Когда нам чего-то не хватает, мы испытываем нужду, а вместе с тем выражаем зависимость от этого чего-то. Престарелые и одинокие нуждаются в опеке, помощи, сочувствии. Голодный человек нуждается в пище. Именно поэтому считается, что потребность – состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования. Неживое не испытывает потребности.
Потребности – нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Когда человек не может удовлетворить какую-либо потребность, он или ее заменяет, или снижает уровень своих запросов. Удовлетворение элементарных потребностей ведет к порождению новых потребностей, и это отличает человека как субъекта исторического процесса, преобразующего природную и социальную среду, от животного, приспосабливающегося к окружающей среде.
У Гегеля потребности представляют собой выражение воли человека в отличие от животного, лишенного этого качества.
ркс всегда рассматривал не абстрактные потребности вообще, а конкретные. В частности, потребность выступает у него как: 1) идеальная цель; 2) побудительный мотив к действию. Целеполагающая деятельность, одной из форм которой являются труд как физическая деятельность, есть обязательно иерархия ценностей, т. е. разделение потребностей на менее и более важные. Индивид совершает трудовые действия в той конкретной форме, которая полезна не только для него, но и для других, и получает возможность удовлетворять свои потребности потому, что участвует в удовлетворении потребностей других, считал К. Маркс. Продукты конкретного труда каждого участника производства дополняют друг друга, образуя общую связь и общий интерес. Совокупный конкретный труд всех членов общества и является материальным содержанием общественного труда. Отсюда вытекает, что производственные отношения присущи не только абстрактному, но и конкретному труду. Чтобы совершить то или иное действие, человек подчиняет себя более важной на данный момент потребности, отодвигая на второй план менее ценные и насущные, т. е. совершает сознательный выбор альтернатив поведения. Так складывается механизм управления своими потребностями и поведением – основа процесса социализации и трудовой деятельности как специфически человеческой формы организации движений.
“Человеческие потребности кажутся беспредельными. Но если потребность может быть удовлетворена только за некоторую плату, т. е. путем отказа от удовлетворения других потребностей, — мы сдерживаем наши желания и соглашаемся на меньшее, чем хотелось бы”. ( П. Хейне)
Напишите :удовлетворение всех потребностей человека может сделать ...
... людей взаимное расположение потребностей может варьироваться. 6 стр., 2769 слов Социолого-психологическое обоснование самоактуализации специалиста по социальной работе Содержание Введение Самоактуализация Специфика социальной работы как профессиональной деятельности ... даёт ему мотивацию к деятельности. Есть множество способов классификации человеческих потребностей, но, по большому счёту, ...
Зигмунд Фрейд был одним из первых, кто признавал важность бессознательной мотивации. Он считал, что люди не всегда отдают себе отчет в том, чего они хотят; следовательно, большая часть нашего поведения определяется бессознательными мотивами или потребностями.
Источник: otvet.mail.ru
В выбранном мною высказывании автор выделяет проблему зависимости поведения и характера действий людей от их потребностей. Каждый человек находится под властью своих безграничных потребностей. Удовлетворяя одни потребности, у него появляются другие, и так по кругу.
Автор высказывания, советский психолог Б.Ф.Ломов, полагает, что «Потребности людей диктуют их поведение с такой же властностью, как сила тяготения — движения физических тел». С этим высказыванием невозможно не согласиться, ведь потребности каждого человека — индивидуальны и если один человек ограничивается удовлетворением биологических потребностей, то другой будет действовать абсолютно по иному, удовлетворяя огромный спектр своих потребностей. Следовательно, если одному будет достаточно чувствовать себя защищенным, быть сытым и не чувствовать жажду, то другой человек хочет общаться, развиваться, ходить в театры — и тоже будет счастлив.
Перейдем к теоретическим обоснованиям. Потребность — нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма. Потребности бывают биологическими, социальными, духовными. По А.Маслоу потребности делятся на первичные (физиологические, экзистенциальные) и вторичные (социальные, престижные, духовные).
Именно мотивы деятельности человека связаны с удовлетворение его потребностей.
Помимо теоретических обоснований можно привести ряд конкретных примеров. Хорошим примером может послужить Илья Ильич Обломов — главный герой романа И.А.Гончарова «Обломов». Обломов — домосед, все, чо ему нужно — это вкусно поесть и поспать.
Больше он особо ничем не интересуется и не увлекается. Только его верный друг Штольц и Ольга Ильинская время от времени пытаются «растрясти» Обломова и сводить на светское мероприятие, например, на светский ужин в каком-нибудь доме. Сам Илья Ильич ничего не хотел, кроме вышеназванного, и поэтому почти все его действия ограничивались удовлетворением первичных потребностей. Вторым ярким примером может стать М.В.Ломоносов. Он — пример сильного стремления и огромного желания, тяги к знаниям. Именно его упорство и стремление помогли ему поставить цель и правильно расставить приоритеты перед собой. Цель заставляла его действовать, а значит все его действия были направлены на удовлетворение потребности в знаниях.
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что каждый человек действует исходя из своих потребностей и желаний. И именно то, к чему человек стремится и чего желает — и определяет его в жизни.
Источник: www.kritika24.ru
Отличие духовные потребности от материальных
Можно ли обойтись без духовных потребностей
... биологических, но и духовных потребностей, ставя именно их на первое место в своей жизни. Таблица базовых отличий: Духовные Материальные Ощущаются как что-то, без чего можно обойтись, разве что ... духовного освоения ими окружающего их природного и социального мира. «Чем более цивилизованно развитым является оно, тем заметнее действует закон «возвышения потребностей», т.е. тем важнее для многих людей ...
Главное отличие духовных запросов от материальных представляется в том, что, на первый взгляд, они не становятся необходимыми. В них нет никакой личной корысти. Они не смогут накормить, укрыть от холода, обезопасить от врагов. Удовольствие от заполнения духовного мира — только моральное, имеющее преимущественно эстетический характер.
Другой отличающий момент заключается в мотивации, причинах, склоняющих личность к удовлетворению тех или иных потребностей. Материальные запросы возникают при непосредственной в них нужде. Это своего рода тактическая, сиюминутная, сторона жизни. Главной силой духовных наклонностей становится не конкретная выгода, а любопытство. Это свойство каждой животной натуры, человека в особенности, является ничем иным как попыткой заглянуть чуть дальше своего носа. Увидеть что-то новое в надежде, что оно окажется полезным в будущем.
При этом духовная деятельность, в отличие от материальной, по возможностям своим беспредельна. Её ограничивает только отсутствие свободного времени.
Теперь о средствах удовлетворения потребностей. Материальные запросы предметны и обусловлены находящейся в наличии ресурсной базой. Единственным средством пополнения духовного потенциала становится творчество.
Каким образом реализует себя творческая личность? Определяющими здесь становятся две функции, присущие человеческому сознанию. Одна из них связана с той или иной формой общения, другая с чувственным познанием мира.
Коммуникативная функция сознания разрешает субъекту получить необходимую духовную или практическую информацию из печатных, визуальных и аудиоисточников, в том числе в результате непосредственного общения с обладателем нужных данных.
Познавательная сторона творчества предусматривает не только получение каких-либо сведений, но также их селекцию, отбрасывание лишнего и усвоение того, что представляется необходимым сейчас.
Виды духовных потребностей
За долгую историю человечество опробовало множество вариантов духовного идеала, определявших мораль того или иного общества. Эта мораль обретала ужасающие черты, развращающие природу человека. Мучительная практика многих веков показала самыми постоянными духовными ценностями всех времён и народов становятся любовь, дети, дружба, вера в лучшее, надежда на то, что оно сбудется, верность, преданность, всё то, что включает в себя понятие счастья. В этот список можно включить ещё свободу творчества, независимость в принятии судьбоносных решений, уверенность в своей правоте.
Главные потребности в духовной сфере условно разделяют на две группы. Первая из них связана с накоплением духовного потенциала, вторая — с его реализацией в социальной среде.
К первой группе духовных потребностей относятся:
- стремление общаться с интересными людьми в реальной и виртуальной жизни (например, в книгах, спектаклях, кинофильмах);
- приобщение к прекрасному посредством созерцания красивых пейзажей, художественных достижений великих мастеров, прослушивания выдающихся музыкальных произведений;
- научно-познавательная работа, расширяющая горизонты мировоззрения;
- забота о здоровье как единственном фундаменте остальных жизненных начинаний.
Во вторую группу, означающую потребности социального плана, входят:
Духовные потребности
... внимания, поиску и удовлетворению своих духовных потребностей. Таких людей единицы. Конечно, не стоит быть помешанным на духовном развитии, но и забывать об ... поздно это должно было закончится. Но когда эти потребности духовные начинают говорить о том, что они есть, нужно к этому ... и привыкли к тому, что нам показывают, заставляя менять культурные ориентиры. А ничего хорошего нам на самом деле не ...
- потребность в трудовой деятельности, разрешающая человеку реализовывать материальные и духовные запросы;
- создание нравственных ориентиров, дающих возможность соотнести собственные взгляды на вещи с соответствующим общественным идеалом;
- патриотическая направленность поступков и взглядов, ориентирующая личность на защиту и возвеличивание отечества.
Последовательность в удовлетворении потребностей обеих групп не становится строго линейной. Чаще всего она соотносится с материальными запросами и индивидуальными особенностями субъекта. Так по мере реализации основных биологических задач у большинства людей обостряется нужда в духовной ауре. Но в ряде случаев на первое место выдвигаются именно духовные цели.
Роль искусства
Без преувеличения можно сказать, что искусство — величайший учитель, дающий наглядный пример настоящей духовности.
В лучших своих образцах художественные, философские, живописные, музыкальные, скульптурные и архитектурные шедевры современной и прошлых цивилизаций показывают, насколько глубоко и изящно простирается человеческая мысль. Приобщаясь к духовной культуре, человечество не просто удовлетворяет духовные запросы, оно и решает множество прежде недостижимых задач.
Коммуникативная составляющая искусства, включённая в образы литературных творений, даёт возможность на опыте достойных людей представить себе и оценить значение и возможность настоящей, преданной дружбы, любви, вызывающей желание жить красиво и ярко, внимания к проблемам друг друга, сочувствия в беде, плодотворность обмена стоящими идеями.
Познавательная сторона обретённых таким образом знаний позволяет раскрыться своим лучшим качествам, использовать их на личное и общественное благо, заслужить уважение современников и потомков.
Способности, обнаруживаемые в себе посредством общения с прекрасным, рождают и новые потребности. Это проявляется уже у ребёнка. Духовный потенциал личности при благоприятных условиях воспитания и нравственного климата в обществе наращивается на протяжении всей жизни. Расширяется кругозор, совершенствуются взгляды и поведение человека, утончаются его манеры.
Духовное развитие, а вместе с ним и потребление — процесс большей частью творческий. Его результатом становится появление более яркого, сильного, деятельного человека. Уровень культуры людей зависит не только от образования, но и от наличия перед глазами весомых примеров, показывающих, что жить красиво и достойно можно и нужно. По сути, это главная задача искусства.
Заключение
От духовных запросов зависит и атмосфера, в которой люди предпочитают обустроить личную жизнь. Не всегда это удаётся в полной мере, и, тем не менее, никакая материальная нужда, не способна остановить развитие сильной духовной натуры. Примитивное и грубое всё равно будет вытесняться более изысканным и тонким. На этом принципе базируется человеческий прогресс. И, если человечество хочет, чтобы так продолжалось и впредь, о душе нужно помнить и постоянно поднимать её на всё новые и новые высоты.
Человек как творец и творение культуры
... и самоутверждении в обществе и др.) и духовные (потребности в познании, знаниях, других элементах духовной культуры). Такое многообразие потребностей отражает сложную сущность человека как биосоциодуховного существа. Единство же различных сторон ...
Источник: mystroimmir.ru
Ответ оставил Гость
«Духовнаяпотребность представляет собой не что иное, как определенное состояние сознанияи проявляется как осознанное побуждение человека к духовному творчеству, ксозданию и потреблению духовных ценностей. Последние же есть воплощение ума ичувств людей»Духовныепотребности предстают как внутренние побуждения человека к духовномутворчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовномуобщению. «Духовные потребности людей обусловлены внутренним миром человека,стремлением «уйти в себя», самоуглубиться, сконцентрироваться на том, что несвязано с физиологическими и социальными потребностями. Такие потребностипобуждают к занятию искусством, культурой, религией не ради удовлетворенияфизиологических и социальных нужд, а из внутреннего духовного побуждения, изстремления понять высший смысл своего существования»Данныепотребности характеризуются своей ненасыщаемостью: чем больше ониудовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. «Духовныепотребности имеют принципиально неограниченный характер. Пределов ростапотребностей духа не существует. Естественными ограничителями такого ростамогут выступать лишь объемы уже накопленных человечеством духовных богатств,возможности и сила желания человека участвовать в их производстве»Духовные потребности объективны по содержанию.Они обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и выражаютобъективную необходимость духовного освоения ими окружающего их природного исоциального мира.
ем более цивилизованно развитым является оно, тем заметнеедействует закон «возвышения потребностей», т.е. тем важнее для многих людейдуховно-культурные ценности их жизни» . В то же время духовные потребности субъективныпо форме, ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, ихобщественного и индивидуального сознания и самосознания. Развернутую классификацию духовных потребностей далЮ.В. Шаров . Среди них он выделил следующие потребности:1. потребноститрудовой деятельности;2. потребностиобщения;3. нравственныепотребности;4. эстетическиепотребности;5. научно-познавательныепотребности;6. потребности вукреплении здоровья;7. потребностивоинского долга.Существеннойстороной духовной жизни является процесс удовлетворения духовных потребностей,который называется духовным потреблением. Этот процесс неизменно связан створческим процессом. «Духовное потребление – всегда творческий процесс, дажеесли он заключается «лишь» в созерцании, это все равно активный процесссотворчества. Таким образом, в процессе потребления ценностей культуры человекобогащается духовно, развивается как личность, формирует себя»
Источник: reshebka.com