«Мир животных в произведениях А. И. Куприна» план-конспект по чтению (4 класс)

Вступительное слово учителя.

  • Сообщение учащихся о писателе А.И. Куприне.
  • Работа с текстом.
  • Работа с иллюстрациями, нарисованными (подобранными) детьми
  • Работа в группах (сочинение детьми рассказов о животных).
  • Подведение итогов.
  • Домашнее задание.
  • Ход урока

    1. Вступительное слово учителя

    Мир животных в произведениях Александра Ивановича Куприна удивителен, необыкновенен и своеобразен. Редко кто из художников так превосходно воссоздавал их нравы и характеры, привычки и верность человеку. Писатель любил и хорошо знал повадки многих животных. По словам Л. В. Крутиковой, А. И. Куприн был великим «зверолюбом». У Александра Ивановича Куприна более 30-ти рассказов о животных. Эти рассказы, рассыпанные по разным изданиям, могли бы составить целую книгу. И сегодня на уроке мы поговорим о своеобразии рассказов А.И. Куприна, посвящённых миру животных.

    2. Выступление учащихся (добавленное учителем)

    Александр Иванович Куприн (1870–1938) был большим любителем животных. Он относился к ним с пониманием и уважением. У него самого были кошки, собаки-сенбернары, лошади. В молодости он ездил по России с бродячим цирком, хорошо знал цирковой мир, в том числе повадки четвероногих артистов.

    Пройдя ещё в детстве через ряд разнообразных испытаний, принуждённый приспособиться к жестокой среде Сиротского училища, кадетского корпуса, юнкерского училища, Куприн сберёг в душе способность не причинять боль, сохранил умение сострадать, сочувствовать.

    Один из друзей писателя вспоминал, что он ни разу не видел, чтобы Куприн прошёл мимо пса на улице и не остановился, чтобы его не погладить. Куприн создал целую серию рассказов о собаках: «Белый пудель», «Пиратка», «Собачье счастье», «Барбос и Жулька», «Завирайка», «Барри», «Бальт», «Ральф» и другие.

    Находясь в эмиграции во Франции, писатель часто обращается к существам самым чистым и честным в этом мире – детям и животным. А.И. Куприн заметил однажды, что дети вообще стоят к животным гораздо ближе, чем это думают взрослые. Рассказы Куприна о животных несут в себе высокое, человеческое, доброе…

    26 стр., 12801 слов

    «РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ОПИСАТЕЛЬНЫМ ТИПОМ

    ... младших школьников. Объект исследования – развитие речи младших школьников на основе работы над функционально – смысловым типом текста «описание». Предмет исследования – приемы работы ... дать образное описания природы, человека, трудового процесса. Ценность сочинений-описаний заключается в ... опытно-экспериментальное обучение, направленное на развитие речи младших школьников на основе работы над ...

    Свои рассказы о животных Куприн не выдумывал. Все животные, о которых он писал, жили на самом деле: многие из них в доме Куприна, другие – у друзей, о судьбе некоторых он узнавал из газет. С теми животными, которые жили у него, Куприн много занимался: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила смертельная опасность. Знаменитый укротитель Анатолий Дуров даже писал в своих афишах, посвящённых зверям:

    Сам Куприн — писатель

    С нами был приятель.

    «Все наши животные – собаки, лошади, кошки, козы, обезьяны, медведи и другие звери – были у нас членами семьи, – вспоминала дочь Куприна. – С нежным и пристальным вниманием следил мой отец за их жизнью и нравами». Куприн так сильно любил животных, что высказывал сожаление о том, что художники слова меньше стали уделять внимания к изображению их жизни.

    «В 1930 году, – пишет О.М. Михайлов, – писатель со скорбью говорил одному из журналистов: «А вы заметили, что сейчас в литературе почти не осталось ни собак, ни лошадей».

    Как бы желая восполнить образовавшийся пробел, Куприн, уже тяжело больной, в последние годы жизни задумал написать целую книгу о животных «Друзья человека». Но осуществить свой замысел писатель не успел. Он создал только один рассказ из задуманного цикла – «Ральф» (1934 г.).

    3. Работа с текстом.

    Название рассказа содержит и цель – описать кошку с такой экзотической кличкой: не Машка, не Белка, а Ю-Ю. Давайте поучимся мастерству описания у великолепного художника слова!

    1-й отрывок. «Сначала это был только пушистый комок с двумя веселыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом… И мы сами не помним, когда это вдруг вместо черно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу города и предмет зависти любителей.

    Выросла, словом, всем кошкам кошка. Темно-каштановая с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в широких штанинах, хвост как ламповый ерш!..»

    -Как мы озаглавим эту часть?

    «Пушистый комок».

    Беседа.

    -Что в «портрете» котёнка выделяет автор?

    Куприн выделяет:

    — форму тела: пушистый комок

    -глаза весёлые

    -нос: бело-розовый

    18 стр., 8600 слов

    Анализ рассказа ю-ю куприна

    ... Темно-каштановая с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в ... эту часть? «Пушистый комок». Беседа. Что в «портрете» котёнка выделяет автор? Куприн выделяет: форму тела: пушистый комок глаза весёлые нос: ... нужного слова. И вздрогнешь от мягкого упругого толчка. Это Ю-ю легко вскочила с пола на стол. Поворочается немного на ...

    -повадки : лакал, жмурясь и мурлыча, ловил, катался, играя бумажкой – подвижный, неугомонный;

    -окраску: чёрно-рыже-белый комок

    2-ой отрывок.

    Выросла, словом, всем кошкам кошка. Тёмно-каштановая с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в широких штанишках, хвост, как ламповый ёрш.

    -Как мы озаглавим эту часть?

    «Всем кошкам кошка».

    -Чем закончился первый отрывок, в котором котёнок противопоставлен взрослой кошке?

    И мы сами не помним, когда это вдруг вместо чёрно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей.

    План описания Ю-Ю.

    1. Общий вид : большая, стройная, гордая, первая красавица.
    2. Окраска: тёмно-каштановая, с огненными пятнами на груди.
    3. Особые приметы: на груди пышная белая манишка.
    4. Мордочка: усы в четверть аршина (аршин – около метра, т.е. усы очень длинные, выразительные),глаза, нос.
    5. Шерсть: длинная и вся лоснится, т.е. блестящая, гладкая, здоровая.
    6. Лапки: в широких штанишках.
    7. Хвост: как ламповый ёрш (ламповый ёрш – это пушистая круглая щётка, которую используют для чистки керосиновых ламп, т.е. хвост очень пушистый).

    Хотелось бы вам иметь такую красавицу дома?

    Почему мы представляем Ю-Ю как живую?

    Благодаря выразительному письму Куприна.

    -Назовите все приёмы художественного языка Куприна в этом описании.

    Ответы:

    1. большая, стройная, тёмно-каштановая, длинная – просто прилагательные, рисующие физические свойства кошки;
    2. гордая осанка , огненные пятна, т.е . яркие, горящие , пышная манишка эпитеты;
    3. метафоры: пятно от грудки до шеи – манишка, т.е. белый воротник; шерсть на задних лапах – широкие штанишки ;
    4. сравнение: хвост – ламповый ёрш (форма, пушистость, округлость).

    Ты заметь, милая Ника: живем мы рядом со многими животными и совсем о них ничего не знаем. Просто — не интересуемся. Возьмем, например, всех собак, которых мы с тобой знали. У каждой — своя особенная душа, свои привычки, свой характер. То же у кошек. То же у лошадей. И у птиц. Совсем как у людей… (То есть животные – совсем как люди? Правильно?)

    13 стр., 6155 слов

    Особенности изображения людей и природы в повести Гоголя «Тарас Бульба»

    ... описывающие степь. Работа с текстами I. Описание степи у Н.Гоголя («Тарас Бульба») Выразительное чтение отрывка Степь чем ... ослабла казацкая сила, не гнутся казаки!». Сочинение Гоголя наполнено мыслями о ценности родной ... поэтичных картин природы и различных чувств людей. Каждый герой имеет свои характерные ... передается? Ответы учеников: ястребы стояли, крик гусей отдавался, чайка подымалась и купалась ...

    И никогда не верь тому, что тебе говорят дурного о животных. (Почему?) Тебе скажут: осел глуп. Когда человеку хотят намекнуть, что он недалек умом, упрям и ленив, — его деликатно называют ослом. Запомни же, что, наоборот, осел — животное не только умное, но и послушное, и приветливое, и трудолюбивое. Но если его перегрузить свыше его сил и вообразить, что он скаковая лошадь, то он просто останавливается и говорит: «Этого я не могу. Делай со мной что хочешь». И можно бить его сколько угодно — он не тронется с места. Желал бы я знать, кто в этом случае глупее и упрямее: осел или человек? (То есть, люди обвиняют животных в собственных грехах).

    Лошадь — совсем другое дело. Она нетерпелива, нервна и обидчива. Она сделает даже то, что превышает ее силы, и тут же подохнет от усердия…

    Говорят еще: глуп, как гусь… А умнее этой птицы нет на свете. (И как об этом можно догадаться?) Гусь знает хозяев по походке. Например, возвращаешься домой среди ночи. Идешь по улице, отворяешь калитку, проходишь по двору — гуси молчат, точно их нет. А незнакомый вошел во двор — сейчас же гусиный переполох: «Га-га-га! Га-га-га! Кто это шляется по чужим домам?»

    А какие они… Ника, не жуй бумагу. Выплюнь… А какие они славные отцы и матери, если бы ты знала! (И какие?) Птенцов высиживают поочередно — то самка, то самец. Гусь даже добросовестнее гусыни. Если она в свой досужный час заговорится через меру с соседками у водопойного корыта, — по женскому обыкновению, — господин гусь выйдет, возьмет ее клювом за затылок и вежливо потащит домой, ко гнезду, к материнским обязанностям. Вот как-с! (Почти как люди)

    И очень смешно, когда гусиное изволит прогуливаться. (И что в этом смешного ?) Впереди он, хозяин и защитник. От важности и гордости клюв задрал к небу. На весь птичник глядит свысока. Но беда неопытной собаке или легкомысленной девочке вроде тебя, Ника, если вы ему не уступите дороги: сейчас же зазмеит над землею, зашипит, как бутылка содовой воды, разинет жесткий клюв, а назавтра Ника ходит с огромным синяком на левой ноге, ниже колена, а собачка все трясет ущемленным ухом.

    А за гусем — гусенята, желто-зеленые, как пушок на цветущем вербном барашке. (Вот кого он защищает) Жмутся друг к дружке и пищат. Шеи у них голенькие, на ногах они не тверды — не веришь тому, что вырастут и станут, как папаша. Маменька — сзади. Ну ее просто описать невозможно — такое вся она блаженство, такое торжество! «Пусть весь мир смотрит и удивляется, какой у меня замечательный муж и какие великолепные дети. Я хоть и мать и жена, но должна сказать правду: лучше на свете не сыщешь». И уж переваливается с боку на бок, уж переваливается… И вся семья гусиная — точь-в-точь как добрая немецкая фамилия на праздничной прогулке. (Опять прямое сравнение с людьми).

    6 стр., 2615 слов

    Как происходит становление характера человека?

    ... характера уже сложились. В дальнейшем происходит их закрепление, развитие, но возможна и трансформация под воздействием внешних факторов: культуры, окружения, СМИ и другого. У взрослого человека не останавливается формирование ... которые могут повлиять на это Личность всегда формируется под воздействием множества факторов, но главную роль среди них играет воспитание. От родителей зависят, будет ли ...

    И отметь еще одно, Ника: реже всего попадают под автомобили гуси и собачки таксы, похожие на крокодилов, а кто из них на вид неуклюжее, — трудно даже решить. (Не верь тому, что кажется на первый взгляд)

    Или, возьмем, лошадь. Что про нее говорят? Лошадь глупа. У нее только красота, способность к быстрому бегу да память мест. А так — дура дурой, кроме того еще, что близорука, капризна, мнительна и непривязчива к человеку. Но этот вздор говорят люди, которые держат лошадь в темных конюшнях, которые не знают радости воспитать ее с жеребячьего возраста, которые никогда не чувствовали, как лошадь благодарна тому, кто ее моет, чистит, водит коваться, поит и задает корм. (То есть, люди, не знающие лошадей?) У такого человека на уме только одно: сесть на лошадь верхом и бояться, как бы она его не лягнула, не куснула, не сбросила. В голову ему не придет освежить лошади рот, воспользоваться в пути более мягкой дорожкой, вовремя попоить умеренно, покрыть попонкой или своим пальто на стоянке… За что же лошадь будет его уважать , спрашиваю я тебя? (То есть, приписывают животным дурные человеческие чувства, а сами ведут себя с ними не по-человечески)

    А ты лучше спроси у любого природного всадника о лошади, и он тебе всегда ответит: умнее, добрее, благороднее лошади нет никого, — конечно, если только она в хороших, понимающих руках. (Значительное условие)

    У арабов — лучшие, какие только ни на есть, лошади. Но там лошадь — член семьи. (И в чем это может выражаться?) Там на нее, как на самую верную няньку, оставляют малых детей. Уж будь спокойна, Ника, такая лошадь и скорпиона раздавит копытом, и дикого зверя залягает. А если чумазый ребятенок уползет на четвереньках куда-нибудь в колючие кусты, где змеи, лошадь возьмет его нежненько за ворот рубашонки или за штанишки и оттащит к шатру: «Не лазай, дурачок, куда не следует».

    И умирают иногда лошади в тоске по хозяину, и плачут настоящими слезами.

    3- й отрывок.

    Бывали у меня с Ю ю особенные часы спокойного семейного счастья. Это тогда, когда я писал по ночам. Царапаешь, царапаешь пером, вдруг не хватает какого-то очень нужного слова. И вздрогнешь от мягкого упругого толчка. Это Ю-ю легко вскочила с пола на стол.

    Поворочается немного на столе, помнётся, облюбовывая место, сядет рядышком со мною у правой руки, пушистым, горбатым в лопатках комком; все четыре лапки подобраны и спрятаны, только две передние бархатные перчаточки чуть-чуть высовываются наружу.

    16 стр., 7647 слов

    Анализ рассказа изумруд куприна (2)

    ... по принуждению, а по призванию, то есть получает от этого удовольствие, полностью отдает себя «Изумруд», анализ рассказа Куприна Анализ произведения Куприна «Изумруд» Среди произведений Куприна есть рассказы о животных, ... Сочинение по произведению Изумруд Иногда мы считаем животных чем-то более низким по сравнению с людьми, но ведь животные ... неповинную лошадь. Своеобразие рассказа в ... Критика и отзывы о ...

    -Как назовём третью часть?

    «Часы семейного счастья»

    -Чем отличается этот отрывок от предыдущего?

    Там портрет статичный, неподвижный, в этом описании даны повадки Ю-ю, её характер.

    -Какая часть речи вытеснила обилие прилагательных?

    Глагол.

    -Каков характер Ю-ю в повадках?

    Мягкий упругий толчок, вскочила …поворочалась, помялась, облюбовывая место, села рядышком , превратилась в пушистый горбатый комок; превратилась вмаленькое изваяние, скульптуру: четыре лапки подобраны, спрятаны, две передние бархатные перчаточки высовываются чуть-чуть.

    -Какова же обобщающая мысль о характере Ю-ю?

    Лёгкая, подвижная, грациозная; преданная, любящая, помощница хозяина, чуткая, в минуты трудности всегда рядом.

    План.

    1. Пушистый комок.
    2. «Всем кошкам кошка»:

    а) общий вид.

    б) окраска.

    в) особые приметы.

    г) мордочка ( усы, глаза, нос).

    д) шерсть.

    е) лапы.

    ж) хвост.

    3) Часы семейного счастья:

    а) повадки Ю-ю;

    б) характер Ю-ю.

    — Предположите, почему этот рассказ построен как разговор писателя с девочкой Никой? С какой целью А.И. Куприн адресует своё произведение ребёнку?

    — На протяжении всего рассказа писатель опровергает те «истины», которые многим кажутся общепринятыми: «осёл глуп», «глуп, как гусь», «лошадь глупа… у неё только красота, способность к быстрому бегу да память мест», «кошка –животное эгоистическое… она привязывается к жилью, а не к человеку». Какие доводы против этих «истин» приводит Куприн? Чему он учит Нику? («И никогда не верь тому, что тебе говорят дурного о животных».)

    — А.И. Куприн говорит, что у собак есть «своя особенная душа, свои привычки, свой характер». Докажите текстом рассказа, что у Ю-ю

    тоже есть душа, привычки и характер.

    (Индивидуальная работа – составление блок-схемы «Характер Ю-ю)

    — В каких отношениях находятся рассказчик и Ю-ю? Можно ли сказать, что они нужны друг другу? (Отвечая на эти вопросы, надо заметить, что рассказчик любуется Ю-ю, рисуя нам её портрет, уважает её и слушается, восхищается её преданностью больному Коле, нуждается в ней во время ночной работы. Он замечает: «Люди вообще весьма медленно и тяжело понимают животных; животные –людей гораздо быстрее и тоньше».)

    15 стр., 7112 слов

    Топик на английском языке «Pets. по английскому языку «Моё любимое ...

    ... моей кошкой. Мое любимое животное — лошадь (horse) My favourite animal is a horse. Its name is Mila. Its colour is brown. She is very ... сочинения можно бесплатно на сайте: www.paperrater.com. Рассказы о животных: Мое любимое животное — собака (dog) My favourite pet is my dog. His name is Larry. He is white with a ... ферме, и она помогает фермерам в их работе. Она любит есть траву, сено, яблоки, морковь ...

    Подводим итог: Ю-ю делами доказывает существование у нее чувств, мыслей, привязанностей. Она действительно «всем кошкам кошка».

    4. Работа с иллюстрациями, нарисованными (подобранными) детьми.

    Учащиеся по очереди показывают иллюстрации всему классу. Надо определить, к какому рассказу сделан рисунок, какой момент отображён. Затем своё предположение подтвердить цитированием.

    А.И. Куприн был убеждён в том, что животные отличаются своей памятью, способностью различать время, пространство, звуки и даже цвета. У них, по его мнению, бывают привязанности и отвращение, любовь и ненависть, благодарность и признательность, гнев и смирение, радость и горе.

    5. Работа в группах. Ребята делятся на группы. Командир группы , не глядя, достаёт из пакета игрушку. У каждой группы животное разное. Задание: составить рассказ, в котором главным героем будет данное животное.

    6. Подведение итогов

    – Чему учат рассказы Александра Ивановича Куприна? (Александр Иванович Куприн призывает своими рассказами к единству между человеком и животным миром. Его произведения воспитывают чувства бережного отношения человека к природе).

    Главным итогом должно стать углубление понимания смысла названия раздела «Мы не можем без них, а они без нас».

    7. Домашнее задание: прочитать новые рассказы о животных Куприна.