Сочинение на тему: образ разночинца демократа
Пережив дворянскую эпоху, Россия вступает в эпоху разночинско-демократическую. В литературе этот тип отражен многими писателями: к разночинцам-демократам принадлежат тургеневский Базаров, герои стихотворений Некрасова, его же Гриша Добросклонов, герои романа Чернышевского «Что делать?» Раскольников Достоевского и многие другие. Общей чертой этих фигур было не только социальное происхождение, но и ряд более существенных психологических черт. Во-первых и главное: все они стоят гораздо ближе к народу, нежели герои- дворяне, лучше понимают его жизнь, требования и нужды. Во- вторых, все герои-разночинцы вынуждены с ранних лет добывать себе кусок хлеба собственным трудом; всем им присуща, по словам Некрасова, «привычка к труду благородная». Вследствие этого они гораздо более деятельны, чем дворяне, причем эта деятельность не головная, не выдуманная, а самая насущная, жизненно необходимая. Надо отметить и то, что все герои-разночинцы так или иначе находятся в оппозиции к существующему строю и не прочь были бы его изменить.
На этом сходство кончается и начинаются различия. Вокруг образа нового героя времени велась активная полемика, как собственно литературная, так и литературно-критическая. Дело в том, что жизненный тип разночинца-демократа находил отражение в творчестве писателей, очень различных по своим мировоззренческим установкам. Отсюда и разница в трактовке этого характера.
Едва ли не первым создал цельный и полнокровный образ разночинца-демократа Тургенев в романе «Отцы и дети». С его же легкой руки разночинцы-демократы получили и название «нигилистов», то есть людей, все отрицающих. Будучи не только по происхождению и образу жизни, но и по убеждениям либеральным дворянином, Тургенев, естественно, глядел на своего героя несколько со стороны и подметил в нем совершенно определенные стороны характера. На протяжении 50-х годов Тургенев искал героя-деятеля, который заменил бы героя- созерцателя. Поиски эти проходили в среде дворянства и не дали положительных результатов. Разочаровавшись в дворянстве как передовом классе, Тургенев нашел своего героя в разночинце-демократе, но этот герой, по выражению Писарева, «не очень-то ему понравился». Разумеется, Тургенев отдает должное силе характера Базарова, его личному мужеству, цельности его личности, уверенности в своих силах, а главное – его желанию и умению работать, а не только произносить хорошие слова. Но разночинец-демократ оказался намного грубее тех дворянских типов, к которым привык Тургенев, и это не могло не сказаться на эмоциональном освещении и оценке этого характера в романе. Для Тургенева характер разночинца-демократа был наполнен прежде всего непомерным самолюбием и гордыней.
Образ Базарова как художественное открытие Тургенева в романе ...
... которых демократы-разночинцы 60-х годов находили материал для своих новых теорий, гипотез и политических и эстетических программ. «Истинными отрицателями» Тургенев называет Белинского, Бакунина, Герцена, Добролюбова, Спешнева. Как известно, роман «Отцы и дети» ...
Базаров принимает лишь то, что приятно его «ощущениям», и начисто отвергает все, чего он не понимает, с высокомерием говоря о таких далеких от него вещах, как искусство, культура, уважительное отношение к женщине и т.п. Все это он называет «романтизмом», «вздором». Малая степень духовности – вот что волнует Тургенева в молодом поколении. Понятно, что Базарову негде было приобрести высокую духовную культуру, но Тургенева настораживает тот факт, что у его героя в такой культуре и нет потребности. Базаров – материалист, причем материалист вульгарный, в ряде случаев (отношение к женщине) скатывающийся к цинизму. Этим обусловлена и душевная драма Базарова в романе: он «с отвращением сознавал романтика в самом себе», поскольку жизнь берет свое, а жить человеку, превыше всего ставящему свои «ощущения», вообще нелегко, особенно когда он сталкивается с таким поэтическим и романтическим явлением, как любовь. Эмоциональная оценка Базарова в романе получилась двуплановой, и это вызвало протест как либералов, так и революционных демократов. Кажется, никто, кроме Писарева, не одобрил и не принял тургеневского Базарова, хотя Тургеневу и удалось во многом очень верно и точно обрисовать сущность характера «нового человека».
Демократ Базаров и либералы Кирсановы
Как посравнить да посмотреть Век нынешний и век минувший. А. Грибоедов Ярким солнечным днем двадцатого мая тысяча восемьсот пятьдесят девятого года к постоялому двору на шоссе подкатил тарантас, из которого вышли два молодых человека. Как мы узнаем позже, это Евгений Васильевич Базаров и его друг Аркадий Кирсанов. Однако стоит задуматься, почему автор уже в начале произведения называет точную дату происходящих событий. Перенесемся мысленно в эпоху конца пятидесятых годов девятнадцатого столетия. «Да ведь это же время перед отменой крепостного права»,- скажете вы. Действительно, в эти годы обнажился кризис крепостнической системы, но тогда же произошло не менее важное для России событие — выход на арену борьбы за освобождение народа нового типа общественного деятеля — революционера-демократа. Причем это рождение шло в острейшей борьбе с отживающим свой век либерализмом. Что же такое либерализм и демократизм? Либерализм возник как прогрессивное течение и означал любовь к народу, протест против всего темного и притеснительного, уважение к искусству, науке. Но с течением времени это движение утратило свои начальные принципы, пошло на компромисс с реакцией.
Его сущностью стала защита привилегий господствующего класса и в тоже время борьба против уродливых форм эксплуатации, но только путем реформ: ведь либерализм был противником движения масс. «Болтунами, хвастунами и дурачьем» назвал либералов Н. Г. Чернышевский. И в это же время в непрерывной борьбе с либерализмом происходит процесс становления революционной демократии, которая последовательно и действительно боролась за подлинные интересы народа. И. С. Тургенев, обладающий исключительным даром угадывать зарождающееся явление, выразил в своем ро мане «Отцы и дети» идейные споры либералов и демократов, художественно воплощенных в образах господ Кирсановых и разночинца Базарова. Познакомимся с героями поближе. В образе Евгения Базарова сконцентрированы мельчайшие крупинки свойств, присущих молодому поколению. Тяжелая, бедная, трудовая жизнь в молодости приучила его к лишениям, выработала презрение к комфорту и изяществу, сделала сильным и суровым. «Демократом до конца ногтей» называет его автор. Труд, созидательная деятельность, жизнь, приносящая реальную пользу,- вот идеал Базарова. Годы упорной работы сделали его образованнейшим человеком. Его главный предмет — естественные науки.
«Образ Базарова как образ нового человека»
... романов Льва Толстого, Достоевского и Гончарова. В тургеневских романах мы встречаемся с новыми принципами организации художественного целого. Сам Тургенев указал на это, начал свою работу над романом «Отцы и дети» с финала — смерти Базарова. ...
«Да он все знает» — эти слова Аркадия прекрасно характеризуют кругозор Евгения. Глубокое изучение естественных наук сделало его материалистом, опыт стал для него единственным источником познания. Материалистическое миросозерцание породило нигилизм Базарова, то есть отрицание устаревших авторитетов, принципов жизни, отношение ко всему с критической точки зрения. Это отрицание носило революционный смысл, заключавшийся в бескомпромиссной борьбе с барством, в решительном разрыве с либерализмом, презрении к фразерству. «И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером»,- отмечал Тургенев. И вот этот передовой, мыслящий революционер-демократ попадает в гнездо либералов Кирсановых. В лице Николая Петровича писатель показал черты умеренно-либерального дворянства, стремящегося к различным преобразованиям и не отвергающего возможности компромисса с демократами. Николай Петрович — мягкий, чувствительный, гуманный человек, любящий искусство, чувствующий красоту природы. Свое призвание он видит в хозяйственной деятельности, осуществлении преобразований в поместье, улучшении жизни крестьян. Как стремится он приспособиться к новому времени, поспеть за жизнью! «Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями»,- досадует он.
Но, несмотря на его трудолюбие и рвение, все начинания кончаются крахом, «и недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из старого дерева», а все поместье имело жалкий вид. Став мировым советником, он «трудился изо всех сил». В чем же заключается его неустанный труд? Да в том, что Николай Петрович «беспрестанно разъезжает по своему участку» и «произносит длинные речи». Вот он, российский либерализм со своей дряблостью и бессилием! Старшего Кирсанова, Павла Петровича, в противоположность Базарову можно назвать «аристократом до конца ногтей». Аристократизм и англоманство — один из принципов этого человека, без которых он не мыслит своего существования. Во внешности (аккуратно выбритый подбородок, красивые ногти, прекрасные белые зубы), в одежде (накрахмаленные воротнички, изящный костюм) и в поведении (приятный голос, легкий наклон головы, отказ от рукопожатия с Базаровым) чувствуется желание щегольнуть своим аристократизмом. В молодости Кирсанов блистал в свете, его ожидала блестящая карьера, но несчастная любовь сломила светского льва, и жизнь его стала пустой. Найти службу он не захотел и, дожив до седин без цели и дела, приехал к брату в деревню, где, окружив себя изящным комфортом на английский вкус, превратил свою жизнь в спокойное прозябание.
Спокойное, размеренное существование господ Кирсановых прерывает внезапный приезд Евгения Базарова, демократизм которого с первой же встречи восстанавливает против себя аристократа Павла Петровича. Все в нем: от «длинного балахона с кистями», «красной руки» до самоуверенного, независимого обращения — вызывает неприязнь Кирсанова, которая вскоре перерастает в открытую ненависть. Различные взгляды героев на жизнь неизбежно ведут к столкновению двух лагерей. «Меж ними все рождало споры»: и пути развития страны, и назначение человека, и отношение к народу, и вопросы о материализме и идеализме, науке, искусстве, природе. Одним из принципов Павла Петровича является проповедь политических свобод, прогресса, конституции, гласности. «Меня все знают за человека либерального и любящего прогресс»,- говорит он о себе. Но эта половинчатость, трусость целей либерализма, конечно же, находится в противоречии со взглядами демократизма. Базаров отрицает все «в людском быту принятые постановления», то есть всю систему общественного устройства во имя полезности. «Мы действуем в силу того, что мы считаем полезным». «Строить — не наше дело. Сперва нужно место расчистить»,- говорит Базаров, выражая этими словами сокровенные мысли.
Система образов в романе Тургенева «Отцы и дети»: Евгений Базаров ...
... Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров. Но слишком уж различны эти герои, и автор не может не «столкнуть» их. Столкновение эстетических и социальных позиций Базарова и Павла Петровича составляет содержание шестой главы романа. «Порядочный химик в ...
Революционность мышления Базарова, смелость его воззрений — все это накладывает особый отпечаток на его личность. Именно это больше всего и злит Павла Петровича, больнее всего бьет его по «чувству собственного достоинства». Лекарский сын представляет силу, угрожающую сословию аристократов. Может быть, Павел Петрович очень хотел бы унизить Базарова, представить его грубым, неотесанным мужланом. Базаров же не так мелок, чтобы обратить свое возмущение против незначительного «уездного аристократишки». У него есть более серьезный противник — самодержавно-помещичий строй. Дуэль решит вопрос о том, кто из них является носителем истинного благородства и настоящего чувства чести. Тургенев предоставил Павлу Петровичу самому ответить на этот вопрос. И Павел Петрович почувствовал себя нравственно побежденным. Разночинная демократия делала решающий шаг на пути к революционному свержению эксплуататорского строя. Вот почему такие люди, как Базаров, никогда не исчезнут с лица земли, они будут вечной частицей жизни. Они «драться хотят», а без их бунтарства невозможно рождение нового.
Разночинец-демократ в “дворянском гнезде”
Название тургеневского романа указывает на конфликт поколений, благодаря смене которых происходит развитие общества. При этом старшее поколение чаще всего придерживается консервативных взглядов, а молодежь обычно привержена к новым идеям времени, которые только входят в жизнь. В то время, когда создавался тургеневский роман, в обществе наметилось расслоение в рядах интеллигенции по поводу дальнейших перспектив развития страны. Появился новый тип людей – демократов, нигилистов, отрицающих весь существующий уклад русской жизни. Эти люди,
как правило, придерживались материалистических взглядов, увлекались естественными науками, в которых видели четкое и ясное объяснение всех жизненных явлений.
И. С. Тургенев обладал замечательным даром видеть и чувствовать то, что происходило в русской общественной жизни. Свое понимание назревающего социального конфликта между либералами-аристократами и революционными демократами писатель выразил в романе “Отцы и дети”. Носителями этого конфликта стали нигилист Базаров и дворянин Павел Петрович Кирсанов.
Спор базарова и павла петровича в романе отцы и дети тургенева
... Базарова, и Павла Петровича Кирсанова за непримиримость поколений. Писатель считает странным то, что «дети» отказываются от опыта «отцов», а «отцы» не прислушиваются к своим «детям». Евгений Базаров и Павел Петрович (сочинение ...
Мы видим здесь борьбу идей, столкновение сильных, волевых характеров, не реализовавших,
однако, своих потенциальных возможностей. Трагически обрывается жизнь Базарова, драматически складывается судьба Павла Петровича. Почему же эти герои приходят к такому печальному итогу?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проследить историю их взаимоотношений, вслушаться в их бесконечные споры, понять сущность их характеров. Возвратимся к началу романа, рисующему приезд разночинца Евгения Базарова со своим другом и последователем Аркадием в родовое имение Кирсановых. Здесь и происходит встреча героя со своим будущим идейным противником, дядей Аркадия.
Подробное описание внешности этих героев показывает, насколько они противоположны друг другу. Весь “изящный и породистый” облик Павла Петровича, его точеные, классические черты лица, белоснежные накрахмаленные воротнички, “красивая рука с длинными розовыми ногтями” обличают в нем богатого изнеженного дворянина-аристократа. В портрете Базарова автор настойчиво подчеркивает такие детали, как “широкий лоб”, “крупные выпуклости просторного черепа”, которые говорят о том, что перед нами человек умственного труда, представитель разночинной, трудовой интеллигенции. Внешность героев, их одежда и манера поведения сразу вызывают сильную взаимную неприязнь, которая и определяет их дальнейшие отношения. Значит, при первом знакомстве с ними бросается в глаза их противоположность, тем более, что автор настойчиво противопоставляет “плебейские манеры” Базарова изысканному аристократизму Павла Петровича.
Но нельзя не заметить и сходства между ними. И Базаров, и Кирсанов – две умные, сильные и волевые личности, которые не поддаются чужому влиянию, а, наоборот, умеют подчинить себе других. Павел Петрович явно подавляет своего кроткого, добродушного брата. А Аркадий находится в сильной зависимости у своего друга, воспринимая все его высказывания как непреложную истину.
Павел Петрович горд и самолюбив, называя аналогичные черты своего противника “сатанинской гордостью”. Что же все-таки разделяет этих героев? Конечно, их совершенно разные взгляды, различное отношение к окружающим людям, народу, дворянству, науке, искусству, любви, семье, всему государственному укладу современной русской жизни.
Эти разногласия отчетливо проявляются в их спорах, которые затрагивают многие социальные, экономические, философские, культурные вопросы, которые волновали русское общество в начале 60-х годов XIX века. Но обращает на себя внимание особый характер споров Кирсанова с Базаровым, их пристрастие к отвлеченным, общим предметам, таким, например, как авторитеты и принципы. Если Павел Петрович утверждает незыблемость авторитетов, то Базаров не признает этого, считая, что всякая истина должна подвергаться проверке сомнением. Во взглядах Павла Петровича проявляется его консерватизм, благоговение перед старыми авторитетами. Сословная барская спесь не позволяет ему воспринимать новые общественные явления, относиться к ним с пониманием.
Все новое он принимает в штыки, твердо отстаивая устоявшиеся жизненные принципы. Если бы Кирсанов по-отечески мудро относился к молодому поколению, прощая ему максимализм и заносчивость, то, возможно, он смог бы понять и оценить Базарова. Но и герой-разночинец отнюдь не по-сыновнему относится к старшему поколению, с гордым презрением отрицая все культурные и нравственные ценности прошлого.
Он смеется, видя Николая Петровича, играющего на виолончели, раздражается, когда Аркадий, по его мнению, “говорит красиво”. Он не принимает деликатной вежливости Николая Петровича и барского высокомерия его брата. В тихом “дворянском гнезде” Кирсановых царит культ преклонения перед красотой, искусством, любовью, природой.
Как николай петрович относится к базарову. Базаров глазами николая петровича
... жизни. Базаров смеется над этими чувствами. Однако, автор не считает музыкальные занятия героя чем-то смешным и никчемным. Наоборот, он рассуждает о пользе поэзии и музыки. В Николае Петровиче воплощены ... стало. Он добрый, ласковый и гостеприимный. В отличие от Павла Петровича, немного трусоват. Новых и прогрессивных идей он побаивается, но в открытый конфликт с Базаровым по этому поводу не ...
Красивые изысканные фразы лишены конкретных значимых дел. А нигилист Базаров жаждет настоящей гигантской деятельности, которая бы разрушила весь ненавистный ему уклад жизни. Но никаких созидательных целей герой перед собой не ставит, слишком далеко зайдя в своем отрицании. Вспомним его парадоксальные афоризмы: “Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”, “Рафаэль гроша медного не стоит” и т. д. Вообще возникает ощущение, что Базаров произносит эти фразы в полемическом задоре, чтобы шокировать своего противника. Кроме того, Евгений слишком резко нападает на поэзию, музыку, любовь.
Это заставляет нас усомниться в искренности его отрицания. Создается впечатление, что Базаров пытается убедить прежде всего самого себя в том, что искусство, чувства – это чепуха, “романтизм”. Он как бы пытается убить в себе и способность любить, и умение чувствовать красоту и поэзию. В правильности такого предположения убеждает нас финал романа, повествующий о безвременной случайной смерти этой могучей, недюжинной натуры.
Именно здесь мы видим настоящего Базарова, в котором уже нет раздражающей самоуверенности и развязности, резкости и категоричности суждений. Он прост и человечен перед лицом надвигающейся смерти. Герой не скрывает больше свой “романтизм”, трогательно прощаясь с любимой женщиной, заботясь об осиротевших стариках-родителях, думая о загадочной России, переосмысливая свое отношение к жизни. В этом последнем испытании Базаров обретает цельность и стойкость духа, которые помогают ему достойно встретить смерть. Громадные силы этой могучей, неординарной натуры остались без применения.
Узость и ограниченность базаровского нигилизма не дали ему возможности совершить что-то значительное, оставившее след в истории. Кирсановы тоже живут в своем замкнутом мире любви, поэзии, музыки, красоты, отгородившись от окружающей действительности с ее социальными проблемами и целями. Их жизнь нельзя назвать состоявшейся.
Таким образом, мы видим в романе Тургенева трагический разлад между поколениями, которые отказываются понять друг друга, соединить общие усилия для совместной благородной деятельности во имя высокой цели.