Глава I. Теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе

Создание колоритав изображении пейзажа имеет свой особый язык. Составным элементом этого языка служит цвет, как средство создания художественного образа и настроения в пейзаже, являющийся непосредственным орудием общения между автором и зрителем. Поэтому огромное значение имеет приобщение подростков к теоретическим основам формирования колорита в изображении пейзажа у обучающихся в 6 классе.

Изучение педагогической литературы, педагогических исследований, методических программ под научным руководством Б. М. Неменского, В.С Кузина, Т.Я. Шпикаловой показали актуальность разработок по вопросам теоретических основ формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе.

Для овладения любым художественным средством необходимо знание основ изобразительного искусства: композиции, свойства цвета, совершенствование технических приемов, умений и навыков .

На уроках по изобразительному искусству дети знакомятся с пейзажем, как жанром изобразительного искусства, при этом у них формируются основы колористического мышления, с помощью которых ученики самостоятельно выполняют разнообразные пейзажи.

Тема курсовой работы — «Теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе».

Объект исследования — уроки изобразительного искусства в 6 классе.

Предмет исследования — процесс формирования основ колористического изображения средствами пейзажа.

Цель работы: разработатьметодические рекомендации по формированию умений цветового и композиционного решения в пейзажной композиции на уроках изобразительного искусства в 6 классе.

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе;

2. Проанализировать искусствоведческую литературу с целью изучения

истории развития современного пейзажа, его содержания и художественных особенностей;

3 стр., 1194 слов

Формирование человека культуры средствами музыкального искусства

... образом, музыка, обладая специфическими особенностями, имеет всеобъемлющее воздействие на формирование гармоничного, высоконравственного, духовно-богатого человека отвечающего требованиям общества к человеку культуры. музыкальное искусство культура ... считал музыку важным средством нравственного и умственного воспитания человека. «Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о ...

3. Провести анализ учебных программ по изобразительному искусству на тему теоретических основ формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе;

4. Разработать и провести констатирующий урок;

5. Проанализировать результаты и сделать вывод.

Методы исследования — анализ искусствоведческой и педагогической литературы, наблюдение за художественной деятельностью школьников, анализ продуктов художественно-творческой деятельности школьников, педагогический эксперимент — констатирующий урок, математический и фактические анализы результатов исследования.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛОРИТА ИЗОБРАЖЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПЕЙЗАЖА У ОБУЧАЮЩИХСЯ В 6 КЛАССЕ

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛОРИТА ИЗОБРАЖЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПЕЙЗАЖА у ОБУЧАЮЩИХСЯ В 6 КЛАССЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы над темой «Теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе» мы проанализировали учебные задачи уроков изобразительного искусства в направлении обучения и специфику формирования колорита изображения на уроках рисования, на тему «пейзаж». Также нами были комплексно исследованы методики преподавания теоретических основ формирования колорита на уроках тематического рисования и предложены варианты проведения уроков в данном разделе изобразительного искусства в 6 классе.

Изучена психолого-педагогическая литература, выявлены традиционные подходы и методики развития воздушной и линейной перспектив пейзажной композиции. Проанализировав программы Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой, и В.С. Кузина, мы можем сделать вывод: что во всех программах присутствуют уроки посвященные пейзажу, но программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд: программа для 1–9 классов» отличается прежде всего, тем, что в ней присутствует наибольшее количество уроков посвященных теоретическим основам колорита изображения средствами пейзажа, изучению воздушной и линейной перспектив пейзажной композиции, на основе этой программы был проведён педагогический эксперимент, констатирующий урок.

По окончанию нашей методической работы мы пришли к следующим выводам:

  • Уроки-беседы, направленные на формирование теоретических основ колорита изображения средствами пейзажа, должны проводиться в тесной связи с практическими занятиями. Эта связь способствует успешному решению методики учебно-воспитательных задач, поставленных перед каждым классом;
  • Связь между беседами об искусстве и уроками рисования, на темы передачи колорита изображения средствами пейзажа осуществляется по-разному.

Так, знания, полученные учеником в процессе практических занятий по изобразительному искусству, находят свое дальнейшее развитие и закрепление при анализе произведений художников. Вместе с тем следует отметить, что сведения, которые ученики получают во время бесед на тему композиции рисунков, они в будущем используют, когда рисуют с натуры, по темам в пейзажных композициях;

  • В ходе написания нашей курсовой работы мы пришли к выводу, что проанализировать формирование теоретических основ колорита изображения средствами пейзажа помогают целевые наблюдения природы, рассматривания репродукций с картин художников-пейзажистов;

— В методике преподавания теоретических основ колорита изображения средствами пейзажа на уроках рисования следует обращать внимание на составление колористической гаммы, передающей состояние времени в пейзаже, симметричное и асимметричное расположение объектов на рисунке, корректируя в ходе урока ошибки школьников. Проанализировав рисунки школьников 6 классов, мы пришли к выводу, что в основном они заключаются в том, что дети избегают заграждений одних предметов другими. При этом им следует показывать, что данное явление имеет место в реальной жизни. Поэтому и на рисунке не стоит избегать моментов, когда один объект закрывает часть другого. Другой распространенной ошибкой является выполнение пейзажных композиций без учета воздушной перспективы, пространственных изменений предметов, то есть предметы кажутся плоскими и не имеют объема.

43 стр., 21375 слов

Формирование навыков построения композиции в рисунке у младших ...

... искусство, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Ей отводится особая роль, так как она закладывает основы ... О.В. Гайдамака, О.В. Калиниченко. В работах которых рассматривали вопросы использования средств изобразительного искусства, в формировании навыков построения композиции в рисунке у младших ...

Все вышесказанное надо учитывать в ходе самого процесса обучения теоретическим основам колорита изображения средствами пейзажа на уроках и уделять данным моментам больше внимания, ведь ошибки легче предупредить, нежели потом исправлять.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/kolorit-v-peyzaje/

1. Абрямова О.С., Словарь-справочник учителя изобразительного искусства. — Пенза 2005. – 70 с.

2. Беда Г.В. Живопись: учебник для вузов. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.

3. Белый А. Формы искусства/Символизм как миропонимание. — М.,1994.-528с.

4. Бесчастнов Н.П. Живопись. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2010. — 367 с.

5. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.- 528 с.

6. Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. – М., 1992.. Второе издание, 2002, Москва, АСТ. – 173 с.

7. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство, 1985. – 480 с.

8. Выготский Л.С. Воображение и творчество: Психол. очерк. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.

9. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех специальностей пед. вузов / под общ. ред. М.В. Гамезо. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с. – (Образование XXI века).

10. Климов Е.А. Основы психологии: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-дана, 2003. – 462 с.

11. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1977. – 208 с.

12. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. – 2004. – № 4. – С. 37–42.

13. Мальцева Л.В., Белая Т.В. Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству, 2015. – 159 с.

14. Милюков А.А. Организация натурных постановок на уроках изобразительного искусства в школе. – М.: Просвещение, 1978. – 112 с.

15. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд: программа для 1–9 классов. – М.: Просвещение, 2009. – 138 с. – (Программы для общеобразовательных учреждений).

16. Педагогическая психология: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2003. – 209 с.

17. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия. – Минск: Современное слово, 2005. – 720 с.

18. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для вузов. – М.: Агар, 2000. – 251 с.

19. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5–8 классов: в 4 ч. – Обнинск: ТИТУЛ, 1996.– Ч. 2. Основы живописи. – 80 с.

20. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Дону: Феникс, 2003. – 544 с.

21. Талызина Н.В. Педагогическая психология: учебник для студентов учебных заведений среднего профессионального образования. – 3-е изд., стереотипное. – М.: Akademia, 2003. – 287 с. – (Педагогическое образование).

22. Фридман Л.И. Психопедагогика общего образования: пособие для студентов и учителей. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 288 с. – (Библиотека педагога-практика).

23. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность школьника // Вопросы психологии. – 1998. – № 5. – С. 76–79.

24. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: программа для 5–9 классов. – М.: Просвещение, 2009. – 72 с. – (Программы для общеобразовательных учреждений).

25. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. – М.: Знание, 1970. – 48 с. – (Искусство).

Приложение 1

Таблица 1

Теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе в соответствии с программой

Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»

Тема урока Задание Средства исполнения
Б.М.Неменский Изображение пространства Беседа. Изображение рельс в перспективе. Линейная перспектива, линия горизонта, точка схода.
Правила линейной и воздушной перспективы Изображение уходящей вдаль аллеи Цельность, цветовая гамма, горизонт, колорит.
Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» Перспективная выразительность, воздушная перспектива.
Пейзаж – настроение. Природа и художник. Создание пейзажа настроения; работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе Колорит. Цвет.
Городской пейзаж Создание пейзажа родного города, работа по представлению и памяти узнаваемых мест города. Воздушная и линейная перспектива. Колорит.

Таблица 2

Теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе в соответствии с программой

В. С. Кузина «Изобразительное искусство» Основы обучения изобразительному искусству в школе

Тема урока Задание Средства изображения
В.С.Кузин В осеннем лесу, парке Работа над композицией пейзажа по памяти. Рисование дерева с натуры и по памяти Композиция. Передача состояния природы. Цвет. Колорит

Таблица 3

Теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе в соответствии с программой

Т. Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство: программа для 5–9 классов»

Тема урока Задание Средства изображения
Т.Я. Шпикалова Красота осеннего пейзажа Создание осеннего пейзажа в технике монотипии Композиция. Цвет. Колорит. Воздушная перспектива.
Осенний пейзаж в нашем творчестве Рисование с натуры или по памяти, по наблюдению осеннего пейзажа Композиция. Передача состояния природы. Колорит.Перспектива.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет педагогики, Кафедра «Изобразительное психологии и социальных наук искусство и культурология»

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль подготовки «Изобразительное искусство»

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе»

Мамонова М.

Научный руководитель

стар. преп.Бобровцева Т.М.

Пенза, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………….……………………………….3

Глава I. Теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе

1.1. Традиционные подходы в формировании колорита изображения средствами пейзажа…………………………………………………….….6

1.2. Особенности обучения колористическому изображению средствами пейзажана уроках изобразительного искусства……………………………………..14