Историческая тема в творчестве А. С. Пушкина

Поэма-сказка «Руслан и Людмила» (1820)

Руслан и Людмила

В 1820 г., только окончив Лицей, Пушкин заканчивает свою первую романтическую поэму — «Руслан и Людмила». Сам он так отзывается о ней: «труд игривый», «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

Патриотический мотив в поэме-сказке «Руслан и Людмила»

Эта волшебная сказка в стихах вдохновлена русскими былинами, которые автор позаимствовал и у Арины Родионовны, и из книг, например у Карамзина и Радищева. Так, образ Руслана соединил в себе черты и Ильи Муромца, И Алеши Поповича. А имена соперников главного героя взяты из «Истории государства Российского» Карамзина.

Но в поэме не так много исторических фактов или преданий о России, сколько общего патриотического настроя, характерного для того времени (только что был побежден великий император Наполеон).

Руслан воплощает в себе мощь русского человека, которая подчиняет себе любую силу, укрощая захватчиков, вторгающихся на русскую землю. Автор неоднократно подчеркивает этот мотив. Например, можно отметить момент, когда колдун-карлик, похититель Людмилы, изнемогает и сдается перед русской мощью и отвагой богатыря:

  • От напряженья костенея, Руслан за бороду злодея Упорной держится рукой. Меж тем, на воздухе слабея И силе русской изумясь, Волшебник гордому Руслану Коварно молвит: «Слушай, князь! Тебе вредить я перестану;

Младое мужество любя,

Забуду всё, прощу тебя, Спущусь — но только с уговором…» «Молчи, коварный чародей! — Прервал наш витязь: — с Черномором, С мучителем жены своей, Руслан не знает договора! Сей грозный меч накажет вора. Лети хоть до ночной звезды, А быть тебе без бороды!»

Когда мы читаем этот фрагмент, то даже вспоминаем про басню Крылова «Волк на псарне», созданную во время войны 1812 г., которая содержит в себе похожий сюжет и идентичный смысл. (В этой басне ловчий не желает вести переговоры с коварным волком, который олицетворяет Наполеона, и немедленно пристреливает его).

Образ вещего старца в поэме-сказке «Руслан и Людмила»

Также в поэме появляется образ вещего старца, который позже будет иметь большое значение в произведениях Пушкина на историческую тему — например, в «Песни о вещем Олеге», в «Борисе Годунове».

Мудрый Финн в пещере вдохновляет и ободряет Руслана. Волшебник олицетворяет более мудрого человека, чем большинство. Он знает и прошлое, и «провидит» будущее («провидец»).

Во многом герой побеждает именно благодаря его наставлению и поддержке. Таким образом поэт подчеркивает, что ученые люди имеют большое значение для свершения великих дел, иначе говоря для истории.

2 стр., 966 слов

Образ и характеристика Руслана в поэме Руслан и Людмила Пушкина

... ему колдун Финн. Конец у поэмы весьма счастливый, хоть мы и не знаем подробностей, но можем догадываться, что любовная пара зажила мирно и счастливо, без приключений. Образ и характеристика Руслана в поэме Руслан и Людмила

Поэт намекает на то, что великие герои (цари, князи…) должны слушать указания мудрых людей, чтобы привести свое дело к успеху.

Эта же мысль звучит и в следующем произведении Пушкина на историческую тему — в «Балладе о вещем Олеге».

Трагедия «Борис Годунов» (1825)

Борис Годунов

В 1825 г. Пушкин оканчивает историческую пьесу «Борис Годунов» о смутном времени начала 17 века. Пьеса эта была создана под влиянием чтения «истории государства Российского». Само произведение даже посвящено Карамзину, из трудов которого Пушкин взял столько сюжетов для своих произведений. А образ старца Пимена — наиболее возвышенный образ произведения — это намек на самого Карамзина, историка и собирателя летописей.

Портрет старца Пимена написан с любовью и уважением:

  • Ни на челе высоком, ни во взорах Нельзя прочесть его сокрытых дум; Все тот же вид смиренный, величавый.

Дело жизни этого героя, как и призвание Карамзина, современника Александра Сергеевича Пушкина, — это вести летопись России и быть голосом народной совести:

Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих поминают За их труды, за славу, за добро — А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

Столь возвышенное начало трагедии сменяется показом напряженных политических интриг, то в стане Годунова, то в лагере его противника, Самозванца — Лжедмитрия.

В трагедии Поэт продолжает рассуждать о сущности власти. Кому принадлежит она? Вернее, кто ответствен за нее, сам ли государь, или народу, или случай, божественное произведение ?

Старец Пимен фактически проводит мысль о том, что власть выбирает сам народ своим согласием или несогласием.

Но и в устах других героев трагедии звучит мысль о том, что власть, даже самодержавная, сильна на самом деле народным мнением. И даже крепостной народ, лишенный, казалось бы, и прав, и воли, играет в конце концов решающую роль в судьбах трона.

Ведь все знали в глубине души, что Борис Годунов — убийца малолетнего царевича. Однако не было достойного царя, который мог бы править Россией так же хорошо, как Годунов. Поэтому народ молча терпел незаконность трона.

Но когда появился Самозванец, назвавший себя царевичем, всем людям в народе захотелось поверить, что убийства не было, что царевич чудесным образом спасся и теперь, возмужав, идет на свой законный трон. Об этом говорит боярин Пушкин, сторонник Самозванца. Он описывает, как Россия сдавалась без боя малочисленным и слабым войскам Лжедмитрия, поверив, что во главе идет настоящий русский царевич:

  • Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогой, А мнением;
  • да! мнением народным. Димитрия ты помнишь торжество И мирные его завоеванья, Когда везде без выстрела ему Послушные сдавались города, А воевод упрямых чернь вязала?

Итак, Лжедмитрий силен народной поддержкой, а Борис Годунов жалуется о том, что народ его не любит, равнодушен и не ценит его благодеяний.

Видно народное равнодушие и в день венчания Годунова на царство, когда крестьяне около Новодевичьего монастыря не испытывают никаких истинных чувств. В данной сцене показано, что это словно и не народ в полном смысле слова, а бессмысленно послушные боярам холопы.

1 стр., 453 слов

Народ и его роль в трагедии Пушкина «Борис Годунов»

... простит Борису убийство младенца. Но и Самозванец не будет прощен за смерть Годунова и его жены. Народ – строгий судья всех отступников божественных заповедей и законов. в знаменитой трагедии ... окончании трагедии, здесь уже народ – полноправный деятельный участник всех происходящих событий. Он уже не скрывает своей ненависти и накипевшей злобы и готов на расправу. Понравилось сочинение? А ...

Но народное мнение и сила его будут показаны в трагедии. Оказывается, народ желает видеть истинного, законного государя, государя с чистой совестью, а не царя-убийцу. Потому и холоден люд к Годунову, несмотря на все положительные стороны правления этого царя.

Царская власть показана как очень шаткая. Сам Годунов мучим изнутри совестью и потому страхом, а окружающие его лукавые и пронырливые бояре (Шуйский, Басманов) постоянно готовы к измене.

Тема законности и «чистоты совести» царской власти

Нечиста совесть у Бориса и его приближенных бояр, которые постоянно юлят в поисках личной выгоды. Нечиста совесть у Дмитрия Самозванца, который из-за своего одного честолюбия заставляет литься русскую кровь.

Дмитрий Самозванец

В произведении голос совести проступает через образы старца Пимена, юродивого Николки. Что касается обобщенного образа народа, то он показан в целом с такой же спящей совестью, как и у бояр. И лишь в конце произведения, когда совершается убийство сына Годунова, появляется авторская ремарка: «Народ безмолствует». Этой фразой заканчивается трагедия.

В этом молчании — вся проснувшаяся совесть и душа народа, через сострадание к невинным жертвам. Это сострадание, которое раньше относилось к убиенному (убитому) царевичу Дмитрию. Теперь оно перенеслось на детей Годунова, а гнев народный за это преступление падет на Дмитрия Самозванца, как мы знаем уже из истории.

Итак, в неодобрительном молчании народа звучит тема справедливости, тема возмездия. Самозванец получит свое возмездие — он посеял бунт против своего соперника Годунова, но ему суждено пожать точно такой же бунт, который вскоре начнется против него самого.

Тема исторического возмездия в трагедии «Борис Годунов»

После смерти Бориса Годунова, его сына Феодора постигла та же участь, что когда-то царевича Дмитрия. Он убит, невинный ребенок, стоящий на пути предприимчивого властолюбца. Так Пушкин показал возмездие Годунову, свершившееся от лица самой истории. За свое преступление, убийство царского потомка Дмитрия, он расплачивается посмертно гибелью своего сына и прекращением династии.

Таким образом, исторический сюжет вновь позволил Пушкину коснуться больной темы для его друзей — современников, для его единомышленников — вольнолюбцев. Эта тема — царская власть. Насколько она законна? насколько она совестлива? Какую роль может играть народ в судьбах трона? существует ли возмездие государю ? Все эти проблемы звучали очень остро накануне восстания декабристов.

Рейтинг

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Жанровая специфика любого исторического произведения состоит в том, что она определена временной дистанцией между моментом создания произведения и моментом, к которому обращается автор. Важно иметь в виду, что обращение в прошлое никогда не бывает вполне бескорыстным, поскольку при этом писатель пытается найти ответы на вопросы дня сегодняшнего. По этому поводу Белинский писал: «Мы вопрошаем наше прошлое, дабы оно рассказало нам о нашем настоящем и намекнуло на наше будущее». Еще с двадцатых годов Пушкин проявлял интерес к историческому прошлому своей страны. В этот период он пишет такие свои произведения, как «Борис Годунов», «Песнь о вещем Олеге», «Полтава». Интерес к истории обостряется у Пушкина в тридцатые годы, когда в России увеличилось количество крестьянских волнений. Эти события ставили в центр внимания автора вопросы о причинах волнений, о взаимоотношениях помещиков и крепостных крестьян, государственной власти и народа, о движущих силах истории. Именно такие вопросы ставит перед собой Пушкин в своих самых значительных произведениях, написанных в тридцатые годы: в романе «Дубровский», в поэме «Медный всадник», в труде «История Пугачевского бунта» и в повести «Капитанская дочка».

Необходимо отметить, что в творчестве Пушкина в эти годы возникает и развивается тема крестьянской войны, бунта. Так, в романе «Дубровский» прямо противопоставлены друг другу два мира — крепостных крестьян и помещиков. В повести «Капитанская дочка» тема крестьянского бунта становится центральной. В этом произведении Пушкин исторически верно определил причины, описал ход событий крестьянского восстания, приведшего к крестьянской войне 1773—1775 годов; показал социальный и национальный состав пугачевцев: казаки, крепостные крестьяне, башкиры, татары, чуваши и другие. Автор признавал справедливость пугачевского бунта, направленного против помещиков и крепостного гнета, но в то же время показывал бесплодность и бесперспективность бунта. Ведь он так или иначе был подавлен царскими войсками, хотя сначала и казалось, что добиться победы не так-то сложно, когда крепость за крепостью сдавались Пугачеву без боя.

Кстати, образ Пугачева играет важнейшую роль в повести, поскольку с ним связаны все сюжетные линии. Этот образ резко отличается от образа Пугачева в труде «История Пугачевского бунта», где он представлен как изверг, кровожадный убийца, разбойник.

В повести «Капитанская дочка» характер и особенности мировоззрения самозванца проявляются в основном в сюжетной линии Пугачев — Гринев.

Первый раз Пугачев появляется в пророческом сне Петра Гринева, в котором и заключается идейный смысл всей повести. Этот сон выполняет несколько функций в произведении. Во-первых, он является пророческим, то есть показывает ту роль, которую предстоит сыграть Пугачеву в жизни Гринева и которую определяет матушка Петруши, говоря ему: «…это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит…»

Во-вторых, сон указывает на противоречивость натуры Пугачева. С одной стороны, Гринев видит комнату, наполненную мертвыми телами, и лужи крови. Пушкин таким образом показывает, что Пугачев на самом деле не кто иной, как разбойник, убийца, самозванец. С другой стороны, главный герой видит перед собой мужика с черной бородой, который весело на него поглядывает и ласково кличет, иными словами, во сне проявляется то человеческое, доброе начало, которое почувствовал Гринев.

Таким образом, Пушкин неоднозначно относится к образу Пугачева, и можно, даже, сказать, что симпатизирует этому герою, хотя и не закрывает глаза на зверства, которые тот творит во время взятия Белогорской крепости по отношению к ее коменданту Ивану Кузьмичу, его жене Василисе Егоровне и другим людям, не пожелавшим присягать самозванцу.

Повествователь, то есть сам главный герой, повзрослевший со времен действия повести, дает следующий портрет Пугачева: «Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза его так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но шутовское. Волоса обстрижены в кружок; на нем были оборванный армяк и татарские шаровары».

Пугачев привлекает читателя широтой, цельностью и удалью натуры, своей талантливостью. Этим он близок и понятен народу. Простые люди видят в нем народного заступника, царя, вера в которого всегда жила у русского мужика. Казаки и солдаты Белогорской крепости не хотят сражаться против Пугачева и переходят на его сторону, а жители крепости встречают самозванца хлебом-солью.

Кроме того, Пугачев справедлив, великодушен и отзывчив. Эти черты его характера ясно проявляются во взаимоотношениях героя с Петром Гриневым и Савельичем. Так, этот мужичок с черной бородой вывел главного героя к постоялому двору, когда уже и не было никакой надежды на то, чтобы найти дорогу. За стакан же вина и заячий тулупчик он дарует Гриневу жизнь, а также защищает Машу Миронову. Такое понимание между человеком, для которого, казалось бы, нет никаких нравственных ценностей, самозванцем, грабящим города и убивающим людей, и дворянином, сохраняющим верность присяге, данной императрице, объясняется тем, что Гриневу удается уйти от социально-классовых позиций в общении с людьми на позиции общечеловеческого характера.

Хотя Пугачев и неграмотен, но его никак нельзя назвать глупым. Его речь изобилует поговорками, из которых и черпается народная мудрость: «Долг платежом, красен», «…утро вечера мудренее», «казнить так казнить, миловать так миловать».

Неграмотный мужик тем не менее обладает и способностями полководца. Во время сражения он личным примером воодушевляет своих казаков. В его войсках соблюдается строгая дисциплина, порядок и организованность.

Таким образом, в повести «Капитанская дочка» образ Пугачева занимает важнейшее место; он показан Пушкиным как живой человек, не чуждый общечеловеческих ценностей. Сам автор симпатизирует своему герою, не отрицая при этом преступность его деяний и не оправдывая Пугачева. Отношение же Пушкина к идее крестьянской войны выражается в его словах: «Не приведи господи видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный».

Итак, обращаясь в прошлое, поэт пытается ответить на вопросы настоящего, стремится осознать свое место в истории. По словам Белинского, «Пушкин принадлежит к числу тех творческих гениев, тех великих исторических натур, которые, работая для настоящего, приготовляют будущее и потому не могут принадлежать только одному прошедшему».