Кто виновен в гибели вишневого сада? (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»). В чем трагизм и оптимизм гибели вишневого сада? (Школьные сочинения)

Пьеса Чехова «» поражает читателя метафоричностью и глубиной ее персонажей, она, несомненно, многогранна, неоднозначна, но не менее удивительна и художественная нагрузка, возложенная на пейзаж. Фоном, на котором развиваются события пьесы, служит вишневый сад. Образ его настолько значим, осязаем и неповторим, что складывается ощущение, будто «вишневый сад» не просто еще одно действующее лицо, а главный персонаж пьесы. Но судьба этого «персонажа» трагична: имение вместе с садом должно быть продано за долги, а сад – «обитель воспоминаний» его владельцев – конечно, будет уничтожен.

Бесспорно, каждый из героев пьесы воспринимает сад по-своему, и автор раскры¬вает характер каждого персонажа через отношение к нему. Так, для Гаева и Раневской гибель вишневого сада становится настоящей трагедией, ведь с этим имением, с этим садом связана вся их жизнь. Здесь и юность, и воспоминания героев; здесь все, что они когда-то любили. Вишневый сад — это тихое семейное гнездо, островок домашнего покоя и уюта, с которым герои прочно связали все самое светлое, доброе и родное, что согревает душу человека. Но сад — не только кладезь воспоминаний. Это мечты, переживания, стремления и надежды персонажей пьесы, которые словно остались здесь.

Им казалось, что само время не властно над вишневым садом, что он навсегда останется таким же – полным воспоминаний о счастливых годах, бесконечно родным и уютным. Сад Раневская и Гаев отождествляют с собственным беззаботным прошлым, когда мир был таким, каким они привыкли его видеть, а жизнь оставалась спокойной, размеренной и привычной.

Конечно, Раневская и Гаев, как никто другой, дорожат вишневым садом, но не делают ничего для его спасения. Они словно не слышат предложений Лопахина, они пассивны, инертны, ведь не привыкли решать проблемы, смело смотреть в будущее, действовать. Герои могут лишь говорить, но эти разговоры так ни к чему и не приводят. Аня, Петя Трофимов и Лопахин не считают, что за «жизнь» вишневого сада во¬обще следует бороться, именно поэтому в «смерти» его так или иначе виноваты все герои.

Таким образом, читатель понимает, что причиной гибели сада является, с одной стороны, бездействие одних, а с другой – беспечность и безразличие других персонажей. Но нужно ли спасать вишневый сад? С самого начала понятно, что в образе гибнущего сада Чехов выводит , показывает, как старый уклад жизни меняется под натиском нового поколения молодых, энергичных, деятельных людей.

Бесспорно, общество так или иначе подчиняется велению истории, и каждому человеку приходиться считаться с прогрессом больше, нежели с собственными чувствами и желаниями. Прежние законы жизни сменяются новыми, на место одних людей приходят другие. Прошлое неминуемо уходит, уступая место настоящему, именно поэтому спасать вишневый сад уже не имеет смысла — наступает , стремительно вытесняя старые порядки. Время уносит все, а потому героям нужно пьесы продолжать жить дальше, беспокоясь о будущем и настоящем, учиться жить в новом мире, где, как оказалось, не место людям инертным и нерешительным. Раневская и Гаев остались зациклены на прошлом, воплотившемся в имении, в вишневом саде, погубив настоящее и будущее. Они так и не смогли встать рядом с людьми «нового времени», ведь привыкли жить согласно законам своей эпохи, умея лишь говорить о будущем, мечтать о нем, а не реализовывать планы, смело смотреть вперед и стремиться к счастью.

Вишневый сад – символ минувшего; эпохи, что вскоре канет в Лету во имя прогресса, во имя движения вперед, а потому, как все прошедшее, он должен остаться лишь воспоминанием, позволив героям двигаться дальше, навстречу будущему.

Обновлено: 2017-04-02

Внимание!

Ctrl+Enter

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«Вишневый сад» — последняя и одна из самых Антона Павловича Чехова. Впервые она была показана зрителям в 1904 году и с тех пор не сходит с театральных подмостков всего мира.

В своей пьесе Чехов отобразил в истории России. После отмены крепостного права русское дворянство постепенно стало вымирать, уходить в прошлое. Ему на смену пришло новое поколение людей с новыми принципами и взглядами на жизнь, ценностями, резко отличающимися от дворянских.

В центре внимания произведения находится образ вишневого сада, который олицетворяет собой дворянскую Россию. На протяжении всей пьесы решается вопрос: смогут ли Раневская и Гаев сохранить этот прекрасный сад, или же он будет вырублен по проекту Лопахина?

Помещица Раневская и ее брат Гаев очень любят свой дом, который выставлен на продажу за долги. Во время всего действия пьесы они только и говорили о том, что нужно спасти вишневый сад, на деле же — пальцем не пошевелили, чтобы этого добиться.
Раневская легкомысленна и беспомощна в житейских делах. Она все пускает на самотек либо полагается в решении бытовых вопросов на других. Героиня понимает, что поступает неправильно: грешит, сорит деньгами. Она привыкла жить роскошно, ни в чем себе не отказывая, и теперь не может и не хочет что-либо изменить. Вишневый сад дорог Раневской как воспоминание о детстве и молодости, как символ Родины, символ дворянства. Она не хочет понимать всей серьезности происходящих перемен. Раневская не верит, что может лишиться сада. Из сентиментальности она не слушает советов Лопахина сдать сад в аренду дачникам: «Дачи и дачники – это так пошло». Героине кажется, что все образуется само собой…

Брат Раневской, Гаев, считает себя либералом и говорит, что пострадал за свои убеждения. Этот герой очень переживает по поводу продажи имения. Чтобы скрыть это, он «защищается» рассеянным поведением и словечками вроде «Кого?», «От шара направо в угол». Гаев – идеалист и романтик, совершенно неприспособленный к жизни, особенно в новых условиях. Он строит нереальные планы спасения вишневого сада: вдруг кто-нибудь оставит им наследство, вдруг Аня выйдет замуж за богача, вдруг тетушка из Ярославля даст денег? Но он ничего не сделал, чтобы действительно спасти свое имение. Мы понимаем, что Гаев на это не способен — у него нет ни силы воли, ни хватки, чтобы сохранить свою «родину».

Попытаться спасти вишневый сад Раневской помогает Лопахин – богатый купец, многим обязанный Любови Андреевне. Он предлагает ей разбить сад на участки и сдавать в аренду под дачи. Но для этого нужно вырубить все деревья! Для Лопахина это — в порядке вещей, он не испытывает по поводу вишневого сада никаких ностальгических чувств, это не его прошлое. Ермолай Алексеевич лишь замечает, что сад «большой».

В конце концов, видя, что Раневская не хочет спасать свое имение, Лопахин покупает его. Наступает момент торжества героя: он, сын мужика, «малограмотный Ермолай», становится владельцем дворянского имения, где его «отец и дед были рабами»! В этот момент Лопахин уже не задумывается о чувствах бывших хозяев вишневого сада, он счастлив, он смеется и радуется…

Таким образом, Чехов показывает, как постепенно хозяевами России становятся другие люди: малообразованные, но хваткие, трудолюбивые и целеустремленные. Им чужды дворянская культура и мировоззрение. Они насаждают свои порядки и ценности. Мне видится, что драматург с сожалением и тоской пишет об этом.

Спасти вишневый сад могли бы молодые люди, живущие в имении — дочь Раневской Аня, студент Петя Трофимов. Эти герои молоды, полны сил и энергии, но они увлечены совершенно другими идеями – преобразить целый мир, создать прекрасное будущее для всего человечества. Что им старый вишневый сад! Для Ани он является символом всего старого и косного, к имению матери она не испытывает никаких тёплых чувств. Девушка считает, что русское дворянство виновато перед и должно искупить свою вину. Именно этому Аня и хочет посвятить свою жизнь вместе с Петей Трофимовым.

Трофимов ругает все то, что тормозит развитие Росси, – «грязь, пошлость, азиатчину», критикует российскую интеллигенцию, которая ничего не ищет и не работает. Но герой не замечает, что сам он — яркий представитель такой интеллигенции: красиво говорит, ничего при этом не делая. Характерная для Пети фраза: «Дойду или укажу другим путь, как дойти…» до «». Ему тоже нет дела до вишневого сада. Планы Трофимова гораздо масштабней — осчастливить все человечество!..

Мы убедились, что в пьесе нет героя, способного спасти вишневый сад — символ уходящей России. Можно сказать, что в его гибели виновны все: и Раневская с Гаевым, и Аня с Петей Трофимовым, и Лопахин. Но, в то же время, — чья вина, что эпоха вишневых садов безвозвратно ушла? Раневская и Гаев, люди уходящей жизни, не виноваты в том, что жили беспечно и легкомысленно, ничего не решая. Аня и Петя не виноваты в том, что их увлекают другие идеи — веяния нового времени. Лопахин абсолютно прав с точки зрения своих ценностей и представлений о том, что хорошо и что плохо.

Я считаю, что Антон Павлович Чехов показал в своей пьесе неизбежный процесс: на смену одной эпохе приходит другая. Таков закон жизни. По большому счету, человек ничего не в силах изменить, ему остаются только воспоминания и ностальгия по ушедшему времени.

«Вишневый сад» — это лирическая пьеса Антона Павловича Чехова, жанр которой сам автор определил как комедия. Хотя я больше отнесла бы ее к трагедии. Основными темами пьесы «Вишневый сад» являются: гибель дворянского сословия, что является более трагическим направлением пьесы, а также тема будущего России и ее развития, которая является всего происходящего.

Россия прошлого, отжившая свой срок, представлена в произведении в образах Любови Раневской и Гаева. Для обоих героев вишневый сад значит очень много, он дорог как воспоминание о детстве и счастливом времени, проведенном в поместье. Но они не осознают, что сами своими действиями, своим нежеланием понять, что жизнь не стоит на месте погубили свой сад. Даже, несмотря на то, что дом с садом выставлены на торги, они не осознают, настолько серьезно их положение.

Но самое главное – они не хотят решать свою проблему и верят, что все образуется само по себе.

Лопахин, предприимчивый купец-промышленник, предлагает владельцам способ поправить их финансовое положение. Но Раневская с братом категорически отказываются от предложения Лопахина, ведь продажа или сдача участков сада в аренду кажутся им недопустимыми. Кроме того, сама помощь Лопахина кажется им оскорбительной, ведь как они – дворяне могут принимать помощь от сына крепостного. Но, несмотря на все переживания по поводу продажи поместья и слова о том, что она не может жить без Родины, после торгов, Раневская с легким сердцем уезжает за границу.

На мой взгляд, в этом произведении Чехов пытается показать процесс разложения дворянского сословия.

В свое время дворяне составляли элиту общества и основу государства. Однако со временем, в результате реформы Екатерины 2, появляется поколение дворян, которые перестали приносить пользу обществу и только пользовались благами своего положения. такого поколения и являются Раневская и ее брат Гаев. Порой кажется, что герои нравственно инфантильны и вообще не воспринимают жизнь всерьез. Так настроение Раневской может в мгновение поменяться с истерически-слезливого до веселого и оживленного, а Гаев несет полную околесицу, не задумываясь над тем, что он говорит, и не отвечая за свои слова. Этих людей не заботит не только судьба России, но и людей, которые их окружают. Они даже не вспомнили о своем самом преданном слуге Фирсе и оставили его в закрытом пустом доме.

И вот этому времени пришел конец.

Однако, не все так трагично. Вместе с гибелью дворянства, появляется людей таких, как Лопахин, которые способны обеспечить будущее России и помочь ей выстоять в трудные времена. Ведь Лопахин умен и скромен. Он помнит о своем происхождении и не притворяется аристократом.

Несмотря на то, что Лопахин — практичный человек и смотрит на вишневый сад не как на , а как на источник дохода, он любит и восхищается Россией и ее громадными размерами: «…Иной раз, когда не спится, я думаю: господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по настоящему быть великанами…»

Но, как мне кажется, Чехов связывает будущее развитие страны с такими людьми, как Петя Трофимов и Аня. Эти персонажи выделяются среди остальных своим революционным мышлением. В особенности вдохновляет речь Пети: «Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест… Мы отстали, по крайней мере, лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку». Выход из сложившейся ситуации герой видит в том, чтобы своим примером указать другим путь к иной, лучшей жизни.

В этом и заключается позитивный посыл Чехова и его вера в то, что с «вырубкой вишневого сада» для России жизнь не заканчивается, а только начинается.

Обновлено: 2018-05-15

Внимание!

Ctrl+Enter

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Пьеса «Вишневый сад» — А.П. Чехова. Она была поставлена на сцене Художественного театра в 1904 году. Наступает XX век, и Россия становится капиталистической страной, страной фабрик, заводов и железных дорог . Этот процесс ускорился после освобождения крестьянства. Черты нового относятся не только к экономике, но и к обществу, меняются представления и взгляды людей, утрачивается прежняя система ценностей.

Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской. Социальный конфликт пьесы — конфликт уходящего дворянства с пришедшей ему на смену буржуазией. Результат этого конфликта — вырубка вишневого сада. Так кто же виноват в гибели сада? Обратимся к героям комедии.

Любовь Андреевна Раневская — это уже не Николай Петрович Кирсанов из романа Тургенева «Отцы и дети», который пытается приспособиться к новым веяниям и делает попытки перестроить хозяйство. К концу девятнадцатого века после отмены крепостного права помещиков разорилась. Дворянство, привыкшее праздно жить, тратить, но не наживать, не сумело перестроиться, приспособиться к новым условиям. Любовь Андреевна давно уже «спустила» все свое состояние, ее имение заложено и перезаложено, но она в силу привычки не может изменить расточительный образ жизни. Раневская не понимает, что наступившее время требует от нее постоянных усилий, необходимых для материального выживания.

Любовь Андреевна живет эмоциями, воспоминаниями о прошлом, она растеряна, сломлена всем происходящим и, скорее всего, просто боится думать о настоящем. И если ее можно понять — ведь эта женщина избалована многолетней праздной привычкой просто порхать по жизни, то ее брат Гаев — смесь тупого самомнения о своей значительности и полнейшей ничтожности во всем. Гаев заявляет, что все свое состояние он «проел на леденцах». В таком-то возрасте старый лакей Фирс одевает его! Это важная деталь в обрисовке характера Гаева. Чехов в дневнике писал: «Вся Россия — страна каких-то жадных и . Они ужасно много едят, пьют, любят спать днем и ужасно храпят…» Гаев завершает галерею «лишних людей » в русской классической литературе . Его длинные речи — это всего лишь пародия.

Конфликт с жизнью разрешается в пользу торжествующего Лопахина, «хищного зверя» по определению Пети Трофимова. Лопахин — явная противоположность бывшим владельцам вишневого сада. Беспечности и непрактичности старых хозяев противопоставлены энергия и хозяйственная целеустремленность. Он прямой потомок тех, «чьи лица глядят с каждого вишневого дерева в саду». Лопахин — потомок крепостных, которые работали на Раневских. Он ликует, купив имение. Трофимов говорит о Лопахине: «Как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается на пути, так и ты нужен».

Чехов ясно видел и понимал хищническую природу капитала. Приобретательство калечит человека, становясь его второй натурой. Тонкая, нежная душа Лопахина рано или поздно загрубеет, потому что «коммерсант» в нем всегда будет брать верх. Эмоции и нажива — несовместимые понятия. И все же Лопахина потрясают слезы Раневской, он умен и понимает, что не все можно купить и продать, но практицизм «мужика» побеждает в нем. Но какую новую жизнь можно построить, загубив прекрасный вишневый сад и отдав землю под дачи? Жизнь и красота разрушены. Дачники дополнят то, что начал Лопахин.

Чехов четко показал полную деградацию и моральное оскудение дворянства, разложение его как класса. Распад завершает его экономическое разложение. Но, по мнению Чехова, капитализм тоже временное явление, потому что несет с собой разрушение. Петя советует Лопахину «не размахивать руками». Что это значит? В эти слова Чехов вкладывает большое сомнение в целесообразности действий Лопахина.

Герои по-разному видят свое будущее. Раневская считает, что ее жизнь кончена, Трофимов и Аня даже в какой-то мере рады продаже сада, потому что это дает им шанс начать новую жизнь и вырастить свой сад. Вишневый сад — это символ прожитого, и с ним уходят Фирс и Раневская. Старого лакея Фирса забывают. Он остается в пустом, заколоченном доме, где, вероятно, умрет не от старости, а от голода и жажды, покорно приняв смерть, понимая, что свое прожил и в его годы смешно цепляться за жизнь.

Так кто же все-таки виноват в гибели вишневого сада? Я думаю, что виновных нет. Россия стояла на перепутье. Чехов в своей пьесе показал, что не было изжито до конца еще прошлое и не наступило окончательно настоящее, но уже проглядывает будущее. И поэтому в такое время не могло быть виноватых или невиноватых.

«Вишневый сад» — итог писателя. Этой пьесой Чехов завершил идейное развенчание дворянства, начатое романом Тургенева «Отцы и дети». За сорок лет, прошедших после отмены крепостного права, дворянство в значительной степени утратило свои экономические позиции, стало постепенно сходить с арены и перестало играть роль господствующего класса.

Первая постановка пьесы Чехова «Вишневый сад» не была понята зрителями. Актеры пытались сыграть драму. Этим они нарушили авторский замысел, ведь Чехов точно обозначил жанр своего произведения — комедия. проблема жанра «Вишневого сада» вызывала самые противоречивые мнения. Но истина была на поверхности. В своей пьесе Чехов представил еще одну сцену общей «человеческой комедии », которую сами люди играют каждый день. Главное событие пьесы — продажа с аукциона имения помещицы Анны Андреевны Раневской и ее брата Гаева. Это центральное событие организует всех действующих лиц комедии. Странно то, что хозяева сада даже не пытаются его спасти, выкупить. Они только горюют, причем не столько по саду, сколько по ушедшему времени. Более того, накануне торгов эти герои устраивают дорогостоящий бал в доме. Что же губит этот сад? В пьесе этот образ имеет конкретный и символический смысл . Вишневый сад когда-то приносил богатые плоды, славился на всю Россию. Теперь, ранней весной, он зацвел белыми, прекрасными цветами. Но хозяева всегда находятся вне его пространства. Они смотрят на сад из окна, видят его издалека, но ни разу не зайдут в него. Все действующие лица пьесы противоестественны. Купец Лопахин, который претендует на этот сад, обладает душой артиста. Ему дорога Раневская, здесь вырос он сам. Из этих мест происходил его отец — простой крестьянин, который вскоре сумел разбогатеть. Лопахин собирается вырубить старый сад и арендовать освободившуюся территорию дачникам. Компаньонка Раневской, Шарлотта Ивановна, не знает своих родителей, не имеет паспорта. Она развлекает гостей своими забавными фокусами. Характер этой женщины поразительно напоминает поведение Раневской. Единственный правдоподобный персонаж в пьесе — это старый слуга Фирс. Только он является истинным хранителем вишневого сада. Но о нем забывают так же, как о саде, запирают в опустевшем заколоченном доме. Все действие пьесы напоминает фарс. Создается ощущение, что все герои связаны лишь случайными связями. Они ведут призрачную, несчастливую жизнь. Раневская, прямая наследница вишневого сада, в свое время навлекла на себя гнев родителей. Здесь погиб ее маленький сын . Долгое время Раневская прожила заграницей. Она привыкла сорить деньгами, делает вид, что не понимает значения происходящего. Эта героиня тратит деньги своей юной дочери Ани, которые присылает племяннице ростовская тетушка. Брат Раневской, Гаев, в буквальном смысле проел на леденцах и бильярде родовое состояние. Все эти важные детали говорят о практической неприспособленности героев к жизни. То и дело Раневской присылают телеграммы из Парижа. Сначала она делает красивые позы, не читает их. Но в четвертом действии «неожиданно» принимает решение уехать за границу. Дворяне больше не могут полностью отвечать за свои ничтожные поступки. Это означает, что такие хозяева ведут сад к гибели. Но винить в рубке сада только Раневскую и Гаева было бы несправедливо. Фактически они рады избавиться от него, в саду их ничто не держит. Вековые дворянские традиции уже не имеют былого значения. Наступает новая эпоха, время упадка «дворянских гнезд». Оно опасно не только коренными переменами в жизни общества, но и разрывом человеческих отношений. Истинные чувства подменяются у этих героев иллюзией. Именно поэтому любовные линии Яши и Дуняши, Пети и Ани, Лопахина и Вари не привели к подлинному расцвету чувства. Конфликт между героями находится вне их воли. Не они одни виноваты в происходящих событиях. Во многом влияет «все имеющиеся сложение жизни в целом». В бытовом течении жизни, домашних разговорах, будничных отношениях проступают противоречия, глубинные социальные конфликты . У всех героев пьесы наблюдается внешняя и внутренняя дисгармония, «нескладица». В доме Раневской царит общее неблагополучие. Олицетворение этого явления — конторщик Епиходов. Его называют «тридцать три несчастья». Епиходову не везет во всем. Герой вынужден каждый раз брать деньги в долг. Даже когда он садится, под ним постоянно ломается стул. Общее неблагополучие коснулось и Вари. В последнем акте ее ключи от имения находятся уже в руках купца Лопахина. Вишневый сад предложил рубить именно он. Недаром в конце комедии за сценой раздается стук топора. Решение Лопахина экономически оправдано. Сад давно утратил былое хозяйственное значение. Но это один из самых редких садов России, это ее достояние, однако подобное обстоятельство не помешало Лопахину начать уничтожать его. Есть в пьесе молодая пара, которая противостоит старшему поколению своим отношением к жизни. Это совсем юная дочь Раневской — Аня и Петя Трофимов, который в свое время был репетитором у сына Раневской. Они не являются главными героями пьесы и стоят в стороне от основного события. Аня могла бы стать наследницей матери и дяди. Но ей нечего наследовать из-за легкомысленного поведения своих родственников. Духовная жизнь девушки сложилась вне традиций ее семьи. Автор уделяет особое внимание изображению этих героев. Он описывает прозрение Ани под влиянием Пети Трофимова. Петя внушает девушке мысль о бесплодности праздного существования, вызывает в ней стремление приобщиться к иной, наполненной смыслом и пользой жизни. Аня очень любит свой дом, фамильный сад. Но «вечный студент» всячески убеждает ее в том, что продолжение прошлой жизни здесь безнравственно: «Ведь так ясно. Чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом». Аня весело расстается с погибшим имением: «Начинается новая жизнь , мама. Мы насадим новый сад , роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама!». В этих словах Ани звучат мысли Пети Трофимова о том, что «вся Россия — наш сад». Эти молодые герои далеки от быта усадьбы. Свои будни они проводят в разговорах. Вся их роль в пьесе сводится к переоценке прошлого и подготовке будущего. Аня и Петя уже далеки от сада. Он олицетворяет для них ушедшее время. Поэтому винить этих героев в гибели сада неправомерно. Но неужели все персонажи так равнодушны к вишневому прекрасному саду?! Чехов — сложный, тонкий художник слова. Он никогда не дает прямых ответов на поставленные вопросы. Читатель сам должен подумать и найти решение. Думаю, что в гибели вишневого сада виновато время. Именно время — главный герой этой пьесы, ее основная движущая сила. Сад — своеобразный символ двух систем ценностей: хозяйственных и духовных. Это многогранный образ. Сад олицетворяет традиции. Таков закон жизни: старое должно уступить место новому. В то время, когда была написана комедия, вся Россия переживала кризис. Все новое более действенно. Сад — это определенный этап жизни героев. Как бы ни жалели его одни, ни стремились забыть о нем другие, этот образ навсегда останется частью их жизни. Люди часто боятся перемен, идеализируют прошлое, беспомощно цепляются за него. Герои пьесы не способны строить иное будущее. Жить в ногу со временем, быть хозяином своей судьбы, каждую минуту творить что-то доброе — вот к чему призывает нас автор «Вишневого сада».