Обзор проблемы «Средства создания художественного образа» статья

Художественный образ: определение понятия, свойства.

  • Средства создания художественного образа.
    1. Художественный образ: значение понятия, свойства

    Все мы в школе не раз писали сочинения на тему «Образ такого-то героя в таком-то произведении». И вот мы сидим, пытаемся что-то сочинить, написать… или просто списываем с готового сочинения, надеясь, что у учителя нет такой же книги с готовыми сочинениями. А было бы гораздо проще написать то сочинение, понимай мы тогда, что есть это такое «художественный образ», с помощью каких средств он создается. Попробуем разобраться в этом явлении.

    Для начала обратимся к определению понятия .

    Анализируя понятия из разных словарных источников [1, 3, 8, 10], можно сказать, что художественный образ – индивидуализированное изображение человеческой жизни, и в то же время это обобщённая её картина.

    Но на данном этапе говорить о полноте определения ещё рано.

    Очень большую роль, по мнению многих исследователей в данной области в изображении играет вымысел. Без творческого воображения художника не было бы единства индивидуального и обобщённого, без которого нет образа. На основе своего знания и понимания жизни художник воображает такие жизненные факты, по которым лучше своего можно было бы судить об изображаемой им жизни. В то же время вымысел художника не произволен, он подсказан ему его жизненным опытом. Только при этом условии художник сумеет найти настоящие краски для изображения того мира, в который он хочет ввести читателя.

    Произведения искусства вызывают у воспринимающих их палитру чувств. некоторые относятся к нему как к чему-то лично затрагивающему, непосредственно к нему относящемуся. Это – эстетическое чувство, связанное с представлением об идеале. А кто-то отнесется к тому же произведению с меньшей отзывчивостью, оно его никак не затронет. Хотя, мы не можем утверждать, что у данного человека нет этих эстетических чувств, у него скорее другие представления об идеале.

    2 стр., 601 слов

    Понятие «школьного сочинения» в современной методике ...

    ... работ по методике русского языка и школьной практики, материалом сочинений может служить и эпизод из своей жизни, жизни другого человека; экскурсия; посещение выставки; посещение музея и многое ... в общей системе обучения (). В следующем определении, сочинение называют уже просто работой. В данном понимании сочинения, смысл самого понятия сужен, в силу того, что ограничен материал, по ...

    Итак, обобщив выше написанное:

    Художественный образ — конкретная и в тоже время обобщённая картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение.

    Художественный образ располагает особыми свойствами , присущими только ему одному. Многие исследователи называют такие как:

    1) типичность (по А. И. Николаеву, — отражение в индивидуальном наиболее значимых черт общего [4]).

    2) органичность (живость) — естественность его воплощения, простота выражения и необходимость включения в общую образную систему [11].

    3) ценностная ориентация — художественный образ может иметь разную философскую или религиозную подоплеку, навязанную мировоззрением автора [11].

    4) недосказанность — это сгущенный лиризм или лаконизм художественного образа. Недосказанность придает художественному образу таинственность, наделяет его смысловой глубиной. Писатели рассчитывают уже не на художественное слово, но на читателя, который приглашается к диалогу, настраивается на сотворчество [11].

    1. Средства создания художественного образа

    Н.А. Дмитриева, А.А. Беляев и др. ученые указывают на то, что художественный образ создается на основе одного из средств : изображение, звук, языковая среда, или комбинации нескольких. Он неотделим от материального мира. Например, смысл, внутреннее строение, четкость музыкального образа во многом определяется природной материей музыки — акустическими качествами музыкального звука. В литературе и поэзии художественный образ создается на основе конкретной языковой среды; в театральном искусстве используются все три средства. В то же время, смысл художественного образа раскрывается лишь в определенной коммуникативной ситуации, и конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже сиюминутного настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной культуры, к которой он принадлежит [2, 11].

    Кратко рассмотрим каждое средство создания художественного образа.

    Изображение . В проштудированных словарях изображение трактуется как процесс и как некий образ чего-либо, предмет. Для нас важен момент толкования данного явления во втором его понимании, а именно как изображение чего-либо, представленное в виде продукта изобразительного искусства (картина, гравюра, скульптура, фотография).

    Здесь художественный образ создается с учетом всех аспектов зрительного восприятия, т.е. с помощью форм, линий, фактур, цветов, светотени, пластики и прочее – что называется изобразительными средствами. А так же с помощью выразительных средств, связанных с построением сюжета, ассоциаций, которые пытается донести автор до зрителей (так называемый сюжетно-ассоциативный комплекс) [1, 2, 11].

    6 стр., 2582 слов

    Конспект русского языка Мини- «Звуки весны»

    ... и так далее. Подробнее… Конспект урока русского языка Мини-сочинение «Звуки весны» Тема Мини-сочинение «Звуки весны». Цель: Учить детей писать сочинение по опорным словам. Задачи: Закрепить полученные ранее знания (глагол, ... остановиться и подумать. Конечно, далеко не каждому дано понять и услышать настоящие звуки осени. Многие могут даже рассмеяться прямо в глаза. Но услышать палитру можно в ...

    Звук . Мы будем придерживаться следующего определения понятия звук — в широком смысле — упругие , распространяющиеся в среде и создающие в ней механические колебания; в узком смысле — субъективное восприятие этих колебаний специальным и животных [11].

    Нас же интересует звук не сам по себе, а именно музыкальный звук, а точнее совокупность музыкальных звуков, построенная в определенную композицию и передающая определенную «историю», задумку, чувства человека создавшего ее – сама музыка. Музыкальный звук обладает определенной высотой, тембром (окраска звука), громкостью (сила звука), длительностью (условная продолжительность звука) [11].

    Именно на сочетании свойств звуков и определенном ритмичном их построении, и строится музыкальный художественный образ, передающий эмоции и замысел композитора.

    Языковая среда . Литературоведы средствами создания художественного образа обозначают так называемые тропы. Н.Д. Тамарченко, пишет, что в риторике и классической поэтике тропами называются выражения и высказывания в переносном значении. Среди риторических фигур к тропам причисляются метафоры, метонимии, синекдохи, аллегории, гиперболы, литоты и т. п. [9].

    Метонимия — это простейший вид иносказания, предполагающего замену имени его лексическим синонимом («секира» вместо: «топор»).

    Или смысловым результатом (например, «золотой» век русской литературы» вместо: «русская литература XIX века»).

    Метонимия (перенос) лежит в основе любого тропа. Метонимичными, по М. Р. Львову, являются «связи по смежности».

    Синекдоха — это такая метонимия, при которой происходит замещение имени более узким или более широким по семантике наименованием (например, «носач» вместо «человек» (с большим носом) или «двуногие» вместо: «люди»).

    Замещаемое имя опознается по его характерному признаку, который называет замещающее имя.

    Аллегория — это образное иносказание, предназначенное для рациональной расшифровки (так, Волк и Ловчий в известной басне И. А. Крылова «Волк на псарне» легко дешифруются образами Наполеона и Кутузова).

    Образ в аллегории играет подчиненную роль. Он чувственно воплощает в себе какую-либо значимую идею; служит однозначной иллюстрацией, «иероглифом» абстрактного понятия.

    Сравнение — это такая метонимия, которая раскрывается в двух компонентах: сравниваемом и сравнивающем. А грамматически образуется с помощью союзов: «как», «будто», «словно» и т. п.

    Сравнение помогает увидеть предмет с новой, неожиданной точки зрения. Оно высвечивает в нем скрытые или незамеченные до той поры черты; дает ему новое семантическое бытие. Так, сравнение со свечками, «дарит» есенинским березам стройность, мягкость, теплоту, и слепящую красоту, свойственную всем свечам. Более того, деревья, благодаря такому сравнению, понимаются живыми, даже предстоящими Богу (поскольку свечи, как правило, горят в храме).

    Метафора, по справедливому определению А.А. Потебни, есть «сокращенное сравнение». Она обнаруживает только один — сравнивающий компонент. Сравниваемый — домысливается читателем. Метафора — скрытая аналогия. Этот троп генетически вырастает из сравнения, но не имеет ни его структуры, ни грамматического оформления (союзы «как», «будто» и др. не применяются) [7].

    25 стр., 12236 слов

    Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова

    ... образами. Основой большинства работ, посвященных анализу лермонтовских произведений, является исследование социальных, гражданских мотивов в творчестве М.Ю.Лермонтова, истории создания произведений, художественного метода произведений, художественных средств, которые использовал поэт и писатель, тем поэта и ...

    Олицетворение — это персонификация («оживление») неживой природы. Благодаря олицетворению земля, глина и камни приобретают антропоморфные (человеческие) черты, органичность.

    Эпитет — это не простое, но метафорическое определение. Он возникает путем сопряжения разнородных понятий (примерно по следующей схеме: кора + серебро = «серебристая кора»).

    Эпитет размыкает пределы традиционных признаков предмета и добавляет к ним новые свойства (так, эпитет «серебристая» придает согласующемуся с ним предмету («коре») следующие новые признаки: «светлая», «блестящая», «чистая», «с чернью») [11].

    Гипербола в литературном словаре определяется как — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности, например: «Я говорил это тысячу раз». Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приемами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафоры и т. п. («волны вставали горами»).

    Изображаемый характер или ситуация также могут быть гиперболическими (приукрашенными, преувеличенными) [5].

    Литота — 1. Обратная стилистическая фигура явного и намеренного преуменьшения, умаления и уничтожения, имеющая целью усиление выразительности, напр.: «Лошадь величиной с кошку», «Жизнь человека — один миг» и т. п. По существу литота чрезвычайно близка гиперболе по своему выразительному значению, почему ее и можно рассматривать как вид гиперболы (что и делали старые риторики, делившие гиперболу на увеличение и/или уменьшение).

    2. Стилистическая фигура нарочитого смягчения, выражения путем замены слова противоположным, но отрицательным по значению: «неплохо» вместо «хорошо», «не возражаю» вместо «соглашаюсь» [4, с. 505—506].

    Таким образом, художественный образ сложное и многогранное явление, которое обладает специфичными свойствами и определяется в первую очередь личностью своего создателя, его мироощущением. Средства, которыми создается образ, также многообразны и сложны. Правильное их использование, поможет автору в полной мере передать тот образ, который возник в его замысле.

    Ориентироваться в средствах создания художественного образа необходимо и простому обывателю. Они помогут ему при восприятии какого-либо произведения искусства, при попытке описать, понять художественный образ, заключенный в нем.

    Используемые источники:

    [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/hudojestvennyiy-obraz/

    1. Демин Г.С. Художественный образ в живописи. // Вестник Тюменского государственного университета. Философия. — 2011, — №10 – С. 179-185.
    2. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. / Под.ред. Ф.Д. Кондратенко и др. – М.: типография «Красный пролетарий» Госполитиздата Министерства культуры СССР, 1962г. – 354с., ил.
    3. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологи. / Б.И. Кононенко — М.: Вече, 2003. – 512 с. Есть электронная версия, которая и использовалась при написании контрольной работы ( ).
    4. Литературная энциклопедия: в 11 томах / Том 6 / Под ред. А. В. Луначарского — М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во «Сов. Энцикл.» — 1932. — 920 с.: ил.
    5. Литературная энциклопедия: в 11 томах / Том 2/ Под ред. В. М. Фриче — (б.м.): Изд-во Ком. Акад. — 1929. — 768 с.: ил.
    6. Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. – Иваново: ЛИСТОС, 2011, — 255с.
    7. Потебня A. A. Теоретическая поэтика./ Сост., вступ.ст., коммент. А.Б. Муратова – М.: Высш.шк. — 1990г. — 344с.
    8. Романова С. И. Художественный образ в пространстве семиотических отношений. // Вестник МГУ. Серия 7. Философия, — 2008. — № 6. — С.28-38.
    9. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия для студентов филологических факультетов./ Автор-составитель Н.Д. Тамарченко – М.: РГГУ, 1999. — 286 с.
    10. Эстетика: Словарь./ Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989. — 447 с. Есть электронная версия .
    11. Мега Энциклопедия Кирилла и Мефодия.