— это мысль, которую надо доказать. Здесь необходимо сформулировать (желательно одним-двумя предложениями) своё понимание смысла указанного фрагмента. Обычно фраза, данная для анализа, представляет собой мысль, несущую наибольшую идейно-тематическую нагрузку. Внимательно прочитайте текст, затем подчеркните ключевые слова, предложения, содержащие важную информацию, определите тему текста (о чём текст?), идею (какую мысль хочет донести до читателя автор; ради чего был написан текст?).
Чаще всего тезис развёртывается поэтапно, поэтому вам может показаться, что автор выдвигает несколько тезисов. На самом деле, рассматриваются отдельные аспекты главной идеи.
Для того чтобы выделить тезис из высказывания , нужно:
- прочитать текст и разделить его на структурные части (эти части помогают выделить абзацы);
- выписать из каждой части предложение (или часть предложения), выражающее главное суждение (часть тезиса);
- соединить смысловыми союзами (если, чтобы и т.д.) выделенные части тезиса и сформулировать его целиком. Здесь необходимо сформулировать (одним-двумя предложениями) своё понимание смысла указанного фрагмента.
Вступление обычно состоит из двух частей: тезиса и комментария. Тезис представляет собой толкование фрагмента текста, а комментарий — пояснение тезиса. Комментарий является обязательным структурным элементом любого сочинения-рассуждения вне зависимости от места его расположения.
Вопросы, помогающие оформить комментарий:
- Что мне известно об этой проблеме (явлении, свойстве человека, черте его характера и т. п.)?
- Какое ключевое слово или словосочетание в отрывке мне хотелось бы пояснить?
- Чем существенным я могу дополнить своё толкование? и др.
Приведём варианты вступления.
Пример 1.
Смысл финала текста, намой взгляд, заключается в том, что мы должны помнить о наших предках, обязаны хранить свидетельства об их жизни, чтобы не превратиться в иванов, не помнящих родства .
Мне тоже приходилось не раз видеть на мусорнике летающие старые фотографии. Мне тоже было неловко, как будто на свалку выкинули не фото, а людей! Ведь они когда-то жили, любили, растили тех, кто их выбросил. Здесь мои мысли абсолютно созвучны с автором текста.
Способы формулировки тезиса. Тезис: пример для школьного сочинения ...
... в котором читатель вовлекается в диалог. Именно в этой части указывается актуальность затрагиваемой проблемы, обозначается ее суть. Образец сочинения-рассуждения Допустим, что тема сочинения связана с первой любовью, в таком случае подбираем соответствующий тезис ...
В данном примере тезис расположен вначале. За ним следует комментарий. В следующем примере — наоборот: сначала комментарий, затем тезис.
Пример 2.
Все мы знаем, что прошлое — основа настоящего и будущего. Нас самих невозможно представить без тех людей, которые подготовили нам наше «сегодня». Безусловно, Ю. Ляликова права, говоря, что наши предки заслужили право на память. Более того, я убеждена, что отношение к нашим предкам — это очень важный нравственный показатель любого человека.
Хотелось бы показать вам и неудачные формулировки, которые часто можно встретить в ваших работах и которых надо избегать.
Вот один из примеров:
Ляликова Ю. в финале своего текста пишет: «Я вдруг поняла, что они, наши предки, не только имеют право на память о них, а мы, как любящие их всех, обязаны сохранить те крохи свидетельств их жизни, что остались, и передать их своим детям». Полностью с этим согласен.
Во-первых, присоединительная позиция проверяющим не оценивается, нужно в любом случае сформулировать свой тезис, при помощи своих слов. Во-вторых, зачем полностью цитировать анализируемые отрывки? Покажите своё умение перерабатывать информацию, сжимать её. Иначе при проверке такой работы у эксперта останется впечатление о её примитивности, неспособности выпускника найти творческий подход к оформлению своих мыслей. Представим более удачные варианты из работ выпускников:
- а) Ю. Ляликова в финале своего текста приходит к пониманию того, что «наши предки. имеют право на память о них», а мы должны сохранить свидетельства их жизни и передать их своим детям.
- б) Писательница убеждена, что мы обязаны сохранить свидетельства жизни наших предков и передать их детям.
Примеры ошибок в интерпретации фрагмента (авторская стилистика и оформление текста сохранены!):
- Думаю, что фотографии это уже анахронизм. Зачем нам их хранить, если мы на них никого не знаем ?
- Фотографии очень важны в нашей жизни, потому что ты забыл, а фотография не забудет.
- Фотографии умерших людей хранить нельзя, потому что они несут отрицательную энергетику.
- Фотография — единственное хранилище памяти!
- Речь идёт о том, как мы должны знать не только о потомках, но и о предках.
- Мы должны не только помнить, но и знать о потомках!
- Текст про то что будущие поколения должны знать своих героев.
Как вы думаете, в чём заключаются ошибки в перечисленных выше примерах? Подобные формулировки говорят о том, что пишущий не уделил должного внимания важнейшему этапу — рефлексии, не выявил тему, идею, то есть текст остался не понятым им.
Приведём ещё несколько примеров, неприемлемых для экзаменационного сочинения:
- Я понял эту фразу так, что.
- Я могу сказать про эту фразу так.
- Этот отрывок я понимаю как историю прошлых лет.
- Попробуем разобраться в смысле этих нескольких слов.
- Мы должны передавать одно поколение другому.
- Мы должны не просто помнить предков, а иметь что-то на память о них.
- Память очень важна для нас и мы должны её хранить.
Основная часть — доказательства (аргументы)
Эта часть должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли, извлекая при этом аргументы (слова, фразы, предложения) из анализируемого текста. Обязательное требование к аргументу — его соответствие тезису, т. е. объяснению содержания фрагмента. Подумайте, что и при помощи чего вы будете доказывать. Выбранное вами предложение можно процитировать (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью. Можно взять часть предложения, фразу, слово, но обязательно указать номер предложения, которое, на ваш взгляд, подтверждает идею. При этом не забывайте использовать знаки цитирования. Однако можно и не прибегать к точной ссылке, а сформулировать мысль автора своими словами. Избегайте пересказа текста: вы должны показать умение анализировать и рассуждать. Нельзя подавать аргумент так: Возьмём для примера предложение 1
Разработка по русскому языку «Создание текстов разных жанров ...
... рассказ очевидца о каком – нибудь событии общественной жизни. Написать мини – сочинение в жанре репортажа о пещере Хээтэй. Репортаж «Удивительное рядом». Наедине с чудом природы». II группа: путевые заметки. Сохранить в памяти увиденное, рассказать ...