Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Сочинение

Андрей — сын князя Николая Болконского. Юноша был красивым и богатым, он женился на симпатичной женщине, однако бросил успешную карьеру и решил сменить образ жизни. Подобные перемены были объяснены его желанием найти свое предназначение.

В начале романа мужчина мечтает о всенародной любви, подвигах, славе. Его кумиром становится Наполеон, Болконский хочет во всем быть на него похожим. Он решает стать военным, но после битвы под Аустерлицем понимает — все его мечты пустые.

жена умирает в родах

На балу Болконский встретился с Наташей Ростовой. Ему нравится девушка, он начинает за ней ухаживать. Государственная деятельность отвлекает Андрея, он живет надеждой на свадьбу с Наташей. Но девушка выбирает Курагина и присылает письмо Болконскому с отказом.

Встреча с Пьером в Богучарове окончательно меняет Андрея. Он занялся обустройством имения и воспитанием сына. В Отечественной войне 1812 года мужчина не смог оставаться в стороне, поэтому отправился защищать родину.

Описанию духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого отводится много места. Многоплановое содержание произведения позволило определить его жанр как роман-эпопею. В нём нашли отражение важные исторические события, судьбы людей разных сословий на протяжении целой эпохи. Наряду с глобальными проблемами, писатель уделяет большое внимание переживаниям, победам и поражениям любимых героев. Наблюдая за их судьбой, читатель учится анализировать поступки, добиваться поставленной цели, правильно выбирать путь.

Жизненный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова труден и тернист. Их судьбы помогают донести до читателя одну из основных идей повествования. Л. Н. Толстой считает, чтобы по-настоящему честно, надо «рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать, и вечно бороться и лишаться». Именно так поступают друзья. Мучительные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова направлены на поиск смысла своего существования.

3 стр., 1395 слов

Почему князь Андрей и Пьер Безухов-друзья?

... и увлечениям. Так почему двое этих персонажей сблизились? Основная часть С самого начала романа читатель замечает это отличие между Пьером и князем Андреем. Безухов, ... И граф Безухов, и князь Болконский переосмыслили свою жизнь и пришли к изменению собственных взглядов. Часто герои пересекаются друг с другом и ... мира. Князь Андрей начинает меняться тогда, когда он лежит под небом Аустерлица и понимает, ...

Андрей Болконский богат, хорош собой, женат на очаровательной женщине. Что заставляет его бросить успешную карьеру и спокойную обеспеченную жизнь? Болконский пытается найти своё предназначение. В начале книги это человек, мечтающий о славе, всенародной любви и подвигах. «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно», ̶ говорит он. Его идеалом является великий Наполеон. Чтобы походить на своего кумира, гордый и честолюбивый князь становится военным, совершает подвиги. Прозрение приходит внезапно. Раненый Андрей Болконский, увидев высокое небо Аустерлица, осознаёт, что его цели были пустыми и никчёмными.

Оставив службу и вернувшись, Князь Андрей стремится исправить свои ошибки. Злая судьба решает иначе. После смерти жены в жизни Болконского наступает период депрессии и уныния. Разговор с Пьером заставляет его по-другому взглянуть на жизнь.

Болконский вновь стремится быть полезным не только своей семье, но и Отечеству. Занятия государственными делами ненадолго увлекают героя. Встреча с Наташей Ростовой открывает глаза на фальшивую натуру Сперанского. Смыслом жизни становится любовь к Наташе. Снова мечты, снова планы и снова разочарование. Фамильная гордость не позволила князю Андрею простить роковую ошибку своей будущей жены. Расстроилась свадьба, развеялись надежды на счастье. Вновь Болконский поселяется в Богучарове, решив заняться воспитанием сына и обустройством своего имения. Отечественная война 1812 года пробудила в герое лучшие его качества. Любовь к Родине и ненависть к захватчикам заставляют вернуться на службу и посвятить свою жизнь Отечеству. Найдя истинный смысл своего существования, главный герой становится другим человеком. В его душе больше нет места тщеславным помыслам и эгоизму.

Путь исканий Болконского и Безухова описывается на протяжении всего романа.

Автор не сразу приводит героев к заветной цели.

Непросто обретение счастья далось и Пьеру. Молодой граф Безухов, в отличие от своего друга, в поступках руководствуется велением сердца.

В первых главах произведения перед нами наивный, добрый, легкомысленный молодой человек. Слабохарактерность и доверчивость делают Пьера уязвимым, заставляют совершать необдуманные поступки.

Пьер Безухов, подобно Андрею Болконскому, мечтает о будущем, восхищается Наполеоном, пытается найти свою жизненную дорогу. Путём проб и ошибок герой добивается желанной цели. Одним из главных заблуждений неопытного Пьера стала женитьба на обольстительной Элен Курагиной. Боль, обиду, досаду чувствует обманутый Пьер вследствие этого брака. Лишившись семьи, потеряв надежду на личное счастье, Пьер пытается найти себя в масонстве. Он искренне верит, что его активная деятельность будет полезна обществу. Идеи братства, равенства, справедливости вдохновляют молодого человека. Он пытается воплотить их в жизнь: облегчает участь крестьян, отдаёт распоряжение о строительстве бесплатных школ и больниц. «И только теперь, когда я…стараюсь жить для других, только теперь я понял всё счастье жизни», ̶ говорит он другу. Но его приказы остаются невыполненными, братья масоны оказываются лживыми и корыстолюбивыми. В романе «Война и мир» Болконскому и Пьеру постоянно приходится начинать всё заново.

Перелом для Пьера Безухова наступает с началом Отечественной войны. Он так же, как и князь Болконский воодушевляется патриотическими идеями. На свои деньги формирует полк, находится на передовой во время Бородинского сражения. Задумав убить Наполеона, Пьер Безухов совершает ряд легкомысленных поступков и попадает в плен к французам. Месяцы, проведённые в неволе, полностью изменяют мировоззрение графа. Под влиянием простого мужика Платона Каратаева он понимает, что смысл жизни человека в удовлетворении простых потребностей. «Человек должен быть счастлив»,‒ считает вернувшийся из плена Пьер. Разобравшись в себе, Пьер Безухов стал лучше понимать окружающих. Он безошибочно выбирает правильный путь, обретает настоящую любовь и семью.

5 стр., 2290 слов

Мой любимый герой в романе «Война и мир» — Андрей Болконский (Л.Н. Толстой)

... разрушить их счастье. Однако, преданность дружбе, честность в сердце не позволила Пьеру стать подлецом. Сочинение: Мой любимый герой в романе «Война и мир» — Андрей Болконский (Л.Н. Толстой) (429 слов) Мой любимый литературный герой из романа «Война и мир» — человек незаурядного ума, с обострённым чувством ...

«Спокойствие ̶ это душевная подлость». Дорогие писателю герои не знают покоя, находятся в поиске правильного жизненного пути. Желание честно и достойно выполнить долг и принести пользу обществу объединяет Андрея Болконского и Пьера Безухова, делает их таких разных по характеру похожими.

Мечты Безухова

Болконский Андрей и Безухов Пьер — два разных героя. Безухов является немного наивным, добрым человеком. В поступках он руководствуется велением сердца. Доверчивость и слабохарактерность делают героя очень уязвимым.

Безухов решил перейти в масонство

Пьер также отправляется на войну 1812 года. Там он попадает в плен к французам, и заточение меняет его главные убеждения. Он понимает, что счастье — это удовлетворение простых потребностей.

Сравнение двух героев , Общие черты героев:

  1. Не доверяют никому, так как осведомлены о подлости человеческой натуры.
  2. Оба неудачны в отношениях с женщинами.
  3. Пьер и Андрей не пригодны для общественной деятельности.

Споры Болконского и Безухова, Безухов духовно переродился после войны

Андрей только перед смертью признал, что неправильно жил. Он понял, ради чего действительно стоит существовать, но было уже поздно.

В романе Пьер и Андрей — диаметрально противоположные фигуры. Через них можно увидеть, как нужно искать свое предназначение, в чем люди порой ошибаются. Лев Толстой считал своим долгом продемонстрировать читателям, что только активная деятельность поможет найти смысл жизни. Нельзя просто сидеть на месте и ждать изменений в жизни. Даже после неудач нужно подниматься, начинать все заново.

Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова (стр. 1 из 4) , Учебное заведение, Средняя школа № 118

2001-2002 уч. год

Реферат

По литературе

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/na-temu-pochemu-pera-bezuhova-i-andreya-bolkonskogo-mojno-nazvat/

Тема: «Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова»

выполнила

ученица 10 «А» класса

Перова Анна

2001 г.

План

1 Вступление. Пьер Безухов и Андрей Болконский — главные герои романа.

2 Жизненные искания Пьера Безухова. Различные взгляды на жизнь.

3 стр., 1371 слов

Путь исканий смысла жизни Андреем Болконским

... раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина, автор заканчивает его жизнь гибелью. А продолжить поиски высших духовных ценностей и смысла жизни ,которые так и остались загадками для Андрея, суждено его другу Пьеру Безухову.

3 Жизненные искания Андрея Болконского. Устоявшиеся ранее принципы рушатся.

4 Заключение. Общее и различное в исканиях героев.

« Война и мир» – одно из редких творений человеческого духа. Оно могло быть создано, если воспользоваться словами Бунина только «одним из самых необыкновенных людей когда-либо живших на земле».

«Война и мир»- центральное произведение Толстого. Все созданное им до «Войны и мира» можно рассматривать как своеобразные Этюды к этому грандиозному полотну. В нем находим темы и проблемы, будущих созданий Толстого.

Оно поражает своими размерами. В нем более пятисот героев очень много событий больших и малых затрагивающих судьбы отдельных людей и целых народов. Кажется, в нем можно найти все: детские игры и военные сражения тихое семейное счастье и беспощадные картины жестокостей войны светлую чистую любовь и низменные светские интриги дружбу и ненависть рождение и смерть. То, что обычно изображается в произведениях различных жанров, Толстой сумел слить в одно целое.

Как изучить такое грандиозное творение как постигнуть его общий смысл? И здесь нам поможет сам автор, который был не только художником, но и теоретиком искусства критиком и педагогом.

Давно было замечено, что начало великой книги как будто не соответствует ее масштабу: у грандиозного и величественного сооружения какой-то неказистый вход. Действительно, почему Толстой начинает свое повествование с совершенно ничтожного события с описания светского раута с жеманной фразы на французском языке произнесенной фрейлиной Анной Павловной Шерер?

Это объясняется принципом композиции, т.е. построения всего произведения: от ничтожного к великому от призрачного к реальному от фальши и лжи к истине. Таким путем идут герои Толстого и, прежде всего Пьер Безухов и Андрей Болконский. Истина и красота открываются читателю постепенно, по мере того как их постигают герои в своем живом опыте.

Пьер и Андрей совершают духовный путь поиска и обретения истины, освобождаясь от веры в великих людей. Совершенно оправданно в школе из года в год предлагают тему для сочинения «Духовные поиски Пьера и Андрея» или «Искания передовой дворянской молодежи в ”Войне и мире”». Если мы (ученики) проследим путь героев Л. Толстого, продумаем их мысли, разделим их чувства, мы приблизимся к пониманию великой книги как целого. При этом совсем необязательно соглашаться с взглядами писателя и его героев, а важно и нужно их понимать. В салоне А.П.Шерер Пьер Безухов выступает горячим защитником Наполеона. Его мысли путаны, слова неточны, но его симпатии очевидно на стороне французского императора, который «велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее — и равенства граждан, и свободу слова и печати — и только поэтому приобрел власть».

Пьер готов простить многое своему кумиру, потому что сущность его скрыта и неясна ему. Он находит оправдания преступлениям Наполеона. Нужно заметить, что логика Пьера живет до сих пор в рассуждениях наших современников, когда они обсуждают поступки исторических деятелей ХХ века.

Казнь герцога Энгиенского, — сказал Пьер, — была

государственная необходимость: и я именно вижу

величие души в том, что Наполеон не побоялся

8 стр., 3592 слов

Любовь в жизни андрея болконского

... носителем народного духа и воли. Любовь в жизни героев романа Андрей Болконский Тернистый путь пришлось пройти Андрею, прежде чем он нашел себя, свое предназначение в жизни. Семейная жизнь с Лизой не принесла семейного ... есть ее настоящая любовь. Пьер сумел окружить ее любовью и заботой, став опорой и поддержкой. С ним она обретет и поймет, что значит семейное счастье. Пьер Безухов Пьер долго шел ...

принять на себя одного ответственность в этом

поступке.

Пьер, посмевший защищать наполеона в кругу людей, настроенных монархически и потому ненавидевших французского узурпатора, подвергся дружному нападению. Его выручает князь Андрей, завершая спор примирительной фразой: « наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но… есть другие поступки, которые трудно оправдать».

Не только разные люди по-разному смотрят на вещи, но и у одного человека нет постоянства во взглядах. Жизнь, принося героям писателя новый опыт, разрушает их убеждения и заставляет вырабатывать новые. Духовное движению человека, его возможность приблизиться к истине обусловлены сомнением, разочарованием и отчаянием. Вера –крушение, вера –крушение –вера – таков ритм жизни лучших героев «Войны и мира» Пьера и Андрея, таков ритм жизни человечества.

Пьер и Андрей проходят через ряд потерь и обретений. Жизненные неурядицы, несчастья, страдания разбивают их убеждения и заставляют искать новые, более совершенные, более истинные, которые дают им гармонию, смысл и радость жизни. Дуэль с Долоховым, разрыв с женой были для Пьера крахом его надежд, его счастья. Он потерял интерес к жизни, и весь мир представлялся ему бессмысленным и безобразным. В несчастье героям Толстого мир всегда предстает таковым, и найти счастье, –значит, обрести гармонию и связь с миром. Толстой, рассказывая о состоянии Пьера, сначала не сообщает, о чём тот думал. Он только усиленно подчеркивает важность и серьезность мысли героя. Именно такое мышление, важнее которого для человека ничего нет, Толстой считает настоящим способным привести к результату. Пьер ищет спасения от горя боли и страдания. Он не увлекается мыслью, как это было на приеме у Анны Павловны Шерер, не хочет никого удивить или поразить своими взглядами, а думает так настойчиво и упорно как борются за жизнь.

«он задумался еще на прошлой станции и все продолжал думать о том же, – о столь важном, что он не обращал никакого внимания на то, что происходило вокруг него». Пьер ищет ответы на самые простые и насущные вопросы, решением которых люди занимались, и будут заниматься видимо вечно. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить что ненавидеть? Что такое смерть что жизнь? Какая сила управляет всем? –спрашивал он себя».

За ответами на эти вопросы не надо идти далеко. Все что окружает человека, что с ним происходит становиться предметом его мысли, поскольку жизнь всегда в человеке и вокруг него. Смотритель станции, где остановился Пьер в ожидании лошадей, очевидно, обманул его, сказав, что лошадей нет. «Дурно ли это было или хорошо?» – спрашивал себя Пьер. «Для меня хорошо для другого проезжающего дурно, а для него самого неизбежно, потому что есть нечего: он говорил, что его прибил за это офицер. А офицер прибил за то, что ему ехать надо было скорее. А я стрелял в Долохова за то, что я счел себя оскорбленным. А Людовика XVI казнили за то, что его считали преступником, а через год убили тех, кто его казнил тоже за что- -то».

Пьер не находит ответа на вопросы что дурно а что хорошо? А значит не для чего жить. Каждый стремиться к своей цели преследует свой интерес и что хорошо для одного неизбежно плохо для другого. Истины нет нигде ни в частной жизни, ни в истории. Одни считают преступником Людовика XVI, казненного французской революцией, другие называют преступником его убийц. Кто прав? Ответа нет. Может быть, в этом и состоит истина, что у каждого своя цель, в стремлении и достижении которой смысл жизни, дающий человеку радость? Нет, такое решение не устраивает Пьера. Потому что все такого рода частные личные цели тщетны. Их достижение никогда не приносит человеку подлинной радости и счастья.

2 стр., 837 слов

Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? (2 варианта)

... Я бы в сундуке берег свое добро — в сумке сломается и помнется». Перед нами уже не ребенок, а взрослый человек. ... близостью веселых товарищей и другими радостями жизни богатого наследника. Николай не интересовался, ... полоса в судьбе научила Ростова хозяйственности. Когда герой выгодно женился, он смог ... человека приводит к зрелости первое разочарование, но не в денежных и хозяйственных вопросах, ...

Пьер смотрит на торговку, предлагающую ему свой товар, и его мысль принимает новый оборот. «У меня сотни рублей, которых мне некуда деть, а она в порванной шубе стоит и робко смотрит на меня, – думал Пьер. — И зачем ему нужны эти деньги? Точно на один волос могут прибавить ей счастья спокойствия души эти деньги? Разве может что — нибудь в мире сделать ее и меня менее подверженными злу и смерти? Сам Толстой разделял убеждения своего героя и ему также приходилось бороться и искать спасения.

Пьер доходит в своем мышлении до последней черты, до самого глубокого основания всей цивилизации, характер которой, прежде всего, определяется отношением к жизни и смерти. Смерть обессмысливает и обесценивает жизнь. Поэтому все религии определявшие жизнь народов на протяжении веков и тысячелетий всегда решали, прежде всего, проблему смерти и учили, как надо к ней относиться, чтобы победить ее. Независимо от того знает ли отдельный человек о том, или нет, думал ли он когда-нибудь об этих последних вопросах, или нет, его жизнь питается из этого источника.

Эти вопросы всегда были для отдельного человека и человечества в целом самыми важными и главными, от ответа, на которые зависело все остальное: наука государство и т.д. Так было всегда.

В глазах Пьера неизбежная смерть делает жизнь бессмысленной. Можно ли придавать серьезное значение тому, что мгновенно, что неизбежно обязательно пройдет и исчезнет навсегда? Итог, к которому приходит Пьер, неутешителен. Он не может найти истину и останавливается на давно известной мысли: «Знать мы может только то, что ничего не знаем. И это высшая степень человеческой премудрости».

Так герой Толстого проходит по кругу, кажется, всех жизненных ответов, но не может удовлетвориться ни одним из них и в этом мучительность его состояния. «О чем бы он не начинал думать он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить и не мог перестать задавать себе».

Итак, Пьер не может ни решить вопросов, ни отказаться от их существования. Надо преодолеть победить временность обрести связь с бесконечностью, И раз есть хотя бы малейший шанс найти спасение разве не следует человеку отдать для этого все свои силы?

У нас сейчас стали модными слова «духовное», «бездуховное», произносимые на каждом шагу и по любому поводу они потеряли всякий смысл и обрели характер ритуального заклинания. Все главные герои Толстого живут духовной жизнью, ощущая свою связь с бесконечностью или стремясь ее обрести, как Пьер Безухов и Андрей Болконский.

Истина для Пьера и Андрея – это путь идущий через череду кризисов и возрождений состоящий в последовательности потерь и обретений. На станцию Пьер приехал несчастным, не видящим в жизни смысла, а покидал ее радостным обретшим цель жизни человеком. На нескольких страницах Толстой смог убедительно, оставаясь строгим реалистом показать глубокое и радикальное преображение героя не вызывая у читателя ни малейшего сомнения в правдивости сцены.

11 стр., 5144 слов

Пьер на бородинском поле анализ. Бородинское сражение в романе ...

... Бурмистрова Людмила Михайловна Пьер Безухов на Бородинском поле в романе «Война и мир» Пьер и сам не ... начало. Бородинское сражение Толстой передал глазами Пьера. Бородинское сражение в романе описывается таким, каким его увидел Пьер. ... и как будто легкомысленно готовились к смерти». Пьер пытается быть полезным: "Лицо старшего ... сущность героя противоречит образу его жизни. С одной стороны, он полон ...