Как происходит становление характера человека?

Характер – совокупность тех наиболее четко проявляемых черт психики человека, которые особенно ярко проявляются при выражении отношения к окружающему миру, общении с другими людьми и отношении к себе.

К примеру, мы восхищаемся характером другого человека: «Какой же он целеутремленный и решительный!». Мы судим так, потому что этот человек ведет себя соответственно данным характеристикам: он не опускает руки при трудностях, идет до конца, постоянно ищет в себе силы, совершает смелые поступки.

Сочинение ** тему :формирование характера не зависит от…

Формирование характера — это процесс становления устойчивых психологических образований личности под влиянием объективных и специально созданных для этого условиях, когда действия и поступки в результате их многократных повторений становятся привычными и определяют типичную модель поведения.

Характер человека формируется в процессе его индивидуальной жизни под ведущим влиянием общественных условий. Особенно важную роль в воспитании характера играет активная деятельность личности, и прежде всего труд как среда общественного бытия, общение, как необходимое условие самопознания и самореализации. В процессе работы выявляются моральные, интеллектуальные, волевые и другие качества личности, что, закрепляясь под влиянием определенных условий жизни, приобретают черты характера.

Реформирования, происходящие в современном обществе, появление новых идеалов и ценностей, обусловленных вхождением в систему рыночных отношений, создают предпосылки для формирования черт характера нового делового человека.

Среди факторов, представляющих для человека жизненное значение, и влияют на формирование характера, особая роль принадлежит воспитанию. Воспитание организует обстоятельства жизни и направляет в нужном направлении жизненные воздействия, подкрепляет их, создает соответствующее отношение к окружающей действительности формирующейся. Вместе с тем оно тормозит негативные воздействия, препятствует закреплению нежелательных привычек и черт его поведения.

На определенном, достаточно высоком этапе развития личности начинают действовать самовоспитание и саморегулирование процесса становления характера. Сформированные в процессе воспитания потребности, идеалы, установки личности становятся основой требований, как к внешним условиям жизни, так и к себе. Человек сам начинает организовывать свою жизнь и воспитывать себя, руководствуясь при этом как собственными, так и общественными ценностными ориентирами.

1 стр., 435 слов

Влияние окружающей среды на человека жизни

Благодаря фильтру, установленному под краном, вода проходя через него фильтруется, и когда открываешь кран, то она более чистая и её можно пить. Ещё мы пьём химию. Это как: лимонад, воду с красителями, кока-колу, фанту и другое. Такая вода иногда опасна для организма. Так как после неё будет тошнить, иногда бывает рвота, и отравление. Ещё мы принимаем алкоголь. Это как спиртные напитки: пиво, ...

В полной мере способность к самовоспитанию характера проявляется тогда, когда личность приобретает жизненный опыт, овладевает основами психологической культуры, когда формируется мировоззрение, и окончательно складываются идеалы, согласно которым личсность начинает сознательно планировать свою жизнь и определять свое место в нем.

Различия в характерах заметны уже у детей младшего дошкольного возраста. В этом возрасте, как показывает опыт воспитания в детских садах, достаточно отчетливо проявляются такие черты: общительность, коллективизм, ласковость, смелость, застенчивость, замкнутость, опрятность, точность, терпеливость, или капризность, упрямство, резкость и др. Проявления черт характера в этом возрасте близко соприкасаются с темпераментом.

Особенно важно воспитание характера в подростковом возрасте. Подросток уже не ребенок, у него острый интерес к окружающей действительности, очень большая активность, стремление к труду — физической и умственной. Нужно научиться организовывать эту активность, научить подростков действовать дружно, заниматься общественной работой, работать организованно.

Надо иметь в виду то, что неучтивость в воспитании возрастных особенностей подростков очень часто приводит негативизму, браваду, непослушанию, несдержанности, немотивированным поступкам. Вместе с тем подростки чувствительны к мнению коллектива. Они дорожат оценкой коллективом их трудовой, учебной и спортивной деятельности, руководствуются ею в своем поведении, и это играет значительную роль в формировании их характера.

Юноши и девушки старшего школьного возраста уже достигают физической зрелости и способны проявлять в поведении, труде и учебе достаточно сформированые черты характера: ответственность, дисциплинированность, целенаправленную настойчивость, принципиальность, самостоятельность.

Исследованиями формирования характера доказано, что особенно действенными факторами являются самостоятельность и самодеятельность в труде, учебе. При этом необходимо поставить юношу или девушку в такие условия, при которых они могли бы обнаружить коллективизм, мужество, выдержку, трудолюбие. Но будет большой ошибкой, если воспитание в коллективе нивелировать индивидуальные качества личности.

В коллективе нужно раскрывать и укреплять лучшие черты характера каждого члена коллектива, формировать яркую индивидуальность.

Как формируются черты характера

Изначально перед тем как перейти к теме о влиянии на характер, разберемся с тем, как формируется характер каждого человека. Нрав может изменяться на протяжении всей жизни личности. Начиная с подросткового возраста, он может самосовершенствоваться, например, путем внедрения полезных привычек и изменения поведения. Первым делом формируются связки положительных и отрицательных черт: доброта – враждебность, общительность – скрытность, отзывчивость – эгоистичность.

5 стр., 2264 слов

Воспитание у детей и подростков духовно-нравственной культуры

... свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Духовно-нравственная культура, Духовно-нравственная культура, Духовно-нравственное воспитание нравственных чувств нравственного облика нравственной позиции нравственного поведения Сущность духовно-нравственного воспитания можно уточнить, учитывая влияние двух ...

В раннем возрасте хорошо развиваются те качества, которые одобряются и поддерживаются взрослыми.

Психологи считают, что характер складывается исходя из темперамента человека, который, в свою очередь, и представляет собой генетически обусловленные свойства человека Выделяют 4 вида темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Каждому типу свойственны определенные манеры поведения и реакции на происходящее, например, меланхолики медлительны, быстро утомляются, плохо адаптируются под новые условия внешней среды, а сангвиникам характерна общительность, активность, высокая скорость мышления и эмоциональность.

Роль воспитания родителями

Причины конфликтов — основные факторы которые могут повлиять на это

Личность всегда формируется под воздействием множества факторов, но главную роль среди них играет воспитание. От родителей зависят, будет ли ребенок тянуться к знаниям, его сосредоточенность и желание познавать мир. В раннем детстве дети начинают усваивать правила и нормы поведения в обществе.

Семья читает книгу

Воспитание бывает стихийным (хаотичным) и целенаправленным. Стихийное воспитание находится во взаимосвязи с повседневной жизнью, знания ребенок получает методом проб и ошибок. Целенаправленное воспитание – упорядоченный процесс обучения родителями и педагогами с целью привить ребенку хорошие манеры, правила поведения и жизненные ценности.

Что влияет на успешность воспитательного процесса в семье:

  • Осознанность родителей является главным критерием успешного процесса. Супруги должны понимать цели и задачи воспитания своего ребенка;
  • Соответствие семейного воспитания с программой детского сада и школы. Зачастую желание родителей привить ребенку положительные качества совпадает с общепринятыми системами обучения, но их действия должны быть параллельными. Например, если в школе учат правилам этикета, дома они должны практически подкрепляться;
  • Семейный уклад и равенство. Супруги должны действовать сообща, воспитывать ребенка по одним правилам. Например, если мама запрещает есть сладкое, а папа – нет, ребенок не будет разбираться, каково правильное решение, а кто не прав. Мама для него будет строгой, а папа добрым;
  • Умение родителей сочетать в своем отношении любовь, уважение и строгость. Воспитание в строгости формирует в ребенке комплексы, а постоянная ласка и потакание всем желаниям делают из него эгоиста;
  • Наличие родительского авторитета в глазах ребенка. Дети должны уважать своих родителей, для этого мама и папа обязаны показывать хороший пример. Авторитет формируется, когда дети видят, как родители успешно совмещают работу и общественную деятельность.

    Супруги должны интересоваться жизнью ребенка, они могут указать на его ошибки и помочь их исправить;

  • Взаимоотношения родителей. Дети должны расти в семье, где супруги уважают мнение друг друга. В противном случае ребенок будет проявлять неуважение к сверстникам и учителям.

Обратите внимание!

Этапы развития характера

Формирование характера начинается с самого рождения ребенка. В первые годы жизни мы копируем поведение, привычки, ценности близких нам людей: мам, пап, бабушек и дедушек. Лет с 12-14 начинает проявляться наша индивидуальность, под влиянием внешних и внутренних факторов нрав меняется. В этот период происходит формирование моральных и нравственных ценностей, волевых качеств. У старшеклассников основные черты характера уже сложились. В дальнейшем происходит их закрепление, развитие, но возможна и трансформация под воздействием внешних факторов: культуры, окружения, СМИ и другого. У взрослого человека не останавливается формирование характерных черт, но происходит закрепление тех свойств, которые способствуют достижению успехов в жизни: в семейном плане, в карьере, в формировании нужного круга общения.

14 стр., 6778 слов

Жизнь Достоевского на каторге и на солдатской службе

... людей» и кончая «Братьями Карамазовыми». 2. Детство и семья писателя. Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года, в семье врача московской больницы для бедных, на Божедомке. Родители ... причем почти все они в угловых домах, - привычка, сохранившаяся у Достоевского на всю жизнь. Но даже проживание на частной квартире не дает полной свободы, возможности ...

Что повлияло на формирование Достоевского как писателя

Ф. М. Достоевский — великий русский писатель-реалист, знаток жизни, психолог, сострадающий бедным и угнетенным, гуманист, страстный обличитель лжи и лицемерия. Достоевский всегда стоял особняком в русской литературе, оставался во многом непонятным и неоцененным. Во всех произведениях на первом плане у него — сама «личность». Прототипом своих героев чаще всего служил сам писатель. Из глубины своего сердца он черпал самые потрясающие откровения. Отсюда глубокий психологизм романов Достоевского. Будущий писатель родился в дворянской семье. Отец Михаил Андреевич был лекарем Мариинской больницы для бедных. Федор Михайлович окончил Главное инженерное училище и был зачислен в Петербургскую инженерную команду, но вышел в отставку, чтобы всецело посвятить себя литературной работе. Между родителями отношения строились на полном подчинении воле и капризам мужа. Все члены большой семьи Достоевских жили заурядной жизнью, и никто не понял выбора сына стать писателем. Для Достоевского вопрос семейных отношений очень важен: все его романы построены на судьбах семьи, на показе развала современной семьи. Конечно, эта тема почерпнута писателем из его личной жизни.

Повлияли на развитие писательского таланта Достоевского и обилие прочитанных им книг разных авторов: Данте, Бальзака, Гофмана, Диккенса, Жорж Санд. Но на первом месте для него были Пушкин и Гоголь. Пушкин учил с детства быть самим собой и дерзать смело, безгранично. Этот поэт стал для Достоевского символом народного гения. Но великое служение России пером художника особенно поразило его в Гоголе. Гоголь заговорил о русской жизни такими близкими, проникновенными словами, заставил так взглянуть на самих себя, что жизнь показалась еще совсем не изведанной бездной. Конечно, первая повесть Достоевского — «Бедные люди», — в которой остро звучит тема «маленького человека», была бы невозможна без Гоголя. Повесть была напечатана в альманахе Некрасова «Петербургский сборник» в 1846 году и сразу принесла Достоевскому успех и признание читателей. Она привела в восторг великого критика Белинского, который сулил тогда еще начинающему художнику слова блестящее творческое будущее. Назначение писателя — отражать действительность художественным языком, показывать все ее пороки и прекрасные моменты. Достоевский видел все общественные противоречия современности и давал на них свой отклик. С тревогой он наблюдал распад семейных отношений, торжество денежной морали. Писатель изобразил много сцен из жизни семей, где нет добродетели, почитания родителей, где умерли заботливое отношение к детям, чистота любви и привязанности. Отчуждение человека, его обособление, замыкание в самом себе протекали в буржуазном обществе все сильнее. Равнодушие власти к простому народу, кризисы, войны — все это поселило в сознании простого труженика недоверие к закону, страх за себя. Но человек с ущемленным чувством собственного достоинства, как почувствовал Достоевский, существо далеко не простое, противоречивое. Едкое, жгучее чувство унижения, испытанное им, может породить в душе маленького человека не только ненависть к угнетателям, но и властолюбивые мечты, мстительный порыв злобы. И тогда мирный «маленький человек» может превратиться в тирана и деспота. Членство в кружке Петрашевского повлияло на личную и творческую судьбу Достоевского Общество Петрашевского наследовало революционное дело декабристов. Оно состояло из дворян и разночинцев. За участие в этом кружке писатель был арестован 23 апреля 1849 года и приговорен к смертной казни, которая была заменена каторжными работами на четыре года и последующей службе в армии. Годы каторги и солдатской службы прервали литературную деятельность Достоевского. На каторге он встретил множество солдат и крестьян. После пребывания в детские годы в деревне писатель впервые вновь широко столкнулся здесь с людьми из народа. Этот новый жизненный опыт имел для развития Достоевского-художника и мыслителя громадное значение. Здесь он поменял свое мировоззрение. По его мнению, современное состояние общества является болезненным, так как приводит к обожествлению человеком самого себя, разрушая живые связи между людьми. Утрата высших духовных ценностей, каковыми выступают ценности христианства, влечет за собой создание кумиров, которым начинает поклоняться человек. А это может привести к катастрофе. Но у человечества есть вечный идеал, воплощенный в личности Иисуса Христа, к которому человек будет постепенно приближаться. Общественный кризис, возникший в результате проведения крестьянской реформы, отменившей крепостное право, но приведшей к массовому ограблению народа, охватил и духовную сферу. Болезненное состояние общества, утратившего нравственные ценности, освященные религией, изображает Достоевский в романах «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы». Но о чем бы Достоевский ни писал, всегда пишет о своих духовных исканиях, ищет разрешения проблем, лично его волнующих, но до конца не разрешенных. Все его герои, будь они антиподами его по своему нравственному облику, все-таки бьются над проблемами, над которыми всю жизнь бился сам писатель.

2 стр., 760 слов

Проблема роли книги в жизни человека сочинение по бондареву

... вами пишем непре­рывно и неустанно...» (Ю.В. Бондарев) Сочинение Автор прочитанного мной текста, писатель Ю. Бондарев, поднимает проблему роли книги в жизни человека, прежде всего самого писателя. По мнению автора, у каждого из них есть своя ...

Что влияет на формирование характера кроме физиологии

3 стр., 1192 слов

Адаптация детей к условиям жизни и воспитание в дошкольных учреждениях

... адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению. Предмет исследования – адаптация детей к условиям жизни и воспитание в дошкольных учреждениях. Цель исследования - изучить особенности и условия адаптации детей раннего возраста к ... адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности [16, с. 6]. Адаптация ...

Известно, что характер каждого человека базируется на генетических особенностях, передаваемых от родителей. Но он также подвластен изменчивости под влиянием социальных факторов.

Во-первых, многое значит воспитание. Родителям необходимо с ранних лет понять темперамент своего ребенка и выстраивать воспитание таким образом, чтобы не сломить его и не нарушить его психику. Нрав человека склонен меняться также под влиянием условий жизни: насколько у человека спокойная или суетная жизнь, богатая или бедная семья, высокий или низкий статус. Образ жизни аналогично способен внести изменения: неправильный образ жизни — чрезмерное употребление алкогольных и спиртных напитков, курение, наркотики – все это будет портить положительные черты характера, разрушая нервную систему. Разовьются такие качества, как нервозность, недоброжелательность, сквернословие. Представьте подростка из неблагополучного района и бедной семьи и вообразите, какой образ жизни он ведет. Наверняка охарактеризовать такого человека вы сможете только негативными качествами.

Основные факторы влияющие на развитие личности

Само слово «фактор» несёт в себе интересное значение, ведь в переводе с латинского языка оно буквально обозначает «движущий», «производящий». То есть в этом вопросе мы выявляем основные производные процесса саморазвития, а также узнаём, что же им движет и почему.

Важно отметить, что выделяют сразу несколько факторов развития личности в психологии. Именно от них и идёт весь процесс личностного взросления.

К факторам развития личности относятся:

  1. Внутренние.
  2. Внешние.
  3. Биологические.
  4. Социальные.

Именно эти факторы, определяющие развитие личности располагаются на пути становления индивида на протяжении всей его жизни. Опираясь на них можно понять те или иные его задатки и способности, а также уровень психологического и духовного восприятия.

Внутренние моменты

К внутренним факторам развития и формирования личности относят собственную активность индивидуума. То есть его восприятие окружающего мира, основанное на разных мотивах, например, на интересах, симпатиях и антипатиях. Роль данного факторы развития личности человека заключается в его самовоспитании. Сюда же можно отнести личные стремления субъекта к чему-либо, его отношение к порядкам и уставам.

Внешние обстоятельства

Если же рассматривать более подробно внешние факторы и предпосылки развития личности, то к ним можно смело отнести родительское и педагогическое воспитание, и даже всю образовательную систему современного социума в целом. Не нужно путать внешние факторы развития личности человека и социальные, несмотря на то, что они действительно стоят рядом друг с другом.

16 стр., 7753 слов

Стареющая личность и образ жизни

... признаки старости. В следующих вопросах - раскроем основные составляющие образа жизни и выделим их особенности развития у пожилого человека. В ... выпадают, зубы желтеют и стираются. Все это внешние признаки старения, а что представляет собой внутреннее ... зрелых личностей. Этот закон рассматривается как выражение все большей индивидуализации людей в период старения. Приведем возрастные границы в ...

Общественное воспитание

К общественным движкам индивидуального стремления к совершенствованию относится среда обитания каждой персоны и, конечно же, её окружение, и взаимодействие (общение) с ними. Также здесь немало важную роль играет набор опыта индивидуума у старшего поколения, его самоидентификация, как личности и принадлежность к какой-либо культуре, религии или даже профессии.

Наследственность и генетика

И не менее значимым в становлении людей индивидуальностями будет выступать биологический аспект. К нему в первую очередь относится наследственность, передаваемая через ДНК родителей и предшествующих кровных поколений. На генетическом уровне ребёнку от его родителей передаются некоторые врождённые черты характера и задатки (таланты), который он впоследствии всего жизненного пути может развивать.

К сожалению, генетика может сыграть и злую шутку с индивидуумом, передав ему наследственные заболевания и отклонения от установленных правильных норм. Например, некоторые физические недостатки и нарушения могут также оказаться частью наследственности, и они сильно отражаются на самооценке любой персоны.

Можно ли изменить характер

Большой вклад в изменение характера вносит труд. Люди, уделяющие много времени работе, постановке высоких целей и их достижению, борьбе с возникающими на пути трудностями и проблемами, как правило, имеют сильный характер. Во взрослой жизни он менее поддается корректировке, но, тем не менее, его возможно изменить. При этом важную роль играет самовоспитание и самодисциплина человека. Поэтому, если вы хотите измениться к лучшему, пересмотрите вашу деятельность и начинайте внедрять полезные привычки или меняйте мышление. Исходя из этого можно судить о том, что человек сам влияет на то, каким будет его нрав, совершая определенные поступки и выполняя соответствующую деятельность.