилетанты, а также выходцы из народа. Авторы романсов, как правило, отличаются высокой образованностью. Данная тенденция будет продолжена и во второй половине XIX века, когда для музыкальных романсов будут отбираться лучшие поэтические образцы прошлого и современности.Песня в силу своего содержания предполагает простой язык, близкий разговорному (явление речевого ритма, отличающееся опорой на ударные слоги).

6 стр., 2624 слов

Анализ песни Высоцкого В.С. «Песня о друге»

... Это и «Дорожная история», и морские песни, и «альпинистские» песни, написанные для кинофильма «Вертикаль» – «Прощание с горами», «Песня о друге» и многие другие. Песня о друге Высоцкий и в этом, и в ... друг оказался вдруг) «Друг познаётся в беде». Все хорошо понимают смысл этой пословицы, которая впервые была изречена во втором веке до нашей эры древнеримским писателем Эннием ...

Для романсов используются, преимущественно, акцентные системы стихосложения.Сложная ситуация в русской культуре, которая после заимствования западных аналогов ускоренными темпами переходит одновременно несколько стилевых границ (классицизм – сентиментализм – романтизм), способствует смешению и межвидовому взаимодействию жанров песни и романса, которые в XVIII веке только начинают складываться в профессиональной традиции.В связи с этим, различные поэты начала XIX века, продолжая тенденцию предшествующего века, дают свои трактовки песни и романса. В практической части курсовой работы мы рассмотрим принципы трактовки осуждаемых жанров у А.В. Кольцова и Н.П. Огарева. Глава 2. Исследование русской песни и романса на примере творчества А.В. Кольцова и Н.П. Огарева2.1 Жанр песни в творчестве А.В. КольцоваВ первой трети XIX века активно продолжаются тенденции, отмеченные в первой главе работы относительно песен XVIII века. На рубеже 1830-ых 1840ых годов появились песни А.В. Кольцова, которые представляют собой лучшие образцы жанра начала века. Алексей Васильевич Кольцов (1809-1842) – русский поэт, в творчестве которого песни занимают особое место. Одновременно, поэт писал также в духе книжной поэзии, в зрелых стихах – в жанре думы (своеобразной народно ориентированной философской поэзии).Новаторство Кольцова в его подходе к песне – это совершенно иные принципы стилизации.

Поэт глубоко проникает в суть народного песнетворчества, в его дух, использует приемы подлинно народной организации стиха. Основываясь на собственном опыте постижения народной песни, ее глубоком изучении, поэт создает авторские песни, в которых слышны подлинно народные истоки. В своих песнях (например, в песне «Разлука») А.В. Кольцов использует приемы красочных сопоставлений чувств лирического героя с образами природы:«Что пред ней ты, утро майское? Ты, дубрава-мать зеленая,Степь-трава – парча шелковая,Заря-вечер, ночь-волшебница?..»Первая фраза песни Кольцова – «На заре туманной юности» — в силу своей метафоричности стала крылатой. Эпитет, который использовал поэт в данном случае, символично сопоставлял времена суток и стадии человеческой жизни. Прилагательное «туманной» используется в переносном значении слова, что придает фразе определенный эмоциональный оттенок.В песне «Разлука» присутствует ряд сквозных смысловых параллелизмов:Тема света. Заря, с которой сравнивается период юношества. «Небесный свет» в глазах любимой. Ночь, которая становится ясным днем, когда милая рядом. Лицо любимой, вспыхнувшее огнем в минуту расставания. Использование в лирическом ключе различных временных отрезков жизни человека: день – ночь, времена года («с ней зима — весна; ночь — ясный день»).Также необходимо обратить внимание на специфический ритм песни, в которой А.В. Кольцов стилизует народные песни. Стихотворение состоит из 6 строф, используется двухстопный пеон. Стопа – четырехсложная, с ударением на третьем слоге. В стихотворении используются различные типы рифмовки. В первой и третьей строфе – белый стих, в остальных – охватная (ABBA), перекрестная (ABCC) рифмовка. Смена типов рифмовки, а также ее отсутствие создает ту особую стилизацию народной песни, которая отличает А.В. Кольцова.Не менее интересен и чрезвычайно популярен отрывок из стихотворения А.В. Кольцова «Косарь», положенный на музыку, начиная со слов «Ах ты, степь моя».Песня представляет собой монолог, написанный от лица представителя из народа. Два многостишья (по 14 строк) образуют две строфы свободного строения. Ритм строки – трехстопный хорей с периодическими переносами ударения. Кольцов использует прием стыка ударения на втором и третьем слогах (формально происходит замена первой стопы хорея ямбом).Ритмическая свобода стиха, имитация народного духа находиться в полном соответствии с содержанием стихотворения, выражающим дух свободы, приволья, символически закрепленным в образах природы, степи, а также косаря, чувства которого становятся близки и понятны не только народному кругу, но и интеллигенции.Народный дух А.В. Кольцова привлек к его творчеству композиторов, которые создавали камерно-вокальные сочинения на слова песен. Чаще всего к поэзии Кольцова обращался Варламов. Представляется, такое творческое содружество было не случайным: композитор тяготел к народной тематике, написал несколько обработок народных песен для камерно-вокального музицирования, сочинял романсы на народные слова. Для ряда романсов Варламов задействовал песни Кольцова:«В поле ветер веет», «Перстенечек золотой»,«Так и рвется душа»,«Глаза»,«Я любила его»,«Целый день на небе»Одним из самых известных сочинений на слова Кольцова в первой трети XIX века был романс А. Варламова «Жарко в небе солнце летнее»:«Жарко в небе солнце летнее,Да не греет меня, молодца;Сердце замерло от холода,От измены моей суженой.Пала грусть — тоска тяжелаяНа кручинную головушку;Мучит душу мука смертная,Вон из тела душа просится.В ночь, под бурей, я коня седлал;Без дороги в путь отправился -Горе мыкать, жизнью тешиться,С злою долей переведаться…Жарко в небе солнце летнее,Да не греет меня, молодца;Сердце замерло от холода,От измены моей суженой».В музыкально-поэтическом произведении А. Варламов использует прием повторения некоторые строк («да не греет меня молодца» дважды и других), для создания общего состояния безысходности, обреченности, страдания. Также композитор использует только четыре строфы, последняя из которых дословно повторяет первую.Варламов не следует за ритмом стиха, за развитием эмоционального состояния героя, а передает основной образный строй песни Кольцова. В то же время, музыкальными средствами мелодии и ритмики Варламов создает романс с народно-песенным колоритом.

11 стр., 5324 слов

Алексей Васильевич Кольцов

... Развитие творчества Кольцова с самого начала шло по пути полной демократизации тематики, кристаллизации национально-народного восприятия мира. Это поэт ... их по преимуществу слабыми, явно уступающими в художественном отношении песням. Они «интересны более как факты его „внутренней жизни ... следя за текущими литературно-театральными новостями, поэт хотел быть с веком наравне и во всех других областях ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/romansyi-veka/