Тематическое планирование элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» (10 класс)
Планирование разработано на основе авторской программы элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров. 10 – 11 классы» / Вялкова Г. М. — Волгоград. — Учитель. — 2009
Цель данного элективного курса — помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературным понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.
Программа рассчитана на 68 часов по 1 часу в неделю (34 часа) — в 10 классе, по 1 часу (34 часа) — в 11 классе; программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля.
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
Сочинение как текст. Основные признаки текста (1ч.). |
|||
1 |
Сочинение как текст. Основные признаки текста. |
1 |
|
Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению (6ч.). |
|||
2 |
Отбор материала к сочинению. |
1 |
|
3 |
Систематизация материала к сочинению. |
1 |
|
4 |
Планирование будущего текста. |
1 |
|
5 |
Практикум. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению (начало).
|
1 |
|
6 |
Практикум. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению (продолжение).
|
1 |
|
7 |
Практикум. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению (окончание).
|
1 |
|
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам (4 часа). |
|||
8 |
Литературоведческие и обществоведческие термины, их роль в подготовке к экзаменам. |
1 |
|
9 |
Основные литературные понятия в формулировках тем сочинений. |
1 |
|
10 |
Практикум. Составление плана сочинений. |
1 |
|
11 |
Практикум. Подбор фактического материала. |
1 |
|
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам (2 часа). |
|||
12 |
Своеобразие жанров: статья, рецензия, эссе, очерк, литературный портрет и др. |
1 |
|
13 |
Зависимость структуры сочинения от его типа. |
1 |
|
Своеобразие жанров сочинений (8 часов) |
1 |
||
14 |
Выбор темы сочинения и подбор эпиграфа к нему. |
1 |
|
15 |
Цитирование. Использование цитат в сочинении. |
1 |
|
16 |
План сочинений разных жанров. |
1 |
|
17 |
Анализ сочинений разных жанров. |
1 |
|
18 |
Отбор фактического материала. |
1 |
|
19 |
Структурирование фактического материала в зависимости от жанра. |
1 |
|
20 |
Практикум. Коллективная работа над планом сочинения. |
1 |
|
21 |
Практикум. Коллективная работа над сочинением-рассуждением. Работа по материалам ЕГЭ. |
1 |
|
Выбор темы сочинения. Структура сочинения (6 часов) |
|||
22 |
Выбор темы сочинения, его обоснование. |
1 |
|
23 |
Подбор эпиграфа. |
1 |
|
24 |
Составление планов (простых, сложных).
|
1 |
|
25 |
Виды вступлений. |
1 |
|
26 |
Виды заключений. |
1 |
|
27 |
Практикум. Выбор темы, его обоснование, подбор эпиграфа, составление плана. |
1 |
|
Сочинение-рассуждение (7 часов) |
|||
28 |
Структура сочинения-рассуждения. |
1 |
|
29 |
Подбор аргументов и и фактического материала. |
1 |
|
30 |
Аргументы из жизненного опыта и из литературных произведений. |
1 |
|
31 |
Рассуждение- доказательство. |
1 |
|
32 |
Рассуждение-опровержение. |
1 |
|
33 |
Практикум. Сочинение-рассуждение. |
1 |
|
34 |
Зачёт. Работа с материалами ЕГЭ. |
1 |