Можно ли обойтись без духовных потребностей

Человек — существо весьма сложное и противоречивое. Он сочетает в себе признаки биологического существа, социального индивида и духовно развитой индивидуальности. Говоря иначе, у человека имеются биологические, социальные и духовные потребности, без удовлетворения которых он не может существовать. С биологическими потребностями все просто — они самые примитивные и, в то же время, самые насущные, жизненно необходимые. Только удовлетворив потребность в пище, сне, безопасности, человек может думать о чем-то еще. Однако биологические потребности, являясь необходимыми, вовсе не являются достаточными для полноценного существования на Земле. Сегодня, по-моему, уже не требует доказательств тот факт, что человек — существо социальное. Он способен развиваться только в условиях общества, постоянной коммуникации с другими людьми. Доказательство тому — дети-«маугли», воспитанные животными, выросшие в условиях изоляции от других людей. Такие дети не умеют ходить, говорить и так далее. Больше того, их практически невозможно обучить этому. Эти дети, в огромной степени, утрачивают способность быть людьми, потому что у них отсутствуют необходимые навыки коммуникации с другими людьми, то есть навыки, обеспечивающие жизнь в социуме. Получается, чтобы стать человеком — индивидом, говоря научным языком, — нужно родиться и воспитываться

в человеческом обществе, среди людей. Больше того, коммуникация есть одна из насущных потребностей человека. Даже очень замкнутые люди имеют свой минимальный круг общения. Без этого просто невозможно жить — если человек лишается коммуникации с другими людьми, он сходит с ума и начинает придумывать себе мнимых собеседников, компенсируя тем самым дефицит общения в реальности. А как же отшельники, спросите вы? Или аскетичные монахи, сознательно уходящие от мирской суеты? Мне кажется, что и эти люди имеют свой, «высший», круг общения — они ежесекундно общаются с Богом, делая Его своим собеседником. Но такой духовный подвиг — удел избранных, он требует физической, психологической предрасположенности и не под силу большинству. Итак, человек — существо социальное. Для его полноценного развития и существование необходимо постоянное общение с другими людьми, а также всевозможными социальными институтами. Но является ли это единственной небиологической потребностью человека? Американский психолог А. Маслоу еще в 20 веке описал «пирамиду потребностей человека» — то есть то, без чего тот не может жить. В этой пирамиде важное место занимают так называемые духовные потребности — ведь именно они характеризуют человека как Человека.

4 стр., 1691 слов

Роль культурной коммуникации в современном обществе

... необходимость реформирования управления в сфере культуры и массовых коммуникаций. В массовом телевизионном вещании существует настоятельная потребность организации национального общественного телевидения. Такое ... социальные изменения сложны и неоднозначны. Эти изменения зачастую порождают напряженность и нестабильность в обществе. Поиск и самоопределение человека, выстраивание людьми новых систем ...

Одной из таких «насущных» потребностей человека как индивидуальности является потребность в самовыражении. Все мы приходим в этот мир, имея способности, склонности к чему-либо, таланты и, возможно, даже гениальность.. И — такова наша природа — что мы должны это выражать, реализовывать в обществе, трансформируя тем самым себя и других. Зачастую такая самореализация происходит через труд, через профессию или работу. И тогда, как мне кажется, человек максимально счастлив — ведь он не только получает удовольствие и удовлетворение, но и материально обеспечивает себя и свою семью, приносит пользу обществу. Именно такой труд, как мне кажется, приносящий настоящее моральное удовлетворение, и является потребностью каждого человека. Причем слово «труд» здесь употребляется в самом широком значении — это может быть и занятие различными видами искусства, и спорт, и просто ведение домашнего хозяйства. Какие еще важнейшие человеческие духовные потребности можно выделить? На мой взгляд, помимо желания самовыражения, у человека существует желание постоянного развития, роста, движения вперед. Именно поэтому он стремится узнавать что-то новое, учиться чему-то, читать, ходить в кино, театр и так далее.

Вы скажете — ты описываешь какого-то идеального человека, а большинство людей совершенно другие. Возможно, в чем-то я с вами соглашусь — я описываю то, что заложено в человеке от природы, генетически… Другой вопрос — в какой степени эти потребности будут раскрыты и проявлены в нем, а это уже зависит от того окружения, в которое он попадает, — от его семьи, школы, общества в целом. Таким образом, только духовные потребности делают человека личностью, индивидуальностью, Человеком. Каждый из нас рождается с большим потенциалом — стать личностью. Это проявляется во взаимосвязанных потребностях — в самовыражении и саморазвитии. А эти «базовые» потребности уже влекут за собой необходимость трудиться, учиться, любить, создавать семью, самосовершенствоваться. Помните «крылатые слова» одного из героев М. Горького: «Человек — это звучит гордо!»? Я полностью согласна с Сатиным, но при условии, что этот человек стремится к удовлетворению своих не только биологических, но и духовных потребностей, ставя именно их на первое место в своей жизни.

Таблица базовых отличий:

Духовные Материальные
Ощущаются как что-то, без чего можно обойтись, разве что частично пострадает качество жизни. Ощущаются как необходимые.
Редко ориентированы на получение выгоды (такая цель может быть, но обычно она не стоит на первом месте), прежде всего нужны человеку для достижения гармонии, счастья, глубокого удовлетворения. Получение выгоды обычно в приоритете.
Нацелены на достижение психологического комфорта. Ориентированы на получение комфорта для тела (одежда, еда, жилье, физическая безопасность).

Духовные потребности,

или потребности в

самореализации

, — это стремление к самореализации, выразить через творческую активность все, на что способен человек, осуществить себя [5, с. 312].

«Духовная потребность представляет собой не что иное, как определенное состояние сознания и проявляется как осознанное побуждение человека к духовному творчеству, к созданию и потреблению духовных ценностей. Последние же есть воплощение ума и чувств людей» [11].

А.Г. Здравомыслов [4] выделил несколько аспектов термина «духовные потребности»:

1) стремление к обладанию результатами духовного производства: приобщение к науке, искусству, философской культуре;

2) как формы выражения потребностей материального порядка и социально-классовых отношений в современном обществе;

3) гармоническое развитие личности.

Духовные потребности предстают как внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению. «Духовные потребности людей обусловлены внутренним миром человека, стремлением «уйти в себя», самоуглубиться, сконцентрироваться на том, что не связано с физиологическими и социальными потребностями. Такие потребности побуждают к занятию искусством, культурой, религией не ради удовлетворения физиологических и социальных нужд, а из внутреннего духовного побуждения, из стремления понять высший смысл своего существования» [2].

Данные потребности характеризуются своей ненасыщаемостью: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. «Духовные потребности имеют принципиально неограниченный характер. Пределов роста потребностей духа не существует. Естественными ограничителями такого роста могут выступать лишь объемы уже накопленных человечеством духовных богатств, возможности и сила желания человека участвовать в их производстве» [2].

Признаки духовных потребностей, позволяющие отличить их от материальных:

  1. духовные потребности возникают в сознании;
  2. духовным потребностям присущ относительный характер необходимости, а степень свободы в выборе средств и способов их удовлетворения значительно большая, нежели у материальных;
  3. удовлетворение большинства духовных потребностей связано главным образом со сферой свободного времени;
  4. в духовных потребностях связь между субъектом и объектом характеризуется определенной бескорыстностью;
  5. процесс удовлетворения духовных потребностей безграничен.

объективны по содержанию

— Они обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают объективную необходимость духовного освоения ими окружающего их природного и социального мира. «Чем более цивилизованно развитым является оно, тем заметнее действует закон «возвышения потребностей», т.е. тем важнее для многих людей духовно-культурные ценности их жизни» [7].

В то же время духовные потребности

субъективны по форме

, ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, их общественного и индивидуального сознания и самосознания.

Развернутую классификацию духовных потребностей дал Ю.В. Шаров [10].

Среди них он выделил следующие потребности:

  1. потребности трудовой деятельности;
  2. потребности общения;
  3. нравственные потребности;
  4. эстетические потребности;
  5. научно-познавательные потребности;
  6. потребности в укреплении здоровья;
  7. потребности воинского долга.

в познании.

Об этом говорили философы разных эпох. Аристотель писал: «Все люди от природы стремятся к знанию». А французский мыслитель XVI в. М. Монтень утверждал: «нет стремления более естественного, чем стремление к знанию».

эстетическая.

Понятию «эстетические потребности» Шаров дал следующее определение – «потребность в наслаждении прекрасным, в постоянном общении с искусством и самовыражении в нем, в развитии художественного кругозора, эстетического вкуса, художественных способностей, потребности в овладении умениями и навыками художественной деятельности в облюбованных видах искусства, стремлении вносить красоту в окружаюшую жизнь, труд и быт» [10, c. 55]. Тараткевич М.В. так говорит об эстетической потребности. «Эстетическая потребность – это потребность в ”художественном освоении действительности”. В процессе этого освоения у человека складываются свои нормы и оценки, свое субъективное отношение не только к прекрасному — возвышенному, комическому, трагическому, иронии, юмору, но и к безобразно-низменному, уродливому. А поскольку эстетическое представляет собой единство внешнего и внутреннего, то и соответствующие потребности выступают не только в эстетических оценках всего окружающего – вещей, людей и их действий, но и в стремлении творить по законам красоты» [9, c. 24]. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения – все это грани единой эстетической потребности.

в общении

— « Потребность человека в общении выступает как потребность человека в человеке. С общения начинается процесс узнавания человеком самого себя. В личных контактах формируется весь спектр человеческих эмоций, этических и эстетических представлений и навыков, волевых качеств» [9, c.22]. Любовь к человеку, дружба, товарищество – подлинно человеческие потребности. Моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество — таковы некоторые проявления потребности в общении.

Существенной стороной духовной жизни является процесс удовлетворения духовных потребностей, который называется духовным потреблением. Этот процесс неизменно связан с творческим процессом. «Духовное потребление – всегда творческий процесс, даже если он заключается «лишь» в созерцании, это все равно активный процесс сотворчества. Таким образом, в процессе потребления ценностей культуры человек обогащается духовно, развивается как личность, формирует себя» [1, c. 28]. В подтверждение сказанному, приведем высказывания Есенкулова Б.А. «В творческой деятельности заключается сущность человеческого способа бытия, результат человеческой свободы, форма самораскрытия, развертывания сущностных сил. Утверждая себя в творчестве, личность удовлетворяет высшие духовные потребности» [3, c.45]. «От сознания того, что он творит, человек по-настоящему испытывает духовное наслаждение, удовлетворяя тем самым свои высшие потребности» [3, c.34]. «По мере своего интеллектуального развития человек осознает свои потенциальные возможности созидателя, воспринимая культуру как важный фактор активизации его жизнедеятельности» [3, c. 45]. Возникновение самодвижения потребностей высо­кого духовного порядка, например, потребности в позна­нии, в искусстве, в творчестве, в достижении моральных и общественных ценностей, необходимо для полноценного формирования личности человека. Более того, отсутствие роста этих потребностей, обеспечивающих активное функ­ционирование человеческих способностей, обязательно ведет сначала к застою личности, а затем и к ее распаду. Напротив, при развитии духовных потребностей человека будет решена проблема внутренней стимуляции его актив­ности и непрекращающегося совершенствования его лич­ности. Следовательно, полноценное формирование человече­ской личности решающим образом зависит от того, какие именно по своему содержанию потребности приобретут у него форму самодвижения, и дело воспитания заключается в том, чтобы управлять этим процессом [8].

Потребителя нужно воспитывать путем систематического приобщения к настоящей духовной культуре, для этого она должна быть доступной и интересной каждому человеку. В том случае, если духовное потребление никем не направляется, человек, ориентируясь на свой вкус, сам выбирает для себя духовные ценности, то такое самостоятельное приобщение находится под влиянием того склада жизни общества, в котором человек живет. В других случаях духовное потребление может навязываться людям рекламой, средствами массовой культуры и т.д.

Будущее нашей страны зависит от того, какой духовно-нравственный фундамент будет сформирован у современной молодежи. «Проблематика духовных потребностей молодежи приобретает особую значимость в условиях социально-экономической и духовной культурной трансформации российского общества, вызванной ситуацией перехода к новому государственному укладу, социальным и гражданским отношениям, сопровождающихся кардинальной переоценкой духовных потребностей» [6, c. 3].

«Отечественная система образования подошла к необходимости восстановления, воспроизводства своих социальных и духовно-нравственных функций, которые всегда являлись основным ценностным ориентиром ее развития» [6, c. 3].

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/na-temu-mojno-li-oboytis-bez-duhovnyih-potrebnostey/

  1. Дорофеева Е.В. Потребности студенческой молодежи в сфере художественной культуры: дисс. …канд. социол. Наук. – Екатеринбург, 2006. – 163 с.
  2. Духовные потребности. – URL: https://referat.mirslovarei.com/kultura-i-iskusstvo/116991-duxovnye-potrebnosti.html .
  3. Есенкулов Б.А. Духовные потребности личности и пути их удовлетворения в условиях развитого социализма: дисс. … канд. философ. наук. – Фрунзе, 1984. – 148 с.
  4. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиздат, 1986. – 223 с.
  5. Кравченко А.И. Общая психология: учебное пособие. – М.: Проспект, 2011. – 432 с.
  6. Нурова А.Р. Формирование духовных потребностей студенчества в условиях трансформирующегося общества: автореф. дисс. …канд. философ. наук. – Уфа, 2007. – 17 с.
  7. Потребности и интересы – движущие силы деятельности людей. Роль личностей и народных масс в истории. – URL: .
  8. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. – Электронный ресурс. – URL: .
  9. Тараткевич М.В. Семья и разумные потребности. – М.: Нар. асвета, 1983. – 143 с.
  10. Шаров Ю.В. Вопросы психологии духовных потребностей //Проблемы формирования духовных потребностей личности: науч. тр. ПГПИ. Вып. 47. – Новосибирск, 1970.
  11. Электронный ресурс. – URL: https://bibliofond.ru/view.aspx?id=452626
  12. Яконюк В.Л. Музыкант. Потребность. Деятельность. – Мн.: Белорусская акдемия музыки, 1993. – 147 с.

Человек — существо весьма сложное и противоречивое. Он сочетает в себе признаки биологического существа, социального индивида и духовно развитой индивидуальности. Говоря иначе, у человека имеются биологические, социальные и духовные потребности, без удовлетворения которых он не может существовать.

С биологическими потребностями все просто – они самые примитивные и, в то же время, самые насущные, жизненно необходимые. Только удовлетворив потребность в пище, сне, безопасности, человек может думать о чем-то еще. Однако биологические потребности, являясь необходимыми, вовсе не являются достаточными для полноценного существования на Земле.

Сегодня, по-моему, уже не требует доказательств тот факт, что человек – существо социальное. Он способен развиваться только в условиях общества, постоянной коммуникации с другими людьми. Доказательство тому – дети-«маугли», воспитанные животными, выросшие в условиях изоляции от других людей. Такие дети не умеют ходить, говорить и так далее. Больше того, их практически невозможно обучить этому. Эти дети, в огромной степени, утрачивают способность быть людьми, потому что у них отсутствуют необходимые навыки коммуникации с другими людьми, то есть навыки, обеспечивающие жизнь в социуме.

Получается, чтобы стать человеком — индивидом, говоря научным языком, — нужно родиться и воспитываться в человеческом обществе, среди людей. Больше того, коммуникация есть одна из насущных потребностей человека. Даже очень замкнутые люди имеют свой минимальный круг общения. Без этого просто невозможно жить – если человек лишается коммуникации с другими людьми, он сходит с ума и начинает придумывать себе мнимых собеседников, компенсируя тем самым дефицит общения в реальности.

А как же отшельники, спросите вы? Или аскетичные монахи, сознательно уходящие от мирской суеты? Мне кажется, что и эти люди имеют свой, «высший», круг общения – они ежесекундно общаются с Богом, делая Его своим собеседником. Но такой духовный подвиг – удел избранных, он требует физической, психологической предрасположенности и не под силу большинству.

Итак, человек – существо социальное. Для его полноценного развития и существование необходимо постоянное общение с другими людьми, а также всевозможными социальными институтами. Но является ли это единственной небиологической потребностью человека?

Американский психолог А. Маслоу еще в 20 веке описал «пирамиду потребностей человека» – то есть то, без чего тот не может жить. В этой пирамиде важное место занимают так называемые духовные потребности — ведь именно они характеризуют человека как Человека.

Одной из таких «насущных» потребностей человека как индивидуальности является потребность в самовыражении. Все мы приходим в этот мир, имея способности, склонности к чему-либо, таланты и, возможно, даже гениальность.. И — такова наша природа – что мы должны это выражать, реализовывать в обществе, трансформируя тем самым себя и других.

Зачастую такая самореализация происходит через труд, через профессию или работу. И тогда, как мне кажется, человек максимально счастлив – ведь он не только получает удовольствие и удовлетворение, но и материально обеспечивает себя и свою семью, приносит пользу обществу.

Именно такой труд, как мне кажется, приносящий настоящее моральное удовлетворение, и является потребностью каждого человека. Причем слово «труд» здесь употребляется в самом широком значении – это может быть и занятие различными видами искусства, и спорт, и просто ведение домашнего хозяйства.

Какие еще важнейшие человеческие духовные потребности можно выделить? На мой взгляд, помимо желания самовыражения, у человека существует желание постоянного развития, роста, движения вперед. Именно поэтому он стремится узнавать что-то новое, учиться чему-то, читать, ходить в кино, театр и так далее.

Вы скажете – ты описываешь какого-то идеального человека, а большинство людей совершенно другие. Возможно, в чем-то я с вами соглашусь – я описываю то, что заложено в человеке от природы, генетически… Другой вопрос – в какой степени эти потребности будут раскрыты и проявлены в нем, а это уже зависит от того окружения, в которое он попадает, – от его семьи, школы, общества в целом.

Таким образом, только духовные потребности делают человека личностью, индивидуальностью, Человеком. Каждый из нас рождается с большим потенциалом – стать личностью. Это проявляется во взаимосвязанных потребностях — в самовыражении и саморазвитии. А эти «базовые» потребности уже влекут за собой необходимость трудиться, учиться, любить, создавать семью, самосовершенствоваться.

Помните «крылатые слова» одного из героев М. Горького: «Человек – это звучит гордо!»? Я полностью согласна с Сатиным, но при условии, что этот человек стремится к удовлетворению своих не только биологических, но и духовных потребностей, ставя именно их на первое место в своей жизни.

Человек — существо весьма сложное и противоречивое. Он сочетает в себе признаки биологического существа, социального индивида и духовно развитой индивидуальности. Говоря иначе, у человека имеются биологические, социальные и духовные потребности, без удовлетворения которых он не может существовать. С биологическими потребностями все просто – они самые примитивные и, в то же время, самые насущные, жизненно необходимые. Только удовлетворив потребность в пище, сне, безопасности, человек может думать о чем-то еще. Однако биологические потребности, являясь необходимыми, вовсе не являются достаточными для полноценного существования на Земле. Сегодня, по-моему, уже не требует доказательств тот факт, что человек – существо социальное. Он способен развиваться только в условиях общества, постоянной коммуникации с другими людьми. Доказательство тому – дети-«маугли», воспитанные животными, выросшие в условиях изоляции от других людей. Такие дети не умеют ходить, говорить и так далее. Больше того, их практически невозможно обучить этому. Эти дети, в огромной степени, утрачивают способность быть людьми, потому что у них отсутствуют необходимые навыки коммуникации с другими людьми, то есть навыки, обеспечивающие жизнь в социуме. Получается, чтобы стать человеком — индивидом, говоря научным языком, — нужно родиться и воспитываться в человеческом обществе, среди людей. Больше того, коммуникация есть одна из насущных потребностей человека. Даже очень замкнутые люди имеют свой минимальный круг общения. Без этого просто невозможно жить – если человек лишается коммуникации с другими людьми, он сходит с ума и начинает придумывать себе мнимых собеседников, компенсируя тем самым дефицит общения в реальности. А как же отшельники, спросите вы? Или аскетичные монахи, сознательно уходящие от мирской суеты? Мне кажется, что и эти люди имеют свой, «высший», круг общения – они ежесекундно общаются с Богом, делая Его своим собеседником. Но такой духовный подвиг – удел избранных, он требует физической, психологической предрасположенности и не под силу большинству. Итак, человек – существо социальное. Для его полноценного развития и существование необходимо постоянное общение с другими людьми, а также всевозможными социальными институтами. Но является ли это единственной небиологической потребностью человека? Американский психолог А. Маслоу еще в 20 веке описал «пирамиду потребностей человека» – то есть то, без чего тот не может жить. В этой пирамиде важное место занимают так называемые духовные потребности — ведь именно они характеризуют человека как Человека. Одной из таких «насущных» потребностей человека как индивидуальности является потребность в самовыражении. Все мы приходим в этот мир, имея способности, склонности к чему-либо, таланты и, возможно, даже гениальность.. И — такова наша природа – что мы должны это выражать, реализовывать в обществе, трансформируя тем самым себя и других. Зачастую такая самореализация происходит через труд, через профессию или работу. И тогда, как мне кажется, человек максимально счастлив – ведь он не только получает удовольствие и удовлетворение, но и материально обеспечивает себя и свою семью, приносит пользу обществу. Именно такой труд, как мне кажется, приносящий настоящее моральное удовлетворение, и является потребностью каждого человека. Причем слово «труд» здесь употребляется в самом широком значении – это может быть и занятие различными видами искусства, и спорт, и просто ведение домашнего хозяйства. Какие еще важнейшие человеческие духовные потребности можно выделить? На мой взгляд, помимо желания самовыражения, у человека существует желание постоянного развития, роста, движения вперед. Именно поэтому он стремится узнавать что-то новое, учиться чему-то, читать, ходить в кино, театр и так далее. Вы скажете – ты описываешь какого-то идеального человека, а большинство людей совершенно другие. Возможно, в чем-то я с вами соглашусь – я описываю то, что заложено в человеке от природы, генетически… Другой вопрос – в какой степени эти потребности будут раскрыты и проявлены в нем, а это уже зависит от того окружения, в которое он попадает, – от его семьи, школы, общества в целом. Таким образом, только духовные потребности делают человека личностью, индивидуальностью, Человеком. Каждый из нас рождается с большим потенциалом – стать личностью. Это проявляется во взаимосвязанных потребностях — в самовыражении и саморазвитии. А эти «базовые» потребности уже влекут за собой необходимость трудиться, учиться, любить, создавать семью, самосовершенствоваться. Помните «крылатые слова» одного из героев М. Горького: «Человек – это звучит гордо!»? Я полностью согласна с Сатиным, но при условии, что этот человек стремится к удовлетворению своих не только биологических, но и духовных потребностей, ставя именно их на первое место в своей жизни.

Человек — существо весьма сложное и противоречивое. Он сочетает в себе признаки биологического существа, социального индивида и духовно развитой индивидуальности. Говоря иначе, у человека имеются биологические, социальные и духовные потребности, без удовлетворения которых он не может существовать.

С биологическими потребностями все просто – они самые примитивные и, в то же время, самые насущные, жизненно необходимые. Только удовлетворив потребность в пище, сне, безопасности, человек может думать о чем-то еще. Однако биологические потребности, являясь необходимыми, вовсе не являются достаточными для полноценного существования на Земле.

Сегодня, по-моему, уже не требует доказательств тот факт, что человек – существо социальное. Он способен развиваться только в условиях общества, постоянной коммуникации с другими людьми. Доказательство тому – дети-«маугли», воспитанные животными, выросшие в условиях изоляции от других людей. Такие дети не умеют ходить, говорить и так далее. Больше того, их практически невозможно обучить этому. Эти дети, в огромной степени, утрачивают способность быть людьми, потому что у них отсутствуют необходимые навыки коммуникации с другими людьми, то есть навыки, обеспечивающие жизнь в социуме.

Получается, чтобы стать человеком — индивидом, говоря научным языком, — нужно родиться и воспитываться в человеческом обществе, среди людей. Больше того, коммуникация есть одна из насущных потребностей человека. Даже очень замкнутые люди имеют свой минимальный круг общения. Без этого просто невозможно жить – если человек лишается коммуникации с другими людьми, он сходит с ума и начинает придумывать себе мнимых собеседников, компенсируя тем самым дефицит общения в реальности.

А как же отшельники, спросите вы? Или аскетичные монахи, сознательно уходящие от мирской суеты? Мне кажется, что и эти люди имеют свой, «высший», круг общения – они ежесекундно общаются с Богом, делая Его своим собеседником. Но такой духовный подвиг – удел избранных, он требует физической, психологической предрасположенности и не под силу большинству.

Итак, человек – существо социальное. Для его полноценного развития и существование необходимо постоянное общение с другими людьми, а также всевозможными социальными институтами. Но является ли это единственной небиологической потребностью человека?

Американский психолог А. Маслоу еще в 20 веке описал «пирамиду потребностей человека» – то есть то, без чего тот не может жить. В этой пирамиде важное место занимают так называемые духовные потребности — ведь именно они характеризуют человека как Человека.

Одной из таких «насущных» потребностей человека как индивидуальности является потребность в самовыражении. Все мы приходим в этот мир, имея способности, склонности к чему-либо, таланты и, возможно, даже гениальность.. И — такова наша природа – что мы должны это выражать, реализовывать в обществе, трансформируя тем самым себя и других.

Зачастую такая самореализация происходит через труд, через профессию или работу. И тогда, как мне кажется, человек максимально счастлив – ведь он не только получает удовольствие и удовлетворение, но и материально обеспечивает себя и свою семью, приносит пользу обществу.

Именно такой труд, как мне кажется, приносящий настоящее моральное удовлетворение, и является потребностью каждого человека. Причем слово «труд» здесь употребляется в самом широком значении – это может быть и занятие различными видами искусства, и спорт, и просто ведение домашнего хозяйства.

Какие еще важнейшие человеческие духовные потребности можно выделить? На мой взгляд, помимо желания самовыражения, у человека существует желание постоянного развития, роста, движения вперед. Именно поэтому он стремится узнавать что-то новое, учиться чему-то, читать, ходить в кино, театр и так далее.

Вы скажете – ты описываешь какого-то идеального человека, а большинство людей совершенно другие. Возможно, в чем-то я с вами соглашусь – я описываю то, что заложено в человеке от природы, генетически… Другой вопрос – в какой степени эти потребности будут раскрыты и проявлены в нем, а это уже зависит от того окружения, в которое он попадает, – от его семьи, школы, общества в целом.

Таким образом, только духовные потребности делают человека личностью, индивидуальностью, Человеком. Каждый из нас рождается с большим потенциалом – стать личностью. Это проявляется во взаимосвязанных потребностях — в самовыражении и саморазвитии. А эти «базовые» потребности уже влекут за собой необходимость трудиться, учиться, любить, создавать семью, самосовершенствоваться.

Помните «крылатые слова» одного из героев М. Горького: «Человек – это звучит гордо!»? Я полностью согласна с Сатиным, но при условии, что этот человек стремится к удовлетворению своих не только биологических, но и духовных потребностей, ставя именно их на первое место в своей жизни.