А.А. Фета принято считать великолепным мастером пейзажа. В этом отношении его стихи могут легко соперничать с полотнами живописцев. В передаче тонов и полутонов, неуловимого перехода от света к тени ему, пожалуй, нет равных, что позволяет назвать его поэтом-импрессионистом. Такая особенность лирики Фета объясняется, на мой взгляд, тем, что в его стихах описание природы неотделимо от самых сокровенных — любовных и творческих — переживаний лирического героя, тесно сопряжено с ними.
В стихотворении «Какое счастие: и ночь, и мы одни!..» поэт уже в одной этой первой строке рисует картину свидания лирического героя с его возлюбленной, передаёт переживаемый героем восторг, настраивает читателя на определённую лирическую волну. Очарование чудесной ночи выражено словами, обозначающими блеск, свечение. Поэт не прибегает к ярким эпитетам, но пейзаж при этом предстаёт зримым, он запечатлён не фотографически, а в сиянии и сверкании речных и звёздных бликов:
Река — как зеркало и вся блестит звездами…
Изображённый пейзаж своеобразен тем, что он воспринимается не отстранённо, а глазами лирического героя, который находится как бы в самом центре этой волшебной ночи. Третья и четвёртая строки создают ощущение глубины, чистоты и необъятности ночного неба, что соответствует искренности чувства, безраздельно владеющего героем:
А там-то… голову закинь-ка да взгляни:
Какая глубина и чистота над нами!
Восторг переполняет лирического героя. Этим объясняется присутствие в стихотворении восклицательных предложений, повторяющихся восклицаний с использованием экспрессивного междометья «О!»: «О, называй меня безумным!», «О, слушай! о, пойми!». Высокая степень любовных переживаний лирического героя выражается при помощи градации («не могу молчать, не стану, не умею») — этот приём позволяет усилить общую интонацию второй строфы и её последнего стиха, передать предельный накал чувства, неподвластного разуму. Этой же цели служит, на мой взгляд, применение стилистически однородных конструкций, ритмических параллельных повторов в пределах двух смежных стихов:
Сравнение философской лирики тютчева и фета. Изображение времен ...
... Тютчева и Фета, вернее, их устремленность к вечным, вневременным проблемам, современники отдавали должное их мощному лирическому таланту Весьма показательна тургеневская оценка: "О Тютчеве не спорят, кто его не чувствует, тем ... миру. Рассмотрим, как в лирике Тютчева и Фета при общности тематики по-своему отразилось их художественное мироощущение. Любовная лирика обоих великих поэтов пронизана ...
Я болен; я влюблён; но, мучась и любя, —
О, слушай! о, пойми! — я страсти не скрываю…
В последних двух строках стихотворения лирический герой обобщает свои переживания, облекая их в форму страстного и откровенного признания, в котором логический акцент делается на словах «тебя» и «люблю» с их повторением в разном порядке:
И я хочу сказать, что я люблю тебя —
Тебя, одну тебя люблю я и желаю!
Таким образом, стихотворение А.А. Фета «Какое счастие: и ночь и мы одни!..» построено в традиционной для этого поэта манере: из описания пейзажа берёт начало движение любовных переживаний героя, которое по мере их выражения усиливается и достигает кульминации в последнем стихе последней строфы. Это позволяет сказать, что по своей композиции, лексике, синтаксическому строю и характеру лирического героя данное стихотворение традиционно для поэзии Фета в целом.
Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004