«Странная любовь» к Родине в лирике М. Ю. Лермонтова

Великий русский критик В. Г. Белинский назвал поэзию М. Ю. Лермонтова «совсем новым звеном в цепи исторического развития нашего общества». Связано это было, прежде всего, с тем, что М. Ю. Лермонтов создавал свои произведения в эпоху, когда поэтическое в жизни отходит на второй план, в эпоху политической реакции, наступившей после неудавшегося восстания декабристов. Те идеалы свободы, которыми жило пушкинское поколение, оказались поверженными. В русском обществе наступает период рефлексии, отказа от активной общественной деятельности, пора «безвременья». Лермонтов, безусловно, человек своего поколения, а потому он стремится к анализу действительности. Увы, то, что он видит, «иль пусто, иль темно». Лермонтова можно с полной уверенностью назвать патриотом своего отечества. Но поэту был глубоко чужд показной патриотизм, а потому он не приемлет официальную точку зрения, согласно которой современная ему Россия — почти идеальное государство, Россия Лермонтова предстает в другом виде, это — …немытая Россия, Страна рабов, страна господ… Именно о России говорит поэт в стихотворении «Жалобы турка», называя ее страной, где «стонет человек от рабства и цепей». Такая рабски покорная Россия ненавистна поэту, такая родина может вызывать только презрение. Тяжелы и безрадостны размышления поэта о судьбе поколения

30-х годов XIX века. Что же М. Ю. Лермонтов может противопоставить современности? Прежде всего славное прошлое России, в котором поэт видит сильных, мужественных людей, наделенных исключительными характерами, людей, которые не приемлют неволи. В своем творчестве М. Ю. Лермонтов делает попытку решить проблему положительного героя. И если среди современников Лермонтов искал и не находил такого героя, то в историческом прошлом России такие герои были. В истории отечества М. Ю. Лермонтова интересуют, прежде всего, переломные моменты, поскольку именно они выявляют самые сильные черты характера человека. Эпохе царствования Ивана Грозного посвящена историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», настоящим героем которой становится не царь Иван Грозный, а молодой русский купец, чей образ близок образам героев русского народного эпоса, былинным богатырям. Купец Калашников честен, благороден, смел. Он бьется с опричником Кирибеевичем смертным боем, пытаясь защитить свою жену, отстоять свое человеческое достоинство. Смелый купец отомстил за поруганную честь, убил своего обидчика в честном кулачном бою на Москве-реке, но и сам поплатился жизнью. Даже самому царю, Ивану Грозному, не открыл купец Калашников истинной причины своего поступка, не склонил своей гордой головы. Герой поэмы воплощает честь и достоинство, изначально присущие русскому человеку. «Богатырским» назовет Лермонтов и поколение «детей двенадцатого года». В стихотворении «Бородино» поэт воспевает подвиг российских солдат, «богатырей», победивших в Отечественной войне. Участники сражения вызывают восхищение поэта;

16 стр., 7723 слов

Поэт в россии — больше, чем поэт

... с облегчением, несомненно. В двадцать лет уже отправленный в ссылку, близкий к декабристам, Пушкин даже в пору своего приближения ко двору Эссе "Поэт в России больше, чем поэт…" «Поэт в России больше, чем поэт…» Пора, мы уходим: ... другие. Но сегодня хочется остановиться на судьбе четырех только русских поэтов. Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Некрасов. Коротка и непроста жизнь каждого из них. Но у ...

Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы!

Это героическое поколение противопоставлено поколению 30-х годов, которое «толпой угрюмою и скоро позабытой» пройдет, «не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда». Главное отличие своих современников от людей прошлого Лермонтов видит в их бездеятельности. Неспособность, а чаще и нежелание найти применение своим силам в жизни — вот главная беда человека в России того времени. В стихотворении 1841 года «Родина» Лермонтов подводит итог своим размышлениям о том, что есть для него отчизна. «Странную любовь» поэта к России не может победить рассудок, потому что она идет от сердца. Поэт влюблен в красоту русской природы, «огни печальных деревень», простые избы, безудержную русскую «пляску с топаньем и свистом», пьяных мужичков — словом, все то, что не укладывается в рамки официального патриотизма. Русская природа приближает поэта к постижению великой мировой гармонии — единственного, что может быть отрадно сердцу поэта в жизни. В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…» лирический герой Лермонтова рвется из мира «приличьем стянутых масок» на волю, к проникнутым покоем полям, аллеям. Родные просторы, природа излечивают израненную Душу поэта, он чувствует свое единение с Богом: Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога. «Свобода и покой» — вот к чему, стремится М. Ю. Лермонтов, и только русская природа помогает ему примириться с жизнью.

«Монолог» М. Лермонтов

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете. К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы, Когда мы их употребить не можем? Мы, дети севера, как здешные растенья, Цветем недолго, быстро увядаем… Как солнце зимнее на сером небосклоне, Так пасмурна жизнь наша. Так недолго Ее однообразное теченье… И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует… Не зная ни любви, ни дружбы сладкой, Средь бурь пустых томится юность наша, И быстро злобы яд ее мрачит, И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто души не веселит.

Творческая деятельность М. Ю. Лермонтова протекала в годы жесточайшей политической реакции, наступившей после восстания декабристов в 1825 году. Эта общественная обстановка наложила отпечаток на поколение, к которому принадлежал и Лермонтов, на его характер и творчество. По стихам поэта можно проследить судьбу поколения. Между поэтом и жестокой действительностью, которая извращала и уничтожала самые возвышенные чувства, сложились враждебные отношения, конфликт, который не мог закончиться примирением. Его разрешение неминуемо предполагало гибель одного из действующих лиц исторической драмы. Созданный реакцией общественный климат убил Лермонтова-человека, но Лермонтов-поэт, как бы предугадавший свою участь задолго до катастрофы у подножия горы Машук, нанес самодержавному режиму неотразимый нравственный удар. Права личности стали для Лермонтов единственным критерием оценки действительности.

8 стр., 3703 слов

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии

... Поэзия Пушкина вечна, ибо она обращена ко всему прекрасному в человеке. Для каждого большого поэта вопрос о назначении поэта и поэзии не просто одна из традиционных поэтических тем, ... поэт стремится посвятить свою поэзию делу освобождения родины. В стихах восемнадцатилетнего юноши мы найдём немало политических деклараций, откровенных призывов к борьбе с самодержавием. В таких стихотворениях ...

В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства (“Жалобы турка”), прославление революционного подвига (“10 июля 1830”), возвеличение былого могущества России (“Новгород”, “Приветствую тебя, воинственных славян…”).

Социальные проблемы Лермонтов связывает с какими-то глубинными, историческими процессами. В стихотворении “Монолог” поэт приходит к неожиданному и трагическому выводу — сама Родина обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель талантов:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете…

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Когда мы их употребить не можем?

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует…

Поэтому так силен в лирике Лермонтова мотив противопоставления современного, ущербного существования былому могуществу свободной России. Одно из высших проявлений силы русского духа Лермонтов находит в недавнем прошлом: в войне 1812 года. Победу России над Наполеоном Лермонтов воспринимает как символ торжества справедливости, огромной духовной силы нации. В стихотворении “Бородино” противопоставлены “нынешнее время” и время “былинных” богатырей:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Современное поколение неспособно на подвиги, утратило духовную связь с народом. От имени прошлого поколения в поэме говорит старый солдат: он выступает и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Не случайно в стихотворении постоянно звучит местоимение “мы” — так Лермонтов передает важнейшее свойство русской национальной психологии: личность существует не сама по себе, а в слиянии с другими. Но это не обезличивает человека. Именно русские солдаты принесли России победу:

  • Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Солдаты идут в бой за родину, повинуясь нравственному закону: “Как наши братья умирали!” Они с любовью вспоминают о погибшем командире: Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам…Эти естественные взаимоотношения противостоят тем безнравственным законам, по которым живет “нынешнее племя”.

В стихотворении “Родина” Лермонтов называет свое отношение к Родине “странной любовью”. Стихотворение построено на противопоставлении “казенного патриотизма” и естественного человеческого чувства. Картины истинной России ничуть не отрицают в сознании Лермонтова Россию как государство.

Сложное отношение Лермонтова к Родине, принятие ее душой, а не умом, отказ объяснить, за что человек любит свою отчизну, положили начало целой традиции в русской поэзии:

В зрелой лирике критика Лермонтова становится более социально острой и более конкретной. Протест и желание «дерзко бросить железный стих, облитый горечью и злостью», реализуются. Именно таким «железным стихом» стало стихотворение «Дума». В нем звучит упрек поколению в бесцельности и бесследности его существования, в бездушности и внутренней опустошенности:

Печально я гляжу на наше поколенье!

5 стр., 2089 слов

Моё любимое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова

... о войне — «Юнкерская молитва», «Бой»; о жизни — «Мое грядущее в тумане…», «Листок»; грустные — «Свиданье», «Воздушный корабль». Приступая к сочинению на тему «Михаил Юрьевич Лермонтов: мое любимое стихотворение поэта» следует определиться с планом. ...

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

В стихотворении «Прощай, немытая Россия…» горький оттенок скорби и негодования сменяется презрением и ненавистью к «стране рабов, стране господ», «к мундирам голубым» и «преданному им народу». Но даже в обстановке жесточайшей реакции поэта не покидает желание бунта. В стихотворении «1 января 1840 года» он опять упрекает поколение в бездушности, внутренней опустошенности.

Сложное противоборство чувств, трагизм судьбы поэта в светском обществе открывается в стихотворении «Смерть Поэта», написанном Лермонтовым после трагической гибели А. С. Пушкина. Скорбь и горечь, грусть и восхищение, боль и негодование звучат в стихотворении. В стихотворении три героя: Пушкин — «невольник чести», светская толпа и поэт, ее клеймящий и оплакивающий Пушкина. Толпа не оценила истинного таланта, не поняла подлинного искусства. Поэт открыто указывает на истинных убийц — это бездушное светское общество, которое направляло руку убийцы: «Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит!»

Тема Родины занимает в творчестве М. Ю. Лермонтова одно из ведущих мест, но раскрывается им неоднозначно. Образ России и отношение к ней у поэта двояки.

Родина для Лермонтова — понятие широкое и многоплановое. Его отношение к России проникнуто болью и гордостью за ее судьбу. В поэзии Лермонтова сталкиваются два мира – мир России народной и мир Росси официальной. Контраст, неслиянность этих становиться основным композиционным принципом стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен». Россия официальная, Россия столичного высшего общества, предстает как мир маскарада, где все противоестественно и лживо. Дисгармоничны звуки – шум музыки и пляски, дикий шепот; невозможно определить краски, так как все сливается в вихре маскарада, поэтому Лермонтов использует только эпитет «пестрою». Это искусственный неживой мир – «бездушные люди», «затверженные речи», «приличьем стянутые маски», «бестрепетные руки». Созданные мечты героя гораздо живее тех, кто его окружает. Мир родных мест – это мир тишины, гармонии, благостного уединения. Это мир живых красок: «зеленой сетью трав», «желтые листы», «лазурный огонь глаз», «улыбка розовая» и др. Если мир маскарада рождает у героя чувство горечи, злости, сомнения, то воспоминания о родине и детстве заставляют сжаться сердце «странной тоской». Странная тоска в противовес веселости толпы – это особый знак духовности, сродной вдохновению.

Слово «странная» появляется для определения любви поэта и в стихотворении «Родина». В стихотворении «странен» и сам облик России Лермонтова: это не Россия славы, «купленной кровью», не Россия старины и даже не только Россия довольно привычного ожидания – разливы рек, «степей холодное молчание», «лесов безбрежных колыхание», это Россия довольно неожиданного – «дрожащие огни печальных деревень», «изба, покрытая соломой», «говор пьяных мужичков». Неожиданно и странно это потому, что стало неотъемлемыми сторонами того поэтического, одухотворенного облика России, который создан в стихотворении. У Лермонтова именно такая Россия пробуждает чувство любви. Любовь к этой России родилась вместе с поэтом и ограничена для него, поэтому объяснить ее причины невозможно: «за что, не знаю сам». Россия «четы белеющих берез» ближе, роднее, теплее поэту России «славы» и «преданий старины». И если Россия официальная гонит Лермонтова, заставляя его стать вечным странником («Прощай немытая Россия») то Россия народная может дать ночлег и человеческое тепло.

6 стр., 2524 слов

»Моё любимое стихотворение поэтов 19 века»

... Весенняя гроза»; «Умом Россию не понять…»; «В небе тают облака …»; «Неохотно и несмело …». Сочинение на тему:»Моё любимое стихотворение поэтов 19 века» Русская классическая литература 19 века — это литература ... времени». Печорин, главный герой «Героя нашего времени», единственного романа Лермонтова, является антигероем русского дендизма — красивым и циничным фаталистом, он несет определенные черты ...

Необычность любви Лермонтова к Родине в том, что эта любовь контрастна — духовной жизни героями русской литературы">жизни лирического героя противопоставлена общественная, и они не гармонируют друг с другом. И зрительные впечатления преобразуются в философские раздумья, где реальные образы становятся воплощением общих закономерностей бытия. Это такие стихотворения, как «Тучи», «На севере диком…», «Утес», «Три пальмы», «Парус» и другие. Здесь запечатлена не просто одухотворенная красота природы, а трагические явления в жизни человеческой души. В 1840 году перед отъездом на Кавказ Лермонтов пишет стихотворение «Тучи». Стихийное странничество туч сопоставлено с изгнанничеством поэта: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную».

В строках «Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ…» Лермонтов наиболее полно и глубоко раскрывает всю противоречивость, сложность своего отношения к Родине. В этом стихотворении впервые в русской литературе прозвучало осуждение не каких-либо отдельных сторон русской действительности, а всей николаевской России: «И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ». В стихотворении речь идет одновременно о беде и о вине России и ее народа. оно выражает чувство безнадежности: в этой стране покорности, жестокости и несвободы жить нельзя.

Анализ стихотворения «Родина»

Тема Родины в творчестве Лермонтова является регулярной, но наиболее четко прослеживается в «Родине» – произведении, переполненном тоской и заботой по Отчизне. Анализ лирического произведения включает определение жанра, идеи и художественных приемов, использованных автором.

Жанр

Стихотворение создано во время кавказской ссылки, когда любовь к Родине и тоска по ней переполняет Михаила Юрьевича.

Лирическое произведение написано и соответствует жанру размышления-раздумья, поскольку в нем автор рассуждает о судьбе страны, простой деревни и народа, и все это на фоне прекрасной природы. Автор сострадает нелегкой судьбе крестьян, которую он принимает как свою собственную.

Он соотносит будущее деревни и страны, наполняя существование первой философским смыслом. Стихотворение отражает любовь к стране и тоску за ее путь.

Идея и структура

прослеживаются два чувства

  • возмущение господами и их равнодушием к простым людям,
  • тоска по родине.

Идея произведения скрыта в единой фразе: «Люблю отчизну я, но странною любовью!». Используется повторение глаголов, чтобы обозначить это: «люблю скакать в телеге», «люблю дымок» и т. д.

2 стр., 984 слов

«Родина» — анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова

... деятельности. Стихотворение «Родина» поэт написал по дороге с Кавказа. Первоначально он дал своему произведению название «Отчизна», но так уже называлась написанное в 1939 году сочинение Хомякова. Лермонтов ... признание лирического героя в любви к своей Родине. Поэт рассказывает, что он считает настоящей Россией. Такая композиция использована автором для того, чтобы особенно ярко подчеркнуть ...

По своей структуре произведение складывается из двух разных по размеру и смыслу частей. Торжественное вступление – Родина в природном смысле любима автором, поэтому он начинает с описания красоты бескрайних полей и темных лесов. Следует четкое разграничение между понятиями «родина» и «держава».

Это не обличительное стихотворение, но поэтичное, в которое автор вкладывает свое отчаяние и обиду за упадок в стране и порабощенный народ. Таково произведение изгнанника, призывающего всех будущих русских людей любить свою страну.

Это интересно! Проблема статуса и место индивидуума в мире: человек и общество — сочинение рассуждение

Образ России в лирике Лермонтова

Родина в его произведениях представлена сильной державой, но слышится и тревога, скорбь за Родину за ее население. Одновременно с этим он желает показать врагам свою страсть по Отчизне, хотя, будучи сосланным, дается автору это особенно тяжело.

Не устает восхищаться автор красотой русской природы в каждом произведении. Отражают это цитаты Лермонтова о родине:

«Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье»

«..И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез

Важно! Березы – этот народный российский символ впервые обозначил именно Михаил Юрьевич в своих стихах.

Родина в стихотворении выглядит «страной рабов, страной господ». И образ ее многогранен: великая держава с многотомной историей, богатой природой, чей народ угнетен, а знать веселится и не замечает общий социальный упадок.

Анализ стиха Родина

Лирика Лермонтова в русской литературе

Патриотические взгляды автора, выраженные через лирического героя

творчество поэта на этапы

  • ранний – с 1828 по 1837,
  • поздний – с 1837 по 1841.

Не секрет, что поэт чаще всего использует своего лирического героя, чтобы отразить свою позицию по отношению к различным ситуациям. Какие чувства к Родине испытывает лирический персонаж?

Ранний период

В ранних стихах лирический герой отличается решительностью и бескомпромиссностью, живо реагирует на любую несправедливость. Ранний герой – эдакий романтик, который типичен для произведений западной литературы, многогранная личность, целью которого является свобода.

13 стр., 6454 слов

Лирический герой Блока: характеристика лирического героя

... что и обусловливает мужественное и жертвенное ее приятие. Лирический герой в поэзии Блока сочинение 11 класс А. А. Блок является одним из самых ярких представителей художественного символизма ... 11 класс Лирический герой Блока: характеристика лирического героя Что включает в себя понятие «лирический герой»? Можно ли говорить о том, что лирический герой — это и есть сам поэт, автор стихотворения ...

Он смел и отчаян, вызывает тиранов на бой и громко кричит об угнетении, одновременно с этим испытывает лирический герой к своей стране и любовь.

Отражается пылкая странная страсть поэта к Родине в лирике вместе с его желанием изменить то, что угнетает простых людей.

Поздний период

На этом этапе происходят серьезные изменения в мировоззрении героя, хотя тема Родины в лирике Лермонтова присутствует регулярно. Это уже умудренный опытом взрослый мужчина, который отличается рассудительностью и неторопливостью. Эти изменения можно прочесть в «Бородино», с которого и начинается второй этап творчества, характерный своим реализмом. Однако, в отличие от других, автор не полностью отказывается от романтизма, но совмещает его с реализмом. Его поздние стихи – это смешение двух этих приемов.

не выступают от своего лица

На протяжении всего творчества, благодаря изменениям в мыслях и поступках героев, можно проследить, как изменялись мысли самого поэта, как он взрослел и уже не пылко реагировал на ужасающую действительность, но рассуждал, раздумывал и сомневался в правильности пути государства, ища не активных столкновений с правительством, но действительных изменений в ее политике.

Сочинение на тему “Патриотическая лирика Лермонтова”

В стихотворении «Родина» он попытался собрать все то, что дорого ему. Жизнь поэта была вечным скитанием, он был одинок, и наверное, это одиночество побуждало его ценить родную природу.

Лермонтов Россию представлял разной. Одна вызывала чувство любви, а другая -ненависти, это «…немытая Россия, Страна рабов, страна господ…» Эту Россию он презирает, он ее ненавидит.

В конце 1830-х гг. Лермонтов создает «Бородино». В этом стихотворении он восхищается подвигами солдат, которые победили в Отечественной войне.

Все, что им создано за тринадцать лет творчества, – это подвиг во имя свободы и Родины. И заключается он не только в прославлении Бородинской победы, в строках «Люблю отчизну я…» или в рассказе «Мцыри», но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о Родине, ни о свободе, но о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии.