Изложение с элементами сочинения на лингвистическую тему

Около 15 лет выпускники 9 класса писали экзаменационную работу(изложение с элементами сочинения) по открытому сборнику изложений под ред. Л. М. Рыбченковой. 2006 год:60 регионов России (346 тыс. выпускников) участвовали в апробации новой формы экзамена. Январь 2008 года: на сайте ФИПИ (Федерального института педагогических измерений) обнародован для обсуждения новый проект экзамена. Февраль 2008 года: сформирована демоверсиия для 9-го класса. Июнь 2008 года: выпускники 9 классов Краснодарского края сдавали экзамен в новой форме .

3

4

Необходимость новой формы экзамена

Переосмысление целей преподавания русского языка от обучения «в грамматическом духе» к обучению «в риторическом духе» Реализация деятельностного подхода в обучении родному языку Развитие у учащихся компетенций:

  • коммуникативной;
  • лингвистической;
  • языковой;
  • культуроведческой; -способности и готовности к дальнейшему саморазвитию

4

5

Их фамилии надо знать

Болотов В.А., руководитель Рособрнадзора Цибулько Ирина Петровна, председатель Федеральной комиссии по русскому языку Степанова Людмила Сергеевна, руководитель предметной группы по русскому языку ( 9-й класс)

5

6

Задачи учителя, работающего в 9 классе

Стремиться к повышению своего образовательного уровня: -Внимательно познакомиться с нормативной базой ЕМЭ. -Познакомиться с различными типами тестовых заданий (А,В,С2.1 и С2.2).

-Научиться выполнять тесты ЕМЭ и добиваться адекватных результатов. -Овладеть методикой составления КИМ тренировочного характера.

6

7

Учителю необходимо проанализировать

Образовательные стандарты и созданный на их основе кодификатор, представляющий основные проверяемые элементы содержания образования. Спецификацию, отражающую структуру работы, типы заданий, время выполнения заданий.

7

8

Структура экзаменационной работы

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ – написание сжатого изложения по послушанному тексту ВТОРАЯ ЧАСТЬ – задания А1–А7 (выбор одного ответа из четырех предложенных) и задания В1-В14 (запись найденного ответа цифрами и словами) ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ – два альтернативных творческих задания С 2.1(сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) и С2.2(самостоятельная интерпретация смысла одного из ключевых фрагментов текста)

8

9

Сжатое изложение

ОБЪЁМ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ:

  • незначительное сжатие;
  • -1/2 исходного текста;
  • -1/3исходного текста ЗА СЧЕТ ЧЕГО ДОСТИГАЕТСЯ СЖАТИЕ? -отбор главного и отбрасывание второстепенного;
  • -нельзя, чтобы сжатое изложение превратилось в выборочное

9

10

Сжатое изложение

ЧТО СОХРАНИТЬ ПРИ СЖАТОМ ИЗЛОЖЕНИИ? -связность текста, содержание текста, тему, идею высказывания;

  • последовательность изложения;
  • четкий переход от одного к другому;
  • микротемы;
  • ключевые слова и обороты речи; -наиболее характерные изобразительно- выразительные средства, при помощи которых передается колорит текста

10

11

Сжатое изложение

ЧТО МОЖНО ИСКЛЮЧИТЬ ПРИ СЖАТИИ ТЕКСТА? -примеры, доказательства, попутные сведения, детали, подробности, лирические отступления;

  • обобщающие слова и предложения;
  • однородные члены;
  • повторы;
  • диалог;
  • пространное описание природы, чувств, настроений;
  • обязательна замена прямой речи косвенной; -обязательна замена 1 лица на 3-е

11

12

Сжатое изложение

МОЖНО ЛИ МЕНЯТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЧАСТЕЙ ИЗЛОЖЕНИЯ? Желательно оставить той же.

12

13

Сжатое изложение

МОЖНО ЛИ ИЗМЕНИТЬ СТИЛЬ ТЕКСТА И ТИП РЕЧИ? -при сжатии художественного повествования утрачивается образность и эмоциональность, оно превращается в подобие информационного сообщения, описываются действия, их характеристики, описания исключаются; -при сжатии рассуждения необходимо сохранить все аргументы, сократив лишь излишние подробности

13

14

Сжатое изложение

АЛГОРИТМ СЖАТИЯ ТЕКСТА:

  • определение стиля исходного текста;
  • уточнение темы и основной мысли(обратить внимание на заглавие и подтекст);
  • определить тип речи;
  • анализ содержания текста(выделение микротем, составление плана, уточнение основной части);
  • выполнение чернового варианта;
  • проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств(не менее 2 раз): 1 раз-соответствие исходному тексту, логика работы, выделение абзацев;
  • 2 раз-разнообразие языковых средств, лексики, синтаксиса, исключение повторов, исправление речевых, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок

14

15

Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему

УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО РЕШИТЬ выпускнику 9 класса ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ: 1)Создать текст типа рассуждения:

  • выдвинуть тезис, -обосновать тезис и привести примеры, -сделать вывод, подтверждающий тезис;
  • 2)Показать знание русского языка в соответствии с темой дискуссии героев;
  • 3)Найти два примера-иллюстрации и использовать их в собственном сочинении-рассуждении;
  • 4)Создать текст в соответствии с его основными признаками и заданной композицией (текст типа рассуждения)

15

16

Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему

ПОРЯДОК УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВЫПУСКНИКА 9 КЛАССА:

  • чтение задания и текста;
  • отбор необходимых для раскрытия темы терминов-понятий и объяснение их содержания;
  • нахождение в тексте для чтения примеров(в скобках указать номера предложений);
  • отбор языковых средств связи частей текста сочинения; -этически корректная формулировка собственного мнения (согласие или несогласие с позицией указанных героев дискуссии)

16

17

Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ: 1)Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью. 2)Теоретически обоснованный и подтвержденный лингвистическими примерами из текста для чтения ответ на поставленный в теме вопрос. 3)Вывод (подтверждение тезиса).

17

18

ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС)

1) фраза, принадлежащая герою дискуссии; 2) собственное высказывание

18

19

ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС)

СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО: 1) С помощью предложения, констатирующего актуальность обсуждаемого вопроса(В наше время особенно остро стоит проблема…Или: Проблема… является актуальной в наши дни)

19

20

ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС)

СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО: 2) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР: -именительного темы(Русская орфография. Принципы русской орфографии. Что обозначают эти понятия?) -парного соединения однородных членов(Звуки и буквы. Как связаны между собой эти понятия?) -антитезы(Орфограмма и орфографическая ошибка- понятия, противопоставленные друг другу и тесно связанные между собой) -умолчания(Риторический вопрос…Что заключено в нем в художественном произведении?) -вопроса и ответа на него(Нужны ли обращения в речи? Безусловно, нужны) -риторического восклицания(Какая же она трудная, русская орфография!)

20

21

ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС)

СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО: 3) С помощью пословиц и поговорок (Всем известна поговорка «Что написано пером, не вырубишь топором». В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть требовательным к письменной речи.)

21

22

ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС)

СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО: 4) В виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста(Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным.Одним из признаков хорошего образования является умение правильно написать письмо.)

22

23

Основная часть сочинения- рассуждения

ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ: Глаголов 1-го лица мн.числа (докажем, найдем, подтвердим, приведем, определим)

23

24

Основная часть сочинения- рассуждения

ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ: Союзов и союзных слов (так как, так что, потому, поэтому, в результате чего, если, чтобы, для того чтобы)

24

25

Основная часть сочинения- рассуждения

ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ: вводных слов (например, следовательно); (Я согласен с Ильей. Во-первых,…; во-вторых,…;в-третьих,…)

25

26

Основная часть сочинения- рассуждения

ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ: это подтверждается тем…; это объясняется тем…; это обусловлено тем…; причина состоит в следующем…; отсюда вытекает…; из этого следует, что…; из этого вытекает, что…; это позволяет предположить, что…

26

27

Основная часть сочинения- рассуждения

ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ:

  • СПП с придаточными причины (Я разделяю точку зрения Николая, потому что…);
  • использование вопроса и ответа на него (Разве можно не согласиться с мнением Тани? Конечно, нет.)

27

28

Заключение сочинения — рассуждения

СВЯЗЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ВЫВОДА МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА С ПОМОЩЬЮ: -вводных слов(таким образом, итак) -синтаксических конструкций (в заключение сделаем вывод, подытожим всё вышесказанное, в итоге мы пришли к выводу )

28

29

Список тем сочинения- рассуждения С2

1.

(из учебного пособия под ред.Н.А.Сениной.2009):

  • Роль устаревших и книжных слов в публицистической и художественной речи;
  • Роль книжных слов в публицистической речи;
  • Роль лексики разных стилей и сфер употребления в художественном произведении;
  • Роль антонимов в речи;
  • Роль антонимов в публицистической и художественной речи;
  • Роль тире на письме;
  • Роль тире в тексте; -Зачем нужны тире и двоеточия в письменной речи? -В каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым?

29

30

Список тем сочинения- рассуждения С2

1.

(из учебного пособия под ред.Н.А.Сениной.2009) -Зачем нужны вводные слова? -Роль вводных слов и предложений в устной и в письменной речи;

  • Зачем нужны обращения? -Роль риторических вопросов в тексте;
  • Зачем нужны риторические вопросы? -Роль риторических вопросов в художественном произведении;
  • Как правильно написать письмо;
  • Особенности текстов публицистического стиля;
  • Как строится рассуждение;
  • Роль цитат в речи; -Роль лексического повтора в художественном произведении

30

31

Модель урока подготовки к сочинению

1)Актуализация знаний(слово учителя, беседа, работа с терминологией) 2)Работа с текстом(задания, вопросы) 3)Наведение на тему(постановка дискуссионного вопроса) 4)Работа с изречениями, которые связаны с темой урока 5)Рассмотрение языкового явления на примере других(художественных) текстов 6)Устное рассуждение уч-ся на данную тему 7)Самостоятельная работа 8) Итоги, выводы, рефлексия 9)Домашнее задание

31

32

ДОПУЩЕННЫЕ ошибки (аттестация 2008года)

-ИК2-незнание приемов сжатия текста -А5-определение лексического значения слова -В7-знаки препинания в ССП -В9-определение предикативной основы предложения -В10-простое осложненное предложение(знаки препинания при однородных членах) -В14-сложные предложения с различными видами связи -С1К4-нарушения в композиции сочинения

32

33

Методические советы

-Ознакомить учащихся с критериями оценки экзаменационной работы;

  • учить 9-классников находить и классифицировать ошибки в изложении и сочинении в соответствии с критериями оценивания;
  • учить 9-классников основам редактирования текста;
  • по результатам выполнения обучающих, контрольных работ, пробного экзамена вести диагностические карты, выстраивать рейтинг учащихся;
  • учить 9-классников работать над текстом маркером-выделителем; -на каждом занятии использовать мини-тесты

33

«Изложение сочинение»