Около 15 лет выпускники 9 класса писали экзаменационную работу(изложение с элементами сочинения) по открытому сборнику изложений под ред. Л. М. Рыбченковой. 2006 год:60 регионов России (346 тыс. выпускников) участвовали в апробации новой формы экзамена. Январь 2008 года: на сайте ФИПИ (Федерального института педагогических измерений) обнародован для обсуждения новый проект экзамена. Февраль 2008 года: сформирована демоверсиия для 9-го класса. Июнь 2008 года: выпускники 9 классов Краснодарского края сдавали экзамен в новой форме .
3
4 |
Необходимость новой формы экзаменаПереосмысление целей преподавания русского языка от обучения «в грамматическом духе» к обучению «в риторическом духе» Реализация деятельностного подхода в обучении родному языку Развитие у учащихся компетенций:
4 |
|
5 |
Их фамилии надо знатьБолотов В.А., руководитель Рособрнадзора Цибулько Ирина Петровна, председатель Федеральной комиссии по русскому языку Степанова Людмила Сергеевна, руководитель предметной группы по русскому языку ( 9-й класс) 5 |
|
6 |
Задачи учителя, работающего в 9 классеСтремиться к повышению своего образовательного уровня: -Внимательно познакомиться с нормативной базой ЕМЭ. -Познакомиться с различными типами тестовых заданий (А,В,С2.1 и С2.2). -Научиться выполнять тесты ЕМЭ и добиваться адекватных результатов. -Овладеть методикой составления КИМ тренировочного характера. 6 |
|
7 |
Учителю необходимо проанализироватьОбразовательные стандарты и созданный на их основе кодификатор, представляющий основные проверяемые элементы содержания образования. Спецификацию, отражающую структуру работы, типы заданий, время выполнения заданий. 7 |
|
8 |
Структура экзаменационной работыПЕРВАЯ ЧАСТЬ – написание сжатого изложения по послушанному тексту ВТОРАЯ ЧАСТЬ – задания А1–А7 (выбор одного ответа из четырех предложенных) и задания В1-В14 (запись найденного ответа цифрами и словами) ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ – два альтернативных творческих задания С 2.1(сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) и С2.2(самостоятельная интерпретация смысла одного из ключевых фрагментов текста) 8 |
|
9 |
Сжатое изложениеОБЪЁМ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ:
9 |
|
10 |
Сжатое изложениеЧТО СОХРАНИТЬ ПРИ СЖАТОМ ИЗЛОЖЕНИИ? -связность текста, содержание текста, тему, идею высказывания;
10 |
|
11 |
Сжатое изложениеЧТО МОЖНО ИСКЛЮЧИТЬ ПРИ СЖАТИИ ТЕКСТА? -примеры, доказательства, попутные сведения, детали, подробности, лирические отступления;
11 |
|
12 |
Сжатое изложениеМОЖНО ЛИ МЕНЯТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЧАСТЕЙ ИЗЛОЖЕНИЯ? Желательно оставить той же. 12 |
|
13 |
Сжатое изложениеМОЖНО ЛИ ИЗМЕНИТЬ СТИЛЬ ТЕКСТА И ТИП РЕЧИ? -при сжатии художественного повествования утрачивается образность и эмоциональность, оно превращается в подобие информационного сообщения, описываются действия, их характеристики, описания исключаются; -при сжатии рассуждения необходимо сохранить все аргументы, сократив лишь излишние подробности 13 |
|
14 |
Сжатое изложениеАЛГОРИТМ СЖАТИЯ ТЕКСТА:
14 |
|
15 |
Сочинение – рассуждение на лингвистическую темуУЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО РЕШИТЬ выпускнику 9 класса ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ: 1)Создать текст типа рассуждения:
15 |
|
16 |
Сочинение – рассуждение на лингвистическую темуПОРЯДОК УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВЫПУСКНИКА 9 КЛАССА:
16 |
|
17 |
Сочинение – рассуждение на лингвистическую темуПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ: 1)Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью. 2)Теоретически обоснованный и подтвержденный лингвистическими примерами из текста для чтения ответ на поставленный в теме вопрос. 3)Вывод (подтверждение тезиса).
17 |
|
18 |
ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС)1) фраза, принадлежащая герою дискуссии; 2) собственное высказывание 18 |
|
19 |
ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС)СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО: 1) С помощью предложения, констатирующего актуальность обсуждаемого вопроса(В наше время особенно остро стоит проблема…Или: Проблема… является актуальной в наши дни) 19 |
|
20 |
ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС)СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО: 2) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР: -именительного темы(Русская орфография. Принципы русской орфографии. Что обозначают эти понятия?) -парного соединения однородных членов(Звуки и буквы. Как связаны между собой эти понятия?) -антитезы(Орфограмма и орфографическая ошибка- понятия, противопоставленные друг другу и тесно связанные между собой) -умолчания(Риторический вопрос…Что заключено в нем в художественном произведении?) -вопроса и ответа на него(Нужны ли обращения в речи? Безусловно, нужны) -риторического восклицания(Какая же она трудная, русская орфография!) 20 |
|
21 |
ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС)СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО: 3) С помощью пословиц и поговорок (Всем известна поговорка «Что написано пером, не вырубишь топором». В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть требовательным к письменной речи.) 21 |
|
22 |
ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС)СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО: 4) В виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста(Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным.Одним из признаков хорошего образования является умение правильно написать письмо.) 22 |
|
23 |
Основная часть сочинения- рассужденияДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ: Глаголов 1-го лица мн.числа (докажем, найдем, подтвердим, приведем, определим) 23 |
|
24 |
Основная часть сочинения- рассужденияДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ: Союзов и союзных слов (так как, так что, потому, поэтому, в результате чего, если, чтобы, для того чтобы) 24 |
|
25 |
Основная часть сочинения- рассужденияДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ: вводных слов (например, следовательно); (Я согласен с Ильей. Во-первых,…; во-вторых,…;в-третьих,…) 25 |
|
26 |
Основная часть сочинения- рассужденияДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ: это подтверждается тем…; это объясняется тем…; это обусловлено тем…; причина состоит в следующем…; отсюда вытекает…; из этого следует, что…; из этого вытекает, что…; это позволяет предположить, что… 26 |
|
27 |
Основная часть сочинения- рассужденияДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ:
27 |
|
28 |
Заключение сочинения — рассужденияСВЯЗЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ВЫВОДА МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА С ПОМОЩЬЮ: -вводных слов(таким образом, итак) -синтаксических конструкций (в заключение сделаем вывод, подытожим всё вышесказанное, в итоге мы пришли к выводу ) 28 |
|
29 |
Список тем сочинения- рассуждения С21. (из учебного пособия под ред.Н.А.Сениной.2009):
29 |
|
30 |
Список тем сочинения- рассуждения С21. (из учебного пособия под ред.Н.А.Сениной.2009) -Зачем нужны вводные слова? -Роль вводных слов и предложений в устной и в письменной речи;
30 |
|
31 |
Модель урока подготовки к сочинению1)Актуализация знаний(слово учителя, беседа, работа с терминологией) 2)Работа с текстом(задания, вопросы) 3)Наведение на тему(постановка дискуссионного вопроса) 4)Работа с изречениями, которые связаны с темой урока 5)Рассмотрение языкового явления на примере других(художественных) текстов 6)Устное рассуждение уч-ся на данную тему 7)Самостоятельная работа 8) Итоги, выводы, рефлексия 9)Домашнее задание 31 |
|
32 |
ДОПУЩЕННЫЕ ошибки (аттестация 2008года)-ИК2-незнание приемов сжатия текста -А5-определение лексического значения слова -В7-знаки препинания в ССП -В9-определение предикативной основы предложения -В10-простое осложненное предложение(знаки препинания при однородных членах) -В14-сложные предложения с различными видами связи -С1К4-нарушения в композиции сочинения 32 |
|
33 |
Методические советы-Ознакомить учащихся с критериями оценки экзаменационной работы;
33 |
|
«Изложение сочинение» |