Обучение сочинению по русскому языку: теория и практика

 Обучение сочинению по русскому языку: теория и практика.

Обучение сочинению по русскому

языку: теория и практика.

Шкляева Елена Леонидовна

Шкляева Елена Леонидовна

Шкляева елена леонидовна 1
Часть 2 25 Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера - иллюстрации из прочитанного текста , которые, по Вашему мнению, важны для понимания <a href=проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения. (учитываются первые два аргумента).

Сделайте вывод. Объём сочинения – не менее 150 слов . Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. " width="640">

Часть 2

25

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

поставленных

Включите в комментарий два примера — иллюстрации из прочитанного текста

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему.

Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения. (учитываются первые два аргумента).

Сделайте вывод.

не менее 150 слов

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный

6 стр., 2569 слов

Отрывок сочинения текста 8 букв

... значения слова СОЧИНЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, ... гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. ин_тенсивный препод_вание к_сательная к_нспектировать заг_релый 9. Определите ... это влияние на молекулярном уровне. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая ...

текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Нравственность …она состоит из конкретных вещей — из определённых чувств, свойств, понятий. Одно из таких чувств – чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» – даже словарь даёт их как «устар.», то есть устаревшие понятия. В Ленинграде, в районе Аптекарского острова, была улица Милосердия. Сочли это название отжившим, переименовали в улицу Текстилей.

Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Древнее это, необходимое чувство, свойственное всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни.

Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

(Д. Гранин)

 Устная работа с текстом. - Внимательно прочитайте текст (обратите внимание на ключевые фразы и оценочные слова, чтобы выделить проблему и позицию автора) Информация с курсов: Три базовых вопроса должны сопровождать чтение текста: - О чём этот текст? - Какие вопросы задаёт автор? - Как автор отвечает на эти вопросы? Надо понять исходный текст. - Что такое милосердие? - Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Устная работа с текстом.

— Внимательно прочитайте текст

Информация с курсов:

К1-вступление, формулирование проблемы. Можно начать сочинение: а) с кратких сведений об авторе и его творчестве, если это имеет отношение к тексту б) ряда риторических вопросов, подводящих к проблеме текста в) с ключевого слова (именительный темы) Проблема – это основной вопрос, над которым размышляет автор. Сформулировать проблему можно: а) кратко – одним словом или словосочетанием («проблема + существительное (словосочетание) в род. падеже) : Автор поднимает проблему (чего?) совести. В тексте исследуется анализируется рассматривается проблема (ЧЕГО?) (РОД.ПАДЕЖ):нравственного выбора, добра и зла и т.д. Автор предлагает задуматься над проблемой «отцов и детей». б) более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений Милосердие… Что это такое? Почему доброе отношение человека к человеку перестаёт для нас быть значимым? Что будет, если изъять милосердие из жизни? Такие вопросы хочется задать после прочтения текста Д. Гранина. Внимание автора привлекает проблема милосердия.

К1-вступление, формулирование проблемы.

Можно начать сочинение:

а) с кратких сведений об авторе и его творчестве, если это имеет отношение к тексту

11 стр., 5227 слов

Текст и по проблеме роли внутренних праздников в жизни человека. ...

... «праздник». Задачи: показать роль праздника в жизни человека; воспитывать уважительное отношение к праздникам; развивать творческие способности обучающихся. Назначение., Ход мероприятия Воспитатель: Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о праздниках. Что же такое праздник ...

б) ряда риторических вопросов, подводящих к проблеме текста

в) с ключевого слова (именительный темы)

Проблема – это основной вопрос, над которым размышляет автор.

(«проблема + существительное (словосочетание) в род. падеже)

Автор поднимает проблему (чего?) совести.

В тексте

исследуется

анализируется

рассматривается проблема (ЧЕГО?) (РОД.ПАДЕЖ):нравственного выбора, добра и зла и т.д.

Автор предлагает задуматься над проблемой «отцов и детей».

вопросительных предложений

Милосердие… Что это такое? Почему доброе отношение человека к человеку перестаёт для нас быть значимым? Что будет, если изъять милосердие из жизни? Такие вопросы хочется задать после прочтения текста Д. Гранина. Внимание автора привлекает проблема милосердия.

Что такое проблема текста? Если сформулировать проблему не удаётся, подумайте о следующем: Основная мысль текста – это ответ на некоторый вопрос, над которым размышлял автор. На какой вопрос отвечает автор своим текстом, ЭТОТ ВОПРОС И ЕСТЬ ПРОБЛЕМА. Информация с курсов: Проблема природы, проблема предательства - нежелательная формулировка. А надо так: 1.«В этом тексте автор поднимает проблему, почему солдат может стать дезертиром». 2. «К чему приводит человека трусость? Над этой проблемой размышляет автор». 3. «Наказание за проступок — вот проблема, которая находится в центре внимания автора».

Что такое проблема текста?

Если сформулировать проблему не удаётся, подумайте о следующем:

Основная мысль текста –, ЭТОТ ВОПРОС И ЕСТЬ ПРОБЛЕМА., Информация с курсов:

Проблема природы, проблема предательства — нежелательная формулировка.

А надо так:

1.«В этом тексте автор поднимает проблему, почему солдат может стать дезертиром». 2. «К чему приводит человека трусость? Над этой проблемой размышляет автор».

3. «Наказание за проступок — вот проблема, которая находится в центре внимания автора».

 Виды проблем философские социальные политические нравственные экологические

Виды проблем

философские

социальные

политические

нравственные

экологические

Философские проблемы Затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. В чём смысл человеческой жизни? Что такое свобода? Как связаны человек и мышление?

Философские проблемы, Затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления., В чём смысл человеческой жизни?, Что такое свобода?, Как связаны человек и мышление?

Социальные проблемы Касаются устройства и жизни общества Можно ли избежать социальной несправедливости? Возможно ли построение идеального общества? Что такое подлинный и мнимый патриотизм?

Социальные проблемы, Касаются устройства и жизни общества, Можно ли избежать социальной несправедливости?, Возможно ли построение идеального общества?, Что такое подлинный и мнимый патриотизм?

 Политические проблемы Связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп Как создать правовое государство? Как защитить политические права и свободы человека? Нужна ли обществу цензура?

13 стр., 6365 слов

Лингвистическая составляющая в комментарии к роману А.С. Пушкина ...

... комментарии как виде текста. Освещаются данные об истории изучения комментария, его классификации. Дается рассмотрение основных комментариев к роману в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Во второй главе анализируется комментарий Ю. М. Лотмана. ... М. Лотман рассматривает хронологию работы автора над произведением, исследует внутренний хронологический отрезок романа, рассматривает проблему ...

Политические проблемы, Связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп, Как создать правовое государство?, Как защитить политические права и свободы человека?, Нужна ли обществу цензура?

Экологические проблемы Отражают взаимодействие человека и окружающей среды Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы? Каким должно быть гармоничное взаимодействие человека и окружающей среды? Как уберечь нашу планету от экологической катастрофы?

Экологические проблемы, Отражают взаимодействие человека и окружающей среды, Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы?, Каким должно быть гармоничное взаимодействие человека и окружающей среды?, Как уберечь нашу планету от экологической катастрофы?

Нравственные проблемы Связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек с определёнными правилами поведения Что такое совесть? (порядочность, интеллигентность ) Всегда ли нужно прислушиваться к мнению старшего? Следует ли помогать ближнему?

Нравственные проблемы

Связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек с определёнными правилами поведения

Что такое совесть? (порядочность, интеллигентность ), Всегда ли нужно прислушиваться к мнению старшего?, Следует ли помогать ближнему?

№ Критерии оценивания ответа на задание 25 К1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет - 1 Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста - 0 * Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов

Критерии оценивания ответа на задание 25

К1 Формулировка проблем исходного текста

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет — 1

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста — 0

* Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов

Что такое комментарий? Комментарии – рассуждения, пояснительные и критические замечания о чём-либо ( Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова) Комментарий показывает, насколько глубоко и полно понимается выделенная проблема. Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст

8 стр., 3882 слов

Комментируем сформулированную проблему исходного текста

... к сформулированной проблеме исходного текста Баллы или в комментарии допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы исходного текста Сформулированная экзаменуемым проблема не проком­ментирована, или прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментариях ...

Что такое комментарий?, Комментарии – рассуждения, пояснительные и критические замечания о чём-либо

  • Комментарий показывает, насколько глубоко и полно понимается выделенная проблема.
  • Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст

 К2- <a href=комментарий проблемы Прокомментировать проблему, то есть разъяснить, растолковать, охарактеризовать её. Что именно хочет автор объяснить читателю, с какой целью написан данный текст? На каких примерах в тексте (2 цитаты обязательно) автор рассматривает проблему? Необходимо показать, как автор раскрывает проблему, какие примеры приводит, как аргументирует свои мысли. Пишите не о том, что делают герои, а о том, что делает автор . " width="640">

К2- комментарий проблемы, Прокомментировать проблему,

Что именно хочет автор объяснить читателю, с какой целью написан данный текст?

На каких примерах в тексте (2 цитаты обязательно) автор рассматривает проблему?

Необходимо показать, как автор раскрывает проблему, какие примеры приводит, как аргументирует свои мысли.

Пишите не о том, что делают герои, а о том, что делает автор .

Обратите внимание!!!

Обратите внимание!!!

Виды комментария Текстуальный Концептуальный Объясняет текст, следуя за автором в раскрытии проблемы Даются различного рода интерпретации текста

Виды комментария, Текстуальный, Концептуальный, Объясняет текст, следуя за автором в раскрытии проблемы, Даются различного рода интерпретации текста, Текстуальный

от текста к действительности»

Концептуальный

«от действительности к тексту»

Текстуальный комментарий

  • Как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?
  • На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему? Как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему (какой случай из жизни им описан)?
  • Какие поступки совершает герой и как это его характеризует?
  • Какие высказывания заслуживают особого внимания и почему?
  • На чьи мнения ссылается автор? Почему?
  • Какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему?

Концептуальный комментарий

  • Как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?
  • К какому типу (категории) относится затронутая автором текста проблема (нравственная, философская, экологическая, социальная, психологическая и др.)?
  • Насколько актуальна в наши дни эта проблема?
  • Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?
  • Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
  • Почему эта проблема привлекла внимание автора?
  • Какой аспект проблемы рассматривает автор?

Речевые клише к комментарию Проблема (чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени. Этот вопрос автор раскрывает, изучая… Размышляя над этой проблемой, автор приводит эпизод, когда… Рассматривая проблему (чего?) на примере…, автор с( иронией, тревогой, возмущением и т.д.) рассказывает о том, что… Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).</p>
<div class=13 стр., 6080 слов

(о чем текст?) Проблема

... – в этих словах, я думаю, и заключена основная мысль текста и позиция автора. ^ Давно замечено, что в наше время мир чувства особенно отчетливо противопоставляется миру интеллекта. ... В интеллигентности» – был ответ. В благородстве духа. Интеллигент – это человек, соединяющий в себе знание и нравственность. В наше время образование делает грандиозный скачок. Следовательно, опять обостряется проблема ...

Комментируя данную проблему, хочется отметить её (типичность; новизну; актуальность и т.д.).

" width="640">

Речевые клише к комментарию

  • Проблема (чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени.
  • Этот вопрос автор раскрывает, изучая…
  • Размышляя над этой проблемой, автор приводит эпизод, когда…
  • Рассматривая проблему (чего?) на примере…, автор с( иронией, тревогой, возмущением и т.д.) рассказывает о том, что…
  • Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).

  • Комментируя данную проблему, хочется отметить её (типичность; новизну; актуальность и т.д.).

Автор акцентирует внимание читателя на… Автор, осмысливая эту ситуацию, пишет , что…. Автору важно убедить читателя в том, что… Автор пишет : «…» Автор сочувствует герою… Автор осуждает (одобряет) поступок героя… Автор искренне восхищён(огорчён) тем, что… В качестве примера автор рассматривает… Поступок героя свидетельствует о том, что… Симпатии автора на стороне(кого)…

Автор акцентирует внимание читателя на…

Автор, осмысливая эту ситуацию, пишет , что….

Автору важно убедить читателя в том, что…

Автор пишет : «…»

Автор сочувствует герою…

Автор осуждает (одобряет) поступок героя…

Автор искренне восхищён(огорчён) тем, что…

В качестве примера автор рассматривает…

Поступок героя свидетельствует о том, что…

Симпатии автора на стороне(кого)…

 В каком дефиците сейчас это нравственное качество! Д. Гранин рассматривает сложную, злободневную, серьёзную проблему. Она была актуальной всегда, но в наши дни является особенно острой. Эта проблема касается каждого человека. Автор в своём тексте рассуждает о том, что «мы давно ощущаем убыль милосердия в нашей жизни». А это очень пугает… К чему мы придём? Что с нами происходит? Д. Гранина волнует то, что ушли в прошлое такие слова, как «сестра милосердия», «брат милосердия», даже в словаре они отмечаются, как устаревшие. Печалит его и то, что улицу Милосердия переименовали в улицу Текстилей. Автор убеждён, что «человек рождается со способностью откликаться на чужую боль, однако, если это чувство не упражняется, оно слабеет и атрофируется».

В каком дефиците сейчас это нравственное качество! Д. Гранин рассматривает сложную, злободневную, серьёзную проблему. Она была актуальной всегда, но в наши дни является особенно острой. Эта проблема касается каждого человека. Автор в своём тексте рассуждает о том, что «мы давно ощущаем убыль милосердия в нашей жизни». А это очень пугает… К чему мы придём? Что с нами происходит? Д. Гранина волнует то, что ушли в прошлое такие слова, как «сестра милосердия», «брат милосердия», даже в словаре они отмечаются, как устаревшие. Печалит его и то, что улицу Милосердия переименовали в улицу Текстилей. Автор убеждён, что «человек рождается со способностью откликаться на чужую боль, однако, если это чувство не упражняется, оно слабеет и атрофируется».

11 стр., 5318 слов

Работа над ошибками в сочинении 4 класс

... получил «4», работать над ошибками, которые допустил Дима Иванов или другие ученики? Когда после такой работы спрашиваешь детей, какие ошибки они допустили в диктанте, они вспоминают лишь те, над которыми работал весь класс и ...

К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного

текста

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

2 примеров из прочитанного

Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет – 3

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

1 пример из прочитанного текста,

Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет – 2

Сформулированная экзаменуемым проблема текста прокомментирована с опорой на исходный текст,

Но экзаменуемый не привёл ни одного примера из прочитанного текста, важного для понимания проблемы,

или

в комментарии допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы исходного текста – 1

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована

или

прокомментирована без опоры на исходный текст или в комментарии допущено более одной фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста,

или

прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,

или

вместо комментария дан простой пересказ текста или его фрагмента,

или

вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста — 0

К3- формулирование позиции автора, Позиция автора

Помните! Если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чем автор видит решение проблемы. Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращения к читателю и т.п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).

ПРОБЛЕМА = ВОПРОС

ПОЗИЦИЯ АВТОРА

Помните!

1. Позицию автора следует формулировать кратко, одной-двумя фразами. Можно привести цитату из текста, но не пересказывать или переписывать его. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена четко и ясно.

2. Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, там, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведенными выше событиями, поступками героев и т.п.

3. Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце сочинения.

 Как сформулировать позицию автора? - Автор считает, что… - Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… - Автор убеждает нас в том, что… - В тексте доказывается мысль о том, что… - Мнение автора по данной проблеме очевидно: «….». - Позиция автора такова: «…»

5 стр., 2183 слов

Рассуждение «Что такое Родина, примеры из жизни»

... совсем нет любовных мотивов, моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве», – говорит он. Действительно, воспевание Отчизны было основной его ... одной большой любовью к родине, чувство к родине — основное в моем творчестве» , — говорил С. Есенин. К вершинам поэзии он поднялся из глубин народной жизни. Рязанские поля, мужики, косившие ...

Как сформулировать позицию автора?

  • Автор считает, что…
  • Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
  • Автор убеждает нас в том, что…
  • В тексте доказывается мысль о том, что…
  • Мнение автора по данной проблеме очевидно: «….».

— Позиция автора такова: «…»

 Мнение автора по данной проблеме очевидно: « Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности ». Тревога его не случайна, так как он понимает, что милосердие – основа духовности человека. К3 Отражение позиции автора исходного текста Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет - 1 Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована - 0

Мнение автора по данной проблеме очевидно: « Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности ». Тревога его не случайна, так как он понимает, что милосердие – основа духовности человека.

К3 Отражение позиции автора исходного текста

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет — 1

Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,

или

позиция автора исходного текста не сформулирована — 0

К4 –выражение согласия(несогласия) с точкой зрения автора. Формулирование собственной позиции. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме. ( 2 примера из литературы) Совет: Не надо подбирать аргументы к несуществующей проблеме.

К4 –выражение согласия(несогласия) с точкой зрения автора., Формулирование собственной позиции., Аргументация экзаменуемым собственного мнения по

проблеме. ( 2 примера из литературы)

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/v-godu-v-voronejskoy-kommune-ya-prochital-zametku/

Совет:

Не надо подбирать аргументы к несуществующей проблеме.

Конструкции для выражения своей позиции Спор с автором требует от пишущего подчёркнутой корректности, вежливости. В большинстве текстов утверждаются очевидные истины, которые вряд ли целесообразно оспаривать. НЕ СТОИТ СТРЕМИТЬСЯ К «СПОРУ РАДИ СПОРА»

Конструкции для выражения своей позиции

Спор с автором требует от пишущего подчёркнутой корректности, вежливости.

В большинстве текстов утверждаются очевидные истины, которые вряд ли целесообразно оспаривать. НЕ СТОИТ СТРЕМИТЬСЯ К «СПОРУ РАДИ СПОРА»

Структура второй части работы

11 стр., 5393 слов

Теперь о читательском опыте. Напишите по прочитанному тексту

... с предложенным в задании текстом - самые распространенные ошибки выпускников. Сочинение пишется по определенному плану: 1. Введение 2. Постановка проблемы 3. Комментарий к проблеме 4. Позиция автора 5. Ваша позиция 6. ...

Структура второй части работы

Тезис В сочинении ЕГЭ тезис – это позиция автора текста, которую вы стараетесь обосновать, доказать или опровергнуть. Тезис подчиняется следующим правилам: Формулируется чётко и недвусмысленно. Не изменяется в течение всего обоснования. Его истинность должна быть доказана неопровержимо.

Тезис

В сочинении ЕГЭ тезис – это позиция автора текста, которую вы стараетесь обосновать, доказать или опровергнуть.

Тезис подчиняется следующим правилам:

  • Формулируется чётко и недвусмысленно.
  • Не изменяется в течение всего обоснования.
  • Его истинность должна быть доказана неопровержимо.

Что такое аргументация? Аргументация – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос: «Почему?», а аргументы отвечают: «…, потому что…» Аргументы надо приводить в системе ( Рекомендуют располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала ) Последний аргумент фиксируется в памяти лучше!

Что такое аргументация?, Аргументация – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса., От тезиса к аргументам можно поставить вопрос:

Аргументы надо приводить в системе

Я согласна с мнением автора. Мне кажется, что сейчас чувство милосердия оказалось запущенным, хотя есть много примеров трогательной отзывчивости. Попробую доказать собственное мнение. Я часто в повседневной жизни сталкиваюсь с отсутствием милосердия в нужный момент. Например, люди понимают, что надо навестить заболевшего друга или бабушку, но так много дел, что даже позвонить некогда. Знают, что некрасиво смеяться над одноклассником, не умеющим за себя постоять, но смеются. А ведь не обидеть грубым словом, поддержать друга – это и есть путь к милосердию. Читаешь этот текст, и память воскрешают собственные примеры людского равнодушия: известный цирковой артист, «грустный клоун» Енгибаров умер от сердечного приступа на улице, потому что ему никто не помог. Русская классическая литература учит тому, что милосердие необходимо развивать, воспитывать. Ярким примером в художественной литературе являются героини произведений Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского. Наташа Ростова, Соня Мармеладова умели чувствовать сердцем боль других людей. А это дано не каждому. Наташа Ростова разрешила разместить в их доме раненых. Соня Мармеладова жертвует собой, спасая семью от голодной смерти. Она душевный, милосердный человек. Вспомним «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина. Гринёв дарит вожатому за оказанную помощь заячий тулуп. Эпизод с заячьим тулупчиком говорит не о барской прихоти и щедрости Гринёва, а о человеческом отношении и внимании его к положению и судьбе простого человека. Доброта и гуманность Гринёва вызывают со стороны Пугачёва ответное чувство, и таким образом между ними завязываются подлинно человеческие отношения, исполненные взаимного уважения и сочувствия. Недавно я перечитала рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор». Это произведение о человеческом сострадании, добре. В чём же смысл истинного милосердия? Главное в жизни – быть необходимым, нужным, протянуть руку помощи. Таким человеком оказался в рассказе Николай Иванович Пирогов. Он был не только опытным врачом, но и незаурядным, добрым спасителем человеческих душ. Он безвозмездно помогал страдающим людям, не требуя наград и похвал. Ведь истинную доброту не выставляют напоказ, а совершают от чистого сердца, искренне, тайно. Милосердным человек должен быть всегда! К такому выводу ведёт нас Д.Гранин.

К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его

( привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы) — 3

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его

не менее 2 аргументов, опираясь на знания,

или привёл только один аргумент из художественной, публицистической или научной литературы – 2

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его

(привёл один аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт — 1

Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме,

но не привёл аргументы,

или

мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»),

или

мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе – 0

Композиция сочинения

Композиция сочинения

Чем закончить? Основное требование к заключению: заключение должно быть таким, чтобы читатель понял, что самое главное уже сказано и говорить больше не о чем. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Должно быть коротким и ёмким. Должно быть логически связано с основной частью. Как и вступление, должно быть выдержано в той же эмоциональной тональности, что и основная часть.

Чем закончить?, Основное требование к заключению:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • Должно быть коротким и ёмким.
  • Должно быть логически связано с основной частью.
  • Как и вступление, должно быть выдержано в той же эмоциональной тональности, что и основная часть.

Речевые клише: Итак, можно сделать вывод о том, что… Итак, автор показал нам, что… Таким образом, все сказанное убеждает читателя в том, что… В заключени е хочется отметить (подчеркнуть)… Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что… Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что… Приёмы: Нравственный вывод Цитата Афоризм Призыв Вопросно - ответное единство Риторическое восклицание… Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что в жизни необходимо быть добрым, чутким, отзывчивым, готовым прийти на помощь человеком. Так давайте же будем милосердными!

Речевые клише:

  • Итак, можно сделать вывод о том, что…
  • Итак, автор показал нам, что…
  • Таким образом, все сказанное убеждает читателя в том, что…
  • В заключени е хочется отметить (подчеркнуть)…
  • Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что…
  • Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что…

Приёмы:

  • Нравственный вывод
  • Цитата
  • Афоризм
  • Призыв
  • Вопросно — ответное единство
  • Риторическое восклицание…

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что в жизни необходимо быть добрым, чутким, отзывчивым, готовым прийти на помощь человеком. Так давайте же будем милосердными!

II

К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью

изложения:

  • логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
  • в работе нет нарушений абзацного членения текста — 2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена одна логическая ошибка,

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста — 1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более одной логической ошибки,

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста — 0

К6 Точность и выразительность речи

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 — 2

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли,

но

прослеживается однообразие грамматического строя речи,

или

работа экзаменуемого характеризуется разнообразием

грамматического строя речи,

но есть нарушения точности выражения мысли — 1

Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи — 0

III Грамотность К7 Соблюдение орфографических норм Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) -3 Допущено не более двух ошибок 2 Допущено три-четыре ошибки 1 Допущено более четырёх ошибок 0 К8 Соблюдение пунктуационных норм Пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) – 3 Допущено одна–три ошибки 2 Допущено четыре-пять ошибок 1 Допущено более пяти ошибок 0 К9 Соблюдение языковых норм Грамматических ошибок нет 2 Допущено одна-две ошибки 1 Допущено более двух ошибок 0 К10 Соблюдение речевых норм Допущено не более одной речевой ошибки 2 Допущено две-три ошибки 1 Допущено более трёх ошибок 0 К11 Соблюдение этических норм Этические ошибки в работе отсутствуют 1 Допущены этические ошибки (одна и более) 0 К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют - 1 Допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале – 0 Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12) - 24

III Грамотность

К7 Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) -3

Допущено не более двух ошибок 2

Допущено три-четыре ошибки 1

Допущено более четырёх ошибок 0

К8 Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) – 3

Допущено одна–три ошибки 2

Допущено четыре-пять ошибок 1

Допущено более пяти ошибок 0

К9 Соблюдение языковых норм

Грамматических ошибок нет 2

Допущено одна-две ошибки 1

Допущено более двух ошибок 0

К10 Соблюдение речевых норм

Допущено не более одной речевой ошибки 2

Допущено две-три ошибки 1

Допущено более трёх ошибок 0

К11 Соблюдение этических норм

Этические ошибки в работе отсутствуют 1

Допущены этические ошибки (одна и более) 0

К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют — 1

Допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале – 0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12) — 24

 Обобщаем сказанное ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ Внимательно прочитайте текст. (обратить внимание на ключевые фразы и оценочные слова, чтобы выделить проблему и позицию автора) Сформулируйте проблему и позицию автора. Продумайте комментарий. ( следите, чтобы он логично связал формулировку проблемы и позицию автора. Подберите цитаты из текста, которые помогут подтвердить правильность вашего понимания авторского текста) Определите своё отношение к позиции автора (согласие/несогласие).</p>
<p>Подберите аргументы. (они должны подтверждать или опровергать мнение автора)

Обобщаем сказанное, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД, СОЧИНЕНИЕМ

  • Внимательно прочитайте текст. (обратить внимание на ключевые фразы и оценочные слова, чтобы выделить проблему и позицию автора)
  • Сформулируйте проблему и позицию автора.
  • Продумайте комментарий. ( следите, чтобы он логично связал формулировку проблемы и позицию автора. Подберите цитаты из текста, которые помогут подтвердить правильность вашего понимания авторского текста)
  • Определите своё отношение к позиции автора (согласие/несогласие). Подберите аргументы. (они должны подтверждать или опровергать мнение автора)

 Обобщаем сказанное ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ 5. Продумайте композицию сочинения. (определите, какой тип зачина и заключения будет использован) 6. Работая над черновиком , продумайте логические связки между частями. Проверьте, насколько логика вашего сочинения соотносится с рассуждениями автора. Проверьте правильность деления на абзацы 7. Переписывая сочинение в бланк ответа, будьте внимательны. Не допускайте ошибок при переписывании. 8. Перечитайте сочинение , чтобы исправить допущенные ошибки.

Обобщаем сказанное, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД, СОЧИНЕНИЕМ

5.

6. Работая над черновиком

7. Переписывая сочинение

8. Перечитайте сочинение

Для тренировки

( 1)В 1969 году в воронежской «Коммуне» я прочитал заметку «Заживо погребённый» о человеке, который в сорок втором году дезертировал из армии и в течение двадцати лет укрывался на чердаке. (2)Он недавно спустился на землю и назвал своё имя. (3)Тонких Николай. (4)Случай невероятный. (5)Как журналист, я немедленно выехал в Воронежскую область… (6)Село Битюг-Матрёновка. (7)Хата на краю села. (8)Дверь открыла женщина лет семидесяти. (9)Хозяйка не рада гостю, но голос искательный. –(10)Сейчас позову Николая… (11)Николай, как потом оказалось, первым увидел гостя – и сразу в сарай. (12) Любому человеку в его положении всякий разговор неприятен и тягостен. (13) Но гость сидит на скамейке, достал сигареты, закурить предлагает – надо поддерживать разговор. (14)Слово за словом я узнаю трагедию человека-труса. (15)В сорок втором, когда полыхал Воронеж, когда немцы рванулись к Волге, с холщовыми сумками за плечами из Битюг-Матрёновки в Липецк шла группа ребят. (16)Парни спешили к месту, где люди получали винтовки, потом садились в теплушки и отправлялись к Волге. (17)Каждый понимал, что ждёт его, но от страха руки только крепче сжимали винтовку. (18)А он испугался и бросил друзей, глухими дорогами пошёл назад, к дому. (19) В подсолнухах дождался полуночи и, озираясь, постучал в хату у Битюга. –(20)Мама, открой… (21)Мать сжала его в объятиях. –(22)Сынок… (23)Живой, здоровый. (24)Никому не отдам… (25)Один раз живём… (26)Так начались страшные двадцать лет жизни на чердаке возле печной трубы. (27)Семь тысяч дней, похожих как близнецы. (28)Наперечёт известные звуки: это мать доит корову, это сестра повесила на стенку портфель, это скребётся мышь, это червяк точит стропила… (29)При каждом незнакомом звуке человек у трубы вздрагивал, сжимался в комок.

30)Летом, в тёмные часы между зорями, человек спускался к земле. (31)Озираясь, он обходил вокруг хаты, трогал руками подсолнухи, прикладывал ладони к остывающим после дневной жары тыквам. (32)Уснувшие кузнечики шарахались из-под ног. (33)Человек думал: «Это они меня боятся… (34)Часто думал: спущусь к людям, расскажу всё. (35)Боялся.(36)Уже не кары за трусость боялся – боялся жизни. (37)Я завидовал тем ребятам, которые не вернулись. (38)Я думал: им хорошо, лежат спокойно, им носят цветы, их помнят.

39)А я… (40)Зачем?.. (41)Много раз трогал руками верёвку. (42)Минута, и всё. (43)Кому я нужен? (44)Но жутко – живём один раз…» (45)Так через двадцать лет огородами к сельсовету прошёл никому не знакомый человек, назвал себя… (46)Вот и вся трагическая и жалкая судьба дезертира, променявшего живую жизнь на бесконечные годы страха. (47)Он живёт теперь среди нас, сам зарабатывает свой хлеб. (48)Он устаёт на работе, избегает людей. (49)Спит он по-прежнему на чердаке. (50)«Никак не привыкну к избе…» (51)Вечерами, перед тем как полезть на чердак, долго стоит во дворе, провожает закат. (52)Трусость в тяжкий для Родины час требует наказания. (53)Но у кого поднялась бы сейчас рука на этого жалкого, ссохшегося, с потухшими от страдания глазами человека, пережившего семь тысяч дней страха, наказавшего себя сверх всякой меры! (54)Этот человек и теперь говорит: «Живём один раз». (55)Но он понимает, как беспощадны для него эти слова. (56)Двадцать золотых лет зачёркнуто в жизни. (57)Да и теперь что за жизнь? (58)Не всякий подаёт руку. (59)А когда идёт по селу, острый слух ловит шёпот: –(60)Дезертир… (61)Презрение людей – самое тяжкое наказание для человека. (62)А живём один раз… (по В.М. Пескову*) *Василий Михайлович Песков (род. в 1930 году) — русский советский писатель, журналист, путешественник и телеведущий.

В этом тексте автор поднимает проблему, почему солдат может стать дезертиром».

В настоящее время множество людей, из-за развития индустрии развлечений, всё чаще сидят дома, играют в компьютерные или настольные игры и больше ничего не делают. Можно считать, что они тратят своё время зря? Именно эту проблему поставил в данном тексте советский писатель В.М. Песков.

(Проблему не засчитали, 8 баллов потеряно) Писатель рассказывает нам историю одного солдата, дезертировавшего из армии в 1942 году и просидевшего на чердаке своего дома целых 20 лет. Автор доказывает, что Николай Тонких провёл эти годы впустую: «Двадцать золотых лет зачёркнуто из жизни». Песков показывает солдата очень жалеющего о сделанном: «Я завидую тем ребятам, которые не вернулись. А кому я нужен?». Николай искренне раскаивается в трусости, но ничего не изменишь, годы не вернёшь. В.М. Песков считает, что проведённый зря годы человеческой жизни — это худшее наказание, которое только можно придумать. Я полностью согласен с автором, и действительно, осознание человеком, что он прожил свою жизнь зря, никак не сохранил своё имя в истории или не оставил после себя потомков, продолжающих его род. Это самое ужасное, что можно только понять в своей жизни. В доказательство своей позиции мне первым делом приходит на ум Илья Ильич Обломов из романа Гончарова «Обломов». Илья Ильич олицетворение человека, проживающего свою жизнь зря. У него был шанс принести хоть какую-нибудь пользу, женившись на Ольге, но он его упускает. Так и закончил он свою жизнь, никак не вписав себя в историю. Другим произведением, рассматривающим проблему пустой траты времени, является роман Тургенева « Отцы и дети». Главный герой романа — Евгений Базаров, придерживается нигилистических взглядов, то есть хочет разрушить все старые устои, но не хочет внедрять что-то новое. Вся его жизнь была пустой, он жил только ради безоблачной идеи, отрицающей что-либо в этом мире. Но любовь к вдове Одинцовой заставляет его задуматься, правильны ли его взгляды на жизнь или нет. Он не может принять то, что он был не прав в своих взглядах, поэтому и принимает смерть без всякого сожаления к своей прожитой жизни, так как она была пуста и бессмысленна. И наконец, можно сделать вывод, что всегда в жизни нужно взвешивать свои действия и самое главное, не пытаться всегда жить ради развлечения. И нужно понимать, что ты пришёл на этот свет не просто так, и ты должен оставить после себя что-то полезное для следующих поколений.

Сочинение.

РАЗМАЗНЯ

  • На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться.
  • — Садитесь, Юлия Васильевна! — сказал я ей. — Давайте посчитаемся. Вам наверное нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не спросите… Ну-с… Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц…
  • — По сорока…
  • — Нет, по тридцати… У меня записано… Я всегда платил гувернанткам по тридцати. Ну-с, прожили вы два месяца…
  • — Два месяца и пять дней…
  • — Ровно два месяца… У меня так записано. Следует вам, значит, шестьдесят рублей… Вычесть девять воскресений… вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только… да три праздника…
  • Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но… ни слова!..
  • — Три праздника… Долой, следовательно, двенадцать рублей… Четыре дня Коля был болен и не было занятий… Вы занимались с одной только Варей… Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься после обеда… Двенадцать и семь — девятнадцать. Вычесть… останется… гм… сорок один рубль… Верно?
  • Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова!..
  • — Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Долой два рубля… Чашка стоит дороже, она фамильная, но… бог с вами! Где наше не пропадало? Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок… Долой десять… Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки. Вы должны за всем смотреть. Вы жалованье получаете. Итак, значит, долой еще пять… Десятого января вы взяли у меня десять рублей…
  • — Я не брала, — шепнула Юлия Васильевна.
  • — Но у меня записано!
  • — Ну, пусть… хорошо.
  • — Из сорока одного вычесть двадцать семь — останется четырнадцать…
  • Оба глаза наполнились слезами… На длинном хорошеньком носике выступил пот. Бедная девочка!
  • — Я раз только брала, — сказала она дрожащим голосом. — Я у вашей супруги взяла три рубля… Больше не брала…
  • — Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! Долой из четырнадцати три, останется одиннадцать… Вот вам ваши деньги, милейшая! Три… три, три… один и один… Получите-с!
  • И я подал ей одиннадцать рублей… Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.
  • — Merci, — прошептала она.
  • Я вскочил и заходил по комнате. Меня охватила злость.
  • — За что же merci? — спросил я.
  • — За деньги…
  • — Но ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! За что же merci?
  • — В других местах мне и вовсе не давали…
  • — Не давали? И не мудрено! Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам… Я отдам вам все ваши восемьдесят! Вон они в конверте для вас приготовлены! Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней?
  • Она кисло улыбнулась, и я прочел на ее лице: «Можно!»
  • Я попросил у нее прощение за жестокий урок и отдал ей, к великому ее удивлению, все восемьдесят. Она робко замерсикала и вышла… Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!
  • А.П.Чехов

Во все времена одним из главных человеческих достоинств была сила. Ей восхищаются, считают её даром. Но в чём же она заключается? Вот вопрос, над которым А.П. Чехов задумывается в своём произведении.

Автор рассказывает

А.П. Чехов убеждён в том, что жизнь требует от человека стойкости, готовности защищать себя и свои интересы. Быть сильным – это естественно для каждого из нас.

Я полностью разделяю точку зрения автора и считаю, что сила состоит не в способности обидеть того, кто слабее, не в желании продемонстрировать свою стойкость. Это то, что помогает нам справляться с трудностями, сохранять своё достоинство в любой ситуации. Попытаюсь доказать это примерами из литературы.

Вспомним замечательный рассказ Куприна «Куст сирени». Автор повествует о Николае Алмазове, совершившем ошибку в своей работе, вследствие чего ему пришлось отметить на схеме несуществующие кусты. Герой был в отчаянии, он понимал, что обман неминуемо раскроется. Мужчина проявил слабость, чего нельзя сказать о его жене Вере, взявшей всё под свой контроль. Она заложила украшения, а на вырученные деньги наняла садовника, который в нужном месте высадил кусты. Вера проявила свой характер. В сложной ситуации она не опустила руки, ведь ей было необходимо помочь мужу. В этом и заключается истинная сила.

Одно дело быть «зубастым» в быту, но сохранить себя в условиях войны, остаться верным своим идеалам в подобной ситуации – это совсем другое. В произведении Закруткина «Матерь человеческая» рассказана история женщины, потерявшей семью (её мужа и сына убили фашисты).

Невозможно даже представить, что почувствовала героиня, поняв, что теперь она одна в этом мире. Мы бесконечно уважаем героиню за то, что она нашла в себе силы продолжать жить. Но дальше происходит невероятное: женщина не убивает обнаруженного ею раненого немецкого солдата. Она заботится о нём, пытается спасти. Казалось бы, вот идеальная возможность отомстить за своих родных. Но героиня вновь оказывается сильнее обстоятельств. Она не даёт ярости завладеть её сердцем. Высшее проявление силы состоит не в том, чтобы забрать жизнь обидчика, а в том, чтобы её сохранить.

В заключение хотелось бы сказать, что человеческая сила имеет множество проявлений. Она заключается как в умении бороться, сражаться, так и в способности быть милосердным, простить обиду. Если человек имеет нравственные принципы, если ему есть, ради кого жить, он просто не позволит себе быть слабым .

Сочинение

Благодарю за внимание!

Благодарю

за

внимание!