В «Словаре русского языка» с.и. Ожегова дается следующее определение:
«Компетенция — круг вопросов, в котором кто-нибудь хорошо осведомлен.»
«Компетентный — знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области.»
Под
Принцип креативности имеет важное значение для всех типов уроков по разным предметам. На уроках же русского языка и литературы по развитию речи он имеет особое значение, так как требует того, чтобы активность учащихся не носила репродуктивный характер, а была продуктивной, творческой. Поэтому на уроке развития речи важно предлагать коммуникативные задачи, с которыми ученики могут встретиться в жизни, в естественных условиях общения.
Однажды преподаватель изящной словесности Царскосельского лицея Н.Ф. Кошанский принес на занятие розу, сорванную им в парке, и предложил лицеистам описать ее в стихах, что успешнее других сделал А. Пушкин. Этот известный в определенных кругах факт можно считать первой известной попыткой использовать сочинение — этюд в практике обучения.
Идея развития дара слова на материале личных наблюдений последовательно разрабатывалась К.Д. Ушинским. Он постоянно использовал так называемые «натуральные» наглядные пособия, которые дети непосредственно наблюдали и описывали.
Мысль о необходимости развивать в детях самостоятельность наблюдений, накапливать живые впечатления и учиться оформлять их словесно последовательно развивалась в трудах методистов и лингвистов 20 столетия. Однако в школьной практике тематика сочинений — этюдов ограничивалось описаниями (природы, предмета, человека, животного, интерьера …).
Используя опыт работы разных учителей (в частности г. Калининграда), я сделала попытку расширить тематику сочинений — этюдов, ввести их в общую систему работ по развитию речи, органически связать их с изучением лингвистического материала школьного курса, определить их основные методические особенности и, что важно, не ограничиваться данным видом работы средним звеном, а продолжить ее с учащимися старших классов.
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ОПИСАТЕЛЬНЫМ ТИПОМ
... развития речи младших школьников. Объект исследования – развитие речи младших школьников на основе работы над функционально – смысловым типом текста «описание». Предмет исследования – приемы работы ... обучение, направленное на развитие речи младших школьников на основе работы ... описания природы, человека, трудового процесса. Ценность сочинений-описаний ... педагогической практики. Апробация работы. Материалы ...
Выбор объектов описания для сочинений — этюдов богат и разнообразен, как и окружающий нас мир. С учетом всех изучаемых тем по русскому языку и литературе и другим предметам я старалась выбрать тему, привлекая краеведческий материал, исторический, историко-культурный. Учащиеся охотно пишут о различных предметах живой и неживой природы, ярких, красочных предметах народного декоративно-прикладного искусства: хохломской посуде, матрешках, дымковской игрушке и др.
Каковы же основные методические особенности сочинений — этюдов?
Содержание и тематика сочинений — этюдов позволяет привлекать на уроке русского языка обширный познавательный материал, что делает урок информативным, расширяет представления о мире, обнаруживает связи между различными явлениями, дает дополнительные сведения о жизни общества и развитии языка, об истории народов и их культуре.
Широкий познавательный фон уроков — вот одна из особенностей подготовки сочинений этюдов. Во внеурочное время постепенно включаю учащихся в сферу самостоятельной поисковой деятельности, связанной с предметом описания. Посещение музеев, выставок, библиотек, экскурсий, просмотр фильмов — все это входит в содержание предварительной подготовки. Так, перед сочинением — этюдом, описывающим хлебный каравай (или хлебный колос), целесообразно провести экскурсию на хлебозавод (поездка в Камешково), где школьники наблюдают чудо рождения хлеба. Экскурсию предваряет сбор материала о нелегком труде хлебороба и хлебопека, что заставляет задуматься о цене хлеба, уважительном и бережном отношении к нему. (Данный материал благодатно влияет на работу над изложением о кондитерских Филиппова в 9 классе).
Описанию животных предшествуют экскурсии в зоопарк, наблюдения за домашними питомцами, чтение книг о животных. В старших классах данный вид работы используем на уроках литературы (творчество Тургенева «Записки охотника», анализ эпизода охоты из «Войны и мира»).
Таким образом, существенная особенность методики сочинений-этюдов — это широкое
Обилие познавательного материала, высокий уровень
Так, перед описанием русской матрешки школьники узнают о русских народных промыслах, о возникновении в языке выражения «бить баклуши», знакомятся с фразеологическим словарем, осознают процесс перехода имен собственных (Матрена) в нарицательные (матрешка).
В ходе подготовки к изложению в 9 классе о «хохломе» и творческой части об одном из русских народных промыслов учащиеся собирают материал об истории возникновения русской матрешки и ее японских корнях. Сочинение — этюд становится составляющей частью творческой работы.
Экскурсия на Бородинскую панораму, Поклонную гору, история создания и описания Триумфальной арки дают возможность использовать собранный материал в подготовке к сочинению по роману –эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстого об отечественной войне 1812 года.
Из опыта работы по подготовке учащихся к допускному сочинению
... работы над сочинением-рассуждением, алгоритм написания сочинения и представлена схема работы над темой: «Человек-царь природы?» Ключевые слова: В 2014 году Министерство образования вернуло в школы итоговое сочинение. Введение выпускного сочинения в 11 классе потребовало пересмотра работы ...
Таким образом, другая особенность сочинений — этюдов — осуществление межпредметных связей.
Особую роль в методике сочинений — этюдов играет наглядность. Предметы не просто иллюстрируют какие-то положения урока, они служат объектом наблюдения и источником создания текста. Следует отметить своеобразие использования наглядных пособий, их синтетический характер. На первом плане — натуральные наглядные пособия (цветы, изделия прикладного искусства и т.п.), широко используем различные виды зрительной и слуховой наглядности, ТСО (выставки книг по теме, плакаты, схемы, тематические словари, фильмы, репродукции, слайды, музыкальные произведения).
Может показаться, что подобный урок перегружен наглядными пособиями, но, несмотря на их разнообразие, вся наглядность объединена тематически и продуманно используется на разных этапах урока. Выступая в едином комплексе, наглядные материалы урока выполняют различные функции.
Часть наглядных материалов включается в урок лишь эпизодически, чтобы привлечь внимание к теме, вызвать к ней интерес, часть раздается в качестве дидактического материала для выполнения самостоятельных заданий; музыкальные произведения сопровождают чтение текстов или включаются как «тихий фон» вовремя письменной работы.
Так, например, в ходе изучения сатиры в творчестве В.В. Маяковского в 11 класс~ использую выставку иллюстраций к сатирическим произведениям, выполненных как разными художниками, так и самим поэтом. Предварительно учащимся даю задание самим проиллюстрировать одно из произведений. По возможности осуществляется просмотр фрагментов спектакля, прослушивание в записи чтения сатирических стихов. Итогом подготовительной работы и работы на уроке является задание написать сочинение — этюд на тему «Сатирический образ одного из произведений В.В. Маяковского».
Таким образом, тематическое использование наглядности в комплексе — это еще одна особенность методики сочинений — этюдов.
К особенностям структуры уроков, посвященных сочинениям — этюдам, можно отнести способность таких уроков как бы раздвигать свои рамки. До урока ведется подготовительная работа, в которой участвует весь класс (или группа учащихся).
Урок не просто венчает подготовку, но и отражается в дальнейшей деятельности ученика. Ученик может заинтересоваться темой, что приведет его в кружок, в студию, сформирует новое увлечение. Так может произойти, как правило, с учащимися среднего звена. А вот на уроках в старших классах увлечения учащихся, занятия их в кружках, секциях, художественных и музыкальных школах дают возможность использовать это в процессе подготовки и проведения урока.
Сочинение — этюд, таким образом, является одним из средств подготовки к большому самостоятельному сочинению или творческой письменной работе.
Работа над музыкальным образом на х музыки в младших классах
... образу; изучить особенности восприятия музыки младшими школьниками; показать методические особенности работы над музыкальным образом на уроках музыки в начальной школе. Методы исследования: анализ научно-методической литературы по ... возгласы [17]. Для характеристики музыкального образа немалое значение приобретает сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом (в песне), с сюжетом (в ...
Существенным элементом урока является вступительное слово учителя. Цель беседы — подготовить к восприятию темы сочинения, увлечь предметом описания, объяснить задачи.
Кроме того, на предыдущих уроках провожу лингвистическую подготовку к сочинению. Она включает наблюдения над языком, анализ текстов — образцов, работу над значением и употреблением слов и словосочетаний, предупреждение речевых, орфоэпических и грамматических ошибок. Повторяем и сведения по теории сочинения.
Самостоятельным этапом урока является обобщение всего материала, четкое объяснение задачи самостоятельной работы, ответы на вопросы. По возможности проводим устную работу над отдельными частями сочинения.
Урок завершается самостоятельным написанием сочинения — этюда, в конце его можно прочитать 2 — 3 работы, подвести итоги. Может быть дано в качестве домашнего задания написание сочинения на литературную тему с включением в него этюда.
Сочинения — этюды могут быть связаны с материалом любого раздела школьного курса, что определяет характер лингвистического комментария по теме сочинения.
Лингвистический комментарий необходим для сознательного усвоения лингвистических понятий, для уместного использования слов и выражений в связном творческом высказывании. Такая работа целесообразна и достаточно плодотворна при изучении многих разделов и тем русского языка. Например, наблюдение за рядом родственных слов при изучении «Морфемики», установление семантических связей между устаревшими словами и словами современного русского зыка (город — ограда, окно — око, лицо — наличник, чело — причелина…) показывают, что в истории слов отражается историческое прошлое народа, его жизнь, труд, верования. Наблюдения за употреблением прилагательных в сочинениях школьников позволяет подчеркнуть не только изобразительно — выразительную функцию прилагательных в речи, но и пронаблюдать за разрядами прилагательных, главной части речи в описании, а соответственно и в сочинениях этюдах.
В заключение своего выступления хотелось бы отметить, что в наш век кратких, лаконичных, скупых СМС — текстов данный вид работы дает возможность разнообразить, украсить и обогатить свою речь, используя всевозможные средства нашего «великого и могучего» русского языка.