Эздел – Ингушская Этика – Нравственные понятия и термины ч.1
Кроме своего основного значения как названия ингушской народной философской науки о национальной морали. Понятие эздел имеет и другие значения. Это многозначное и многофункциональное понятие, отражающее национальное своеобразие и самобытность.
Наиболее распространено его употребление в повседневности и значении «благородный этикет, правила вежливости, правила воспитанности», что и отражено в словарях. Речь в таких случаях в первую очередь идёт о правилах вежливости, отличающихся друг от друга в зависимости от пола, возраста, того или иного обряда, обычая, традиции, степени или свойства родства и т.д.
Например, есть кодекс вежливости –эздел, соблюдаемый пожилыми: боккхийча наьха эздел (эздел стариков), эздел молодежи, эздел девушек, женщин. Эздел гостеприимства совершенно отличен от эздел траурного обряда тязет. По отношении. Например, к родственникам жены зять соблюдает один эздел, по отношению к другим – другой. Существуют и соблюдались кодексы вежливости и на многие другие случаи жизни. Они приобретали особенно важное значение в конфликтных ситуациях. К ним относятся довна эздел – эздел , соблюдаемый враждующими.
Указанные эздел являются не только кодексами вежливости, но и формами выражения и соблюдения соответствующих норм. Поэтому моральное сознание всячески осуждает их формальное соблюдение в отрыве от соответствующей нормы. Эти нормы и есть главное в кодексах вежливости. Вот почему всякое отступление от принятых нравственных норм в кодексах вежливости подвергается моральному осуждению как лицимерие и недостойное дело. Особенно осуждается сейчас паразитирование на эздел, когда формально соблюдая кодексы вежливости, получая незаслуженно соответствующие выгоды. В том числе и материальные, отдельные люди претендуют на уважение окружающих как эздий нах – люди, соблюдающие эздел.
Любое формальное соблюдение эздел в корыстных целях, без соблюдения соовтетсвующих нравственных норм, осуждается ингушским моральным сознанием, что отличает его от морального сознания многих других народов, допускающих соблюдение кодексов вежливости и без соблюдения нравственных норм. Ингушское моральное сознание не терпит такого отступления или послабления.
Понятие «честь мундира» и его нравственная оценка
... Честь основывается на дифференцированной оценке людей. Различаются государственная, профессиональная, коллективная и индивидуальная честь. (Философский словарь) Категория чести относится к числу наиважнейших категорий профессиональной этики. Честь - это положительная социально-нравственная ... определяющую роль, как раз, и играются нормы морали, нравственное сознание. Если благо - объект стремлений ...
В структурном отношении в эздел наравне с кодексами вежливости входят: этические идеалы (идеал мужчины, идеал женщины и т.п.): нравственные нормы поведения в жизни, моральные принципы и моральные правила (например, золотое правило ингушского морального сознания :» В радости не гордись, в беде не отчаивайся» ), нравственные поучения ( хьехамаш ) и нравственное воспитание. В этом плане понятие эздел отождествимо с понятием этика, а понятие г I алг I ай эздел – с понятием ингушская этика.
Самый существенный элемент в структуре эздел – учение об этическом. Основной принцип его – приоритет морального над материальным. Как указывалось выше по другим поводам, материальное осмыслено как преходящее, изменчивое, непостоянное и поэтому малозначащее. Более того, если материальное предпочтено моральному, то оно может привести к потере нравственных норм, деградации личности.
Богатства, добытые нечестным или лёгким путём, определены как шайт I ай боахамаш – хозяйства (богатства) чертей. Существовали обычаи, ограничивавшие или повелевавшие ликвидировать богатство, нажитое неправедными или справедливыми путями, если оно угрожало сохранению общепринятых нравственных норм, особенно если хозяин богатства делал попытку захватить власть над обществом, пользуясь своим материальным превосходством. Из этих обычаев наиболее известен байталваккхар. В таких случаях по решению общества богатства отнимались в пользу бедных, а владелец подвергался отчуждению и изгнанию на время или навсегда.
Нарушать принцип морального равенства всех перед всеми никому не разрешалось. Признавалась только власть морального авторитета, но не материального преимущества. Моральные же осмыслено, в отличие от материального, как непреходящее, вечное, идеальное, не подверженное изменению – ни ухудшению, ни улучшению. Мир, бытие человека есть арена борьбы двух начал: морального и материального. Если материальное торжествует над моральным, наступает хаос, происходит разрушение человеческой личности, которое ведёт к разрушению всего, в том числе и самого материального, так как возникает алчная, неутолимая жажда всё больших богатств, не сдерживаемая никакими преградами нравственных норм. Отсюда возникают всевозможные пороки, вражда, война, ведущие к всеобщему разрушению.
Там. Где моральное торжествует над материальным, поддерживается гармония. Люди уважают себя и окружающих, нравственные нормы, принципы, моральные правила регулируют отношения всех со всеми, не унижая и не ущемляя достоинство, права и свободу каждого человека, являясь надёжным заслоном от разрушительного влияния превосходства материального.
По мысли эздел, материальное полезно и необходимо но только в рамках соблюдения нравственных норм. Как только материальное переходит эти рамки, оно становится разрушительной силой, угрожающей стабильному существования всего общества. Но в главном вопросе – в предпочтении морального материальному – учение эздел не допускает никакого компромисса. Один из принципов: ничего материального не следует жалеть, необходимо пожертвовать последним без колебаний ради соблюдения норм эздел. Сами эти колебания уже признаются нарушением эздел!
Это правило было нередко очень суровым испытанием особенно для малоимущих и бедных, которые стыдились своей бедности. Как бы не казалось это жестоким и неразумным со стороны. В этой норме есть своя логика, именно логика ингушского морального сознания, логика нравственного учения эздел. Согласно этому учению. Сохранение, соблюдение норм эздел несравнимо важнее, чем сохранение материальной ценности путем отступления, нарушения этих норм, пусть даже ценой потери последней материальной ценности человека. Последнего барана, последнего чурека! Потому что с нарушением норм, согласно эздел. Начинается нравственная деградация, подаётся дурной пример, открывается гибельный путь пороков, разрушения всего, в том числе и стабильного материального благополучия. От совести, стыда и чести сохраняется только одна видимость.
Моральные ценности современного общества
... поступаем или нет. Другие сочинения: ← Общение. Что такое общение↑ 9 класс и ОГЭВера в человека → Моральные ценности и их роль в современном обществе Современная ситуация характеризуется тем, ... наделенная божественной, творческой энергией, которая несопоставима с “униженной душой” современного человека»[2]. Общинные нормы поведения в этом обществе воспитывали коллективизм и солидарность. Здесь можно ...
Думать, что эздел зародился и формировался в многострадальный и тяжкий послемонгольский период, было бы наивно, так как нравственные нормы и нравственная философия столь высокого образца не могли сложиться в таких условиях.
Кстати сказать, по той же причине наивной и несостоятельной является общепринятая датировка и отнесение происхождения ингушской башенной архитектуры и культуры к послемонгольскому периоду и даже к средневековью.
Загадка эздел и загадка башен, несомненно, кроются в домонгольском периоде истории народа. Если судить не предвзято, тенденциозно, а объективно и просто здраво, то становится ясно, что столь выдающиеся явления не могли возникнуть на пустом месте, когда народ, в результате монгольского нашествия, был лишён всего, отброшен далеко назад в развитии вынужден был вести борьбу за своё выживание и элементарное существование, а возникли одновременно задолго до монгольского нашествия, в иные, благоприятные времена и в иных условиях существования соответствующей этим явлениям цивилизации, еще неоткрытой наукой.
2. Фарал/ Благодать
А. Х. Танкиев Эздел- Ингушская Этика- Ингушская Этика
Сочинение на ингушском языке на тему эздел
Духхьашха нус гучаяккха болхаш, хьош хиннад 1а1а, дошо г1оз е г1алкхаш, кач олла дошо хьайкал (жай), кхы дола совг1аташ, масала гурмали, йовлакх ишт. кх.д. Г1алг1ай яхь хиларах наха нийсса хила г1ерташ деш хиннад уж совг1аташ, дале а торо дикаг1а йолчо, совг1аташ дукхаг1а а, маьха дезаг1а луш хиннад. Шийгара несо а луш хиннад, з1амига совг1аташ, тхьамка чулеладу ц1ораш (т1ормигаш), сахьата, тепча, инзаш, пезгаш, палчакхаш. Уж ше яр несо ше хьаяь, eгa а хиннай. Цул совг1а цхьацца мерех хьекха йовлакх а хиннад цу совг1аташца. Совг1аташта юкъе геттар деза лоарх1аш хиннад дуфи далар.
«1а такханза 1аьхар мо, з1амига я хьо. Доаккхача хьаькъала да хьо хиннаяцар, аьнна хьона бехк т1акхоачийтаргбац оаха, ховча хабар а дийца, ца ховча дош а дийца. Дешах даьри а даь, оапех ахча а даь. Хьа са 1ехадергдолаш а дац тхо. Юстара бола безами шун дага йола уйлеи хьоца лелае дага хьона а ма дохалда, хьоца лелае дага тхона а ма дохалда. Х1ама т1ехболча безамца хила деза вай т1ехболча безамца хилча, ингале оаркхилгача чу улла улхий модз мо безаме йоаккхаргъя вай в1аши мел йоаккха ха. «
Дика дешар, шийна наха т1ехьаг1а накъа даргдолаш ше деша дешар, ший дешарца, шийна ший мехка пайдане хилар, из да дешара эздел. Ший хьаькъал наха, зене зуламе ца хилийтар. Ше дийша ва яхаш, уйла сом ца ялар, кура ца валар. Х1анз дийша ваьннав со аьнна ца дешаш ца сацар. Даиман дешаш хилар, шийна цаховр 1омаде г1ертар. Бусалба а, дунен а дешар деша г1ертар. Из да дешара эздел.
По чеченскому языку ненан мотт кратко
... Оцу цІера бевллачаьрга санна ду поэтан хІара дешнаш: Ненан мотт язло сан цІийца, Ненан мотт бека сан сица, Сан бакъо ю иза бийца, ... дахь. Делан къинхетам бахьанехь, кІеззиг белахь а болуш бу ненан мотт кІорггера хууш, безаш, буьйцуш, шайна хуург халкъана дІакхачош болу ... Даймохк хьайн безахьа бах, Ас хьоьга ненан мотт биц ма бе бах. Кхузахь «Даймохк» а, «Ненан мотт» а куьцана вовшах тасархьама далийна ...
Хьай нана, наьна йиша, даь йиша 1айха лоарх1аш мо массе бола кхалнах лархьар. Моллаг1ча къаман кхалсаг яле а цун сий дар вай декхар наьнаца, йи1ийца, несийца, ший никъ лела бар эздел доаца, ийрча г1улакх хьайгара б1арга ца дейтар царна. Безаш, хьесташ, боча лела бар. Уж болча эздий доаца дош ца оалаш, мотт хоза бувцар.
Хьай ханнарачунца а леладе деза эздел. Хье волча веча веза хьаьша ваь ларх1а веза. Хьайгара г1о дезалга хайча оарцаг1а вала веза. Дика, во цунга деча ваха веза. Деха веча дала деза, хаьттача хьайна ховр ала деза. 1уйре дика, сайре дика ювца еза. Хьайла эсалаг1а, 1овдалаха ца хеташ хьайна нийсса ларх1а веза, хьай нийсархо. Наха юкъе дакъа долаш, д1ахьош хила веза. Хьо доле а бакълуш хила. Харцвар 1ото1оваь, бакълур хьаллаца веза хьайна зе хуле а. Эздел, г1улакх леладе, массанеца цхьатарра. Хьай сий ду 1а наьха сий дой. Эздел леладаьд аьнна к1алвуссаргвац хьо.
«Шуно вовзийт эзделаца вар, эздел доацар» яхад вай даьша. Х1ама даа 1оховча хана бисмал а цадаккхар. Кулгаш дила ц1ена хилар. Х1ама юаш дукха ца яар, хьаэцар 1оюллар, сабарца йийллар, дуккха х1ама багаа елла дукха мочкхалаш ца дахар, массарел т1ехьа висса нах хьайга хьежа ца бар, е массарел хьалхаг1а йиа а ваьнна нах хьайна б1ара ца хьежабар. 1охар, хьалг1аттар а эздий хилар. Х1ама йиа ваьлча алхьам дешар, г1улакх деш лаьттачоа хоза баркал алар, фусам даьшта, барт, безам, беркат Даьлагара дехар.
Къамаьл дара эздел
Къамаьл деча хана хье ала воаллар лоацца д1аала хар. Мотт к1аьда, мерза бувцар. Хьайга хоатте хьайна ховр, хетар д1аалар. Хьайга ца доаг1а къамаьл ца дар. Дукха лувш хье наха сов ца валийтар, хьайна дайна дале а наьха г1алаташ ца дувцар. Довна юкъе воде, тоам, машар бувцар. Маслахьат хургдола оаг1ув лахар. Миччахьа воде а хьай метта доал дар. Ала дезача дош алар. Сацавезача соцавалехьа саца хар, кулгаша 1ойилла шахьар, метта йоагаю. Туро, тепчо ца1 вийнав, метто ийс вийнав оал г1алг1аша. Мотт доал де дезаш х1ама я. Метта доал де хар хьаькъал да. Модз санна мерза ба мотт. Сим мо къаьхьа ба мотт. Ше лебарга хьежжа Мулакх де отт. Доал делаш метта. Чов хургъйоацаш керта мерза хилийта оала дош, к1аьда хилийта бувца мотт. Эггара дукхаг1а къинош дер мотт ба метта доал ца дер халача оттаргва, метто сага сибат хувц, ийрча ваьккхе доаду куц. Доал делаш метта.
Г1АЛГ1АЙ ЭЗДЕЛ
3. Препятствовать работе группы и (или) работе всего сервиса социальной сети различными способами.
4. Провоцировать других пользователей к нарушению правил общения, использовать троллинг в общении с участниками сообщества.
5. Выяснять личные отношения на страницах тем. Размещать сообщения личного характера, которые не представляют интереса для других участников сообщества.
II. Права администрации сообщества
1. Администрация группы имеет право:
Изучение контент-анализа как метода исследования
... данной курсовой работы является изучение контент-анализа как метода исследования . Задачи курсовой работы следующие: 1. Рассмотреть понятие «контент -анализа» 2. Изучить контент-анализ как метод анализа документов 3. Рассмотреть технику проведения контент- анализа и возможности его использования 4. ...
— поместить любого пользователя в черный список из-за нарушения данных правил поведения и пользования группой;
— расценивать на свое усмотрение любой контент как спам;
— удалить расцениваемый контент как спам из группы;
— поместить лицо, разместившее расцениваемый контент как спам, в черный список и ограничить данного пользователя в использовании группы;
— не информировать участника сообщества об удалении помещенного им контента, или помещения пользователя в черный список;
— отказать в восстановлении из черного списка, не аргументируя свои действия;
— не вмешиваться в споры (конфликты и т.д.) участников сообщества;
— изменить данные Правила;
— размещать объявления, новости, сообщения рекламного характера в различных местах в группе.
2. Администрация группы не несёт ответственности:
— за поведение участников сообщества вне группы;
— возможные конфликты, споры, ущерб, произошедшие в результате использования какого-либо контента группы;
III. Собственность (контент)
1. Весь контент, размещенный в группе Администратором группы, является интеллектуальной собственностью группы.
2. Администраторы группы, в том числе её создатель, не несут ответственности за возможные нарушения прав интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав, незаконное использование логотипов, товарных знаков, брендов, рекламных роликов и т.п., в контенте, загруженном участником группы. Вся ответственность ложится на участника группы, разместившего этот контент в общее пользование всеми пользователями.
IV. Информация для пользования группой для участника сообщества
Загрузка контента:
При загрузке контента участником группы всю ответственность за размещенный контент несет участник группы, разместивший его.
V. Информация для участников, которые были занесены в черный список группы
Если вы попали в черный список, вероятно, вы нарушили правила поведения в группе.
Если вы не согласны с данным решением Администрации группы, вы можете обжаловать помещение в черный список в личной переписке с Администрацией группы.