(о чем текст?) Проблема

Тема. Как написать сочинение – рецензию (Блок С)

Цель: отрабатывать умение учащихся создавать собственный текст; совершенствовать речевую практику в формулировании проблемы, позиции автора, комментировании проблемы, аргументации собственной позиции.

Задачи урока:

образовательные

развивающие:

воспитательные:

Оборудование:

^

Вид урока:

Ход урока.

  1. Формулируем тему – проблему – позицию автора, учимся комментировать текст.

^

Тема (о чем текст?)

Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор.

Позиция автора – что думает сам автор по данному вопросу

«Обыкновенность и обособленность составляют два полюса шекспировской судьбы. Как все и совершенно не как все – это Шекспир» (Д.Урнов)

Предполагаемый ответ:

Тема (о чем текст?)

Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор

Позиция автора – что думает сам автор по данному вопросу

О судьбах великих людей

В чем обыкновенность и обособленность судеб великих людей?

«Обыкновенность и обособленность составляют два полюса шекспировской судьбы. Как все и совершенно не как все – это Шекспир»

(См. таблицы полностью в Приложении 1)

Важно!

1.Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

(Н–р: Знание истории помогает человеку лучше понимать события современности).

(Что дает человеку знание истории?)

2.Помните, что проблемный вопрос предполагает несколько равновозможных ответов на него.

3.Следует сосредоточиться на проблеме, которая 1)находится в центре внимания, а не упоминается вскользь; 2)дает большой простор для выражения мысли, соответствует твоим знаниям.

о значении книги в жизни человека;

Задание 2. Прочитайте текст. Сформулируйте проблему и позицию автора.

^

1.Помните схему: «проблема – это вопрос, над которым размышляет автор» – «позиция – это ответ на этот вопрос».

Думая только о себе, человек всегда найдет тысячу причин чувствовать себя несчастным. Никогда он не делал всего того, что хотел и должен был делать, никогда не получал всего того, чего, по его мнению, заслуживал, редко был любим так, как мечтал быть любимым. Без конца пережевывая свое прошлое, он будет испытывать одни сожаления да угрызения совести, меж тем и то и другое бессмысленно. «Наши ошибки обречены на забвение, ничего иного они не заслуживают». Зачеркнуть прошлое все равно невозможно, попытайтесь лучше создать настоящее, которым вы впоследствии сможете гордиться. Разлад с самим собой – худшее из зол. Всякий, кто живет ради других – ради своей страны, ради женщины, ради творчества, ради голодающих или гонимых, – словно по волшебству забывает тоску и мелкие житейские неурядицы.

(Андре Моруа)

^

Жить прошлым или настоящим? В чем смысл нашей жизни?

«Всякий, кто живет ради других – ради своей страны, ради женщины, ради творчества, ради голодающих или гонимых, – словно по волшебству забывает тоску и мелкие житейские неурядицы», – в этих словах, я думаю, и заключена основная мысль текста и позиция автора.

^

Давно замечено, что в наше время мир чувства особенно отчетливо противопоставляется миру интеллекта. Мы ориентированы на знание, науку, технику; достижения разума поражают разум. Сильный ум открывает новые способы производства, а что может дать ему сильное чувство? Что – страсти? Разумный человек понимает свои обязанности, на него можно положиться. А что делать чувству возле конвейера? И как чувством управлять?

Так возникает ложное представление о превосходстве разума над чувствами, об антагонизме между чувствами и разумом, о пользе ума и бесполезности чувства. Будем помнить об этой опасности, размышляя о воспитании ума. В «чистом виде» ум и чувство не существуют, не воспитываются и крайне опасны для человека и его окружения.

Развитый ум, соединенный с высокой совестливостью, называется интеллигентностью. Это слово появилось в России в середине прошлого века, когда серьезное образование от дворян перешло к разночинцам, и снова обострилась вечная проблема «знание и нравственность». Аристократы отличались благородством. Но чем будут отличаться новые образованные люди? В чем их благородство? «В интеллигентности» – был ответ. В благородстве духа.

Интеллигент – это человек, соединяющий в себе знание и нравственность. В наше время образование делает грандиозный скачок. Следовательно, опять обостряется проблема знания и нравственности, ума и сердца. Самыми опасными людьми становятся не темные, необразованные работники – их все меньше и меньше, а именно образованные, но неинтеллигентные. Выученные, но бессовестные. Умеющие добиваться своих целей, но не умеющие отказываться от них, если даже для их достижения приходиться прибегать к неправым средствам. Интеллигентность, которая прежде была уделом относительно небольшой группы людей, интеллигенции, теперь должна быть непременным качеством каждого человека.

(С.Соловейчик)

^

С.Соловейчик затрагивает важную проблему современности – воспитания в молодом поколении не только интереса к знаниям, но и высокой совестливости. Автор убежден, что « в «чистом виде» ум и чувство не существуют, не воспитываются и крайне опасны для человека и его окружения». По мнению автора, новые образованные люди должны быть интеллигентными, соединять в себе знания и нравственность.

Или

Нужно ли в наше время интеллекту сильное чувство? Какими качествами должны обладать новые образованные люди? Какие задачи стоят сегодня перед педагогом? Над этими вопросами задумываемся мы, читая текст С.Соловейчика.

Автор убежден, что «в «чистом виде» ум и чувство не существуют, не воспитываются и крайне опасны для человека и его окружения». По мнению автора, новые образованные люди должны быть интеллигентными, соединять в себе знания и нравственность.

^

Важно!

1.Пишите комментарий по схеме: позиция автора («автор считает так…») – комментарий (« почему он так считает?»).

2.Комментарий легче писать, когда «скелет» первой части (проблема, позиция автора) будет готов.

3.Комментарий должен опираться на прочитанный текст!

4.Чтобы рецензия не производила впечатления пересказанного текста, используй при комментировании вводные слова «по мнению автора», «автор показывает», «по мысли автора» и др. обороты.

^

Текстуальный

Комментируя текст, задавай себе следующие вопросы, чтобы не перейти на пересказ текста:

^

Какие эмоции выразил автор в тексте?, Концепционный

Комментируя текст, задавай себе следующие вопросы, чтобы не перейти на пересказ текста:

^

Актуальна ли эта проблема в наши дни? (В чем её значимость для общества?)

^

Предполагаемый вариант:

Размышляя над причинами несчастий человека, автор убежден, что зачастую причины эти в нем самом: сожаления по поводу неудавшейся жизни, постоянные угрызения совести заставляют нас думать только о себе, не дают нам жить настоящим. Андре Моруа призывает читателей: « Зачеркнуть прошлое все равно невозможно, попытайтесь лучше создать настоящее, которым вы впоследствии сможете гордиться».

^

  1. Работаем над второй частью сочинения. Учимся формулировать свою позицию, подтезисы, писать аргументы.

^

Важно! Еще раз перечитайте предложение, в котором сформулирована позиция автора и выразите эту же мысль иными словами (если Вы согласились с автором).

Если позиция автора записана цитатой из текста, тогда свой тезис формулируйте своими словами. Или наоборот.

^

Нельзя не согласиться с автором в том, что человек не должен жить только для себя. Только жизнь того, кто живет ради других, наполнена смыслом.

^

Важно! Подумайте, какими примерами Вы могли бы проиллюстрировать свою позицию и в зависимости от их содержания разбейте свой тезис на 2 подтезиса, так как тезис должен проходить «красной нитью» через ваше сочинение. Делайте это по схеме: тезис (это так ) – подтезис ( почему именно так?)

Иллюстрацией к аргументу могут быть:

научные аксиомы, законы природы, цитаты из авторитетных источников, статистические данные, примеры из жизни, примеры из художественной литературы, цитаты, афоризмы, пословицы

Тезис А: Воспитание человека в семье определяет его дальнейшую судьбу, накладывает неизгладимый отпечаток на характер.

Пример 1. Вспомним, какими словами напутствует на службу молодого отпрыска Петра Гринева отец – офицер в романе А.Пушкина «Капитанская дочка»: «Служи верно, кому присягнешь. Слушайся начальников, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся. И помни пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду». И стоило только выехать из дому молодому Петруше, как на одной из станций он поддался соблазну – стал играть на деньги и проиграл. А потом и того хуже: царский офицер Петр Гринев, как было донесено государыне императрице, стал «участником замысла бунтовщиков». Но, помня напутствие своего отца, его представление о чести офицера, Перт Гринев с достоинством выходит из всех сложных и запутанных жизненных ситуаций.

1 подтезис: Именно в семье Петр Г ринев получил первые представления о любви и милосердии, о чести и долге, о добре и зле.

Пример 2 . Любовь родителей Обломова из одноименного романа И.Гончарова, их до крайности заботливое отношение сделали его добрым, отзывчивым, чувствительным, но при этом слишком слабохарактерным человеком. Любое подавление его самостоятельности подавлялось. Вялая, сонная жизнь в Обломовке, которую наблюдал ребенок своим пытливым умом, постепенно стала для Ильи Ильича идеалом жизни.

2 подтезис: Именно пример родителей становится для ребенка ключевой моделью поведения, а семья – средой формирования личности.

Тезис Б : Коммуникабельность – это умение общаться, находить общий язык с людьми. Считается, что современному человеку, чтобы быть успешным, трудно обойтись без этого качества. Но нельзя ставить коммуникабельность выше нравственности, порядочности и ума.

Пример: Пьер Безухов, герой романа Л.Толстого «Война и мир», в светском обществе производил впечатление замкнутого, недалекого человека. В разговорах он вставлял фразы невпопад, чем вызывал насмешки со стороны завсегдатаев светских салонов. Но в кругу своих друзей он всегда находил тему для разговора, был интересным собеседником, умеющим слушать и слышать.

Коммуникабельность зависит от обстановки, от общества, в котором человек находится.

Пример: Другой герой этого романа – Элен Курагина, напротив, могла поддержать любой разговор, утешить, посоветовать. В светском обществе она имела репутацию интересной и милой женщины, хотя, по мнению её мужа Пьера Безухова, она была очень ограниченной и безнравственной.

2 подтезис: Коммуникабельным может быть пустой и глупый человек. Коммуникабельность не является определяющим качеством полноценной личности.

Задание 3. Подберите аргументы к тезису, используя указание на положительные или негативные последствия принятия/непринятия тезиса автора. Напишите фрагмент сочинения.

^

Тезис А : Деление людей на богатых и бедных противоестественно, потому что оно заставляет неимущих испытывать лишения и страдать.

Предполагаемый вариант :

Нельзя, наверное, однозначно утверждать, что деление людей на богатых и бедных – противоестественно. Причины бедности могут быть разные: болезнь человека или обстоятельства, которые человек не в силах изменить, как, например, у Владимира Дубровского, героя романа А.С.Пушкина. Богатым может быть вполне порядочный человек, целеустремленный, умный, трудолюбивый. Тогда ничего противоестественного нет в том, что первый, к сожалению, беден, а второй, к счастью, богат.

^ А бедность, наверное, это жребий, данный человеку судьбой . Человек, посвятивший себя любимой работе, не будет жить с ощущением, что его жизнь – страдание, если даже эта работа относит его к «классу бедных».

^ служение – выписывать буквы, он был счастлив, «он служил ревностно, с любовью», «умел быть довольным своим жребием», хоть и был очень беден. Когда же материальное в облике шинели стало единственной его радостью, а затем причиной его горя, «он совершенно пал духом», отчаялся, стал роптать на жизнь и … Финал истории всем известен.

«Если тебе кажется, что ты живешь плохо, оглянись вокруг: тех, кто живет хуже тебя, намного больше», – запомнились мне слова режиссера Никиты Михалкова, сказанные им в одном из интервью. Помоги тому, кому хуже, чем тебе, и тогда жизнь не будет казаться полной лишений и страданий.

Тезис Б: Отношения начальника и его подчиненных должны быть основаны на взаимном уважении и доверии.

Предполагаемый вариант:

Нельзя не согласиться с тем, что современный мир требует от людей нового стиля отношений, отношений, основанных на диалоге. Отношения начальника и его подчиненных должны строиться на взаимном уважении и доверии, ведь от этого зависит успех и процветание их общего дела.

Ничто так не придает уверенности в себе подчиненному, как уважение и доверие со стороны начальника. Безусловно, такое отношение к себе нужно заслужить честным отношением к труду, исполнительностью, дисциплинированностью, уважением к старшим «по званию».

Авторитарный стиль руководства свойственен людям, не уверенным в себе, с комплексами неполноценности. Такие начальники у подчиненных в лучшем случае вызывают жалость. Или иронию, как у Н.В.Гоголя: «Выступает орлом…куропаткой такой спешит..» И все же, как говорит известный юморист, «начальники необходимы как класс», поэтому в отношениях с начальством нужно проявлять сдержанность и такт.

^

  1. Работаем над вступлением и заключением.

Напишите свой вариант вступления и заключения к рецензии по тексту В.Астафьева (текст 3 в Приложении 1), опираясь на предложенные образцы (см. образцы в Приложении 1).

Вариант рецензии

Какое самое страшное зло несут войны для человечества и человечности? Над этим вопросом задумываемся мы, читая текст В.Астафьева.

Автор показывает, что война порождает нищету, безверие, обесценивает человеческую жизнь. По мысли писателя, мужество, выносливость, дружба. Служение Родине и народу предназначены для созидания, им место прежде всего в мирной жизни, и плохо, если только война заставляет людей проявлять свои лучшие качества. Астафьеву близка и понятна позиция Льва Толстого, который назвал войну «преступлением против разума».

Вывод, к которому приходит автор, очевиден: война – это преступление против человечности, потому что она разрушает не только материальные, но и нравственные ценности, убивает веру человека в добро и справедливость.

Я полностью согласен с Виктором Астафьевым. Каждая война оставляет свой страшный след не только на земле, но и в душе человека. Не случайно так тяжело вернуться к мирной жизни тем, кто смотрел смерти в лицо. Сегодня эту мысль подтверждают сложные судьбы парней, вернувшихся из Чечни.

К теме войны неоднократно обращалась мировая литература. Здесь можно упомянуть Э.Хемингуэя, Р.Олдингтона, А.Франса, рассказавших о трагедии целого поколения молодых людей, сражавшихся на фронтах Первой мировой войны. В русской литературе страшные события Великой Отечественной войны нашли отражение в произведениях Б.Васильева, В.Быкова, В.Гроссмана, Ю.Бондарева и многих других писателей.

Вступление.

Мы привыкли слышать, что война – это и проверка человека на прочность, что человек на войне проявляет свои лучшие качества. Виктор Астафьев в своем высказывании произносит неожиданную, на первый взгляд кажущуюся парадоксальной мысль: страшно, если только на войне люди узнают цену товариществу, любви к своему ближнему, к Родине.

Заключение.

В одном из документальных фильмов В.Астафьев сказал: «Ни один дьявол не придумает того, что было на войне». Наверное, поэтому с такой болью и горечью говорит автор, что писать о войне – это «работа на износ».

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/davno-zamecheno-chto-v-nashe-vremya-mir-chuvstva-osobenno/

1.Борисенко Н.А., Нарушевич А.Г., Шапиро Н.А. Материалы лекций дистанционного курса «Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9–11-х классах».

2.Задания и решения контрольных работ по дистанционному курсу «Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9–11–х классах».

3.Шенкман В. На пути к созданию собственного текста. Приложение к газете «Первое сентября» Литература № 17, 19 /2010

Приложение 1, Тема – проблема – позиция автора

Тема (о чем текст?)

Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор.

Позиция автора – что думает сам автор по данному вопросу

Обыкновенность и обособленность составляют два полюса шекспировской судьбы. Как все и совершенно не как все – это Шекспир. (Д.Урнов)

Сквернословие, в отличие от добрых пожеланий, может нанести смертельный удар не только душе, но и физическому здоровью. Слово может не только творить, оно может и разрушать.

(По М.Таранову)

Судьба человека, бывает, скрутит в бараний рог, а человек не сдается, не опускает покорно руки. И побеждает, могучей волей своей побеждает и других побеждать учит. (По В.Пескову)

Родина – это не только наши села, города, школы, наши люди. Родина наша в каждой травинке, каждом цветке, облаке над рекой, грибном дожде. Любви к родине молодое поколение надо учить.

(По К.Паустовскому)

Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!…а если в жизни и есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем–то более разумном и великом!

(А.Чехов)

Чувство чести не может устареть, оно дается однажды, вместе с именем. Сегодня под словом честь мы понимаем и чувство собственного достоинства, и верность своим убеждениям, но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. (По Д.Гранину)

По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке, низкой или высокой. (Д.С.Лихачев)

Воспитание человека в семье определяет его дальнейшую судьбу, накладывает неизгладимый отпечаток на характер.

Коммуникабельность – это умение общаться, находить общий язык с людьми. Современному человеку, чтобы быть успешным, трудно обойтись без этого качества.

^

Тема (о чем текст?)

Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор

Позиция автора – что думает сам автор по данному вопросу

О судьбах великих людей

В чем обыкновенность и обособленность судеб великих людей?

Обыкновенность и обособленность составляют два полюса шекспировской судьбы. Как все и совершенно не как все – это Шекспир. (Д.Урнов)

О языке

Как влияет слово на физическое и нравственное состояние человека?

Сквернословие, в отличие от добрых пожеланий, может нанести смертельный удар не только душе, но и физическому здоровью. Слово может не только творить, оно может и разрушать.

(По М.Таранову)

О силе духа, воле, мужестве

Что помогает человеку победить невзгоды и вселить в него веру в жизнь?

Судьба человека, бывает, скрутит в бараний рог, а человек не сдается, не опускает покорно руки. И побеждает, могучей волей своей побеждает и других побеждать учит.

(По В.Пескову)

О патриотизме

Что есть любовь к родной земле? Надо ли учить молодое поколение любить родину?

Родина – это не только наши села, города, школы, наши люди. Родина наша в каждой травинке, каждом цветке, облаке над рекой, грибном дожде. Любви к родине молодое поколение надо учить.

(По К.Паустовскому)

О смысле жизни

В чем истинный смысл жизни?

Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!…а если в жизни и есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем–то более разумном и великом!

(А.П.Чехов)

О чести и достоинстве

Может ли устареть чувство чести? Что сегодня мы вкладываем в это понятие?

Чувство чести не может устареть, оно дается однажды, вместе с именем. Сегодня под словом «честь» мы понимаем и чувство собственного достоинства, и верность своим убеждениям, но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком.

(По Д.Гранину)

О самооценке человека

Как можно судить о самооценке человека?

По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке, низкой или высокой. (Д.С.Лихачев)

О воспитании

Какую роль играет семья в формировании личности человека?

Воспитание человека в семье определяет его дальнейшую судьбу, накладывает неизгладимый отпечаток на характер.

О коммуникабельности

Что значит быть коммуникабельным человеком? Надо ли им быть?

Коммуникабельность – это умение общаться, находить общий язык с людьми. Современному человеку, чтобы быть успешным, трудно обойтись без этого качества.

^

1.Проблемный вопрос.

Может ли компьютер заменить книгу? Над этим вопросом задумываемся мы, читая текст Ф.И.О.

2. Общие сведения об обсуждаемой проблеме. ( NB! У этого варианта есть опасность перейти на комментарий проблемы или даже на высказывание собственной позиции)

Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В.Пескова также посвящен проблеме экологии…

3. Ссылка на авторитетное мнение.

Психологи утверждают, что зависимость от телевидения – это настоящая болезнь многих наших современников. Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни каждого человека? Что приносит телевизор в наш дом – благо или зло? Над этим вопросом задумываемся мы, читая текст Ф.И.О.

4. Обращение к читателю с целью вызвать в его памяти определенные жизненные ситуации, связанные с проблемой текста.

Приходилось ли вам молча проходить мимо распоясавшихся молодых парней, сквернословящих в общественных местах? Вспомните: всегда ли вы одергивали людей, обижающих того, кто моложе и слабее? Проблему равнодушного отношения людей к окружающему их злу поднимает автор Ф.И.О.

5. Создание определенного эмоционального настроя.

Впечатления детства, наверное, один из самых дорогих и значимых воспоминаний в жизни человека. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой задумываемся мы, читая текст…

6. Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста.

Прочитав текст Ф.Искандера, я вспомнил все лучшие моменты своего детства: поездки с друзьями за город, победы на спортивных соревнованиях, лето в лагере отдыха… Сколько светлых детских воспоминаний хранит память! Почему детство особо значимо для человека? Какую роль играет детство для каждого из нас? Над этим вопросом задумываемся мы, читая текст…

7. Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев , литературовед и общественный деятель, в своих выступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная культура – это высшая ценность жизни. В приведенном тексте затрагивается проблема, выдвинутая именно Д.С.Лихачевым, – проблема экологии культуры.

^

1.Обобщение основных мыслей автора.

Таким образом, А.Лиханов поднимает проблему, важную для каждого из нас , призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радостное , по–детски непосредственное восприятие жизни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом.

2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос. Он возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая её актуальность.

^

3. Призыв, обращение к читателю.

Итак, перед тем, как включить телевизор и погрузиться в чудесный, ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром, живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть – творцом своей жизни или просто зрителем?

4. Использование цитаты.

В заключение я хочу снова обратиться к мысли древнегреческого философа Сократа. Итак, заговори со мной, мой новый собеседник, чтобы я тебя увидел, чтобы я понял, что ты за человек и чего мне от тебя ждать.

^

Раздаточный материал.

^

Текст 1.

Думая только о себе, человек всегда найдет тысячу причин чувствовать себя несчастным. Никогда он не делал всего того, что хотел и должен был делать, никогда не получал всего того, чего, по его мнению, заслуживал, редко был любим так, как мечтал быть любимым. Без конца пережевывая свое прошлое, он будет испытывать одни сожаления да угрызения совести, меж тем и то и другое бессмысленно. «Наши ошибки обречены на забвение, ничего иного они не заслуживают». Зачеркнуть прошлое все равно невозможно, попытайтесь лучше создать настоящее, которым вы впоследствии сможете гордиться. Разлад с самим собой – худшее из зол. Всякий, кто живет ради других – ради своей страны, ради женщины, ради творчества, ради голодающих или гонимых, – словно по волшебству забывает тоску и мелкие житейские неурядицы.

(Андре Моруа)

Текст 2.

Давно замечено, что в наше время мир чувства особенно отчетливо противопоставляется миру интеллекта. Мы ориентированы на знание, науку, технику; достижения разума поражают разум. Сильный ум открывает новые способы производства, а что может дать ему сильное чувство? Что – страсти? Разумный человек понимает свои обязанности, на него можно положиться. А что делать чувству возле конвейера? И как чувством управлять?

Так возникает ложное представление о превосходстве разума над чувствами, об антагонизме между чувствами и разумом, о пользе ума и бесполезности чувства. Будем помнить об этой опасности, размышляя о воспитании ума. В «чистом виде» ум и чувство не существуют, не воспитываются и крайне опасны для человека и его окружения.

Развитый ум, соединенный с высокой совестливостью, называется интеллигентностью. Это слово появилось в России в середине прошлого века, когда серьезное образование от дворян перешло к разночинцам, и снова обострилась вечная проблема «знание и нравственность». Аристократы отличались благородством. Но чем будут отличаться новые образованные люди? В чем их благородство? «В интеллигентности» – был ответ. В благородстве духа.

Интеллигент – это человек, соединяющий в себе знание и нравственность. В наше время образование делает грандиозный скачок. Следовательно, опять обостряется проблема знания и нравственности, ума и сердца. Самыми опасными людьми становятся не темные, необразованные работники – их все меньше и меньше, а именно образованные, но неинтеллигентные. Выученные, но бессовестные. Умеющие добиваться своих целей, но не умеющие отказываться от них, если даже для их достижения приходиться прибегать к неправым средствам. Интеллигентность, которая прежде была уделом относительно небольшой группы людей, интеллигенции, теперь должна быть непременным качеством каждого человека.

(С.Соловейчик)

Текст 3.

Всё – таки прав мудрец Лев Толстой: война – это преступление против разума, и если люди приучились именно на войне проявлять свои лучшие качества: мужество, выносливость, товарищество, беззаветное служение Родине и народу, – преступление это двойное – оно ещё и против человечности, ибо все эти прекрасные сами по себе качества даны человеку Богом и природой совсем для других целей – для любви к ближнему, для жизни и созидания на земле, а не для разрушения того, что сотворено и дано человеку Создателем.

Два страшных авантюриста, охваченные идеями завоевания мира, вовлекли два великих народа в кровопролитную войну – в результате проиграли и они, и весь мир – жизнь обесценилась ещё больше, земельные ресурсы подорваны, по земле мутной волною катится одичание, безверие, жажда сиюминутных благ и удовольствий. Войною сбитое с нормального пути человечество слепо, бездумно и весело катится к пропасти.

Весёлого на войне было мало, а если и было, то это “веселье” примитивного человека, обречённого существовать на грани животного, прячущегося от смерти в земляной норе, горькое же и страшное вспоминать тяжело, а писать о войне и совсем занятие тяжкое, неблагодарное – работа на износ.

В.П.Астафьев

^

Как написать рецензию.

^

Как написать?

Типовые конструкции

Важно помнить!

^ (это вопрос, над которым размышляет автор).

Проблему формулировать предложением со словом «проблема» или вопросом.

1.Сформулируй основную мысль автора в виде законченного предложения. (Н-р: Знание истории помогает человеку лучше понимать события современности)

2.Подумай, на какой вопрос отвечает это предложение.

3. Запиши этот вопрос, который и является формулировкой проблемы. (Что дает человеку знание истории?)

^

Ф.И.О. затрагивает важную (нравственную, социальную, экологическую, философскую, проблему культуры и искусства, воспитания, образования, исторической памяти) проблему (конкретизируем)…

^

Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…

ИЛИ

Что такое…? ( В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…? ) Над этим вопросом задумываемся мы, читая текст Ф.И.О.

1.Вопрос может не иметь однозначного ответа. ^

2.Следует сосредоточиться на проблеме, которая 1)находится в центре внимания, а не упоминается вскользь; 2)дает большой простор для выражения мысли, соответствует твоим знаниям.

3.При конкретизации проблемы обрати внимание на следующее: текст не о книге, а о значении книги в жизни человека; не о культуре, а о взаимодействии культур; не о вере, а о роли веры в жизни человека; не о сериалах, а о влиянии сериалов на формирование эстетических вкусов; не о природных катаклизмах, а о зависимости одного явления от другого и т.д.