Анализ стихотворения Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…»

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Мой гений.

История создания, Тема стихотворения, Композиция

Жанр – любовная лирика.

Стихотворный размер

Метафоры – «память сердца», «часто сладостью твоей меня в стране пленяешь дальной», «я помню голос милых слов», «приникнет к изголовью и усладит печальный сон».

Эпитеты – «память печальная», «страна дальняя», «очи голубые», «локоны златые», «вьющиеся власы», «образ милый, незабвенный», «печальный сон».

Анализ стихотворения Н.К.Батюшкова «Элегия»

08.02.2015 | 13:10 Людмила Калинина Пользователь

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Организационный момент (2 мин.) Приветственное слово. Сообщение темы урока Запись в тетрадях числа, темы урока 2. Актуализация знаний (6 мин.) — Расскажите, что вы знаете о жизни и творчестве К.Н. Батюшкова? -Какие его стихотворения произвели на вас особое впечатление? Почему? — Вспомните, что такое романтизм? Назовите признаки романтизма в лирике поэта Отвечают на вопросы, дают биографическую справку, приводят примеры из стихотворений, которые прочитали дома самостоятельно 3. Постановка учебной задачи (2 мин.) — Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что вам сегодня предстоит выяснить? Посмотрите на предложенный вам план анализа лирического текста. Цель урока – анализ стихотворения «Элегия» по предложенному плану 4. Деконструкция. Знакомство с содержанием текста (2 мин.) Выразительное, эмоциональное чтение стихотворения «Элегия» учителем Как счастье медленно приходит, Как скоро прочь от нас летит! Блажен, за ним кто не бежит, Но сам в себе его находит! В печальной юности моей Я был счастлив — одну минуту, Зато, увы! И горесть люту Терпел от рока и людей! Обман надежды нам приятен, Приятен нам хоть и на час! Блажен, кому надежды глас В самом несчастье сердцу внятен! Но прочь теперь уже бежит Мечта, что прежде сердцу льстила; Надежда сердцу изменила, И вздох за нею вслед летит! Хочу я часто заблуждаться, Забыть неверную…но нет! Несносной правды вижу свет, И должно мне с мечтой расстаться! На свете всё я потерял, цвет юности моей увял: Любовь, что счастьем мне мечталась, Любовь одна во мне осталась! (1805) Внимательно слушают чтение 5. Фронтальная работа. Беседа-анализ (8 мин) — Каким настроением проникнуто это стихотворение? (грустным, печальным, плачевное состояние героя, звучит мотив безнадежности) — В чём особенность названия стихотворения? (название совпадает с литературным жанром элегия) — Вспомните, что такое элегия? Элегия от греч. «жалоба» — лирическое стихотворение, окрашенное грустью, печалью, горечью, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, посвящённое любовным мотивам или содержащее философские размышления о жизни, о людях. — О чём же размышляет поэт?( о счастье, которое связано с любовью; счастья добиться нелегко, зато можно быстро потерять; оно эфемерно. Блажен тот, кто познал счастье или надеется на него) — А почему лирический герой не нашёл счастья долгого, вечного, прочного, почему оно такое короткое? (виновата неразделённая любовь) — Определите тему и идею данного произведения (Человеку хочется быть счастливым, любимым. Если любовь неразделённая, счастья нет. Жизнь человека превращается в мучения, страдания. Но лирический герой благороден: он не мстит своей возлюбленной за измену, он её продолжает любить и помнить. -Что вы можете сказать о композиции стихотворения? (Нет деления на строфы, оно как единое целое, но можно выделить 3 части 1)Вступление 4 строки;2)Счастье в юности3)Расставание с мечтой о счастье Определяют настроение, мотив грусти, печали. Дают определение жанра элегия

1 стр., 492 слов

Анализ стихотворения «Какое счастие: и ночь, и мы одни!..»

... люблю я и желаю! Таким образом, стихотворение А.А. Фета «Какое счастие: и ночь и мы одни!..» построено ... переполняет лирического героя. Этим объясняется присутствие в стихотворении восклицательных предложений, повторяющихся восклицаний с использованием экспрессивного ... характеру лирического героя данное стихотворение традиционно для поэзии Фета в целом. Источник: Школьные сочинения на "пятерку". Для ...

Отвечают на поставленные учителем вопросы

Приводят примеры из текста 6. Повторное чтение текста по частям, детальный анализ Социализация (6 мин) — Найдите ключевые слова и словосочетания, которые помогают понять мироощущение лирического героя, его состояние. Свяжите со словом СЧАСТЬЕ 1 часть 2 часть Читают текст по частям, выполняют задание в тетрадях, делают выводы медленно приходит прочь бежит скоро прочь летит надежда изменила блажен вздох летит счастлив одну минуту хочу забыть терпел горесть люту несносная правда обман приятен должен расстаться надежды глас внятен всё потерял цвет юности увял любовь осталась БЛАЖЕН НЕСЧАСТЛИВ

  • Как называется такой композиционный приём? (антитеза)

Называют литературоведческий термин 7. Деконструкция Работа в группах (8 мин) — А сейчас вам предстоит выполнить исследовательскую работу по языковым особенностям этого стихотворения и провести литературоведческое исследование. Класс делится на три группы 1. «Лингвисты» 2. «Языковеды» 3. «Литературоведы» Задача: найти в тексте художественные средства языка (метафоры, эпитеты, олицетворения, анафору, аллитерацию, антитезу и др.); определить особенности лексики, грамматики, синтаксиса; определить размер стиха, особенности ритмики, рифмы. Все группы должны определить, как языковые особенности произведения работают на раскрытие его темы и идеи. Работают в группах, исследуют текст по предложенным на карточках заданиям 8. Афиширование (6 мин.) — Настало время заслушать наших исследователей Отвечают, обсуждают выполненные задания 9. Рефлексия (3 мин.) Текст нами рассмотрен и с точки зрения языка, и с точки зрения литературы. — Что вам дал такой анализ? Что вы открыли для себя? Что вызвало интерес? Чего не поняли? Высказывания учащихся, размышления по поводу урока, самооценка 10. Домашнее задание (2 мин.) Написать сочинение – эссе на тему «Счастье в моём понимании»

7 стр., 3323 слов

Что значит любовь? Любовь и счастье. Любовь — лучшее чувство

... счастье, но и трагедию. Испытав настоящую любовь, влюбленные не смогут существовать друг без друга, поэтому часто с любовью ... любовь детей к родителям или привязанность домашних животных к своим покровителям. Половая – она отдает и получает одинаково, например, любовь супругов. Такое чувство может достигнуть вида совершенной взаимности ... Пройдя ряд испытаний, эти одинокие сердца нашли друг друга и ...

Ответить

Отправить

История создания

К. Батюшков написал произведение «Мой гений» в 1813 г. На создание трогательных строк его впечатлила любовь к А. Фурман. С девушкой поэт познакомился в 1812 г., его сердце воспылало искренними нежными чувствами. Мужчина готов был жениться на возлюбленной. Ее родители тоже были не прочь такого союза, зная, что Батюшков – обеспеченный дворянин.

Вот только та, кому посвящено стихотворение, относилась к любви поэта пренебрежительно. Как-то Константин Николаевич услышал разговор А. Фурман с подругами. Девушка признавалась, что брак для нее – лишь способ избавиться от наставлений и контроля родителей. Сердце Батюшкова было разбито. Он признался родителям Фурман, что не имеет достаточно средств для обеспечения семьи. Теперь отец возлюбленной Константина Николаевича был не очень рад такой партии.

Семью с Фурман молодой поэт не создал, но любовь к девушке сохранилась в его сердце на долгие годы. Она вдохновила К. Батюшкова на создание цикла любовной поэзии, который занял достойное место в русской литературе.

Тема

В стихотворении раскрывается тема искренней любви к женщине. Для ее раскрытия автор создает пейзажные и психологические зарисовки. В центре произведения два образа – лирический герой и его возлюбленная. Написаны строки от первого лица. Такая форма позволяет передать все нюансы внутреннего состояния влюбленного мужчины.

В первых стихах лирический герой обращается к «памяти сердца», признаваясь, что она сильнее рассудка. Воспоминания, которые хранятся в сердце, пленят влюбленного даже в дальних краях. Эти признания показывают, что разум не имеет власти над героем в вопросах, касающихся любви.

Постепенно память мужчины воссоздает образ любимой. Он состоит из отдельных деталей, которые сохранились в душе героя: голос, голубые глаза и вьющиеся волосы золотистого цвета. Женщину он нежно называет пастушкой, любуясь ее простой одеждой. Именно такой светлый образ всегда рядом с влюбленным. Мужчина верит, что это ангел, который оберегает его и утешает, приникнув к изголовью.

В стихотворении К. Батюшков реализовал идею о том, что над настоящей любовью не властны ни время, ни расстояния. Поэт показал, что милый сердцу образ является ангелом-хранителем, который всегда готов утешить печальную душу.

Сочинение Анализ стихотворения К.Н. Батюшкова «Элегия».

Перед нами стихотворение К.Н. Батюшкова «Элегия», написанное в 1804-1805 годах.

В «Элегии» поэт размышляет о счастье, мечте, надежде и любви.

Создаётся ощущение, что лирический герой будто смотрит на свою жизнь с высоты прожитых лет и рассуждать. Рассуждает о быстротечности и эфемерности счастья:

Как счастье медленно приходит,

Как скоро прочь от нас летит!

Это настроение помогают передать синонимы («бежит» — «летит») и антонимы («медленно» — «скоро»), антитеза («счастье» — «горесть люта) и эпитеты («печальная юность»).

Герой рассуждает об искажении представлений о счастье, считая, что не надо бежать за счастьем, нужно каждый миг быть счастливым:

5 стр., 2298 слов

Батюшков, «Мой гений»: анализ стихотворения. История любви, вдохновившая поэта

... Батюшков творил в эпоху расцвета романтизма. Его стихотворения проникнуты грустью и тоской. По жанру стихотворение «Мой гений» является элегией, так как в нём передаются глубоко личные переживания поэта, ... Анализ стихотворения Батюшкова «Мой гений» В жизни каждого поэта были роковые встречи, и Константин Батюшков ... глаза; вьющиеся волосы золотого цвета. Герой любуется ее простой одеждой, ласково ...

Блажен, за ним кто не бежит,

Но сам в себе его находит!

Надежду и мечту он считает приятным обманом («обман надежды нам приятен»), понимая, что бывают минуты, когда человеку очень важно надеяться на лучшее.

Но герой не способен обманываться надеждой и мечтой, потому что в силу жизненного опыта видит реальное положение дел:

Хочу я часто заблуждаться,

Забыть неверную… но нет!

Несносной правды вижу свет,

И должно мне с мечтой расстаться!

Но чувствуется в стихотворении и разочарование, и горечь («надежда сердцу изменила»).

Их помогают передать сравнение («надежда-обман») и эпитеты («несносная, нестерпимая правда»).

В последних строках автор говорит о любви:

Любовь, что счастьем мне мечталась,

Любовь одна во мне осталась!

Мне кажется, что именно в этих строках любовь приравнивается к счастью, это придаёт радость и жизнерадостность стихотворению.

Элегия является смешением сентиментализма (личные чувства, переживания) и романтика (высокие стремления к счастью).

Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Она написана четырёхстопным ямбом.

Я считаю, что в этой элегии Батюшков заключил свою жизненную философию, своё отношение к действительности, окружающему миру.

Полезный материал по теме:

  1. Анализ стихотворения «Бородино» Лермонтов
  2. Анализ стихотворения Инны Кабыш
  3. Анализ стихотворения А.Блока “Россия”
  4. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Фонтан»
  5. Анализ стихотворения «Мы футуристы» Д. Бурлюка

Средства выразительности

Художественные средства, использованные в произведении, служат для создания образа любимой женщины и передачи чувств лирического героя. Главную роль в произведении играют эпитеты : «память печальная», «страна дальняя», «очи голубые», «локоны златые», «вьющиеся власы», «образ милый, незабвенный», «печальный сон». Они придают описываемым картинам выразительности. Метафоры – основной инструмент для воспроизведения внутреннего состояния влюбленного мужчины: «память печальная», «страна дальняя», «очи голубые», «локоны златые», «вьющиеся власы», «образ милый, незабвенный», «печальный сон».

аллитерацию

Анализ стихотворения «Элегия»

0

(0)

Стихотворение Н. А. Некрасов посвятил своему другу А. Н. Еракону. Поэт послал ему «Элегию» в день именин вместе с письмом: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу». Поводом же к написанию этого произведения стало выступление историка литературы О. Ф. Миллера, в котором он утверждал, что поэт стал повторяться и что «непосредственное описание страданий народа Некрасовым исчерпано».

9 стр., 4414 слов

Воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора ...

... на южную Италию, где жил поэт Ивик, произведения которого носят чисто эротический характер. ... эклог (так назывались в Риме короткие стихотворения), отчасти подражающих Феокриту; вкладывая в уста ... элегии и застольные песни сочиняли Ион Хиосский, Дионисий афинянин, Критий афинянин и др. Из лириков ... появляются весьма рано у всех европейских народов. Старейшие упоминания о славянских песнях восходят ...

Жанр произведения указан в его названии — элегия. В переводе с древнегреческого языка элегия — жалоба; она передаёт грустные переживания, как правило, любовные. К этому жанру обращались многие поэты-романтики: Баратынский, Жуковский, Батюшков. Некрасов изменил традицию — написал грустные размышления о судьбе русского народа после реформы 1861 года, отменившей крепостное право. Композиционно стихотворение делится на три части. Первая часть — зачин, в котором поэт обращается к юношеству и определяет тему своего произведения. Вторая часть — развитие темы; автор формулирует своё представление о назначении поэта. Третья часть — концовка; поэт размышляет о судьбе русского народа. Начинается и заканчивается стихотворение одним и тем же мотивом — автор говорит о народных страданиях, а значит, композицию стихотворения можно назвать кольцевой. Лирический герой стихотворения считает, что для поэта нет предмета достойнее и значительнее, чем «Толпе напоминать, что бедствует народ / В то время, как она ликует и поёт, / К народу возбуждать вниманье сильных мира … » , Эти строки звучат взволнованно и даже торжественно. Поэт определяет тему своего творчества в целом и этого произведения в частности — «страдания на- рода». Есть в «Элегии» строки, которые явно перекликаются со стихотворением Пушкина «Деревня». Некрасов: … Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет Муза, И в мире нет прочней, прекраснее союза! .. Пушкин: Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам … Этой реминисценцией Некрасов хочет обратить внимание читателя на то, что со времён Пушкина в жизни народа ничего не изменилось, хотя уже 13 лет прошло после отмены крепостного права. Как и полагается в элегии, в «Элегии» Некрасова тоже есть описательная часть. Поэт рисует картину жизни послереформенной русской деревни. Он восхищается и природой, и трудом крестьян. Но заканчивается строфа риторическими вопросами: Сносней ли стала ты, крестьянская страда? И рабству долгому пришедшая на смену Свобода, наконец, внесла ли перемену В народные судьбы? в напевы сельских дев? Иль так же горестен нестройный их напев … Но размышления эти слышит лишь окружающий его пейзаж: «И песнь моя громка! .. / Ей вторят долы, нивы, / и эхо дальних гор ей шлёт свои отзывы, / и лес откликнулся … Природа внемлет мне … ». А как же народ, о чьей судьбе так беспокоится поэт? « Увы! не внемлет он — и не даёт ответа … » .

Автор использует умолчание не только после риторических вопросов и восклицаний, но и в конце стихотворения. Народ не слышит его вопросов. Поэта поражает долготерпение крестьян. Они так привыкли быть зависимыми, что продолжают по привычке нести трудовую повинность. Освобождение от крепостного права не принесло ожидаемых перемен в судьбе русского народа. В этом и заключается идея «Элегии» Некрасова. Оглядывая свой жизненный путь, лирический герой восклицает: «Я лиру посвятил народу своему … » — эта строчка стала лейтмотивом, девизом, сущностью всего творчества Некрасова. Поэт использует самые разнообразные средства художественной выразительности. В стихотворении много ярких эпитетов (сладкие слёзы; красный день; золотая жатва; довольное дитя, тайные вопросы), использовано олицетворение (и лес откликнулся), метафора (служить им будет Муза), сравнение (как тощие стада по скошенным лугам), анафора (И эхо дальних гор … И лес откликнулся).

6 стр., 2535 слов

Гражданская война как трагедия народа — по произведению М. А. ...

... быть на войне и оказаться вне ее, невозможно. Гражданская война как трагедия народа в «Тихом Доне» прошла красной линией через образ главного героя. Отличие гражданской войны Самая страшная из войн – гражданская. В ... в 1919 году, трагедия защитников революции, гибнущих за народное дело. Это трагедия революции и Гражданской войны, раскрытая через судьбы героев романа. Народ, его прошлое, настоящее ...

Поэт включает в произведение высокую лексику (лира, внемлет, внимаю, влачатся, рок, девы).

Он использует восклицательные предложения (каждый в бой иди!), риторические вопросы (Чему достойнее служить могла бы лира?), фразеологические обороты (сильные мира) и умолчания — это приближает стиль произведения к публицистическому. Стихотворение написано шестистопным ямбом с пропусками ударений (традиционной для элегий строкой), рифмовка — перекрестная.

0 / 5. 0