Роль родительского наставления в жизни человека

Что означает – «наставление»? По словарю Д. Н. Ушакова этим словом называют «назидательное, нравоучительное указание». Ещё древнекитайским мыслителем Конфуцием в его книге «Суждения» говорилось о человеческих обязанностях: доброте отца, почтительности сына, благосклонности старших и послушании младших. Мудрец считал всё это основой человеколюбия. По его мнению, здоровье общества зависит от правильного порядка отношений в семье. О роли наставлений отца и заветов матери говорится и в притчах Соломона, входящих в текст Библии. «Притча» была создана с целью познания мудрости и наставления, усвоения правил благоразумия. При прочтении текста юноши могут получить знания и рассудительность, мудрые – приумножить знания, разумные – найдут мудрые советы. В пословице русского фольклора говорится: «Послушному сыну отцов приказ не ломит спину». Там же есть: «Родительское слово мимо не молвится». Дошли до нашего времени и высказывания из древнерусской литературы о законе жизни, гласящем, что «дети и родители должны заботиться друг о друге». А фраза: «Что в детстве воспитаешь, на то в старости обопрёшься» говорит о роли родительского наставления в воспитании. В связи с тем, что в наше время происходит замена жизненных ориентиров, молодые люди нуждаются в наставлениях, которые, прежде всего, прививают нравственные принципы. Часто молодёжь отказывается от советов старшего поколения, что приводит к отрицательным последствиям. Если бы подростки воспринимали поучения из художественных произведений, слушали наставления родителей, то можно было бы избежать множества жизненных ошибок. Особенно помогают советы в подростковом возрасте. Именно в это время, находясь в тяжёлом психологическом состоянии, подросток нуждается в чьём-то напутствии. Ему необходима стабильность и основа, на которые можно было бы опереться. А важно ли получить наставления от семьи в более старшем возрасте? Конечно же, при решении важных вопросов жизненный опыт и пример родителей играет большую роль.

Роль отца в жизни ребенка

Отец в семье всегда был опорой для своих детей и примером для подражания. Так, подражая своему отцу, герой романа И. А. Гончарова «Обломов» Илья Ильич стал таким же ленивым философом, как и его родитель.

Отец главного героя либо откладывал дела на потом, либо делал всё поверхностно, с ленцой. Автор называл главным делом Обломова хождение из угла в угол, что передалось ему по наследству. Расплатой за отцовское воспитание, а в этом случае его отсутствие, стало взросление героя как никчёмной, не состоявшейся личности. Другой образ отца мы видим в произведении русской классики в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». На воспитание Петра Гринёва, главного героя, повлиял его родитель – Андрей Петрович Гринёв. Благодаря ему были сформированы взгляды и характер настоящего офицера с высокими морально-волевыми качествами. Для Петра Гринёва важным было напутствие родителя, которое отец дал сыну на прощание. Народная пословица, ставшая эпиграфом к роману, определяет главное, чему учил героя его отец – «Беречь честь смолоду». Андрей Петрович советует сыну служить верно тому, кому присягнёшь. Советует не гоняться за лаской, не напрашиваться на службу и не отговариваться от службы. В трудные минуты герой остаётся честным и порядочным человеком.

13 стр., 6154 слов

Какова роль родительского наставления в жизни человека?

... наставления родителей порой играют решающую роль в жизни каждого человека. Никогда не проходят бесследно для ребенка слова родителей. Это необходимо понимать и учитывать при воспитании детей, ведь судьба их во многом в руках родителей. ...

Пётр Гринёв сохраняет верность присяге, заступается за честь героини, показывает себя достойным приемником родителя.

События, описанные в романе, подтверждают, что принципы чести, сформированные под влиянием отца, помогли герою стать счастливым.

Сочинение Роль родительского наставления в жизни человека

Каждый родитель дает ребенку жизненные советы на протяжении всего процесса воспитания. Иногда эти советы бывают полезными и разумными, иногда напротив – оказывают негативное влияние на формирование личности ребенка.

Однако все родительские советы несомненно оставляют тот или иной след в жизни детей, порой играя определяющую роль в развитии судьбы ребенка.

Чтобы доказать значимость родительских наставлений в жизни людей, обратимся к произведениям классиков.

Рассмотрим данный вопрос на примере повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой во всем следует примеру отца. Для Петра Гринева жизненным ориентиром является наставление Андрея Петровича: «береги платье снову, а честь смолоду». Именно этот завет прочно закрепился в голове молодого человека.

Отец на собственном примере показывал сыну, что необходимо быть честным, верным своему долгу, храбрым, мужественным. Его наставления и личный пример сыграли определяющую роль в жизни Петра – он всегда следовал советам отца. За всю свою жизнь он не обманул, не струсил, не предал ближнего.

Молодой человек служил отечеству и несмотря ни на что оставался преданным своим принципам, как завещал отец.

Однако не всегда наставления родителей оказывают положительное влияние на детей. Подтверждение этому мы можем найти в произведении комедийного жанра «Горе от ума», автором которого является писатель А.С. Грибоедов. Главный герой произведения дает своей дочери Софье множество советов. Павел Афанасьевич говорит ей, чтобы девушка брала с него пример во всем.

Главное наставление отца заключается в том, что необходимо удачно выйти замуж. Фамусов сам занимается поиском богатого избранника для дочери. Какую роль сыграли наставления отца в жизни Софьи? Безусловно, немалую. Девушка выросла эгоистичной и лживой.

Для нее, как и для всего общества, в котором она воспитывалась, незнакомы понятия морали и нравственности, о чем свидетельствует ее низкий поступок по отношению к Чацкому.

На основании всего вышеизложенного, можно сказать, что именно советы и наставления родителей порой играют решающую роль в жизни каждого человека. Никогда не проходят бесследно для ребенка слова родителей. Это необходимо понимать и учитывать при воспитании детей, ведь судьба их во многом в руках родителей.

6 стр., 2727 слов

Как раскрывается характер Базарова в отношениях с родителями? ...

... него и понимает, как он, бедняга, поседел. Доброта отца находит в нем должную оценку. Но Базаров не может закрыть глаза на разницу взглядов и целей жизни. Такую глухую жизнь не может принять Базаров. Базаров ...

Итоговое сочинение 2

По большей части люди проводят свое детство и молодость в семье, если не рассматривать ситуацию с сиротами и другие подобные варианты с не самыми лучшими вариантами судьбы, то для существенной части людей ситуация обстоит именно таким образом. Поэтому для многих людей именно родительское воздействие и напутствия, которые предоставляют родители, являются во многом определяющими.

Если говорить кратко, то роль родителей в формировании личности может быть, несомненно, разной.

В каких-то семьях есть устоявшиеся традиции тесного семейного общения и взаимодействия, дети активно слушают родителей, в других семьях предоставляется немного больше свободы, где-то родители практически полностью отпускают ребенка или детей в свободное плавание, где-то предпочитают просто действовать собственным примером и таким образом давать ориентиры для поведения. Воспитание – сфера весьма трудная и многогранная, поэтому постараемся просто вкратце понять, как родительское наставление может действовать для ребенка.

Мне кажется, тут наибольшее значение имеют два фактора: субъективный и объективный.

Родительский авторитет и значение родителей в семье является фактором субъективным, проще говоря, наставление действует с такой степенью, с какой ребенок привык и предпочитает слушать взрослых, если они являются авторитетами и могут мощно воздействовать, то ребенок воспримет наставление как бы всем своим существом и запомнит. Объективным фактором является ценность наставлений как таковых, речь идет, например, о нравственных ценностях, которые родитель может передать ребенку, исходя из собственного опыта и развития.

Довольно полезно всегда соизмерять эти два фактора для того чтобы более точно оценить роль родительского наставничества.

К примеру, родитель может иметь низкий уровень собственного развития: не отличаться интеллектом, иметь преобладающие негативные качества и руководствоваться в своем поведении и отношении к миру какими-то низменными принципами, например: «чтобы чего-то достичь, нужно обманывать других, люди вне семьи не заслуживают уважения». При этом если такой родитель обладает в семье высоким авторитетом, то будет транслировать не лучшие ценности ребенку, а ребенок без какой-либо рефлексии и критической оценки эти ценности усвоит.

Могут быть и другие комбинации, варианты которых легко понять из моего рассуждения, продолжая мысль. Поэтому роль родительского наставления всегда совершенно разная и во многом зависит от родителей, которыми, к печали или радости, может стать практически каждый.

Итоговое декабрьское. 11 класс

Роль матери в жизни ребёнка

Не менее важным в жизни ребёнка является влияние мамы, первого учителя, воспитателя, друга и помощника. От её роли зависит, каким сформируется характер и какой будет судьба её детей. Не зря в древнерусской литературе есть высказывание: «Дурной рыбак – дурные сети, дурная мать – дурные дети». Мамы не поучают, они своим отношением, своей любовью обеспечивают комфорт и спокойствие, показывают пример взаимоотношений как в семье, так и в окружающей среде. Помогают они и в определении жизненных ценностей при помощи личного примера.

Роль родителей в воспитании детей дошкольного возраста

Консультация для родителей: Отец и мать как воспитателиСамой природой отцу и матери отведены роли естественных воспитателей своих детей. Согласно законодательству, отец и мать наделены равными правами и обязанностями в отношении детей. Но культурные традиции несколько по-иному распределяют роли отца и матери в воспитании детей. Мать ухаживает за ребенком, кормит и воспитывает его, отец осуществляет “общее руководство”, обеспечивает семью материально, охраняет от врагов. Для многих такое распределение ролей представляется идеалом семейных отношений, в основе которых лежат природные качества мужчины и женщины – чуткость, нежность, мягкость матери, ее особая привязанность к ребенку, физическая сила и энергия отца. Возникает вопрос: насколько такое распределение функций в действительности соответствует природе мужского и женского начала в семье? Действительно ли женщина отличается особой чувствительностью к эмоциональному состоянию ребенка, к его переживаниям?

5 стр., 2152 слов

Взаимоотношения отцов и детей в романе Тургенева «Отцы и дети»

... педагог, преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института Взаимоотношения отцов и детей — вечная проблема, которая нашла отражение в ... и влиять на его восприятие других людей. Фото: отношения отца и ребенка Проблема неуверенности в себе Если благодаря матери ... детьми, стремление понять и принять их такими, какие они есть. Построение отношений У мужчин и женщин фигура отца ...

Ответ на этот вопрос был получен в ходе экспериментального исследования, предпринятого психологами. В качестве испытуемых выступали мужчины и женщины, которым предлагалось наблюдение за ребенком, попавшим в затруднительное положение (плачет от ушиба, растерялся от неожиданности).

Использовались реальные ситуации, а также видеозаписи, кинофрагменты, рисунки. Для определения переживаний испытуемых применялись разные методы. Предлагалось описать свои переживания и оценить их в баллах (например, поставить себе 5 за сильные чувства, 2 – за безразличное отношение).

Далее проводились измерения тех непроизвольных реакций, которые сопутствуют эмоциям (частота пульса, задержка дыхания, дрожание рук, потоотделение).

И, наконец, фиксировались действия, слова испытуемых, в которых выражалось их сопереживание: как смотрели на ребенка, что говорили, пытались ли помочь. Проанализировав полученные данные, ученые пришли к выводу, что женщины на словах более чувствительны, чем мужчины: выставленные ими себе баллы оказались значительно выше, чем у представителей сильного пола. А вот измерения физиологических процессов, сопровождающих эмоции, выявили, что переживания и мужчин, и женщин совершенно одинаковы. Аналогичная картина получена при изучении поведения испытуемых: сила сопереживания детским проблемам и желания прийти на помощь не зависит от пола. Однако когда опыты проводились в присутствии посторонних людей, мужчины вели себя более сдержанно, чем при индивидуальном испытании, у женщины, напротив, возрастала активность.

Итак, можно говорить о том, что способность сопереживать ребенку, желание защитить его, свойственны, и мужчине, и женщине. Но традиционно считается, что бросаться на помощь ребенку при первом его сигнале, утешать и уговаривать и т. д. – признаки хорошей матери, поэтому женщины “выплескивают” свои эмоции. А мужчине, согласно сложившимся веками представлениям, неудобно “кипеть” чувствами по поводу детского плача, испуга, растерянности.

Долгое время считалось, что материнские чувства необычайно сильны от рождения, инстинктивны и лишь пробуждаются при появлении ребенка. Это утверждение о врожденности материнских чувств было поставлено под сомнение результатами многолетних экспериментов над человекообразными обезьянами, проведенных под руководством американского зоопсихолога Г. Ф. Харлоу. Суть эксперимента в следующем. Новорожденных детенышей отделили от матерей. Малыши стали плохо развиваться. Им внесли “искусственных матерей” – проволочные каркасы, обтянутые шкурой, и поведение детенышей изменилось к лучшему. Они лазали по “мамам”, играли рядом с ними, резвились, прижимались к ним в случае опасности. На первый взгляд для них не было разницы между родной и “искусственной” мамой. Но, когда они выросли и дали потомство, стало ясно, что замена не была полноценной: у обезьян, выросших в отрыве от взрослых особей, начисто отсутствовало материнское поведение! Они были так же равнодушны к своим детям, как их “искусственные мамы”. Они отталкивали малышей, били их так, когда те плакали, что некоторые погибли, а других спасли сотрудники лаборатории. На основе экспериментальных данных был сделан вывод о том, что у высших млекопитающих (а человек относится к ним) материнское поведение приобретается в результате собственного опыта раннего детства.

14 стр., 6722 слов

Влияние родителей на становление личности ребенка

... выбор профессии. Роль семьи в формировании личности Родители в жизни ребенка играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители ... Кабановой на сына Тихона, который уже будучи взрослым не может без совета и наставления матери принять какое-либо решение. Даже в разговоре со своей женой Катериной во ...

У матери к ребенку несравненно более “естественная” дорога, чем у отца. Уже в период беременности, вынашивая зарождающуюся жизнь в своем теле, она постепенно и очень интимно знакомится со своим дитем. Отметим, что характер отношения матери к ребенку в период беременности небезразличен для его развития. Наука располагает данными об аномальном внутриутробном развитии ребенка в процессе нежелательной беременности. Более того, специалисты ряда стран считают даже, что возникновение, и уж во всяком случае, усугубление некоторых психических расстройств у ребенка в большей или меньшей степени обусловлены отрицательным или холодным отношением матери. Поэтому ребенок требует ответственного к себе отношения еще задолго до рождения.

Биологическая связь между матерью и ребенком не сразу превращается в ту психологическую, которая накрепко спаяет их на всю оставшуюся жизнь. Отношения, которые складываются между ребенком и матерью послe рождения; казываются основой, на которой развивается дальше весь мир эмоциональных отношений человека.

Следует отметить, что отец не может так интимно сжиться с ребенком, как мать, вынашивающая его под сердцем. Отец не переживает роды и непосредственный контакт с ребенком сразу после них (если он не присутствует при его рождении), он не испытывает интимности кормления и т. д. Напротив, с рождением малыша в жизни отца многое меняется не в лучшую для него сторону: прибавляются заботы и хлопоты, появляется необходимость дополнительных заработков, а любовь и внимание жены “узурпирует” ребенок и пр. В современной медицине используется термин “синдром кувалды”, им обозначают заболевания, которые обостряются или появляются у мужчин в период беременности жены и вскоре после рождения ребенка. Изменений, происходящих в настроении, характере и личности мужчины в связи с рождением ребенка, значительно больше, чем подобных изменений в характере матери. Это противоречит общепринятому мнению, согласно которому появление ребенка для мужчины – менее важное событие.

В свое время английский поэт У. Вордсворт высказал мысль о том, что ребенок – отец мужчины. На первый взгляд это кажется парадоксальным, но на самом деле именно Дети меняют социальные функции мужчины и делают его отцом. Впрочем, это можно сказать и о женщине, более того, собственно семья начинается с детей. Самоотверженная забота о ребенке, от которой напрямую зависит само его существование, сплачивает супругов, наполняет их жизнь новыми, общими интересам, стимулирует развитие тех качеств, которые характеризуют отцовство и материнство. И к отцу, и к матери предъявляется одно и то же требование, они должны охранять ребенка от превратностей жизни, обеспечивать ему чувство безопасности. Это требование выполняется ими по-разному в зависимости от возраста ребенка и бывает выражено в разных формах.

12 стр., 5714 слов

. Направление «Отцы и дети»

... поколениями? 6. Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы? Примерные темы сочинений Прав ли Тристан ... роман “Отцы и дети” Турсун С., рассказ «Отец» Фадеев А., роман «Молодая гвардия» (лирическое отступление о матери) Шахназаров ... на страницах повести А. Пушкина “Капитанская дочка”.Андрей Петрович, будучи военным ,всегда стремился вырастить сына настоящим мужчиной ...

На разных возрастных этапах дети могут испытывать чувство привязанности к родителям не в одинаковой степени: мальчик больше тяготеет к матери, девочка – к отцу. Но в раннем возрасте дети наиболее интенсивно привязаны к матери. Она нужна как опора, как источник безопасности и удовлетворения насущных потребностей.

Социологические исследования показали, что функция отца в последние десятилетия изменилась значительнее, причем в лучшую сторону, чем функция матери. Раньше роль отца заключалась в том, чтобы добыть пропитание и защитить семью от внешней опасности. Сегодня пропитание добывают оба супруга, а внешняя опасность померкла перед лицом внутренней. “Внутренними врагами” семьи становятся непонимание друг друга, душевная черствость, отчужденность, недостаток тепла и эмоциональной поддержки. Современные отцы глубже переживают интимность семейной жизни, чем их деды. Мужчинам присущи многие черты, благоприятные для нормализации семейной атмосферы. Большинство из них великодушны, умеют “не заметить” мелкие неурядицы, достаточно устойчивы в эмоциональном отношении, значит, могут “уйти” от ссоры, чувствуют юмор, следовательно, шуткой способны рассеять “тучи” на семейном небосводе, изобретательны, поэтому от них идет инициатива в усовершенствовании быта, проведении досуга, к тому же они обладают “умными руками” и т. д. Естественно, что эти замечательные качества мужчины могут и не проявиться, если их не “видят”, не одобряют, не поощряют, не стимулируют члены семьи, прежде всего жена. И тогда мужчина как отец не реализует себя в полной мере.

Современные отцы проводят с детьми больше времени, чем это было ранее, и это благотворно влияет на их развитие. Так, наблюдения показывают, что дети, отцы которых на первом году их жизни хоть немного участвуют в повседневном уходе за ними, меньше боятся незнакомых людей, с большей готовностью вступают в контакт с другими людьми. Однако наибольшую привязанность к ребенку отцы начинают чувствовать, когда дети уже подросли. Здесь велика роль традиций, культуры, индивидуально-личностных особенностей.

Для развития интеллекта ребенка предпочтительно, чтобы в его окружении были оба типа мышления – и мужской, и женский. По мнению ученых, структуры мышления мужчины и женщины несколько различны. Ум мужчины в большей степени направлен на мир вещей, тогда как женщина тоньше разбирается в людях. У мужчин лучше развиты способности к математике, к пространственной ориентации, они более склонны к логическим рассуждениям. У женщин – явные превосходства в речевом развитии, в интуиции, в быстроте “схватывания” ситуации в целом. У детей, которых воспитывают одни матери, развитие интеллекта иногда идет по “женскому типу”: обнаруживаются лучше сформированные языковые способности, но чаще фиксируются нелады с математикой.

11 стр., 5054 слов

Приобщение к народной культуре как условие полоролевого воспитания ...

... народные традиции воспитания мальчиков и девочек, адаптированные к половозрастным особенностям дошкольников; отобраны произведения устного народного творчества, ... работы. проблемы исследования: Цель исследования: выявить возможности приобщения детей к народной культуре в полоролевом воспитании дошкольников. ... стандартов и норм, регулирующих поведение мужчины и женщины, выражает полоролевые ценностные ...

Традиционная точка зрения приписывает отцу в первую очередь дисциплинирующее влияние. Многие считают, что в основе развития нравственности ребенка лежит страх отцовского наказания. Научные исследования выявили обратную связь между строгостью отца и нравственностью сына: у чрезмерно суровых отцов сыновья порой лишены способности к сочувствию, состраданию, бывают агрессивны, а иногда и асоциальны. Все что связано с унижением ребенка, ущемлением его достоинства, не дает хороших результатов. Запреты отца действуют только на фоне отцовской любви.

Существенной стороной становления личности является осознание себя представителем определенного пола и овладение соответ­ствующим полоролевым поведением (В. Е. Каган, Д. В. Колесов, И. С. Кон, В. С. Мухина, Т. А. Репина).

Ученые называют это формированием психологического пола и отмечают особую роль семьи в данном процессе: ребенок видит пример поведения родителей, их взаимоотношений, трудового сотрудничества друг с другом, строит свое поведение, подражая им, сообразуясь со своим полом. Таким образом, для гармонического развития личности необходимо, чтобы ребенок приобрел опыт взаимоотношений с обоими родителями через адекватные модели материнского (женского) и отцовского (мужского) поведения.

Однако в развитии специфических половых, психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит мужчине – воспитателю, отцу, педагогу. Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребенка отец (в отличие от матери) играет по-разному с мальчиком и девочкой, тем самым начиная формировать их половую идентификацию.

Отец, как правило, дифференцированно относится к дочери и сыну: поощряет активность, выносливость, решительность у мальчика; мягкость, нежность, терпимость у девочки. Так, отец похвалит дочку за участие в приготовлении обеда: “Хозяюшка растет!”, а у сына такую деятельность не одобрит: “Пойдем, займемся мужскими делами!” Мать обычно одинаково тепло относится к детям обоего пола, не подчеркивая их различия, приветствуя любую позитивную активность. А сегодня каждый третий ребенок растет без отца, у значительной части детей он лишь формально присутствует (что тоже типично).

Это тормозит половую социализацию поколения современных детей, и все большая маскулинизация женщин и феминизация мужчин имеют под собой реальную почву.

Отсутствие отца, безотцовщина – понятие не столько демографическое, сколько психологическое, нравственное. Если в семье нет мужчины, то это сказывается на развитии и мальчика, и девочки. У девочки может появиться бессознательная установка, что отец не нужен, а это повлияет на ее семейные ожидания, формирование представлений о семье как главной ценности жизни. И хотя психика девочки более устойчива, чем мальчика, но и ей необходим отец, особенно в подростковом возрасте. Для мальчика, который воспитывается одной матерью, она часто становится образцом мужского поведения. А у нее, несущей в одиночку ответственность за воспитание ребенка, действительно развиваются мужские черты: решительность, собранность, властность, обостренное чувство долга, поэтому она доминирует в семье, подчиняет себе сына или дочь. Прибавьте к этому достаточно распространенную в неполных семьях чрезмерную опеку матери над ребенком, проявляющуюся в лавине забот, в каскаде перестраховочных мер. Ребенок лишается инициативы, самостоятельности, боится без мамы сделать шаг. Особенно пагубна гиперопека матери для мальчика, у которого развивается нерешительность, беспокойство.

57 стр., 28488 слов

Использование традиционных и нетрадиционных методов пересказа ...

... по пересказу литературно-художественных произведений. Занятия занимают значительное место в системе работы по формированию связанной речи дошкольников. Когда ребенок не только слушает рассказы, сказки, ... нарушения в лексико-грамматическом оформлении текста; дети не могут самостоятельно выполнить пересказ. Предпосылки успешного обучения пересказу формируется в дошкольном возрасте. Установлено, что ...

Итак, отец и мать – первые и самые любимые воспитатели своих детей. Они охраняют и берегут их жизнь, создают условия для полноценного развития.