Сочинения по русскому языку и литературе (2)

Сочинение-рассуждение, на тему: «Смысл высказывания лингвиста В. Г. Ветвицкого: «Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова, и уподобляются ему по форме, согласуются с ним»

Контрольный текст:

(1) В командировки мама и отец ездили очень часто: они вместе проектировали заводы, которые строились где-то очень далеко от нашего города. (2) Я оставался с бабушкой – маминой мамой. (3) В неблагополучных семьях родители, уехав из дому, вообще не присылают писем, в благополучных пишут примерно раз или два в неделю – мы с бабушкой получали письма каждый день. (4) Мои родители соблюдали строгую очерёдность: одно письмо – от отца, другое – от мамы. (5) Порядок ни разу не нарушился. (6) В конце письма неизменно стояла дата, а чуть пониже было написано: «8 часов утра». (7) Значит, отец и мама писали после своей утренней пробежки и перед работой.

  • (8) Фантастика! – сказала однажды бабушка. – (9) Хоть бы раз перепутали очередь!..

(10) Я не мог понять: восторгается она моими родителями или в чём-то их упрекает? (11) Это было отличительной бабушкиной чертой: по её тону часто нельзя было определить, шутит она или говорит всерьёз, хвалит или высмеивает. (12) Я-то восхищался ими, поскольку мы часто восхищаемся поступками, на которые сами не способны. (13) Конечно, бабушка была счастлива за свою дочь, гордилась её мужем,

то есть моим отцом, но она, как и я, редко следовала тем правилам, к которым нас с ней стремились приучить.

(14) Например, мама и отец старались закалить нас. (15) Но мы с бабушкой не желали обтираться ледяной водой, вставать по воскресеньям ещё раньше, чем в будни, чтобы идти на лыжах или в поход. (16) Мы сознавали, что нечётко делаем гимнастику. (17) Вообще, мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто и когда звонил маме или отцу по телефону, нечётко

16 стр., 7626 слов

Большое про бабушку

... Как я буду про тебя сочинение писать? А ты спиши у кого-нибудь, — советует бабушка, бывшая учительница русского ... меня и братьев — мыли в печке в большой шайке. Прогорят дрова, и долго-долго еще в ... забираться. А то хлеб плохо поднимался. И вообще баловаться нельзя, шуметь, если тесто в доме. ... торопились, да маленькими уродились! — ворчит на меня мама. Дров-то мало набрали. А папка подбадривает: Не ...

выполняли режим дня.

(18) Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет. (19) Невысокая, сухонькая, с коротко подстриженными волосами, бабушка напоминала озорного мальчишку. (20) А этот мальчишка, как говорили, сильно смахивал на меня. (21) И не только внешне.

  • (22) Ну-с, сколько денег откладываем на кино? – спрашивала бабушка.
  • (23) Побольше! – говорил я.

(24) И бабушка, любившая ходить в кино, как и я, откладывала побольше, а экономились деньги потом на обедах. (25) По мнению родителей, мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми, и это нас объединяло.

(По А. Алексину)

В своем образном и емком высказывании: «Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова, и уподобляются ему по форме, согласуются с ним», известный лингвист В. Г. Ветвицкий довольно точно передал то значение, которое имеет имя существительное в русском языке.

Я полностью согласен с этим высказыванием, поскольку имя существительное играет важнейшую роль в любом предложении, а, следовательно, и в любом повествовании. И если сравнивать какой-либо имеющий смысл рассказ со своеобразным языковым оркестром, то эта часть речи всегда задает тон повествованию и управляет другими частями речи, как музыкантами во время концерта. От существительного зависит то, насколько большое значение мы придаем тому или иному предмету. Например, в предложенном нам тексте в предложении (6) мы видим несколько существительных, используемых в разной форме. В этом предложении можно было бы проще сказать о письмах, но тогда читатель не увидел бы того большого значения, которое придает этим письмам автор текста и герой повествования.

В предложении (13) контрольного текста используется два существительных, по сути, имеющих одно и то же значение, но позволяющих разобраться в родственных отношениях героев рассказа сделать полезное уточнение. Повторение в предложениях существительных-синонимов позволяет привлечь внимание читателя к тому или иному предмету и точнее понять смысл сказанного.

Еще одна роль существительных в русской речи заключается в выделении главных предметов или действующих лиц, о которых ведется повествование. Как правило, существительные, наиболее часто встречающиеся в рассказе, и есть главной темой этого рассказа. А все остальные части речи лишь придают эмоциональную окраску и позволяют расширить наше представление о предмете разговора.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что имя существительное играет главную роль в грамматике русского языка, а все остальные части реши лишь дополняют его и разнообразят его смысловую нагрузку.