Моё любимое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова

Сочинение

1. Творения Лермонтова разнообразны и многогранны.

2. «Ашик-Кериб» – южная история о любви.

3. Лермонтов – поэт с трагической судьбой.

Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт и писатель, проживший совсем небольшую жизнь, оставил значительный след в литературе в виде прекрасных произведений. Он стал известен в России после гибели Пушкина, благодаря быстро распространившемуся в литературных кругах рукописному стихотворению «Смерть поэта». А уже следующим произведением – «Бородино» автор заявил о себе как о талантливом поэте и начал систематически печататься в издательствах.

Одним из самых плодотворных творческих периодов в жизни поэта-писателя можно назвать время, проведенное на Кавказе. Юный Лермонтов, будучи сосланным на Кавказ за стихотворение, посвященное смерти Пушкина, написал турецкую сказку «Ашик-Кериб». Эта романтическая история любви молодых людей была навеяна местными легендами и кавказским фольклором. Красивую сказку о Магуль–Мегери и Ашик-Керибе, переведенную на разные языки и сегодня читают потомки, представляя колоритные пейзажи с хрустально-чистыми реками и седыми горными вершинами.

Изучая его поэзию и прозу, не перестаешь удивляться и восхищаться гением молодого человека. Сколько замечательных стихотворений и повестей было написано Лермонтовым! Ведь судьбой ему было отмерен совсем небольшой и промежуток, но зато яркий, мистический и творчески наполненный.

Творчество автора

Труды писателя посвящены нравственности, правам свободного гражданина, отсутствию внутренних оков души. Ранняя лирика адресована романтике, противоречию пылкой героической натуры действительному положению в обществе. Зрелые творения наполнены чувством любви ко всей вселенной, чуждым миру желанием обрести единство с историей, природой. В этом периоде автор скупо выражает эмоции, анализирует точно, жестко и холодно.

Для произведений Лермонтова свойственны душевные метания, тяга к свободе и гармонии. Его лирика многогранна и при разборе творчества для написания сочинения школьникам можно выбрать одно стихотворение из наиболее близкой по духу тематики.

9 стр., 4297 слов

По литературе: Любовь покоряет обманно (особенности любовной ...

... Собственно, его даже трудно определить в том смысле, как определяют, скажем, героя лирики Лермонтова. Это он - любовник, брат, друг, представший в бесконечном разнообразии ситуаций: коварный ... маленькие, белые, изящно изданные томики ее стихов. 9 10 4. "ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ" Ахматова, действительно, самая характерная героиня своего времени, явленная в бесконечном разнообразии женских судеб: ...

В основном поэт реализовывал себя в рамках романтизма — направления, которое не обходит стороной тему одиночества. Творческим натурам часто приходится по душе «Парус», написанный в 1832 году. В лирических строках акцентируется внимание на изоляции, непринятии окружающего мира. Описанный пейзаж вызывает волнение, мечты о несбыточном, ставит вопросы о смысле жизни.

В пророческом произведении «Нет, я не Байрон…» (1832) Михаил Юрьевич сравнивает себя с человеком, который всегда был для него авторитетом. Он заявляет, что станет «гонимым странником». В скандальном «На смерть поэта» автор обвиняет общество в том, что оно погубило Пушкина. Эти стихи наполнены глубокими чувствами, поэтому затрагивают душу читателей.

, он изливал свои чувства и переживания на бумаге

Грусть и драматическое настроение пронизывают большинство тем стихов поэта — о природе, о море, о Родине, о войне и смерти. Позитивные ноты отражены в трудах, посвященных дружбе и Кавказу. Красота гор восхищала Михаила, что выражалось не только в литературном творчестве, но и в создании красивых картин.

Работа над сочинением , В случае сомнений следует рассмотреть основные темы стихотворений Лермонтова:

  • для детей — «Два великана», «Солнце осени»;
  • о любви — «Тамара», «Оправдание»;
  • о Кавказе — «Люблю я цепи синих гор», посвящение «Аул Бастунжи»;
  • про осень — «Когда с дубравы лист слетает пожелтелый», «Блистая, пробегают облака…»;
  • о свободе — «Узник», «Сосед»;
  • о войне — «Юнкерская молитва», «Бой»;
  • о жизни — «Мое грядущее в тумане…», «Листок»;
  • грустные — «Свиданье», «Воздушный корабль».

Приступая к сочинению на тему «Михаил Юрьевич Лермонтов: мое любимое стихотворение поэта» следует определиться с планом.

Необходимо вступление, в котором автор может рассказать об истории создания любимого произведения и о том, почему было выбрано именно оно. В основной части можно провести краткий анализ. Окончание следует посвятить тематике работы и ее важности для писателя.

Сочинение на тему: « Моё любимое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова »

Сочинение

на тему: « Моё любимое стихотворение

Михаила Юрьевича Лермонтова »

Великий русский критик назвал поэзию “совсем новым звеном в цепи исторического развития нашего общества”. Связано это было, прежде всего, с тем, что создавал свои произведения в эпоху, когда поэтическое в жизни отходит на второй план, в эпоху политической реакции, наступившей после неудавшегося восстания декабристов. Те идеалы свободы, которыми жило пушкинское поколение, оказались поверженными. В русском обществе наступает период рефлексии, отказа от активной общественной деятельности, пора “безвременья”.

18 стр., 8849 слов

Родина в жизни и творчестве русских писателей XIX-XX веков

... способствует этому объективному процессу «прозрения». Так было с Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым и другими поэтами прошлого века. Ныне, «на расстоянии», они становятся для нас все ... Европы». Так произошло рождение Карамзина-литератора, о котором потом проницательный Белинский скажет: «Карамзиным началась новая эпоха русской литературы». Родина в жизни и творчестве Карамзина занимала особое место. ...

Стихотворение Лермонтова в автографе было озаглавлено «Отчизна», но напечатано с названием «Родина». Неизвестно достоверно, почему был изменен заголовок, но это изменение существенно. Новаторство Лермонтова заключалось в том, что он впервые «малую родину» соотнес с понятием «большой Родины», сделал «малую родину» самым главным элементом сложного понятия «большой Родины». Такое соотнесение большой и малой Родины впоследствии стало традиционным в русской поэзии.

«Родина» Лермонтова – это лирические раздумья поэта о своем отношении к отчизне. Уже первые строки:

«Люблю отчизну я, но странною любовью,

Не победит её рассудок мой» — задают стихотворению интонацию эмоционально глубокого личного изъяснения и в то же время как бы вопроса к самому себе.

Мотив «странной» любви развертывается в двух взаимосвязанных и вместе с тем контрастирующих планах: необъяснимой холодности к тому, что составляет общепризнанно-высокий предмет патриотического воодушевления («слава, купленная кровью») противостоит столь же «непобедимая» рассудком привязанность к иному «лику» родины – простым картинам родной природы русской деревни.

Получить полный текст

Курсовая

ЕГЭ

Дипломная

В стихотворении создан живой поэтический образ России, основное содержание которого – русская природа и народная жизнь. Возникает образ русской деревни, дорогой автору, но бесконечно далекий от романтических образов ранних произведений Для Лермонтова родина – в жизни народа, в его простом быту, разнообразные детали, которые поэт как бы перебирает в памяти «с отрадой» и любовью. Горячая душа поэта, зовущая к безграничности замечает что-то родное в «лесов безбрежных колыханье».

Развитие темы родины от широкого плана к более узкому поддерживается лексикой стихотворения. Лексика первых шести строк имеет слова обобщающие (реки, леса, степи).

Лексика второй половины конкретна, слова выражены в единственном числе (изба, обоз, чета берез).

Меняется и структура стихотворения. В начале используется шестистопный ямб 14 строк, затем рифмовка свободно меняется.

В своем патриотическом чувстве поэт опирается на народные представления об истинном, добром и прекрасном. Красоту Лермонтов видит в простом, обыденном, национальном, народном. Степь покоряет своим молчание, напротив, леса полны голосов. Так все в стихотворении приходит к согласованию, гармонии. Обнаруживается, что в среднерусской природе живет величественное и возвышенное, так же как в народной жизни – истинно прекрасное. Мне кажется, ощущение красоты усиливается грустно-мелодическим стихом («дрожащие огни печальных деревень») и уменьшительно — ласкательными словами («дымок», «мужичков»), придающими и всему остальному какую-то трепетность и уютность.

Но в «Родине» деревня предстает, как поэтическое воплощение отчизны, ее символ, средоточие патриотического чувства автора. Построение стихотворения отмечено высоким искусством лирической композиции. За начальными стихами, где поэт перечисляет те формы патриотизма, которые отдалены от него печатью официальности, следует обилие изображения русской природы, большой мир России. Затем выступают частные, приближенные к наблюдателю пейзажа, непосредственно связанные с народным бытом. Наконец в финале появляется картина сельского праздника – «пляска с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков», на которую поэт-путешественник «смотреть до полночи готов». Усталость странника заставляет любить простой и надежный устрой деревенской мирной жизни.

10 стр., 4762 слов

Тема родина в творчестве русских поэтов

... развитие, она прекрасна и сильна. Сочинение Тема Родины в лирике и поэзии Блока Практически все писатели и поэты, будучи детьми своей родной земли, затрагивали в своем творчестве тему родины. Каждый по- своему делал ... о нём помнить. По ходу творческой жизни поэта, тема Родины полностью овладела им. Поэт очень глубоко проникся данной темой. В его работах видно, что образ Родины передан не так как у ...

«Родина» принадлежало к числу произведений, наиболее ценимых . Стихотворение Лермонтова положило начало литературной традиции, утвердив в русской поэзии жанр лиричности раздумья о родине, где мысль о ней связана с образами русской деревни и природы.

Пример собственного литературного труда , План проекта выглядит так:

  • Вступление.
  • Краткий анализ.
  • История литературной работы.
  • [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/o-lyubimom-poete-s-planom/

  • Тема творческого одиночества.

Одно из первых стихотворений М. Ю. Лермонтова, с которыми я познакомился — «Как часто, пестрою толпою окружен». Оно полюбилось мне больше других. Произведение было задумано автором зимой 1840 г. Никто из его близких людей тогда не предполагал, что спустя год цветущий и полный сил молодой человек погибнет на дуэли.

Рассматриваемый стих написан в зрелый период творчества поэта. Он основан на конфликте представлений о природе и жизни из ранних воспоминаний и тех, что существовали в реальности. Действительность описана как «мир приличного светского общества», а его члены представлены как «приличьем стянутые маски».

Подзаголовок «1 января» указывает на то, что произведение было создано под впечатлением от новогоднего бала, устроенного царской семьей. На нем побывал и поэт, где (по слухам) повел себя дерзко. Существует мнение, что публикация этого стихотворения привела к новой волне неприязни со стороны государя.

Стих исполнен в замкнутой цикличной форме. Вначале Лермонтов описывает обстановку праздника, однако в строках чувствуется, насколько ему чужда напыщенная показная роскошь. Он пишет о том, что ощущает блеск и суету лишь поверхностно, а в душе лелеет давнюю мечту и воспоминания. Автор мысленно обращается к годам детства и юности — времени чистоты, первых открытий, встречи с женским идеалом («мечты моей созданье»).

Беззаботные времена прошли и поэт столкнулся с опостылевшим «высшим светом». Он на балу, среди «шума толпы людской». Последние строки стихотворения наполнены злостью против сытых, эгоистичных, веселящихся людей. Ему хочется высказать свое отношение, бросить им в лицо «железный стих, облитый горечью и злостью».

20 стр., 9895 слов

Трагизм судьбы главного героя Трагическая судьба Мцыри по поэме ...

... от которых бежал. Трагический финал не лишает Мцыри силы духа. Он ... авторскую позицию: М. Ю. Лермонтов подчёркивает, что измождённым героем ... несвободы, невозможности выбора собственной судьбы. Три дня, проведенные героем ... Мцыри встречает девушку, идущую к реке. Он впервые переживает чувство влюбленности: «И мрак очей был так глубок, / Так полон тайнами любви, / Что думы пылкие мои / Смутились». Герой ...

Произведение состоит из семи шестистиший. Поэтом поочередно использован шестистопный и четырехстопный ямб. С помощью этих стихотворных размеров выражается основная мысль — одиночество личности, не признанной современниками. Михаилу были чужды ценности царского двора. Однако то, что задевало его душу, не интересовало окружающих.

Первую половину девятнадцатого века называют «золотым веком» русской культуры. В этот период творили многие поэты и писатели, относимые сегодня к разряду классиков. Но Пушкин и Лермонтов занимают среди них особое место.

Михаила Юрьевича Лермонтова принято называть преемником Пушкина. Однако не верно считать, что их идеи, взгляд на мир, отношение к нему полностью совпадают. Пушкин, даже подмечая несовершенства окружающей действительности, не отделял себя от неё, он пребывал в некой гармонии с ней. В творчестве Лермонтова преобладающим мотивом является мотив одиночества, тоски и изгнанничества. Только в общении с природой он находит успокоение. Ярким примером тому служит стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…».

Тема одиночества, разлада с миром людей проходит сквозной нитью через все творчество поэта. Впервые появившись в ранних стихах («Один среди людского шума», 1830), она остается ведущей и в позднем творчестве («Выхожу один я на дорогу…», 1841).

Своеобразным продолжением темы одиночества является тема смерти. Устав от своих душевных терзаний, лирический герой Лермонтова начинает искать смерти, порой даже бросая вызов Создателю. Как, например, в стихотворении «Благодарность», 1840 года. Лирический герой обращается к Богу, но его слова вместо заявленной благодарности полны едкой иронии. В финальных же строках звучит прямой вызов.

Отказываясь от Бога, Лермонтов фокусирует свое внимание на образе Демона, который становится центральным и в лирических стихотворениях, и в одной из романтических поэм.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о значении творчества Лермонтова для русской литературы. Он был во многом новатором. Так, мотив вызова, брошенного Богу, впоследствии использовал Достоевский при создании образа Ивана Карамазова. А после него многие писатели двадцатого века. Изображение войны глазами простого солдата (прием, использованный в «Бородино») стало обычным явлением в литературе более позднего периода, в частности, в романе Толстого «Война и мир» и произведениях о Великой Отечественной войне. А что стоит его психологизм, положенный в основу создания образа Печорина?! Вся литература второй половины ХIХ буквально училась на примере творчества Лермонтова.

Читаемое в разделе:

  • Система образов в романе «Герой нашего времени»
  • Печорин и Лермонтов
  • Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова
  • Особенности композиции романа «Герой нашего времени»
  • Сочинение на тему: «Мцыри и природа»
  • Роль портретных описаний в прозе Лермонтова
  • Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Ранее опубликованные в разделе:

  • Сочинение на тему: «Мцыри и природа»
  • Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
  • Роль портретных описаний в прозе Лермонтова
  • Крупные поэтические формы в творчестве М.Ю.Лермонтова
  • Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова
  • Печорин и Лермонтов

Новые материалы раздела:

  • Встреча Печорина с Максимом Максимычем
  • Сочинение по роману «Герой нашего времени» на тему: Печорин глазами Бэлы.
  • Фатализм в судьбе и жизни Печорина. Сочинение