Нравственные поиски героев Ф.М. Достоевского

Ф.М. Достоевский вошел в историю мировой литературы как писатель — философ. Практически в каждом произведении Достоевского мы погружаемся в мир «последних вопросов», сталкиваемся с настойчивыми попытками разрешить коренные загадки человеческого бытия, с напряженными идейно-нравственными поисками. В силу особенностей миросозерцания философская проблематика всегда была в центре внимания писателя, составляя содержательный стержень его романов.

Однако Достоевского интересовала не абстрактная философская истина, а та идейно-нравственная правда, которая пережита и лично выстрадана человеком; правда, обретенная им в итоге нелегкого пути проб и ошибок, заблуждений, сомнений, прозрений. Искание и постижение универсальной философской истины в процессе личностных идейно-нравственных поисков — основная проблематика произведений Достоевского.

В разрешении нравственных вопросов герои Достоевского идут до конца, максимально заостряя философскую проблематику. Это также способствует тому, что внутренняя жизнь героев приобретает напряженность и остроту.

Тема контрольной работы: «Нравственные поиски героев Ф.М. Достоевского»

Актуальность работы — произведения Достоевского и сегодня остаются остросовременными, потому что писатель мыслил и творил в свете тысячелетий истории. Он был способен воспринять каждый факт, каждое явление жизни и мысли как новое звено в тысячелетней цепи бытия и сознания. Ведь если любое, даже «малое» сегодняшнее событие или слово воспринимается как звено в практическом и духовном движении истории, это событие и это слово приобретают абсолютное значение и становятся достойным предметом творчества. Знаменательно, что западная литература осваивала соотношение понятий «индивид» и «нация», а Достоевский поставил перед русской литературой реальности — «личность» и «народ».

Целью данной работы было разобраться в глубочайшем психологизме героев через понимание образа, через осознание мотивов их поступков.

Нравственное возрождение человека — основной мотив всего творчества Достоевского. Он считал, что новый, переродившийся человек не будет стоять перед выбором: «либо грабишь ты, либо грабят тебя». Личность обретет целостность и гармонию, достигнет, по словам Достоевского, «целостного я», «жизненного знания и сознания, т. е. непосредственно чувствуемого телом и духом, т. е. всем жизненным процессом». Противостояние человека миру сменится, наконец, единением с другими людьми и природой, «вселенской радостью жизни».

36 стр., 17636 слов

Сочинение воспитание в романах ф м достоевского

... в нашем сознании. Очень многие исследователи, в частности М.Бахтин, отмечали, что в центре любого из романов Достоевского, ... работы С.Дуркина, А.Звирса, Э.Уочтела). Тема детства в ее культурно-историческом значении исследована в России в работах ... услышать «признание» людей, с чьими героями они уже давно познакомились. Глубокий ... повести Николая М. Диккенсовские мотивы можно найти в ряде произведений ...

ЖИЗНЬ ФЕДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДОСТОЕВСКОГО

Истинно, истинно глаголю вам: аще пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Евангелие от Иоанна XII,24. Эпиграф к «Братьям Карамазовым»; слова, высеченные на могиле Достоевского.

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 г. в Москве. Отец его был хирургом в госпитале для бедных; перед выходом в отставку он получил дворянский титул и уехал жить в деревню, в свое поместье. Натура развратная и очень жестокая, особенно в старости, он дошел до того, что возмущенные крепостные крестьяне зверски убивают его. Первый приступ эпилепсии у будущего гения русской литературы случился в возрасте семи лет. 1837 г. — важная дата для Достоевского. Это год смерти его матери, год смерти Пушкина, которым он с братом зачитывается с детства, год переезда в Петербург и поступления в военно-инженерное училище.

В 1839 г. он получает известие о расправе над отцом. За год до оставления военной карьеры Достоевский впервые переводит и издает «Евгению Гранде» Бальзака (1843).

Год спустя выходит в свет его первое произведение, «Бедные люди», и сразу для всех становится ясно — появился большой писатель. Но следующая книга, «Двойник», встречает неуспех. После публикации «Белых ночей» он был арестован (1849) в связи с «делом Петрашевского», в кружке которого, кроме разговоров и чтения письма Белинского Гоголю, ничего серьезного не происходило. Суд и суровый приговор к смертной казни скорее был похож на трагифарс. Только на эшафоте осужденным объявляют о помиловании, заменив смерть жизнью на каторге. Один из приговоренных к казни в этот момент сходит с ума.

Лишь через 10 лет Достоевский, будучи уже женатым, возвращается в Петербург, но негласное наблюдение за ним не прекращается до конца его дней. Годы заключения абсолютно перевернули его взгляд на мир. В период с 1860 по 1866 г.г.: работа с братом в собственном журнале, романы «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорбленные», «Зимние заметки о летних впечатлениях» и «Записки из подполья» — можно сказать, что настоящий Достоевский рождается из этого произведения. Поездки за границу со своей возлюбленной Аполлинарией Сусловой (жестокий роман с которой длится 3 года), разорительная игра в рулетку, постоянные попытки добыть денег и в то же время — смерть жены и брата, долги которого он берет на себя. Это время открытия им для себя Запада и возникновения ненависти к нему. Андреев А. М «Очерки по истории русской литературы XIX века». Джорданвилль, Нью Йорк, 1968, стр. 207-208.

В безвыходном материальном положении Достоевский пишет главы «Преступления и наказания», посылая их прямо в журнальный набор, и они печатаются из номера в номер. В это же время он обязан написать «Игрока», на что у него попросту не хватает физических сил. По совету друзей Достоевский берет молодую стенографистку, которая легко справляется с непосильной задачей, и «Игрок» готов через месяц. Роман «Преступление и наказание» закончен и оплачен очень хорошо, но чтоб этих денег у него не отобрали кредиторы, писатель уезжает за границу со своей помощницей Анной Григорьевной, ставшей его новой женой. Впервые в жизни Достоевскому действительно по-настоящему повезло.

7 стр., 3038 слов

По истории : «Михаил Фёдорович Романов- основатель династии Романовых»

... выбор темы моего реферата-«Михаил Федорович Романов - основатель династии Романовых». Цель моей работы - раскрыть образ Михаила Федоровича, как человека ... больше, над головами орла вырезаны короны. 2.2.Основные факты жизни. Михаил Федорович Романов первый русский царь ( - 1645 ) из ... странных обстоятельствах, которые постоянно несли тайну смертей. Естественно, сама династия Романовых хранит множество ...

Эта женщина постепенно устроила ему нормальную жизнь, взяла на свои плечи все экономические заботы, и с 1871 г. он навсегда бросает рулетку. В 1867 г. написан роман «Идиот». Последние годы жизни невероятно плодотворны: 1871 — «Бесы», 1873 — начало «Дневника писателя» (серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня), 1874 «Подросток», 1876 — «Кроткая», 1879 — «Братья Карамазовы». В это же время два события стали значительными для Достоевского. В 1878 г. император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье, и в 1880г., всего лишь за год до смерти, Достоевский произнес знаменитую речь на открытии памятника Пушкину в Москве. Это, наконец, настоящий триумф. Он уверен, что теперь является первым писателем в России и победил-таки графа Льва Толстого. Несмотря на ту известность, которую Достоевский получил в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. В частности, даже Фридрих Ницше признавал, что Достоевский единственный, кто сумел ему объяснить, что такое человеческая психология. писатель достоевский психологизм

О последних днях жизни Достоевского имеется простой правдивый рассказ его верной, любимой супруги Анны Григорьевны. В ночь на 25 января у Достоевского случилось легочное кровотечение. Около 5 часов дня кровотечение повторилось. Встревоженная Анна Григорьевна послала за доктором. Когда доктор стал выслушивать и выстукивать грудь больного, кровотечение повторилось и настолько сильное, что Федор Михайлович потерял сознание. «Когда его привели в себя, — пишет в своих «Воспоминаниях» Анна Григорьевна — первые слова его, обращенные ко мне были: «Аня, прошу тебя, пригласи немедленно священника, я хочу исповедоваться и причаститься!» «Хотя доктор стал уверять, что опасности особенной нет, но, чтобы успокоить больного, я исполнила его желание. Мы жили вблизи Владимирской церкви, и приглашенный священник о. Мегорский через полчаса был уже у нас. Федор Михайлович спокойно и добродушно встретил батюшку, долго исповедовался и причастился. Тарасов Б.Н. Глава о Ф.М. Достоевском // История русской литературы XIX века. 70-90-е годы: Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой, В.Б. Катаева. М., 2001,стр. 29-31.Когда священник ушел, и я с детьми вошла в кабинет, чтобы поздравить Федора Михайловича с принятием Св.

Таинств, то он благословил меня и детей, просил их жить в мире, любить друг друга, любить и беречь меня. Отослав детей, Федор Михайлович благодарил меня за счастье, которое я ему дала, и просил меня простить, если он в чем-нибудь обидел меня. Вошел доктор, уложил больного на диван, запретил ему малейшее движение и разговор, и тотчас попросил послать за двумя докторами, А.А. Пфейфером и профессором Д.И. Кощлаковым, с которыми муж мой иногда советовался. Ночь прошла спокойно. Проснулась я около семи часов утра, и увидела, что муж смотрит в мою сторону. «Ну, как ты себя чувствуешь, дорогой мой?» — спросила я, наклонившись к нему. «Знаешь, Аня, — сказал Федор Михайлович полушепотом, — я уже три часа как не сплю и все думаю, и только теперь сознаю ясно, что я сегодня умру.» «Голубчик мой, зачем ты это думаешь, — говорила я в страшном беспокойстве, — ведь тебе теперь лучше, кровь больше не идет. Ради Бога, не мучай себя сомнениями, ты будешь еще жить, уверяю тебя.» Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994,стр.136-137.

8 стр., 3871 слов

Достоевский, Фёдор Михайлович

... [9] . Период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского: из ещё не определившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека, ... видным государственным деятелем К. П. Победоносцевым. Несмотря на известность, которую Достоевский обрел в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. В ...

1. «Нет, я знаю, я должен сегодня умереть. Зажги свечу, Аня, и дай мне Евангелие». Он сам открыл святую книгу и просил прочесть: окрылось Евангелие от Матфея, глава 3, ст. 14-15. («Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду».) «Ты слышишь — «не удерживай», — значит, я умру, — сказал муж и закрыл книгу.» Около 7 часов вечера кровотечение возобновилось и в восемь часов тридцать восемь минут Ф.М. Достоевский скончался (28 января 1881 года.)

ВЕЧНЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ ПОИСК ФЕДОРА ДОСТОЕВСКОГО

С этим утверждением радостно соглашались миллионы читателей всего мира. Радостно потому, что при всей нелицеприятности, даже жестокости своего дара говорить правду о человеке — о русском человеке! — творчество Достоевского было и остается духоподъемным. Так духоподъемны Шекспир и Гёте, Диккенс и Гюго, Тургенев и Толстой, которые тоже много знали суровой правды о человеке. А сам Горький? Вот кого можно поставить сразу за Достоевским: то же глубокое знание своего народа, те же зоркость глаза и меткость слова, тот же беспощадный анализ причин и следствий человеческих несчастий. И притом — великая привязанность к жизни любовь и нежность к человеку, способному одним своим существованием, одной силой духа укрепить самые основы жизни как неизбывной тяги к гармонии. Отсюда и радость, с которой припадаешь к Достоевскому, отсюда и наслаждение его нелегким стилем, его многословным, подчас сумбурным повествованием. В Достоевского влюбляешься, как в пророка, как в выразителя самых сокровенных своих мыслей и чувств. Как бы ни сильно у некоторых «презрение к жизни», а всё-таки теплится где-то на дне души ощущение, что жизнь — благо, как бы ни велика мизантропия, но нет-нет да и прошибёт мысль, что человек — это царь природы. Иными словами: «Человек — это звучит гордо!» — мысль неожиданная и странная для опустившегося ночлежника, бродяги, но с абсолютной точностью отвечающая подъему сил, порыву к правде и красоте. Горьковский Сатин — не герой Достоевского, но его ничем как будто бы не оправданный оптимизм восходит к сокровенной мысли автора «Преступления и наказания». Это дух поистине поэтический. Недаром Достоевский так тяготеет к Пушкину. И опять-таки недаром Горький сравнивает его с Шекспиром. Вспомним к тому же, что первые его не сохранившиеся сочинения назывались «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», пусть и не стихотворные, но явно вдохновленные великой поэзией.

16 стр., 7767 слов

Роль родительского наставления в жизни человека (2)

... в жизни человека, что писать в итоговом сочинении? Именно в семье человек получает старт в успешную жизнь ... старшим. Большую роль сыграло родительское наставление и в жизни героя повести А. С. ... его дальнейшую судьбу, можно считать образ Онегина. Эмоциональная холодность отца и ... жизни человека. Семья в жизни человека играет настолько огромную роль, что переоценить ее влияние вряд ли возможно. Человек, ...

О том, что побудительным движением к творчеству у него всегда был поэтический порыв, он говорит в 1869 году и в письме к Н.Н. Страхову: «Множество отдельных романов и повестей втискиваются у меня в один… Но есть и того хуже: я, не спросясь со средствами своими и увлекаясь поэтическим порывом, берусь выразить художественную идею не по силам (так сила поэтического порыва всегда, например, сильнее средств исполнения. Даже у Пушкина замечаются следы этой двойственности)». Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество // Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995,стр.57-59.

Достоевский, несомненно, реалист, но особого склада, он всегда балансирует на грани поэтического преувеличения. Это часто сбивало с толку его критиков и справа и слева. Революционные демократы упрекали его в том, что он недостаточно осуществил заложенные в нем возможности социального романиста, ставящего своей задачей художественное исследование жизни общества, воспроизведение социальных пружин, управляющих жизнью народа. По словам Салтыкова-Щедрина, «с одной стороны, являются лица, полные жизни и правды, с другой — какие-то загадочные и словно во сне мечущиеся марионетки, сделанные руками, дрожащими от гнева…» Советских критиков особенно возмущало то, что борьба между добром и злом в душе человека представлялась в мистифицированной форме. В частности, разговоры Ивана Карамазова с чертом были настоящим камнем преткновения. Кинорежиссер И. Пырьев, экранизируя «Братьев Карамазовых», разрубил этот узел: у него черт — двойник Ивана Карамазова, стало быть, разговаривает он с самим собой, что, собственно, являлось из первоисточника для всякого материалиста.

Достоевский материалистом не был, он исповедовал православие. Это давало повод его друзьям из православного лагеря упрекать его в том, что он недостаточно сильно и убедительно доносит «слово Божье». Дабы обелить писателя в своих собственных глазах, они уверяли, что Достоевский — певец мучений и страданий, ибо только через них человек очищается и приближается к Истине. Но сам Достоевский иначе формулировал свой спасительный закон жизни: «Главное — люби других, как себя». В рассказе «Сон смешного человека», опубликованном в «Дневнике писателя», он прямо и недвусмысленно говорил о том, что человеческие страдания порождены зловредным устройством жизни, заражающим целые государства. Вот как описывает он грехопадение людей: «Началась борьба за разъединение, за обособление, за личность, за моё и твоё. Они стали говорить на разных языках. Они познали скорбь и полюбили скорбь, они жаждали мучений и говорили, что истина достигается лишь мучением».

Достоевский хорошо знал, что такое мучение, он прошел через каторжную тюрьму. Каторга была ужасна — четыре года день и ночь он носил кандалы. Обострившаяся в результате тяжелая болезнь — эпилепсия — была источником его пожизненных страданий и угрызений совести за то, что он отравляет жизнь своим близким. Нет, никому не желал он мучений, не культивировал их в своих произведениях, он только концентрировал на них силу своего необычного поэтически страстного дарования, и мы видели, как преступает через человека в себе Раскольников, как обреченно идет на улицу Сонечка Мармеладова, как мечется, не находя себе места и покоя, Настасья Филипповна, как смеется сквозь слезы очарованный красивой новогодней витриной нищий мальчик, как медленно и верно сходит с ума Иван Карамазов.

18 стр., 8933 слов

По роману Федора Достоевского «Бедные люди»

... роман) задал мне такой работы, что если бы знал, так не начинал бы его совсем.» Сочинение на тему “”Бедные люди” Достоевского: ... создания История написания романа «Бедные люди» знаменательна интересными фактами из жизни писателя: Первый роман Достоевского был опубликован 21 января ... сейчас. Расчет стоимости Гарантии Отзывы Оказавшись в военно-учебном заведении, юноша Достоевский по-прежнему жил в мире ...

Роман «Преступление и наказание» — это проблемное, «идеологическое» произведение, подводящее итог всему предшествующему творчеству Ф.М. Достоевского. Здесь затронуто множество проблем: от социальных и нравственных (как, например, сложность души человека, положение в обществе «униженных и оскорбленных») до философских (возможна ли «кровь по совести»?).

Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972,стр. 164-165.

Достоевский рисовал впечатляющие картины людского горя, поднимая всё новые социальные пласты. Своих героев он находил в мрачных доходных домах, в трущобах, трактирах, переполненных вагонах третьего класса, в провинциальных домишках и монастырях. Это были живые, неповторимые люди, во всей полноте своего существования. К его произведениям вполне относится восторженная оценка великой пушкинской прозы, которую дает в «Бедных людях» Макар Девушкин: «…читаешь — словно сам написал, точно это, примерно говоря, мое собственное сердце, какое уж оно там ни есть, взял его, людям выворотил изнанкой, да и описал всё подробно — вот как! Да и дело-то простое, Бог мой; да чего! И я так же бы написал; отчего бы и не написал? Ведь я то же самое чувствую, вот совершенно, как в книжке…»

Каторга, куда он потом отправит своих героев — Родиона Раскольникова, Парфёна Рогожина и Дмитрия Карамазова, была освоена им не только физически, но и умственно, нравственно. В «Записках из мертвого дома» Достоевский говорит о человеческой трагедии каторжника. По сути, каторга — это квинтэссенция вопросов народной жизни. Чаще всего людей толкают на преступление социальные уродства, которые коверкают личность. В других условиях эти преступники могли бы осуществить своё человеческое предназначение.

Нелегко было дворянину вызвать сочувствие и доверие у каторжан. «Вы, дворяне, железные носы, нас заклевали. Прежде господином был, народ мучил, а теперь хуже последнего наш брат стал, — вот тема, которая разыгрывалась четыре года», — писал Достоевский, выйдя на поселение, брату Михаилу. Найти общий язык с каторжанами помогла общая православная вера.

Достоевский, ненавидевший уродливый, основанный на неравенстве строй, связывал свои надежды с религией. Но религия для Достоевского — это скорее христианство «Нагорной проповеди», нашедшее свое художественное преломление в легенде о Великом инквизиторе, вошедшей в роман «Братья Карамазовы». Во втором пришествии Христос становится пленником Великого инквизитора, замыслившего развенчать и уничтожить Христа за «иррациональную» прововедь, выраженную в постулате «не хлебом единым». Но Христос побеждает Великого инквизитора одним только поцелуем — поцелуй оказывается сильнее всех умозрительных, но как бы правдоподобных концепций его врага. Он и к вере подходил творчески, как художник. Образ Христа вдохновил сотни великих живописцев. Вдохновил он и Достоевского. Писатель задумал «изобразить положительно прекрасного человека», христианского праведника и осуществил этот замысел в романе «Идиот». «Поиски Ф.М. Достоевским нравственных устоев человека», В.Н. Шердаков — http://md-eksperiment.org/etv_page.php?page_id=2786&album_id=120&category=STATJI

3 стр., 1017 слов

Тема «маленького человека» в романе Достоевского «Бедные люди»

... Шинель»). Пристальное внимание теме «маленьких людей» уделял Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Преступление и наказание»). Своеобразный итог подвел А. П. Чехов. Образ «маленького человека» часто появляется в его рассказах (« ... пойти на жертву и выйти замуж за богатого негодяя Лужина. Родион Романович — особый тип «маленького человека». Забросив учебу, он совершенно опустился. Бывший студент живет в ...

Создавая образ идеального человека князя Мышкина, Достоевский по-своему полемизировал с представителями русской революционно-демократической литературы, начиная с «Что делать?» Чернышевского. О том, как мучительно шла работа над романом, свидетельствуют бесчисленные варианты первой части. Достоевский ставил перед собой задачу широко осветить русскую пореформенную жизнь второй половины 60-х годов. Главный посыл романа писатель определял так: «Князь возвращается (в Россию), смущенный громадностью новых впечатлений о России, забот, идей, состояния — и что делать?» Этот вопрос, поставленный Чернышевским, мучил не одного Достоевского. С треском ломались старые опоры самодержавия, но возникали новые — всё на тех же народных костях. Самодержавие срасталось с капитализмом. Герои романа обсуждали новые судебные порядки, рост акционерных компаний и банков, усиление ростовщичества. Автор постоянно перебивал их своими комментариями. Но ко всей этой общественной сумятице кристальный князь Мышкин, в сущности, не имел никакого отношения — не случайно в сознании нескольких поколений читателей осталась только квадратура круга: Рогожин — Настасья Филипповна—Мышкин—Аглая, четыре судьбы, четыре характера, четыре сословия.

Образ Настасьи Филипповны — поруганной красоты, отданной на заклание низменным человеческим страстям, конечно, превалирует в романе, к нему сходятся все нити действия; гибнет она — и кончается роман. Как ни обаятелен образ князя Мышкина, писатель не знает, что с ним теперь делать. Будто не сам еще недавно писал Н.Н. Страхову: «Неужели фантастический мой «Идиот» не есть действительность, да еще самая обыденная! Да именно теперь-то и должны быть такие характеры в наших оторванных от земли слоях общества — слоях, которые в действительности становятся фантастическими».

Нет, не удалось совместить с жизнью фантастический образ, не удалось показать в романе пореформенного деятеля — приехавший из-за границы князь Мышкин явно не подошел для такой роли. Надо было искать героя в других слоях, в родной почве.

Наградив Мышкина своей собственной болезнью, эпилепсией, которая в результате всех жизненных потрясений ведет к полному умственному расстройству, писатель окончательно отрезал его от земли. Мышкин прожил отведенный ему срок с головой в облаках и ушел в никуда.

Но, вместе с тем, какой же это яркий и пленительный образ! Кто по-человечески не влюблялся в князя Мышкина, в его скромную и достойную манеру держаться, в его трезвый взгляд на себя и окружающих, в живой ум, в великодушное сердце. И кто не приходил в ужас, поняв, что это христианское великодушие привело к гибели несчастной Настасьи Филипповны — её убил не один Рогожин; её долго убивали сильные мира сего, безнаказанные хозяева жизни, и последней в их ряду была прелестная невинная Аглая, жестоко ревновавшая Настасью Филипповну к невластному в своих чувствах князю»Вечный нравственный поиск Фёдора Достоевского» — .

13 стр., 6374 слов

Бывает ли общественное мнение ошибочным примеры произведений. ...

... для направления итогового сочинения «Человек и общество»: Е. Замятин «Мы» М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» Введение 1.2 Функции общественного мнения 1.3 Связи ... не то что хотят от вас другие. Лучше уж прослыть в обществе странным человеком, чем всю жизнь делать то, что ему неинтересно. Уповая на одобрение со стороны ...

Нравственный и физический крах Мышкина — это в действительности катастрофа религиозного мировоззрения Достоевского, самой сущности религиозного чувства, выраженного на страницах романа именно этим героем. Но иначе закончить роман, сделав Мышкина проповедником, учителем, окруженным детьми, как мыслилось поначалу, художник не смог. Вывод ясен: явилось миру новое воплощение Христа и бесславно сгинуло.

А все остальные герои романа, по свидетельству писателя, живут, как прежде, за исключением Рогожина, осужденного к каторге за убийство Настасьи Филипповны. Даже отчаянно влюбленная в Мышкина и любимая им Аглая удачно вышла замуж. Разве что бунтарь и нигилист чахоточный Ипполит, как ожидалось, умирает — ему тоже нет места в этой бестолковой жизни. Вопрос «что делать?» остается без ответа.

Не случайно Достоевский считал этот полюбившийся читателям роман неудачным. Ему не удалось ответить на «вызовы времени» таким же «определенным» образом, как в следующем романе «Бесы». Главным вызовом времени он считал дикий хаос буржуазно-анархического своеволия; растущее протестное движение представлялось ему частью этого хаоса. Стена Омского острога навсегда отрезала его от революционных демократов. Тяга к социальной справедливости оставалась прежней, а способы переустройства общества мыслились уже другими. Достоевский был уверен, что у России свой путь к процветанию, а западные революции, перенесенные на русскую почву, принесут его Родине вред. Отсюда и возмущение напором передовых общественных сил; отсюда противопоставление общества и нигилистов. Достоевский не особенно разбирался в целях и методах различных оппозиционных движений. Происходила подмена понятий: под маркой «социалистов» у него выступали анархисты и народники. Впрочем, ко времени работы над «Бесами» писатель стал осмотрителен. Герои «Бесов» — вырожденец дикого барства Ставрогин и политический авантюрист Верховенский уже враждебны социализму. Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература. М., 1985,стр.163-164.

Однако писатель попытался выдать интригана и проходимца Верховенского за достоверный тип «русского революционера», а его сообщников, за некую «партию». Общеизвестно, что материалом для романа послужил процесс над группой участников организации «Народная расправа» во главе с Нечаевым. Благодаря этому процессу до писателя дошел «Катехизис революционера», составленный анархистом Бакуниным: его-то и принял Достоевский за программный документ русских революционеров. Понятна ненависть гуманиста к этому катехизису с его проповедью провокаций, шантажа и безнравственности. Не понятно другое: как мог бывший петрашевец, стоявший на эшафоте, написать пасквиль на революционеров? И это при том, что Достоевский отнюдь не отказывался от своего прошлого.

«…Я сам старый «нечаевец», — писал он в редакцию реакционного «Русского мира», опровергая утверждение, что в революцию идут «одни шалопаи», — я тоже стоял на эшафоте, приговоренный к смертной казни, и уверяю вас, что стоял в компании людей образованных… Почему же вы думаете, что даже убийство Нечаев остановило бы, если не всех, конечно, то, по крайней мере, некоторых из нас, в то горячее время, среди захватывающих душу учений… Мы, петрашевцы, стояли на эшафоте и выслушивали наш приговор без малейшего раскаяния… то дело, за которое нас осудили, те мысли, те понятия, которые владели нашим духом, представлялись нам не только не требующими раскаяния, но даже чем-то нас очищающим, мученичеством, за которое многое нам простится».

14 стр., 6985 слов

Маленькие люди в романе преступление и наказание достоевского 10 класс

... -lyudi-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie Сочинение Маленькие люди в романе Преступление и наказание Достоевского 10 класс Нелестным прозвищем «маленькие люди» в произведениях не только Достоевского, но и многих других русских писателей зовутся обладатели крайне скромного дохода, ...

Тем не менее, читатели руководствовались в своих представлениях о революционерах именно романом «Бесы». Пасквилю была суждена долгая жизнь — он и сейчас в большой чести у «демократов». Что же касается писателя, то вскоре он обратился к настоящим «бесам» — бесам капитализма.

В романе «Подросток» Достоевский остался верен главным мотивам и темам своего творчества. Отражая стремительную капитализацию общества, повальное увлечение коммерцией и спекуляцией, он показывает это сумасшедшее разложение через восприятие юноши, почти отрока. Недоросль, по собственному признанию, не знающий, что есть добро и что зло, оказывается перед выбором: выстоять, выносить свою неповторимую личность или погрязнуть в пучине наживы и разврата. Жизнь, кажется, и выбора не оставляет бедному Аркадию, незаконнорожденному сыну дворянина, обреченному оставаться в мещанском сословии. Одна надежда: заполучить миллион и стать Ротшильдом. «В том-то и идея моя, — рассуждает он, — в том-то и сила ее, что деньги — это единственный путь, который приводит на первое место даже ничтожество… Деньги, конечно, есть деспотическое могущество, но в то же время и величайшее равенство, и в этом главная их сила. Деньги сравнивают все неравенства». Пачини, Джанлоренцо. О философии Достоевского. Эссе. Пер. с итал. М.Д. Зарецкая. М., 1992,стр.175-176.

Нравственная позиция героя романа «Подросток» Аркадия Долгорукого, в конечном счете, заключается в желании объединиться со «скрепленным» новыми нравственными началами человеческим сообществом, в том числе и с нравственно обновленной семьей, а также в поиске своей личностной цельности и сопряженной с личной ответственностью высшей свободы. Они достигаются и благодаря обретенному героем духовному отцу как нравственному руководителю и краеугольному камню «благообразного» семейства — ячейки обновленного же общества, всего человечества. Происходит зарождение и постепенное «выживание» — наживание новых духовно-нравственных «правил» (Достоевский).

С формированием их в душе сына «случайного семейства», развращаемого бездуховностью его светской» жизни, но «облагоображенного» встречей с его духовным отцом, перед ним открывается перспектива бытия на подлинно животворных началах.

Подросток находит в себе силы устоять против скверны, но душа его отравлена — исцелить ее может только мудрый странник Макар с его глубокой христианской верой.

Достоевский любил Родину «до боли сердечной», и вся его идеология диктовалась тревогой о России. Он верил в ее историческое предназначение — указать путь всему миру и вместе с тем понимал, что в настоящем своем положении она способна лишь на самоедство. Все лучшие свои надежды он связывал с подспудными силами народа. «Чтобы народ ожил, нужно дело, в котором бы он участвовал», — писал Достоевский. Со свойственной ему страстностью он поверял своим рабочим тетрадям своё предчувствие: России, может быть, предназначена роль искупительной жертвы во имя возрождения всего человечества: Россия должна быть готова к всемирной Голгофе, вселенскому распятию и, может быть, к своему же небывалому возрождению в новом, невиданном еще проявлении. Это были наброски к последнему его роману — «Братья Карамазовы».

Достоевский вернулся к замыслу показать положительно прекрасного человека. Он замыслил не один, а два романа, причем главным должен был стать второй, рассказывающий о деятельности его героя, достигшего возраста Христа. Первый же роман, отнесенный по времени на тринадцать лет назад, по словам писателя, «даже не роман, а лишь один из моментов первой юности моего героя». Этот герой, Алёша Карамазов, младший отпрыск дурного семейства, является читателю как послушник монастыря и сразу приковывает к себе внимание. Это не князь Мышкин — он здоров, хорош собой и чрезвычайно уравновешен. Он выходит на жизненную дорогу с определенной жаждой правды и подвига. На протяжении первой книги ему не суждено совершить ничего выдающегося, но ясный ум и глубокий характер раскрываются до конца. Это любимый герой Достоевского, конечно, глубоко верующий и, как говорят религиозные люди, взыскующий града небесного, но вместе с тем совершенно земной, естественный, привязанный к жизни и открытый людям. Его человеческая любовь к погрязшим в мирских искушениях братьям, Ивану и Дмитрию, проходит тяжелые испытания, его вера подвергается сомнению, но он укрепляется в своей нравственной силе.Тарасов Б.Н «Закон Я» и «закон любви»: Нравственная философия Достоевского. М., 1991,стр.184-185.

Достоевский еще не знал, какой подвиг суждено совершить Алёше Карамазову — не исключал, что он станет революционером и даже примет участие в покушении на царя. Наверняка полагал только одно: это будет подвиг самопожертвования.

Но второму роману суждено было остаться ненаписанным. 28 января 1881 года Достоевский умер на 60-м году своей многотрудной жизни.

А через месяц, 1 марта, выстрелом народовольца был убит император Александр II. Удалось только шестое покушение. Среди организаторов «Народной воли» не было человека, который не читал бы «Бедных людей», «Преступления и наказания», «Униженных и оскорблённых». И, конечно, «Братьев Карамазовых» с потрясающей главой «Бунт», в которой Иван рассказывает Алёше о генерале, затравившем дворового мальчика гончими псами на глазах у матери. («— Ну, что же его? Расстрелять?.. Говори, Алёшка! — Расстрелять! — тихо проговорил Алёша с бледной, перекосившейся какой-то улыбкой, подняв взор на брата»).

Нравственное возрождение человека — основной мотив всего творчества Достоевского. Он считал, что новый, переродившийся человек не будет стоять перед выбором: «либо грабишь ты, либо грабят тебя». Личность обретет целостность и гармонию, достигнет, по словам Достоевского, «целостного я», «жизненного знания и сознания, т. е. непосредственно чувствуемого телом и духом, т. е. всем жизненным процессом». Противостояние человека миру сменится, наконец, единением с другими людьми и природой, «вселенской радостью жизни».

Общество, по его мнению, основывается на нравственных началах, насильственные действия и экономические преобразования не разрешат коренных проблем существования: позитивные изменения могут быть только результатом нравственных изменений. Достоевский в решении этого вопроса исходил из абстрактно-гуманистических, религиозно-этических позиций. Писатель был не согласен с тем, что общество можно перестроить по заранее задуманному проекту. Великий гуманист предвидел, что политический радикализм, не учитывающий «натуры», неизбежно столкнется с непредвиденными трудностями в осуществлении своих программ и вынужден будет прибегнуть к подавлению личности, к деспотии, к тоталитаризму. Практика фашизма, маоизма, современного терроризма подтвердила обоснованность этих опасений.

Более ста лет назад Достоевский решительно высказался против подхода к морали лишь как к способу управления людьми (регуляции поведения), против утилитаристского ее понимания, сводившего мораль к пользе и требовавшего упразднения понятий чести, совести, долга, как предрассудков. Нравственность, согласно ему, — утверждение человеческого в человеке, т. е. способ его духовного бытия. «Будь человеком — это прежде всего!» — таков смысл нравственных требований, предъявляемых Достоевским к личности.

Проблематика художественных произведений и публицистики Достоевского всегда была связана с самыми жгучими вопросами современной ему жизни. Однако она не утратила своей актуальности и для нашей эпохи. С течением времени все более отчетливо вырисовывается великая гуманистическая значимость духовного наследия. «Его подлинным идеалом и глубочайшим родником его творений был русский народ во всем его историческом величии и трагизме протекающей борьбы. Якушин Н.И. «Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве»,стр.156-157.

Заключение

Достоевский первым показал, как пробуждается чувство личности даже у самого обездоленного и обкраденного жизнью человека. Он начинает думать, искать истину. В нравственный поиск одинаково вовлечены студент Раскольников, маляр Миколка, князь Мышкин, купеческий сын Рогожин, все три брата Карамазовы и другие. Герои Достоевского изо всех сил сопротивляются среде, хотят не только осмыслить противоречия своей жизни, но и подвести итог всему существованию человечества. Каждый из них остро ощущает неблагополучие современного мира. Они наделены совестью, каждый по-своему умен и наблюдателен, каждый говорит на своем особом языке. Поэтому в романах Достоевского звучит многоголосие: даже второстепенные персонажи имеют свою правду, свою философию.

Достоевскому удалось проникнуть в глубины человеческой души и вглядеться в ее противоречивость и непредсказуемость, вечную связь светлого и темного, низменного и высокого. Наряду с безднами подсознания он увлеченно исследовал роль идей в человеческом обществе. Системы различных философских идей он как бы испытывал на прочность на различных типах людей (например, идею о «сверхчеловеке» — на Раскольникове, Лужине и Свидригайлове).

Достоевский стремился довести любую идею до логического завершения, обнажив ее благотворность или способность служить орудием зла в руках фанатиков.

Когда-то мир, нарисованный в «Преступлении и наказании», «Идиоте», «Братьях Карамазовых», казался современникам писателя искусственным и фантастическим, характеры — исключительными, неправдоподобными. История внесла в эти представления свои поправки. Теперь характеры и судьбы героев Достоевского кажутся во многом пророческими — достаточно вспомнить идею вседозволенности Раскольникова и близкую ей идеологию фашизма.

Подобно Бальзаку и Диккенсу, Достоевский показал затерянность человека в огромном капиталистическом городе, с его жестокостью, равнодушием и мелочной суетой.

Достоевский — наш, страдающий за униженных и оскорблённых, ненавидящий угнетателей, презирающий буржуазный уклад жизни. Со страниц его романов смотрит на нас нынешняя действительность, побуждая к сопротивлению и борьбе.

Список информационных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/mir-dushi-geroev-dostoevskogo/

1. Андреев А. М «Очерки по истории русской литературы XIX века». Джорданвилль, Нью Йорк, 1968, стр. 207-208.

2. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994,стр.136-137.

3. Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество // Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995,стр.57-59.

4. Пачини, Джанлоренцо. О философии Достоевского. Эссе. Пер. с итал. М.Д. Зарецкая. М., 1992,стр.175-176.

5. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972,стр. 164-165.

6. Тарасов Б.Н «Закон Я» и «закон любви»: Нравственная философия Достоевского. М., 1991,стр.184-185.

7. Тарасов Б.Н. Глава о Ф.М. Достоевском // История русской литературы XIX века. 70-90-е годы: Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой, В.Б. Катаева. М., 2001,стр. 29-31.

8. Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература. М., 1985,стр.163-164.

9. Якушин Н.И. «Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве», стр.156-157.