Долгая дорога к себе: духовные искания литературных героев
Желание найти себя и свое место в мире присуще многим людям. К сожалению, очень редко удается это сделать, не испытав боли и разочарования. На жизненном пути человек постоянно сталкивается с различными трудностями, преодоление которых помогает изменить себя, не изменяя себе. Данная тема нашла отражение во многих литературных произведениях.
В романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» одним из центральных персонажей является Пьер Безухов. Этот герой находится в постоянном поиске себя и смысла жизни. Пьера можно охарактеризовать как человека с богатым внутренним миром, имеющего свои ценности и принципы. Его искренний интерес к миру и событиям вокруг него заслуживает большого уважения. Вполне естественно, что духовные поиски любимого героя Л.Н.Толстого сопровождаются ошибками, промахами. Женитьба на блестящей красавице Элен, кутежи в компании Долохова и Курагина, вступление в масонскую ложу – все это лишь подтверждает, что Пьер не идеальный образ, а живой человек, совершающий противоречивые поступки, имеющий право на ошибку.
Знакомство с Платоном Каратаевым помогает герою понять простые истины и обрести настоящее счастье. В эпилоге мы видим нового Пьера, ставшего хорошим мужем и отцом. Он всем сердцем любит Наташу и детей, и его неспокойная натура жаждет деятельности. Пьер полон идей и планов, он не может вести спокойную, размеренную жизнь и мечтает быть полезным людям, обществу, стране. Его духовные поиски продолжаются.
Сложным и тернистым становится путь Родиона Раскольникова, главного героя романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Его безумная теория затмевает разум и вынуждает нарушить библейские заповеди. Родион мнит себя Наполеоном, «право имеющим», тогда как все остальные – серая масса, «твари дрожащие». После убийства старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы герой не может прийти в себя и понять, что совершил чудовищную ошибку. Врожденная доброта и честность не дают ему покоя, он мучается, страдает из-за теории, из-за неверно выбранной дороги. Благодаря Соне он решается признаться в преступлении, но так и не понимает, что его деление людей на разряды ошибочно. Духовные поиски Раскольникова продолжаются на каторге. Хочется верить, что его больная душа возрождается к новой жизни. Герой впервые берет в руки Евангелие – значит, есть надежда на выздоровление. Читатель-оптимист полагает, что впереди у Родиона светлая дорога к самому себе и к людям, которые его окружают.
Духовная высота простого человека в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
... в «роевом» движении человечества. Духовная высота “простого человека” в романе Толстого “Война и мир” Духовную красоту “простого человека” я хочу показать на примере Платона Каратаева. После казни “поджигателей” у стен Новодевичьего монастыря в душе Пьера ... привлекло внимания: «ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжали молиться». Духовная высота «простых» людей определила нравственный исход ...
Как преодолеть сложный путь обретения себя и познания мира, не погрешив против истины, не совершив ошибок? Наверное, это невозможно. В этом нас убеждают герои литературных произведений. Каждый ошибается. В тот момент, когда человек понимает, что идет по ложному пути, он словно теряет себя. Весь его мир рушится, и самое главное при этом – не уничтожить себя, не растоптать, отчаявшись и поддавшись влиянию эмоций. Важно осознать, что только от нас самих зависит будущее, потому что мы сами выбираем путь длиною в жизнь. Нужно помнить, что долгая дорога к себе – это всегда дорога к людям.