Урок развития речи, Подготовка к сочинению (2 часа)
Тема урока:
Цель урока
Ход урока
I . Организационный момент
1) Приветствие
2) Подготовка (настрой) учащихся к работе
II . Работа по теме урока
1) Давайте разгадаем кроссворд, и тогда вы узнаете, о чём мы будем говорить на уроке
Отгадав загадку, вы получите ключевое слово, которое расположено по вертикали в зелёных клеточках:
Он, мигая, говорит
Транспорту и людям:
«Уважай меня –
И порядок на дороге будет!»
Вы не догадались? Не отчаивайтесь! Итак, горит жёлтый свет: приготовьтесь вставлять на месте многоточия нужные слова и вписывать их в кроссворд. Выполнив все манёвры, вы обязательно увидите ключевое слово, так как оно сложится из ваших ответов. Горит зелёный, и мы, пристегнув ремни безопасности, жмём на газ, не забывая о правилах дорожного движения!
1. Он красивый, ярко-……,
Издали уже кричит:
«Стойте! Двигаться опасно!»
2. Люди, машины, скорость, клаксоны —
Каждый спешит по важным делам.
Нет, это не столпотворение,
Это дорожное ……
3. Подмигнув ……. глазом,
Приглашает нас с тобой:
«Путь свободен, безопасен,
Можно двигаться, не стой!»
4. Словно солнце, он горит,
…… всем нам говорит:
«Быть внимательны должны
Все, кто хочет ехать и идти!»
5. Справа дорога и слева дорога,
Впереди – серая лента шоссе.
Так получилось, что здесь
Они сразу встретились все.
Это не мосток – это ……..
6. Для ЮИДовцев она
Гордость и признание,
…….. инспектору нужна
И молодому поколению.
7. Бесстрашный постовой!
Стоит он с жезлом посреди дороги.
Вправо и влево указывая рукой,
…… разводит машин потоки.
8.Его встретишь в кабинете,
Бывает в школе и в детском саду,
…….. следит за порядком,
Чтобы мы не попали в беду.
Ответы: 1 – красный, 2 – движение, 3 – зелёный, 4 – жёлтый, 5 – перекрёсток, 6 – форма,
7 – регулировщик, 8 – инспектор.
Ключевое слово – светофор
2) Постановка учителем цели урока
- Как вы уже поняли, сегодня на уроке мы будем говорить о необходимости соблюдения правил дорожного движения. А итогом нашего урока будем творческая работа каждого из вас, призывающая соблюдать их. Мы начинаем!
3) Словарная работа
«Лишь слову жизнь дана…» ( Уроки словесности: из опыта работы ...
... урока является вступительное слово учителя, яркое, интересное. Цель: подготовить учащихся к восприятию темы сочинения, увлечь предметом описания, объяснить задачи работы. ... напряженных творческих поисков, ежедневной работы души. "Верным помощником" в нелегком писательском труде, “постоянным спутником жизни” называл Л.Н. Толстой ... Аркадий от нее без ума. Да что ж взять с нежного юнца? (16 июня) Сегодня ...
а) Записать слова, вставляя пропущенные буквы
Ш…ссе, в…лосипедист, д…рога, авт…мобиль, па…ажиры, п…шеход, п..р..ход, а…тобус, св..тофор, в…дитель.
б) С данными словами составить словосочетания, учитывая тему урока
Пример:
Широкое шоссе, велосипедист на дороге, скользкая дорога, неуправляемый автомобиль, перепуганные пассажиры, внимательный пешеход, подземный переход, автобус с горожанами, светофор на перекрёстке, дисциплинированный водитель.
в) Составить предложение, используя как можно больше словарных слов
Пример:
По скользкой дороге, соблюдая правила дорожного движения, дисциплинированные водители автобусов и автомобилей едут осторожно, а в это время пешеходы ждут зелёного света светофора на пешеходном перекрёстке.
4) Немного статистики
За первые шесть месяцев 2012 года количество дорожно-транспортных происшествий в нашей области снизилось. Однако, погибшие людей, в том числе и дети, к сожалению, есть.
Анализируя причины ДТП, можно сказать, что большинство несчастных случаев происходит по вине водителей, не соблюдающих скоростной режим, по вине нетрезвых водителей, а также из-за несоблюдения правил дорожного движения пешеходами.
5) Слово учителя
Поскольку все мы каждый день идём в школу и обратно, пересекая автотранспортную магистраль, являемся пешеходами, поэтому должны знать и строго соблюдать правила дорожного движения, а иногда учить малышей, ещё не знающих их, и останавливать одноклассников, которые неправильно ведут себя на дороге.
6) Беседа по вопросам
- Скажите, когда вы идёте по улице, кем вы являетесь по правилам дорожного движения?
- А если вы едете в салоне автомобиля, автобуса и другого транспортного средства, кем тогда являетесь?
- Как вы думаете, для чего существуют правила дорожного движения?
- Соблюдаете ли вы правила дорожного движения?
- Как вы понимаете словосочетание: инспектор ГИБДД?
- А кто из вас хочет после окончания школы работать инспектором ГИБДД? Почему вы сделали такой выбор?
7) Продолжи предложение, учитывая роль участников дорожного движения
- Если мы идёт, то мы — …… (пешеходы)
- Если мы едем в автобусе, троллейбусе, машине, то мы — …….
(пассажиры)
- Если человек управляет машиной, мотоциклом, его называют ….. (водителем)
8) Слово учителя
И все-таки дорожно-транспортные происшествия происходят. Значит, кто-то не соблюдает правила. А это может привести к аварии, ещё хуже – к смерти людей. Чтобы такого не случалось, мы должны знать и соблюдать правила дорожного движения, быть внимательными на дороге. Безопасности дорожного движения в нашей стране, в области и районе уделяется большое внимание, поскольку жизнь человека бесценна. Каждый год ребята нашей школы принимают участие в районных и областных творческих конкурсах на тему безопасности на дорогах. Давайте полистаем специальный выпуск книги с работами учащихся района, в котором есть работы и наших учеников.
Правила дорожного движения (2, 3, 4, 5, 7, 9 класс)
... правила дорожного движения. Камалетдинов Артём, 14 лет, ученик 8-а класса МБОУ «СОШ №42» г. Нижневартовска Сочинение о том, как ребята-тройняшки (котята) открыли «Школу дорожных наук» Соблюдай, ты, правила движенья. ... переходить дорогу, но взрослые сами правила не соблюдают, а ведь мы берем с вас пример. Когда ... Валей! В понедельник, когда машины спешат на работу, пешеходы торопятся по своим делам – в ...
9) Обсуждение тем сочинения
- Десять правил поведения на дороге для пешехода 21 века
- «Мы – пассажиры» или «Я – пассажир»
- «Если бы инспектором ГИБДД был я, …»
- Свободная тема
10) Актуализация знаний
- Широкая и узкие темы. Что вы можете сказать о них? Что для каждой из них характерно?
- Какие темы были предложены вам?
- А какие ещё узкие темы сочинений вы можете сформулировать по широкой теме: «Дорожная безопасность»?
Подсказка!, Узкие темы по правилам дорожного движения:
- Несколько правил вежливого пешехода
- Я – велосипедист и тоже участник дорожного движения
- Папа, посади меня в кресло!
- Пристегните ремни безопасности!
11) Слово учителя
- Сочинение может быть написано в разных стилях: повествование, описание или рассуждение, может сочетать в себе и повествование, и рассуждение, и описание. Можно выбрать разные жанры: рассказ, сказка, повесть, эссе и другие.
12) Давайте вспомним!
- Что представляют собой тексты повествование, описание, рассуждение?
- Какие стили русского языка вы знаете?
13) Время физкультминутки
Так проворны наши руки, Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем., Ими можно помахать., А, прижав, тихонько спать., Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим!
14) Знакомство с книгой «Дорога глазами детей»
- Прочитать несколько работ (как пример написания работ)
- Какая работа вам больше всего понравилась? Чем?
15) Прочтём и обсудим!
- Чтение работ школьников из книги «Дорога глазами детей»
- Обсуждение работ
16) Творческая работа учащихся
- Выбор жанра работы (эссе, обращение, очерк и др.)
- Выбор темы
- Работа учащихся на черновик
III . Домашнее задание
Отредактировать работы, переписать в тетрадь по развитию речи.
IV . Подведение итогов