Человек как творец и творение культуры

1. Человек как биосоциальное существо

Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид — Homo sapiens. Как любой биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков, каждый из которых может изменяться у различных представителей вида в довольно больших пределах. На подобное изменение могут влиять как природные, так и социальные процессы. Подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации (разновидности), которые, когда речь идет о человеке, обозначаются чаще всего понятием расы. Расовая дифференциация людей предопределена тем, что их группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания и у них появились специфические анатомические, физиологические и биологические признаки. Но, относясь к единому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расы обладает такими свойственными этому виду биологическими параметрами, которые позволяют ему с успехом участвовать в любой из сфер жизнедеятельности всего человеческого общества.

Биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств. Биологи и философы называют следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального:

  • а) прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;
  • б) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;
  • в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;
  • г) большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;
  • д) сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи, т.

е. произнесению определенного количества дифференцированных звуков;

26 стр., 12513 слов

Содержание и организация проектной и исследовательской деятельности ...

... Раскрываются понятия проектная, исследовательская деятельность, языковая личность. Во второй главе представлена работа по формированию языковой личности на уроках русского языка посредством использования проектно-исследовательской деятельности на основе работы со «Словарем языка Пушкина». Проведен анализ школьных программ и учебников. ...

  • е) длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации;
  • ж) пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения — все это способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к различным условиям среды;
  • з) устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений.

Будучи, безусловно, природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей. Такие важные факторы жизнедеятельности человека, как сознание, речь, не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе социализации, т. е. усвоения индивидом общественно-исторического опыта предшествующих поколений. Человек с момента его рождения является индивидом, т. е. единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт. Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек», как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность».

2. Бытие человека. Потребности и способности человека

биосоциальный межличностный бытие общественный

Бытие — это наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще. В философии этим понятием обозначают и существующий независимо от сознания людей объективный мир (материю), и реальный процесс жизнедеятельности людей (человеческое бытие).

Мотивы деятельности человека связаны с удовлетворением его потребностей. Под потребностью в обыденном смысле понимается нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Однако в научной теории понятие потребности обозначает не переживаемую человеком нужду, а постоянное противоречие между наличной ситуацией и необходимыми условиями жизни и развития человека (так, например, утоление жажды стаканом воды не ликвидирует потребности человека в воде, без которой невозможна его нормальная жизнедеятельность).

Поэтому потребности выступают постоянным внутренним побудителем всякой активности (в том числе и человеческой деятельности).

В основе всякой человеческой потребности лежит соответствующий врожденный инстинкт (т. е. биологический, природный фактор, присущий индивиду как живому организму).

Все природные инстинкты человека делятся на три группы:

  • а) витальные (от лат. vita — жизнь), которые направлены на обеспечение жизнедеятельности организма (пищевой, половой и др.);
  • б) социальные, выражающие жизненную необходимость отношений между индивидами;
  • в) интеллектуальные, направленные на познание окружающей действительности (например, ориентировочный инстинкт).

    10 стр., 4824 слов

    Человек социальное существо потому что – — Человек как социальное ...

    ... уничтожение условий жизни и самой жизни, но и уничтожение духа. Человек – социальное существо, что является основой эволюции не только человеческой цивилизации, но и сознания человека. Можно сказать, что ... первую очередь биологических потребностей, а именно подчинению окружающей среды и повышения степени комфортной жизни. М. Шелер (20в.) развивал теорию, в которой человека делает человеком его ...

Соответственно и потребности человека можно условно разделить на три группы: биологические (потребности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода и др.), социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и др.) и духовные (потребности в познании, знаниях, других элементах духовной культуры).

Такое многообразие потребностей отражает сложную сущность человека как биосоциодуховного существа. Единство же различных сторон человеческого бытия выражается в тесной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности его потребностей. Биологические потребности человека в питье, пище, сне удовлетворяются в социальных формах. В свою очередь, удовлетворение духовных потребностей (например, в знаниях) часто служит средством реализации социальных потребностей (получение профессии, изменение собственного социального статуса).

Половое влечение развивается в одну из самых тонких и возвышенных духовных потребностей — потребность индивидуальной любви.

Иную классификацию потребностей человека предложил американский психолог А. Маслоу. По его мнению, всем людям свойственна некоторая иерархизированная система базовых (основных) потребностей. Маслоу отделял первичные (врожденные) потребности от вторичных (благоприобретенных).

К первой группе Маслоу относил потребности:

  • а) физиологические (потребности в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и др.);
  • б) экзистенциальные (потребности в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в завтрашнем дне, в гарантии занятости и т. д.)

Вторичные же потребности включают в себя:

а) социальные (потребности в социальных связях, общении, участии в совместной с другими людьми деятельности);

  • б) престижные (потребности в самоуважении, уважении со стороны других, достижении успеха, служебном росте и др.);
  • в) духовные (потребности в самовыражении).

Потребности каждого следующего уровня становятся, по Маслоу, насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Психологи различают также потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные).

Удовлетворение мнимых потребностей ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу. Подлинные потребности побуждают человека к активной, благоразумной, общественно полезной жизнедеятельности, способствуют физическому и духовному совершенствованию личности без нанесения ущерба природе и другим людям.

От потребностей следует отличать интересы людей. Интерес — это такая осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющих для них важное общественное значение, притягательность. В основе интереса лежит понимание необходимости каких-либо действий для достижения осознаваемой цели, т. е. осознанная потребность. Однако интерес человека направлен не на непосредственный предмет потребности, а на те общественные условия, которые делают доступным этот предмет. Интересы зависят от положения человека в обществе, от его принадлежности к той или иной социальной группе. Они в той или иной степени осознаются людьми и являются мощными побудительными стимулами к различным видам деятельности. Интересы различаются по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные), по сфере направленности (экономические, политические, социальные, духовные), по степени осознанности (действующие стихийно или на основе разработанной программы деятельности), по возможностям осуществления (реальные и мнимые).

4 стр., 1724 слов

Может ли человек выжить без общения? (4 варианта)

... Вне общества человек теряет те черты, которые роднят его с другими людьми, поэтому без общения он обойтись не в состоянии. Таким образом, человек не может оставаться «человеком» без общения с людьми. Поэтому мы ... люди, которые любят больших компаний, испытывают потребность в беседах и обмене впечатлениями. Вариант 2 Многие из нас наверняка слышали о том, что человек не может выжить без общения в ...

Направляемая действием потребностей человеческая деятельность осуществляется благодаря наличию у индивида богатейшего комплекса способностей. Под способностями понимают индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности.

В истории философии способности долгое время трактовались как свойства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду. В новое время Д. Локком и французскими учеными-материалистами был сформулирован тезис о полной зависимости способностей человека от внешних условий его жизни. Современная наука рассматривает формирование и развитие способностей сквозь призму органического единства биологического и социального. Биологическое начало в способностях представлено в виде определенных генетических программ поведения, закодированных в молекулах ДНК. Благодаря их действию человек обладает способностями, потенциально присущими каждому индивиду (прямохождение, членораздельная речь и др.).

Наследственные программы могут оказать воздействие и на уровень развития соответствующей способности у отдельного индивида. Этим частично объясняются различия в развитии музыкального слуха, объеме и быстроте действия памяти, физической силе. Однако развитие любой способности во многом зависит от действия различных социальных факторов: например, для развития музыкальных способностей, кроме наличия музыкального слуха, необходимы музыкальный инструмент, систематическое музыкальное образование, постоянная практика и т. д.

Критерием для типологии способностей обычно выступают отличия в основных видах деятельности. На этом основании различают научные, художественные, инженерные и другие способности. Современная психология выделяет и общие способности, отвечающие требованиям не одной, а многих различных видов деятельности. При этом ряд психологов постулирует существование общего интеллекта — неизменной всесторонней умственной одаренности.

Качественный уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности. Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Гениальность — высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.

16 стр., 7586 слов

Речевая деятельность школьников в процессе изучения литературы

... речевое развитие школьников на занятиях по литературе, учителю следует опираться на знание особенностей коммуникативной деятельности, так как усвоение языка и речи наиболее эффективно происходит в процессе общения. Деятельность общения требует такого контакта с другими людьми, ...

3. Человеческая деятельность и ее многообразие

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в двигательной активности. Приспосабливаясь к окружающей среде, животные могут использовать природные предметы в качестве орудий и даже изготовлять их. Но только человеку присуща деятельность, под которой в общественных науках понимается форма активности, направленная на преобразование окружающего мира.

В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом — тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для ее достижения. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.

Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые людьми в той или иной мере, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путей и средств, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно — о процессе деятельности).

Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и как следствие — аналогичную социальную реальность.

Основной единицей деятельности является действие: любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Действие включает в себя и постановку цели (акт сознания), и внешне выраженный акт поведения. Конкретный способ (способы) выполнения действий называется операцией. Характер операций зависит от объективных условий, в которых совершается действие, и имеющегося опыта человека — операции обычно мало или совсем не сознаются человеком (выполняются на уровне автоматических навыков).

Различают деятельность практическую и духовную. Первая направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Разновидностями практической деятельности являются материально-производственная (преобразование природы) и социально-производственная (преобразование общества).

Содержание духовной деятельности связано с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.

Иная классификация выделяет деятельность трудовую, образовательную, досуговую. В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созидательная.

Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата человеку приходится в процессе деятельности прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними. Общение — это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:

3 стр., 1430 слов

Социализация и личность

... поведения, которые регулируют её отношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается, в основном, к периоду гражданской зрелости человека. Это означает, что ... и обучения навыкам исполнения новых социальных ролей. Будучи связана с трудовой деятельностью человека, социализация приобретает новые, не виданные ранее, черты и особенности. Это обусловлено, во-первых, ...

1) общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);

2) общение реального субъекта с иллюзорным партнером (например, человека с животным, которого он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);

3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (например, общение человека со своим «внутренним голосом»);

4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).

Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение — противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не она сама. Третьи рассматривают общение во взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.

Важнейшей разновидностью практической деятельности является материально-производственная деятельность людей (или трудовая деятельность) — одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ. В структуре трудовой деятельности (в узком смысле этого слова) выделяют:

1) сознательно поставленные цели — производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и др.;

2) предметы труда — те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей;

3) средства и орудия труда — все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;

4) используемые технологии — приемы и способы, применяемые в процессе производства.

Для характеристики трудовой деятельности обычно используют следующие параметры:

1) производительность труда — количество продукции, произведенной в единицу времени;

2) эффективность труда — соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов — с другой;

3) уровень разделения труда — распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).

О содержании трудовой деятельности человека можно судить по тем функциям, которые он выполняет, по степени их разнообразия и сложности, по уровню самостоятельности и творчества работника.

Характер требований, предъявляемых к участнику трудовой деятельности, зависит от многих факторов, в первую очередь от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда. Общие требования таковы:

1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс (требование профессионализма);

2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда. Чем сложнее труд, тем выше требования к специальной подготовке участника трудового процесса (требование квалификации);

3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение заданных параметров производственного процесса, выполнение обязанностей, вытекающих из содержания трудового договора (требований трудовой, технологической, исполнительской, договорной дисциплины).

14 стр., 6917 слов

«Роль личности в истории»: по обществоведению

... начиная от суждения, что нашествия не было вообще, и заканчивая теорией о том, что татаро-монгольское иго – это лишь прикрытие междоусобных войн. Но сочинение на тему «Роль личности в истории» должно ...

Под духовной деятельностью понимают творческий процесс производства и воспроизводства духовных ценностей (идей, знаний, представлений и т. д.), а также их сохранение, распределение, распространение и потребление. В связи с этим духовную деятельность можно условно разделить на духовно-теоретическую (производство духовных ценностей) и духовно-практическую (сохранение, распределение, распространение и освоение созданных духовных ценностей).

Специализированными видами духовной деятельности являются наука, искусство, религия, образование.

Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества — это история деятельности людей.

4. Личность как субъект общественной жизни. Социализация личности. Межличностные отношения

Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли (отсюда — «персонаж»).

У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.).

Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.

Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего, подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью.

Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. От социализации следует отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям существования), обучение (процесс приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире), взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет).

Социализация начинается в детстве, продолжается в юности и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации обучения и воспитания), так и непреднамеренно.

Процесс социализации проходит через несколько стадий, которые социологи называют жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычек и образа жизни. По степени достижения результата различают начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую зрелость и старость.

Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации.

Под агентами социализации понимаются конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Различают агентов первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.) и агентов вторичной социализации (должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т. д.).

Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности, агенты вторичной социализации оказывают менее важное влияние.

Институты социализации — это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Как и агенты, институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Примером первичного института социализации могут служить семья, школа, вторичного — средства массовой информации, армия, церковь.

Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере отношений социальных.

Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:

1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;

2) осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.

Поэтому такие элементы социального контроля, как поощрение (например, в форме положительных оценок) и наказание (в форме оценок отрицательных) одновременно являются и приемами социализации.

В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов десоциализации и ресоциализации.

Десоциализация представляет собой утрату или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни. Ресоциализацией называется противоположный процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному (старому) образу жизни. Если процесс десоциализации носит негативный характер и является достаточно глубоким, он может разрушить основы личности, восстановить которые будет невозможно даже с помощью позитивной ресоциализации.

В процессе своей жизнедеятельности люди вступают друг с другом в многообразные общественные отношения. Одним из видов социальных отношений являются межличностные отношения, т. е. отношения между отдельными индивидами по различным основаниям. В зависимости от наличия или отсутствия элементов стандартизации и формализации все межличностные отношения подразделяются на официальные и неофициальные.

Официальные и неофициальные межличностные отношения отличаются друг от друга, во-первых, наличием или отсутствием в них определенной нормативности. Официальные отношения всегда регламентируются какими-либо определенными нормами — правовыми, корпоративными и др. Во-вторых, официальные отношения стандартизированы и обезличены, т. е. права и обязанности, которые складываются в рамках официальных межличностных отношений, не зависят от личности, в то время как неофициальные межличностные отношения определяются индивидуальными личностными особенностями их участников, их чувствами и предпочтениями. Наконец, в официальных отношениях крайне ограничена возможность выбора партнера по коммуникации, общению, в то время как в неофициальных отношениях решающую роль играет именно выбор личности. Такой выбор осуществляется партнерами по общению в зависимости от присущей каждому из них потребности в общении и взаимодействии с вполне определенным по своим личностным качествам человеком.

Официальные и неофициальные межличностные отношения, в которые люди вступают друг с другом, чрезвычайно разнообразны. Они могут быть кратко временными (попутчики в поезде), долговременными (друзья, сослуживцы), постоянными (родители и их дети), причинно-следственными (преступник и его жертва), функциональными (заказчик и портной), учебными (преподаватель и ученик), субординационными (начальник и подчиненный).

5. Духовный мир человека

Духовный мир личности (микрокосм человека) — целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементами которой являются:

1) духовные потребности в познании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;

2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

3) убеждения, твердые взгляды, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

4) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек (т. е. бездоказательное признание правильности того или иного положения);

5) способность к тем или иным формам социальной деятельности;

6) чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека с природой и обществом;

7) цели, которые человек сознательно ставит перед собой, идеально предвосхищая результаты своей деятельности;

8) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.

Ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни. Различают социальные ценности — общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни, и личностные ценности — идеалы отдельной личности, служащие одним из источников мотивации ее поведения. Ценности носят исторический характер, они меняются с изменением содержания и форм жизни. Однако современная цивилизация подошла к возможности выработки общечеловеческих ценностей, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов (т. е. универсальных потребностей людей, присущих им независимо от национальных, возрастных, религиозных, классовых или иных различий).

Общечеловеческие ценности приобретают приоритет по отношению к групповым ценностям, обеспечивая полноценное существование и развитие каждой отдельной личности.

Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, под которым понимают совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей, к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы. Субъектами (носителями) того или иного мировоззрения выступают отдельные люди, группы людей и общество в целом.

Характер мировоззрения определяется уровнем исторического развития общества, состоянием его культуры, поэтому мировоззрение средневекового человека так отличается от современного. Однако мировоззрение людей, даже живущих в одном и том же обществе, различно. Это зависит и от их личных качеств, и от условий формирования мировоззрения, и от принадлежности к различным социальным группам.

Выделяют несколько типов мировоззрения:

1) обыденное (или житейское), которое опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств;

2) религиозное, в основе которого лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;

3) научное, которое опирается на достижения современной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

4) гуманистическое, объединяющее лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

6. Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырех.

А1. Кто является автором теории происхождения человека из животного мира, постепенной эволюции от человекообразной обезьяны к собственно человеку?

1) И.И. Мечников

2) И.П. Павлов

3) Ч. Дарвин

4) Ж. Кювье

А 2. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?

1) обменные процессы

2) творческая активность

3) работа органов чувств

4) потребность в пище

A 3. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:

1) средства должны соответствовать целям

2) цель состоит в получении достоверного знания

3) субъектом выступает отдельная личность

4) результатом является новый продукт

А 4. Личность формируется под воздействием:

1) биологической программы

2) природной среды

3) социализации

4) собственных взглядов и убеждений

А 5. Ученик для учителя является:

1) объектом деятельности

2) конкурентом

3) субъектом деятельности

4) коллегой

А 6. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и созидательной деятельности. Б. Новорожденный человек является личностью.

1) верно А

2)верно Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А 7. К агентам вторичной социализации не относятся:

1) радиожурналист

2) двоюродный брат

3) преподаватель вуза

4) руководитель предприятия?

А 8. Верны ли суждения?

Официальные межличностные отношения:

А. Строятся в зависимости от индивидуальных особенностей личности.

Б. Стандартизированы и обезличены.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 9. Закончите утверждение: Человек — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, скорее всего, основывается на способности человека

1) вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов;

2) давать отпор любым агрессивным выпадам против него;

3) приспосабливаться к условиям окружающей среды, не всегда для него благоприятной;

4) к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т.д.)

А 10. К экзистенциальным относятся потребности в:

1) комфорте

2) общении

3) познании

4) самоуважении

A ll. Верны ли следующие суждения о самосознании?

А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.

Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других людей о себе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

А 12. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек остается частью природного мира.

Б. Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 13. Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях человека?

А. Гениальным человека делает природа.

Б. Умственная одаренность — качество, обусловленное биологической

природой человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А 14. К практической деятельности относится

1) производство материальных благ

2) познание законов развития природы

3) формирование религиозных представлений о мире

4) сочинение музыки

А 15. Деятельность в отличие от общения

1) является потребностью человека

2) может доставлять человеку удовольствие

3) предполагает наличие цели

4) непосредственно преобразует предметы окружающей среды

А 16. Верны ли следующие утверждения о свободе личности?

А. Свобода человека предполагает ответственность человека перед обществом за свои действия и поступки.

Б. Свобода — это возможность выбора способа действия для достижения какой-либо цели.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А 17. Из приведенного ниже списка выберите правильный ответ.

Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуально свободных черт называется:

1) деятелем 2)индивидом

3) лидером

4) личностью

А 18. «Вторая природа», или «неорганическое тело», человека — это

1) Мир социально-искусственных предметов, созданных человеком.

2) Мир сверхъестественного, таинственного и загадочного.

3) Сфера истинного и настоящего в отличие от повседневной, скучной и однообразной жизни.

4) Результат преодоления или отрицания первой — естественно-биологической природы человека.

А 19. Природа человека

1) Это врожденная биопсихическая конституция, общая для всех людей.

2) Есть не что иное, как совокупность его базовых потребностей.

3) Представляет собой основные и неизменные качества человека.

4) Это совокупность таких качеств, как разум, совесть, долг, дар общения.

А 20. К потребностям человека, обусловленным обществом, относится потребность в

1) трудовой деятельности

2) сохранении рода

3) самосохранении

4) физической активности

А 21. Отличительным признаком понятия «личность» является (-ются)

1) членораздельная речь

2) сознание и мышление

3) способность брать ответственность на себя

4) наличие физических потребностей

А 22. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Идеальное «Я» — это представление о том, каким хотят меня видеть окружающие. Б. Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А 23. Основным фактором формирования личности является

1) природная среда

2) общение с окружающими

3) механизм наследственности

4) врожденные склонности

7. Задания уровня В

Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.

В 1. Завершите фразу: «Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внутреннего и внешнего мира, — это

Ответ:

В 2. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности».

Ответ:

В З. Установите соответствие между приведенными в первом столбце определениями и приведенными во втором столбце понятиями.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПОНЯТИЕ

1. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и себя

А. Индивидуальность

2. Отдельно взятый представитель человеческого рода

Б. Индивид

3. Неповторимое своеобразие человека, набор его индивидуальных свойств

В. Личность

Ответ:

1

2

3

В 4. Установите соответствие между областями культуры и особенностями деятельности в этих областях: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго.

ОСОБЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ

1. Стремление к достоверности

А. Наука

2. Обоснованность предположений

Б. Искусство

3. Субъективность

4. Образное отражение реальности

Ответ:

1

2

3

4

В 5. Завершите фразу: «Осознанный образ результата, на достижение которого направлена деятельность, это ______________________________ ».

Ответ:

В 6. Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, раскрывающие его социальную природу.

1) Способность к совместной преобразовательной деятельности

2) Стремление к самореализации

3) Умение приспосабливаться к природным условиям

4) Устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5) Потребность в воде, пище, отдыхе

6) Способность к самосохранению

Ответ:

В 7. Установите соответствие между типами потребностей человека, данными в первом столбце, и примерами их проявлений — во втором.

ТИП ПОТРЕБНОСТИ

ПРОЯВЛЕНИЕ

1. Социальные потребности

А. Иметь хорошую семью

2. Духовные потребности

Б. Иметь добрую славу о себе

3. Материальные потребности

В. Иметь удобное жилье

Ответ:

1

2

3

В 8. Бригада строителей возводит жилой объект. Найдите в приведенном списке субъекты данной деятельности.

1) Плотники

2) Каменщики

3) Строящийся дом

4) Крановщики

5) Подъемные краны

6) Правила техники безопасности

7) Строительные материалы

Ответ:

В 9. Установите соответствие между двумя списками, в одном из которых названы основные функции общения, а в другом они описаны.

ОПИСАНИЕ ФУНКЦИИ

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ

1. Организация совместной деятельности

А. Коммуникативная

2. Обмен информацией

Б. Функция взаимодействия

3. Восприятие друг друга и установление взаимопонимания

В. Функция межличностного познания

Ответ:

1

2

3

В 10. Ниже приведены характеристики общения как диалога, но допущены ошибки. Исключите их из списка.

а) Равноправие партнеров

б) Активность каждого участника

в) Уважение к мнению собеседника

г) Готовность к взаимопониманию

д) Стремление во что бы то ни стало переубедить соперника

е) Высокомерие

ж) Незнание имени собеседника

Ответ:

В 11. Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные только творческой деятельности.

1) Доступность для использования

2) Уникальность

3) Практическая значимость

4) Воспроизводимость образца

5) Принципиальная новизна

Ответ:

В 12. Установите соответствие между видами деятельности, данными в первом столбце, и их характеристиками, данными во втором.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Деятельность в воображаемой ситуации

А. Труд

2. Практическая полезность

Б. Учение

3. Нацеленность на получение знаний

В. Игра

4. Замещение реальных объектов условными

5. Преобразовательная направленность

Ответ:

1

2

3

4

5

В13. Завершите фразу:

«В основе потребностей человека лежат …»

Ответ:

8. Задания уровня С

Дайте развернутый ответ.

С 1. Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального.

С 2. Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А.

а, не человек, а только «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в человека»? Сформулируйте три суждения.

С З. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственности». В чем проявляется свобода человека от «деспотизма ответственности»? Сформулируйте нет менее трех утверждений.

С 4. Постройте логическую цепочку, основанную на высказывании русского публициста и критика В.Г. Белинского: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».

Объясните, какую роль в жизни человека играют интересы, цели, деятельность? Какова связь между ними?

С 5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. … машина не цель. Самолет — не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг. … Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу — прокладывали железные дороги, строили заводы, бурлили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям.

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека — создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий… Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным — уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития — уже не машина. Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет,

будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина — пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.

А. де Сент-Экзюпери. Планета людей

1) Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности людей.

2) Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.

3) Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

4) Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека, по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

С 6. Конфликт между убеждениями и непосредственными интересами подстерегает человека на каждом шагу: убеждение в том, что нужно говорить правду, и нежелание обидеть человека; убеждение в том, что нужно прийти на помощь человеку, который подвергся нападению, и опасение, что, оказывая помощь, можешь пострадать сам…

Продолжите этот перечень. О каких типах конфликтов в данном случае идет речь? Те ли это конфликты, которых следует избегать? В чем вы видите проявление сознательного и бессознательного в данном примере?

С 7. Отто фон Бисмарк писал: «Свобода — это роскошь, которую не каждый может себе позволить».

Согласны ли вы с автором? Почему?

Как соотносятся свобода и необходимость? Ответ подтвердите примерами.

С 8. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы в форме сочинения-эссе.

«Человек вне общества — или бог, или зверь». (Аристотель)

«Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как». (Ф. Ницше)

«Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н. Бердяев)

Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Человек, индивид, личность. Потребности и способности человека. Особенности межличностных отношений. Нации и межнациональные отношения в современном обществе. Глобальные проблемы современности.

контрольная работа