Урок развития речи по правилам дорожного движения

Урок развития речи, Подготовка к сочинению (2 часа)

Тема урока:

Цель урока

Ход урока

I . Организационный момент

1) Приветствие

2) Подготовка (настрой) учащихся к работе

II . Работа по теме урока

1) Давайте разгадаем кроссворд, и тогда вы узнаете, о чём мы будем говорить на уроке

Отгадав загадку, вы получите ключевое слово, которое расположено по вертикали в зелёных клеточках:

Он, мигая, говорит

Транспорту и людям:

«Уважай меня –

И порядок на дороге будет!»

Вы не догадались? Не отчаивайтесь! Итак, горит жёлтый свет: приготовьтесь вставлять на месте многоточия нужные слова и вписывать их в кроссворд. Выполнив все манёвры, вы обязательно увидите ключевое слово, так как оно сложится из ваших ответов. Горит зелёный, и мы, пристегнув ремни безопасности, жмём на газ, не забывая о правилах дорожного движения!

1. Он красивый, ярко-……,

Издали уже кричит:

«Стойте! Двигаться опасно!»

2. Люди, машины, скорость, клаксоны —

Каждый спешит по важным делам.

Нет, это не столпотворение,

Это дорожное ……

3. Подмигнув ……. глазом,

Приглашает нас с тобой:

«Путь свободен, безопасен,

Можно двигаться, не стой!»

4. Словно солнце, он горит,

…… всем нам говорит:

«Быть внимательны должны

Все, кто хочет ехать и идти!»

5. Справа дорога и слева дорога,

Впереди – серая лента шоссе.

Так получилось, что здесь

Они сразу встретились все.

Это не мосток – это ……..

6. Для ЮИДовцев она

Гордость и признание,

…….. инспектору нужна

И молодому поколению.

7. Бесстрашный постовой!

Стоит он с жезлом посреди дороги.

Вправо и влево указывая рукой,

…… разводит машин потоки.

8.Его встретишь в кабинете,

Бывает в школе и в детском саду,

…….. следит за порядком,

Чтобы мы не попали в беду.

Ответы: 1 – красный, 2 – движение, 3 – зелёный, 4 – жёлтый, 5 – перекрёсток, 6 – форма,

7 – регулировщик, 8 – инспектор.

Ключевое слово – светофор

2) Постановка учителем цели урока

  • Как вы уже поняли, сегодня на уроке мы будем говорить о необходимости соблюдения правил дорожного движения. А итогом нашего урока будем творческая работа каждого из вас, призывающая соблюдать их. Мы начинаем!

3) Словарная работа

8 стр., 3563 слов

«Лишь слову жизнь дана…» ( Уроки словесности: из опыта работы ...

... урока является вступительное слово учителя, яркое, интересное. Цель: подготовить учащихся к восприятию темы сочинения, увлечь предметом описания, объяснить задачи работы. ... напряженных творческих поисков, ежедневной работы души. "Верным помощником" в нелегком писательском труде, “постоянным спутником жизни” называл Л.Н. Толстой ... Аркадий от нее без ума. Да что ж взять с нежного юнца? (16 июня) Сегодня ...

а) Записать слова, вставляя пропущенные буквы

Ш…ссе, в…лосипедист, д…рога, авт…мобиль, па…ажиры, п…шеход, п..р..ход, а…тобус, св..тофор, в…дитель.

б) С данными словами составить словосочетания, учитывая тему урока

Пример:

Широкое шоссе, велосипедист на дороге, скользкая дорога, неуправляемый автомобиль, перепуганные пассажиры, внимательный пешеход, подземный переход, автобус с горожанами, светофор на перекрёстке, дисциплинированный водитель.

в) Составить предложение, используя как можно больше словарных слов

Пример:

По скользкой дороге, соблюдая правила дорожного движения, дисциплинированные водители автобусов и автомобилей едут осторожно, а в это время пешеходы ждут зелёного света светофора на пешеходном перекрёстке.

4) Немного статистики

За первые шесть месяцев 2012 года количество дорожно-транспортных происшествий в нашей области снизилось. Однако, погибшие людей, в том числе и дети, к сожалению, есть.

Анализируя причины ДТП, можно сказать, что большинство несчастных случаев происходит по вине водителей, не соблюдающих скоростной режим, по вине нетрезвых водителей, а также из-за несоблюдения правил дорожного движения пешеходами.

5) Слово учителя

Поскольку все мы каждый день идём в школу и обратно, пересекая автотранспортную магистраль, являемся пешеходами, поэтому должны знать и строго соблюдать правила дорожного движения, а иногда учить малышей, ещё не знающих их, и останавливать одноклассников, которые неправильно ведут себя на дороге.

6) Беседа по вопросам

  • Скажите, когда вы идёте по улице, кем вы являетесь по правилам дорожного движения?
  • А если вы едете в салоне автомобиля, автобуса и другого транспортного средства, кем тогда являетесь?
  • Как вы думаете, для чего существуют правила дорожного движения?
  • Соблюдаете ли вы правила дорожного движения?
  • Как вы понимаете словосочетание: инспектор ГИБДД?
  • А кто из вас хочет после окончания школы работать инспектором ГИБДД? Почему вы сделали такой выбор?

7) Продолжи предложение, учитывая роль участников дорожного движения

  • Если мы идёт, то мы — …… (пешеходы)
  • Если мы едем в автобусе, троллейбусе, машине, то мы — …….

(пассажиры)

  • Если человек управляет машиной, мотоциклом, его называют ….. (водителем)

8) Слово учителя

И все-таки дорожно-транспортные происшествия происходят. Значит, кто-то не соблюдает правила. А это может привести к аварии, ещё хуже – к смерти людей. Чтобы такого не случалось, мы должны знать и соблюдать правила дорожного движения, быть внимательными на дороге. Безопасности дорожного движения в нашей стране, в области и районе уделяется большое внимание, поскольку жизнь человека бесценна. Каждый год ребята нашей школы принимают участие в районных и областных творческих конкурсах на тему безопасности на дорогах. Давайте полистаем специальный выпуск книги с работами учащихся района, в котором есть работы и наших учеников.

15 стр., 7489 слов

Правила дорожного движения (2, 3, 4, 5, 7, 9 класс)

... правила дорожного движения. Камалетдинов Артём, 14 лет, ученик 8-а класса МБОУ «СОШ №42» г. Нижневартовска Сочинение о том, как ребята-тройняшки (котята) открыли «Школу дорожных наук» Соблюдай, ты, правила движенья. ... переходить дорогу, но взрослые сами правила не соблюдают, а ведь мы берем с вас пример. Когда ... Валей! В понедельник, когда машины спешат на работу, пешеходы торопятся по своим делам – в ...

9) Обсуждение тем сочинения

  • Десять правил поведения на дороге для пешехода 21 века
  • «Мы – пассажиры» или «Я – пассажир»
  • «Если бы инспектором ГИБДД был я, …»
  • Свободная тема

10) Актуализация знаний

  • Широкая и узкие темы. Что вы можете сказать о них? Что для каждой из них характерно?
  • Какие темы были предложены вам?
  • А какие ещё узкие темы сочинений вы можете сформулировать по широкой теме: «Дорожная безопасность»?

Подсказка!, Узкие темы по правилам дорожного движения:

  • Несколько правил вежливого пешехода
  • Я – велосипедист и тоже участник дорожного движения
  • Папа, посади меня в кресло!
  • Пристегните ремни безопасности!

11) Слово учителя

  • Сочинение может быть написано в разных стилях: повествование, описание или рассуждение, может сочетать в себе и повествование, и рассуждение, и описание. Можно выбрать разные жанры: рассказ, сказка, повесть, эссе и другие.

12) Давайте вспомним!

  • Что представляют собой тексты повествование, описание, рассуждение?
  • Какие стили русского языка вы знаете?

13) Время физкультминутки

Так проворны наши руки, Нет им времени для скуки.

Руки вверх, вперёд, назад.

С ними можно полетать.

Мы на пояс их поставим

И наклоны делать станем., Ими можно помахать., А, прижав, тихонько спать., Руки вверх поднимем выше

И легко-легко подышим!

14) Знакомство с книгой «Дорога глазами детей»

  • Прочитать несколько работ (как пример написания работ)
  • Какая работа вам больше всего понравилась? Чем?

15) Прочтём и обсудим!

  • Чтение работ школьников из книги «Дорога глазами детей»
  • Обсуждение работ

16) Творческая работа учащихся

  • Выбор жанра работы (эссе, обращение, очерк и др.)
  • Выбор темы
  • Работа учащихся на черновик

III . Домашнее задание

Отредактировать работы, переписать в тетрадь по развитию речи.

IV . Подведение итогов

Оценки за урок