Понятие «школьного сочинения» в современной методике преподавания русского языка и виды сочинений (2)

В настоящее время сложилось несколько точек зрения на понятие «школьного сочинения».

В частности в толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова мы находим такое определение «сочинения»:

Сочинение

Как видно из определения, автор подчеркивает здесь мысль о том, что сочинение является учебным упражнением по русскому языку.

Сочинение

Это определение практически не отличается от первого, с той лишь разницей, что здесь исключено слово «упражнение». Однако употреблено выражение «самостоятельная школьная работа». Следовательно, для автора этого определения больше важен тот факт, что сочинение – это именно самостоятельная работа, развивающая творческие способности учащихся ().

Сочинение — это общее название и школьное сочинение — это один из видов работ, которые предусматривают, продуманное изложение своих мыслей, суждений по теме произведения. Школьные сочинения являются важным фактором в общей системе обучения ().

В следующем определении, сочинение называют уже просто работой. В данном понимании сочинения, смысл самого понятия сужен, в силу того, что ограничен материал, по которому возможна работа по сочинению. Автор определения обозначает в качестве материала лишь произведения, однако, как известно из работ по методике русского языка и школьной практики, материалом сочинений может служить и эпизод из своей жизни, жизни другого человека; экскурсия; посещение выставки; посещение музея и многое другое.

В следующем определении, данном в учебном пособии Т.А. Ладыженской, И.П. Фроловича «Система обучения сочинениям в 4-8 классах» отражены несколько точек зрения ученых-методистов на понимание «сочинения»:

Сочинение

Методист А.Д. Алферов писал, что сочинение – это не только «упражнения в форме и стиле», что «упражнения, преследующие только задачи стиля, то же, что одни гаммы да экзерсисы для музыки… Для обучения языку нужна естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных».

В этом определении, методист подчеркивает тот факт, что сочинение это свободное выражение своих мыслей, но по заранее продуманному плану – «мысль, основанная на достаточных данных».

8 стр., 3563 слов

«Лишь слову жизнь дана…» ( Уроки словесности: из опыта работы ...

... слов и словосочетаний (илектр, янтарная кислота, гагат, янтароносная толща и др.). Обязательно повторяем сведения по теории сочинений: работа над темой, основной мыслью, заголовком сочинения, ... попыткой использовать сочинение-этюд в практике обучения. Идея развития дара слова на материале ... ежедневной работы души. "Верным помощником" в нелегком писательском труде, “постоянным спутником жизни” называл ...

Методист В.А. Никольский отмечает, что «школьное сочинение» есть процесс и результат работы над темой, предложенной преподавателем, ученика и самого преподавателя».

Здесь подчеркивается мысль о том, что работа ученика зависит от руководства ею со стороны учителя.

Сочинение – это упражнение высшего порядка.

Сочинение – это творческое, самостоятельное изложение учеником своих мыслей, чувств, суждений, с целью сообщить об этом другим.

Сочинение – это общее название многочисленных видов упражнений в связном развернутом изложении какого-либо содержания.

Школьное сочинение

На наш взгляд, наиболее приемлемая для нас точка зрения на понимание сочинения представлена методистом А.В. Текучевым. Здесь автор, в первую очередь подчеркивает творческий характер сочинения, затем говорит о роли плана и подготовительной работе, в целом, в процессе создания сочинения, что не находит отражения ни в одной из других точек зрения.

А.В. Текучев

предлагает следующий вид классификации сочинений:

по их содержанию

: сочинения на (так обычно называются сочинения на нелитературные темы или литературные, но не по программному материалу).

Другое о педагогике:

Обучение как процесс представляет собой целенаправленное, организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм активное обучающее взаимодействие учителей и учащихся. Обучение невозможно без одновременного осуществления преподавания и учения, без взаимодействия обучаемого и преподавател …

Существуют разные виды педагогических оценок: предметные, персональные, материальные, моральные, результативные, процессуальные, количественные и качественные. Также в педагогике выделяют оценки в ситуации опроса: опосредованная, неопределенная, замечание, отрицание, согласие, одобрение, порицание, …

Сохранение количества и величины. Высокий — Ребёнок самостоятельно устанавливает количественное соответствие двух групп предметов, даёт числовую оценку их количеству. Самостоятельно может проверить результат, пользуясь приёмами наложения, приложения. В речи оперирует словами: столько же, больше, ме …